Научная статья на тему 'Самоидентификация в контексте орнамента – восприятие, оценка и понимание символа'

Самоидентификация в контексте орнамента – восприятие, оценка и понимание символа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
631
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТ / ТЕКСТ / СЕМАНТИКА / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ В ОРНАМЕНТЕ / ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / CONTEXT / THE TEXT / SEMANTICS / SELF-IDENTIFICATION IN ORNAMENT / PRINCIPLES OF RESEARCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Привалова Вера Михайловна

В статье анализируется современная информационная семиосфера экспериментального исследования по восприятию, оценке и пониманию геометрического орнамента в ситуации самоидентификации в культурном материале, который имеет значение как декоративно-прикладное искусство, а также как орнаментальная культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-IDENTIFICATION IN CONTEXT OF AN ORNAMENT – PERCEPTION, ASSESSMENT AND THE UNDERSTANDING OF A SYMBOL

In the article modern information semiosphere of an experimental research in perception, assessment and the understanding of a geometrical ornament in a situation of self-identification in a cultural material is analyzed; it matters as arts and crafts as well as ornamental culture and sign-symbolical ritual.

Текст научной работы на тему «Самоидентификация в контексте орнамента – восприятие, оценка и понимание символа»

УДК 008

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ОРНАМЕНТА - ВОСПРИЯТИЕ, ОЦЕНКА

И ПОНИМАНИЕ СИМВОЛА

© 2012 В.М.Привалова

Самарский научный центр Российской академии наук

Статья поступила в редакцию 12.01.2012

В статье анализируется современная информационная семиосфера экспериментального исследования по восприятию, оценке и пониманию геометрического орнамента в ситуации самоидентификации в культурном материале, который имеет значение как декоративно-прикладное искусство, а также как орнаментальная культура. Ключевые слова: контекст, текст, семантика, самоидентификация в орнаменте, принципы исследования.

Прикладное значение культурологического подхода в культурной истории, как науки, проявляется и в том, что она участвует (наряду с психологией, социологией, педагогикой) в изучении явлений социализации, культурализации, то есть «вживания» человека в определенную общественно-культурную систему. Еще одно направление прикладных культурологических исследований - это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций и вопросов взаимодействия культур, выработке мер по предотвращению конфликтов т.д. Прикладные исследования построены как на теории социокультурного развития в культурологии и являются основой для социального и культурного прогнозирования, проектирования новых направлений прикладных исследований, так и на базе эмпирического обобщения данных в ходе порождающихся потребностей общества в решении актуальных проблем, постоянно встающими перед ним. Интернет-источники, которые являются частью современной семи-осферы актуализируют прикладные аспекты культурологического подхода в социогенезе1.

Привалова Вера Михайловна, выпускающий редактор Известий Самарского научного центра РАН, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, докторант. E-mail: privalova@ssc. smr. ru

Шринципы периодизации культурно-исторического процесса. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.culture-history.kiev.ua/analitika/principi

period. html (30.08.2011); Поликарпов В. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. gu-mer.info/bibliotek Buks/Cultura /Polikar/index.php Лекции по культурологи. (01.07.2011); Хрестоматия по культурологи. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kulturoznanie .ru / (08.08.2011); Методология культуры. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sefirut.ru/forum /10-43-1 /(10.08.2011); Учебник по культурологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumfak.ru/kult html /uchebnik/content.shtml / (01.07.2011).

Культурология в целом использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры. Из всей системы методов культурологического подхода в эмпирической части нашего исследования орнаментальной культуры, как знаково-символического ритуала, мы выделяем: 1) Структурно-функциональный метод, который предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними. 2) Семиотический метод предполагает использование семиотики как науки о знаковых и символических системах, а также успешно применяется для понимания, например, языка искусства. 3) Метод моделирования предполагает стремление создать модель определенного типа культуры, с тем, чтобы выявить наиболее существенные его черты. 4) Психологический метод предполагает возможность анализировать культурно-исторический контекст знаково-символи-ческой культуры, артефакты орнаментальной культуры, мифологическое пространство картины мира и сознания человека, отраженное в различных научных, литературных и других источниках информации. А также анализировать исследования знаково-символической культуры различными авторами, которые занимались знаком и символом в семиотике культуры в разное время. Психологический подход (метод) позволяет рассматривать ментальные составляющие личности в целом. «Под менталь-ностью, менталитетом понимается как причина, то есть социально-биологическая обусловленность духовности, так и следствие, то есть готовность к действию, психологическая установка. Применение психологического метода позволяет через уяснение характера той или иной культуры воспринять мотивацию, логику культурных действий2.

Такие авторы как В.В.Налимов и Ж.А.Дро-галина, как математики, в проведенном эмпи-

2 Хрестоматия по культурологии.

рическом исследовании вероятностной модели бессознательного провели анализ терминологической базы семантики бессознательного, которое в экспериментальном исследовании этих же авторов имело модель различных геометрических фигур. По этой причине, а также с целью психологизации нашего подхода по исследованию геометрических фигур, как простых символов орнаментальной культуры, мы ссылаемся на результаты исследования этих авторов. Терминов для обозначения того, что мы называем сейчас бессознательным множество, однако «существует различное словесное оформление термина уже указывает на то, что предлагавшие их авторы придавали предпочтительное значение отдельным составляющим этого безмерно широкого понятия. Разные стороны охватывались у Фрейда понятием «подсознательное», у Юнга — «коллективное бессознательное», у Джемса -«потоки сознания» у Бёкка (К.И.Виске) - «космическое сознание», у Бергсона - «интуиция», у Гуссерля (E.Husserl) - «трансцендентная феноменология», у Уайтхеда (A.N.Whitehead) - «категория вечных объектов», у Поппера (K.Popper) - «третий мир, мир интеллигибе-лий», у Ассаджиоли (A.Assagi-oli) - «субперсо-нальности», у Гегеля - «саморазвивающийся дух», у Платона - «мир идей»3.

Далее для обоснования использования в нашем эмпирическом исследовании ряда геометрических фигур с последующим моделированием процесса самоидентификации индивида с геометрической формой и орнаментом, мы приводим результаты группы исследователей ДНК человека, как биологической системы. «Рассмотренные многообразные графические формы, образующиеся в результате многомерных волновых свойств ДНК, с учетом жидкокристаллических свойств ядра клетки, с неизбежностью многократно отражаются, выходя за его пределы. Дальнейшие процессы отражения в водном клеточно-межклеточном континууме обусловливают их участие в формировании волновой физической матрицы биосистемы, распределяющей ее вещество в конкретном пространстве-времени. Тем самым подтверждаются данные ряда российских исследователей (Беклемишев В.Н. Методология систематики. KMK Ltd Scientific Press. (по рукоп.1928 г.). - М.: 1994. - С.128; Га-ряев П.П. Волновой геном. Институт проблем управления РАН - М.: 1994; Гурвич А.Г. Теория биологического поля. - М.: 1944. - С. 28; Казначеев В.П., Михайлова Л.П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей. - Новосибирск: 1985), постулировавших положение о том, что гены об-

3 Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Вероятностная модель бессознательного. Бессознательное как проявление семантической вселенной // Психологический журнал. - 1984. - Том 5. - №6.

ладают эстетической, образной и речевой регу-ляторной функциями, необходимыми для синтеза полевого относительно устойчивого, и вместе с тем динамического «автопортрета» биосистемы». Эти авторы также указывают, что волновая природа кода ДНК человека, как биологической системы, содержит в показателях проявления этого кода ДНК - соотношений «золотое сечение» как «числовое соотношение энергий 1-го и 5-го волновых пакетов составляет 1,64 и входит в ряд чисел золотого сечения (классическое число 1,618 - работа (Шмелев И.П. Архитектор фараона. - СПб.: 1993. - С61), что свидетельствует о гармоническом сочетании энергий в рассматриваемом участке ДНК»4.

Таким образом, биологические, химические и психофизиологические закономерности биологической природы человека обусловили создаваемую человеком среду своего обитания как свою социальную природу. Культура как закономерный путь самоорганизации сознания человека и самовоспроизводства в символопорож-дающей функции его сознания, дают нам основание на введение известных простых символов - геометрических фигур в эмпирическое исследование. В пользу этого методологического субстрата, как многомерного, но хорошо структурированного и закономерного мы также ссылаемся на эмпирическое исследование авторов (В.В.Налимов, Ж.А.Дрогалина) - ... поражающее наше внимание различие в проявлении бессознательного можно описывать, введя представление о многомерности психологического (или, может быть, лучше - семантического) пространства. Семантический мир - мир бессознательного - раскрывается в сознании человека через образы. Это хорошо известное обстоятельство наблюдали и мы в своих экспериментах. Чаще всего это простые геометрические символы: круг, треугольник, крест, разноко-нечные звезды. Эти же символы мы встречаем в природе - в листьях растений, цветах, формах беспозвоночных, фигурах клеток... Древние знали эзотеризм геометрии, воплощаемый в архитектуре храмов. Наука - символическое выражение мира. Абстрактные символы современной физики, скажем у-Функция, не имеют однозначного толкования в терминах внешнего мира. Но они, как и другие символы науки, позволяют ученому входить в семантическую вселенную, находя там понимание изучаемого. Ученый, владеющий символами мира науки, -

4 Кулакова М.А., Орлова В.А., Рогозенко Н.П. Базисные свойства ДНК с точки зрения законов резонанса в физике и химии: новые данные о структурно-функциональной организации молекулы // http://www.uni-dubna.ru / Опубл. (июнь 1995): Межд. Университет природы, общества и человека «Дубна». (11.08.2011).

это как бы поэт-символист. Научное творчество в некоторых своих проявлениях - это как бы спонтанная медитация. И мы зачастую можем только передавать полученные знания, но не умеем учить тому, как их надо получать. Существующая теория научного метода не включает рассмотрение творческих процессов, протекающих на уровне бессознательного. Напомним здесь, что даже в математике творчество осуществляется на внелогическом уровне. Бессознательное, другими словами, пронизывает духовное творчество в любых его формах. Слова нашего языка имеют две ипостаси: символическую, когда они являются ключами, открывающими вход в бессознательное, и дискурсивную, когда они становятся элементами, над которыми строятся логические конструкты. Разграничение бессознательного и сознательного -это противопоставление континуума дискретности: континуум описывается через точки, но не состоит из них (на континууме мы можем конструктивно задать точку, но не можем столь отчетливо задать соседнюю точку). Моделью чистого, логически структурированного сознания, т.е. сознания, очищенного от бессознательного, является искусственный интеллект, реализуемый на ЭВМ. Высказанные здесь соображения оказываются тем фундаментом, на котором была построена вероятностная модель языка5.

Таким образом, исследуя орнамент как зна-ково-символическую культуру (как систему) на данном этапе, рассматриваем его составляющие - простые геометрические символы, общеизвестные в культуре, искусстве и математических науках. Такими простыми символами являются геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг. Исследования вышеуказанных авторов, а также наши результаты в рамках социально-психологического исследования восприятия, оценки и понимания орнамента6 определяют дальнейший ход эмпи-

5 Налимов В. В., Дрогалина Ж.А. Вероятностная модель бессознательного.....

6 Привалова В.М. Восприятие, оценка и понимание

орнамента различными возрастными группами учащихся. Дисс. канд.психол.наук. - Самара, 2006; Она же. Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся. Автореф. канд. психол. наук. - Самара: 2006; Она же. Орнамент как антропологическая проекция в семантике геометрического орнаментального стиля (на материале значений символов при восприятии, оценке и понимании орнамента финно-угорских народов) // Известия Самарского научного центра РАН. «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение». - 2008. - №1. - С.311 - 318. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.ssc.smr.ru/izv 2008 1.html; Она же. Акцентуация характера при восприятии, оценке и понимании геометрического орнамента // Известия Са-

рического исследования - семантика выбора и социально-психологическое значение в культуре и знаково-символическом контексте каждой из простых геометрических фигур - квадрата, треугольника, круга, прямоугольника, зигзага. Выявленная семантика и последовательность выбора складывается в «свой психологический портрет» и «свою референтную группу» и «не свою референтную группу» («свой» - «чужой»):

1. Квадрат - древний знак Земли, имеющий большую важность в символических системах Индии и Китая. Представляет собой еще одну разновидность эмблематического изображения четырех сторон света, сочетает с «женской» символикой числа четыре. Является символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, ограничения, нравственных устремлений и честных намерений. Квадрат противостоит «динамичным знакам» - кругу, спирали, кресту, треугольнику, являясь статической из геометрических форм, используемых в качестве символов. Комбинация квадрата с кругом символизирует единство земли и неба. Именно этот символ присущ индуистским мандалам и средневековым храмам, где круглый стол опирается на квадратное основание. Во многих культурах квадрат -эмблема идеального города, построенного на века, - символ, основанный на «прочности» четырех стен, в противоположность круглому основанию недолговечной кочевой юрты7.

Квадрат - фигура линейная. Выбравший ее, вероятнее всего, относится к «левополушарным» людям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные в

марского научного центра РАН. - 2009. - Т.11. №4. -С.277 - 286. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.ssc.smr .ruizv 2009 4.html; Она же. Символы культурно-исторического текста в динамике образовательного дискурса // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. - Т.11. №4(2). - С. 550 - 553. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.ssc.smr.ru/izv 2009 4(2) .html; Она же. Орнаментальная культура. Аналитический обзор символов и знаков геометрического орнамента в антропологической картине мира // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. - Т.12. №3. - С. 255 - 263. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.ssc.smr.ru/izv 2010 3.html; Она же. Семантика орнамента в семиотике культуры (Антропологическая проекция ритуала в геометрическом орнаменте) // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. -Т.12. №5. - С. 277- 283. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.ssc.smr.ru/izv 2010 5.html; Она же. Самооценка как психологический фактор отражающий восприятие, оценку и понимание геометрического орнамента // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Т.13. №2. - С.230 - 234. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.ssc.smr. ru/izv 2011 2.html; Она же. Обусловленность орнамента как знаково-символического ритуала в культуре // Известия Самарского научного центра РАН. -2011. - Т.13. №2(4). - С.1001 - 1010. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.ssc.smr.ru /izv 2011 2(4). html.

7 Тресиддер Дж. Словарь символов. - М.: 2001.

последовательном формате: А —>Б—»В—>Г и т.д. Квадраты скорее вычисляют результат, чем догадываются о нем. Они не пропускают ни одного звена в цепи рассуждений, а когда это делают другие, испытывают трудности в понимании и, как следствие, дискомфорт. Внешность. Обшей тенденцией в оформлении внешности Квадратов - и мужчин и женщин - является не акцентирование своей индивидуальности, неповторимости, а скорее наоборот, подчеркивание своей принадлежности к определенной группе - профессиональной, социальной, возрастной и т. д. Это своеобразная форма психологической адаптации Квадратов к социальной среде (Квадраты не слишком социабельны). Представления квадратов о «типичном» облике, «должном» внешнем виде довольно субъективны и основываются на традиционных, консервативных ценностях, убеждениях, установках. Рабочая и жизненная среда. Внешняя среда, в которой живут и работают Квадраты, достаточно точно отражает их внутреннее «Я» и, прежде всего их главную характеристику - организованность. Рабочее место Квадрата показательно функционально. Здесь все подчинено единственной цели - работе. Порядок никогда не нарушается. Домашняя среда Квадратов определяется влиянием двух основных факторов: организованностью и ориентацией на традицию, историю. В речи отражается организованность, последовательность мышления, логичность. Аналитичность мышления и пристрастие к деталям утяжеляют речь Квадратов и затрудняют ее понимание. Пристрастие к фактам, пунктуализм, эмоциональная сухость и холодность делают ее неяркой, монотонной. Постоянство основного тона голоса усугубляет монотонность речи. Часто встречаются речевые штампы. Язык тела. Для Квадратов характерны: скованная, напряженная поза; точные, скупые жесты; целенаправленные, рассчитанные движения; медленная, «солидная» походка; бесстрастное, ничего не выражающее лицо; напыщенный или «нервный» смех. В напряженных ситуациях могут появляться отрывистые, непроизвольные движения (тики, легкие судороги). Психологические свойства. Квадратам свойственны аналитичность. Организованность, точность, пунктуальность. Все действия планируются заранее. Конкретность мышления выражается в пристрастии Квадратов к письменной речи. Для Квадратов характерна высокая нормативность поведения. Кроме неуклонного соблюдения норм и правил это включает в себя настойчивость в достижении целей, ответственность, деловую направленность. Квадраты весьма разборчивы в отношении своих друзей. Они отдают предпочтение линейным формам (Квадратам, Треугольникам, Прямоугольникам). Для Квадратов характерна страсть к коллекционированию8.

2. Треугольник. Можно сказать, что это мужское и женское начало объединяются, чтобы дать рождение третьему. В семье это отец, мать и ребенок; в химии - кислота, основание и соль; в человеке - интеллект, сердце и воля (или мысль,

8 Гарбер Е.И., Козача В.В. Психогеометрическое тес-

тирование (теоретический и практический аспекты). -

Саратов: 1999.

чувство и действие), а в божественных качествах - мудрость, любовь и истина... Лишь равносторонний треугольник вызывает в Вас, вероятно, мысль о совершенной гармонии, так как выражает согласие между тремя началами: нет того, кто бы развивался в ущерб другим. Не удивляйтесь, если я скажу, что треугольник может рассматриваться в качестве символа солнца. Конечно, самое распространенное символическое представление солнца - круг с точкой-центром, делающее акцент на отношении центра и периферии. Но так как солнце источник жизни, тепла и света, оно может изображаться и в виде треугольника. Поэтому солнце лучший символ Святой Троицы9.

Треугольник - форма треугольника символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают себя именно в этом. Самая характерная особенность - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники относятся к линейным формам и в преимущественной тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, как и квадраты, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Внешний вид. Оформление собственной внешности всегда продуманно. Установка на успех заставляет Треугольника уделять внимание своему облику. Его усилия направлены на создание имиджа преуспевающего человека. Рабочая и жизненная среда. Рабочее место Треугольника наполнено символами прочного положения, власти и успеха. Дом Треугольника - тот же символ успеха. Соответственно своим возможностям Треугольники стремятся поселиться в престижном районе, престижном доме. Для речи характерны - логичность, ясность, краткость, чёткость. В параметрах голоса, свойственных характеру Треугольника, в построении речи, в её завершённости, в лексике находят выражение уверенность, решительность, стремление распоряжаться по-своему, вспыльчивость. Темп речи преимущественно быстрый. Часто встречаются глаголы активного действия. Обычны в речи Треугольников и часто ими используются - современный жаргон, бранные выражения, сленг. Язык тела. Для Треугольника характерны: уверенная, энергичная походка; плавность движений; широкие, выразительные жесты; плотно сжатые губы; проницательный взгляд. Психологические свойства. Тенденция к лидерству, честолюбие, прагматизм, способность концентрироваться на цели момента, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, склонность к риску, энергичность, сила чувств, высокая работоспособность, широкий круг общения, узкий круг близких людей10.

3. Круг - совокупность, совершенство, единство, вечность - символ полноты, законченности, который может заключать в себе идею и постоянства, и динамизма. Взаимосвязь между открытиями в атомной физике и мистическими значениями поразительна. Помимо точки, или центра, которая разделяет его символизм, круг - единст-

9 Айванхов О.М. Язык геометрических фигур. - М.: 1994.

10 Гарбер Е.И., Козача В.В. Психогеометрическое тестирование ..

венная геометрическая фигура, неделимая на себе подобные и одинаковая во всех точках. Для неоплатоников круг является воплощением Бога и неорганическим центром космоса. Так как круг, иногда сфера - фигура без четкого начала и конца - это наиболее важная и универсальная из всех геометрических форм в мистических учениях. И так как он может обозначать другие важные символы - колесо, диск, кольцо, циферблат, солнце, луну, ороборо и Зодиак, его символизм довольно трудно определить. Для древних обозримая вселенная виделась, без всяких сомнений, кругообразной - сюда входили не только сами планеты, включая предполагаемый земной диск, окруженный водой, но также их циклические движения и смена времен года. Символические значения и функции при использовании круга для измерения времени (солнечные часы) и пространства (основные астрологические и астрономические исходные точки) составляли неразрывное единство. Небесный символизм и вера в небесную силу лежали в основе первобытных ритуалов и ранней архитектуры по всему миру: круговые танцы и ритуальные хороводы вокруг огня, алтаря или идола, передаваемая по кругу трубка мира - у индейцев Северной Америки; круглые формы юрт, шатров и самих стойбищ кочевых народов; кружение шаманов; круговая форма металлических знаков и сооружений в неолитический период. Круг имел как защитное так и божественное значение, как, например, у кельтов, - и это значение все еще сохраняется в фольклоре, но уже в новых, современных формах; вспомним загадочные кольца на фермерских полях и летающие тарелки. Круг также представлялся объектом, заключающим в себе гармонию, - как Круглый стол в легенде о короле Артуре или широко используемое в современной английской идиоматике выражение «колдовской круг связей и знакомств». Во многих изображениях кругу придавался динамизм с помощью лучей, крыльев, языков пламени, что особенно заметно в шумерской, древнеегипетской и мексиканской иконографии. В этих случаях круг символизирует мощь солнца или созидательные, плодотворные космические силы. Концентрические круги могут означать небесные иерархии (как например, ангельские хоры, символизирующие Небеса в искусстве Возрождения), круги ада или, в дзен-буддизме, уровни духовного развития. В христианской традиции три круга изображают Божественную Троицу, границы времен, элементы, периоды движения солнца и фазы луны. Круг может быть мужским знаком (например, солнца) или женским (материнского лона). Круг (женское начало) вокруг креста (мужское начало) - в Египте символ единства противоположностей, также встречается в Северной Европе, в Китае и на Ближнем Востоке. В китайской символике «инь - ян», обозначающем взаимосвязь мужского и женского начал, используется круг, разделенный S-образной линией на два цвета, в центре каждого из которых - маленький кружок противоположного цвета. Точка в круге - астрологический символ солнца и алхимический символ золота. По К.Юнгу, круг, объединенный с квадратом, - символ связи между душой или «я» (круг) и телом или реально-

стью (квадрат). Замечателен факт совпадения этого толкования с буддийской традицией, где мандала, на которой круг вписан в квадрат, символизирует переход из материального мира в духовный. В западной и восточной традиции квадрат, вписанный в круг, обозначает небо объемлющее землю. В архитектурных сооружениях, основанных на квадрате, кресте или прямоугольнике - например в церквах романского стиля или некоторых языческих храмах, - круглые своды и купола несут небесную символику. «Квадратура круга» (геометрическая задача, состоящая в попытке создать круг из последовательно изменяемого квадрата и не имеющая решения) была во времена Возрождения алхимической аллегорией трудности создания божественного совершенства из земных материалов. В противоположность этому в кабалистической традиции круг, вписанный в квадрат, есть символ искры Божьей в бренном теле11.

Геометрический круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто выбирает круг в качестве основной своей формы, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг - это нелинейная форма. Те, кто идентифицирует себя с кругом, скорее всего, относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление -более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, с пропусками отдельных звеньев, например: а...] —»] ...д. В сфере человеческих отношений Круги обнаруживают разновидность «правополушарного» мышления, которую А.Харрисон и Р.Брэмсон называют «идеалистическим» стилем мышления. Главные черты этого стиля - ориентация на субъективные факторы и проблемы (ценности, оценки, чувства и т.л.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Внешний вид. Акцент в оформлении внешности делается на простоте и удобстве. Круги безразличны к различного рода атрибутам, подчеркивающим статус. Предпочитают «естественный» внешний вид. Рабочая и жизненная среда. Рабочая среда Круга напоминает его домашнюю среду. Круги очень быстро обживают окружающее их пространство, я оформляют его, постоянно помня о потребностях других людей. Речь - медленная, плавная, четкая, эмоциональная, успокаивающая. Часто в речи встречаются восторженные оценки, комплименты. Местоимения «мы», «наше» встречаются чаще, чем «я», «мое». Язык тела. Доброжелательная, сердечная улыбка и обильный смех; расслабленная поза; частые кивки головой в знак поддержки и одобрения; «зеркальное» поведение; полный контакт глаз; довольно типичен тактильный контакт в процессе общения; жизнерадостная походка. Психологические свойства. Высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, щедрость, высокая чувствительность, развитая эмпатия. Хорошая интуиция, склонность к самообвинению, внушаемость, кон-

11 Тресиддер Дж. Словарь символов.

формность. Нерешительность, болтливость, способность убеждать других12.

4. Прямоугольник - прямоугольник символизирует состояние перехода и изменение. Это, так сказать, временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас. Поэтому они заняты поисками лучшего положения. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее «осознаваемое замешательство», чаще всего ощущение запутанности в проблемах и неопределенности в отношении к себе на данный момент времени. Параллельно с этим у Прямоугольника постепенно нарастает внутреннее возбуждение, что не может не отразиться на его поведении. Внешний вид. Неустойчивость в оформлении внешности. Варьируется стиль одежды, ее цвета. Все эта изменения обычно происходят быстро, внезапно и являются довольно резкими, бросающимися в глаза. Рабочая и жизненная среда. В оформлении рабочего и жизненного пространства отражается внутренний конфликт, порой - фрустрированность, которые испытывают Прямоугольники. Беспорядок и запущенность - типичные признаки «прямоугольной» рабочей среды. Вообще, в атмосфере, окружающей Прямоугольника, чувствуется какая-то временность, «дух вокзала». Речь. Неустойчивый вокальный рисунок речи. Обычными явлениями бывают неожиданные изменения громкости и скорости речи, ее аритмичность. Заметны «паузы нерешительности», которые могут заполняться междометиями или «словами - паразитами». Не менее существенной для выражения себя становится «речь - скороговорка». Для Прямоугольника вообще типичны неритмичные колебания речевой активности. Основной тон голоса часто повышается и становится эмоционально незавершённым. Язык тела. Неуклюжесть; резкие, отрывистые движения; нервные реакции (сцепляют и расцепляют руки, покашливают, шаркают и т.д.); неустойчивый, бегающий взгляд; нервное хихиканье или смех; непредсказуемые колебания двигательной активности (от вялого покоя до сильного двигательного возбуждения). Психологические свойства. Изменчивость, непоследовательность, возбужденность, любознательность, позитивная, установка ко всему новому, низкая самооценка, импульсивность, нервозность, быстрые колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, отсутствие пунктуальности, имитация поведения других людей, внушаемость, предпочтение больших групп в общении, часто стремление смешаться с толпой или затеряться в ней13.

5. Зигзаг - Основанный на молнии древний знак власти, плодородия, жары, энергии, борьбы и смерти. Первоначально атрибут богов шторма - Зигрун, руна победы в старом скандинавском алфавите. Знак был принят как эмблема ударной

силы нацизма отрядов СС, чьим знаком отличия был двойной зигзаг14.

Зигзаг - эта фигура символизирует креативность, творчество, т.е. художественный тип личности. Выбравший ее - «правополушарный» мыслитель. Зигзагу свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. «Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях; оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Они, как правило, музыкальны, и если сами не поют, то любят слушать музыку. Внешний вид. Во внешнем виде большинства Зигзагов есть одна общая особенность: небрежность и неряшливость. Характерны также демонстративность, экстравагантность. Рабочая и жизненная среда. Рабочее место содержится в беспорядке, неряшливо, запущенно. Но беспорядок этот «творческий». Зигзаг прекрасно в нем ориентируется. Оптимальный вариант домашней среды Зигзага должен отвечать следующим требованиям: а) максимум разнообразия в оформлении помещений; б) современные мотивы; в) яркие краски; г) возможность уединения; д) возможность интеллектуальных занятий и развлечений. В речи отражается образный, синтетический стиль мышления и живость темперамента. Речь яркая, образная, эмоциональная, ассоциативная. Зигзаги обладают богатыми голосовыми вариациями: громкость, высота тона и темп речи изменяются в широких пределах. Восторженная натура Зигзага проявляется в большом числе оценок превосходной степени. Язык тела. Стремительная походка, быстрые плавные движения; живая мимика; оживленная жестикуляция; каскад поз; нервные движения и тики; резкие колебания двигательной активности. Психологические свойства. Креативность, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, жажда изменений, мечтательность, позитивная установка ко всему новому, восторженность, непосредственность, непрактичность, импульсивность, недисциплинированность, высокая комму-никабельность15.

Таким образом, в ходе дальнейшей организации прикладного аспекта нашего исследования происходило предъявление испытуемым стимульного материала, который представляет собой изображение простых символов известных пяти геометрических фигур - квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг.

В самых древних формах взаимодействия людей, в культурно-исторических лабиринтах взаимовлияния, визуальная (не вербализованная) система коммуникации имеет множество конвенциальных атрибутов, символов, форм, знаков имеющих исторически сложившиеся значения, которые ритуализованы и обобщены культурно-историческим контекстом. В глубо-

12 Гарбер Е.И., Козача В.В. Психогеометрическое тестирование ....

13 Там же.

14 Тресиддер Дж. Словарь символов..

15 Гарбер Е.И., Козача В.В. Психогеометрическое тес-

тирование ..

чайшей ретроспективе сложились принципы узнавания «своего» и отличения «чужого» через знаково-символическую культуру, являющуюся носителем различных особенностей не только людей, но и времени, которое отражено в стилистике, например - первобытный стиль, византийский, древнегреческий, средневековый, барокко, классицизм, возрождение, романский, и так далее в связи с принципами периодизации исторического процесса16. Использование знака и символа, а также восприятие, оценка и понимание, независимо от стиля, отражает антропологический смысл и содержание. Знаково-символическая культура имеет многие визуальные и невербализованные сообщения и отличия людей, сообществ и групп друг от друга, например - этнические, расовые, стратовые, гендерные, возрастные, профессиональные, личностные и многие другие. Следует подчеркнуть, что определенные пометки на теле, одежде, предметах быта, оружия, жилище, погребениях и другой утвари, воспроизводящие микрокосм человека в макрокосме его существования имели, прежде всего, антро-пейное (обереговое) значение. Охранительно-заместительные символы, магические знаки, знакомы каждому из нас по ритмизированным (орнаментальным) сообщениям, которые семантически имеют историческую основу для современных орнаментов в различных этнических и национальных модуляциях основных культурно-исторических базовых знаков и символов. Условия организации, как самих ритуалов, так и промежутки времени между ритуалами, а также место действия таких ритуалов, предполагают визуальные послания из символов (орнаменты), которые иерархизируют «микрокосм человека в макрокосме мироздания», то есть определенным образом «вписывают индивида в социальную программу своей роли в социуме», что порождается самой природой человека - с одной стороны биологической, а с другой стороны - социальной, одновременно. Свои социальные роли индивид осваивает по мере - рождения, взросления с последующей инициацией, переходом в более взрослые возрастные группы - в ходе своей жизнедеятельности с момента рождения, когда он еще не делает своего первого шага, до последнего шага по Земле, который он самостоятельно уже не делает.

Таким образом - через знаково-символичес-кую культуру, которая может быть как в системе орнамента, так и другим системным образо-

16 Принципы периодизации культурно-исторического процесса. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.culture-history.kiev.ua/analitika/principi period.html (30.08.2011).

ванием на базе орнамента, например - движением (танец, театр, спорт и др.) или звуком (музыка, песня, стихи и др.) мы наследуем в своей картине мира культурно-исторический контекст. «Архетипы» определяющие выбор индивида ритуализуют процесс определения «своего» и «чужого», а также выявляется граница поля - «насколько своего» и «насколько чужого». То есть самоопределяется «референтная группа» в знаково-символической культуре, что в социальной психологии имеет определенные традиции исследования - например психодиагностический метод «Психогеометрическое тестирование», который был описан в монографии «Психогеометрическое тестирование» (теоретический и практический аспекты), авторов В.В.Козача и Е.М.Гарбера в 1999 году. Этот метод (тест) основан на тесте Съюзен Деллин-гер - переведен в середине 90-х годов на русский язык А.А.Алексеевым и Л.А.Громовой («Психогеометрия для менеджеров»).

Основным диагностическим комплексом (стимульным материалом), в указанной методике служит набор из пяти геометрических фигур: квадрат; треугольник; круг; прямоугольник; зигзаг. Используя принцип выбора по личному предпочтению фигуры №1, №2, №3, №4, №5 по самоидентификации с визуальной формой этой фигуры, выявляем согласно вали-дизированной методике «Психогеометрическое тестирование», «доминирующие черты характера и особенности поведения». По мере убывания выбранные фигуры выступают как «своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию поведения. Сила их влияния убывает с увеличением порядкового номера. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для Вас наибольшие трудности». Таким образом, может быть создан проективный «Психогеометрический портрет личности» (ПГПЛ), который с валидностью 85% служит самостоятельным психодиагностическим инструментом и в сочетании с другими методиками. На основе указанного набора из пяти геометрических фигур нами выбраны образцы пяти геометрических орнаментов наиболее древнего происхождения, которые репрезентативно интерпретируют основной принцип в методике «Психогеометрическое тестирование». Были отобраны и предъявлены для тестового комплекса образцы геометрических орнаментов, которые представлены в репродукциях17.

17 Орнамент всех времен и стилей. В четырех книгах.

Альбомы подготовлены на основе издания А.Ш.А.Ра-сине 1873 - 1876 гг. / Пер. А.И.Ильф. - М.: 1997.

Кн.1 - 132 с., ил.; кн.2 - 112 с., ил.; кн.3 - 132 с., ил.; кн.4 - 112 с., ил.

При опросе первым выполняется «Психогеометрическое тестирование». Второе задание состоит в расположении ранжированных геометрических фигур в осях координат, в развитие разработанного метода семантического дифференциала (СД). Методика СД направлена на выделение, так называемого коннотатив-ного значения, отражающего личностный смысл и эмоциональные переживания испытуемого по поводу некоторого объекта, понятия, процесса. (Osgood, 1957; Петренко, 1997). Области расположения выбранных геометрических фигур в осях координат дают основание для выявления личностной значимости каждой выбранной фигуры по семантическому значению каждого выбранного в осях поля. У В.Ф.Петренко в осях координат помещаются математические значения, которые преобразованы компьютерными программами, а затем указываются различными точками в «полях осей координат». Этот математический подход в социальной психологии и психосемантике подробно описывается в различных источниках18.

Нами также используется (для оценки геометрических фигур в баллах от 1 до 10) так называемая «декартова система координат», прямолинейная система координат на плоскости или в пространстве (обычно с взаимно перпендикулярными осями и одинаковыми масштабами по осям). Названа по имени Р.Декарта. Декарт впервые ввел координатную систему, которая существенно отличалась от общепринятой в наши дни. Только в 18 в. сформировалось современное понимание координатной системы, получившее имя Декарта19. Для задания декартовой прямоугольной системы координат выбирают взаимно перпендикулярные прямые, называемые осями. Точка пересечения осей O называется началом координат. На каждой оси задается положительное направление и выбирается единица масштаба. Координаты точки P считаются положительными или отрицательными в зависимости от того, на какую полуось попадает проекция точки P. Указанное понятие «система координат» используется в различных теоретических и прикладных программах по определению каких-либо системных характеристик объектов, в том числе в современных компьютерных программах различной конфигурации и назначения - вычисления, рисования,

18 Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - М.: 1997; Когнитивный подход. Философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины: Научная монография / Отв.ред. - акад. РАН Лекторский В.А.- М.: 2008.

19 Декарт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://dic. academic .ru /dic.nsf/es /18377/ ДЕКАРТ (29.08.2011).

конструирования и др.20. В нашем исследовании мы использовали это понятие как «прямоугольную систему координат» для определения значения каждой из выбранных плоских геометрических фигур, как простых символов -квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг.

«Прямоугольная система координат - система плоских координат образованная двумя взаимноперпендикулярными прямыми линиями, называемыми осями координат х и у. Точка их пересечения называется началом или нулем системы координат. Ось абсцисс - ОХ, ось ординат - OY. Положение точки в прямоугольной системе однозначно опреде-ляется двумя координатами X и Y; координата X выражает расстояние точки от оси ОY, координата Y - расстояние от оси OY. Значения координат бывают положительные (со знаком «+») и отрицательные (со знаком «-») в зависимости от того, в какой четверти находится искомая точка»21.

В нашем случае в искомую точку на плоскости оси координат помещается та геометрическая фигура, которую предстоит определить в ее значении при выборе ее параметров. Об этом подходе к знаково-символическому материалу, как пилотный эксперимент социально-психологического исследования орнамента, был опубликован на сайте съезда психологов22. Таким образом, мы используем «квадрант плоскости» для проекции каждой из пяти выбранных геометрических фигур, определяя последовательно значение каждой в зависимости от ее выбранного порядкового номера - 1, 2, 3, 4, 5, начиная с той геометрической фигуры, которая определяет самого испытуемого, а затем по ме-

20 Система координат. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.spbtgik.ru/book/2114.htm (29.08.2011).

21 Плоская система координат. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.spbtgik.ru/book/3601. htm (29.08.2011).

22Привалова В.М. Введение в невербальную коммуни-

кацию через культурный системный перцепт - орнамент. Материалы III Съезда психологов в июне 2003. -СПб. [Электронный ресурс] Режим доступа http: // www.spbpo.ru/rpo arc.php?ID=2 2 14 (08.01.2012).

ре значимости каждой. В первую очередь определяются - близкая референтная группа («свои»), а затем и дальняя референтная группа («чужие»), которые обозначены через посредство геометрических фигур. Понятие «квадрант (от лат. quadrans, род. падеж quadrantis — четвёртая часть, четверть): в математике - квадрант плоскости — любая из 4 областей (углов), на которые плоскость делится двумя взаимно перпендикулярными прямыми, принятыми в качестве осей координат»23.

Располагая каждую из выбранных пяти геометрических фигур последовательно в осях координат, испытуемый определяет каждой из выбранных им геометрических фигур, как простых символов свое место, свое поле значимости, свой квадрант. То есть, начиная со своего символа, который, по его мнению, отражает его самого, испытуемый выстраивает систему - где семантически близкие, коннотативно отраженные в «Психогеометрическом портрете» типы людей, он определил как «своих» и эмпирически дал значение в поле квадранта оси координат, и также для «чужих», которые наименьшим образом соответствуют «своим». Однако, и «свои» и «чужие», не всегда однозначно (+) или (-), это различные комбинации в осях координат, что определенным образом, с математической точки выявления таких координат, имеет значение, как для самоидентификации, так и идентификации «сво-его» и «чужого».

Экспериментальное поле нашего исследования по восприятию, оценке и пониманию простых геометрических символов, а также орнамента, как системы геометрических символов в орнаментальной культуре имеет общие базовые принципы построения такого поля, которые в целом согласуются с общекультурологическими методами (принципами) изучения культурного материала.

1) Геометрический принцип, как наиболее общий принцип организации природного материала человеком и поэтому этот принцип лежит в основе созданной им же культуры и технологии обработки материалов природы. Геометрия (греч. geometría, от ge - Земля и metreo - мерю), раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы, а также другие отношений и формы, сходные с пространственными по своей структуре. Происхождение термина геометрия, буквально означает «землемерие» и приписывается древне-греческому учёному Евдему Родосскому (4 в. до н.э.) - геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении Земли.

23 Математика. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// dic. academic. ru / dic. nsf /ruwiki /750 (29.08.2011).

2) Принцип обобщения, который базируется на склонности восприятия, оценки и понимания, как единого когнитивного процесса человека, обобщать фрагменты и детали до целого, что, по сути, есть антропейная функция символизирующего сознания человека24. Принцип обобщения позволяет разрозненные элементы построить в систему «эмпирического обобщения»25. Обобщение - одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы (законы) из хаоса затемняющих их явлений, унифицировать и в «единой формуле» отождествлять множества различных вещей и событий. Обобщение, форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему, который, обычно соответствует и переходу на более высокую ступень.

3) Принцип абстракции (от лат. abstractio — отвлечение) - в широком смысле символизирует отвлечение от конкретных свойств-предметов или от конкретных отношений между ними. Что же касается сферы искусства, та или иная степень абстракции присуща ему с момента его возникновения. Уже в эпоху неолита резкое упрощение форм и устранение деталей позволило создать образы, символизирующие знаки космических стихий. Если в период расцвета искусства Древнего Востока абстракция была связана с обожествлением власти и грозных для человека сил природы, то в античном искусстве она поднялась на более высокий уровень конструирования «идеальных образов». В средневековом искусстве Европы и Азии центральное место заняли знаки, божественные символы и надписи, олицетворяющие религиозно-философские идеи, а в XX в. абстракция стала преследовать цели отделения искусства от повседневного зрительного опыта и превращения его в выражение «отвлеченных сущностей и интуитивно постигаемых целей»26.

4) Принцип самоидентификации. Этот принцип базируется на психологическом методе и предполагает при восприятии, оценке и понимании геометрических фигур и орнамента обращение к своему внутреннему, ментальному, архетипическому пространству символической картины мира.

24 Солсо Роберт Л. Когнитивная психология. - М.: 1996.

25 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: 1989.

26 Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. - М.: 1997.

SELF-IDENTIFICATION IN CONTEXT OF AN ORNAMENT -PERCEPTION, ASSESSMENT AND THE UNDERSTANDING OF A SYMBOL

© 2012 V.M.Privalova Samara centre of science of the Russian Academy of Science

In the article modern information semiosphere of an experimental research in perception, assessment and the understanding of a geometrical ornament in a situation of self-identification in a cultural material is analyzed; it matters as arts and crafts as well as ornamental culture and sign-symbolical ritual. Keywords: context, the text, semantics, self-identification in ornament, principles of research.

Vera Mikhailovna Privalova, letting out editor, Izvesty of the Samara centre of science of the Russian Academy of Science, the candidate of psychological sciences, senior scientific employee PGSGA, post-doctoral fellow. E-mail: privalova@ssc. smr. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.