Научная статья на тему 'Самоконтроль физического развития как мотивационный компонент здорового образа жизни студентов, отнесенных к специальной медицинской группе'

Самоконтроль физического развития как мотивационный компонент здорового образа жизни студентов, отнесенных к специальной медицинской группе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
773
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL RAINING / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / АНТРОПОМЕТРИЯ / ANTHROPOMETRY / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пягай Лариса Павловна

В течение последних лет многие исследователи отмечают существенное снижение уровня физической подготовленности студенческой молодежи и, как следствие, снижение уровня здоровья. Это особенно заметно среди студентов, отнесенных к специальной медицинской группе. В Омском экономическом институте был проведен педагогический эксперимент по самооценке физического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пягай Лариса Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-monitoring of physical development as the motivational component of a healthy lifestyle of students assigned to special medical group

In recent years, many researchers have noted a significant decrease in the level of physical preparedness of students and, as a consequence, the decline in health. This is particularly noticeable among students assigned to special medical group. In Omsk economic Institute was held pedagogical experiment during which training was conducted for students of special medical group self-assessment of physical development.

Текст научной работы на тему «Самоконтроль физического развития как мотивационный компонент здорового образа жизни студентов, отнесенных к специальной медицинской группе»

Список литературы

1. Кириллова, Н.Е. Инновационные оздоровительные технологии как средство формирования здорового образа жизни студентов высших учебных заведений / Н.Е. Кириллова // Вестник спортивной науки. - 2010. -№ 1. - С. 50-54.

2. Хоули, Э.Т. Оздоровительный фитнес / Э.Т. Хоули, Б.Д. Френкс. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 367 с.

3. Руненко, С.Д. Фитнес: мифы, иллюзии, реальность : практ. руководство для сторонников активного образа жизни / С.Д. Руненко. - М. : Советский спорт, 2007. - 63 с.

4. Гаранина, К. Фитнес на грани психоза / К. Гаранина // Домашняя газета. - 2013. - № 2 (199). - С. 12.

5. Bratman, S. Health Food Junkie: Obsession with dietary perfection can sometimes do more harm than good, says one who has been there / S. Bratman // Yoga Journal. - 1997. - October. - Issue 136, - p. 42.

SUMMARY

I. G. Maltseva

Illusions of modern fitness

In article a number of delusions concerning a healthy lifestyle are considered. The reasons of emergence of a nervous orthorexia are analyzed; its symptoms (signs), groups of risk are described. An idea is given of correct approach in use of sports and improving technology.

Keywords: fitness, healthy lifestyle, physical activities, diet, nervous orthorexia.

УДК 378.172 Л.П. Пягай

САМОКОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

В течение последних лет многие исследователи отмечают существенное снижение уровня физической подготовленности студенческой молодежи и, как следствие, снижение уровня здоровья. Это особенно заметно среди студентов, отнесенных к специальной медицинской группе. В Омском экономическом институте был проведен педагогический эксперимент по самооценке физического развития.

Ключевые слова: физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовленность, самооценка, антропометрия, здоровый образ жизни, здоровье.

Введение

Физическая культура в системе образовательного процесса студенческой молодежи занимает одно из важных мест в становлении и совершенствовании профессиональной компетентности выпускников [1].

По мнению многих авторов, наиболее приоритетными являются направления, связанные с применением таких форм и методов обучения и воспитания, использование которых с большей эффективностью способно формировать ценностное отношение молодежи к средствам физической культуры, преобразовывать личность, ее двигательный потенциал и приумножать здоровье человека [2; 3].

Однако в течение последних лет многие исследователи выявили значительное снижение уровня физической подготовленности студенческой молодежи и, как следствие, снижение уровня здоровья [3].

© Пягай Л.П., 2015

При стандартной организации и проведении учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» в высших учебных заведениях отмечается неуклонное снижение интереса учащейся молодежи к регулярным занятиям и отсутствие устойчивой потребности в активной двигательной деятельности. Это особенно заметно среди студентов, отнесенных к специальной медицинской группе [4].

Количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, за последние 20 лет значительно увеличилось, при этом их физическое состояние характеризуется ухудшением показателей физического развития и функционального состояния, удовлетворительной двигательной подготовленностью [4; 5].

Объекты и методы

В период с 2012 по 2014 г. в Омском экономическом институте был проведен педагогический эксперимент, на протяжении которого было проведено обучение студентов специальной медицинской группы самооценке физического развития. Все участники были распределены на две группы - контрольную и экспериментальную, по 40 человек в каждой. Распределение в группы проводилось по методу случайной выборки.

Все участники в начале и по окончании педагогического эксперимента самостоятельно определяли показатели физического развития.

Студенты контрольной группы ограничились исследовательской работой, тогда как участники экспериментальной группы на основании первичного исследования составляли индивидуальную программу коррекции телосложения и физической подготовленности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что применение методов самоконтроля физического развития будет способствовать повышению интереса у студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.

Объектом исследования являлся процесс физического воспитания студентов, отнесенных к специальной медицинской группе.

Предметом исследования был определен самоконтроль физического развития студентов, отнесенных к специальной медицинской группе в процессе физического воспитания в вузе.

Задачи исследования определялись в соответствии с поставленной целью:

1. Обучение методикам самооценки физического развития и физической подготовленности студентов, отнесенных к специальной медицинской группе.

2. Формирование мотивационного отношения студентов ОмЭИ к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни и совершенствованию физического развития.

Были выбраны наиболее информативные методы исследования для решения поставленных задач:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Антропометрия.

3. Педагогическое тестирование физических качеств.

4. Педагогический эксперимент.

5. Педагогические наблюдения.

6. Математическая статистика.

Самоконтроль - это регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Задачи самоконтроля разнообразны и могут решить такие вопросы, как расширение знаний о собственном физическом развитии, приобретение навыков применения простейших и доступных методик самоконтроля. Также студенты могут определить уровень физического

развития, функционального состояния основных систем организма и физической подготовленности, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом [6].

Для организации сбора сведений о физическом развитии студентам была предложена Рабочая тетрадь, в которой были представлены протоколы исследований, которые нужно заполнить и затем самостоятельно сформулировать выводы. Кроме того, были проведены практические занятия, на которых студентов обучали использованию компьютерной программы Microsoft Exel для статистической обработки результатов исследования и построения графического профиля.

Прежде всего, студенты производили просмотр собранного материала с целью отсева карт, не подлежащих расчетам. Не включались карты с ошибочными и сомнительными записями. После просмотра материал разбивают на группы, которые представляют однородную статистическую совокупность по возрасту и полу.

После группировки материала составляют вариационные ряды отдельно по каждому признаку. Затем рассчитывают средние величины показателей:

1) среднее квадратическое отклонение (а), которое является мерой типичности средней арифметической для совокупности, из которой она получена;

2) среднюю ошибку средней арифметической (m), которая является мерой достоверности средней величины и позволяет с разной степенью вероятности определить пределы колебания средней в генеральной совокупности.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития в сигмаль-ном выражении, были наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполнялся графически и показывал отличия телосложения данного человека от других.

Полученные при антропометрических обследованиях числовые данные отдельных признаков (рост, вес, окружность груди и пр.) подвергались обработке методом вариационной статистики для получения средних показателей физического развития в группе.

Оценка физического развития с помощью антропометрических изменений дает возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявить имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта [6].

Результаты исследований

При анализе полученных данных было выявлено, что физическое развитие студентов специальной медицинской группы в среднем имеет явления ретардации (76% обследованных лиц) (табл. 1) В целом студенты специальной медицинской группы не являются гармонично развитыми в физическом плане. Отмечаются значительные отклонения в области таза, талии и бедер. Физическое развитие с признаками акселерации было выявлено у 14% студентов (табл. 2). Это свидетельствует о недостаточных физических нагрузках, малоподвижном образе жизни и неправильном питании. Только 10% обследуемых лиц вошло в норму по критериям гармоничности физического развития.

Также было проведено педагогическое тестирование физической подготовленности в начале и по завершении педагогического эксперимента. Все полученные данные внесены в протоколы рабочей тетради. Студенты самостоятельно оценили полученные результаты по нормативам физической подготовленности и провели сравнительный анализ.

В экспериментальной группе предварительное тестирование показало, что «низкий» уровень был выявлен у 23% студентов, уровень «ниже среднего» - у 49%, «средний» уровень развития физической подготовленности отмечен у 28%.

Таблица 1

Антропометрический профиль с признаками ретардации

Параметр Величина признака

Х ср Х гр Х д с Х Д/с

Рост стоя 164,4 158,6 ± 3,7 - 5,8 ± 3,3 6,4 -0,5

Окруж. шеи 33,5 31,2 ± 1,5 -1,6 ± 1,2 1,7 -1,3

Окруж. гр. кл., пауза 86,7 82,4 ± 2,6 -3,4 ± 1,6 3,6 -1,2

Окруж. гр. кл., вдох 89,7 85,3 ± 3,2 -5,4 ± 2,4 3,5 -1,3

Окруж. гр. кл., выдох 83,2 78,4 ± 2,3 -4,1 ± 1,8 3,5 -1,4

Экс. гр. кл. 8,4 5,4 ± 2,2 -3,0 ± 1,5 2,2 -1,4

Окруж. пл. пр. 27,4 22,5 ± 2,5 -4,5 ± 2,2 1,7 -3,2

Окруж. пл. лев. 26,8 22,4 ± 2,2 -3,1 ± 1,6 1,9 -2,3

Окруж. талии 64,6 64,2 ± 1,9 -2,0 ± 0,8 2,2 -0,1

Окруж. таза 96,8 91,7 ± 3,6 4,3 ± 2,6 2,2 -2,3

Окруж. бедра пр. 56,9 48,4 ± 2,7 -8,7 ± 2,5 3,2 -2,8

Окруж. бедра лев. 56,5 47,6 ± 3,4 -9,5 ± 3,0 3,2 -2,5

Окруж. голени пр. 36,2 32,2 ± 1,7 -1,8 ± 0,4 2,2 -1,8

Окруж. голени лев. 36,0 33,2 ± 2,2 -1,7 ± 0,2 2,2 -1,3

Таблица 2

Антропометрический профиль с признаками акселерации

Параметр Величина признака

Х ср Х гр Х Д с Х Д/с

Рост стоя 164,4 168,4 ± 3,4 4,0 ± 2,6 6,4 0,6

Окруж. шеи 33,5 34,5 ± 1,7 1,0 ± 1,5 1,7 0,1

Окруж. гр. кл., пауза 86,7 92,2 ± 2,2 2,6 ± 2,3 3,6 1,5

Окруж. гр. кл., вдох 89,7 96,5 ± 1,9 2,4 ± 1,6 3,5 2,0

Окруж. гр. кл., выдох 83,2 90,2 ± 1,7 0,9 ± 0,7 3,5 2,1

Экс. гр. кл. 8,4 6,1 ± 2,4 0,4 ± 0,2 2,2 2,7

Окруж. пл. пр. 27,4 33,2 ± 1,6 0,5 ± 0,4 1,7 3,4

Окруж. пл. лев. 26,8 31,4 ± 1,5 0,6 ± 0,5 1,9 2,4

Окруж. талии 64,6 75,3 ± 2,7 10,7 ± 2,8 2,2 4,8

Окруж. таза 96,8 107,5 ± 3,3 11,5 ± 3,2 2,2 4,8

Окруж. бедра пр. 56,9 60,4 ± 1,5 2,3 ± 0,7 3,2 1,1

Окруж. бедра лев. 56,5 59,3 ± 1,6 2,5 ± 1,2 3,2 0,8

Окруж. голени пр. 36,2 40,2 ± 0,9 4,2 ± 1,6 2,2 1,8

Окруж. голени лев. 36,0 38,5 ± 0,7 2,8 ± 0,7 2,2 1,2

до эксперимента

0

28% 23%

49%

■ низкий уровень нижесреднего

■ средний уровень ■ выше среднего

после эксперимента

0%

■ 70% Г

■ низкий уровень ■ ниже среднего

■ средний уровень ■ выше среднего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Динамика физического развития в экспериментальной группе

96

При повторном тестировании у студентов экспериментальной группы «низкий» уровень не был выявлен, уровень «ниже среднего» продемонстрировали 16% студентов, «средний» уровень был выявлен у 70% занимающихся, а 14% показали уровень «выше среднего» (рис. 1). Таким образом, из полученных результатов виден достоверный положительный прирост уровня физической подготовленности, а следовательно, можно сделать вывод: самооценка физической подготовленности влияет на отношение к собственному здоровью и, как следствие, является действующим стимулом для посещений занятий по физической культуре.

Результаты педагогического эксперимента в контрольной группе не выявили достоверных изменений физической подготовленности студентов. Так, в начале эксперимента к «низкому» уровню развития физической подготовленности можно было отнести 25% студентов, уровень «ниже среднего» составлял 55%, «средний» уровень развития физической подготовленности отмечен у 20% (рис. 2).

Рис. 2. Динамика физического развития в контрольной группе

Повторное тестирование студентов контрольной группы отразило недостаточный уровень мотивации к занятиям физическими упражнениями. «Низкий» выявлен у 30%, уровень «ниже среднего» у 60% студентов, «средний» уровень был выявлен у 10% занимающихся (рис. 2).

Заключение

Таким образом, обусловлена необходимость использования дополнительных средств, методов и разнообразных педагогических технологий (в нашем случае внедрения в учебный процесс «Рабочей тетради по физической культуре») в процесс физического воспитания студентов, которые способствуют обеспечению оздоровительного и развивающего эффекта воспитательно-образовательного процесса на практических занятиях по физической культуре.

Список литературы

1. Володкович, С.Л. Структура и содержание оздоровительно-развивающих занятий по физической культуре студенток подготовительной медицинской группы педагогических специальностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.04 / Володкович Стелла Леонидовна. - Гомель, 2011. - 23 с.

2. Перова, Г.М. Исследование эффективности организации учебного процесса по предмету «Физическая культура» для студенток подготовительной группы педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Перова Галина Михайловна. - Коломна, 2004. - 23 с.

3. Постол, O.Л. Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Постол Ольга Львовна. - Хабаровск, 2004. - 22 с.

4. Пягай, Л.П. Динамика физического развития девушек 18-20 лет, отнесенных к специальной медицинской группе / Л.П. Пягай : сб. матер. Междунар. науч. конф., 19 сент. 2014 г. Т. 2. / под общ. ред. д. э. н., профессора А.И. Барановского. - Омск : Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2014. - С. 111-117.

5. Белкина, Н.В. Здоровьеформирующая технология физического воспитания студенток вуза / Н.В. Белкина // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2. - С. 7-11.

6. Алексеева, Э.Н. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом : методич. указания / Э.Н. Алексеева, B.C. Мельников. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2003. - 37 с.

SUMMARY

L.P. Pyagai

Self-monitoring of physical development as the motivational component of a healthy lifestyle

of students assigned to special medical group

In recent years, many researchers have noted a significant decrease in the level of physical preparedness of students and, as a consequence, the decline in health. This is particularly noticeable among students assigned to special medical group. In Omsk economic Institute was held pedagogical experiment during which training was conducted for students of special medical group self-assessment of physical development.

Keywords: physical development, physical education, physical raining, self-esteem, anthropometry, a healthy lifestyle, health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.