Научная статья на тему 'Самобытность идеала русской государственной власти'

Самобытность идеала русской государственной власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
509
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / САМОБЫТНОСТЬ / ИМПЕРИЯ / ИМПЕРИАЛИЗМ / САМОДЕРЖАВИЕ / RUSSIA / ORIGINALITY / EMPIRE / IMPERIALISM / AUTOCRACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смолин Михаил Борисович

В статье автор показывает, что наиболее правильным сценарием для развития России и укрепления российской государственности является идея империи, империализма как сути политики великого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author shows that idea of empire and imperialism as the essence of the great state's policy is the most correct scenario for the Russia's development and the Russian statehood's straightening.

Текст научной работы на тему «Самобытность идеала русской государственной власти»

Михаил СМОЛИН

САМОБЫТНОСТЬ ИДЕАЛА РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В статье автор показывает, что наиболее правильным сценарием для развития России и укрепления российской государственности является идея империи, империализма как сути политики великого государства.

The author shows that idea of empire and imperialism as the essence of the great state’s policy is the most correct scenario for the Russia’s development and the Russian statehood’s straightening.

Ключевые слова:

Россия, самобытность, империя, империализм, самодержавие; Russia, originality, empire, imperialism, autocracy.

Я хвалю самодержавие, а не либеральные идеи: то есть хвалю печи зимою в северном климате.

Н.М. Карамзин

СМОЛИН Михаил Борисович — к.и.н., начальник Центра гуманитарньа исследований РИСИ fondiv@mail.ru

Если попытаться сформулировать в одном слове то, в чем либеральные оппоненты отказывают русскому государству и в целом русской цивилизации, то это, скорее всего, самобыт -ность. Нам отказывают в возможности своеобразного и жизнеспо -собного развития русской жизни (и связанной с ней государствен -ности). Такое отношение исходит из высокомерной неготовности признавать за не похожими на европейские формами и смыслами русской цивилизации определенные онтологические ценности. Об этом мы слышим со времен появления в Х^ХУТ вв. на боль -шой политической арене Московского государства наших великих Иоаннов (ТТТ и IV).

Самобытная русская (или более широко — православная) жизнь в мире, в котором главным догматом является безальтернативность западного образа жизни и западного вектора развития, является глубоко неуместным исключением из пропагандируемого правила. Пропагандисты безальтернативности западного пути много и с упо -ением говорят, что в современном мире нам не нужно иметь ника -ких имперских амбиций, что православная духовность, большая страна и пестуемая веками военная мощь — все это доставшаяся нам в наследство устаревшая политическая рухлядь, с которой мы не хотим расстаться только в силу непросвещенного невежества.

Но возможно ли для страны отказаться от своей исторической географии и от своей исторической миссии? Как человеку высо -кому невозможно уменьшиться без причинения значительного ущерба своему здоровью, как человеку, вошедшему в пору зре -лости, невозможно расстаться с опытом, который он накопил за годы своей жизни, и снова стать ребенком (кроме как в результате болезни), так и величайшая страна не может стать незначитель -ной, даже если, как Византийская империя, сузит свои границы до Константинополя и его ближайших окрестностей. Государство, игравшее последние полтысячи лет только заглавные роли на миро -вой сцене, не способно мелькать в эпизодах или играть в политиче ской массовке.

У имперского государства, классическим примером которого является наше Отечество, своя логика жизни и развития. Мы можем быть либо великими, либо никакими. Либо мы возродим большое государство с глобальными задачами, либо дадим миру удивитель ные примеры ничтожества. Никакой середины, никаких россий -ских швейцарий не получится — не тот климат.

Исторически сложившийся психологи ческий тип русского народа носит в себе стремление к абсолютному идеалу в самых различных областях жизни. Эта идеаль -ность воззрений сочетает настроения, часто совершенно разнонаправленные, что способствует колебанию политиче ского сознания наших соотечественни ков между широко распространенным желанием в каждом новом лидере видеть спасителя, который поведет Россию к воз -рождению, и стойким неприятием вла сти вообще, т.е. своеобразной по -русски понимаемой вольностью.

Эти два часто взаимоисключающие состояния нашего политического созна ния глубоко укоренены в русской психо логии. Они на протяжении многих веков формировали облик русской цивилиза ции, приобретавшей вид то мощного госу -дарственного и национального монолита, то аморфной распадающейся общности и атомизированной человеческой массы. Русские способны либо ригористски стро -ить сверхмощный имперский организм с его строгой иерархичностью и внутрен ней дисциплиной, сужающей проявления внешней свободы личности, либо дойти в своем стремлении к личной свободе до абсолютного эгоистического самоудовлетворения.

Психологическая двойственность в общественном поведении имеет у нас государственнические и анархические векторы деятельности. Они, как можно утверждать на основании изучения исто рии, всегда наличествовали в русской психологии. Анархический вектор носил взрывной характер и был менее продол жителен в своих вспышках активности, государственнический же носил в истории нации менее эмоциональный характер, зато был более приспособлен к длитель ному действию.

Когда власти удавалось подчинить анар хическую стихию в русском характере, го сударство и общество могли использовать огромные жизнедеятельные силы нации для реализации национальных интересов страны. Исторически власть была опеку ном нации, своеобразным отеческим кон тролером и порой сдерживала не в меру разыгрывавшуюся народную безудерж ность. Когда же ей не удавалось справиться со своей обязанностью упорядочения и управления, то анархические асоциаль ные потенциалы национального характера

буквально взрывали наше общество и го сударство изнутри. Наступали смутные и революционные времена, которые могли за несколько лет разрушительной вседоз воленной свободы (без сдерживающего влияния власти) уничтожить результаты вековой поступательной работы нации, откинув ее на столетия назад в своем госу дарственном и национальном развитии...

Наши 1990 - е стали тем коротким в исто -рической перспективе периодом, когда под именем либерализма у нас восторже ствовала русская анархическая тенденция — всегдашняя внутренняя опасность для мощи и единства государства. Эти годы можно назвать периодом анархического цивилизационного срыва, которым время от времени подвержен русский нацио нальный характер. Подобные срывы, часто внешне ничем не обоснованные, не однажды бывали в нашей истории и явля лись своеобразными перерывами в госу дарственной и национальной деятельно сти. 90 - е годы XX в. в этом смысле похожи на смуты начала XVII и XX столетий. Все они начинались сомнением в значимо сти государства для жизни нации и каж дого человека в отдельности, ослаблением национального единства. Но проходило всего несколько лет разрушительной смуты, и в сознании нации анархические настроения сменялись ригористической апологией государственной мощи и наци -онального единства. Нация быстро разоча -ровывалась в эфемерных смыслах смуты, ощущая глубокую праздность столь чае -мой еще недавно «свободы», и начинала переживать удивительное по силе чувство сиротства без государства, без той истори ческой задачи, от которой она поначалу так яростно отказывалась.

В наше время процесс выхода из анар -хического смутного состояния проис ходит по той же психологической схеме. Сколько эмоций, громких слов и без думных дел было произведено за корот -кое время нашего анархического при падка 90 - х гг.! Но уже к концу 90 - х было явственно видно преодоление смутных веяний, и стало живо ощущаться начало стихийного возврата к государственниче ским настроениям в русском обществе.

Сегодня идея империи, империализма как сути политики великого государства всплывает в сознании нации как непосред -ственная государственная необходимость, сложившаяся из тяжелого постсоветского

периода и ослабления положения России. Это состояние слабости очень остро чув -ствуется русскими, у которых сильно раз -вит государственный инстинкт. Упадок государственности переживается лично и болезненно...

Говорят, и правильно говорят, — нельзя войти в одну и ту же воду дважды. Но можно неоднократно входить в реку с одним и тем же названием. Конечно, нельзя точно повторить форму империи, существовав -шей до 1917 г. (что, кстати, совершенно не обязательно), но можно возродить тот же принцип государственной власти, кото -рый привел разрозненные славянские и неславянские племена к созданию одного из величайших государств в мире.

Монархия — принцип всегда возможный, так же как демократия и аристо кратия. Раз демократический принцип смог воскреснуть в конце XVIII в. в совер -шенно других формах, чем они были в античной и рабовладельческой Греции, то почему мы отказываем в этом монархиче -скому принципу? Я не поклонник фило -софских штудий Владимира Соловьева, но определение монархической власти как «диктатуры совести», им выдвинутое, мне глубоко симпатично. Монархия как «диктатура совести, неизменная в своих нравственных основах», более близка и понятна нашему народу, чем «диктатура безличного и все время изменяемого закона».

Власть самодержавная никогда не была чисто юридически созданной властью, ее генезис глубоко связан с историческим путем самой России, в котором она играла волевую, направляющую роль. Именно самодержавие насаждало православие на некогда языческой Руси, создало из погрязших в междоусобицах княжеских земель мощнейшую Российскую импе рию, сплотило разрозненные славянские племена в единую нацию, успешно охра няло на протяжении тысячи лет наш пра вославный мир от внешних и внутренних посягательств на него, взрастило нацио нальную науку и культуру.

Власть самодержавная, выступая как положительный фактор на протяжении

всей русской истории, входит в состав базовых идей нашей цивилизации, в ее генетический код; самодержавие не может уйти из русского мира без патологии его организма. На самодержавии лежало множество важнейших государствообра -зующих и социально охранных функций, возводимых им на уровень нравствен -ного императива. «Чем сложнее, — писал Л.А. Тихомиров в 1905 г., — внутренние отношения и споры в Империи, среди ее семидесяти племен, множества вер и неве рия, борьбы экономических, классовых и всяких прочих интересов, — тем необхо -димее выдвигается единоличная власть, которая подходит к решению этих споров с точки зрения этической»1.

Это религиозно политическое предпо чтение, выказываемое самодержавием по отношению к началу нравственному, соб ственно, и есть то реальное самоограни чение при юридической неограниченно сти верховной власти. Самодержавие как нравственно ценный государственный институт содействует как нравственному росту общества, так и росту его материаль -ного благосостояния.

Идеал самодержавия возрос в России не в безвоздушном пространстве, а в среде исторического русского народа, посему принцип этот на нашей почве впитал многое из самобытной народной психоло гии. Преданность самодержавию была для многих синонимом преданности высшим интересам нации. Это положение совер шенно неизбежно в таком огромном госу дарстве, как Россия.

Современная эффективная верховная власть в России должна быть персони фицированной, сильной, концентри рованной, авторитетной и требующей к себе уважения. А для таких великих дел, как возрождение России, нужна великая власть. И опорой для этой власти должна стать нравственная поддержка нацией того, кто взвалит на себя тяжесть несения ответственности за Россию.

1 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - М., 1905, ч. III, с. 224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.