Научная статья на тему 'Самоактуализация и субъектность у молодых мужчин и женщин, ищущих новое место работы'

Самоактуализация и субъектность у молодых мужчин и женщин, ищущих новое место работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Молодые мужчины / молодые женщины / поиск новой работы / самоактуализация / субъектность / сравнительный анализ / межгрупповые различия / Young men / young women / search for a new job / self-actualization / subjectiveness / comparative analysis / intergroup differences

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Надежда Александровна

Предметом настоящего исследования являются самоактуализация и субъектность мужчин и женщин, ищущих работу, целью – выявление различий. В работе использованы «САТ» Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной и др., тест «УРСЛ» М.А. Щукиной. В результате проведенного исследования в обеих группах выявлены развитая субъектность и минимум признаков самоактуализации. У мужчин показатель ориентации во времени соответствует уровню личностных нарушений, у женщин он нормативный; у женщин более развита самоподдержка. Признаки самоактуализации у мужчин отмечены только по контактности, у женщин – по контактности, принятию агрессии, гибкости поведения. Доля самоактуализирующихся мужчин составила 13 %, женщин – около 22 %. У мужчин выше уровень субъектности, в структуре которой доминирует креативность, у женщин – целостность. Область применения полученных результатов: прикладная и практическая социальная психология; психологи служб занятости. Перспективы исследования: разработка программ самоактуализации для молодежи, находящейся в поиске нового места работы. Сделан вывод о том, что молодые мужчины и женщины с опытом работы, подыскивая новое место занятости, делают упор на свою субъектность и не спешат включать механизмы самоактуализации, чтобы стать более конкурентоспособными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цветкова Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-actualization and subjectiveness in young men and women looking for a new job

The subject of the research is self–actualization and subjectiveness of men and women looking for a job, and the goal is to identify differences. The article uses the method of psychological testing, i.e. J.E. Aleshina’s adaptation of E.L. Shostrom’s SAT test and M.A. Shchukina’s LPSD test. As a result of the study, both groups have revealed developed subjectiveness and a minimum of signs of self-actualization. In the group of men the indicator of orientation in time corresponds to the level of personality disorders, in the women one it is normative, with more developed self-support. Signs of selfactualization in men are marked only by contact, in women – by contact, acceptance of aggression, and flexibility of behavior. The share of self-actualizing men is 13 %, of women is about 22 %. Men have a higher level of subjectiveness, in the structure of which creativity dominates, and women have integrity. The field of application of the results obtained is applied and practical social psychology, and psychology of employment services. Prospects of the study conclude development of self-actualization programs for young people in search for a new job. The article concludes young men and women with work experience looking for a new place of employment emphasize their subjectiveness and do not hurry to include self-actualization mechanisms to become more competitive.

Текст научной работы на тему «Самоактуализация и субъектность у молодых мужчин и женщин, ищущих новое место работы»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

УДК 316.6 DOI 10.26425/1816-4277-2023-8-214-222

Самоактуализация и субъектность у молодых мужчин и женщин, ищущих новое место работы

Цветкова Надежда Александровна

Д-р психол. наук, гл. научн. сотр. ORCID: 0000-0003-0967-205X, e-mail: tsvetkovana@yandex.ru

Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Москва, Россия

Аннотация

Предметом настоящего исследования являются самоактуализация и субъектность мужчин и женщин, ищущих работу, целью — выявление различий. В работе использованы «САТ» Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной и др., тест «УРСЛ» М.А. Щукиной. В результате проведенного исследования в обеих группах выявлены развитая субъектность и минимум признаков самоактуализации. У мужчин показатель ориентации во времени соответствует уровню личностных нарушений, у женщин он нормативный; у женщин более развита самоподдержка. Признаки самоактуализации у мужчин отмечены только по контактности, у женщин — по контактности, принятию агрессии, гибкости поведения. Доля самоактуализирующихся мужчин составила 13 %, женщин — около 22 %. У мужчин выше уровень субъектности, в структуре которой доминирует креативность, у женщин — целостность. Область применения полученных результатов: прикладная и практическая социальная психология; психологи служб занятости. Перспективы исследования: разработка программ самоактуализации для молодежи, находящейся в поиске нового места работы. Сделан вывод о том, что молодые мужчины и женщины с опытом работы, подыскивая новое место занятости, делают упор на свою субъектность и не спешат включать механизмы самоактуализации, чтобы стать более конкурентоспособными.

Ключевые слова

Молодые мужчины, молодые женщины, поиск новой работы, самоактуализация, субъектность, сравнительный анализ, межгрупповые различия

Для цитирования: Цветкова Н.А. Самоактуализация и субъектность у молодых мужчин и женщин, ищущих новое место работы//Вестник университета. 2023. № 8. С. 214—222.

© Цветкова Н.А., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

CURRENT TRENDS IN PSYCHOLOGY

Self-actualization and subjectiveness in young men and women looking for a new job

Nadezhda A. Tsvetkova

Dr. Sci. (Psy.), Principal Researcher ORCID: 0000-0003-0967-205X, e-mail: tsvetkovana@yandex.ru

Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Moscow, Russia

Abstract

The subject of the research is self—actualization and subjectiveness of men and women looking for a job, and the goal is to identify differences. The article uses the method of psychological testing, i.e. J.E. Aleshina's adaptation of E.L. Shostrom's SAT test and M.A. Shchukina's LPSD test. As a result of the study, both groups have revealed developed subjectiveness and a minimum of signs of self-actualization. In the group of men the indicator of orientation in time corresponds to the level of personality disorders, in the women one it is normative, with more developed self-support. Signs of self-actualization in men are marked only by contact, in women — by contact, acceptance of aggression, and flexibility of behavior. The share of self-actualizing men is 13 %, of women is about 22 %. Men have a higher level of subjectiveness, in the structure of which creativity dominates, and women have integrity. The field of application of the results obtained is applied and practical social psychology, and psychology of employment services. Prospects of the study conclude development of self-actualization programs for young people in search for a new job. The article concludes young men and women with work experience looking for a new place of employment emphasize their subjectiveness and do not hurry to include self-actualization mechanisms to become more competitive.

Keywords

Young men, young women, search for a new job, self-actualization, subjectiveness, comparative analysis, intergroup differences

For citation: Tsvetkova N.A. (2023) Self-actualization and subjectiveness in young men and women looking for a new job. Vestnik universiteta, no. 8, pp. 214—222.

© Tsvetkova N.A., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения различий в показателях самоактуализации и субъектности у молодых мужчин и женщин, находящихся в поиске нового места работы, обусловлена потребностью объяснить причины их поведения на рынке труда, тех затруднений на их пути к цели, с которыми они сталкиваются, а также выявить те личностные ресурсы, которые увеличили бы их шансы быстро и хорошо трудоустроиться.

Научные исследования проблемы трудоустройства молодежи в последние три года свидетельствуют о сложной ситуации в сфере занятости. Например, это отмечено в публикациях С.Ю. Кочерги [1], Г.Н. Тугускиной, Л.В. Рожковой, Н.В. Корж [2] и др. Средства массовой информации, освещая наиболее выраженные тенденции современного рынка труда и главные страхи россиян в конце 2022 г., дали трудоспособному населению следующий вывод-рекомендацию на 2023 г.: «Держитесь за работу, что бы ни случилось» [3, с. 1]. Причем главным страхом у российских мужчин и женщин в 2022 г. был страх «вовсе не найти новую работу» [3, с. 1]. Однако профессиональная занятость для молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет является необходимым условием достижения ими социальной зрелости, становления подлинной субъектности, личностного роста, социальной адаптации, удовлетворенности жизнью.

Чтобы молодые мужчины и женщины смогли реализовать свой личностно-профессиональный потенциал в мало обнадеживающей динамике рынка труда, им, вероятно, требуется повысить уровень субъектности и использовать механизмы самоактуализации (далее — САТ). Однако заметим, что если самоактуализация как средство повышения конкурентоспособности на рынке труда у молодых женщин мало изучена, но все же возможно найти отдельные публикации [4—6 и др.], то у молодых мужчин она почти не изучалась. Есть работы, где употребляется близкое по значению САТ понятие самореализации и отмечены гендерные различия самореализации и самоактуализации [7].

Доктор философии, психолог Ш. Бюллер писала: «Понятие самореализации берет начало у Ф. Ницше и К. Г. Юнга, выступает в различных вариантах у К. Хорни, Э. Фромма, К. Гольдштейна, Ф. Фромм-Рай-хман, А. Маслоу и других авторов, пытающихся создать всеохватывающие теории конечных жизненных целей» [8, с. 561]. Она же заметила, что самоактуализация показана тем, «кто промахнулся относительно самого себя, своего предназначения». Когда все в жизни идет своим чередом и она приносит удовлетворение, человеку достаточно самореализации и саморазвития [8]. Благодаря А. Маслоу, К. Роджерсу, В. Франклу, Э. Фромму и другим разработчикам этой теории стало ясно, что самоактуализация может быть глубокой (сущностной) и поверхностной, активной и пассивной, гармоничной и проблемной, энергичной и осторожной и что процессу САТ препятствуют страхи, социальное давление, отсутствие мотивации, враждебность и другие факторы.

Американский психолог и психотерапевт, ученик А. Маслоу Э. Шостром показал путь практического применения данной теории. Его методика изучения самоактуализации как интегративной характеристики личности (тест «САТ») позволяет дифференцировать индивидов с подлинной самоактулизацией (предположительно, доля таких людей в обществе составляет 68 %), псевдосамоактуализацией и самоактуализацией, обусловленной болезненными изменениями психики (больные неврозами, страдающие от психических расстройств) [9]. Кроме того, есть большое количество людей, у которых в данный период жизни вовсе нет признаков САТ (самоактуализации им пока не нужна — они самореализующиеся личности, живущие в ладу с собой и с миром, психически и статистически нормальные люди). Этот же автор дополнил теорию самоактуализации психологией человека-манипулятора, психология и поведение которого принципиально отличают его от человека-актуализатора и самоактуализирующейся личности [9].

Глубокий анализ теории самоактуализации дан отечественным психологом Д.А. Леонтьевым, рассмотревшим САТ в качестве движущей силы личностного развития, но при этом показавшим возможности и ограничения концепций, составляющих ее [10].

Отметим также исследования, отдельные аспекты которых помогают объяснить особенности САТ современных российских молодых мужчин и женщин, — это публикации О.А. Толмачевой «Проблема личностной зрелости и самоактуализации» [11], С.С. Савенышевой с соавторами «Самоактуализация, психологическое благополучие и повседневный стресс в период взрослости», в которой показаны взаимосвязи САТ с психологическим благополучием и повседневным стрессом личности [12], Л.И. Демен-тий с соавторами «Уровень самоактуализации и адаптационный потенциал как копинг-ресурсы личности на этапе самореализации» [13].

Что касается субъектности, эта интегративная характеристика основательно исследована как свойство индивидуума, которое возникает на определенном этапе онтогенеза, может развиваться всю жизнь и в каждом возрасте является системным качеством личности, обусловливающим специфику ее социального поведения. Представление о субъектности возникло в древности, но вошло в качестве научного термина «в педагогику и психологию с работами С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева» [14, с. 113]. Первый из перечисленных выше основоположников научной теории субъектности, предложивший методологию изучения этого психологического феномена и разработавший концепцию человека, увидел в индивидууме автора, режиссера и актера собственной жизни. Согласно оригинальной концепции В.А. Петровского, «быть субъектом — это значит производить возможности достижения. Критерий субъектности — соответствие между возможностями, вкладываемыми в процесс, и возможностями, аккумулируемыми в процессе достижения цели. В таком понимании "субъектность" есть искусство обращаться со своими возможностями, обеспечивая их воспроизводство» [15, с. 86].

Применительно к теме данного исследования, под субъектностью молодых мужчин, ищущих новое место работы, понимается уровень их готовности реализовать свое решение, определяемый по шести признакам: активность, автономность, целостность, опосредованность, креативность, самоценность [16]. Развитая субъект-ность будет свидетельствовать как о высоком уровне их личностного развития, так и об их готовности к продуктивным действиям, открывающим каждому из них новые перспективы достижения желаемого результата.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении различий в показателях самоактуализации и субъектности у молодых мужчин и женщин, находящихся в поиске нового места трудоустройства, поскольку они уже оставили прежнюю работу или ее потеряли/потеряют по причине сокращения штата, а также из-за неудовлетворенности условиями труда и/или заработной платой.

Гипотеза исследования состоит в том, что самоактуализация и субъектность молодых мужчин и женщин в возрасте до 30 лет с опытом трудовой занятости, ищущих новое место работы, различаются по большинству показателей структурных компонентов этих интегративных личностных характеристик, при этом у мужчин выше общий уровень самоактуализации, а у женщин — субъектности.

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в первой половине 2022 г. Выборка формировалась методом случайного выбора путем заполнения Google Forms и в совокупности составила 151 человек в возрасте от 20 до 29 лет. В ней оказалось 77 мужчин и 74 женщины со стажем работы на последнем месте трудоустройства от полугода до 7 лет. Высшее образование имели 76,6 % мужчин и 85,1 % женщин. Были женаты 46,8 % мужчин, 35,1 % имели детей. Процент замужних женщин составил 56,7 %, 48,6 % имели детей. Все участники исследования имели опыт поиска работы, составления резюме, собеседования с работодателями и хотя бы одну ситуацию успешного трудоустройства. Искали новое место работы, будучи профессионально занятыми на постоянной основе, 100 % женщин и 46,8 % мужчин. В качестве метода сбора эмпирических данных применялось психологическое тестирование:

1) опросник личностных ориентаций Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной и др.;

2) опросник «Уровень развития субъектности личности» М.А. Щукиной.

Математико-статистическая обработка данных осуществлена на основе пакета MS Office Excel, IBM SPSS Statistics 23. Сравнительный анализ выполнен по t-критерию Стьюдента; достоверность различий между процентными долями двух выборок определялась по ф-критерию Фишера. Использовались положения теории субъектности и теории самоактуализации, а также принципы личностно-ориентированного подхода.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования особенностей самоактуализации в мужской и женской выборках сведены в табл. 1.

Данные, приведенные в табл. 1, позволяют отметить, что:

- мужская и женская выборки различаются по показателям таких структурных компонентов САТ, как спонтанность, принятие своей агрессии и гибкость поведения (их показатели выше у женщин), самопринятие и контактность (выше у мужчин);

— межгрупповые различия наблюдаются по I основной шкале «Ориентация во времени»: у мужчин ее показатель относится к области регистрации личностных нарушений, а у женщин — к области психической и статистической нормы;

— межгрупповые различия наблюдаются и по II основной шкале «Самоподдержка»: у женщин ее показатель выше;

— признаки САТ у мужчин очевидны лишь по показателю контактности, а у женщин — по контактности, спонтанности, принятию агрессии и гибкости поведения; доля мужчин с САТ почти в два раза меньше (13,0 %), чем доля женщин с САТ (21,6 %); при этом у мужчин выше доля псевдоактуализиру-ющихся путем усиления контактности (32,5 % против 27,0 % у женщин);

— в женской выборке меньше, чем в мужской, доля испытуемых с показателями личностных нарушений по обеим базовым шкалам: «Ориентация во времени» (45,9 % против 49,3 %); «Самоподдержка» (33,8 % против 37,7 %), а также с показателями личностных нарушений по признаку сенситивности (33,8 % против 45,4 %) и гибкости поведения (18,9 % против 25,9 %);

— в мужской выборке меньше, чем в женской, доля испытуемых с показателями личностных нарушений по компонентам «синергия» (25,9 % против 35,1 %) и «ценность самоактуализации» (22,1 % против 29,7 %);

— судя по показателям общего уровня самоактуализации, доля испытуемых с признаками личностных нарушений в мужской выборке ниже (19,5 %), чем доля таких испытуемых в женской выборке (23,0 %). Очевидно, что межгрупповые различия по общему уровню САТ несущественны (4,7 стена у мужчин и 4,8 стена у женщин).

Таблица 1

Особенности самоактуализации молодых мужчин и женщин, ищущих новое место работы

Уро вни

Исследуемые компоненты Псевдо САТ САТ САТ отсутствует Личностные нарушения Средние значения

с амо актуализации М Ж М Ж М Ж М Ж по группам (в стенах)

% % % %

(10—8 стенов — псевдосамоактуализация; 7,0—5,6 — самоактуализация; 5,5—4,5 — психическая и статистическая норма; М Ж

меньше 4,0 стенов — психические нарушения (депрессия, невроз, аддикция и др.)

1. Познавательные потребности 13,0 13,5 9,1 13,5 58,4 55,4 19,5 17,6 4,9 4,9

2. Креативность 11,7 10,8 23,3 29,7 42,9 41,9 22,1 17,6 4,9 5,0

3. Сенситивность 3,9 6,8 13,0 21,6 37,7 31,1 45,4 33,8 4,0 4,2

4. Спонтанность 9,1 18,9 35,1 37,8 35,1 23,0 20,7 20,3 5,1 5,6

5. Самоуважение 0 2,7 19,5 10,8 50,6 54,1 29,9 32,4 4,3 4,1

6. Самопринятие 19,5 13,5 18,1 21,6 31,2 27,0 31,2 35,1 4,8 4,4

7. Принятие природы человека 14,3 17,6 15,6 20,3 54,5 43,2 15,6 18,9 4,9 4,9

8. Синергия 6,5 9,5 28,6 21,6 39,0 33,8 25,9 35,1 4,5 4,3

9. Принятие своей агрессии 5,2 9,5 33,8 32,4 27,2 27,0 33,8 31,1 4,6 5,9

10. Контактность 32,5 27,0 28,6 32,4 24,6 28,4 14,3 12,2 6,2 5,9

11. Ценность самоактуализации 3,9 5,4 33,8 35,1 40,2 29,7 22,1 29,7 4,5 4,4

12. Гибкость поведения 9,1 18,9 32,5 39,2 32,5 23,0 25,9 18,9 4,9 5,6

I основная шкала Ориентация во времени 2,6 4,1 10,4 13,5 37,7 36,5 49,3 45,9 3,8 4,1

II основная шкала Самоподдержка 20,8 18,9 23,3 31,1 18,2 16,2 37,7 33,8 4,8 5,2

Общий уровень самоактуализации 1,3 2,7 13,0 21,6 66,2 52,7 19,5 23,0 4,7 4,8

Составлено автором по материалам исследования

Результаты исследования особенностей субъектности в мужской и женской выборках представлены в табл. 2.

Таблица 2

Особенности субъектности молодых мужчин и женщин, ищущих новое место работы

Исследуемые компоненты субъектности Уровни Средние значения по группам (в стенах)

Низкий Средний Высокий

М Ж М Ж М Ж М Ж

% % %

1. Целостность / неинтегративность 27,3 9,5 63,6 56,7 9,1 33,8 6,8 7,2

2. Самоценность / малоценность 11,7 6,8 45,4 55,4 42,9 37,8 7,1 7,1

3. Автономность / зависимость 13,0 13,5 59,7 71,6 27,3 14,9 6,7 6,6

4. Активность / реактивность 10,4 9,5 51,9 66,2 37,7 24,3 6,9 6,7

5. Креативность / репродуктивность 2,6 8,1 57,1 66,2 40,3 25,6 7,2 6,9

6. Опосредованность / непосредственность 2,6 6,8 59,7 64,9 37,7 28,4 7,1 6,8

Общий уровень субъектности 1,3 2,7 74,0 83,8 24,7 13,5 7,2 6,8

Составлено автором по материалам исследования

Данные, приведенные в табл. 2, позволяют отметить, что:

— группы различаются по показателям целостности (он выше у женщин); показатели креативности и опосредованности, а также общего уровня субъектности выше в мужской выборке;

— групповой показатель общего уровня субъектности в мужской выборке относится к области высоких значений, в женской — к области значений среднего уровня с тенденцией к высокому;

— в мужской группе доминирующим структурным компонентом субъектности является креативность, в женской — целостность;

— в мужской выборке выше среднего развитыми показателями являются креативность, самоценность, опосредованность, в женской — целостность и самоценность.

ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе проведенного исследования автору удалось прийти к следующим выводам.

1. Группы сходны по показателям общего уровня самоактуализации (4,7 стена в мужской выборке и 4,8 стена — в женской), которые относятся к области значений «психическая и статистическая норма» и свидетельствуют о том, что для обеих выборок самоактуализация не характерна. Группы сходны по показателям ряда частных компонентов САТ — это «познавательные потребности», «креативность», «сен-ситивность», «самоуважение», «принятие природы человека», «синергия», «ценность самоактуализации».

2. Высокий уровень значимости различий (р < 0,01) обнаружен по двум компонентам САТ — принятие своей агрессии и гибкость поведения, а также по доле испытуемых: с признаками самоактуализации; личностными нарушениями по признаку сенситивности и гибкости поведения; с показателями личностных нарушений по признаку синергии и ценности самоактуализации.

3. Статистически значимый результат (значимость различий р < 0,05) получен по следующим компонентам САТ: спонтанность, самопринятие, контактность; по обеим базовым шкалам — «Ориентация во времени и «Самоподдержка», а также по доле псевдосамоактуализирующихся по контактности и доле испытуемых с показателями личностных нарушений, связанных с ориентацией во времени и самоподдержкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Высокий уровень значимости различий (р < 0,01) обнаружен по общему уровню субъектности и его частному компоненту — целостности; статистически значимый результат (значимость различий р < 0,05) получен по креативности и опосредованности.

5. В отличие от женской выборки мужская в целом характеризуется высоким уровнем субъектнос-ти, доминирующим компонентом которого является креативность; более высокими уровнями креативности и опосредованности, но более низким — целостности в структуре субъектности; более высоким уровнем развития таких ее компонентов, как креативность, самоценность, опосредованность, и относительно менее развитой автономностью. В отличие от женской мужская выборка характеризуется меньшей долей самоактуализирующихся личностей и самоактуализацией лишь по контактности. Для нее в большей степени характерны личностные нарушения, связанные с ориентацией во времени; более высокий уровень самопринятия и контактности и более низкие уровни спонтанности, принятия своей агрессии и гибкости поведения. В ней больше доля испытуемых с показателями личностных нарушений, связанных с ориентацией во времени и самоподдержкой, сенситивностью и гибкостью поведения. В то же время в мужской выборке меньше доля испытуемых с показателями личностных нарушений по компонентам «синергия» и «ценность самоактуализации», но больше доля испытуемых с псевдоса-моактуализацией путем усиления контактности.

6. В отличие мужской выборки женская характеризуется умеренным уровнем субъектности, доминирующим компонентом которого является достаточно высоко развитая целостность, за которой следует так же высоко развитая самоценность. Женская выборка характеризуется большей долей самоактуализирующихся личностей и меньшей — испытуемых, злоупотребляющих установлением контактов (с псевдосамо-актуализацией по данному признаку), а также признаками самоактуализации не только по контактности, но и по спонтанности, принятию агрессии и гибкости поведения. В ней меньше признаков личностных нарушений, связанных с ориентацией во времени и самоподдержкой, но больше доля испытуемых с показателями личностных нарушений по компонентам «синергия» и «ценность самоактуализации».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что самоактуализация и субъектность у молодых мужчин и женщин в возрасте до 30 лет с опытом трудовой занятости, ищущих новое место работы, различаются по показателям большинства их структурных компонентов, при этом у мужчин выше общий уровень самоактуализации, а у женщин — субъектности, не нашла своего полного подтверждения. Межгрупповые различия по показателям некоторых структурных компонентов САТ и субъектности действительно были обнаружены, однако по общему уровню САТ их не установлено, а общий уровень субъектности достоверно выше у мужчин.

В итоге можно заключить, что особенность мужской выборки состоит в том, что обследованные мужчины, имея высокий общий уровень субъектности и доминирующую креативность в ее структуре, самоактуализируются преимущественно путем интенсификации контактности. Особенность женской выборки заключается в умеренно развитой субъектности, но в высокоразвитых целостности и самоценности в ее структуре, а также в более выраженной самоактуализации в процентном соотношении с мужской выборкой и структурно.

Субъектность является базовой предпосылкой сущностной самоактуализации, проявляясь в женской выборке достаточно развитой, а в мужской — высокой. Вполне вероятно, по этой причине молодые мужчины и женщины с опытом работы, подыскивая новое место занятости, пока это возможно, делают упор именно на субъектность (в таком случае ничего не нужно менять в себе). Однако в сложившихся условиях, чтобы стать более конкурентоспособными на рынке труда, требуется перерасти уровень психической и статистической нормы и выйти на уровень сущностной самоактуализации, а также, помимо контактности, развить и проявить и другие ее признаки (нужна «работа над собой»). Судя по полученному нами результату, от психологов служб занятости требуется готовность оказать содействие молодым людям в осознании и решении этой задачи.

Библиографический список

1. Кочерга С.Ю. Трудоустройство молодежи: особенности, проблемы, пути решения. Вестник экспертного совета. 2021;4(27):52—57.

2. Тугускина Г.Н., Рожкова Л.В., Корж Н.В. Молодежь на рынке труда в современных условиях: проблемы трудоустройства и занятости. Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2021;4(60):67—77. DOI https:// doi.org/10.21685/2072-3016-2021-4-7

3. Известия. Стали известны главные страхи россиян при поиске работы. https://iz.ru/1393022/2022-09-09/stali-izvestny-glavnye-strakhi-rossiian-pri-poiske-raboty (дата обращения: 28.05.2023).

4. Путилова О.В., Виндекер О.С., Лиходед А.А. Возрастные особенности самоактуализации и жизнестойкости у женщин. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2018;1(171):104—113.

5. Зенкова О.А. Исследование региональных гендерных особенностей выбора профессии, трудоустройства и социальной адаптации образованных молодых женщин. Вопросы управления. 2021;5(72):52—64. DOI https://doi. org/10.22394/2304-3369-2021-5-52-64

6. Круглинская Т.В., Вахидова Л.В. Взаимосвязь субъектности со степенью удовлетворенности жизнью женщин: анализ экспериментальной работы. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022;(6-1):116—123. DOI https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-6-1-116-123

7. Плотникова Е.С., Гордеева В.В. Гендерные различия самореализации и самоактуализации. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020;2(31):358—362. DOI https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0087

8. Buhler Ch. Theoretical observations about life's basic tendencies. American Journal of Psychotherapy. 1959;3(13):561—581.

9. Шостром Э.Л. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации [Man, the manipulator: The inner journey from manipulation to actualization]. Пер. с англ. Н. Шевчука, Р. Кучкаровой. М.: Апрель-Пресс; 2002. 190 с.

10. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ. В кн.: Леонтьев Д.А. (ред.). Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. С. 13-46.

11. Толмачева О.А. Проблема личностной зрелости и самоактуализации. Гуманистический взгляд. Психология и психотехника. 2015;6:602-610. DOI https://doi.org/10.7256/2070-8955.2015.6.15110

12. Савенышева С.С., Головей Л.А., Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю. Самоактуализация, психологическое благополучие и повседневный стресс в период взрослости. Вестник Кемеровского гос. университета. 2019;1(77):130-140. DOI https:// doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-130-140

13. Дементий Л.И., Маленов А.А., Маленова А.Ю. Уровень самоактуализации и адаптационный потенциал как копинг-ресурсы личности на этапе самореализации. Сибирский психологический журнал. 2020;78:80-98. DOI https:// doi.org/10.17223/17267080/78/5

14. Ершова О.В. Понятие субъектности. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018;6(12):113—115.

15. Петровский В.А. Субъектность как состоятельность. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015;3(12):86-130.

16. Щукина М.А. Опросник «Уровень развития субъектности личности (УРСЛ)»: руководство по применению: метод. пособие. Тюмень: Тюменский гос. ун-т; 2005. 45 с.

References

1. Kocherga S.Y. Employment of youth: features, problems, ways of solutions. Bulletin of the Expert Council.. 2021;4(27):52-57. (In Russian).

2. Tuguskina G.N., Rozhkova L.V, Korzh N.V Youth in modern labor market: problems of placement and employment. University proceedings. Volga region. Social sciences. 2021;4(60):67-77. DOI https://doi.org/10.21685/2072-3016-2021-4-73 (In Russian).

3. Izvestia. Main fears of Russians when looking for ajob have become known. https://iz.ru/1393022/2022-09-09/stali-izvestny-glavnye-strakhi-rossiian-pri-poiske-raboty (accessed 28.05.2023). (In Russian).

4. Putilova O.V, Vindeker O.S., Likhoded A.A. Age features of self-actualization and hardiness among women. Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture. 2018;1(171):104-113. (In Russian).

5. Zenkova O.A. The study of regional gender characteristics of the choice of profession, employment and social adaptation of educated young women. Management issues. 2021;5(72):52-64. DOI https://doi.org/10.22394/2304-3369-2021-5-52-64 (In Russian).

6. Kruglinskaya T.V, Vakhidova L.V The relationship of subjectivity with the degree of satisfaction with women's lives: an analysis of experimental work. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022;(6-1):116-123. DOI https:// doi.org/10.24412/2500-1000-2022-6-1-116-123 (In Russian).

7. Plotnikova E.S., Gordeeva VV Gender differences of self-realization and self-actualization. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020;2(31):358-362. DOI https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0087 (In Russian).

8. Buhler Ch. Theoretical observations about life's basic tendencies. American Journal of Psychotherapy. 1959;3(13):561-581.

9. Shostrom E.L. Man the manipulator: the inner journey from manipulation to actualization. Bantam Books; 1968. 189 p.

10. Leontiev D.A. Self-actualization as a driving force of personal development: historical and critical analysis. In: Leontiev D.A. (ed.). Modern psychology of motivation. Moscow: Smysl; 2002. Pp. 13-46. (In Russian).

11. Tolmacheva O.A. The problem of personal maturity and self-actualization. Humanistic approach. Psychology and Psychotechnics. 2015;6:602-610. DOI https://doi.org/10.7256/2070-8955.2015.6.15110 (In Russian).

12. Savenysheva S.S., Golovey L.A., Petrash M.D., Strizhitskaya O.Yu. Self-actualization, psychological well-being and daily hussles during adulthood. The Bulletin of Kemerovo State University. 2019;1(77):130—140. DOI https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-130-140 (In Russian).

13. Dementiy L.I., Malenov A.A., Malenova A.Yu. Self-actualization level and adaptation potential as personality coping resources at the stage of self-realization. Siberian Journal of Psychology. 2020;78:80-98. DOI https://doi.org/10.17223/17267080/78/5 (In Russian).

14. Ershova O.V The concept of subjectivity. Actual problems of humanities and socio-economic sciences. 2018;6(12):113-115. (In Russian).

15. Petrovsky V.A. Subjectnesss as possibleness. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2015;3(12):86-130. (In Russian).

16. Shchukina M.A. The Level of Personality Subjectivity Development (LPSD) Questionnaire: application guide. Tyumen: Tyumen State University Publ. House; 2005. 45 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.