Научная статья на тему 'Самоактуализация как элемент социальной компетентности студентов колледжа'

Самоактуализация как элемент социальной компетентности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
251
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-ACTUALIZATION / SOCIAL COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SELF-ACTUALIZATION / FACTORS OF SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Величко Е. В.

Проводится исследование самоактуализации студентов СПО как элемента социальной компетентности в рамках внедрения компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ACTUALIZATION AS AN ELEMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS

A study of self-actualization of the students of secondary vocational establishment as an element of social competence within the frameworks of implementation of competence approach in secondary vocational education is undertaken.

Текст научной работы на тему «Самоактуализация как элемент социальной компетентности студентов колледжа»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.922+373.58

ББК Ч447.47 ГСНТИ 15.21.51 Код ВАК 19.00.01; 19.00.05

Е.В.Величко

Новоуральск

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самоактуализация; социальная компетентность; психологическая готовность к самоактуализации; факторы самоактуализации.

АННОТАЦИЯ. Проводится исследование самоактуализации студентов СПО как элемента социальной компетентности в рамках внедрения компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании.

E. V. Velichko

Novouralsk

SELF-ACTUALIZATION AS AN ELEMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS

KEY WORDS: self-actualization; social competence; psychological readiness for self-actualization, factors of self-actualization.

ABSTRAPT. A study of self-actualization of the students of secondary vocational establishment as an element of social competence within the frameworks of implementation of competence approach in secondary vocational education is undertaken.

Перед системой среднего профессионального образования стоит задача подготовки социально компетентных специалистов, востребованных на рынке труда, постоянно и целенаправленно работающих над повышением уровня своей социальной компетентности. Компонентами социальной компетентности студентов колледжа являются: социально-экономический, политико-национальный, информационно-инструментальный и индивидуально-личностный. Индивидуально-личностный компонент включает способность, готовность и потребность в самоактуализации как основе для формирования социально активной личности и профессионально подготовленного специалиста.

Термин «самоактуализация» впервые использовал К. Гольдштейн [1. С. 24]. Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии и педагогике. Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу [6. С. 24]. В отечественной психологии и педагогике теорию самоактуализации развивают Е. Е. Вахромов [2], И. А. Витин [3. С. 10], Е. И. Горячева [4. С. 9], В. М. Куницына [5. С. 46], О. В. Сафронова [7. С. 141]. Единым в подходе Маслоу и российских ученых является то, что они рассматривают самоактуализацию не только как конечное состояние, но и как процесс выявления и реализации

своих возможностей.

Студенты колледжа могут накапливать опыт самоактуализации различными путями: стихийно, попадая в различные жизненные ситуации в социуме, принимая решения, переживая их последствия; целенаправленно в процессе специально организованной и педагогически ориентированной деятельности в образовательной среде колледжа. Выбор профессии и получение студентом среднего профессионального образования, совершенствование социальноличностных качеств, овладение профессиональными навыками и профессиональноличностными ценностями, а также формирование активной социальной позицией являются формой его самоактуализации.

С целью выявления уровня самоактуализации и факторов, влияющих на самоактуализацию студентов в образовательной среде колледжа, в апреле 2011 г. мы провели исследование, в котором приняли участие студенты 2-го и 4-го курсов факультета психологии Уральского технического колледжа НИЯУ МИФИ г. Новоуральска в количестве 60 человек (по 30 человек с каждого курса). Средний возраст студентов — 19,6 года. Обучение очное дневное. В ходе эксперимента использован тест САТ в авторской адаптации для студентов СПО. Тест САТ составил основу констатирующего эксперимента и использован для определения уровня самоактуализации на основе само-

анализа и отдельных особенностей данного процесса применительно к студентам колледжа разных курсов. Самоактуализацион-ный тест состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения

не обязательно являются строго альтернативными, и испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.

Таблица

Сравнительный анализ уровня самоактуализации студентов разных курсов факультета психологии НИЯУ МИФИ

Показатели 2-й курс 4-й курс Изменения, %

Компетентность 70 87 17

Поддержка в социуме 61 72 11

Ценностные ориентации 70 75 5

Г ибкость поведения 63 70 7

Сензитивность 46 64 18

Спонтанность 63 56 -7

Самоуважение 66 68 2

Самопринятие 59 78 19

Синергия 55 64 9

Агрессивность 54 50 -4

Коммуникативность/коммуникабельность 64 73 9

Потребность в самообразовании 58 68 20

Креативность 58 67 9

В результате исследования компетентности определено, что у студентов 4-го курса показатель «компетентность во времени» выше, чем у студентов 2-го курса на 17%. Полученные данные позволяют сделать вывод, что за время обучения в колледже с 1го по 4-й курс у студентов 4-го курса происходит развитие способности жить настоящим, более реально воспринимать прошлое, настоящее и будущее. По шкале «Поддержка в социуме» у студентов 4-го курса произошло увеличение среднего показателя на 11%. Это свидетельствует о том, что студенты и 2-го, и 4-го курса независимы в своих поступках, но к 4-му курсу растет стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, личностными и профессиональными установками и принципами.

По шкале ценностных ориентаций у студентов 4-го курса произошло увеличение средних показателей на 5% по сравнению со второкурсниками. Эти результаты говорят о том, что за время обучения в колледже у студентов 4-го курса сформирована способность разделять социальные и профессиональные ценности, присущие самоактуали-зирующейся личности.

Гибкость поведения у студентов 4-го курса выше, чем у второкурсников (рост среднего показателя на 7%). В возрастом, с достижением определенного образовательного уровня и с учетом специфики получаемой профессии у студентов факультета психологии хорошо развивается умение реализовывать свои ценности в поведении, взаимодействовать с окружающими людь-

ми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

По шкале сензитивности произошло увеличение средних показателей на 18% у студентов 4-го курса по сравнению со студентами 2-го курса. У студентов 4-го курса высокий уровень самоопределения, они отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах, могут выделять приоритеты.

По шкале спонтанности произошло снижение средних показателей на 7%. Полученные результаты говорят о способности студентов 2-го курса спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, а также о том, что студенты-второкурсники не боятся вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. Такое поведение связано прежде всего с социально-личностными особенностями второкурсников, средний возраст которых 16,2 года. В то же время студенты четвертого курса, имея определенный социальный опыт, более обдуманно ведут себя, сдерживают эмоции.

По шкале самоуважения у студентов 2-го и 4-го курсов показатель примерно одинаков — увеличение средних показателей на 2%. Полученные результаты означают способность как студентов четвертого курса, так и второкурсников ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них. Но, если у сту-дентов-второкурсников самоуважение связано с их социально-личностными особенностями, с изменением социального статуса «школьника» на статус «студент-второкурсник», то у студентов 4-го курса само-

уважение связано наличием определенного социально-профессионального опыта, с изменением статуса «студент» на статус «специалист» (4-й курс — это выпускной курс в колледже), а у некоторых и с изменением семейного положения.

По шкале самопринятия к 4-му курсу произошло увеличение средних показателей на 19%. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у студентов в период обучения формируется способность понимать свои достоинства и недостатки, воспринимать себя как личность и как профессионала.

По шкале синергии у студентов 4-го курса показатели выше, чем у второкурсников на 9%. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что в период обучения в колледже у студентов формируется способность к целостному восприятию социума, к пониманию взаимосвязанности социальных процессов.

По шкале агрессивности средние показатели снизились на 4%, так как с возрастом и приобретением профессиональных знаний и определенного набора социальноличностных ценностей у студентов снижается способность принимать свое раздражение, агрессивность и гнев.

По шкале коммуникативности/коммуникабельности средние показатели у студентов 4-го курса выше на 9%, чем у второкурсников. Это закономерная тенденция, так как с возрастом и получением образования повышается способность личности к быстрому установлению профессиональных и личностных эмоционально насыщенных контактов в социуме.

По шкале потребности самообразования произошло увеличение средних показателей на 20%. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у студентов 4го курса увеличивается стремление к приобретению профессиональных и социальных знаний. У студентов-второкурсников потребность в саморазвитии только формируется, так как многие из них еще не воспринимают самообразование и саморазвитие как личностную необходимость.

По шкале креативности (творческая направленность) увеличение средних показателей составило 9%. Это свидетельствует о том, что в период обучения творческая направленность личности развивается.

Таким образом, анализ данных, полученных с помощью методики САТ показал, что у студентов как 2-го, так и 4-го курса факультета психологии НИЯУ МИФи проявляются следующие показатели самоактуализации: независимость ценностей и поведения, коммуникативность/коммуникабельность, самоуважение, умение це-

нить свои достоинства, потребность в творческой деятельности. Наименьшее количество баллов студенты получили по шкале синергии, которая характеризует способность личности к целостному восприятию социума, что, возможно, связано с еще не вполне сложившимся мировоззрением. Анализ креативности и контактности подростков показал, что результаты по данным шкалам несколько ниже, чем по шкале ценностных ориентаций. Вероятно, это можно объяснить тем, что ценностные ориентации у второкурсников находятся в стадии интенсивного формирования, а у сту-дентов-выпускников ценностные ориентации находятся в стадии эволюции из-за смены социально-профессионального статуса. У второкурсников и у студентов 4-го курса потребности в творческой деятельности и общении не удовлетворяются в полной мере.

Ценностные ориентации, компетентность, самоуважение, коммуникабельность (по шкалам которых были получены наиболее высокие результаты) являются наиболее значимыми для студентов 2-го курса колледжа, что можно рассматривать в качестве особенностей их самоактуализации.

Компетентность, потребность в самообразовании, самопринятие, самоуважение, ценностные ориентации (по шкалам которых были получены наиболее высокие результаты) являются наиболее значимыми для студентов 4-го курса колледжа, что можно рассматривать в качестве особенностей их самоактуализации.

Результаты исследования дали основания для следующих выводов.

1. В условиях образовательной среды колледжа происходит значительное повышение уровня самоактуализации личности студентов-второкурсников 15—16 лет благодаря тому, что этот возрастной период является наиболее сензитивным для самоактуализации.

2. Большинство второкурсников демонстрируют средний уровень самоактуализации, в то время как большинство студентов 4-го курса имеют ее высокий уровень в силу своих индивидуальных особенностей. Показатели компетентности и позитивного са-моотношения, потребности роста и развития выражены слабо, а среди доминирующих ценностей выступают общежитейские. Кроме того, студенты 2-го курса не улавливают связи между своими действиями и значимыми событиями жизни, не считают себя способными в полной мере контролировать ход этих событий, полагают, что большинство из них являются результатом случая или действий других людей. Что же касается избранной профессии, то интерес к

ней и желание саморазвиваться в ней также представлены на среднем уровне. Этот факт позволяет предполагать, что студенты 2-го курса не до конца видят в получаемой профессии и в самом учебном процессе возможности для раскрытия своих способностей. Эти данные свидетельствуют о том, что успешность в будущей профессии должна быть обеспечена более высоким уровнем самоактуализации.

На основе вышеизложенного считаем важным включение в образовательный процесс учреждения среднего профессионального образования следующих компонентов стимулирования самоактуализации:

1) побуждение личности будущего специалиста среднего звена к самоактуализации;

2) стимулирование студента к овладению рациональными приемами осознания своей самоценности и уникальности;

3) усиление мотивационно значимого фона самоактуализации; создание предпосылок для накопления и сохранения

максимального объема информации, способствующего самоактуализации в профессиональной деятельности;

4) организация усвоения молодым специалистом способов деятельности по технолого-инновационной готовности к самоактуализации его личности в профессиональной деятельности;

5) отслеживание результатов личностной самоактуализации будущего специали-ста-психолога с целью предупреждения отклонений;

6) организация деятельности психолога по включению результатов личностной самоактуализации в систему профессионально-психологической культуры. Для повышения уровня самоактуализации студентов 2-го курса необходимо внедрить систему тренингов. Для студентов 4го курса с начала учебного года следует проводить групповые тренинги, моделирующие конкретные социальные и профессиональные ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. БАТАЛОВА Л. Ю. Самоактуализация как предмет междисциплинарных исследований. М. : Изд-во МААН, 2009.

2. ВАХРОМОВ Е. Е. Психологические концепции развития человека : теория самоактуализации. М., 2001.

3. ВИТИН И. А. Теория самоактуализации // Психологический институт РАО : материалы симпозиума. М., 2002. № 1.

4. ГОРЯЧЕВА Е. И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. : Рос. акад. образования ; Ин-т пед. инноваций, 1996.

5. КУНИЦЫНА В. М. Социальная компетентность и социальный интеллект : структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб. : СпбГУ, 1995.

6. МАСЛОУ А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.

7. 7САФРОНОВА О. В. Проблема самоактуализации личности в психолого-педагогической литературе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 12.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.