Научная статья на тему 'Самоидентификация подростков в контексте культурной адаптации'

Самоидентификация подростков в контексте культурной адаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
910
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ТЕАТР / ADOLESCENTS / CULTURAL INSTITUTIONS / CULTURAL ADAPTATION / THEATER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гиниятова Елена Владимировна, Бурова Елена Александровна, Ворожищева Ольга Михайловна

В современном обществе самоидентификация подростков проходит с учетом новых культурных вызовов. Тем не менее ключевые аспекты этого процесса (в том числе экзистенционалъные) остаются константой для современных подростков и влияют на их уровень культурной адаптации. Именно поэтому возможность совмещения самоидентификации подростков с различными видами культурной адаптации представляется конструктивным решением. В статье анализируется проект, разработанный на базе ОГАУК «Театр юного зрителя», направленный как на вовлечение подростков в театральное пространство, так и на возможность их самоопределения в современном обществе. Концептуальная идея проекта заключается в использовании интерактивных форм взаимодействия с подростковой аудиторией, таких как тренинги, дебаты, практика «социального театра». Реализация подобных проектов позволит повысить коммуникативные навыки и личностный потенциал подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гиниятова Елена Владимировна, Бурова Елена Александровна, Ворожищева Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-identification of adolescents in the context of cultural adaptation

In modern society, the self-identification of adolescents is taking into account new cultural challenges. Nevertheless, key aspects of this process (including existential ones) remain a constant for modern adolescents and affect their level of cultural adaptation. That is why the possibility of combining self-identification of adolescents with different types of cultural adaptation (including through the practice of traditional cultural institutions) seems to be a constructive solution. The article analyzes the project developed on the basis of OGAUK "Young Spectator Theater", aimed both at involving teenagers in theatrical space, and at the possibility of their self-determination in modern society. The conceptual idea of the project is to use interactive forms of interaction with the teenage audience, such as trainings, debates, the practice of "social theater". The implementation of such projects will increase the communication skills and personal potential of adolescents.

Текст научной работы на тему «Самоидентификация подростков в контексте культурной адаптации»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2017. № 27

УДК 7.091.3

DOI: 10.17223/22220836/27/24

Е.В. Гиниятова, Е.А. Бурова, О.М. Ворожищева

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ

В современном обществе самоидентификация подростков проходит с учетом новых культурных вызовов. Тем не менее ключевые аспекты этого процесса (в том числе экзистенциональные) остаются константой для современных подростков и влияют на их уровень культурной адаптации. Именно поэтому возможность совмещения самоидентификации подростков с различными видами культурной адаптации представляется конструктивным решением. В статье анализируется проект, разработанный на базе ОГАУК «Театр юного зрителя», направленный как на вовлечение подростков в театральное пространство, так и на возможность их самоопределения в современном обществе. Концептуальная идея проекта заключается в использовании интерактивных форм взаимодействия с подростковой аудиторией, таких как тренинги, дебаты, практика «социального театра». Реализация подобных проектов позволит повысить коммуникативные навыки и личностный потенциал подростков.

Ключевые слова: подростки, учреждения культуры, культурная адаптация, театр.

Самоидентификация подростков в современном обществе является более чем проблемной зоной. Помимо традиционных сложностей, которые были выявлены исследователями [1—7], возникают и новые проблемы в подростковой самоидентификации, связанные с современными культурными вызовами. Наиболее сильно оказывают влияние на подростков развитие компьютерных технологий, а именно Интернет и сопутствующие ему явления (социальные сети) и тендерное размывание границ - возможность выбора тендерной роли, андрогинность [8] .

Стоит отметить и такую современную культурно-социальную проблему, как атомизация общества, которая выражается в разрыве социальных связей и росте индивидуализма. Ей в большей степени подвержены именно подростки, что связано и с особенностью возрастного периода, и с уровнем их погружения в интернет-пространство как способа занять свое свободное время и пассивно уйти от реальных проблем с родителями, сверстниками, школой. Это подтверждается результатами исследования о предпочтениях в проведении свободного времени у подростков, проведенном в 2016-2017 гг. в учреждениях культуры г. Томска среди подростков 6-7-х классов, посещавших различные мероприятия в рамках внеурочной работы совместно с классными руководителями (выборка -80 человек). Результаты представлены на рис. 1.

Одним из способов социализации, самоидентификации и культурной адаптации подростков по-прежнему является их вовлеченность в деятельность традиционных учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки и т.д.). Нельзя не отметить, что формат деятельности учреждений культуры за последнее десятилетие значительно изменился, что связано с интерактивно-

стью, разрушением традиционного эстетического концепта «зритель - произведение», в котором зритель представляет собой лишь пассивного созерцателя [9]. Так, для театрального пространства формат интерактивности позволяет по-новому формировать, демонстрировать, и обсуждать различные ценностные установки. Например, в 2005-2009 гг. в Нижнем Новгороде была разработана учебная программа «Профессиональное самоопределение при помощи театральной деятельности» для учащихся 8-9-х классов. По ее окончании анализ показал, что 89 % учащихся экспериментальных классов определились к концу 9-го класса со своим профессиональным выбором, а в контрольных классах таких учащихся было 76 %.

■ занятие спортом

■ встреча и общение с друзьями

И интернет и компьютерные игры

■ посещение кинотеатров

■ посещение учреждений культуры

□ без увлечений

11,2

11,4

Рис. 1. Предпочтения подростков в проведении свободного времени (6-7-е классы)

Эффективность подобных проектов стала основанием для того, чтобы в рамках федеральной программы «Управление в сфере культуры» (проходила в мае - июне 2017 г. в Томском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) на базе ОГАУК «Театр юного зрителя» была разработана программа интерактивно-игрового пространства «#FeedBack» для внеурочного времени учащихся 6-7-х классов. Данный проект нацелен на реализацию серии мероприятий, разрабатываемых под выявленные проблемные зоны подростков. Формат проведения мероприятий, а именно интерактивно-игровая форма, позволяет не только сломать стереотипное восприятие подростками театрального пространства в целом, но и повысить их степень самоопределения через рефлексию над собственными проблемными зонами, создать тематическое диалоговое пространство, что является одним из важных этапов в самоидентификации подростков. Кроме того, реализация подобного проекта будет способствовать:

- повышению уровня коммуникативной компетентности у подростков, участвующих в интерактивно-игровом пространстве проекта;

- формированию альтернативной среды для повышения личностного потенциала подростков;

- разрушению стереотипного восприятия учреждения культуры у подростковой аудитории и формированию заинтересованного отношения подрост-

ков к продукту деятельности учреждения культуры, основанного на использовании интерактивных форм взаимодействия и погружения в актуальные для них проблемы.

Концептуальная идея интерактивно-игрового пространства «#FeedBack» определяется следующими позициями:

• Тематические направления мероприятий интерактивно-игрового пространства «#FeedBack» будут разработаны исходя из анализа проблемных ситуаций, которые подростки определяют для себя как наиболее актуальные. Для этого в школах (при содействии администрации и классных руководителей) будет проведено анкетирование (прил. 1).

• Обеспечение заинтересованности в участии в данном проекте среди классных руководителей через анализ проблемных социально-культурных блоков, которые они обязаны проработать с учащимися в рамках внеурочной деятельности (анкетирование, прил. 2).

• Использование формата мероприятий, предполагающих активное участие подростков (тренинг, игра, дебаты), что обеспечит уход от пассивного наблюдения и формирование проблемно-ориентированного диалогового пространства с ними. Кроме того, такая форма позволит преодолеть определенную «закрытость», которая является одной из характерных черт подрост -ков ого поведения.

Реализация проекта включает в себя три ключевых этапа.

Организационный этап

На данном этапе формируется проектная команда из кадрового состава театра и проводится сбор всей необходимой информации для тематического определения мероприятий проекта «#FeedBack», а именно выявляются культурно-социальные проблемные зоны подростков 6-7-х классов и актуальная тематика для внеурочной работы классных руководителей данной целевой аудитории; проводится ранжирование репертуара театра в соответствии с выявленными проблемными зонами, проводится подбор специалистов для проведения тематических тренингов и игр.

Реализационный этап

Серия мероприятий «#FeedBack» открывается и закрывается коллажем «#ТеатрЭто...», проходящим в два этапа. Первый этап: подросткам предлагается принести фотографии, рисунки, скетчи, картинки, которые отражают их представление о театре. Полученные визуальные объекты собираются в единый коллаж до начала интерактивов-тренингов-спектаклей-дебатов / игр и выставляются в театре. Второй этап: подросткам также предлагается принести фотографии, рисунки, скетчи, картинки, которые отражают их представление о театре, но уже после окончания интерактивов-тренингов-спектаклей-дебатов/игр. Таким образом, общая экспозиция, располагаемая в фойе театра, состоит из двух коллажей, сформированных до начала интерактивов-тренингов-спектаклей-дебатов/игр и после их окончания. Анализ данной экспозиции позволит проектной группе оценить изменения в восприятии учреждения культуры (в данном случае театра) у подростков 6-7-х классов.

Мероприятия под выявленные проблемные зоны подростков, объединенных в единое интерактивно-игровое пространство «#Рее<1Васк», предполагают следующую форму работы: включение подростков в театральное пространство начинается не с просмотра спектакля, в котором есть четкое разделение на актеров и зрителей, пространства пьесы и реальной жизни, а с интерактивных техник, которые позволяют выстроить совместную коммуникационную среду взаимодействия с подростками. На таких техниках специализируется театральное направление, которое принято называть социальный театр или театр социальных изменений - театр, который выходит за рамки чистого искусства на территорию задач, лежащих в области реальной жизни, т.е. реальных вопросов и проблем, которые являются болевыми точками общества, социума.

Форматы театра социальных изменений, которые могут быть использованы в интерактивно-игровом пространстве «#Рее<Васк», - это форум-театр, театр «равный-равному», плейбек-театр.

Форум-театр

Методика форум-театра: модератор вместе с группой профессиональных/непрофессиональных актеров, используя различные техники, готовит короткое представление (несколько коротких сцен) об определенной проблеме, например нарушение прав человека.

Среди героев есть агрессор, жертва и несколько «нейтральных» персонажей. В кульминационный момент спектакль останавливается. Это может быть дискриминация, буллинг, игнорирование или физическое насилие. После первого просмотра зрительская аудитория участвует в обсуждении увиденного, предлагая варианты решения. Затем устраивается еще несколько просмотров, во время которых зрители имеют возможность в любой момент сказать «стоп» и «перемотать» и самостоятельно заменить кого-то из играющих на сцене.

Возможные тематические направления форум-театра:

«Мой друг - наркоман». Друг детства стучится в дверь, радостно улыба -ется и снова просит денег взаймы. Ты знаешь, на что ему эти деньги. Друг приходит опять и опять, его руки трясутся все сильнее. Что можно сказать ему? Его родителям? Самому себе? Зрители форум-театра - обладатели уникального шанса посмотреть на мир глазами людей, вынужденных решать такую проблему. А значит, они в состоянии понять, что же возможно изменить.

Травля. На школьницу в классе смотрят косо; сначала перешептываются за спиной (это неприятно, но можно вытерпеть), потом отдельные голоса становятся все громче (хочется закрыть глаза и уши), наконец, многоголосый хор накрывает как лавина (нет возможности спрятаться, убежать; от страха перехватывает дыхание). Что-то не так с девочкой? Что-то не так с классом? Что-то не так с учителями? Администрацией? Родителями? А с чего мы вообще решили, что что-то не так?

Погружение в интерактивное пространство форум-театра позволяет выработать умения и навыки сотрудничества и взаимодействия в группе, расширяет инструментарий позитивного поведения в конфликтных ситуациях, способствует снижению агрессивности и враждебности подростков, улучша-

ет статус подростка в группе сверстников, снижает тревожность. Специально организованная в процессе совместной деятельности подростков со взрослыми, коммуникативная среда взаимодействия (при выборе проблематики мизансцен, разработке сценариев и пр.) позволит оптимизировать отношения подростков с родителями и учителями и сформировать адаптивное поведение.

Театр «Равный - равному»

Такая форма социального театра активно используется при работе с молодежью. Актеры из числа школьников или студентов готовят небольшие постановки о различных общественных проблемах. Представленные истории могут быть как реальными, так и сконструированными из нескольких сюжетов. После просмотра представления зрители задают вопросы героям сцены. Особенность этой формы в том, что актеры отвечают на них, не выходя из роли, что позволяет гораздо лучше понять мотивацию и внутренний мир персонажа.

Театр плейбек (Р1ауВаек)

Особенность этой театральной формы состоит в том, что на сцене играют профессиональные актеры, а сценарии приносят зрители. Именно они рассказывают свои истории, которые актеры тут же, спонтанно отображают на подмостках. Идея в том, что, увидев «свою» ситуацию со стороны, человек может найти из нее выход и принять ранее не приходившие в голову решения. Поскольку основное место в Плейбеке занимают человеческие эмоции, иногда его называют «театром психологических импровизаций».

Итоговый этап

На завершающем этапе анализируется вариативность откликов подростковой аудитории и классных руководителей на мероприятия проекта. Помимо определения наиболее успешных форм взаимодействия с подростковой аудиторией с целью усиления ее вовлеченности в театральное пространство анализируется и качественная оценка подростками посещенных меропритий. Анализируется комплекс мероприятий проекта с позиции изменения стереотипного восприятия деятельности учреждений культуры и привлечения единичного зрителя.

В заключение можно сказать, что данный проект является довольно универсальной матрицей, поскольку может тиражироваться на другие подростковые возрастные аудитории, так как тематический профиль мероприятий может изменяться в зависимости от того, какая возрастная подростковая группа будет анкетироваться.

Приложение 1

Анкета для подростков

1. Знают ли родители, где Вы проводите свободное время? (нужное подчеркнуть)

а) да б) нет

2. Чтобы добиться авторитета среди одноклассников, надо быть грубым с родителями, учителями.

а) согласен б) не согласен

3. Насколько часто Вы ощущаете себя одиноким, будущее безнадёжным, никому не нужным?

а) часто б) очень редко в) никогда

4. Испытывали ли Вы когда-нибудь что-либо подобное?

а) непонимание со стороны родителей

б) вас отвергли друзья

в) напряженные отношения с учителями

5. Вы уверены, что у Вас много хороших качеств, и довольны собой? а) да б) нет

6. Возникало ли у Вас желание уйти из дома? а) да б) нет

7. Как часто Вам бы хотелось подраться?

а) никогда б) иногда в) часто

8. Вы можете игнорировать ровесников, одноклассников? а) да б) нет

9. Из-за чего Вы могли бы игнорировать ровесников, одноклассников

а) не согласен с мнением

б) не нравится поведение

в) не нравится внешний вид

г) другая причина (если есть желание, напишите)_.

Приложение 2

Анкета для педагога

1. Замечены ли некоторые учащиеся в грубом отношении со сверстниками, учителями? (нужное подчеркнуть)

а) да б) нет

2. Существует ли проблема интернет-зависимости у подростков? а) да б) нет

3. Как часто Вы замечаете систематическое игнорирования ученика? а) редко б) иногда в) часто

4. Какие проблемные стороны Вам бы хотелось осветить в своей работе?

а) интернет (зависимость, синий кит, травля в социальных сетях)

б) здоровый образ жизни

в) подростковые взаимоотношения

г) иное_

5. Наиболее распространенные способы повышения уверенности подростков ?

а) агрессивные и вызывающие формы коммуникации (травля, оскорб-ление)

б) погружение в учебу (ботаники)

в) реализация вне рамок класса, школы (пассивная модель).

Литература

1. Агеев B.C. Социальная идентичность личности // Социальная психология : хрестоматия. М., 2003. С. 201-211.

2. Баклушинский С.А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность / С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. Т. 4, вып. 6. С. 64-85.

3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. 422 с.

4. МайерсД. Социальная психология. СПб. : Питер, 2000. 688 с.

5. Микляева А.В. Социальная идентичность личности : содержание, структура, механизмы формирования / А.В. Микляева, П.В. Румянцева [Электронный ресурс]. URL: http://humanpsy.ru/miklyaeva/soc_ident_06 (дата обращения: 03.08.2017).

6. ТернерДж. Социальное влияние. СПб. : Питер, 2003. 256 с.

7. Эриксон Э. Идентичность : юность и кризис. М. : Флинта, 2006. 352 с.

8. Волчкова Н.И. Особенности тендерной идентичности у современных подростков / Н.И. Волчкова, М.В. Федяева [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1427 (дата обращения: 03.08.2017).

9. Коваленко В.А. Применение информационных технологий в выставочных проектах библиотек и музеев [Электронный ресурс] // Педагогические науки. URL: http://docplayer.ru/34059388-Primenenie-informacionnyh-tehnologiy-v-vystavochnyh-proektah-bibliotek-i-muzeev-kovalenko-v-a.html (дата обращения: 03.08.2017).

Giniyatova Elena V. Tomsk Polytechnic University (Tomsk Russian Federation).

Vorozhishcheva Olga M. Tomsk Polytechnic University (Tomsk Russian Federation).

Burova Elena A. Theater of the young spectator (Tomsk Russian Federation).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: evg@tpu.ru, vom@tpu.ru

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2017. № 27. 263-269 pp. DOI: 10.17223/22220836/27/24

SELF-IDENTIFICATION OF ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF CULTURAL ADAPTATION

Key words: Adolescents, cultural institutions, cultural adaptation, theater.

In modern society, the self-identification of adolescents is taking into account new cultural challenges. Nevertheless, key aspects of this process (including existential ones) remain a constant for modern adolescents and affect their level of cultural adaptation. That is why the possibility of combining self-identification of adolescents with different types of cultural adaptation (including through the practice of traditional cultural institutions) seems to be a constructive solution. The article analyzes the project developed on the basis of OGAUK "Young Spectator Theater", aimed both at involving teenagers in theatrical space, and at the possibility of their self-determination in modern society. The conceptual idea of the project is to use interactive forms of interaction with the teenage audience, such as trainings, debates, the practice of "social theater". The implementation of such projects will increase the communication skills and personal potential of adolescents.

References

1. Ageev, V.S. (2003) Sotsial'naya identichnost' lichnosti [Social identity of the individual]. In: An-dreeeva, G.M. Sotsial'nayapsikhologiya [Social Psychology]. Moscow. pp. 201-211.

2. Baklushinskiy, S.A. & Belinskaya, E.P. (1998) Razvitie predstavleniy o ponyatii sotsial'naya identichnost' [Development of ideas about the concept of social identity]. In: Sobkin, V.S. (ed.)Etnos. Identichnost'. Obrazovanie [Ethnos. Identity. Education]. Vol. 4 (6). Moscow: Center for Sociology Education of RAO. pp. 64-85.

3. Burns, R. (1986) Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [Development of the Self-Concept and Education]. Moscow: Progress.

4. Myers, D. (2000) Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. St. Petersburg: Piter.

5. Miklyaeva, A.V. & Rumyantseva, P.V. (n.d.) Sotsial'naya identichnost' lichnosti: soderzhanie, struk-tura, mekhanizmy formirovaniya [Social identity of the individual: Content, structure, mechanisms of formation]. [Online] Available from: http://humanpsy.ru/miklyaeva/soc_ident_06. (Accessed: 3rd August 2017).

6. Turner, J. (2003)Sotsial'noe vliyanie [Social Influence]. St. Petersburg: Piter.

7. Erickson, E. (2006) Identichnost': yunost' i krizis [Identity: Youth and Crisis]. Moscow: Flinta.

8. Volchkova, N.I. & Fedyaeva, M.V. (2012) Osobennosti gendernoy identichnosti u sovremennykh podrostkov [Features of gender identity in modern adolescents]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya -Humanities Scientific Researches. 6. [Online] Available from: http://human. snauka.ru/2012/06/1427. (Accessed: 3rd August 2017).

9. Kovalenko, V.A. (n.d.) Primenenie informatsionnykh tekhnologiy v vystavochnykh proektakh biblio-tek i muzeev [Information technologies in exhibition projects of libraries and museums]. [Online] Available from: http://docplayer.ru/34059388-Primenenie-informacionnyh-tehnologiy-v-vystavochnyh-proektah-bibliotek-i-muzeev-kovalenko-v-a.html. (Accessed: 3rd August 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.