Научная статья на тему 'Самоактуализация и ее связь с механизмами психологической защиты личности при различном уровне эмоциональной напряженности у студентов вуза'

Самоактуализация и ее связь с механизмами психологической защиты личности при различном уровне эмоциональной напряженности у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
794
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ПРОЕКЦИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / EMOTIONAL INTENSITY / DEFENSE MECHANISMS / PROJECTION / COMPENSATION / INTELLECTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимошкина Алина Алексеевна

Исследуется влияние характеристик эмоциональной напряженности на проявления самоактуализации и механизмов психологической защиты таких как проекция, компенсация и интеллектуализация, активация которых приводит к подавлению самоактуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ACTUALIZATION AND ITS RELATION WITH PERSONALITY DEFENSE MECHANISMS OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF EMOTIONAL INTENSITY

The article carries out a research of emotional intensity features' impact on development of selfactualization and manifestation of psychological defense mechanisms, such as projection, compensation, and intellectualization, mobilization of which leads to repression of self-actualization.

Текст научной работы на тему «Самоактуализация и ее связь с механизмами психологической защиты личности при различном уровне эмоциональной напряженности у студентов вуза»

УДК 159.922.8 Тимошкина Алина Алексеевна

преподаватель Московского института психоанализа dom-hors@mail.ru

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С МЕХАНИЗМАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНОМ УРОВНЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Timoshkina Alina Alekseevna

Lecturer of Moscow Psychoanalysis Institute dom-hors@mail.ru

SELF-ACTUALIZATION AND ITS RELATION WITH PERSONALITY DEFENSE MECHANISMS OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF EMOTIONAL INTENSITY

Аннотация:

Исследуется влияние характеристик эмоциональной напряженности на проявления самоактуализации и механизмов психологической защиты - таких как проекция, компенсация и интеллектуализация, активация которых приводит к подавлению самоактуализации.

Ключевые слова:

самоактуализация, эмоциональная напряженность, механизмы психологической защиты, проекция, компенсация, интеллектуализация.

Summary:

The article carries out a research of emotional intensity features' impact on development of selfactualization and manifestation of psychological defense mechanisms, such as projection, compensation, and intellectualization, mobilization of which leads to repression of self-actualization.

Keywords:

self-actualization, emotional intensity, defense

mechanisms, projection, compensation, intellectual-ization.

Наиболее полно теория самоактуализации была разработана в рамках гуманистической психологии А. Маслоу [1], который рассматривал самоактуализацию как одну из базовых потребностей человека - как непрерывную реализацию потенциальных возможностей, способностей и талантов. Вместе с тем на сегодняшний день сохраняется сложность и неоднозначность трактовки понятия «самоактуализация», выделения основных компонентов ее структуры и специфики проявления на разных возрастных этапах и в различных сферах жизнедеятельности.

Основной задачей современного образования является развитие человека как личности в процессе обучения. Период студенчества - время профессионального выбора и поиска своего будущего при ограниченности жизненного опыта и понимания себя, причем осознания своих потенциальных и реальных возможностей недостаточно, чтобы этот процесс протекал гармонично.

Механизмы психологической защиты позволяют ослабить конфликт и регулировать поведение человека, повысить его приспособляемость и уравновесить психику. Однако эти механизмы ригидны, не учитывают требования ситуации, снимают напряжение быстро и только в данный момент и, не предвидя последствий такого реагирования, приводят к искажению восприятия действительности и самого себя [2]. Таким образом, механизмы психологической защиты выступают препятствием в процессе самоактуализации.

Целью исследования являлось установление взаимосвязи характеристик эмоциональной напряженности с различными компонентами самоактуализации личности и с механизмами психологической защиты у студентов вуза (n = 189).

Для исследования самоактуализации использовался стандартизированный опросник САМОАЛ, являющийся адаптированным вариантом опросника «Personal Orientation Inventory» (POD) Шострома. Опросник включает 11 шкал, разработанных на основе описаний характеристик самоактуализирующихся людей по А. Маслоу. Для исследования механизмов психологической защиты использовалась методика «Индекс жизненного стиля» (LSI - «Life style index») Плутчика, Келлермана, Конте, содержащая 8 шкал [2]. Для исследования эмоционального состояния использовались следующие методики: методика Холмса и Раге, методика Хесса, методика «Типовое семейное состояние» (Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Для исследования эмоциональных состояний в коллективе использовалась методика А.Ф. Фидлера. Для выявления взаимосвязи между характеристиками самоактуализации и механизмами психологической защиты использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена.

При экспериментальном исследовании самоактуализации и самоопределения было установлено, что наибольшую выраженность имеют шкалы: «ценности», «креативность» и «авто-

номность». Низкие показатели по шкале «взгляд на природу человека» показывают, что некоторые сферы у студентов еще недостаточно сформированы, что вызывает трудности в процессе выстраивания взаимоотношений с другими людьми и не позволяет в полной мере проявлять симпатию, доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность. Самоактуализация характеризуется такими особенностями, как уровень выше среднего (60 %) разделения ценностей, стремлением проявлять творческий подход к жизни. При этом отмечается мотивированность на общение с другими людьми, которая используется в основном для удовлетворения других потребностей. Отмечается недостаточное понимание себя, принятие окружающих и мира и доверие к ним, недостаточное осознание своих потребностей, следование социальным нормам и оценкам при подмене собственных.

Было выявлено, что студенты чаще используют следующие механизмы психологической защиты: проекция (41,79 %), регрессия (34,96 %), отрицание (34,56 %), компенсация (33,21 %). Редко используется замещение (24,1 %) и вытеснение (25,5 %).

Также были исследованы взаимосвязи самоактуализации с эмоциональной напряженностью. Общая неудовлетворенность психологической атмосферой в коллективе имеет обратную связь с самоактуализацией через важные составляющие, определяющие ориентацию во времени, веру в возможности человека и важнейшие ценности, но позитивно связана со стремлением к познанию.

Общая неудовлетворенность семейным состоянием негативно связана с самоактуализацией через такие составляющие, как вера в возможности человека и важнейшие ценности, но позитивно связана со стремлением к познанию. Показатель семейной тревожности имеет все четыре обратные взаимосвязи с отдельными составляющими самоактуализации.

Показатель нервно-психического напряжения негативно связан с самоактуализацией через такие составляющие, как вера в возможности человека и важнейшие ценности, уверенность в себе и доверие к окружающему миру, но позитивно связан с ориентированностью на личностное общение и отсутствием склонности прибегать к фальши или манипуляциям.

Индивидуальный уровень стресса имеет только обратные взаимосвязи с самоактуализацией. При увеличении индивидуального уровня стресса несколько важных составляющих самоактуализации снижаются.

Далее было установлено, что механизмы психологической защиты неодинаково связаны с процессом самоактуализации (см. табл.).

Взаимосвязь самоактуализации и механизмов психологической защиты

Характеристики самоактуализации Вытеснение Регрессия Компенсация Проекция ф X ф ф го со Интеллектуализация Реактивные образования

Ориентация во времени -0,69** -0,65** -0,70** -0,71** -0,46** -0,43**

Ценности -0,58** -0,62**

Взгляд на природу человека -0,58** -0,56** -0,68** -0,67**

Потребность в познании * ’'3- 0,

Креативность -0,57**

Автономность -0,51**

Спонтанность 0,41** -0,43**

Самопонимание -0,43** -0,58** -0,46**

Аутосимпатия -0,56** -0,45**

Контактность -0,46**

Г ибкость в общении -0,55** -0,62** -0,46**

Примечания: * Отмечены корреляционные связи с достоверностью р < 0,05.

** Отмечены корреляционные связи с достоверностью р < 0,01.

Наиболее деструктивным механизмом защиты является «проекция» - пять обратных взаимосвязей высокой тесноты с отдельными составляющими самоактуализации. Проекция негативно связана с самоактуализацией через составляющие, определяющие ориентацию во времени, отношение к себе, веру в возможности человека и важнейшие ценности.

Наибольшее количество обратных тесных взаимосвязей с самоактуализацией имеет психологический механизм «компенсация». В результате усиления его напряженности снижаются такие особенности самоактуализации, как способность воспринимать жизнь в настоящем как ценность, верить в собственные возможности и возможности других людей; усиливается переживание чувств отчуждения, одиночества и неуверенности.

Следующим по значимости механизмом психологической защиты является «интеллектуализация», которая имеет тесные обратные взаимосвязи с пятью составляющими самоактуализации: «взгляд на природу человека, «ценности», «ориентация во времени», «контактность», «гибкость в общении». При усилении напряженности данного механизма психологической защиты личность снижает переживания, вызванные негативной или субъективно неприемлемой ситуацией, используя логические установки и манипуляции даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного.

Данная шкала включает также и рационализацию (очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта), и сублимацию (вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям). Усиление напряженности этого комплекса защитного реагирования приводит к снижению таких характеристик, как вера в возможности человека, способность жить «здесь и теперь», разделение важнейших ценностей, потребности в общении и коммуникативных способностей.

Психологический механизм «регрессия» имеет обратную взаимосвязь высокого уровня тесноты с показателем «ориентация во времени» и две взаимосвязи умеренной тесноты с показателями «гибкость в общении» и «спонтанность». При использовании регрессии снижаются способности жить настоящим, в состоянии «здесь и теперь», и адекватного самовыражения в общении. Однако повышение «регрессии» вызывает повышение «спонтанности», то есть следование таким ценностям, как свобода, игра, легкость без усилий, а также снижение учета культурных норм и стереотипов. Однако подобная взаимосвязь не приводит к повышению самоактуализации в целом, так как все остальные характеристики самоактуализации снижаются при усилении напряженности защит. Скорее всего, это проявляется в поведении как спонтанное реагирование, свойственное детям.

Психологический механизм «реактивное образование» имеет обратные взаимосвязи умеренной тесноты с «самопониманием», «ориентацией во времени» и «спонтанностью».

Психологический механизм «замещение» имеет обратные взаимосвязи высокой степени тесноты с характеристиками «ориентация во времени», «стремление к творчеству, креативность».

Психологический механизм «вытеснение» имеет обратную взаимосвязь с характеристикой «взгляд на природу человека» и прямую взаимосвязь с характеристикой «высокая потребность в познании». При этом у человека при усилении напряженности этого механизма ухудшаются межличностные отношения, снижается проявление естественной симпатии и доверия к людям, вера в их честность, непредвзятость, доброжелательность.

Итак, наиболее тесные взаимосвязи выявлены между следующими характеристиками самоактуализации и механизмами психологической защиты:

- проекцией, замещением, регрессией и ориентацией во времени;

- проекцией, взглядом на природу человека и самопониманием;

- интеллектуализацией и взглядом на природу человека.

Таким образом, механизмы психологической защиты выступают препятствием в процессе самоактуализации. В то же время через показатели самоактуализации можно влиять на снижение бессознательных способов защитного реагирования личности. Это возможно через показатель «ориентация во времени», имеющий наибольшее число взаимосвязей (6 из 8 диагностируемых механизмов психологических защит), и самые сильные по степени тесноты показатели взаимосвязи с психологическими защитами (проекция, замещение, регрессия, компенсация, интеллектуализация и реактивное образование). Снижение напряженности бессознательного защитного реагирования личности возможно через осознанное усиление способности личности жить настоящим, а также через повышение веры человека в собственные возможности и доверие к людям (показатель «взгляд на природу человека», 4 взаимосвязи).

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы относительно роли механизмов психологической защиты в процессе самоактуализации у студентов вуза:

1. Усиление напряженности механизмов психологической защиты вызывает снижение всех характеристик самоактуализации, и, наоборот, развитие определенных составляющих самоактуализации может позволить снизить защитный способ реагирования личности.

2. Наиболее сильно с механизмами психологической защиты связаны две характеристики самоактуализации: «шкала ориентации во времени» и «взгляд на природу человека».

3. Наибольшее количество характеристик самоактуализации взаимосвязано с механизмами компенсации, проекции и интеллектуализации.

Ссылки:

1. Маслоу А. Мотивация и личность. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья. Гл. 11. СПб., 1999.

2. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2005. 607 с.

3. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.

References (transliterated):

1. Maslou A. Motivatsiya i lichnost'. Samoaktualizirovannie lyudi: issledovanie psikhologicheskogo zdorov'ya. Ch. 11. SPb., 1999.

2. Kh'el L., Zigler D. Teorii lichnosti. SPb., 2005. 607 p.

3. Naenko N.I. Psikhicheskaya napryazhennost'. M., 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.