Научная статья на тему 'Самобытность педагогических воззрений А. И. Зилоти'

Самобытность педагогических воззрений А. И. Зилоти Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
175
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО А.И. ЗИЛОТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / PEDAGOGICAL IDEAS / ИДЕОЛОГИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ / IDEOLOGY AND WORLD OUTLOOK / ПРОПАГАНДА РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / PROPAGANDA OF RUSSIAN MUSICAL ART / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И САМОБЫТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ / NATIONAL TRADITIONS AND ORIGINALITY OF PEDAGOGICAL IDEAS / A.I. ZILOTI''S CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соловьева Альбина Олеговна

В статье рассматриваются аспекты музыкально-педагогической и организационно-пропагандистской деятельности русского музыканта-исполнителя А.И. Зилоти. Автором анализируются концептуальные педагогические идеи музыканта, основанные на принципах гуманизма, свободы и самобытности национальных идей. В статье раскрываются основные аспекты организационно-педагогической деятельности В.И. Зилоти и их роль в становлении и распространении отечественного музыкального искусства. Автор отмечает современность педагогических идей музыканта-исполнителя для становления музыкальной педагогики на настоящем этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самобытность педагогических воззрений А. И. Зилоти»

САМОБЫТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ А.И. ЗИЛОТИ Соловьева А.О. Email: Solovyeva17126@scientifictext.ru

Соловьева Альбина Олеговна — магистрант, кафедра музыкального искусства, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Московский городской педагогический университет

Институт культуры и искусств, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты музыкально-педагогической и организационно-пропагандистской деятельности русского музыканта-исполнителя А.И. Зилоти. Автором анализируются концептуальные педагогические идеи музыканта, основанные на принципах гуманизма, свободы и самобытности национальных идей. В статье раскрываются основные аспекты организационно-педагогической деятельности В.И. Зилоти и их роль в становлении и распространении отечественного музыкального искусства. Автор отмечает современность педагогических идей музыканта-исполнителя для становления музыкальной педагогики на настоящем этапе развития.

Ключевые слова: творчество А.И. Зилоти, педагогические идеи, идеология и мировоззрение, пропаганда русского музыкального искусства, национальные традиции и самобытность педагогических идей.

VIOLENCE OF PEDAGOGICAL VIOLATIONS A.I. ZILOTY

Solovyeva A.O.

Solovyeva Albina Olegovna — Undergraduate, DEPARTMENT OF MUSIC ART, STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION MOSCOW CITY PEDAGOGICAL UNIVERSITY INSTITUTE OF CULTURE AND ARTS, MOSCOW

Abstract: in the article aspects of musical, pedagogical and organizational-propagandistic activity of the Russian musician-performer A.I. Ziloti are considered. The author analyzes the conceptual pedagogical ideas of the musician, based on the principles of humanism, freedom and originality of national ideas. The article reveals the main aspects of AI Zilot's organizational and pedagogical activity and their role in the development and dissemination of Russian musical art. The author notes the modernity of the pedagogical ideas of the musician-performer for the development of musical pedagogy at the present stage of development.

Keywords: A.I. Ziloti's creativity, pedagogical ideas, ideology and world outlook, propaganda of Russian musical art, national traditions and originality of pedagogical ideas.

УДК 781.7; 871.6; 372.878

Возрождение музыкально-педагогических традиций России начала XX-го столетия является сегодня важнейшим шагом раскрытия образовательного и музыкально-эстетического потенциала отечественной классической музыки. Несомненно, этот процесс связан с именем А. И. Зилоти, важнейшей идеей жизнедеятельности которого стала пропаганда творчества русских композиторов. Основной концепцией его идей стало сохранение и продвижение русского музыкального творчества, что и предвосхитило его музыкально--педагогическую и организаторскую деятельность [4, 11-13; 6, 8-10].

Самобытность педагогических воззрений А.И. Зилоти была основана на популяризации произведений русских композиторов и активном их представлении за пределами России, благодаря чему русская концертная музыка, звучавшая в его исполнении (от А. Г. Рубинштейна до С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина), расширяла горизонты проникновения истинного музыкального искусства, отражающего глубины российской души.

Будучи так называемым «музыкальным альтруистом» А. И. Зилоти не оставил широкомасштабного собственного музыкального наследия, отдав предпочтение распространению славы талантливых произведений русских композиторов-современников [2, 24; 4, 22].

История музыкальной педагогики, описывающая концертно-организаторскую деятельность А.И. Зилоти, оперирует сегодня многочисленными отзывами музыкальных критиков, воспоминаниями современников музыканта и т.п., утверждающими самобытность исполнительского подхода пианиста. Его отличала самопроникновенность и точность

«попадания» в саму суть исполняемого произведения и его стилистику, которую А. И. Зилоти был способен «украсить» индивидуальным подходом и трактовкой, достигаемыми удивительно разнообразным спектром музыкально-выразительных средств. Он в совершенстве владел способностью к прекрасному звукоизвлечению, удивительно тонкой фразировкой, передачей тембральной красочности произведения, усиливавшей впечатление от совершенной техники исполнения в рамках широкой динамической шкалы [6, 53].

Тем не менее, на фоне всех тонкостей владения исполнительским искусством, А.И. Зилоти отличала своеобразная простота и индивидуальность интерпретации, характеризующаяся специфической мощью и законченностью, отражающей именно его устойчивую концепцию восприятия.

Благодаря его педагогическим взглядам, русская музыка обрела широкую географическую и мировоззренческую распространенность и выраженность. Высокая оценка самим музыкантом таланта его соотечественников проявилась в подвижнической деятельности А.И. Зилоти по привлечению внимания широкой общественности к гениальности русского музыкального искусства [5, 80-83].

Исполнительская концепция А.И. Зилоти также была педагогически самобытно определена. Она категорически исключала вычурность и заискивание, была утверждающей и неоспоримой, что предопределяло именно проявление русской национальной традиции и индивидуального подхода к сохранению самобытного отечественного наследия в музыке, отражающего русский характер, незыблемость идей и право на априорность.

В связи с этими принципами А.И. Зилоти самозабвенно и уникально пропагандировалпроизведения русских композиторов, подчеркивая их несравненность и выражая гордость за их отечественную принадлежность.

Важность заслуг А.И. Зилоти не была достаточно оцененной при его жизни: взгляды на музыку и ее социально-эстетические аспекты менялись, но, тем не менее, исследователи считают, что музыкант-исполнитель «опередил свое время», так как немногим позже публика акцентировала интерес именно на сольных исполнениях [4, 21].

Педагогическая самобытность А.И. Зилоти оставила свой ярко выраженный след и в судьбе таких известных музыкантов как К. Игумнов, А. Гольденвейзер, С. Рахманинов и мн. др., распространившись уникальным явлением фортепианного исполнительства в творчестве своих учеников.

Одной из основных идеолого-педагогических концепций А.И. Зилоти, определившей дело всей его жизни, стали «говорящие» концерты Зилоти - антреприза, которая впервые в истории быдла основана музыкантом-исполнителем. Успех этой кампании не только позволил успешно конкурировать с другими концертными предприятиями, но и обеспечил возрождение интереса к творческому наследию отечественных и зарубежных композиторов, утверждая тем самым самобытность проявления принципов гуманизма в музыке, истоков поликультурности и толерантности, а также педагогики свободы [1, 122; 3, 14-18].

Данная деятельность музыканта была признана подвижнической, то есть идейной с точки зрения пропаганды мировоззренческих и идеологических оснований, исключающих аспект коммерциализации.

А.И. Зилоти олицетворял своей деятельностью специфическую концепцию идейно-педагогического сопровождения, транскрибируя, редактируя и корректируя сочинения известных русских композиторов, а также инструментальных произведений композиторов зарубежья. Эта по-товарищески самобытная помощь музыканта уже в то время отвечала основным принципам тьюторской деятельности, предопределяющей востребованность потенциала сопровождающего практически в любой момент времени.

Таким образом, анализируя идеолого-педагогические воззрения А. И. Зилоти, можно констатировать, что он обладал способностью видеть истинный талант в искусстве и самоотверженно продвигать его посредством своей деятельности, отдавая большую часть жизни этой идее. Такое мировоззрение является не только фундаментальным основанием музыкальной педагогики гуманизма, но и педагогических тенденций свободы и просвещения на основе интеграции культурных ценностей.

Профессиональная деятельность музыканта определила культурное просветительское движение своего времени, дав существенный толчок развитию музыкальной культуры России.

Педагогические принципы Зилоти революционно отразили процесс становления и последующего совершенствования творческой личности на основе императивов русских традиций, национальных взглядов и духовно-нравственной позиции.

Список литературы / References

1. Горобец С.В. Петербургский период творчества Александра Зилоти / С.В. Горобец // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2014. № 4 (21). С. 120-124.

2. Горобец С.В. Некоторые страницы биографии Александра Зилоти: на основе архивных материалов / С. В. Горобец // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2016. № 4 (29). С. 24-26.

3. Изотова С.А. А.И. Зилоти и его роль в рецепции творчества И. С. Баха: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / С.А. Изотова. Саратов, 2015. 26 с.

4. Мальцева Е.Г. Александр Ильич Зилоти: пианист, педагог, организатор концертной жизни: Автореф. дис. .. .канд. искусствоведения / Е.Г. Мальцева. Ростов-на-Дону, 2014. 23 с.

5. Мальцева Е.Г. Александр Ильич Зилоти - педагог: продолжение традиций / Е.Мальцева // музыкальная академия, 2012. № 3. С. 78-84.

6. Мальцева Е.Г. Александр Зилоти: годы учения / Е. Г. Мальцева // Южно-Российский музыкальный альманах, 2012. № 1 (10). С. 48-57.

ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ Бейтуллаева Э.А. Email: Beytullaeva17126@scientifictext.ru

Бейтуллаева Эльзара Айдеровна — студент, специальность: начальное образование, факультет психологии и педагогического образования, кафедра начального образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Республики Крым Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье раскрываются особенности осознанного чтения у младших школьников, рассматриваются три основных этапа процесса чтения такие как: восприятие данных слов; понимание содержания; оценка прочитанного. Описаны ступени формирования процесса чтения как навыка. Также раскрываются понятие осознанного чтения с точки зрения педагогики и психологии, основные компоненты и качественные характеристики чтения. Выделен ряд особенностей, которыми можно охарактеризовать процесс понимания прочитанного, а также ряд особенностей во время чтения предложений.

Ключевые слова: младший школьный возраст, процесс чтения, осознанное чтение, темп чтения.

FEATURES OF REALIZED READING IN STUDENTS OF ELEMENTARY

SCHOOL Beytullaeva E.A.

Beytullaeva Elzara Ayderovna — Student, SPECIALTY: PRIMARY EDUCATION, DEPARTMENT OF PRIMARY EDUCATION, FACULTY OF PSYCHOLOGY AND TEACHER EDUCATION, STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION OF THE REPUBLIC OF CRIMEA CRIMEAN ENGINEER-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: the article reveals the features of informed reading in junior schoolchildren, examines three main stages of the reading process, such as: the perception of these words; understanding the content; evaluation of the reading. The stages of forming the process of reading as a skill are described. The concept of conscious reading from the point of view of pedagogy and psychology, the main components and qualitative characteristics of reading are also disclosed. A number of features have been singled out that characterize the process of reading comprehension, and a number of features during the reading of sentences.

Keywords: junior school age, the process of reading, conscious reading, the pace of reading.

УДК 331.225.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.