Научная статья на тему 'Самоидентификация двух поколений: социально-политическая оценка фаворитизма группами по типу морального сознания'

Самоидентификация двух поколений: социально-политическая оценка фаворитизма группами по типу морального сознания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
157
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ДВА ПОКОЛЕНИЯ О ФАВОРИТИЗМЕ / TWO GENERATIONS ON FAVORITISM / ТИП МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ / MORAL REASONING TYPE / СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / SOCIAL MEMORY / ОЦЕНКА ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО / PAST AND PRESENT OPINION / FORECASTING / ПРОГНОЗ БУДУЩЕГО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Парамонова Светлана Павловна

Самоидентификация двух поколений. Изучение фаворитизма как института-установления в сфере социальных отношений включает проблемы прошлого — настоящего — будущего в оценке двух поколений. Исследование самоидентификации через призму отношения к фаворитизму групп, различных по типу морального сознания, дает объемный синтез политического сознания. Однако проектировать таковой синтез можно лишь при наличии социально-этического обоснования, которое подводило бы исследование к социально-онтологическим корням фаворитизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self Identity of Two Generations: Social and Political Opinion on Favoritism of Groups with Different Moral Reasoning

Self Identity of Two Generations. Study of favoritism as determination institution in the field of social relations includes the past / present / future issues as seen by two generations. Study of self-identification in terms of the opinion on favoritism of groups with different moral reasoning provides extensional synthesis of politic mentality. However, the synthesis can not be developed unless there is the social and ethical ground that would move the study to ontological and social roots of favoritism.

Текст научной работы на тему «Самоидентификация двух поколений: социально-политическая оценка фаворитизма группами по типу морального сознания»

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ДВУХ ПОКОЛЕНИИ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАВОРИТИЗМА ГРУППАМИ ПО ТИПУ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

УДК 316.35(470.53)

Самоидентификация социальных групп в оценке прошлого-настоящего-будущего страны осуществляется в суждениях о фаворитизме двух возрастных групп: молодежи и работников среднего возраста. Фаворитизм -сила, в значительной мере влияющая на развитие политики. Это явление, близкое нашему времени, но уходящее корнями в глубокую древность. С одной стороны, фаворитизм -стратегический запас лидерства - потенция общества, а с другой - ограничение творческой активности членов группы и общества в целом. Фаворитизм, безусловно, явление, препятствующее реализации идеи «свободы, равенства и братства». В настоящем пока недостаточно исследованы закономерности «фавора» в гуманитарной науке в т. ч. социологии политики и социологии морали.

Фаворитизм - проявление человеческой природы, субъективности, избирательности. Фавориты имеют предпочтение в отношениях с высокопоставленными лицами, в связи с чем располагают большими шансами для реализации замыслов и удовлетворения своих собственных потребностей. В какой бы мере ни осуждался фаворитизм в обществе, как бы ни расплачивались жизнями «социально близкие» вождю за свой фавор в периоды тоталитарных форм власти, претендентов на место фаворита не убавлялось никогда.

Теоретически фаворитизм может быть подвержен анализу с позиций следующих парадигм. Во-первых, фаворитизм - вечен, фавориты - случайны. Во-вторых, фаворитизм - порождение безличной силы, господствующей над индивидом. Несмотря на то, что недовольство финансовыми и политическими элитами - лидерами и фаворитами - бродит в сознании масс, проявляется оно в политической сфере спонтанно.

Метод исследования - общепринятой в социологии признана структура группы: лидер, окружение лидера - сподвижники и фавориты, конформисты, маргиналы и аутсайдеры. Осе-бенно активно идеи конформизма и маргинализации разрабатывались чикагской школой социологии. Мы выделили пару противоположных ролей: фаворит и изгой (отверженный).

С.П. ПАРАМОНОВА

Ролевая стуктура группы (личности) выявила менее плотные зависимости и корреляции, чем типологическая. Типология морального сознания в анализе польской интеллигенции была предложена Я. Щепаньским в 1970-е гг. Опираясь на историко-философскую, исто-рико-социологическую традицию, психоанализ, современную социологию и социологию морали автор данной статьи выделила три основных типа морального сознания и один переходный (транзитивный) тип. Сквозными социально-этическими типами являются коммюнотарист, переходный тип, гедонист и прагматик. В основании типов лежат три признака: высшее Благо, которым руководствуется личность, деятельная сущность человека и историческая преемственность морали, а именно, какие ценности доминируют в обществе и мера принятия их личностью. Динамика морального сознания исследуется автором в течение 30 лет, на материалах Пермского региона (края) и регионов РФ [5] N = 12500. В выборках соблюдены основные социально-демографические пропорции ответствия 32 объектов исследования.

М. Делягин в одной из публикаций возмутился как-то, откуда набралось бессчетное множество всяких «предпринимателей», от владельцев ларьков до приватизаторов общенародной собственности. По ответам молодых когорт и старших возрастных групп, структурированных по типам морального сознания, мы имеем не «однониточное», а объемное представление о состояниях социально-политического сознания и типах самоидентификации личности. Напомним характеристики типов морального сознания. Коммюнотарист - высшим Благом считает общее благо. К человеку и труду он относится как к цели, а не как средству. Его девиз: «Один за всех и все за одного!». Переходный тип - «двуликий Янус», бьется в выборе позиции «иметь или быть»? Гедонист к человеку и труду относится как к средству получения удовольствия. Благо для него -праздность. Его девиз «Где бы ни работать, лишь бы не работать». Прагматик к человеку и труду относится как к средству продвижения и обогащения. Благо в его сознании всегда имеет материальную форму и должно, по его

мнению, принадлежать ему. Его девизы: «Ты -мне, я - тебе», «Каждый за себя», «Победитель получает все» [5 (3), с. 87-94, 178-179].

Первоначальное исследование проблемы фаворитизма методом анкетного опроса было проведено семь лет назад и охватывало 1027 человек, опрос 2012 г. включил 553 человека. Выборка случайно-районированная по регионам, по возрастам. Старшие возрастные группы представили более крупные объекты исследования и их группы более разнообразно стратифицированы. Студенты в основном - третьекурсники. Выборочная совкупность исследуемых старших возрастных групп варьировалась от 350 человек взрослых когорт и до 150 - по студенческим группам. Соблюдалось соответствие генеральной совокупности объектов по социально-демографическим характеристикам. Среди студентов опрошены группы технических и гуманитарных специальностей.

Цель данного исследования - обнаружить сущность многоликого и «скользкого» социального феномена «фаворитизм», его отражение в сознании и поведении рабочих, служащих, гуманитарной интеллигенции, технических специалистов, студентов и пенсионеров. На социальную структуру наброшена сетка типов морального сознания.

Институт фаворитизма развернулся во всепоглощающей мощи олигархов в период реформ. Рынок и «реформы» объявлены самоцелью, а средством негласно стали издержки уровня жизни народа. Это идентифицировалось с истиной в сознании студентов. Индивидуализм и прагматизм становятся определяющими нормами взаимоотношений. Смена идентичности - социокультурный процесс, вызванный «трансформацией» российского общества. На основе ответов на вопросы анкет: кем являются и кем хотели бы быть в будущем, выявлено, что лидерским функциями обладают 7-8% опрошенных, относят себя к фаворитам 12-14%, подавляющую часть составили конформисты и маргиналы, и столь же небольшие группы, как лидеры и фавориты, составили отверженные.

Оценка фаворитизма студентами Северо-Запада(Череповца), Сибири (Барнаула), Северного Урала(Соликамска)

Следует определиться с тем, какой смысл вкладывается в понятие «настоящее». Настоящее может быть представлено различием, что нового принес сегодняшний день по сравнению со вчерашним. Отношение студентов Череповецкого

государственного университета (ЧГУ) к настоящему проявилось в том, что, как и вся молодежь, череповчане восприняли рынок как «простор для инициативы и предпринимательства». Вслед за оптимизмом оценок в сознании студентов Череповца, Соликамска и Барнаула появляется другая сторона рыночных отношений - рынок ведет к усилению неравенства, несет в жизнеустройство власть наживы и спекуляции. Таким образом, сакральное поклонение рынку преобладает над критическим отношением к нему. Когда речь идет о настоящем, то существенным является определение предпочтительного общественного устройства. В выборе студентами предпочитаемого типа собственности противостоят противоположные принципы: индивидуалистический и коллективистский. Проявляется это в том, что 74% коммюнотаристов и 44% переходных типов высказались за строй, где средства производства находятся в руках трудящихся и государства. Противоположная позиция индивидуалистов - прагматиков и гедонистов ЧГУ - выразилась в том, что их интересы -на стороне частной собственности. При этом 70% гедонистов настаивают на преимуществах акционерной и корпоративной собственности. Группа прагматиков (86%) предпочитает крайнюю форму частной собственности - передачу собственности «в руки отечественного и иностранного капитала». Какими силами осуществляется превращение одного типа общества в иное и одного мировоззрения в другое? Очевидно, современными лидерами и фаворитами.

В оценке прошлого и настоящего российского общества в суждениях студентов преобладает скепсис. Респонденты отмечают: «И в прошлом много тяжелого и в настоящем мало утешительного». Лишь 6% положительно оценивает доперестроечное прошлое. Доперестроечное время (1917-1985) -время превращения страны из традиционной в модернизированную, с созданной в широком масштабе в период индустриализации в 30-е гг. молодой мощной индустрией в мире, чем и живут в настоящем Череповец, Барнаул и Соликамск. Однако, как отмечает вице-президент Международной социологической ассоциации И. Валлерстайн, после Второй мировой войны СССР/Россия из полупериферии стран был в состоянии осуществить переход к сердцевине - ядру мир-экономики, на позиции страны-гегемона, СССР был второй сверхдержавой [1, с. 52]. Другой видный американский социолог - А. Гоулднер - отмечал, что за двадцать лет после Второй мировой войны СССР контролировал половину мира на Земле [3, с. 17,

367]. Теперь эту часть мира американские «ястребы» добивают силами НАТО и организуют перевалочную базу в центре европейской части России - в Ульяновске.

Риски смены идентичности. Профанируемые вчера стороны капиталистического общества с позиций «мы - образа» усилиями лидеров и фаворитов современной политики перенаправляются на достижение успеха на этом самом профанируемом прежде поле [10, с. 68-70]. Поскольку труд обесценен, энергия перенаправляется на перераспределение собственности одними и поиски выживания, установления нужных связей - «фаворитизма» - другими.

Сферы, в которых отношения держатся на фаворитизме, по мнению студентов ЧГУ с коммюнотарным типом морального сознания, это - политика, армия и флот, экономика, торговля, школьное образование, спорт, каждодневная работа, искусство. Фаворитизм в армии и на флоте в ответах череповчан вышел на второе место. (Сказалась большая, чем в СГПИ, доля юношей в выборке.) Если соликамские студенты пединститута считают, что школьное образование не столь подвержено коррупции и фаворитизму, то иное, более жесткое суждение у череповчан: они отвели общее пятое место школе как институту процветания фаворитизма. В спорте для достижения высоких результатов к предрасположенности индивида нужны и объективные условия: тренерская база, финансирование. Однако нередко с одними спортсменами-фаворитами упорно работают и развивают их способности, а других не замечают. Если в оценках соликамцев спорт - почти вне сферы фаворитизма, то студенты ЧГУ ставят сферу фаворитных (личностных) отношений в спорте сразу вслед за сферой школьного образования. Являясь значительно более информированными, студенты северо-западного вуза оказались более реалистичным и зрелыми в оценке фаворитизма в основных сферах жизнедеятельности.

Таким образом, проявилась зависимость нарастания и осознания фаворитизма от периферии к центру: чем дальше на запад страны, тем более пронизанными фаворитизмом становятся и осознаются студентами основные институты общества, которые раньше характеризовались альтруизмом, даже такие системы, как армия и флот, общее образование, спорт.

События, коснувшиеся поколений семей студентов ЧГУ. В социальной памяти менее чем у трети (26%) четвертого поколения, отстоящего от войны, удерживается участие предков в Великой Отечественной войне.

Обследуя прежде старшее поколение сибиряков и уральцев, мы отмечали, что нетронутых войной семей почти не было. Взамен ушедших мужчин в угледобывающих и соледобывающих шахтах на Урале работали женщины. В социальной памяти нового поколения СГПИ также лишь у четвертой части удерживается участие предков в Великой Отечественной войне. В четвертом поколении память о войне обычно выветривается, большие надежды возлагаются на культуру. Если сравнить ответы студентов СГПИ с ответами студентов Алтайского государственного технического университета (АГТУ), то последние показывают, что самым большим бедствием явилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. [4, с. 63-64]. Прежде студенты подчеркивали более общее, вселенское значение войны и определяли ее как «катастрофу для народа», сейчас в оценке молодого поколения Сибири отношение к войне выразилось в новом определении: в современных войнах стали видеть нечестную политику манипулирования народами со стороны лидеров и фаворитов. Войну определяют в первую очередь как «наживу денег на трупах».

По мнению коммюнотаристов, управление фаворитами - это признак преобладания не закономерности, а случайности в организации общества. Студенты мотивируют непрочность положения фаворита в управлении тем, что латентно фаворитами движет корыстолюбие, а это всегда раскрывается обществом как тяжелый порок.

В группах студентов СГПИ с переходным типом морального сознания соперничают два принципа предпочтительного общественного устройства: индивидуалистический и коллективистский. Среди индивидуалистов (гедонистов и прагматиков) собственность народа предпочитают лишь от 7% до10%.

До проведения исследования было неясно, какова степень устремления в фавориты в обществе. Статистических данных по этому поводу, безусловно, нет и не будет. Однако при этом коммюнотаристы отметили, что не меньше половины окружающих хотели бы быть в фаворе. Больше всего на такие устремления указывают более половины гедонистов и прагматиков [7, с. 134-135]. Студенты видят в рыночных отношениях положительные качества: простор для инициативы и предпринимательства. Однако в СГПИ критичнее других относятся к «рынку». Треть переходных типов в рыночных условиях видят власть наживы и спекуляции.

Группа с переходным типом морального сознания, к чести сказать, как и коммюнотаристы, не стремится в фавориты. Хотя наблюдая ситуацию смены ценностей и идентичности

российского общества, индивидуалистически ориентированные группы по типу морального сознания в Соликамском пединституте отмечают, что не менее половины хотели бы быть в фаворе. И это неслучайно, т. к. основные сферы жизнедеятельности, по мнению переходного типа, держатся на фаворитизме: политика, экономика, искусство, каждодневная работа, спорт. Фаворитизм, в конечном счете, это индивидуализм. Нарастание тенденции фаворитизма выражает отступление общества в традиционализм, в отличие от движения по линии цивилизованных отношений, основанных не на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях, а на творческих, нравственных и деловых качествах личности. К такому же выводу пришел коллектив исследователей в ГУ ВШЭ под руководством А. Г Эфендиева [9, с. 133-134]. Прогнозируя будущее, переходные типы ожидают роста природных и социально-технических катастроф, лишь 35% в группе надеются на установление стабильности общества.

«Традиционность» гедонистического типа морального сознания сказалась в том, что в процессе политической обработки сознания масс элитами общества и обслуживающими их СМИ гедонист не подвержен манипуляциям сознания в такой мере, как лица с другим типом морального сознания, поэтому симпатии гедониста -на стороне коллективистского общества.

По мнению студентов-гедонистов СГПИ, фавориты быстрее адаптируются к обстоятельствам, «стремятся понять потребность времени и действуют в русле новых течений». Фаворитами, по мнению гедонистов, являются те, кто владеет интригой и умеет быть полезным. Хотя фаворитов осуждают, однако в настоящем «не менее половины окружающих хотели бы быть в фаворе» - отметили 66% гедонистов. Тайное, сакральное гедониста проступило явно. Это большая доля ожидания стихийной удачи и везения. Такова логика типа морального сознания. Лишь треть среди гедонистов (33%), имея большое внутреннее сопротивление, отмечает: напротив, «небольшая часть стремится в окружение сильных мира сего».

Гедонисты меньше других групп удовлетворены настоящим (14%), они в принципе ощутили жесткость в отношении к себе окружающих в современной ситуации. Гедонисты СГПИ более скептически, чем барнаульцы, оценивают и прошлое, и настоящее, но в скептицизме - начало веры.

События четвертого поколения, отстоящего от Великой Отечественной войны, уже сохраняются лишь в памяти 28% гедонистов Соликамского пединститута.

Прогнозируя события, студенты с гедонистическим типом морального сознания выделили в близлежащем будущем несколько тревожных проблем. Гедонисты всегда следовали логике сохранения живого, поэтому их прогностические предчувствия (ожидания) чреваты опасением настоящего, несущего «цветы зла» - угрозу самой жизни. В современном дантовом первом круге экс-пектаций гедонистов: технические катастрофы, экономические потрясения, экологические катаклизмы. Во втором круге — предчувствие международной напряженности, роста внутренних долгов государства населению. В круге третьем - растущий процесс безработицы, усиление капитализма и возможность социально-политического взрыва. Лишь небольшая часть гедонистов высказала надежды на упорядочение жизни: стабильность, рост демократии и укрепление сельского хозяйства.

Почти всех семей коснулись события страны, при этом события Великой Отечественной войны уже вспоминаются меньше, а события имущественные, связанные с раскулачиванием, репрессиями, память о которых в большей мере подогревается СМИ, - больше.

Прагматики СГПИ приоткрыли большую вероятность фаворитизма в школьном образовании. Поскольку интеллектуальные и нравственные ресурсы народа не используются, не задействуются, не приветствуются в управлении, реформы носят безлюдный характер, постольку 92% прагматиков ориентируются на стихийную силу фаворитизма.

Прогнозируя ситуацию в стране, прагматики определили следующие глобальные проблемы, которые в первую очередь отразятся на России -экологические катаклизмы, технические катастрофы, рост международной напряженности; затем указали на фактор экономической напряженности. Усиление капитализма связывается с социально-политическим взрывом. В завершении выражена слабая надежда на оздоровление ситуации в обществе: стабилизацию, укрепление демократии, выход страны из кризиса, и меньше всего надеются прагматики на восстановление сельского хозяйства.

Фаворитизм - мера стихийности, субъективный коррелят сложившихся отношений в обществе.

Отношение технических специалистов, творческой интеллигенции г. Сарова к фаворитизму

Научно-оборонный комплекс всегда был заботой государства в СССР, и этот комплекс является заботой каждого государства.

Технические специалисты г. Сарова по своим функциям более всего причастны к этому комплексу.

В отличие от студентов, гуманитарная интеллигенция и инженеры наукограда сохранили память о недавнем прошлом как успешном опыте развития страны. Даже прагматики, характеризуя социализм в СССР, отметили следующее: «Прошлое(1917-1985 гг.) не можно , а нужно оценивать положительно» [6, с. 153].

Инженеры-специалисты коммюнотаристы считают, что «причиной появления фаворитизма является страх ответственности лидера перед лицом неясного будущего». Фаворитизм появляется вследствие стихии и бесконтрольности в обществе и коллективе. Они отмечают: «Фаворит - создание лидера. Бороться с фаворитом - значит выступать против окружения лидера. Фаворит обладает свойством подыгрывать лидеру и жить в унисон с ним. Цель фаворита - влияние на власть. В настоящем внешними силами ведется навязывание России группы фаворитов».

Если коммюнотаристы и переходные типы в среде технических специалистов не приемлют фаворитизм, то прагматики и гедонисты, напротив, выражают мнение о том, что фаворитизм - приемлемый способ сделать карьеру, обрести материальное благосостояние, подняться по лестнице престижа.

Оценивая прошлое российского общества, более половины группы технических специалистов с переходным типом морального сознания относятся к нему положительно. Выявлено и экзистенциальное суждение переходных типов - «прошлое не оценивают, им гордятся или раскаиваются. Прошлое - это часть нас самих».

Характеризуя настоящее и адаптируясь к нему, переходный тип отмечает: труд и собственность - кардинальные вопросы любого политического строя. Личность с переходным типом морального сознания предпочитает смешанный тип собственности. В группе переходных типов выражен скепсис относительно процветания российского общества в условиях рынка. «Честный рынок - путь к благосостоянию общества, но возможно ли это?»

Гедонисты не рвутся в фавориты, поскольку считают эту форму самоутверждения желательной, но требующей слишком больших усилий. В фавориты стремятся немногие, для них это опасно. По суждению гедонистов, «олигархи и демократы в роли фаворитов выстроили свою карьеру, приспособились и сделали себе состояние. Они сыграли отрицательную роль для государства,

но поучительную роль для доверчивого большинства нашего народа». Оценивая настоящее, в ответах на открытый вопрос прагматики отметили: «У нас нет демократии. Произошел Большой Откат назад от гарантированного обеспечения трудом».

Отношение к собственности «разводит» по противоположным позициям технических специалистов: коммюнотаристов и прагматиков. Прагматики хотели бы преобладания акционерной формы собственности (38%), корпораций (29%), собственности совместных предприятий (10%). За государственную собственность и собственность трудящихся высказалась четверть группы (24%). Суждения прагматиков отражают их поведенческую практику. Тип ориентаций групп в высказываниях по поводу «свободы от обязательности труда» следующий: прагматики освободили бы время (6%) - для предпринимательства, а коммюнотаристы (93%) - для творчества. Отношение к собственности и труду высвечивает противоположную самоидентификацию и прагматика, и коммюнотариста.

Технические специалисты-прагматики выразили скепсис по поводу обуздания фаворитизма. Они отмечают, что вряд ли можно поставить фаворитизм под контроль коллектива и государства: «Везде отношения держатся на фаворитизме». Характеризуя слабоуправляемую ситуацию в обществе, они добавляют к этому: редко становится фаворитом тот, кто обладает талантом управления. «Лишь умные правители поднимают одаренных людей к управлению. Те, кто хотят принести пользу обществу идут, другим путем, но не созданием фаворитного клана. Одаренные талантом управления редко доходят до вершины, с которой могут управлять людьми».

В основных сферах жизнедеятельности респонденты выделили фаворитов - политических деятелей, чьими стараниями формируется настоящее, и дали им нелицеприятные определения. Коммюнотаристы выразили свое отношение к ним: «В торговле фавориты -олигархи и откровенные воры по-крупному. В сфере экономики фавориты - это олигархи и иностранные собственники. В сфере спорта - чемпионы и призеры, а также те из тренеров и спортсменов, кто может продать себя. В сфере армии и флота фавориты - офицеры, изменившие присяге СССР, министры -в сфере образования. В каждодневной жизни фавориты - губернаторы, главы администраций, криминал. В деле разрушения российского менталитета фаворитами являются электронные СМИ».

Переходные типы выразили несколько охлажденное, не столь осуждающее, определение фаворитизма. В сфере политики в настоящем сформировалась постсоциалистическая номенклатура. В сфере торговли фаворитом стал частный бизнес. В сфере экономики фаворитами являются ресурсодобывающие отрасли. В сфере армии и флота -МЧС. В сфере спорта - теннис, футбол. В каждодневной жизни - активность.

Прагматики назвали фаворитов в сфере торговли - «Росвооружение», нефтегазовый комплекс и стоящие за ними персоналии. В сфере экономики фавориты - олигархи и «иностранцы». В каждодневной жизни -главы администраций, криминал. «Фавориты, в основном, - проходимцы», - заключают прагматики. Фавориты могут быть использованы лидером и для разрушительной борьбы против сложившихся политических институтов. В ситуации слома социально ориентированного управления обществом именно прагматики быстро становятся фаворитами. Напротив, коммюнотаристы после бурь и перестроек, «трансформаций» общества становятся прочной общественной базой для эволюционного создания новых и функционально оправдавших себя в глазах мировой общественности политических институтов.

Выводы

Становится понятным равнодушное поведение целого народа в ответ на подмену его коллективистской традиционной идентичности индивидуалистическими ценностями модернизации «атлантической» цивилизацией, навязанной ему с помощью проводников-фаворитов. Очевидно влияние социально-экономических преобразований на самоидентификацию личности. Предпочитаемые ею роли и оценка фаворитизма как социального феномена выявили противоречие: фаворитизм осуждают все, но оказаться под обогревающей благосклонностью лидера хотели бы больше половины респондентов. Фаворитизм как тип социальных отношений неприемлем для коммюнотари-стов. Он рассматривается как канал продвижения и преуспевания индивидуалистами. Оба поколения утверждают, что цель фаворита - поиск почестей и обогащения, влияние на лидера и наживание богатства нечестными путями. Технические специалисты сомневаются в искоренении фаворитизма как основы управления в современном российском обществе. Тем не менее, познавая законы фаворитизма, мы можем не фаталистично взглянуть на познаваемость процесса и контроля фаворитизма.

1. Валлерстайн И. После либерализма [Текст] / И. Валлерстайн. М. : Едиториал УРСС, 2003. 256 с.

2. В панельном исследовании «Социология фаворитизма» сравниваются данные результатов опросов 2003-2006 г. и 2011-2012 гг. Опросы проведены автором в Соликамске, Перми и городах Пермского края, также при поддержке коллег из городов Российской Федерации Барнаул - проф. А.А. Удо-денко, доц. Н.А. Цыганенко, Москва - доц. М.Н. Рыбакова, менеджер Л.П. Цыбрюк, Череповец - доц. О.Ю. Солодянкина, Саров - чл. Союза писателей РФ Л.П. Ковшова, ст. инженер Н.В. Болденкова, проректор СГПИ, доц. - Г.А. Лебедева, доц. Березниковского филиала УрГЭУ - В.В. Шилов. Проект поддержан деканом гуманитарного фак. ПНИПУ, проф. В.Н. Стегнием. N = 1362.

3. Гоулднер А. Наступающий кризис западной социологии. СПб. : Наука, 2003. 575 с.

4. Исследование 2003 г. - 2012 «Социология фаворитизма» студентов Алтайского государственного технического университета (АГТУ). Рукопись - 160 с. N=326 чел.

5. Парамонова С.П. Динамика морального сознания. Deutschland, Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG 2012. с 443. On-line № 32466.

6. Парамонова С.П. Антикризисные меры. «За» и «Против» института фаворитизма // Вестник Пермского государственного технического университета. Социально-экономические науки. 2009. 4 [22]. С. 146-172.

7. Парамонова С.П. К вопросу о многомерной моральной реальности (на основе конкретно-социологического исследования студентов СГПИ) // Культурно-историческое наследие как фактор устойчивого развития территории [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции 30-31мая 2011 года. г. Соликамск, г. Чердынь /ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт» / под общей ред. Г.А. Лебедевой. - Соликамск : СГПИ, 2011. С. 134-148.

8. Парамонова С.П. Социальные отношения в турбулентные времена. «Ясский форум» в работе X Конференции ESA Европейской социологической ассоциации в г. Женева (Швейцария) 7-10 сентября 2011 г. // Социум и власть. 2011. № 4(32). С. 133-135.

9. Соловьев Э. Прошлое толкует нас: очерки по истории философии и культуры. М. : Политиздат, 1991. 432 с.

10. Социальные характеристики студентов Череповецкого государственного университета (ЧГУ): респонденты - представители гуманитарных специальностей: «менеджеры», «связи с общественностью», технических специальностей. В выборку вошло поколение, сформировавшееся в индустриализированной и урбанизированной среде в период перестройки и реформ. Рукопись. Отчет 2004. 111 с. N=136.

11. Яковенко И.Г. Риск смены идентичности // История и теория социологии: тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Т. I. М. : Альфа-М, 2003. С. 68-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.