Научная статья на тему 'Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей'

Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
545
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ядрова Анна Александровна

В статье раскрывается проблема выявления взаимосвязей рационального потребительского поведения и способности к самоконтролю в различных сферах жизнедеятельности потребителей. Рассмотрено понятие «рациональное потребительское поведение» в различных областях научного знания. Описана структура выявленных взаимосвязей между выбранными переменными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей»

Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей

Ядрова А. А.

Ядрова Анна Александровна / Yadrova Anna Alesandrovna - аспирант, кафедра социальной психологии,

Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: в статье раскрывается проблема выявления взаимосвязей

рационального потребительского поведения и способности к самоконтролю в различных сферах жизнедеятельности потребителей. Рассмотрено понятие «рациональное потребительское поведение» в различных областях научного знания. Описана структура выявленных взаимосвязей между выбранными переменными.

Ключевые слова: потребительское поведение, рациональное потребительское поведение, самоконтроль.

По последним прогнозам периодических изданий можно судить, что наша страна столкнется не только с кризисом в 2016 году, но и другими экономическими проблемами. По мнению экспертов, Россия в нестабильном экономическом положении будет находиться не менее двух лет, при этом естественно снизится благосостояние жителей нашей страны [10]. Подобные экономические вызовы ставят перед гражданами России задачу выживания в условиях глобальных политических и экономических изменений.

Цель данной работы заключается в выявлении взаимосвязей рационального потребительского поведения и способности к самоконтролю в различных сферах жизнедеятельности потребителей (в эмоциональной сфере, в деятельности и в социальной сфере). Одной из основных гипотез исследования является гипотеза о том, что рациональное потребительское поведение обусловлено рядом факторов, одним из которых является способность к самоконтролю в различных сферах жизнедеятельности личности.

В рамках экономической науки под рациональным поведением понимается такой тип поведения, который позволяет «индивиду максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход» [8] и который «нацелен на получение строго определенных результатов» [7]. В психологической науке суть рациональности определяется как отношение субъекта к экономическим объектам, принятию решений и поступкам в экономической среде сообразно наиболее значимым для него жизненным принципам и смыслам, ценностям и идеалам, целям и притязаниям [1].

Важным условием отражения человеком его внутреннего мира и окружающей действительности выступает самоконтроль, пронизывая все психические явления, присущие человеку. В психологической литературе самоконтроль рассматривается как способность индивида следить за собой, контролировать себя, осознавать собственное поведение, деятельность и их результаты [11]. Таким образом, самоконтроль включен в учебную, трудовую [2], [9], научную, игровую, познавательную [3], в том числе и в потребительскую деятельность.

Ряд авторов важнейшим фактором, обеспечивающим самостоятельную, целенаправленную деятельность, называют самоконтроль (Лында А., 1973, Никифоров Г. С., 1989, Симановский А. Э., 2003). Также существует мнение, что самоконтроль приводит к снижению творческой продуктивности, стереотипности предлагаемых решений (Слободчиков В. И., Исаев Е. И., 1995).

20

С целью выявления взаимосвязи между способностью к самоконтролю в различных сферах жизнедеятельности (в эмоциональной сфере, в деятельности и в социальной сфере) и рациональным потребительским поведением было проведено эмпирическое исследование. В ходе исследования для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении был использован одноименный вопросник Г. С. Никифорова, В. К. Васильева, С. В. Фирсовой; для выявления степени рациональности потребителей - опросник «Личностные факторы принятия решений» ЛФР-25 Т. В. Корниловой; диагностика типов потребительского поведения проведена с помощью методики О. С. Посыпановой. В исследовании приняло участие 194 человека, из них 122 студента факультета психологии Московского государственного областного университета (МГОУ) и 72 студента факультета гуманитарных технологий и иностранных языков Российского нового университета (РосНоУ).

Для исследования связи типов потребительского поведения с рациональностью и способностью к самоконтролю была применена процедура корреляционного анализа (коэффициент корреляции Пирсона) [5, с. 125]. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1. Корреляционный анализ переменных самоконтроля с типами потребительского

поведения. Коэффициент Пирсона

индивидуалист инноватор модник традиционалист консерватор ситуативист равнодушный

Рациональность ,676* ,766** ,802** ,843** ,030 ,696* ,906**

Самоконтроль в эмоц. сфере ,654* 794** ,699* ,831** ,183 ,792** 959**

Самоконтроль в деятельности ,528 ,643* ,130 ,512 ,888** ,726** ,474

Самоконтроль в соц. сфере ,881** ,671* ,447 777** ,339 ,662* ,558

“Корреляция значима на уровне 0.01 ^Корреляция значима на уровне 0.05

Выявлены положительные корреляционные связи между типами потребительского поведения и рациональностью (исключение - тип

«консерватор»). Мы можем предположить, что это связано с главной особенностью деятельности потребителей - выбором товаров и услуг - при том, что «шкала рациональности измеряет готовность обдумывать свои решения и действовать при возможно полной ориентировке в ситуации» [4, c. 175]. Отсутствие корреляции с рациональностью у типа «консерватор» может быть связано с тем, что потребители-консерваторы «застревают» на товаре, который обеспечил успешное социальное поведение и в связи с этим отрицают не только нововведения [6], но и сам по себе выбор среди других представителей товарной линии.

21

Также выявлены положительные корреляционные связи между типами потребительского поведения и способностью к самоконтролю. Наличие положительных корреляционных связей между типами потребительского поведения и самоконтролем в эмоциональной сфере, деятельности и социальной сфере частично подтвердило нашу гипотезу.

С целью определения структуры взаимосвязей между выбранными переменными был проведен однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Перед проведением однофакторного дисперсионного анализа был проведен тест Левена, показывающий корректность проведения ОДА для данных выборок [5, с. 189]. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2. Влияние способности к самоконтролю на типы потребительского поведения.

Статистически значимые данные ANOVA

Самоконтроль в эмоц. сфере Самоконтроль в соц. сфере

Знч. теста Левена ANOVA Знч. теста Левена ANOVA

Инноватор ,233 ,016 ,073 ,017

Модник ,234 ,000 - -

Т радиционалист ,228 ,007 ,153 ,002

Равнодушный ,142 ,000 ,115 ,000

Исходя из значений уровней значимости, мы можем сделать вывод о статистически значимом влиянии фактора самоконтроля на потребительское поведение инноваторов, модников, традиционалистов и равнодушных потребителей. Таким образом, к результатам нашего исследования мы можем отнести выявленные взаимосвязи самоконтроля в различных сферах жизнедеятельности и рационального потребительского поведения, выраженные в положительных корреляциях: самоконтроль в эмоциональной сфере положительно взаимосвязан типом «равнодушный» (0,959), типом «традиционалист» (0,831), типом «инноватор» (0,794), типом «ситуативист» (0,792), типом «модник» (0,699), с типом «индивидуалист» (0,654). Также выявлена положительная взаимосвязь между самоконтролем в деятельности и типами «консерватор» (0,888), «ситуативист» (0,726), «инноватор» (0,643); между самоконтролем в социальной сфере и потребительскими типами «индивидуалист» (0,881), «традиционалист» (0,777), «инноватор» (0,671), «ситуативист» (0,662).

Выявлено статистически значимое влияние фактора «Самоконтроль в эмоциональной сфере» на типы «инноватор», «модник», «традиционалист» и «равнодушный»; фактора «Самоконтроль в социальной сфере» на типы «инноватор», «традиционалист» и «равнодушный».

В настоящее время потребители вынужден приспосабливаться к динамично изменяющимся социально -экономическим условиям жизни. Полученные в нашем исследовании результаты могут найти применение в повседневной жизни людей: ведь, сталкиваясь с финансовыми ограничениями, потребители вынуждены покупать товары и услуги более рационально и при этом действовать исключительно в своих интересах, а не в интересах производителей и продавцов.

22

Литература

1. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Ценностно-смысловая рациональность экономического поведения населения современной России // Психология в экономике и управлении. 2010. № 2. С. 15-23.

2. Захарова Н. Л., Ядров К. П., Мельников Т. Н. Особенности инновационного знания // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2015. № 2 (73). С. 35-37.

3. Инновационные технологии обеспечения социально -психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья / Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С .С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. / под ред. Н. Л. Шлыковой. Москва, 2014. Том Часть II.

4. Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решения. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.

5. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. — 416 с.

6. Посыпанова О. С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей / Монография. - Калуга: Изд-во КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012. - 296 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.бизнес-психологи.рф.

7. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992. С. 26.

8. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика: учеб. пособие / Б. И. Герасимов, Н. С. Косов, В. В. Дробышева и др.; под общ. ред. д -ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова и д-ра экон. наук, проф. Н. С. Косова -Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - Ч. 1. - 232 с.

9. Ядров К. П. Генезис инноватики: от организации к индивидууму //

Человеческий капитал. 2015. № 4 (76). С. 120-124.

10. Кризис в России в 2016 году // Информационный портал Unikassa. 2015. 16 Марта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unikassa.ru/krizis-v-rossii-v-2016-godu.html (дата обращения: 09.11.2015).

11. Проблема самоконтроля в психологии личности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/4592-problema-samokontrolju-v-psihologiyi-osobistosti.html (дата обращения 30.08.2015).

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.