45.
3. Елисеев, О.П. Практикум по психологии I О.П. Елисеев. - СПб. : Изд-во «Питер», 2008. - 512 с.
4. Мотивация и мотивы I Е.П. Ильин. - СПб .: Питер, 2003. - 512с. .
5. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика личности и группы. Психодиагностический практикум I Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова ; Костромской гос. ун-т. - Кострома : [б.и.], 2001. - 44 с.
Контактная информация: [email protected]
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ирина Мерабовна Кусраева, аспирант,
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Аннотация
В статье представлены результаты изучения самоактуализационных характеристик и значимого направления развития студентов разных факультетов вуза. Подчеркивается актуальность изучения указанной проблемы для наиболее успешной психолого-педагогической поддержки студентов в условиях высшего профессионального образования.
Ключевые слова: самоактуализация, самоактуализационные характеристики, психоло-го-педагогическая поддержка.
SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION Irina Merabovna Kusraeva, post-graduate student,
The Saint-Petersburg State University
Annotation
The article presents the results of study of self-actualization’s characteristics and relevant direction of university different faculties' students’ development. The relevance of the studied problem for the most successful psychological and educational support of students in higher professional education is emphasized.
Key words: self-actualization, self-actualization’s characteristics, psychological and pedagogical support.
В связи с глубокими социально-экономическими изменениями в нашей стране, предъявляющими все более высокие требования к профессионализму специалистов с высшим образованием, в частности их конкурентоспособности, мобильности, самостоятельности, гибкости мышления, толерантности, коммуникативной культуре и т. д., вопросы, связанные с самоопределением, самоактуализацией и самореализацией личности в профессиональной сфере приобретают особую актуальность. Перед педагогической наукой и вузовской практикой встает задача оказания помощи и поддержки молодым людям, находящимся как на пороге профессионального выбора, так и на этапе профессионального обучения для формирования и развития качеств, которые помогут им найти свое место и быть успешными в современном сложном мире. Необходимо смоделировать процесс психолого-педагогической поддержки самоактуализацион-ных основ личности в условиях высшего профессионального образования. Целью такой поддержки должно являться не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления способностей и инновационного развития в процессе профессионального обучения.
Вместе с тем, основные тенденции развития образования в современной высшей школе как в нашей стране, так и за рубежом направлены на гуманизацию: всестороннее развитие творческого потенциала обучающихся, формирование духа сотрудничества между педагогами и обучающимися и т.д. Одной из наиболее широко известных теорий в рамках данного подхода является концепция самоактуализирующейся лично-
сти А. Маслоу [3].
Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. В связи с актуальностью изучения указанной проблемы, одним из направлений проведенного нами комплексного исследования личности студента вуза было изучение самоактуализационных характеристик и выбранного направления развития.
В исследовании принимали участие студенты Северо-Осетинского государственного университета в количестве 263 человек, факультетов психологии (99 чел.), международных отношений (96 чел.) и искусств (68 чел.). Исследование проводилось в середине второго семестра учебного года (апрель 2007 г.). Нами использовался опросник Э. Шостром (адаптация Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроз) [1]; также студентам было предложено ответить на вопрос: «В каком направлении Вы наиболее активно ведете работу над собой?» (было предложено 8 направлений с возможностью выбрать не более 3-х) [2].
Выраженность самоактуализационных характеристик студентов в баллах по опроснику Э. Шостром в целом по выборке следующая (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ выраженности самоактуализационных характеристик
студентов факультетов психологии, международных отношений (МО) и искусств
Шкала Средние баллы по шкалам и стандартные отклонения Значимость Р
Факультет психологии Факультет МО
Ориентация во времени 8,24+2,67 7,1+2,5 0,002
Поддержка 47,17+8,05 44,51+8,48 0,026
Ценностные ориентации 11,86+3,05 10,86+2,95 0,022
Гибкость поведения 11,9+3,16 10,97+3,25 0,044
Спонтанность 7,15+2,03 6,54+2,23 0,047
Самоуважение 9,19+3,19 8,31+2,96 0,048
Самопринятие 10,63+3,16 9,4+3,07 0,006
Синергичность 3,93+1,19 3,56+1,19 0,033
Факультет психологии Факультет искусств
Ориентация во времени 8,24+2,67 7,18+2,45 0,009
Факультет МО Факультет искусств
Взгляд на природу человека 4,75+1,69 5,31+1,43 0,027
Креативность 5,85+2,06 6,47+1,71 0,044
По таким самоактуализационным характеристикам, как «сенситивность», «принятие агрессии», «контактность» и «познавательная потребность» у студентов указанных факультетов значимых различий не выявлено. Выявленные значимые различия по шкале «ориентация во времени» у студентов факультета психологии, международных отношений и искусств говорят о большей способности студентов факультета психологии жить настоящим: переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего.
Высокие баллы студентов факультета психологии по сравнению с баллами студентов факультета международных отношений по таким показателям самоактуализации, как «поддержка», «ценностные ориентации», «гибкость поведения», «спонтанность», «самоуважение», «самопринятие» и «синергичность», свидетельствуют о большей независимости и высокой степени гибкости студентов-психологов в реализа-
ции своих ценностей, целей, принципов в поведении и взаимодействии с окружающими людьми; о большей способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, ценить свои достоинства и положительные свойства, принимать себя таким, как есть, целостно воспринимать мир и людей; о более высокой степени принятия ценностей, присущих самоак-туализирующейся личности.
Различия в выраженности самоактуализационных характеристик - «взгляд на природу человека» и «креативность» - у студентов факультетов искусств и международных отношений говорят о большей склонности студентов факультета искусств воспринимать природу человека в целом как положительную и о более развитой творческой направленности.
С целью выявления значимого направления развития студентам был задан вопрос: «В каком направлении Вы наиболее активно ведете работу над собой?» (табл. 2).
Таблица 2
Результаты выбора студентами факультетов психологии, международных отношений (МО) и искусств направления развития
Направление развития Факультет психологии 99 чел. Факультет МО 96 чел. Факультет искусств 68 чел. Всего 263 чел.
Формирование научного мировоззрения 24,2% 9,4% 5,9% 15,7%
Развитие профессиональной компетентности 66,7% 61,5% 41,2% 58,2%
Расширение общенаучного кругозора 32,3% 28,1% 20,6% 27,8%
Совершенствование культуры и стиля профессионального общения 24,2% 31,3% 47,1% 32,7%
Формирование высших духовных и нравственных качеств 39,4% 36,5% 54,4% 42,2%
Физическое развитие и закалка 5,1% 16,7% 19,1% 12,9%
Укрепление психического здоровья, характера и воли 47,5% 35,4% 22,1% 36,5%
Повышение уровня своего культурного кругозора 27,3% 55,2% 63,2% 46,8%
Таким образом, в процессе исследования нами были выявлены значимые различия в степени выраженности отдельных самоактуализационных характеристик: у студентов факультетов психологии и международных отношений - «ориентация во времени», «поддержка», «ценностные ориентации», «гибкость поведения», «спонтанность», «самоуважение», «самопринятие», «синергичность»; у студентов факультетов психологии и искусств - «ориентация во времени»; студентов факультетов международных отношений и искусств - «взгляд на природу человека», «креативность». У студентов факультета психологии полученные баллы по большинству самоактуализационных характеристик выше, чем у студентов факультетов международных отношений и искусств. Более высокий уровень самоактуализации студентов-психологов скорее обусловлен тем, что профессии типа «человек-человек», особенно такие, как профессия психолога, социального работника и т.д., предъявляют повышенные требования к личностным качествам профессионала.
Наиболее значимыми направлениями развития для студентов в целом по выборке оказались развитие профессиональной компетентности, формирование высших духовных и нравственных качеств, укрепление психического здоровья, характера и воли; наименее же значимыми направлениями - формирование научного мировоззрения, физическое развитие и закалка. Студенты факультета психологии чаще, чем студенты факультетов международных отношений и искусств, выбирают следующие направления развития: формирование научного мировоззрения, развитие профессио-
нальной компетентности, расширение общенаучного кругозора, укрепление психического здоровья, характера и воли. А студенты факультета искусств чаще, чем студенты факультетов психологии и международных отношений, выбирают такие направления развития, как: совершенствование культуры и стиля профессионального общения, формирование высших духовных и нравственных качеств, повышение уровня своего культурного кругозора, физическое развитие и закалка.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что в условиях высшего профессионального образования и педагоги, и обучающиеся должны понимать прогностические и преобразующие функции самоактуализации личности, целенаправленно организовывать учебный процесс с личностно развивающих позиций, координируясь в своих целях, задачах и формах взаимодействия. Результаты исследования раскрывают содержание особенностей самоактуализации студентов указанных факультетов вуза, что дает возможность составления соответствующих программ для психологопедагогической поддержки их в процессе профессионального обучения. Полученные данные можно использовать в профилактической и консультационной работе психологической службы высшей школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Диагностика здоровья : психологический практикум / под ред. проф. Г. С.
Никифорова. - СПб. : Речь, 2007. - 950 с.
2. Истратова, О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 638 с.
3. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1997. - 304 с.
Контактная информация: [email protected]
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ПОЖАРНЫХ
ЧАСТЯХ Инна Васильевна Лаухина, соискатель,
Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,
г. Алексеевка
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке структурно-функциональной модели формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях. Автором представлена ранговая структура наиболее ценных личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной структурно-функциональной модели формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель; личностные качества; профессиональное становление; сотрудники ГПС МЧС России.
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF RUSSIA'S STATE FIREFIGHTING EMERCOM'S EMPLOYEES' PERSONAL QUALITIES' FORMATION IN PROCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES IN FIRE FIGHTING UNITS Inna Vasilevna Lauhina, competitor,
Alekseevsky branch of the Belgorod state university,
Alekseyevka
Annotation
The work presents the results of the study on the development of structural and functional