Научная статья на тему 'Самоактуализация взрослого человека в условиях интенсивной групповой работы'

Самоактуализация взрослого человека в условиях интенсивной групповой работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
498
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-ACTUALIZATION / GROUP WORK / COMPREHENSIVE EDUCATIONAL PROGRAMS / TRAINING TECHNIQUES / PSYCHOTECHNICS / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / КОМПЛЕКСНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОТЕХНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глуханюк Наталья Степановна, Петрова Марина Геннадьевна, Слободчиков Илья Михайлович

В статье отражены результаты анализа специфики интенсивной групповой работы со взрослыми. Рассмотрена ситуация реализации самоактуализации как вектора развития и самообучения взрослого человека. В рамках исследования динамики изменений рассматриваются базовые личностные характеристики, такие как самоотношение, самооценка, самопринятие. В контексте исследования представлены экспериментальные данные, устанавливающие возможность корректируемого становления самоактуализации взрослого человека посредством специализированных авторских психотехник. Обосновывается психолого-педагогическая технология на основе интенсивной групповой подготовки как особой формы взаимодействия, в которой участники занимают активную позицию, при этом усвоение информации происходит индивидуально личностью в процессе проживания опыта нового поведения, интеграция реального взаимодействия в комплексе разработанных условий. Описание исследования включает данные сравнительных срезов, проводимых в группах русскоязычного населения в разных этнокультурных и социально-экономических условиях, а именно в Латвии, Украине, России, Республике Казахстан, Королевстве Нидерландов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глуханюк Наталья Степановна, Петрова Марина Геннадьевна, Слободчиков Илья Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ACTUALIZATION OF AN ADULT IN AN INTENSIVE GROUP WORK

The article presents the results of the analysis of the specifics of intensive group work with adults. Introducing the principles of the educational program adult education, through the development of personal competences, and on this basis improving professional skills. Actualize the need for education programs to ensure self-knowledge and self-development of an adult. Substantiates the psychological-pedagogical technology based on intensive group training as a special form of interaction, in which the participants take an active role, and the assimilation of information takes place in the individual person living the experience of the new behavior, the integration of real interaction in a complex designed conditions. Description study includes comparative data slices carried out in groups of Russian-speaking population in the different ethno-cultural and socio-economic conditions, namely in Latvia, Ukraine, Russia, the Republic of Kazakhstan, Kingdom of the Netherlands.

Текст научной работы на тему «Самоактуализация взрослого человека в условиях интенсивной групповой работы»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-11-149-163 УДК 159.99

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОЙ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Глуханюк Н. С., Петрова М.Г., Слободчиков И.М.

В статье отражены результаты анализа специфики интенсивной групповой работы со взрослыми. Рассмотрена ситуация реализации самоактуализации как вектора развития и самообучения взрослого человека.

В рамках исследования динамики изменений рассматриваются базовые личностные характеристики, такие как самоотношение, самооценка, самопринятие. В контексте исследования представлены экспериментальные данные, устанавливающие возможность корректируемого становления самоактуализации взрослого человека посредством специализированных авторских психотехник.

Обосновывается психолого-педагогическая технология на основе интенсивной групповой подготовки как особой формы взаимодействия, в которой участники занимают активную позицию, при этом усвоение информации происходит индивидуально личностью в процессе проживания опыта нового поведения, интеграция реального взаимодействия в комплексе разработанных условий.

Описание исследования включает данные сравнительных срезов, проводимых в группах русскоязычного населения в разных этнокультурных и социально-экономических условиях, а именно в Латвии, Украине, России, Республике Казахстан, Королевстве Нидерландов.

Ключевые слова: самоактуализация; групповая работа; комплексные образовательные программы; тренинговые технологии; психотехники.

SELF-ACTUALIZATION OF AN ADULT IN AN INTENSIVE GROUP WORK

Gluhanjuk N.S., Petrova M. G., Slobodchikov I.M.

The article presents the results of the analysis of the specifics of intensive group work with adults. Introducing the principles of the educational program adult education, through the development of personal competences, and on this basis - improving professional skills. Actualize the need for education programs to ensure self-knowledge and self-development of an adult.

Substantiates the psychological-pedagogical technology based on intensive group training as a special form of interaction, in which the participants take an active role, and the assimilation of information takes place in the individual person living the experience of the new behavior, the integration of real interaction in a complex designed conditions.

Description study includes comparative data slices carried out in groups of Russian-speaking population in the different ethno-cultural and socio-economic conditions, namely in Latvia, Ukraine, Russia, the Republic of Kazakhstan, Kingdom of the Netherlands.

Keywords: self-actualization; group work; comprehensive educational programs; training techniques; psychotechnics.

В разные времена и в разных культурных средах успешность взрослого человека традиционно характеризовалась определёнными поведенческими актами, такими, например, как принятие социально-значимых решений, обеспечение их выполнения за счет мобилизации собственных ресурсов. В свою очередь, это напрямую связано с категорией личностной зрелости, такими ее проявлениями, как самоуважение, ответственность, способность к рефлексивному анализу. Все перечисленные и ряд иных свойств личности определяют в конечном итоге становление самоактуализации как особого этапа развития личности.

Самоактуализация в контексте научных исследований представляется с самых разных точек зрения: она рассматривается как механизм, стимулирующий саморазвитие, делающий его потребностью, целью и жизненной стратегией (К.А. Абульханова-Славская, Т.И. Артемьева, Е.И. Головаха) и т.д.; она соотносится с процессом развития личности как субъекта интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская, В.И. Слободчиков), со свободным выбором (В.А. Петровский), с саморегуляцией произвольной активности (В.А. Иванников, О.А. Конопкин), жизненным смыслом (Д.А. Леонтьев), с концепцией интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин, Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин, Л.Я. Дорфман).

В ситуации самообучения и развития взрослого человека - самоактуализация есть понимание необходимости расширения зон собственной культуры, знаний, умений и навыков, освоение новых содержательных областей и технологий, что, как следствие, предполагает расширение границ личной ответственности, осознание внутренних целей, мотивационно-ценностных компонентов собственного поведения, развитие и качественное изменение навыков рефлексии и самоанализа. В свою очередь описанные процессы опираются на изменение личностных характеристик, в частности, таких переменных, как самоотношение, самооценка и самопринятие.

Впервые исследования самоактуализации и наделение ее статусом самостоятельной устойчивой характеристики личности были выполнены в середине прошлого века в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Шостром). Этими авторами самоактуализация определяется как стремление, процесс реализации и результат личностных возможностей человека, наиболее полное и позитивное использование им своего потенциала, процесс полноценного развития, саморазвития, самопознания, самосовершенствования, сбалансированное и гармоничное развитие всех аспектов личности.

Понимание самоактуализации не только как как результата определённого личностного опыта, мотивированной деятельности по рефлексии и самоанализу, но и как результата желания самореализации, необходимости соучастия в социальных ситуациях и процессах, как способа наполнения ценностью жизнедеятельности, приводит нас

к идее об обучающей самоактуализации как готовности личности к социальному служению, реализации в значимых социальных проектах, не имеющих для личности прямой эго-реализующей ценности.

В контексте анализа обучающей самоактуализации взрослого уместно говорить о психолого-педагогической технологии её развития. Именно таковой, по нашему представлению, и является ин-тегративный групповой тренинг.

Групповая работа в тренинговом режиме традиционно рассматривалась как технология интенсивного обучения и овладения значимыми умениями и навыками, кроме того, в рамках психологии и педагогики активный тренинг являлся и является средством повышения качества усвоения определённого образовательного материала (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо и др.). В процессе тренинговой групповой работы с целью обучения происходит ряд важных личностных изменений, прямо влияющих на дальнейшее поведение и индивидуальное развитие личности.

В интенсивной групповой подготовке создаются условия для совместной мыслительной деятельности и перехода от преимущественно информационного обучения к обучению, стимулирующему самостоятельность мышления для преобразования социокультурного опыта в личностные мотивы и качества.

Результаты исследований позволили выделить «самоактуализацию» в качестве базовой характеристики любой развивающейся взрослой личности. Логично сослаться на базовые исследования А. Маслоу, вводящего данное понятие в систему человеческих потребностей и мотивов. Теоретический анализ понятия позволяет определить самоактуализацию как базовое личностное новообразование, который детерминируется высоким уровнем самосознания, саморегуляции и готовности к целенаправленной работе по саморазвитию; т.е. активность человека в познании, понимании и принятии себя. По сути, самоактуализация, как и стремление к ней, позволяет осуществлять выборы, оценивать последствия принятых решений и быть ответственным за них.

Исходя из нашей точки зрения полагаем, что данное качество обеспечивает самостоятельность, ответственность и эффективную адаптацию в процессе становления человека как субъекта не только дея-

тельности, а также развития в целом. Поэтому в системе образования взрослых, с проблемой повышения его качества параллельно возникает проблема научного обоснования подходов «управления» становлением самоактуализации, практически научением элементам комплексного процесса. Исследование особенностей интенсивной групповой работы как средства активизации данного процесса позволяет определить возможные пути ее интеграции в процесс непрофессионального образования взрослых для повышения его эффективности.

Основой психолого-педагогической технологии была определена интенсивная групповая подготовка как особая форма работы, в которой участники занимают активную позицию, при этом усвоение информации происходит индивидуально личностью в процессе проживания опыта нового поведения, интеграция реального взаимодействия в комплексе разработанных условий.

При использовании активных методов сам человек находиться в центре реальных взаимодействий с другими участниками процесса. Данные методы реализуются в условиях создания определенных типов ситуаций, вводящих участников в систему внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий, целью которых является совместная разработка оптимальных стратегий решения той или иной категорий задач с последующей демонстрацией решения, его обоснованием и отстаиванием найденного решения на основе развернутого анализа и сопоставления различных поведенческих стратегий.

В качестве активных технологий в социальной и образовательной практике психологические тренинги используются давно и достаточно успешно. Как метод развития самосознания, социально-психологический тренинг был разработан М. Форвергом (М. Уотещ). Ролевые игры с элементами драматизации выступали средствами тренинга, создавая условия для формирования эффективных коммуникативных навыков (П. Бунард, Ю.Н. Емельянов, В.П. Захаров, Г.А. Ковалев, Д. Маккей, С.И. Макшанов, Л.А. Петровская, С.В. Петрушин, К. Ру-дестам, Е.В. Сидоренко, Д. Турнер, Н.Ю. Хрящева, И. Ялом и др.).

Однако, в ходе изучения особенностей самоактуализации мы пришли к выводу, что прямое и полное заимствование тренинговых технологий осложнено вследствие ряда причин: данные тренинго-

вые технологии не охватывают широкий круг вопросов самопознания, так как ориентированы на решение узких задач; большинство тренингов направлено на психокоррекцию, а не на актуализацию процессов самоисследования и саморазвития.

На основании результатов исследования тренинговых технологий интенсивная групповая подготовка была определена как совокупность методов групповой работы, которая базируется на специфических принципах, реализуемых последовательно, в соответствии с поставленными целями и задачами через осознание личностных и поведенческих процессов в групповой динамике. Активизация, мобилизация и напряжение участников в процессе интенсивной групповой работы позволяют быстрее и эффективнее приобретать знания, навыки и умения, которые могут актуализироваться по мере их необходимости, делая возможным практическое использование методов интенсивной групповой подготовки в системе непрофессионального образования взрослых. Интенсивность достигается путем «погружения» участников в решение поставленных задач.

Преимуществами интенсивных групповых методов являются экономия времени, высокая эмоциональная и познавательная активность, включенность во взаимодействие, что согласуется с тезисом об органичном единстве эмоциональных и интеллектуальных аспектов человеческой психики.

Нами выявлено, как прямое, так и обратное воздействие групповой работы: групповые методы влияют на самоактуализацию, в свою очередь самоактуализация активно влияет на поведение, саморегуляцию и способы совместной деятельности. Учитывая специфику самоактуализации, с целью ее формирования мы использовали путь синтеза технологий и тщательного отбора техник.

Проведение тренингов по авторской программе М.Г. Петровой в течение длительного времени вышеперечисленных этнокультурных группах позволило накопить значительный материал, который стал фундаментом создания модификаций данной программы для представителей различных групп, имеющих выраженные ментальные особенности.

Исследование проводилось во время вводных упражнений тренинга и на его заключительном этапе. Для измерения выделенных психо-

логических переменных и их показателей использовались известные стандартизованные методики. Для сбора эмпирических данных привлечены как стандартизированные методики, сконструированные по типу самоотчета. Для обработки данных применялись методы мате-матико-статистического анализа.

Для оценки уровня самоактуализации применялся, ставший уже классическим, самоактуализационный тест (САТ), адаптированный на русскоязычной выборке авторским коллективом кафедры социальной психологии Московского государственного университета Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозманом, M.B. Заикой, М.В. Кроз (1995) [1]. Изучение глобальной самооценки осуществлялось с помощью методики «Опросник шкалы самооценки» (ОШсо), разработанной А.И. Колобковой под руководством Н.С. Глуханюк [2]. Специфика самоотношения участников тренинга изучалась с помощью методики исследования самоотношения (МИС), разработанной С.Р. Пантелеевым (1993) [3]. Для исследования личностных свойств использовалась методика 16 PF Р. Кеттелла (форма А) в русскоязычной адаптации А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой (1995) [4].

Эмпирическая задача заключалась в исследовании возможности динамики самоактуализации, самооценки, самоотношения и характерологических диспозиций личности участников тренинга в процессе интенсивной групповой работы. Анализ динамики осуществлялся в отношении выраженности исследуемых показателей «Я» личности.

Данная задача исследования в определенной степени операци-онализирует цель нашей работы и возможности достижения этой цели, доступными эмпирической психологии исследовательскими процедурами. В связи с этим, предлагаемая ключевая идея настоящего исследования, о действенности и эффективности системы психотехник, заложенная в основу психологического тренинга, становится доступной эмпирическому тестированию.

Задача решалась в рамках лонгитюдного исследования, заключавшегося в двукратном отслеживании (период ретеста составил 4 недели) показателей на этапах начала и окончания тренингового воздействия. Изучение динамики показателей осуществлялось с

помощью сравнительного анализа (Т-критерий Wilcocson) для зависимых выборок, а также корреляционного анализа (Spearman) по типу сравнения значимых связей. Основанием для суждений о выраженности показателей выступили меры центральной тенденции: средние значения и мода.

Пс/о оо к MAS

■до тренинга ■ после тренинга

Рис. 1. Средние значения показателей самооценки участников до и после прохождения тренинга

Установлены достоверные (р=0,000) сдвиги всех показателей самооценки, зафиксированные в измерении после окончания основной программы тренинга. Таким образом мы получили подтверждение, что самооценка, как относительно устойчивое личностное образование, и ее различные аспекты проявления доступны для психологического воздействия и коррекции с помощью определённых психотехник в рамках групповой работы.

Результаты сравнительного анализа показателей Я (самоотношения и самооценки) в начале и по окончании основного курса тренинга позволяют прийти к следующим выводам (рис. 1, таб. 1).

Таблица 1.

Результаты сравнительного анализа показателей самооценки в группе участников до и после прохождения основного курса тренинга

Показатели и их обозначения Вероятность ошибки, p; сдвиги Направление динамики, t 4 Т-Wil- coxcon

сумма рангов негативных сдвигов сумма рангов позитивных сдвигов

общая самооценка (Ос/о) p=0,000 663,5 5114,5 t -6,925

негативная самооценка (Пс/о) p=0,000 2627,0 943,0 4 -3,807

позитивная самооценка (Нс/о) p=0,000 631,0 2609,0 t -4,782

оптимистичные ожидания по поводу своей компетентности (ООК) p=0,000 453,0 2322,0 t -5,119

мастерство (MAS) p=0,000 737,0 4213,0 t -6,094

Примечания. 1. Сравнительный анализ осуществлялся с помощью Т-критерия Вилкоксона (Т-критерий Wilcoxcon) для зависимых выборок, n=117.

2. В таблице приведены вероятность ошибки (р), сумма рангов негативных сдвигов, сумма рангов позитивных сдвигов.

Все аспекты глобальной самооценки, измеряемые с помощью методики «Общая шкала самооценки» (А.И. Колобкова, 1999; Е.В. Дьяченко, 2005) проявили сензитивность (чувствительность) к тренинговому воздействию. Установлены достоверные (р=0,000) сдвиги всех показателей самооценки, зафиксированные в измерении после окончания основной программы тренинга (табл. 2). Отсюда следует, что глобальная самооценка как относительно устойчивое личностное образование и ее различные аспекты проявления доступны для психологического воздействия и коррекции с помощью определённых психотехник в рамках группового тренинга.

Таким образом, в результате тренингового воздействия общая самооценка (Ос/о, Пс/о) как проявление общего уважения к себе (в терминах теории М. Розенберга1), а также оптимистичность ожиданий

'Posenberg M. Conceiving the self. N.Y. Basic Book. 1979.

по поводу своей компетенции (ООК) и оценка своей действенности, иными словами локус контроля (MAS), которые являются аспектами общей самооценки (в терминах теории М. Siegelman2), достоверно возросли. Факт свидетельствует об увеличении позитивного отношения к себе у участников тренинга, оптимистичности в оценке своих возможностей и прояснения представлений о доступности личного контроля собственных поступков, отношений, деятельности.

Негативный аспект самооценки как ее независимый компонент (в терминах подхода P. Warra, концептуальных представлений В.В. Столина3, С Р. Пантилеева4) достоверно уменьшился. Сепаратная позиция негативной самооценки в общей структуре глобальной самооценки рассматривается как индикатор напряжённости защитных механизмов личности в адрес своего Я. Отсюда, сдвиг негативной самооценки в сторону уменьшения ее выраженности трактуется как снижение напряженности, связанной с необходимостью защиты самоотношения от различных дестабилизирующих его угроз.

Сравнительный анализ (Wilcoхson) дифференцированных показателей самоотношения, у участников тренинга до и после его прохождения позволил прийти к следующим результатам: общие тенденции в проявлении самоотношения сохраняются после прохождения тренинга (т.е. траектории профилей до и после воздействия совпадают). При этом статистически достоверно зафиксирован сдвиг значений показателей самоотношения в уровни их выраженности, т.е. уменьшения или увеличения.

Анализ сдвигов по вторичным факторам самоотношения (самоуважение, аутосимпатия и самоуничижение) показывает, что наибольшую чувствительность к тренинговому воздействию проявили фактор самоуважение (р<0,003) и фактор самоуничижение (р<0,000). По фактору аутосимпатия не обнаружено достоверно значимых сдвигов (р>0,05).

2Цит. по: Колобкова А.И. Особенности самооценки в связи с критическим событием - потерей и отсутствием работы (на материале работающих и безработных граждан Германии). Дисс. ...к. психол. н. Пермь, 1999. С. 97-103.

3Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс... докт. психол. наук. М„ 1985.

4Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.

Значения показателей, входящих в фактор самоуважения (закрытость, самоуважение, саморуководство) выражены достоверно выше у участников после тренинга в сравнение с их измерением до тренинга. Исключение составляет показатель отраженного самоотношения, по которому не было обнаружено достоверных сдвигов в значениях (р=0,109).

Таким образом, в процессе использования системы психотехник возрастает оценочный аспект отношения вера в себя, не изменяется эмоциональное отношение к себе чувство симпатии-антипатии и существенно уменьшается внутренняя конфликтность представления о себе, чувство самообвинения и, как следствие, защитное поведение в отношении Я.

Особенностью динамики профиля самоактуализации выступает то, что декларируемые показатели (первая шкала в блоке) во всех блоках обнаружили достоверно (р<0,01) больший сдвиг, чем показатели выраженности (вторая шкала в блоке), отражающие реализацию самоактуализации в поведении. Так, среднее арифметическое по Т-критерию Вилкоксона в группе показателей декларируемых ценностей самоактуализации составило Хср= -5,657, в группе показателей выраженности - Хср= -3,494. Результат этого сравнения свидетельствует о том, что стремление к самоосуществлению у участников тренинга, мера принятия ими ценностей самоактуализации выражены гораздо интенсивнее, нежели готовность к реализации этих ценностей в собственном поведении, отношениях, деятельности.

Наиболее сильные сдвиги в сторону увеличения значений зафиксированы в таких сферах самоактуализации как чувства (сензитив-ность к себе и спонтанность), самовосприятие (самоуважение и самопринятие) и отношение к познанию (познавательные потребности и креативность). Отсюда следует, что тренинговое воздействие привело к изменениям в сфере рефлексии Я, точности и тонкости самопонимания, уважения себя и стремления к приобретению новых знаний. Эти факты согласуются с результатами, полученными в отношении динамики самооценки и самоотношения.

Высоко значимые сдвиги (р=0,000) также зафиксированы в значениях базовых показателей самоактуализации - компетентности во времени и независимости. Участники по окончании тренинга по-

казали более гармоничное, не дискретное восприятие времени собственной жизни, а также большую независимость своих ценностей и поведения от внешних обстоятельств, склонность к внутреннему, нежели внешнему локусу ответственности. Данные результаты косвенно могут рассматриваться как показатели содержательной валидности и целевой направленности психотехнологии, реализуемой в тренинге.

Претерпел существенные изменения в ходе тренинга и характерологический профиль личности участников, рассматриваемый в работе как индивидуально-психологическое обеспечение чувств и оценок в адрес своего Я. Такая характерная особенность коммуникативной сферы личности, как экстравертированность, проявилась еще более интенсивно; в эмоциональной сфере изначально низкая тревожность после тренинга еще более уменьшилась, характеристики интеллектуальной сферы не проявили сензитивности к тренинговому воздействию.

На фоне описанных тенденции усиления взаимосвязей между показателями Я и личности у участников после тренинга, интересен факт значительного ослабления сопряженности фактора В (интеллект) с показателями как самооценки, самоотношения, так и самоактуализации. Факт свидетельствует, что в результате тренингововго воздействия в характерологическом профиле его участников локус ресурсного обеспечения самоактуализации и самоуважения изменяется от эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер (в начале тренинга) только к эмоциональной-волевой сфере (по окончании тренинга). Так, наблюдается увеличение силы Я, смелости личности и уменьшение чувства вины и напряженности (в отношении этих черт тотально сензитивны все показатели самоактуализации). Роль интеллекта в обеспечении самоактуализации и самоуважения существенно нивелируется в процессе тренингового воздействия.

Таким образом, анализ динамики выраженности показателей Я и личности и их взаимосвязи друг с другом показал доступность этих изучаемых феноменов качественному преобразованию в процессе интенсивной групповой подготовки в форме тренинга. Эффект психотехнологии тренингового воздействия проявляется в изменении как количественного уровня выраженности показателей самооценки, самоотношения, самоактуализации и черт личности, так и их взаимосвязи друг с другом.

Полученные эмпирические факты свидетельствуют в поддержку представлений о том, что самооценка, уважение и самоактуализация, во-первых, обеспечиваются индивидуально-психологическими (в частности, характерологическими) свойствами личности, во-вторых, доступны психологическому воздействию в процессе интенсивной групповой подготовки.

Список литературы

1. Колобкова А.И. Особенности самооценки в связи с критическим событием - потерей и отсутствием работы (на материале работающих и безработных граждан Германии). Дисс. ...к. психол. н. Пермь, 1999. С. 97-103.

2. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.

3. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию. СПб.: ИМАТОН, 1995. 89 с.

4. Самоактуализационный тест / Авт.-сост. Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М.В. Латинская. М., 1995.

5. Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс... докт. психол. наук. М., 1985.

6. Михеева С. Тренинг личностного роста как элемент досугового вечера для молодежи. Казань.: Изд-во «Фолиант», 1999.

7. Коростылева Л.А. Теоретико-методологические основы изучения самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1999. С. 3-25.

8. Maslow A.H. Toward a psychology of being. 2-nd ed. N.Y., 1968.

9. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954.

10. Rosenberg M. Conceiving the self. N.Y. Basic Book. 1979.

References

1. Kolobkova A.I. Osobennosti samoocenki v svjazi s kriticheskim so-byti-em - poterej i otsutstviem raboty (na materiale rabotajushhih i bez-rabotnyh grazhdan Germanii) [Features self-esteem due to the critical

co-existence - the loss and the lack of work (based on the work of the unemployed, and Germany)]. Perm', 1999, pp. 97-103.

2. Pantileev S.R. Metodika issledovanija samootnoshenija [The technique of the self-study]. M.: Smysl, 1993. 32 p.

3. Rukavishnikov A.A., Sokolova M.V. Faktornyj lichnostnyj oprosnik R. Kettella: Rukovodstvopo ispol'zovaniju [Factor Personality Inventory R. Cattell: Instruction Manual]. SPb.: IMATON, 1995. 89 p.

4. Samoaktualizacionnyj test [Samoaktualizatsionny test]/ Avt.-sost. L. Ja. Gozman, M.V. Kroz, M.V. Latinskaja. M., 1995.

5. Stolin V.V. Poznanie sebja i otnoshenie k sebe v strukture samosoznanija lichnosti [Knowing yourself and attitude to his self-consciousness structure]. M., 1985.

6. Mikheyeva S.A training of personal growth as an element of leisure evening for youth. Kazan.: Foliant publishing house, 1999.

7. Korostyleva L.A. Psikhologicheskieproblemy samorealizatsii lichnosti [Psychological problems of self-realization of the personality]. Issue 3 / Under the editorship of L.A. Golovey, L.A. Korostyleva. SPb.: St.-Pe-tersburg publishing house, un-that, 1999, pp. 3-25.

8. Maslow A.H. Toward a psychology of being. 2-nd ed. N.Y., 1968.

9. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954.

10. Rosenberg M. Conceiving the self. N.Y. Basic Book. 1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Глуханюк Наталья Степановна, доктор психологических наук, профессор

Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина

ул. Мира, 19, Екатеринбург, Свердловская обл., 620002, Российская Федерация profi.n@mail.ru

Петрова Марина Геннадьевна, соискатель, зам. председателя Комиссии по аккредитации, ТЦ и сертификации бизнес-тренеров НАСДОБР, ген. директор, ведущий тренер ООО «LEADER BUSINESS GROUP»

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования

ул. Макаренко, 5/16, г. Москва, 105062, Российская Федерация

Слободчиков Илья Михайлович, чл-корр РАЕН, профессор, доктор психол. наук, зав. лабораторией «Инновационной деятельности и дополнительного профессионального образования»

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования

ул. Макаренко, 5/16, г. Москва, 105062, Российская Федерация il_grant@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Glukhanyuk Natal'ya Stepanovna, Doctor of Psychology, Professor

Ural Federal University

19, Mira Str., Ekaterinburg, Sverdlovsk region, 620002, Russian

Federation

profi.n@mail.ru

Petrova Marina Gennad'evna, applicant, Deputy Chairman of the Accreditation Commission, TC and Certification of Business Coaches NASDOBR, General Director, Senior Trainer LLC «LEADER BUSINESS GROUP»

Institute for the Study of childhood, family and education of the Russian Academy of Education

5/16, Makarenko Str., Moscow, 105062, Russian Federation

Slobodchikov Il'ya Mikhaylovich, member-correspondent of Natural Sciences, Professor, Doctor of Psychol. Sciences, Head of Laboratory of 'Innovation and additional professional education'

Institute for the Study of childhood, family and education of the Russian Academy of Education

5/16, Makarenko Str., Moscow, 105062, Russian Federation il_grant@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.