Научная статья на тему 'Самоконтроль физического развития студентов специальной медицинской группы'

Самоконтроль физического развития студентов специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
655
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / самоконтроль / студенты / физическая культура / функциональные пробы. / health / self-control / students / physical education / functional tests.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Л. А. Неповинных, Е. М. Солодовник

В течение последних лет многие исследователи отмечают существенное снижение уровня физической подготовленности студенческой молодежи и как следствие снижение уровня здоровья. Это особенно заметно среди студентов, относящихся к специальной медицинской группе. В рамках данного исследования авторы рассматривают простейшие методики самоконтроля на занятиях физической культуры, позволяющие повысить эффективность занятий и способствующие улучшению здоровья студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л. А. Неповинных, Е. М. Солодовник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-CONTROL OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP

Over the past years, many researchers have noted a significant decrease in the level of physical fitness of students and, as a result, a decrease in the level of health. This is especially noticeable among students belonging to a special medical group. In the framework of this study, the authors consider the simplest methods of self-control in physical education classes, which can improve the effectiveness of classes and contribute to improving the health of students.

Текст научной работы на тему «Самоконтроль физического развития студентов специальной медицинской группы»

САМОКОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Л.А. Неповинных, старший преподаватель Е.М. Солодовник, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOr.10.244n/2500-1000-2019-n559

Аннотация. В течение последних лет многие исследователи отмечают существенное снижение уровня физической подготовленности студенческой молодежи и как следствие снижение уровня здоровья. Это особенно заметно среди студентов, относящихся к специальной медицинской группе. В рамках данного исследования авторы рассматривают простейшие методики самоконтроля на занятиях физической культуры, позволяющие повысить эффективность занятий и способствующие улучшению здоровья студентов.

Ключевые слова: здоровье, самоконтроль, студенты, физическая культура, функциональные пробы.

Одной из самых главных задач дисциплины «Физическая культура» в вузе является поддержание и повышение двигательной активности студентов, которая важна для обеспечения работоспособности и улучшения состояния здоровья. Студенты специальной медицинской группы (СМГ) в Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ) занимаются по определенной программе в течение трех лет. Основная часть учебных занятий по физической культуре для студентов СМГ состоит из практических занятий оздоровительной направленности, контрольного тестирования физического состояния студентов, изучения различных оздоровительных методик («Дыхательная гимнастика Стрельниковой», «Профилактика близорукости и дальнозоркости по методике Г.Г. Демирчогляна», «Тренировка аккомодации по методике

Э.С. Аветистова» и др.). Реализация оптимального двигательного режима для студентов специальной медицинской группы предполагает отбор доступных физических упражнений с учетом их эффективности, безопасности в физическом, функциональном и эмоциональном плане. Для того чтобы обеспечить наиболее эффективный процесс физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, необходимо в том числе, чтобы студенты

СМГ умели проводить самоконтроль за состоянием своего организма на занятиях физической культуры [1].

Под самоконтролем понимается наблюдение за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок. Лучшей формой самоконтроля является ведение дневника. В нем рекомендуется фиксировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, результаты прикидок и соревнований, некоторые объективные и субъективные показатели состояния организма в период занятий физическими упражнениями.

Благодаря самоконтролю занимающиеся получают возможность соблюдать правила личной гигиены, анализировать влияние физической нагрузки на функциональные системы организма, уметь использовать данные самоконтроля для определения физического развития, степени физической подготовленности и работоспособности.

Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. Субъективные - это самочувствие, сон, аппетит, настроение и д.р. Если в процессе занятий физическими упражнениями улучшается самочувствие, поднимается настроение, повышается работоспособность, улучшается внимание, значит можно говорить о том, что нагрузка на за-

нятиях построена правильно и соответствует возможностям организма. К субъективным показателям самоконтроля также можно отнести болевые ощущения в мышцах, после занятий. Прекращать физическую нагрузку при их возникновении не следует, ее необходимо лишь уменьшить.

К объективным показателям самоконтроля относятся: частота сердечных сокращений (ЧСС), масса тела, жизненная емкость легких, артериальное давление, данные функциональных проб. Один из наиболее информативных показателей работы системы кровообращения - ЧСС. ЧСС, уд./мин., рекомендуется подсчитывать в покое до занятия, во время него (после разминки, 3 раза в основной части, после заключительной части) и в период восстановления ЧСС на 3-й, 5-й минутах после занятия. Во время восстановления ЧСС после занятий отмечают минутой, на которой пульс достигнет исходной частотой ЧСС покоя. Максимальная частота ЧСС для нетренированных студентов и студентов СМГ не должна превышать 60% от резерва сердца (РС), который можно рассчитать по следующей формуле: РС= 190-возраст-ЧСС покоя. Приведем пример: студенту 20 лет, его ЧСС покоя 80 уд./мин., значит его РС будет равен 190-20-80 = 90 уд./мин. 60% от РС составляет 54 уд./мин.. Следовательно можно увеличить ЧСС во время выполнения физических упражнений до 134 уд/мин. При такой нагрузке будет нормой, если пульс сможет восстановиться до исходных показателей за 3 -5 минут. С повышением функционального состояния сердечнососудистой системы максимальная частота ЧСС на занятиях может достигать 80%. В нашем примере она может быть равна 152 уд./мин. [2].

Физиологическая кривая ЧСС во время занятия должна представлять собой восходящую линию, которая поднимается в основной части урока и снижается к окончанию занятия.

Также важно на занятиях физической культуры, студенту СМГ, знать свое артериальное давление. Общепринято в тренировке оценивать АД по благоприятной и

неблагоприятной реакции организма на нагрузку. Благоприятной реакцией организма на нагрузку будут следующие признаки:

1. Увеличение ЧСС и величины АД во время выполнения упражнений максимальной интенсивности при неизменном или несколько сниженном АД.

2. Быстрое возвращение указанных параметров к исходному уровню.

3. Сохранение работоспособности до конца занятия.

Приведем пример: Если во время достаточно интенсивной нагрузки АД увеличилось на 20 мм рт. ст., а показатель АД остался на том же уровне или уменьшился на 5 мм рт. ст., то такие результаты говорят о хорошем функциональном состоянии организма. Допустимым нагрузками, для студентов занимающихся в специальной медицинской группе, с последующим быстрым восстановлением ЧСС, являются нагрузки, при которых происходит увеличение АД до 40 мм рт. ст.. или снижение АД на 10-20 мм рт. ст. Исключение: для студентов, имеющих гипертонию или миопию высокой степени не более 1520 мм рт. ст.

Особо следует обратить внимание, на неблагоприятную реакцию организма на нагрузку. Ее можно определить по следующим признакам:

1. Значительное увеличение ЧСС во время выполнения упражнений и величины АД (на 40 и более мм рт. ст.,, для гипертоников на более 20 мм рт. ст.)

2. Замедленное восстановление или не-довостановление ЧСС и АД.

Например, после выполнения динамической нагрузки (бег, ходьба, на дистанции 2 км) определяется кратковременная тахикардия. Частота пульса может доходить до 170- уд./мин. АД увеличивается на 40-60 мм рт. ст., АД значительно снижается. Такая реакция организма говорит об остром утомлении у нетренированных студентов. При выполнении статической нагрузки, силовой нагрузки может отмечаться снижение АД на 25-35 мм рт. ст., от показателей исходного уровня. Такая реакция, говорит о снижении адаптивных возможностях организма, признаках вы-

раженного, резкого переутомления и перенапряжения.

Результаты самоконтроля занятия оценивают влияние объема и интенсивности физической нагрузки на сердечнососудистую систему студента, адекватность применяемых средств дают возможность выявить дополнительные резервы для оздоровления, роста функциональной подготовленности.

Основные рекомендации, правила тренировок:

1. Постепенно наращивайте интенсивность и продолжительность нагрузок. Интенсивность нагрузок оценивается по функциональным показателям организма (ЧСС, АД), данным врачебного контроля, самоконтроля и учета противопоказаний.

2. Занимайтесь систематически. Физические упражнения желательно выполнять 3-4 раза в неделю.

Библиографический список

1. Кремнева В.Н., Сравнительный анализ состояния здоровья студентов специальной медицинской группы в Петрозаводском государственном университете // Глобальный научный потенциал. - 2018. - № 5 (86). - С. 15-19.

2. Колос В.М. Оздоровительная физическая культура учащихся и студентов. - Минск, 2001.

SELF-CONTROL OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF THE SPECIAL

MEDICAL GROUP

E.M. Solodovnik, Senior Lecturer L.A. Nepovinnih, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. Over the past years, many researchers have noted a significant decrease in the level ofphysical fitness of students and, as a result, a decrease in the level of health. This is especially noticeable among students belonging to a special medical group. In the framework of this study, the authors consider the simplest methods of self-control in physical education classes, which can improve the effectiveness of classes and contribute to improving the health of students. Keywords: health, self-control, students, physical education, functional tests.

3. Выполняйте упражнения умеренной интенсивности в аэробной зоне энергообеспечения. Повышение уровня развития аэробных способностей есть показатель того, что занятия построены методически правильно, так как при это активнее окислительные процессы позволяют снизить нормы расхода кислорода в покое. При таких упражнениях достигается наибольший оздоровительный эффект.

4. Выполняйте разнообразные упражнения, направленные на развитие выносливости, силы и гибкости. Однообразные упражнения со временем снижают эффективность нагрузок. Эффективность же стимулирующего воздействия новых упражнений в значительной мере сохраняется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.