Научная статья на тему 'Самодетерминация как метакомпетенция в самореализации психолога'

Самодетерминация как метакомпетенция в самореализации психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАКОМПЕТЕНЦИЯ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / META-COMPETENCE / SELF-DETERMINATION / SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL GROWTH OF THE STUDENT'S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Василенко Алиса Александровна, Журавкова Марина Андреевна, Сподобец Виктория Алексеевна, Ядыкина Марина Андреевна, Плотникова Елена Сергеевна

Авторы статьи рассматривают самодетерминацию, как собственную активность человека, его способность к самостоятельному выбору направления саморазвития. Обосновывают самодетерминацию как метакомпетенцию в профессиональном развитии и самореализации студента. Представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающие, что самодетерминация определяет процесс профессиональной самореализации студента. Предложена программа для оптимизации самодетеминации студентов первого курса, цель которой создание условий для развития самодетерминации студентов первого курса. Сделан вывод о том, что реализация представленной программы будет способствовать оптимизации самодетерминации студентов в начале их профессиональной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Василенко Алиса Александровна, Журавкова Марина Андреевна, Сподобец Виктория Алексеевна, Ядыкина Марина Андреевна, Плотникова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-determination as meta-competence in professional self-actualization of psychologist

The authors consider self-determination as a personal human activity and person’s ability to select independently the direction of his self-development. Scientists prove that the self-determination is as a meta-competence in the professional development and self-actualization of a student. The article presents the results of empirical research showing that self-determination process determines the student’s professional self-realization. A program to optimize the self-determination process for the first-year students is also proposed. After completing the research it was concluded that the implementation of the presented program will contribute to the optimization of self-determination process for students at the beginning of their professional self-actualization.

Текст научной работы на тему «Самодетерминация как метакомпетенция в самореализации психолога»

УДК 159.9

A.А. Василенко1 М.А. Журавкова2

B.А. Сподобец3 М.А. Ядыкина4 Е.С. Плотникова5

Приамурский государственный университет им. Шолом Алейхема. Биробиджан. Россия

Самодетерминация как метакомпетенция в самореализации психолога

Авторы статьи рассматривают самодетерминацию, как собственную активность человека, его способность к самостоятельному выбору направления саморазвития. Обосновывают самодетерминацию как метакомпетенцию в профессиональном развитии и самореализации студента. Представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающие, что самодетерминация определяет процесс профессиональной самореализации студента. Предложена программа для оптимизации самодетеминации студентов первого курса, цель которой - создание условий для развития самодетерминации студентов первого курса. Сделан вывод о том, что реализация представленной программы будет способствовать оптимизации самодетеминации студентов в начале их профессиональной самореализации.

Ключевые слова и словосочетания: метакомпетенция, самодетерминация, саморазвитие, профессиональное развитие личности студента.

A.A. Vasilenko M.A. Zhuravkova V.A. Spodobets M.A. Yadykin E.S. Plotnikova

Sholom-Aleichem Priamursky State University Birobidzhan? Russia

Self-determination as meta-competence in professional self-actualization of psychologist

The authors consider self-determination as a personal human activity and person's ability to select independently the direction of his self-development. Scientists prove that the self-determination is as a meta-competence in the professional development and self-actualization of a student. The article presents the results of empirical research showing that self-determination process determines the student's professional self-realization. A program to optimize the self-determination

1 Василенко Алиса Александровна - студентка 2 курса; e-mail: [email protected].

2 Журавкова Марина Андреевна - студентка 3 курса; e-mail: [email protected].

3 Сподобец Виктория Алексеевна - студентка 3 курса; е-mail: [email protected].

4 Ядыкина Марина Андреевна - студентка 4 курса; [email protected].

5 Плотникова Елена Сергеевна - ассистент кафедры психологии, e-mail: [email protected].

process for the first-year students is also proposed. After completing the research it was concluded that the implementation of the presented program will contribute to the optimization of self-determination process for students at the beginning of their professional self-actualization.

Keywords and phrases: Meta-competence, self-determination, self-development, professional growth of the student's personality.

В современной ситуации глобального развития общества возникает потребность в специалистах, вооруженных не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и личностно готовых к самообразованию и саморазвитию в учебной и профессиональной деятельности. При этом они должны быть адаптивны к постоянно изменяющимся условиям, способны к самостоятельной выработке решений и контролю своей жизни на основе свободы выбора. Эти универсальные компетенции профессионала в современной науке именуются как «метакомпетенции». Метакомпетенции - некоторая надстройка над типичными знаниями и умениями, выражающаяся в самообразовании, самоорганизации, саморазвитии, которая позволяет выпускнику учебного заведения преодолевать неуверенность, делать правильные выводы из критических замечаний коллег, т. е. действовать успешно в различных ситуациях. В.С. Чернявская говорит о том, что метакомпетенции связаны с психологической грамотностью и психологической компетентностью личности [3].

Самодетерминация, как собственная активность человека, его способность к самостоятельному выбора направления саморазвития может служить метаком-петенцией в профессиональном развитии и самореализации студента. Авторы концепции самодетерминации Э. Дейси и Р. Райан определяют ее. По их мнению, процесс самодетерминации является сложным образованием личности, обеспечивающим человека свободой выбора пути своего развития (Э. Дейси и Р. Райан) и способностью действовать независимо от внешних обстоятельств, непредсказуемо для сторонних наблюдателей, но при этом следуя своей логике и убеждениям [1].

Каждый день человек, с одной стороны, сталкивается с повышенными требованиями, а с другой - имеет свободу и большой выбор жизненных путей и стратегий [2]. От того, насколько человек самодетерминирован зависит его способность выбирать собственный путь развития и противостоять внешним факторам, отвлекающим его от самореализации.

Однако встает вопрос о том, насколько самодетерминация определяет процесс профессиональной самореализации студента и каким образом влияет на него. Для ответа на этот вопрос мы провели исследование, в котором участвовали 140 студентов в возрасте от 18 до 21 года. Для изучения самодетерминации как мета-компетенции в профессиональной самореализации психолога мы использовали следующие методики: «Тест самодетерминации», «Опросник самореализации» С.И. Кудинова.

В результате мы выявили, что такой показатель самодетерминации, как автономия оказывает значимое влияние на самореализацию личности. Данный показатель измеряет степень воспринимаемого выбора, или степень уверенности человека в

том, что у него есть в жизни возможность выбора и что он сам делает этот выбор, определяя ход собственной жизни. На рисунке 1 представлена зависимость показателя самореализации от автономии личности, имеющая вид квадратичной регрессии (у=-0,0639х2+9,6404х-316,504).

Обидй показатель самореализации %

1 (».ЙО-

ЙО, ОСг

О 00§ о ОО О Набгчеденны!! __ Квадратичная регрессия ГарМОШЕЧНЫЙ уроБСКЬ самореализации

о 0 /х о'й ™ ОО о 8 О 0° - 0 \ оо 0 о о о эоо V о алагтЕный уровень самореализации

ОО / ж> 0 ,ро 0 °о й А о эЛ00 инертный уровень самореализации

чр оо г ооо\ иррашюнальнй урсвень самореализации

60.00"

40.0СГ

20.00-

0.00"

«00

низкий ур.

ее

00 00.00 средний \р

100.00 БЫСОКШ ур.

Рис. 1. Зависимость показателя самореализации от автономии личности

При значении показателя автономии от 40 до 60% у лиц юношеского возраста наблюдается низкий уровень самореализации (ниже 20%), однако при значении показателя автономии от 60 до 80% общий показатель самореализации приобретает довольно высокие значения (от 50% и выше). Можно сделать вывод, что высокий уровень автономии личности несет в себе опасность для ее самореализации точно так же, как и ее низкий уровень. Несмотря на то, что автономия, по сути, является способностью личности к самоопределению на основе собственных убеждений, а также основанием для самореализации, данный показатель, имея слишком высокие значения, может препятствовать развитию личности.

Показатель самовыражения показывает, в какой мере человек переживает собственную жизнь как соответствующую его собственным желаниям, потребностям и ценностям. На рисунке 2 представлена зависимость показателя самореализации от самовыражения личности, имеющая вид квадратичной регрессии (у=-0,0652х2+9,4018х-288,528).

ВЫСОКШ1 ур.

Рис. 2. Зависимость показателя самореализации от уровня самовыражения личности

При значении показателя самовыражения от 40 до 60% и от 80 до 100% у лиц юношеского возраста наблюдается низкий уровень самореализации (ниже 20%), однако при значении показателя самовыражения от 60 до 80% общий показатель самореализации приобретает довольно высокие значения (от 40% и выше). Таким образом, высокие и низкие значения показателя самовыражения также сопровождаются низкими значениями показателя самореализации. Низкий уровень самовыражения свидетельствует о неудовлетворенности жизнью и ощущении, что жизнь проживается не так, как хотелось. Высокому уровню самовыражения соответствуют инертный и адаптивный уровни самореализации. Таким студентам свойственна умеренность во всем, и если они сталкиваются с трудностями, то чаще отказываются от них, чтобы не тратить на них время и силы.

Процесс самореализации личности носит творческий характер и не терпит жесткого контроля, как со стороны самой личности, так и со стороны внешней среды. Исследуемые нами параметры самодетерминации положительно влияют на самореализацию личности, если имеют средние значения, т.е. движущей силой самореализации личности является гармоничное развитие самодетерминации и внешней детерминации. Односторонняя детерминация опасна для развития личности, так как влечет за собой либо отказ от любых изменений, приверженность к постоянству, гипертрофированную ответственность и исполнительность (самодетерминация), либо отказ от ответственности за свою жизнь, отсутствие четких жизненных целей, неумение и нежелание преодолевать трудности.

Самодетерминацию невозможно сформировать в условиях образования при помощи внешнего воздействия, так как это противоречит качественному опре-

делению данной метакомпетенции. Однако ее можно развить, создав условия, в которых студент обладал бы свободой выбора, рефлексировал свои интересы и возможности, и, в конечном итоге, имел возможность развиваться. Для этого была создана программа оптимизации самодетерминации студентов первого курса (см. таблицу 1). Целью данной программы было создание условий для развития самодетерминации студентов первого курса.

Таблица 1

Основные разделы программы развития самодетерминации студентов первого курса

№ Дата Цель Вид занятия Кол-во часов

1 1 нед. Знакомство и сплочение коллектива. Создание благоприятного микроклимата в группе. Знакомство с содержанием последующей работы и правилами занятий Тренинг на сплочение группы 2

2 2 нед. Развитие способности к постановке цели и системы целей. Тренинг, мини-лекция 2

Рефлексия представлений о себе как о будущем профессионале «Моя профессия» Экскурсия в ЦСАИППЗ ПГУ им. Шолом-Алейхема 1

3 4 нед. Развитие способности к прогнозированию событий. Развитие самопонимания студентов, актуализация настоящего Я Тренинг «Коллаж желаний» 2

4 6 нед. Формирование восприятия процесса жизни как интересного и наполненного смыслом Сказкотерапевтиче-ская техника «Волшебные краски» 2

5 8 нед. Развитие способности к изменению своих действий в случае несоответствия результата поставленной цели. Развитие уверенности в себе Тренинг 2

6 10 нед. Развитие способности к самоконтролю в стрессовых ситуациях Релаксирующий тренинг 2

7 13нед. Развитие свободы выбора. Развитие умения видеть пути своего развития Тренинг, обсуждение книги Э. Фромма «Бегство от свободы» 2

8 14 нед. Развитие положительной оценки результативности жизни Просмотр фильма «Пробуждение» 2

9 15 нед Развитие уверенности в себе. Развитие способности перехода от плана к действиям Тренинг «Коробочка новогодних пожеланий» 2

Дополнительные мероприятия

№ Тематика / название мероприятия Цель участия / посещения

1 Посещение концертов, смотров творческих студий университета («Крылья», «Студенческая весна», «Межвузовская юморина» и т.д.) Приобщение студентов к внеучебной деятельности университета, развитие стремления к творческой самореализации Предоставление выбора путей развития

2 Организация и участие в факультетских мероприятиях Развитие активности во внеучебной деятельности

3 Участие в региональной молодежной научно-практической конференции «Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре, политике» Приобщение студентов к научной жизни университета

4 Экскурсия в Центр социальной адаптации и поддержки психологического здоровья Ознакомление студентов с основами будущей профессиональной деятельностью, а также с целью информирования студентов о дополнительных возможностях получения психологической помощи

Таким образом, реализация разработанной нами программы будет способствовать оптимизации самодетерминации студентов в начале их профессиональной самореализации.

1. Deci E. L. The psychology of self-determination / E.L. Deci. - Toronto: Lexington books. -1980.

2. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2011. - 679 с.

3. Чернявская, В.С. Метакомпетенции в контексте психологической культуры как профессиональные компетенции студента вуза / В.С. Чернявская // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4 (47). - С. 31-33.

© Василенко А.А., 2015 © Журавкова М.А., 2015 © Сподобец В.Я., 2015 © Ядыкина М.А., 2015 © Плотникова Е.В., 2015

Для цитирования: Василенко А.А. Самодетерминация как метакомпетенция в самореализации психолога / А.А. Василенко, М.А. Журавкова, В.А. Сподобец, М.А. Ядыкина, Е.С. Плотникова // «Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса». - 2015; № 4. - С. 220-225.

For citation: Vasilenko, A.A. Self-determination as meta-competence in professional self-actualization of psychologist / A.A. Vasilenko, M.A. Zhuravkova, V.A. Spodobets, M.A. Yadykin, E.S. Plotnikova // The Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2015; № 4. - P. 220-225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.