DOI: 10.15593/2224-9354/2021.2.5 УДК 379.82
И.С.Гарбузов
САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ДОСУГА
Рассмотрены вопросы осмысления самодеятельного художественного творчества как вида досуговой практики, средства развития жизненных сил и общественного феномена в условиях меняющейся социальной реальности. Представлены различные варианты понимания сущности творческой самодеятельности. Определены истоки постановки проблемы и изучения самодеятельного творчества в классической философии. Анализируются основные теории досуга, получившие развитие в рамках деятельностного подхода в социологии и определяющие значение творческой самодеятельности в жизни общества. Выделены основные варианты понимании досуга ведущими специалистами социологии культуры в России и за рубежом с анализом предлагаемой ими терминологии: «общество досуга», «структурированный досуг». Представлены современные классификации досуговой деятельности и критерии выделения «серьезного досуга». Охарактеризовано в динамике и с учетом существующих противоречий соотношение понятий работа - свободное время. Проанализированы результаты эмпирического исследования отечественных социологов, посвященного определению роли и характера досуга у различных категорий россиян. Выявлены тенденции в досуговой сфере, обусловленные ускоряющейся информатизацией и автоматизацией в обществе. Рассмотрено влияние постмодернистской философской и культурной парадигмы на трансформации в структуре свободного времени. В качестве аргументации приведены примеры размытия границ между трудом и досугом в современной массовой культуре. Определены возможности самореализации личности в профессиональной и досуговой деятельности. В итоге выявлена роль самодеятельного художественного творчества в процессе социализации и построена модель функционирования молодежного любительского творческого объединения -студенческого вокально-инструментального ансамбля, который рассматривается как социальная группа с распределением ролей и взаимодействием участников.
Ключевые слова: самодеятельное художественное творчество, творческая самодеятельность, социально-культурная деятельность, досуг, деятельностный подход, свободное время, студенчество, soft skills.
Введение. Самодеятельное художественное творчество (художественная самодеятельность) обычно трактуется как любительское занятие искусством во время досуга: хобби индивидов, включающее креативный элемент (рисование, декоративно-прикладное творчество и др.), народное творчество, занятия в непрофессиональных творческих коллективах1. Самодеятельное художественное творчество может быть индивидуальным и групповым, различается степенью структурированности, обусловливается социально-экономическими факторами, возрастными, национально-этническими, региональными особенностями и традициями.
© Гарбузов И.С., 2021
Гарбузов Игорь Сергеевич - аспирант по направлению 39.06.01 «Социологические науки», АНО ВО «Гуманитарный университет» (г. Екатеринбург), e-mail: [email protected].
1 Используется понятие «художественная самодеятельность».
Актуальность изучения феномена обосновывается текущими изменениями в бюджетах времени. Автоматизация ведет к сокращению трудового дня и увеличению свободного времени. Информатизация способствует размытию границ между работой и досугом. Дезорганизующую роль сыграла пандемия COVID-19: часть населения ушла в вынужденные отпуска или на дистанционную форму работы, обучения; одновременно сократилась досуговая инфраструктура (закрытие театров, музеев и др.). Кардинальные изменения на рынке труда актуализируют важность развития soft skills: коммуникативные умения, работа в команде, гибкость мышления, саморегуляция [1, с. 350]. Быть компетентным в своей трудовой области недостаточно для профессионального роста, если речь идет о конкретном человеке, и для оптимального построения экономики, если говорить об обществе в целом. Это наводит на мысль о необходимости изучения самодеятельного художественного творчества как куль-турно-досуговой практики, которая, в отличие от пассивного отдыха, обладает потенциалом личностного роста и формирования soft skills. «Difficilis in otio quies» [2, с. 216]2.
Методология. Цель данной работы - рассмотреть самодеятельное художественное творчество с позиции социологии. В основе нашей методологии лежит теоретический анализ с использованием деятельностного подхода. Разработанные в его рамках концепции, выделяющие конкретные элементы и уровни досуга, определяющие его место в бюджетах времени, обеспечивают целостное понимание исследуемого феномена. В результате мы формируем модель функционирования самодеятельного музыкального студенческого коллектива как реальной социальной практики, включая определение особенностей группового взаимодействия, значимости досуга для самих участников и общества, перспектив дальнейшего развития коллектива.
Основная часть. У истоков деятельностного подхода стояли М. Вебер и Т. Парсонс [3, с. 8]. Современные представители - П. Штомпка, П. Бурдье [4, с. 295]. Сегодня этот подход иногда называют «теорией социальных практик». Он опирается на идею, что индивиды - это активные элементы, способствующие изменениям, которым сами и подвергаются в дальнейшем.
Французский социолог Ж. Дюмазедье ввел термин «социально-культурная деятельность», отнеся к ней исторически детерминированные взаимодействия индивидов и групп по преобразованию культурных ценностей [5, с. 49]. Используется также понятие социально-культурной среды, подразумевающей «конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга» [5, с. 80] на принципах субординации (вертикаль) и координации (горизонталь) с разной степенью формализации взаимодействия. В качестве примера рассмотрим любительский студенческий ВИА, понимае-
2 Опасен при досуге покой (лат.).
мый как реальная социальная группа, подразумевающая самоидентификацию ее членов [6, с. 53]. Между участниками возникают неформальные отношения, но есть и формальное распределение ролей: фронтмен, барабанщик, гитарист и др. Обычно в коллективе есть руководитель (педагог или студент). Его отношения с остальными членами ВИА имеют вертикальный характер.
Досуг - актуальная проблема современной социологии, но в его определении нет единства среди ученых. Обнаруживается корреляция со свободным временем, хотя соотношение этих понятий продолжает обсуждаться: являются ли они синонимами или считать досуг частью свободного времени. Отечественный социолог Г.Е. Зборовский понимает досуг как культурную деятельность в свободное время с целью восстановления жизненных сил [7, с. 60]. По его мнению, труд и досуг - это базовая дихотомия образа жизни, составляющая основу бюджетов времени и обеспечивающая удовлетворение «наиболее глубоких, сущностных потребностей членов социальной общности» [8, с. 143].
В англоязычной терминологии встречается два схожих, но не идентичных понятия: free time (свободное время) и leisure time (время досуга). Второе может трактоваться как время для свободного выбора деятельности, не связанное с самообслуживанием или работой [9, с. 1189]. При этом трудно отличить моменты досуга от свободного времени: они постоянно переплетаются [10, с. 13].
Одним из первых выявил социальную обусловленность досуга Аристотель. Он обратил внимание на связь с материальным положением и с сослов-но-классовой принадлежностью: наличие досуга характерно для богатых свободных граждан [11, с. 439]. Создание условий для занятия досугом - важная задача цивилизованного высокоразвитого государства. Подобный взгляд мы обнаруживаем спустя века у К. Маркса: «все развитие богатства покоится на созидании свободного времени» [12, с. 220].
В начале XX в. важную роль в осмыслении досуга сыграл социолог Т. Веблен, предложивший понятие «leisure class», переведенное в СССР как «праздный класс». Слово «leisure» дословно означает «досуг», а «праздный» (связанный с ленью) в английском языке - это idle. Термин Веблена следует понимать как класс с преобладанием «непроизводительного потребления времени» [13, с. 89]. Институт праздного класса3 - продукт эволюции общества. В работе Веблена остается невыясненным, как соотносятся досуг и непроизводительное потребление времени, увеличение которого якобы негативно влияет на человечество. В сегодняшнем понимании досуговая деятельность включает в себя элементы духовного производства (сочинение песен, создание картин и т.д.). Выявлен ее позитивный потенциал в процессе социализации.
Весомый вклад в развитие теории досуга внес французский социолог Ж. Дюмазедье. Он определил досуг как «совокупность видов деятельности,
3 Праздность присуща прежде всего высшим классам.
которыми индивид может самостоятельно полноценно заниматься, независимо от того, отдыхает он или развлекается, повышает уровень общих знаний или образования, добровольно участвует в жизни общества или занимается творчеством в свободное от своих профессиональных, социальных, семейных обязанностей время» [10, с. 13]. Культурное развитие индустриализированного общества, достигающего все более высокого жизненного уровня, ведет к становлению свободного времени в качестве одной из ключевых ценностей [14, с. 53-54]. Сегодня изменились культурные смыслы: досуг автономизирован и не ограничивается ролью восстановителя жизненных сил. Канадский исследователь Р. Стеббинс стоит на этой позиции: «если понимать досуг как явление, остаточное по отношению к работе, то мы зайдем в тупик при его изучении» [15, с. 260]. Дюмазедье выявил тенденцию размытия границ между профессиональной деятельностью и досугом. Он ввел понятие «полудосуг» -частично утилитарные, частично безвозмездные дела («дополнительная работа, получение дополнительного образования, огородничество, спортивная, музыкальная деятельность и т.д.») [16, с. 192].
Развитие зарубежных концепций привело к формированию «теорий серьезного досуга» (термин Зборовского). В их основе - идея американского социолога Дж. Рифкина: автоматизация труда ведет к росту количества свободного времени, что порождает проблему продуктивного использования. В массовом сознании сохраняется традиционное представление о вторичности досуга по отношению к работе (отдых от труда). В нашей стране это подтверждают результаты исследования предпочтений представителей различных профессий и должностей в выборе форм досуга Н.В. Латовой [17, с. 69]. Развлекательный компонент превалирует над образовательным и здоровьесбере-гающим во всех профессиональных группах даже при относительном разнообразии и насыщенности досуга руководителей и специалистов по сравнению с рабочими, служащими, работниками торговли и сферы услуг.
По мнению канадского исследователя Р. Стеббинса, досуг - это обширная исторически и культурно обусловленная структурированная совокупность человеческой деятельности различной сложности, включающая мотивацию посредством личных и социальных вознаграждений. Ученый выделяет «серьезный досуг», имеющий 8 особенностей [18, с. 67-68]:
1) потребность продолжать занятие, несмотря на трудности и препятствия (например, преодоление боязни сцены);
2) приложение значительных личных усилий для приобретения новых навыков, достижения целей;
3) возможности личностного роста и саморазвития (так называемые «длительные преимущества», основанные на реальных достижениях);
4) самовознаграждение;
5) осознанное соотнесение себя с осуществляемой деятельностью (я - музыкант, я - художник);
6) развитие коммуникационной сети с другими лицами, занимающимися тем же видом творчества;
7) вовлеченность в весь спектр действий, предлагаемых индивидам досу-говыми общностями;
8) наличие публики - «туристов», по выражению Стеббинса, которые эпизодически включаются в деятельность основного субъекта, поддерживают ее ради развлечения, выгоды и др.
Серьезный досуг - фундамент построения карьеры вне работы в отличие от слабо структурированного обычного досуга, приносящего сиюминутное наслаждение и расслабление без усилий.
К теории серьезного досуга близки взгляды Дж.Л. Махоуни и Х. Статти-на, выделяющих структурированную досуговую деятельность. Ее черты - это четкие сроки (определенность), регулярное участие, активность и внимание, наличие единых правил для всех участников и др. [19, с. 114-115]. Схожие идеи у Г.Е. Зборовского: в структуре свободного времени есть «более возвышенная деятельность» (термин К. Маркса) - участие в производстве культурных ценностей вне работы, способствующее реализации созидательного потенциала.
П. Штомпка говорит об инновационных возможностях досуговой творческой деятельности: акторы наполняют свободное время новыми практиками, распространяющимися со временем через сеть коммуникаций [20, с. 441].
Выводы. Самодеятельное художественное творчество может соответствовать серьезному досугу. Обратимся к использованному примеру - любительскому студенческому ВИА. У участников есть возможности заниматься на протяжении нескольких лет (период обучения), совершенствовать знания в области аранжировки, навыков музицирования, работы в команде, публичного выступления. Это требует активизации личностных ресурсов: творческого подхода, самодисциплины, волевых усилий. В ансамбле как социальной группе устанавливаются формальные и неформальные отношения, возникает общий интерес. Далее ВИА становится частью большего сообщества музыкантов, играя на фестивалях и конкурсах. К ансамблю могут примыкать «туристы»: кратковременные участники, пришедшие «скоротать» время, знакомые.
Анализируя реалии последних лет, мы констатируем, что стирание границ труд/досуг усиливается. Любительское музицирование в условиях массовой культуры может перерасти в профессию. Развитая культура домашнего музицирования в Англии середины прошлого века стала одной из предпосылок возникновения поп-культурного феномена, известного как «британское вторжение»: распространение английской рок-музыки начиная с 1960-х гг., по всему миру. Многие участники таких групп, как «The Beatles», «The Who», «Pink Floyd», «The Rolling Stones» и др., были самоучками или брали уроки любительского музицирования в детстве. Творческую деятельность они начинали
с игры в студенческих ВИА. Вот профессии участников знаменитого рок-квартета «Queen»: Ф. Меркьюри - дизайнер, Р. Тэйлор - стоматолог, Д. Дикон -радиоинженер. А гитарист группы Б. Мэй параллельно с эстрадой сделал блестящую карьеру астрофизика. Развитие поп-культуры в ХХ в. показало: не обязательно получать специальное образование, чтобы профессионально заниматься искусством.
Подтверждает размытие границ труда и досуга появление новых профессий, при которых человек монетизирует хобби. Таковым является трэвел-блогинг. Любитель путешествий странствует по миру, посещает достопримечательности и ведет заметки (включая фото- и видеосъемку), которые затем оформляются в тексты, репортажи, видеоролики и размещаются в интернете. Благодаря количеству просмотров, частным пожертвованиям интернет-пользователей, размещению рекламы блогер получает доход.
Представленные примеры свидетельствуют о подверженности сферы досуга влиянию культурной парадигмы постмодернизма с ее эклектизмом, отсутствием строгой детерминированности, деконструкцией действительности. Самодеятельное художественное творчество как общественный феномен (особенно молодежное групповое) в этих условиях требует пристального внимания исследователей. Являясь специфическим видом социально-культурной деятельности (практики) и формой серьезного досуга, обладая элементами творчества, включая в себя взаимодействие и ролевое поведение, оно имеет мощный потенциал в процессе социализации, несмотря на противоречия, порождаемые вызовами времени. Несомненно, самодеятельное художественное творчество способно внести вклад в формирование важнейших социальных качеств личности, имеющих надпрофессиональный характер и обеспечивающих полноту жизни. Выявление механизмов этого процесса - актуальный вопрос социологии культуры на современном этапе.
Список литературы
1. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН. Психология и педагогика. - 2018. - № 3. - С. 350-363.
2. Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1993. - 479 с.
3. Большаков А.В. Многообразие видов творческой деятельности // Аналитика культурологии. - 2007. - № 1 (7). - С. 7-12.
4. Тюрина Ю.А. Деятельностный подход в социологии в исследовании отечественного образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2008. - № 3. - С. 295-306.
5. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: учеб. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2004. - 539 с.
6. Колчинская В.Ю. Самодеятельное музыкальное творчество как фактор социализации молодежи: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. - Екатеринбург, 2001. - 165 с.
7. Зборовский Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи // Социологические исследования. - 2006. - № 12. - С. 56-64.
8. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Время социальной общности: моногр. -Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. - 347 с.
9. Chen Y.C., Li R.H., Chen C. H. Relationships Among Adolescents' Leisure Motivation, Leisure Involvement, and Leisure Satisfaction: A Structural Equation Model // Social Indicators Research. - 2013. - No. 110(3). - Р. 1187-1199.
10. Buranovic М. The activities of students in leisure time in Sisak-Moslavina county (Republic of Croatia) // Zivot i skola: casopis za teoriju i praksu odgoja i obrazovanja. - 2016. - Vol. LXII, no. 1. - Р. 13-23.
11. Аристотель. Сочинения: в 4 т.: пер. с древнегр. - М.: Мысль, 1983. -Т. 4. - 830 с.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Госполитиздат, 1968. - Т. 46, ч. I. - 317 с.
13. Веблен Т. Теория праздного класса / пер. с англ. С.Г. Сорокиной. - М.: Прогресс, 1984. - 367 с.
14. Дюмазедье Ж. Планирование досуга и культурное развитие // Образование взрослых и досуг в современной Европе. - Прага: Обрис, 1966. - С. 51-59.
15. Stebbins R. Leisure as not Work: A (far too) Common Definition in Theory and Research on Free-Time Activities // World Leisure Journal. - 2018. - Vol. 60, no. 4. - Р. 255-264.
16. Гаспарян В.Г. «Общество досуга» в работах Ж. Дюмазедье, М. Капла-на, К. Робертса // Научный альманах. - 2018. - № 11-3(49). - С. 191-194.
17. Латова Н.В. Досуговые практики российских работников как фактор формирования их человеческого потенциала // Социологические исследования. - 2019. - № 11. - С. 63-72.
18. Стеббинс Р. Свободное время: к оптимальному стилю досуга: (взгляд из Канады) // Социологические исследования. - 2000. - № 7. - С. 64-72.
19. Mahoney, J.L. & Stattin, H. Leisure activities and adolescent antisocial behavior: The role of structure and social context // Journal of Adolescence. - 2000. -No. 23(2). - P. 113-127.
20. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / пер. с пол. С М. Червонной. - М., 2005. - 655 с.
References
1. Raitskaia L.K., Tikhonova E.V. Soft skills v predstavlenii prepodavatelei i studentov rossiiskikh universitetov v kontekste mirovogo opyta [Perception of soft skills by Russia's university lecturers and students in the context of the world experience]. Vestnik RUDN. Psikhologiia ipedagogika, 2018, no. 3, pp. 350-363.
2. Schopenhauer A. Izbrannye proizvedeniia [Selected works]. Ed. I.S. Narskii. Moscow, Prosveshchenie, 1993, 479 p.
3. Bol'shakov A.V. Mnogoobrazie vidov tvorcheskoi deiatel'nosti [Various types of artistic activity]. Analitika kul'turologii, 2007, no. 1(7), pp. 7-12.
4. Tiurina Iu.A. Deiatel'nostnyi podkhod v sotsiologii v issledovanii otechestvennogo obrazovaniia [The effective orientation in sociology in the research of Russian education]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 12. Psikhologiia. Sotsiologiia. Pedagogika, 2008, no. 3, pp. 295-306.
5. Kiseleva T.G. Sotsial'no-kul'turnaia deiatel'nost' [Socio-cultural activity]. Moscow, Moscow State University of Culture and Arts, 2004, 539 p.
6. Kolchinskaia V.Iu. Samodeiatel'noe muzykal'noe tvorchestvo kak faktor sotsializatsii molodezhi [Amateur musical art as a factor of youth socialization]. Ph.D. thesis. Yekaterinburg, 2001, 165 p.
7. Zborovskii G.E. Sotsiologiia dosuga i sotsiologiia kul'tury: poisk vzaimosviazi [Sociology of leisure and sociology of culture in search for interaction]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2006, no. 12, pp. 56-64.
8. Ambarova P.A., Zborovskii G.E. Vremia sotsial'noi obshchnosti [Time of social community]. Yekaterinburg, University of Humanities, 2017, 347 p.
9. Chen Y.C., Li R.H., Chen C.H. Relationships among adolescents' leisure motivation, leisure involvement, and leisure satisfaction: A structural equation model. Social Indicators Research, 2013, no. 110(3), pp. 1187-1199.
10. Buranovic M. The activities of students in leisure time in Sisak-Moslavina county (Republic of Croatia). Zivot i skola: casopis za teoriju i praksu odgoja i obrazovanja, vol. LXII, 2016, no. 1, pp. 13-23.
11. Aristotle. Sochineniia [Essays]. Eds. A.I. Dovatura, F.Kh. Kessidi. Moscow, Mysl, 1983, 830 p.
12. Marx K., Engels F. Sochineniia [Essays]. Vol. 46, part I. Moscow, Gospolitizdat, 1968, 317 p.
13. Veblen T. The theory of the leisure class: An economic study of institutions (Russ. ed.: Veblen T. Teoriia prazdnogo klassa. Moscow, Progress, 1984, 367 p.).
14. Dumazedier J. Loisirs, développement culturel et planification (Russ. ed.: Diumazed'e Zh. Planirovanie dosuga i kul'turnoe razvitie. Obrazovanie vzroslykh i dosug v sovremennoi Evrope, Prague, Obris, 1966, pp. 51-59.).
15. Stebbins R. Leisure as not work: A (far too) common definition in theory and research on free-time activities. World Leisure Journal, 2018, vol. 60, no. 4, pp. 255-264.
16. Gasparyan V.G. "Leisure Society" in the works of J. Dumazedier, M. Kaplan, K. Roberts ["Society of leisure" by J. Dumazedier, M. Kaplan, K. Roberts]. Nauchnyi al'manakh, 2018, no. 11-3(49), pp. 191-194.
17. Latova N.V. Dosugovye praktiki rossiiskikh rabotnikov kak faktor formirovaniia ikh chelovecheskogo potentsiala [Leisure practices of Russian employees as a factor of their human potential formation]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2019, no. 11, pp. 63-72.
18. Stebbins R. After work: The search for an optimal leisure lifestyle (Russ. ed.: Stebbins R. Svobodnoe vremia: k optimal'nomu stiliu dosuga: (vzgliad iz Kanady). Sotsiologicheskie issledovaniia, 2000, no. 7, pp. 64-72).
19. Mahoney J.L., Stattin H. Leisure activities and adolescent antisocial behavior: The role of structure and social context. Journal of Adolescence, 2000, no. 23(2), pp. 113-127.
20. Sztompka P. Socjologia. Analiza spoleczenstwa (Russ. ed.: Shtompka P. Sotsiologiia. Analiz sovremennogo obshchestva. Moscow, 2005, 655 p.).
Оригинальность 86 %
Получено 16.03.2021 Принято 29.04.2021 Опубликовано 30.06.2021
I.S. Garbuzov
AMATEUR ARTISTIC CREATIVITY AS A SOCIAL PRACTICE IN THE MODERN THEORY OF LEISURE
The article is devoted to the issues of understanding amateur artistic creativity as a type of leisure practice, a means of developing vital forces and a social phenomenon in a changing social reality. Different ways of understanding the essence of creative amateur activity are discussed. The origins of the problem statement and the study of amateur creativity in classical philosophy are considered. The article analyzes the main theories of leisure that have been developed within the framework of the activity approach in sociology over the past hundred years and determine the importance of creative self-activity in the life of society. The main views on the concept of leisure by the leading experts of the sociology of culture in Russia and abroad are looked at, supplemented with the analysis of their terminology, e.g. leisure society, structured leisure and so on. Modern classifications of leisure activities and criteria for the allocation of serious leisure are presented. The relationship between the concepts of work and spare time is characterized in dynamics, with the existing contradictions revealed. The article analyzes the results of an empirical study of Russian sociologists devoted to identifying the role and nature of leisure among various categories of Russians. The author deals with the trends in the leisure sphere instigated by the accelerating informatization and automation in society. The influence of the postmodern philosophical and cultural paradigm on the transformations in the structure of free time is discussed. As an argument, we offer examples of the blurring of the boundaries between work and leisure in modern popular culture. The possibilities of personal self-realization in professional and leisure activities are determined. The result is the identification of the role of amateur artistic creativity in the process of socialization and the construction of a model for the functioning of a youth amateur creative association - a student vocal and instrumental ensemble, which is considered as a social group with the distribution of roles and interaction of participants.
Keywords: amateur artistic creativity, creative self-activity, cultural and leisure activities, leisure, activity approach, free time, students, soft skills.
Igor S. Garbuzov - Postgraduate Student (Sociology of culture), University of Humanities, Yekaterinburg, e-mail: [email protected].
Received 16.03.2021 Accepted 29.04.2021 Published 30.06.2021