Научная статья на тему 'САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ ВУЗА'

САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
294
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самодетерминация / психология юношеского возраста / осмысленность жизни / автономия / самовыражение / способность к самоуправлению / self-determination / psychology of adolescence / meaningfulness of life / autonomy / self-expression / ability to self-government

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борзова Татьяна Владимировна, Плотникова Елена Сергеевна

В статье рассматривается самодетерминация студентов разных курсов вуза. Самодетерминация — это собственная активность человека, основным критерием которой является способность человека гибко взаимодействовать с окружающим миром, сочетая в себе автономию поведения и гармонию с окружающей средой (Э. Дейси и Р. Райан), свободу и ответственность (Д. А. Леонтьев). Эмпирическими методами исследования выступали следующие методики: «Тест самодетерминации» Е. Н. Осина — модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н. М. Пейсахова. В результате исследования, проведённого на 124 респондентах в возрасте от 17 до 22 лет, получены данные о различиях в уровне развития составляющих компонентов самодетерминации (автономии, самовыражения, осмысленности жизни и способности к самоуправлению). Так, для первокурсников характерно стремление к свободе выбора и повышенная значимость самостоятельного определения хода собственной жизни (автономия), но при этом они чувствуют, что не всегда жизнь соответствует их ожиданиям (самовыражение). Студенты второго курса переживают ощущение, что жизнь проживается не так, как хотелось бы (осмысленность жизни), но в целом имеют средние показатели по остальным составляющим самодетерминации (автономии, самовыражения, способности к самоуправлению). У студентов третьего курса заметно снижены показатели автономии и осмысленности жизни, им в меньшей степени свойственно ощущение свободы выбора, однако показатели самовыражения в данной группе респондентов в основном средние. Студенты четвёртого курса в большей степени имеют высокие показатели самовыражения, способности к самоуправлению и осмысленности жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF DIFFERENT YEARS OF STUDY OF THE UNIVERSITY

The article discusses the study of self-determination of students of different years of study of the university. Self-determination is a person’s own activity, the main criterion of which is a person’s ability to flexibly interact with the outside world, combining autonomy of behavior and harmony with the environment (E. Daisy and R. Ryan), freedom and responsibility (D. A. Leontyev). We use such empirical research methods as Test of self-determination by E. N. Aspen — a modification of the self-determination scale of C. Sheldon; Test of meaning-life orientations by D. A. Leontiev; Ability to self-management test by N. M. Peysakhova. As a result of a study conducted wi the participation of 124 respondents aged 17 to 22, data were obtained on differences in the level of development of the constituent components of self-determination (autonomy, self-expression, meaningful life and the ability to self-government). So, for freshmen, the desire for freedom of choice and the increased importance of independent determination of the course of their own life (autonomy) are characteristic, but at the same time, they feel that life does not always correspond to their expectations (self-expression). Second-year students experience the feeling that life is not living as they would like (meaningfulness of life), but in general, they have average indicators for the rest of the components of self-determination (autonomy, self-expression, ability to self-government). Third-year students have significantly reduced indicators of autonomy and meaningfulness of life, they are less characteristic of a sense of freedom of choice, but the indicators of self-expression in this group of respondents are mostly average. Fourth-year students are more likely to have high rates of self-expression, self-management ability and meaningfulness of life.

Текст научной работы на тему «САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ ВУЗА»

УДК 159.9

Т. В. Борзова, Е. С. Плотникова

САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ ВУЗА

В статье рассматривается самодетерминация студентов разных курсов вуза. Самодетерминация — это собственная активность человека, основным критерием которой является способность человека гибко взаимодействовать с окружающим миром, сочетая в себе автономию поведения и гармонию с окружающей средой (Э. Дейси и Р. Райан), свободу и ответственность (Д. А. Леонтьев). Эмпирическими методами исследования выступали следующие методики: «Тест самодетерминации» Е. Н. Осина — модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н. М. Пейсахова. В результате исследования, проведённого на 124 респондентах в возрасте от 17 до 22 лет, получены данные о различиях в уровне развития составляющих компонентов самодетерминации (автономии, самовыражения, осмысленности жизни и способности к самоуправлению). Так, для первокурсников характерно стремление к свободе выбора и повышенная значимость самостоятельного определения хода собственной жизни (автономия), но при этом они чувствуют, что не всегда жизнь соответствует их ожиданиям (самовыражение). Студенты второго курса переживают ощущение, что жизнь проживается не так, как хотелось бы (осмысленность жизни), но в целом имеют средние показатели по остальным составляющим самодетерминации (автономии, самовыражения, способности к самоуправлению). У студентов третьего курса заметно снижены показатели автономии и осмысленности жизни, им в меньшей степени свойственно ощущение свободы выбора, однако показатели самовыражения в данной группе респондентов в основном средние. Студенты четвёртого курса в большей степени имеют высокие показатели самовыражения, способности к самоуправлению и осмысленности жизни.

Ключевые слова: самодетерминация, психология юношеского возраста, осмысленность жизни, автономия, самовыражение, способность к самоуправлению.

DOI: 10.24412/2227-1384-2020-4-140-148

Образовательная среда вуза богата возможностями для саморазвития студента, как учебная, так и внеучебная деятельность имеют свойство вариативности в получении знаний и развитии его личностных и профессиональных способностей. Важным условием самоопределения в многообразии возможностей, которые предлагает внешняя среда (не только вуза), является достаточное развитие самодетерминации личности студентов.

Борзова Татьяна Владимировна — доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии (Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия); e-mail: borzova_tatiana@mail.ru.

Плотникова Елена Сергеевна — старший преподаватель кафедры психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: plotnikova88@Inbox.ru.

© Борзова Т.В., Плотникова Е.С., 2020

140

Понятие самодетерминации определяется концепцией Э. Дейси и Р. Райана, которые рассматривают её как собственную активность человека, основным критерием которой является способность человека гибко взаимодействовать с окружающим миром [7], [9]. Стремление человека к независимому, автономному поведению и в то же время к гармонии с внешней средой является центральным звеном их теории. Это универсальная человеческая потребность ощущать себя деятелем, инициатором, причиной собственной жизни и действовать в гармонии со своим интегрированным Я [9].

Самодетерминация позволяет человеку гармонично сочетать свободу и ответственность (Д. А. Леонтьев) [4] в поведении и деятельности, выстраивать образ будущего, служащий ориентиром развития личности и способствующий самоопределению. Особенно важным это является в юношеском возрасте, который приходится на период студенчества. П. К. Анохин ввёл термин «образ потребного будущего» — обязательный компонент любой разворачивающейся деятельности, которой и является самодерминированное развитие [1]. Значимость образа будущего определяется тем, что развиваться в никуда невозможно, и, если человек выбирает дорогу на перепутье, он свободен, но за свой выбор он несёт ответственность, как и за последствия выбора, за то, куда он придёт в итоге, и за то, что он, собственно, выбрал, позитивный или негативный образ. Например, он свободен выбрать в качестве ориентира отрицание общественных норм и ценностей или криминальный путь как профессию, а может выбрать путь помощи другим, путь героя-спасителя, тогда не будет денег, но будет другая мотивация развития. Любой выбор имеет последствия, и самодетерминация должна предполагать понимание человеком того, что, собственно, он выбирает, последствия своего выбора, то есть ответственность, без которой невозможна самодетерминация, иначе, попадая в неприятные ситуации, он будет обвинять не себя, а других. Но для этого человек должен иметь представления о различных мировоззрениях и тех образах человека, которые они представляют, как цель и идеал развития, т. е. те самые варианты «образа потребного будущего».

Американский психолог Б. Шварц рассматривает самодетерминацию в контексте свободы выбора человека. Современная потребительская культура перегружена многообразием выбора, в результате процесс выбора сопровождается чувством пресыщения, переутомления и другими негативными переживаниями. По его мнению, человек обретает свободу лишь тогда, когда учится делать правильный выбор в отношении того, что значимо, в то же время сбрасывая с себя бремя чрезмерной озабоченности тем, что не имеет значения [10], [11]. Самодетерминация даёт человеку некоторую эмоциональную стабильность (Д. Перраулт, Л. Мак, М. Морган, С. М. Вланчард) в процессе принятия решения [8], так как адресат ответственности за это решение определён им в самом себе.

141

Жизненная среда студентов богата проблемными ситуациями, связанными с выбором. Именно в этих ситуациях наиболее интенсивно разворачивается процесс самодетерминации. Проблемная ситуация приводит к актуализации целого ряда потребностей, среди которых можно выделить познавательные, социальные, а также потребности более высокого уровня, в частности, потребность повышения ценности своего «Я». В то же время в юности происходит более глубокое осознание внешних детерминант, оказывающих значительное влияние на процесс развития, самореализации и самоопределения [2]. Если у подростка возникающее чувство взрослости и желание обрести свободу протекают в конфликте с чувством зависимости от родителей, то в юношеском возрасте данный конфликт более сглажен, так как большинство людей на данном этапе живут и развиваются практически самостоятельно. Поэтому именно в этом возрасте протекает наиболее активное развитие самодетерминации (Л. И. Божович, И. С. Кон) [3].

С целью эмпирического исследования самодетерминации разных курсов вуза в качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики: «Тест самодетерминации» Е. Н. Осина — модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н. М. Пейсахова. Методом количественной обработки данных послужил факторный анализ по методу главных компонент путём вращения корреляционной матрицы по типу varimax. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в ПГУ им. Шолом-Алейхема, от 17 до 22 лет в количестве 124 человека (32 респондента — студены первого курса, 30 респондентов - студенты второго курса, 32 респондента — студены третьего курса и 30 респондентов — студенты четвёртого курса вуза).

Результаты эмпирического исследования автономии по «Тесту самодетерминации» Е. Н. Осина представлены на рисунке 1 в виде среднеарифметических показателей по данной шкале методики.

Рис. 1. Среднеарифметические показатели автономии

Автономия измеряет степень уверенности человека в том, что у него есть в жизни возможность самостоятельного выбора и что он сам опре-

142

деляет ход собственной жизни. Судя по результатам исследования, автономия студентов первого курса выражена в большей степени, чем у студентов следующих курсов, 60 % из них имеют высокие показатели по шкале автономии и 40 % — средние. Такие результаты могут быть связаны с изменением социальной ситуации развития — окончанием школы, изменением места учёбы, переездом от родителей. Они в большей степени ощущают жизнь как подвластную их собственному контролю, ощущают, что они сами способны выбирать направление собственной жизни и принимать решения. Студенты со второго по четвёртый курсы имеют в основном средние показатели автономии: 60 % студентов второго курса, 73 % студентов третьего курса и 70 % студентов четвёртого курса. Им свойственно среднее переживание выбора, они осознают, что их жизнь определяется не только собственными желаниями и усилиями, но и внешними факторами.

Результаты эмпирического исследования самовыражения по «Тесту самодетерминации» Е. Н. Осина представлены на рисунке 2 в виде среднеарифметических показателей по данной шкале методики.

Шкала самовыражения измеряет, в какой мере человек переживает собственную жизнь как соответствующую его собственным желаниям, потребностям и ценностям. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что студенты четвёртого курса больше чувствуют соответствие жизни их желаниям и потребностям, 50 % из них имеют высокие показатели по данной шкале. Самые низкие показатели самовыражения выявлены у студентов второго курса: 50 % из них имеют низкие показатели по данной шкале, 40 % — средние и только 10 % — высокие. Такие показатели могут быть следствием переживания периода самой напряжённой учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности (Л. Д. Столяренко) [6]. Столкнувшись с высокими требованиями окружающей среды, второкурсники переживают чувство потери свободы выбора, понимают, что не всё зависит от их желаний, так завершается процесс адаптации к условиям обучения в вузе.

41,5

J I

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Рис. 2. Среднеарифметические показатели самовыражения

143

Результаты эмпирического исследования способности к самоуправлению по тесту «Способность к самоуправлению» Н. М. Пейсахова представлены на рисунке 3 в виде среднеарифметических показателей.

Рис. 3. Среднеарифметические показатели способности к самоуправлению

Способность к самоуправлению является ещё одной составляющей самодетерминации личности, позволяющей планировать и выстраивать свои действия в соответствии с внешними требованиями и внутренними желаниями. В неё входят: способность прогнозировать, планировать, контролировать и т. п. Показатели способности к самоуправлению у студентов разных курсов имеют несущественные различия, однако у студентов третьего курса они чуть ниже остальных. В целом среди студентов всех курсов преобладают респонденты, у которых выявлены средние показатели способности к самоуправлению: 70 % первокурсников, 80 % второкурсников, 64 % студентов третьего курса и 50 % четвёртого.

Результаты эмпирического исследования осмысленности по «Тесту смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева представлены на рисунке 4 в виде среднеарифметических показателей.

Рис. 4. Среднеарифметические показатели осмысленности жизни

Осмысленность жизни является одной из важных составляющих самодетерминации личности, которая включает в себя осознание человеком цели жизни, определённое эмоциональное восприятие жизни, ощущение свободы выбора и контроля своей жизни. По данной методике более высокие показатели были выявлены у студентов четвёртого

144

курса (50 % — высокие показатели и 50 % — средние показатели осмысленности жизни). Самые низкие показатели осмысленности жизни были выявлены у студентов третьего курса, что может свидетельствовать о проявлении кризиса третьего курса (А. А. Миненкова) [5], характеризующегося возникновением сомнений по поводу выбранной профессии и, в целом, появлении разочарования в самоопределении.

Для составления факторной структуры самодетерминации студентов разных курсов вуза обратимся к факторному анализу составляющих самодетерминации. Факторный анализ был проведён по методу главных компонент путём вращения корреляционной матрицы по типу varimax.

Таблица 1.

Факторная структура составляющих способности к самоуправлению у студентов 1 курса

Курс Факторы

1 2

1 Самовыражение (0,753) Осмысмысленность жизни (0,800) Автономия (0,915)

2 Осмысмысленность жизни (0,685) Способность к самоуправлению (0,689) Автономия (0,889) Самовыражение (0,855)

3 Самовыражение (0,890) Осмысмысленность жизни (0,900) Автономия (0,807)

4 Способности к самоуправлению (0,740) Самовыражение (0,838) Осмысмысленность жизни (0,934) Автономия (0,818)

Значимыми составляющими самодетерминации студентов первого и третьего курсов являются самовыражение и осмысленность жизни, вошедшие в первый фактор, и автономия, вошедшая во второй фактор. Для этих студентов важно чувствовать свободу выбора, понимать и осознавать цели деятельности и жизни в целом. При этом способность к самоуправлению не вошла ни в один фактор в структуру самодетерминации студентов первого и третьего курсов.

В первый фактор структуры самодетерминации студентов второго курса вошла со значимым весом только осмысленность жизни. Второй фактор представлен способностью к самоуправлению, автономией и самовыражением с довольно высокими коэффициентами, подтверждающими значимость данных параметров самодетерминации для студентов второго курса.

Факторная структура самодетерминации студентов четвёртого курса значительно отличается от студентов остальных курсов. В первый фактор вошли такие составляющие самодетерминации, как способность к самоуправлению, самовыражение, осмысленность жизни. Способность к самоуправлению для выпускников становится важной составляющей их жизнедеятельности, в связи с предстоящим окончанием обучения и

145

изменением социальной ситуации развития. Для выпускника важно не только понимать цели жизни и ощущать свободу выбора, но и эффективно планировать и организовывать свою профессиональную деятельность, при этом проявляя гибкость в ответ на изменяющиеся условия. Производственная практика, написание выпускной квалификационной работы требуют от выпускника немалых усилий, проявления воли, самоконтроля. Более того, ожидание завершения обучения в вузе и предстоящего начала карьеры заставляет будущего специалиста развивать и проявлять способность к самоуправлению.

Таким образом, уровень развития составляющих самодетерминации у студентов разных курсов заметно различается. Для первокурсников характерны стремление к свободе выбора и повышенная значимость самостоятельного определения хода собственной жизни, но при этом они чувствуют, что не всегда жизнь соответствует их ожиданиям. Студенты второго курса переживают ощущение, что жизнь проживается не так, как хотелось бы, но в целом имеют средние показатели по остальным составляющим самодетерминации. У студентов третьего курса заметно снижены показатели автономии и осмысленности жизни, им в меньшей степени свойственно ощущение свободы выбора, однако показатели самовыражения в данной группе респондентов в основном средние. На четвёртом курсе студенты в большей мере имеют высокие показатели самовыражения, способности к самоуправлению и осмысленности жизни, они полны надежд, касающихся будущего, прошли серьёзную профессиональную подготовку и чувствуют, что жизнь подвластна их контролю и соответствует их желаниям и потребностям.

Список литературы

1. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избранные труды / отв. ред. Ф. В. Константинов, Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков. М.: Наука, 1978. 399 с.

2. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / / Возрастная и педагогическая психология: тексты. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 192 — 193.

3. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

4. Леонтьев Д. А. Психология свободы. К постановке проблемы самодетерминации личности / / Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 24 — 25.

5. Миненкова А. А. Исследование кризисных проявлений в профессиональном самоопределении студентов третьего года обучения / / Молодёжь XXI века: потенциал, тенденции и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием, г. Екатеринбург, 19 — 20 ноября 2013 г.: в 2 томах. Т. 2. / отв. ред. Л. К. Тропина, Т. Н. Карфидова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 46—48.

6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 672 с.

7. Deci E. L. The dynamics of self-determination in personality and development. 1986. P. 171—194.

8. Perreault D., Mask L., Morgan M., Blanchard C.M. Internalizing emotions: Self-

146

determination as an antecedent of emotional intelligence / / Personality and Individual Differences. 2014. № 64. P. 1—6.

9. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being / / American Psychologist. 2000. Vol. 55, No. 1, P. 68-78

10. Schwartz B. Self-Determination. The Tyranny of Freedom / / American Psychologist. 2000. Vol. 55. Issue 1. P. 79 - 88.

11. Schwartz B. The Paradox of Choice. 2004. 304 c.

•Jc -Jc -Jc

Borzova Tatyana V., Plotnikova Elena S. SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF DIFFERENT YEARS OF STUDY OF THE UNIVERSITY

(Pacific State University, Khabarovsk, Russia;

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The article discusses the study of self-determination of students of different years of study of the university. Self-determination is a person's own activity, the main criterion of which is a person's ability to flexibly interact with the outside world, combining autonomy of behavior and harmony with the environment (E. Daisy and R. Ryan), freedom and responsibility (D. A. Leontyev). We use such empirical research methods as Test of self-determination by E. N. Aspen — a modification of the self-determination scale of C. Sheldon; Test of meaning-life orientations by D. A. Leontiev; Ability to self-management test by N. M. Peysakhova. As a result of a study conducted wi the participation of 124 respondents aged 17 to 22, data were obtained on differences in the level of development of the constituent components of self-determination (autonomy, self-expression, meaningful life and the ability to self-government). So, for freshmen, the desire for freedom of choice and the increased importance of independent determination of the course of their own life (autonomy) are characteristic, but at the same time, they feel that life does not always correspond to their expectations (self-expression). Second-year students experience the feeling that life is not living as they would like (meaningfulness of life), but in general, they have average indicators for the rest of the components of self-determination (autonomy, self-expression, ability to self-government). Third-year students have significantly reduced indicators of autonomy and meaningfulness of life, they are less characteristic of a sense of freedom of choice, but the indicators of self-expression in this group of respondents are mostly average. Fourth-year students are more likely to have high rates of self-expression, self-management ability and meaningfulness of life.

Keywords: self-determination, psychology of adolescence, meaningfulness of life, autonomy, self-expression, ability to self-government.

DOI: 10.24412/2227-1384-2020-4-140-148

References

1. Anokhin P. K. Philosophical aspects of the theory of a functional system (Filosofskiye aspekty teorii funktsional'noy sistemy), Moscow, Nauka Publ., 1978. 399 p. (In Russ.).

2. Bozhovich L. I. Stages of personality formation in ontogenesis [Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze], Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya, Moscow, Publishing house of Moscow State University, 1992, pp. 192—193. (In Russ.).

3. Kon I. S. V poiskakh sebya: Lichnost' i yeyo samosoznaniye (In search of myself: Personality and its self-consciousness), Moscow, Politizdat Publ., 1984. 335 p. (In Russ.).

4. Leont'yev D. A. Psychology of freedom. On the formulation of the problem of self-determination of personality [Psikhologiya svobody. K postanovke problemy samodeterminatsii lichnosti], Psikhologicheskiy zhurnal, 2000, vol. 21, no. 1, pp. 24 — 25. (In Russ.).

147

5. Minenkova A. A. Research of crisis manifestations in the professional self-determination of third-year students [Issledovaniye krizisnykh proyavleniy v professional'nom samoopredelenii studentov tret'yego goda obucheniya], Molodezh' XXI veka: potentsial, tendentsii i perspektivy : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarod. uchastiyem, Yekaterinburg, 19-20 noyabrya 2013 g. (Youth of the XXI century: potential, trends and prospects: materials of the All-Russian. scientific-practical conf. from international participation, Yekaterinburg, November 19 — 20, 2013), Yekaterinburg, Ural Publishing House University,2014, vol. 2, pp. 46 —48. (In Russ.).

6. Stolyarenko L. D. Osnovy psikhologii (Fundamentals of psychology), Rostov-on-Don: Feniks Publ., 2000. 672 p. (In Russ.).

7. Deci E. L. The dynamics of self-determination in personality and development, 1986, pp. 171—194.

8. Perreault D., Mask L., Morgan M., Blanchard C. M. Internalizing emotions: Self-determination as an antecedent of emotional intelligence, Personality and Individual Differences, 2014, no. 64, pp. 1— 6.

9. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being, American Psychologist, 2000, vol. 55, no. 1, pp. 68 — 78.

10. Schwartz B. Self-Determination. The Tyranny of Freedom, American Psychologist, 2000, vol. 55, Issue 1, pp. 79 — 88.

11. Schwartz B. The Paradox of Choice, 2004. 304 p.

* * *

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.