ДОКУМЕНТЫ
12-й САММИТ РОССИЯ-ЕС
СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
Президента Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Европейского совета С. Берлускони при содействии Генерального секретаря Совета ЕС / Высокого представителя по вопросам Общей внешней политики и политики в области безопасности ЕС Х. Соланы и Председателя Комиссии Европейских Сообществ Р. Проди
Мы, руководители Российской Федерации и Европейского Союза, провели интенсивные и продуктивные переговоры в Риме 6 ноября 2003 года. Мы согласились укреплять стратегическое партнерство между Россией и ЕС на основе общих ценностей с целью упрочения стабильности, безопасности и процветания на Европейском континенте. Мы вновь подтвердили наше общее видение единого Европейского континента.
Интеграция Европы - создание общих пространств
Мы вновь подтвердили наше обязательство способствовать дальнейшему сближению и постепенной интеграции социальных и экономических структур России и расширенного Европейского Союза. В связи с этим мы согласились активизировать и сконцентрировать наши усилия на выполнении решения о создании общих пространств между Россией и ЕС, основываясь на СПС и Совместном заявлении Санкт-Петербургского саммита. Мы выразили твердое намерение добиваться при этом конкретных результатов.
Мы согласились наращивать усилия, направленные на оптимизацию нашего политического диалога и запуск работы Постоянного совета партнерства Россия - ЕС, что сделает наше сотрудничество более эффективным и транспарентным.
Мы продолжим всестороннее обсуждение последствий расширения ЕС и будем стремиться к достижению прогресса по неурегулированным вопросам с целью их скорейшего разрешения. Мы ожидаем своевременного распространения СПС на новые государства-члены ЕС.
Общее европейское экономическое пространство -создание условий для устойчивого экономического роста
Мы одобрили работу Группы высокого уровня по ОЕЭП и приветствовали прилагаемую концепцию Общего европейского экономического пространства (Приложение I). Мы согласились продолжить эту работу, полностью принимая во внимание рекомендации доклада ГВУ с целью скорейшего достижения ощутимых результатов. Мы отметили важность диалога между
предпринимателями и поощряем активизацию диалога в соответствующих форматах с целью выдвижения предложений относительно содействия торговле и инвестициям.
Мы обязались проследить за тем, чтобы расширение Евросоюза сблизило Россию и ЕС в Европе без разделительных линий. Мы вновь подтвердили наше обязательство выполнить как можно скорее и в полном объеме пакет договоренностей по Калининграду, согласованный в ноябре 2002 года, включая запуск до конца 2003 года работы над технико-экономическим обоснованием высокоскоростного поезда и ее скорейшее завершение. Мы приветствовали вступление в силу российско-литовских соглашений о границе. Мы с удовлетворением отметили успех нашего сотрудничества по упрощению транзита российских граждан. Мы приветствовали позитивные сдвиги в сфере таможенного сотрудничества. Мы подтвердили готовность активизировать нашу ориентированную на достижение результатов работу в рамках СПС над соответствующими условиями для транзита грузов.
Мы приветствовали прогресс, достигнутый на данный момент на переговорах о присоединении России к ВТО, и сохраняем уверенность в возможности и желательности продолжения работы, направленной на то, чтобы присоединение России к ВТО состоялось к концу 2004 года. Мы призвали наших переговорщиков активизировать свою работу и решить неурегулированные вопросы для завершения двусторонних переговоров о доступе на рынки в рамках присоединения России к ВТО, имея в виду указанные сроки, при соблюдении взаимоприемлемых и коммерчески значимых условий. Мы согласились держать курс на скорейшее решение неурегулированных вопросов двусторонней торговли.
Мы приняли к сведению четвертый Обобщающий доклад по энергодиалогу. Мы приветствовали прогресс в сфере энергетики и согласились развивать наше сотрудничество в этой области.
Мы отметили ключевую роль объединенных транспортных сетей и систем спутниковой навигации в укреплении экономического сотрудничества.
Мы признали нашу ответственность реагировать совместно и в рамках соответствующих международных организаций, инструментов и форумов на общие экологические вызовы и озабоченности в отношении изменения климата и транспортной безопасности.
На пути к общему пространству свободы, безопасности и правосудия
Мы согласились продвигать работу, направленную на построение общего пространства свободы, безопасности и правосудия.
Мы вновь подтвердили важность контактов между людьми в углублении взаимопонимания между нашими гражданами. Мы приветствовали недавнюю встречу наших экспертов, которая прошла в контексте нашего согласия изучить условия для безвизовых поездок в качестве долгосрочной перспективы и рассмотреть существующие гибкости в рамках Шенгенского соглашения с целью упрощения поездок в ближайшем будущем и на основе взаимности. Мы согласились продолжить этот диалог. Мы приняли к сведению прогресс наших переговоров по соглашению о реадмиссии Россия - ЕС и согласились продолжать вести дело к его своевременному заключению.
Мы подчеркнули нашу общую заинтересованность в активизации сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел. Мы поручили нашим экспертам настойчиво выполнять План действий по борьбе с организованной преступностью. Мы приветствовали подписание Соглашения между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европол).
Общее пространство внешней безопасности - партнеры в сфере безопасности, управления кризисами и международных отношений
Мы подтвердили высокую степень взаимопонимания относительно ряда острых международных вопросов и центральной роли ООН в международных делах.
Мы осудили все акты терроризма и подчеркнули важность международного сотрудничества в борьбе с терроризмом во всех его проявлениях. Мы выступаем за наращивание сотрудничества в отношении новых угроз и вызовов безопасности. Предполагается проведение контактов для изучения возможностей сотрудничества в сфере гражданской защиты и использования широкофюзеляжных транспортных самолетов для управления кризисами.
Мы согласились укреплять наш диалог и сотрудничество по политическим вопросам и вопросам безопасности, содействуя таким образом миру и стабильности. Мы подтвердили важность совместной работы по реагированию на кризисные ситуации и в поддержку предпринимаемых усилий в рамках согласованных форматов, которые направлены на урегулирование "замороженных" конфликтов в Европе и за ее пределами.
Для того, чтобы подчеркнуть наше желание сотрудничать в этих сферах, мы приняли Совместную декларацию Российской Федерации и Европейского Союза об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности.
Общее пространство научных исследований и образования, включая культурные аспекты, - наше общее интеллектуальное наследие и достояние
Мы приветствовали возобновление действия Соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий. Мы согласились рассмотреть пути максимально широкого открытия наших программ в сфере науки и технологий для исследователей из России и ЕС на основе взаимности.
Мы приветствовали присоединение России к Болонскому процессу и согласились содействовать межправительственному сотрудничеству в области образования. Мы ожидаем подключения России к программе ЕС "Эразмус Мундус", начиная с 2004 года.
* * *
Мы согласились продолжить обсуждение различных вопросов, представляющих интерес для России и ЕС.
Приложение I
Общее европейское экономическое пространство (ОЕЭП)
Концепция
Введение
1. На саммите Россия - ЕС в октябре 2001 года Стороны договорились о создании совместной Группы высокого уровня (ГВУ) для разработки концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП). В марте 2002 года Совет сотрудничества в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве выдал ГВУ мандат на разработку к октябрю 2003 года концепции более тесных экономических отношений между Россией и ЕС. Сопредседателями ГВУ были назначены Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.Б. Христенко и Комиссар ЕС К. Паттен.
2. За период с мая 2001 года состоялось пять заседаний ГВУ с целью разработки концепции. В соответствии со своим мандатом ГВУ оценила возможный эффект от более тесной экономической интеграции и сближения законодательства и рассмотрела направления дальнейшей работы. Она также определила средства и механизмы для достижения общих целей.
3. На своей второй встрече в марте 2002 года ГВУ приняла рабочий план на 2002-2003 годы, одной из задач которого была оценка потенциального эффекта от создания ОЕЭП. Стороны заказали проведение серии экспертных исследований по оценке эффекта от создания ОЕЭП как на экономику в целом, так и на ряд ее отдельных секторов, с особенным акцентом на оценку последствий сближения в области регулирования и устранения тарифных и нетарифных барьеров для торговли и инвестиций. В своем докладе саммиту Россия - ЕС в ноябре 2002 года ГВУ с удовлетворением отметила, что предварительные выводы этих экспертных исследований оказались положительными.
4. На саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года ЕС и Россия вновь заявили о своем намерении укрепить сотрудничество по ряду направлений, что предполагает встраивание проекта ОЕЭП в более широкий контекст четырех Общих пространств (экономическое пространство; пространство свободы,
безопасности и правосудия; пространство общей внешней безопасности; пространство науки, исследований, образования и культуры), которые должны быть созданы в долгосрочной перспективе.
5. При разработке концепции ОЕЭП Стороны учитывали существующий уровень сотрудничества в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и продолжающиеся переговоры о присоединении России к ВТО. Без ущерба для исхода этих переговоров ГВУ исходила из необходимости обеспечения совместимости концепции ОЕЭП и предстоящего присоединения России к ВТО. ГВУ также учитывала проводимые в России экономические реформы, так же как и развитие Внутреннего рынка ЕС.
6. Представляемая концепция ОЕЭП определяет стратегические цели ОЕЭП, достижение которых должно осуществляться поэтапно. Она обозначает основные элементы и базовые составляющие ОЕЭП, пути и средства их достижения. Настоящая концепция определяет ряд руководящих принципов работы по достижению краткосрочных целей ОЕЭП, в то время как более конкретные задачи на перспективу должны быть обсуждены и поставлены на более позднем этапе.
Обоснование
7. Россия и ЕС близко расположены друг к другу географически, обладают взаимодополняющими экономическими структурами и ресурсами, а также существенным взаимным интересом в дальнейшей экономической интеграции. Исходя из этих предпосылок, существует серьезный потенциал для роста взаимной торговли и инвестиций, превышающего существующие темпы и уровень. Реализация этого потенциала обеспечит сбалансированное и устойчивое экономическое развитие и стабильность в ЕС и России, а также создание конкурентоспособных и динамичных экономик обеих сторон.
8. Существующий потенциал используется не в полной мере. Таким образом, существует очевидная необходимость сближения России и ЕС и придания экономическому взаимодействию большей динамичности путем установления стабильного и предсказуемого торгового режима, основанного на общих, гармонизированных или совместимых правилах. Это отвечало бы как нашей географической близости, так и существующему уровню сотрудничества во многих областях. Экспертные исследования по оценке экономического эффекта, проведенные независимо обеими Сторонами, четко продемонстрировали положительные последствия создания ОЕЭП и, в то же время, выявили слабые места нашего сотрудничества в отдельных областях, которые должны быть устранены в ходе дальнейшей работы над ОЕЭП.
9. Предстоящее расширение ЕС приведет к увеличению протяженности общих границ и росту общих интересов России и ЕС и, таким образом, придаст новый импульс углублению сотрудничества. ЕС является основным внешнеторговым партнером России, и его роль еще более возрастет в результате расширения. Более тесная интеграция приведет к усилению взаимной зависимости России и ЕС в экономике и общественной жизни. ОЕЭП отражает эту новую ситуацию и станет важным инструментом повышения эффективности дальнейших усилий, направленных на сближение России и ЕС.
10. Экономическая интеграция между двумя партнерами не является самоцелью: ее усиление послужит росту благосостояния обеих Сторон, повышению уровня жизни, стандартов охраны здоровья людей и окружающей среды и в итоге позволит укрепить политическую стабильность в регионе и во всем мире.
11. Создание ОЕЭП отвечает этим задачам. Оно внесет вклад в достижение указанных целей, обязывая в среднесрочной перспективе обе стороны тесно взаимодействовать в рамках хорошо структурированного процесса с целью раскрытия выявленного потенциала. Высокий уровень сближения в области законодательства и правил регулирования, а также облегчение торговли и инвестиций принесут существенные выгоды и для России, и для ЕС не в последнюю очередь за счет предоставления экономическим операторам возможностей действовать на основе общих правил и в одинаковых условиях, а также роста доверия предпринимателей и инвесторов к предсказуемости и транспарентности правил.
Определение, цели и руководящие принципы
Определение
12. ОЕЭП представляет собой открытый и интегрированный рынок между Россией и ЕС, основанный на общих или совместимых правилах и системах регулирования, включая совместимую административную практику, обеспечивающий взаимодополняющий эффект развития и использование преиму-
ществ экономики масштаба и, как следствие, обеспечивающий повышение конкурентоспособности обеих Сторон на внешних более крупных рынках. В конечном итоге ОЕЭП должно охватить большинство секторов экономики.
Цели
13. С этой целью ОЕЭП направлено на:
- стимулирование торговли и инвестиций между Россией и ЕС, основанных на эффективно функционирующих рыночных экономиках, направленное на обеспечение устойчивого развития и учитывающее международно признанные принципы, такие как inter alia, недискриминация, транспарентность и добросовестное управление;
- создание новых возможностей для экономических операторов путем установления общих, гармонизированных или совместимых правил и систем регулирования, а также путем создания взаимосвязанных инфраструктурных сетей;
- повышение мировой конкурентоспособности экономик России и ЕС. Руководящие принципы
14. ОЕЭП будет основано на существующих и будущих обязательствах Сторон в рамках СПС и ВТО. Его охват будет шире и глубже в сравнении с обязательствами в рамках ВТО и СПС. Стороны будут обеспечивать совместимость ОЕЭП с их существующими и будущими обязательствами в контексте ВТО.
15. Концепция ОЕЭП охватывает как горизонтальные, так и секторальные задачи. Ряд областей для практических действий уже рассмотрен (стандартизация; техническое регулирование и оценка соответствия; таможенное регулирование; аудит и бухгалтерский учет; госзакупки; конкуренция; финансовые услуги; телекоммуникации; сотрудничество в сфере космических запусков; ряд отраслей промышленности и сельского хозяйства), другие сектора/сферы взаимодействия будут добавляться по мере необходимости.
16. ОЕЭП будет создаваться постепенно, в несколько этапов с соответствующими промежуточными пересмотрами плана действий. Хотя конкретные действия будут предприняты в выбранных приоритетных секторах с тем, чтобы продемонстрировать возможность достижения реальных результатов как можно скорее, необходимо иметь в виду, что ОЕЭП нацелено на охват большинства секторов экономики. Стороны будут обеспечивать соответствие предпринимаемых действий описанным выше стратегическим целям ОЕЭП, особенно в части выработки общих договорных рамок дальнейшего экономического сотрудничества. При этом должен быть использован опыт текущей деятельности, и, насколько и где возможно, задействованы возможности взаимодополнения новых инициатив и существующего секторального сотрудничества.
17. Достигнутый уровень взаимодействия в отдельных секторах (в частности, в рамках Энергодиалога) будет продолжать развиваться самостоятельно в существующих методологических и договорно-правовых рамках, имея в виду последующую интеграцию результатов в ОЕЭП. Обе Стороны будут обеспечивать согласованность и совместимость концепции ОЕЭП и сотрудничества в конкретных секторах.
Компоненты и инструменты реализации
18. ОЕЭП будет сфокусировано на устранении препятствий и создании новых возможностей в четырех основных сферах экономической деятельности, к ним относятся:
- трансграничная торговля товарами, охватывающая основную часть промышленных и сельскохозяйственных товаров, включая необходимые правила, установленные стандартами, техническими условиями или другими законодательными требованиями и правилами регулирования; организационные структуры и процедуры; одновременно необходимо обеспечить, чтобы не создавались необоснованные препятствия в торговле и поддерживался эквивалентный уровень стандартов защиты здоровья, обеспечения безопасности и охраны окружающей среды.
- трансграничная торговля услугами, включая соответствующие стандарты и требования в области регулирования.
- учреждение и деятельность компаний, включая, inter alia, вопросы движения капитала, экологические стандарты и добросовестное корпоративное управление.
- связанные с построением ОЕЭП аспекты движения физических лиц в соответствующих областях экономической деятельности.
19. Основными инструментами, которые должны применяться в данных сферах, являются открытие рынка, сближение в области регулирования и облегчение торговли. Эти инструменты должны применяться в соответствии со следующими положениями:
- открытие рынка: соответствующие меры должны обеспечить, по мере возможности, постепенное устранение барьеров для торговли и инвестиций между Россией и ЕС. Определение конкретных задач и мер в этой области будет обусловлено обязательствами России и ЕС в рамках ВТО, а также общими принципами ВТО.
- сближение в области регулирования: сотрудничество в этой области, в частности, в отношении сближения законодательства, является существенным элементом для развития торговли и инвестиций между Россией и ЕС. Сближение в области регулирования является важным условием для усиления двусторонних экономических связей. Это в особенности относится к сфере стандартов, технического регулирования и оценки соответствия, но также должно охватывать и другие сферы.
- облегчение торговли: меры в области облегчения торговли будут являться еще одним важным элементом создания ОЕЭП. Эти меры могут относиться к упрощению, стандартизации и автоматизации торговых процедур, в частности импортных, экспортных и транзитных требований и процедур, применяемых таможенными и другими органами.
20. Сотрудничество и ведение специальных диалогов. Обе стороны будут наращивать и усиливать кооперацию в улучшении и развитии инфраструктурных систем (транспортной, энергетической, телекоммуникационной, научно-технического сотрудничества). Укрепление кооперации в этих сферах будет иметь двойной эффект, с одной стороны, интегрируя важные сектора экономики России и ЕС, что окажет положительный эффект на развитие этих секторов, и, с другой стороны, способствуя улучшению и оздоровлению рамочных условий других форм экономической деятельности.
- Обсуждение путей улучшения существующих связей между энергетическими, транспортными и телекоммуникационными сетями Сторон уже ведется. Необходимые рамочные условия для этого, например в секторе транспорта, существуют (в частности, трансъевропейские транспортные коридоры и т. д.). В энергетическом секторе ключевые проекты строительства газо- и нефтепроводов, а также объединения электроэнергетических сетей были определены как проекты, представляющие "общий интерес" в рамках Энергодиалога Россия - ЕС, и работа продолжается в этом формате. В рамках ОЕЭП России и ЕС следует сфокусировать усилия на транспортном секторе и стимулировать прогресс в этой области.
- Обе стороны обладают значительным потенциалом в области научно-технических разработок и в рамках своей внутренней политики заявляют, что развитие науки, инноваций и технологий является основополагающим элементом собственной конкурентоспособности и долгосрочного развития. Ряд инструментов сотрудничества в этой сфере, направленных на стимулирование взаимных контактов, обмена инновациями и технологиями между российскими и европейскими партнерами с целью взаимовыгодного достижения высокого научного уровня, уже широко используется. Работа в рамках ОЕЭП должна служить дальнейшему расширению сотрудничества путем объединения ресурсов и обеспечения взаимного доступа к научно-техническим программам, урегулирования проблем, связанных с правами интеллектуальной собственности в этой сфере, и содействия в использовании результатов научных исследований. Развитие сотрудничества в этой сфере также должно исходить из решения майского 2003 года саммита Россия - ЕС (Санкт-Петербург) о создании общего "пространства" науки и образования.
21. Во всех этих областях Стороны будут содействовать более тесному и структурированному взаимодействию между соответствующими институтами, как государственными, так и частными. Достигнутое в результате улучшение информационного обмена и более тесное сотрудничество являются предпосылками достижения заявленных целей и в то же время позволят каждой из Сторон в максимальной степени избежать нежелательных побочных эффектов от применения мер, направленных на
решение других, более широких задач. Развитие совместимых институциональных структур, а также создание специальных совместных институтов может быть предусмотрено в рамках отдельных обязательств и соглашений. Деятельность подобных институтов должна быть направлена на осуществление достигнутых договоренностей и решений.
Институциональные и правовые аспекты
22. Чтобы придать концепции практический характер, вышеуказанные цели должны быть трансформированы в набор конкретных задач и мер путем формирования планов действий.
23. Разработка планов действий и соответствующие переговоры будут проводиться под руководством и при координации Группы высокого уровня. О проведенной работе ГВУ будет регулярно докладывать саммиту Россия - ЕС. Она, в частности, определит порядок рассмотрения достигнутого прогресса в конце первого этапа реализации ОЕЭП. Соответствующий мандат будет запрошен. В процессе создания ОЕЭП Стороны будут максимально широко привлекать экспертный вклад органов СПС и использовать положения СПС. В случаях, когда планы действий будут направлены в основном на практическую реализацию существующих положений СПС, они могут принимать форму политических заявлений или меморандумов о взаимопонимании.
24. Однако в случаях, когда реализация какого-либо положения плана действий требует проведения переговоров, обе Стороны будут использовать свои внутренние правила и принципы для подготовки и проведения таких переговоров, а механизмы переговоров между Сторонами будут соответствовать обычной практике. В таких случаях план действий будет предусматривать заключение двустороннего соглашения, оформленного в виде Протокола - приложения к СПС или, если это потребуется, самостоятельного соглашения.
25. Для разрешения разногласий, которые могут возникнуть у Сторон в ходе выполнения двусторонних соглашений, заключенных в контексте ОЕЭП, необходимо иметь механизм разрешения споров, основанный на правилах ВТО. С этой целью необходимо рассматривать возможность применения существующего в рамках СПС механизма разрешения споров до тех пор, пока он соответствует положениям новых соглашений.
Принятые на саммите в Риме другие документы:
- Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией,
- Совместная декларация России и ЕС об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности,
- Соглашение о возобновлении действия Соглашения между Правительством РФ и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий -
будут опубликованы в следующем номере журнала.