Научная статья на тему 'Самобытность русского экономического сознания на примере освоения Сибири'

Самобытность русского экономического сознания на примере освоения Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / НРАВСТВЕННОСТЬ / САМОБЫТНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ОСВОЕНИЕ СИБИРИ / ПОДВИЖНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC CONSCIOUSNESS / ECONOMIC CULTURE / PERSONAL VALUES / MORALS / ORIGINAL NATURE / VALUES / DEVELOPMENT OF SIBERIA / SELFLESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шабатура Любовь Николаевна, Антуфьева Надежда Мухарбековна

Органическое единство духовного и мирского составляет самобытность русского экономического сознания и хозяйственной деятельности. Авторами предпринята попытка представить сущность экономического сознания в историкофилософском аспекте на примере жизнедеятельности отечественных первопроходцев, подвижников и патриотов, сохранявших и развивавших самобытную хозяйственную культуру России, исследовать их ценностные ориентации и важность регуляции поведения индивида, духовных интенций и социальных взаимоотношений людей от истории к современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distinctive character of Russian economic consciousness by case study of Siberia development

Distinctive character of the Russian economic consciousness and economic activity is in organic unity of the spiritual and the secular. The authors make an attempt to consider the essence of economic consciousness in historical and philosophical aspect by case study of the activity of the domestic pioneers, devotees and patriots keeping and developing original economic culture of Russia. The authors define their values and importance of individual behavior regulation, spiritual intensions and social relationship of people from the past to the present.

Текст научной работы на тему «Самобытность русского экономического сознания на примере освоения Сибири»

УДК 304.44 Шабатура Любовь Николаевна

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета

Антуфьева Надежда Мухарбековна

ведущий специалист НИИ Истории науки и техники Зауралья Тюменского государственного нефтегазового университета

САМОБЫТНОСТЬ РУССКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОСВОЕНИЯ СИБИРИ

Shabatura Lyubov Nikolaevna

D.Phil. in Philosophy, Professor, Department for the Humanities Tyumen State Oil and Gas University

Antufyeva Nadezhda Mukharbekovna

Leading Expert, Research Institute of History of Science and Engineering of Trans-Urals, Tyumen State Oil and Gas University

DISTINCTIVE CHARACTER OF RUSSIAN ECONOMIC CONSCIOUSNESS BY CASE STUDY OF SIBERIA DEVELOPMENT

Аннотация:

Органическое единство духовного и мирского составляет самобытность русского экономического сознания и хозяйственной деятельности. Авторами предпринята попытка представить сущность экономического сознания в историко-философском аспекте на примере жизнедеятельности отечественных первопроходцев, подвижников и патриотов, сохранявших и развивавших самобытную хозяйственную культуру России, исследовать их ценностные ориентации и важность регуляции поведения индивида, духовных интенций и социальных взаимоотношений людей от истории к современности.

Ключевые слова:

экономическое сознание, хозяйственная культура, личностные ориентиры, нравственность, самобытность, ценности, освоение Сибири, подвижническая деятельность.

Summary:

Distinctive character of the Russian economic consciousness and economic activity is in organic unity of the spiritual and the secular. The authors make an attempt to consider the essence of economic consciousness in historical and philosophical aspect by case study of the activity of the domestic pioneers, devotees and patriots keeping and developing original economic culture of Russia. The authors define their values and importance of individual behavior regulation, spiritual intensions and social relationship of people from the past to the present.

Keywords:

economic consciousness, economic culture, personal values, morals, original nature, values, development of Siberia, selfless activity.

Современное экономическое сознание носит противоречивый и неоднородный характер, что является отражением нашей кризисной экономики, культуры и антиномичности русского национального характера. У многих народов национальная «культура была неразрывно связана с религией и духовными ценностями. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению» [1, с. 4]. Поэтому для изучения этих трансформаций возникает необходимость актуализации сущности и содержания понятия самобытности русского экономического сознания в региональной культуре. В экономическом сознании отражается многовековой опыт хозяйственной деятельности народа. Русское экономическое сознание формировалось не только под влиянием экономических стимулов и потребностей, но и во многом определялось религиозными и духовно-нравственными ценностями. Духовными основами хозяйственной жизни общества являлись первичные основания нравственности (стыд, жалость, сострадание, совесть), высшая свобода, альтруизм, соборность, справедливость, солидарность. Они выступали связующими звеньями между трансцендентными (абсолютными) и экономическими (относительными) ценностями. Сознание русского человека не было индивидуалистическим, оно было ориентировано на общественные ценности и солидарные интересы. Русский человек бережно относился к природе, ибо в его мироощущении природа - не отчужденная холодная натура, из которой можно насильственно извлекать потребительскую пользу, а живая и родственная сущность. В русской православной традиции к частной собственности никогда не было пристрастия, а извлечение прибыли не являлось главной задачей и сакральным желанием, поэтому русский человек никогда не возводил историческое право собственности в «естественное право». Достоинство человека определялось в первую очередь внутренними качествами, духовными интенциями, а не объемом капитала. Таким образом, органическое единство духовного и мирского со-

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ставляет самобытность русского экономического сознания и хозяйственной деятельности. Примером тому могут быть множественные исторические подвиги отечественных первопроходцев, подвижников и патриотов, сохранявших и развивавших самобытную хозяйственную культуру России. Одним из таких примеров можно считать подвижническую деятельность М.К. Сидорова и Ю.И. Кушелевского, способствовавшую освоению и развитию Сибири.

В дореволюционной России много писалось о дикости севера Сибири и отсталости его экономики. Такое положение объяснялось суровыми природными условиями и царившим бездорожьем. Хозяйственную отсталость северных окраин можно было преодолеть только путем крупных государственных вложений, проведения специальных правительственных мероприятий по разведке природных богатств сибирского края, строительству дорог, портов. На деле оказывалось, что не правительство, а деятельность крупных предпринимателей и государственных служащих помогала Сибири стать одной из равноправных зон России, Европы и мира.

В 1864 г. в Тобольске вышли две интересные книги авторов М.К. Сидорова и Ю.И. Кушелевского, долгие годы связанных одним делом - поиском транспортного пути на север Западной Сибири [2, с. 66]. Ю.И. Кушелевский в книге «Путевые записки...» отмечал: «...Сопровождающий Талько сказал, что люди его племени кочуют на Ныде, но он не знает, можно ли на лодках пройти путем, мной предложенным. Перевозка началась в 5 часов утра 27 июля. В 10 часов не видел уже берегов, шли 6-7 узлов в час. 28 июля увидели мыс, назвал его Сидоровским. Увидели еще два мыса, один из них, как сказал Талько, назван Ныдский. Вышли на берег, Мамеев пошел искать пастуха. Сделав наглядную съемку правого берега Обской губы, положил ее на карту» [3, с. 34].

Это описание малого участка водного пути от Тобольская до Мангазеи, далее по реке Таз до того места, которое впоследствии обозначалось на картах как поселок Сидоровск или Сидоровская пристань. От этого места Ю.И. Кушелевский на лодке поднялся вверх по реке на 300 верст и по одному из правых притоков Таза вышел вместе с ханты Николаем к водораздельным озерам. Пробиваясь через лед, они вышли на Нижнюю Баюху и по ней в Турухан. Подвергаясь смертельной опасности, в октябре Ю.И. Кушелевский достиг Красноярска и встретился с М.К. Сидоровым. Водный путь для доставки найденного на реке Курейке графита был найден. Это исследование было предпринято Ю.И. Кушелевским в 1863 г.

В первую экспедицию бывший обдорский заседатель Ю.И. Кушелевский отправился в 1862 г. Зимой он пересек тундру между Обдорском и Тазом. Более 800 верст были пройдены за 42 дня полного лишений пути. Помощниками его были местные жители ненцы, селькупы, остяцкий старшина Ю. Ранымов, старший приказчик М. Мамеев. По дороге исследователь учредил 26 станций, где оставил провиант для обратного пути.

С наступлением весны 1864 г. Ю.И. Кушелевский предпринял изучение удобного летнего пути через Урал с Оби на Печору. Поднявшись по реке Войкар, он пересек Приполярный Урал, отыскав удобный путь для связи Оби с Печорой, вернулся в Обдорск, где его ждала шхуна «Таз» с грузом графита 4100 пудов. На встречу из Красноярска приехал М.К. Сидоров, лично убедившись, что «давнишняя мысль» о соединении Сибири с Печорским портом была осуществлена его пожертвованиями и трудами Ю.И. Кушелевского. Графит был отправлен в Россию тремя путями: первый пролегал вверх по Енисею до города Енисейска, потом - волоком до Томска и затем по Оби, Иртышу и Туре в Екатеринбург; второй - по рекам Таз и Обь до Тобольска; третий -прямо по тундре от Туруханска в Обдорск. Товар благополучно дошел до места.

В апреле 1864 г. М.К. Сидоров доставил в столицу глыбу графита весом в шестнадцать пудов. Технологическому институту он подарил две глыбы, одна из которых была весом два пуда тридцать фунтов. Графит оказался очень огнеупорным и незаменимым для тиглей (горшков, употреблявшихся в оружейном производстве, при литье орудий из стали). Этот графит поставлялся Златоустовскому оружейному заводу, Мотовиловскому заводу близ Екатеринбурга и Воткин-скому заводу в Вятской губернии.

Все экспедиции были проведены по инициативе красноярского купца М.К. Сидорова. В Туру-ханском крае им были открыты громадные месторождения графита. Но, предполагая предстоящие трудности, он писал: «.даже один этот материал не только спасет край от голода, но и сможет прокормить массы народа, если его разработка не будет подвергаться ограничениям со стороны правительства и если местное начальство не будет мешать в открытии морских путей» [4, с. 133].

Если из всей деятельности Михаила Константиновича Сидорова выделить только нахождение пути для транспортировки груза от месторождения к месту удобного сбыта, то может показаться, что этот человек беспокоился только о своей выгоде. Если же познакомиться хотя бы с темами докладов в ученых обществах, с которыми выступал беспокойный гражданин России, то он предстает человеком талантливым, тонко чувствовавшим истинную красоту жизни. В Русском географическом обществе с 1862 по 1876 гг. им было прочитано 15 докладов. Многие из них были сделаны по собственным изысканиям: «Об исследованиях М.К. Сидоровым Туруханского края и положения там кочующих и оседлых жителей» (1864 г.) [5, с. 65], «Об исследовании М.К. Сидоровым Нижней Тунгузки и водной ее системы и богатстве их» (1864 г.), «О поездке М.К. Сидорова из Петербурга в Северный океан, летом 1869 года, на пароходе "Георгий", и доказательствах, что

теплое течение доходит до Печерского залива, с представлением для удостоверения в том найденных на Гуляевских кошках стеклянных шаров, принесенных течением от Ньюфаундленда из Америки и с Лофотенских островов из Норвегии» (1870 г.) [6, с. 134], «О зимовке на Новой Земле в 1872 и 1873 гг. С.-Петербургской промышленной экспедиции, посланной по проекту М. Сидорова» (1874 г.). В техническом обществе им было сделано три доклада, один из которых - «О нефти на Севере и мерах, какие необходимы для развития этого промысла на Севере» [7, с. 134-141]. Больше всего М.К. Сидоров выступал в Обществе для содействия развитию русской промышленности и торговли. Он освещал там вопросы экономики более 100 раз, предлагая к обсуждению и действенному развитию рыбных, морских, горных, лесных, народных промыслов, открытию морского пути в реки Обь и Енисей, о Печорско-Обской дороге, о необходимости прекратить колонизацию Мурманского берега иностранцами, о торговле и экологии, об охране труда и невежестве чиновников [8, с. 143]. Особый интерес проявлял М.К. Сидоров к развитию мореходства, особенно на севере Сибири. Он строил морские суда, привлекал к изучению трудного пути российских и иностранных мореплавателей, щедро раздавая субсидии и премии. Из 65 докладов, сделанных предприимчивым россиянином, назовем лишь один: «О русском торговом мореходстве на Севере и об отказе М.К. Сидорову в 1 % десятинах земли под гавань на Мурманском берегу и в сравнении его в правах, хотя на половину, с иностранцами, которые бежали из своего отечества от разных преступлений и получали безвозмездно земли, на русских морских прибрежьях, по 15 десятин на человека в собственность» (1 марта 1877 г.) [9, с. 143]. В качестве экспонента М.К. Сидоров принимал участие в 25 выставках, в том числе в 9 всемирных за границей, куда им были представлены экспонаты, собранные на Печоре, Оби, Енисее, Новой Земле, Мурманском берегу, Лапландии и Финляндии. В 1862 г. на Всемирную выставку в Лондоне Сидоров представил произведения Турухан-ского края: графит, каменный уголь, каменную соль, янтарь, образцы железных руд, мамонтовую кость и изделия из нее, шкуры и кожи зверей, вышивание на кожах, одежду кочующих северных инородцев и т. п. Названные в честь М.К. Сидорова мыс и населенный пункт на территории Тюменской области сохранили свое название. В Арктике его имя носят: мыс на острове Рыкачева в Карском море, острова в среднем течении реки Печоры, остров в проливе Костин Шар на Новой Земле, гора на Шпицбергене, пролив в архипелаге Земли Франца Иосифа.

Для личностных ценностей этих идейных вдохновителей, меценатов и практических деятелей по освоению Сибири характерна высокая сознательность, преданность своему делу, народу, родному краю и горячо любимому Отечеству, что подтверждают архивные данные. В экономическом сознании этих выдающихся личностей духовные ценности отражаются в виде ценностных ориента-ций и служат важным фактором регуляции поведения индивида, духовных интенций и социальных взаимоотношений людей. Каждой личности присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей, в зависимости от ее главной идеи сущности и существования. Они же и являются связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. По отношению к субъекту ценности служат объектами его интересов, а для его сознания они исполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной деятельности, обозначений его различных практических отношений к окружающему миру [10]. Эти ценности и идеалы формируют самобытность экономического сознания, самосознания, общественного сознания, становятся основой, ядром экономической культуры и в целом культуры личности и общества [11]. Такие ценности экзистенциальных форм культуры и деятельности человека [12], будучи включенными в систему детерминации деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивают этим цивилизациям автономность, самодостаточность, саморегулирование и саморазвитие.

Ссылки:

1. Бауэр Н.В., Шабатура Л.Н. Культура формирования устойчивой городской среды // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2013. № 3 (9). С. 4-9.

2. Кушелевский Ю.И. Путевые записки, веденные во время экспедиций 1862, 1863 и 1864 гг., предпринятых для сухопутного и водного сообщения на севере Сибири от Енисея через Уральский хребет до реки Печоры Ю.И. Кушелев-ским. Тобольск, 1864. 66 с.

3. Там же. C. 34.

4. Сидоров М.К. Проект купца Сидорова о заселении севера Сибири путем промышленности и торговли и о развитии внешней торговли Сибири. Тобольск, 1864. 41 с.

5. Богданов И.А. Петербургская фамилия: Латкины. СПб, 2002. 296 с.

6. Жилинский А.А. Россия на Севере (к описанию жизни и деятельности М.К. Сидорова). Архангельск, 1918. 154 с.

7. Там же. C. 134-141.

8. Там же. C. 143.

9. Там же.

10. Шабатура Л.Н., Яцевич О.Е. Культурные особенности русской трудовой деятельности // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 156-162.

11. Тарасова О.В. Личностное самоуправление: социально-философский аспект (на материале предпринимательской деятельности) : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Челябинск, 2006. 21 с.

12. Тарасова О.В., Яцевич О.Е. Экзистенциальные модели деятельности человека // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 145-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.