Научная статья на тему 'САМОКОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

САМОКОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мишин Иван Юрьевич, Савкина Наталья Валентиновна

В данной работе представлены результаты социального опроса по темам демонстрирующим отношение студентов к самостоятельному контролю за своим физическим развитием, функциональным состоянием и применяемой в процессе тренировки или занятия физической нагрузкой. Изложены существующие определения самоконтроля, цели его проведения, современные приемы и виды, рекомендованные специалистами, спортивными врачами, а также авторами программ тренировок. Обоснована необходимость применения помимо субъективных показателей (сон, самочувствие, аппетит, настроение, работоспособность) таких объективных показателей, как должный вес, частота сердечных сокращений, индекс Кетле и проба Руфье. Соответственно, приведены методики их расчета и оценки. В результате анализа данных сделан вывод о необходимости проведения самоконтроля с целью поддержания высокого уровня состояния здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-CONTROL OVER THE STATE OF HEALTH IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION BY STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES

This paper presents the results of a social survey on topics that demonstrate the attitude of students to self - control over their physical development, functional state and physical activity used in the course of training or exercise. The existing definitions of self - control, the goals of its implementation, modern techniques and types recommended by specialists, sports doctors, as well as the authors of training programs are described. In addition to subjective indicators (sleep, well - being, appetite, mood, performance, etc.), objective indicators such as proper weight, heart rate, Quetelet index and the Roufier test are justified. Accordingly, the methods of their calculation and evaluation are given. As a result of the data analysis, it was concluded that self - monitoring is necessary in order to maintain a high level of health.

Текст научной работы на тему «САМОКОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 796-057.875:613.73-026.17

САМОКОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

SELF-CONTROL OVER THE STATE OF HEALTH IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION BY STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES

Мишин Иван Юрьевич

студент

Политехнический институт имени Н. Н. Поликарпова Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Mishin Ivan Yuryevich student

Polytechnic Institute named after N. N. Polikarpov Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Научный руководитель: Савкина Наталья Валентиновна

старший преподаватель кафедра физвоспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия

Scientific supervisor: Savkina Natalia Valentinovna

senior lecturer department of physical education Orel State university named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В данной работе представлены результаты социального опроса по темам демонстрирующим отношение студентов к самостоятельному контролю за своим физическим развитием, функциональным состоянием и применяемой в процессе тренировки или занятия физической нагрузкой.

Изложены существующие определения самоконтроля, цели его проведения, современные приемы и виды, рекомендованные специалистами, спортивными врачами, а также авторами программ тренировок. Обоснована необходимость применения помимо субъективных показателей (сон, самочувствие, аппетит, настроение, работос-пособность) таких объективных показателей, как должный вес, частота сердечных сокращений, индекс Кетле и проба Руфье. Соответственно, приведены методики их расчета и оценки. В результате анализа данных сделан вывод о необходимости проведения самоконтроля с целью поддержания высокого уровня состояния здоровья.

Abstract. This paper presents the results of a social survey on topics that demonstrate the attitude of students to self-control over their physical development, functional state and physical activity used in the course of training or exercise.

The existing definitions of self-control, the goals of its implementation, modern techniques and types recommended by specialists, sports doctors, as well as the authors of training

programs are described. In addition to subjective indicators (sleep, well-being, appetite, mood, performance, etc.), objective indicators such as proper weight, heart rate, Quetelet index and the Roufier test are justified. Accordingly, the methods of their calculation and evaluation are given. As a result of the data analysis, it was concluded that self-monitoring is necessary in order to maintain a high level of health.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, здоровье, студенты.

Keywords: physical education, sports, healthy lifestyle, health, students.

Актуальность. В настоящее время эпидемиологическая обстановка накладывает серьезные ограничения как на организации, предоставляющие культурно-оздоровительные услуги, так и на образ жизни каждого человека. Социальная изоляция стала необходимым средством предотвращения распространения вируса Covid-19. В результате у многих людей закономерно снизилась физическая активность, а ослабление иммунитета стало проблемным фактором. Поэтому в современных условиях особенно важно уметь правильно оценивать состояние здоровья и текущую физическую активность, с целью принятия оптимального решения по сохранению и укреплению своего здоровья, поддержанию хорошей физической формы.

Самоконтроль - это наблюдение на постоянной основе за состоянием своего здоровья, переносимостью различных нагрузок, также за физическим развитием организма [1].

Цель исследования. Основная задача представленной работы заключается в определении главных критериев и методов проведения самостоятельного самоконтроля состояния физического здоровья. Опрос проводился среди студентов технических специальностей Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева 1 и 2 курсов. Он состоял из вопросов, касающихся как занятий физической культурой в рамках учебного процесса, так и факультативных занятий в свободное время. Было опрошено 56 респондентов.

Постоянные наблюдения за физическим состоянием своего организма, а также анализ влияния различных упражнений и видов спорта являются главной целью самоконтроля [1].

Для достижения положительного эффекта, необходимо придерживаться определенной последовательности при проведении самостоятельного контроля.

Таблица 1

Виды самостоятельного контроля и их последовательность

Название Время проведения

Предварительный В начале занятия физической культурой

Этапный Через неделю/месяц/четверть после начала активного занятия физической культурой или спортом

Текущий При каждом занятии физкультурой и спортом

Оперативный Перед началом занятия, во время и в конце занятия

Итоговый Через полгода - год после начала физически активных занятий

Полные данные самоконтроля учитываются с помощью двух видов показателей: субъективных и объективных.

К субъективным показателям относятся «промежуточные» виды контроля, такие как предварительный, этапный, текущий, оперативный [1]. Они не позволяют точно определять состояние, однако занимающийся может самостоятельно оценить готовность к занятиям физической культурой [1].

Таблица 2

Субъективные показатели самоконтроля

Название Общая характеристика Виды

Самочувствие Показатель, характеризующий влияние физических нагрузок на организм. Подразделяется на хорошее, удовлетворительное Хорошее

Удовлетворительное

Неудовлетворительное

Настроение Показатель, характеризующий психологическое состояние людей, занимающихся физической культурой Хорошее

Удовлетворительное

Плохое

Утомление Состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности, в следствие физического или психологического перенапряжения Сильное

Среднее

Незначительное

Сон Средство восстановления работоспособности организма после длительных физических нагрузок Спокойный

Беспокойный

Аппетит Потребность организма в энергетических веществах Хороший

Плохой

Работоспособность Показатель внешних факторов, а также возможностей человека трудиться с максимальной отдачей и продуктивностью Повышенная

Нормальная

Пониженная

Переносимость нагрузок Показатель, оценивающий правильность распределения физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося Хорошая

Средняя

Плохая

К объективным показателям относят данные о состоянии организма, которые можно выразить количественно, и сравнить с определенными стандартами [1]. Наи-

более доступными методами определения данных показателей, измеренных с помощью антропометрических проб, являются методы стандартов и индексов [1].

Таблица 3

Объективные показатели самоконтроля

Название Формула или метод измерения

Должный вес По формуле Купера: Р = — 128) • 0,453 — для мужчин Р = — 108) • 0,453 — для женщин где Р — вес (кг), Ь — рост (см)

Индекс массы тела (индекс Кетле) Р ИМТ = ~Т ¿2 где Р — вес (г), Ь — рост (см)

Частота сердечных сокращений (ЧСС) Самыми распространенными для измерения являются четыре точки на теле человека: на поверхности запястья над лучевой артерией, у виска над височной артерией, на шее над сонной артерией и на груди, непосредственно в области сердца. Для определения ЧСС пальцы руки накладывают на указанные точки так, чтобы степень контакта позволяла пальцам чувствовать пульсацию артерии

Ортостатическая проба После отдыха в течение 5 минут лежа на спине подсчитывается пульс в положении лежа, далее испытуемый встает и, простояв одну минуту, подсчитывается пульс стоя.

Проба Руфье „п ас+±1+±2) — 200 ИР =-—- 10

Давление крови в артериях Для возраста до 50 лет: АДтах = 102 + (0,6 • возраст) АДтгп = 63 + (0,6 • возраст) Формула для возраста до 20 лет: АДтах = 1,7 • возраст + 83 АДШ{П = 1,6 • возраст + 42

Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) Исследование проводят стоя. Испытуемый делает 2-3 глубоких вдоха и выдоха, после чего делает максимально глубокий вдох и, взяв в рот мундштук, равномерно выдыхает в спирометр максимально возможное количество воздуха, напрягая все дыхательные мышцы, включая и брюшной пресс. Выдох испытуемого не должен быть замедленным или форсированным. Продолжительность выдоха должна быть в пределах 4-8 секунд. Во время исследования дыхательного объема испытуемый должен держать спирометр за корпус так, чтобы не препятствовать свободному выходу воздуха из прибора. Величину ЖЕЛ в литрах определяют по шкале спирометра. После исследования, поворачивая крышку спирометра, вновь устанавливают шкалу спирометра так, чтобы стрелка совпала с нулевым делением шкалы. Измерение ЖЕЛ проводят 3 раза и вычисляют среднюю арифметическую величину.

Оценка жизненной емкости легких Юноши: ДЖЕЛ = (40 • рост (см) + 30 • вес (кг)) — 4400 Девушки: ДЖЕЛ = (40 • рост (см) + 10 • вес (кг)) — 3800

_Продолжение табл. 3

1 2

Проба Генчи После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Нетренированные люди способны задержать дыхание на 25-30 с, а занимающиеся физической культурой 40-60 с.

Проба Штанге После короткого отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких, полных вдоха и выдоха, а затем, сделав спокойный вдох примерно на 2/3 от полного, задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами (или спортивным зажимом для плавания). Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Сразу после возобновления дыхания снова подсчитывается пульс за 30 секунд.

Результаты исследования. По результатам ответов студентов на первый вопрос: «Знали ли Вы о методах самоконтроля до начала обучения в ВУЗе?», можно сделать вывод, что большинство опрошенных (78%) не слышали о необходимости соблюдения определенных правил, 17% - слышали, но не соблюдали и лишь 5% респондентов (в основном те, кто занимается физической культурой и спортом не только в рамках учебного процесса) знали про самоконтроль и регулярно проводили измерения объективных показателей (рис.1).

Рис. 1. Опрос студентов об информированности о методах самоконтроля

После того, как опрошенные студенты узнали о методах самоконтроля физического здоровья им было предложено провести измерение объективных показателей. Субъективные показатели не оценивались, т.к. они не имеют определенных стандартов, индивидуальны для каждого человека и могут меняться в течение небольших промежутков времени.

После сравнения результатов измерения объективных показателей со стандартами, чуть больше половины студентов (55%) узнали, что их физическое здоровье находится на хорошем уровне, треть опрошенных (31%) имеют нормальный уровень

физического здоровья и лишь 3% могут похвастать «богатырским» здоровьем (рис.2).

Рис. 2. Опрос студентов об объективной оценке состояния физического здоровья

С целью выявления наиболее действенных способов приобщения студентов к поддержанию и улучшению уровня своего физического здоровья, авторами был задан следующий вопрос: «Готовы ли Вы следовать рекомендациям для улучшения своего физического здоровья?».

Готовы ли Вы следовать рекомендациям для улучшения своего физического здоровья?

Рис. 3. Опрос студентов о готовности к дальнейшим занятиям физической культурой

для улучшения физического здоровья

Мнение респондентов разделилось в соотношении 28% к 72%. Большинство студентов заинтересовано в улучшении своего физического здоровья путем выполнения определенных рекомендаций от преподавателей или тренеров (рис.3).

В меньшинстве оказались те, кто считает, что их уровень физического здоровья улучшать нет смысла. В основном, это люди, физическое здоровье которых оставля-

ет желать лучшего.

Вывод. Физическая культура и спорт важны в жизни каждого молодого человека, как основное средство сохранения и укрепления здоровья. Регулярное и умеренно дозированное выполнение физически активных упражнений благотворно влияет на функциональное состояние организма. Низкая физическая активность приводит к ухудшению состояния здоровья, развитию различных заболеваний и сокращению продолжительности жизни.

С целью достижения кумулятивного эффекта при активных занятиях физической культурой и спортом необходимо регулярно проводить самоконтроль физического состояния.

Литература

1. Варламов Д. Б., Егорычева Е. В., Чернышева И. В. Самоконтроль на занятиях физической культурой // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки»: сборник статей по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. Москва, 2014. С. 210-215. URL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf. (дата обращения 20.04.2021).

References

1. Varlamov D. B., Yegorycheva E. V., Chernysheva I. V. Samokontrol' na zanyatiyakh fi-zicheskoy kul'turoy [Self-control in physical culture classes]. «Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Gumanitarnye nauki»: sbornik statey po mat. XXVI mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. ["Scientific community of students of the XXI century. Humanities". Collection of articles on mat. XXVI International student scientific and Practical Conference-Moscow, 2014. - pp. 210-215. URL: http://sibac.info/archive/guman/11(26). pdf. (аccessed 20.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.