Научная статья на тему 'Саммит «Группы двадцати» в Южной Корее: демонстрация растущего лидерства в содействии международному развитию и глобальном здравоохранении'

Саммит «Группы двадцати» в Южной Корее: демонстрация растущего лидерства в содействии международному развитию и глобальном здравоохранении Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ КОРЕЯ / САММИТ «ГРУППЫ ДВАДЦАТИ» / КОРЕЙСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО СОТРУДНИЧЕСТВА (KOICA) / СОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ / KOREA INTERNATIONAL COOPERATION AGENCY (KOICA) / SOUTH KOREA / G20 SUMMITRY / INTERNATIONAL DEVELOPMENT AID

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ча Виктор

Представляем Вашему вниманию перевод 6 главы доклада Центра международных стратегических исследований «Мировые игроки в глобальном здравоохранении. Как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка влияют на ситуацию в секторе?». В статье рассматривается роль и место Южной Кореи в международном содействии развитию, при этом особое внимание уделено сектору здравоохранения и продовольственной помощи. Автор подчеркивает уникальность Южной Кореи как государства с развивающейся экономикой, преобразовавшейся из страны-реципиента помощи в страну-донора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ча Виктор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancing Leadership on Development and Health as South Korea Hosts the G-201Center for Strategic and International Studies

The presented publication is translation of the sixth chapter of the CSIS report Key Players in Global Health: How Brazil, Russia, India, China, and South Africa Are Influencing the Game. The article discuses the South Korea's role and place in international development assistance. Special attention is paid to global health and food aid. The author highlights that South Korea is the only country that transited from country-recipient to country-donor.

Текст научной работы на тему «Саммит «Группы двадцати» в Южной Корее: демонстрация растущего лидерства в содействии международному развитию и глобальном здравоохранении»

Саммит «Группы двадцати» в Южной Корее: демонстрация растущего лидерства в содействии международному развитию и глобальном здравоохранении

В. Ча*

Ча Виктор - глава департамента изучения Кореи Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон; E-mail: books@csis.org

Ключевые слова: Южная Корея, саммит «Группы двадцати», Корейское международное агентство сотрудничества (KOICA), содействие международному развитию.

Key words: South Korea, G20 Summitry, Korea International Cooperation Agency (KOICA), international development aid.

Представляем Вашему вниманию перевод шестой главы доклада Центра международных стратегических исследований «Мировые игроки в глобальном здравоохранении. Как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка влияют на ситуацию в секторе?». В статье рассматриваются роль и место Южной Кореи в международном содействии развитию, при этом особое внимание уделено сектору здравоохранения и продовольственной помощи. Автор подчеркивает уникальность Южной Кореи как государства с развивающейся экономикой, превратившегося из страны - реципиента помощи в страну-донора.

Текст "Key Players in Global Health: How Brazil, Russia, India, China, and South Africa Are Influencing the Game" впервые опубликован в США Центром стратегических и международных исследований, штат Вашингтон. © 2010 by the Center for Strategic and International Studies. Все права защищены.

Key Players in Global Health: How Brazil, Russia, India, China, and South Africa Are Influencing the Game, originally published in the USA by the Center for Strategic and International Studies (CSIS), Washington, DC. © 2010 by the Center for Strategic and International Studies. All rights reserved.

Вернувшись из Сеула за две недели до начала саммита «Группы двадцати» в ноябре 2010 г., я мог констатировать, что в воздухе этого мегаполиса с привычно быстрым темпом жизни чувствовалось возбуждение. Южная Корея осознавала, что принимает у себя мероприятие мирового масштаба, как это было с Олимпиадой 1988 г. или чемпионатом мира по футболу в 2002 г. Южнокорейское правительство Ли Мин Бака выдвинуло для себя лозунг «Глобальная Корея», концепция которого заключается в том, что Южная Корея как ответственный стейкхол-дер из получателя международной помощи (еще со времен Корейской войны) становится ее донором, возвращая, таким образом, долги мировому сообществу. «Настало время, когда рост Южной Кореи на международной арене должен занять центральное место», - заявила Сон Ци-

ей, бывший репортер CNN, а теперь спикер сеульского саммита «Группы двадцати». В интервью газете «Корея Таймс» Сон объяснила, что председательство на мировом экономическом саммите «будет новой ролью для Южной Кореи, которая сможет продемонстрировать не только свой экономический рост, но и лидерский потенциал». Ясно, что эти высказывания и полные энтузиазма заявления Голубого дома для стран - членов «двадцатки» демонстрируют, что Южная Корея намерена использовать положение председателя для продвижения своего имиджа на международной арене.

Как страна, принимающая саммит «двадцатки», Южная Корея создает историю. Это первая страна, не входящая в «Группу семи», и первая страна с развивающейся экономикой, председательствующая на саммите. Это так-

* Перевод подготовлен м.н.с. Центра международных сопоставительных исследований ИМОМС НИУ ВШЭ А.С. Лопатиной под редакцией д.полит.н., директора ИМОМС НИУ ВШЭ М.В. Ларионовой и к.соц.н., директора Центра международных сопоставительных исследований ИМОМС НИУ ВШЭ О.В. Перфильевой на основании Лицензионного договора между Центром стратегических и международных исследований и НИУ ВШЭ от 15 февраля 2011 г.

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. 2011. № 4 (35)

же первый неанглоязычный председатель. Все это означает, что фокус деятельности «Группы двадцати» расширяется и включает в себя как совместные действия в течение недавнего финансового кризиса, так и вопросы содействия международному развитию. В этом контексте Южная Корея, за 60 лет трансформировавшаяся из развивающейся в пятнадцатую экономику мира, - пример для развивающихся стран. Растущая мощь Южной Кореи на мировых рынках (переход от статуса реципиента помощи к статусу донора) демонстрирует взаимосвязанные эффекты официальной помощи развитию (ОПР), а это означает, что, вероятно, на саммите эта страна будет на собственном примере демонстрировать важность проектов содействия международному развитию.

В настоящее время Южная Корея реализует несколько крупных внутристрановых проектов по развитию, о которых она, очевидно, заявит во время саммита «Группы двадцати». Например, проект администрации Ли Мин Бака, так называемый проект «Четырех рек», каким бы спорным он ни был, направлен на реставрацию, изменение русла и развитие четырех великих корейских рек. Благодаря этому проекту созданы тысячи рабочих мест. А инициатива «Свободная экономическая зона Инчхона» направлена на превращение индустриального города Инчхона в «центр североазиатского бизнеса». Южная Корея также развивает ядерную энергетику и экологический рост всех секторов экономики. Акцент на собственном развитии делает эту страну убедительным адвокатом глобального развития на саммите «Группы двадцати», а деятельность Южной Кореи в области содействия развитию уже вышла за пределы этой страны.

В течение последних нескольких десятилетий Южная Корея стала активным членом международного сообщества доноров. В 1991 г. Сеул создал Корейское международное агентство сотрудничества (К01СА) для увеличения эффективности помощи, предоставляемой Кореей развивающимся странам. В 1996 г. Южная Корея стала членом ОЭСР - первой страной, превратившейся из реципиента в донора международной помощи. Через механизмы этих и других инициатив в 1987-2007 гг. общий объем официальной помощи развитию, выделяемой Южной Кореей развивающимся странам, составил 5,7 млрд долл. США. В 2008 г. расчетный объем помощи развитию составил 802,3 млн долл. США, что на 15% больше, чем в 2007 г.1 Недавно Сеул отправил

1 Данные Корейского международного агентства сотрудничества. URL: http//www.koica.go.kr/English/main. html (date of access: 07.09.2011).

вакцины для предотвращения эпидемии гриппа Н1Ж в Северной Корее, гуманитарную помощь и персонал на Гаити для помощи жертвам землетрясения, оказал финансовую и медицинскую помощь жертвам наводнения в Пакистане.

Южная Корея первостепенное внимание уделяет здравоохранению, поэтому на здравоохранение и медицинские услуги выделяется около 15% бюджета содействия развитию. С 2002 по 2006 г. Южная Корея выделила 2,5 млн долл. США на борьбу с птичьим гриппом и другими инфекционными заболеваниями шести государствам, входящим в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии. Она также помогла обеспечить доступ к чистой питьевой воде в таких африканских странах, как Кения и Танзания, а с 2006 по 2009 г. Южная Корея реализовала ряд инициатив по охране материнства в Гондурасе, Боливии, Доминиканской Республике и Вьетнаме. Она также запустила инициативу по солидарным сборам на авиабилеты. В рамках этой программы Сеул оплачивает 1000 корейских вон (около 1 долл. США) каждому авиапассажиру, вылетающему из Кореи. Накопленная сумма жертвуется на борьбу с ВИЧ/СПИДом и малярией на африканском континенте. Ожидается, что в рамках этой инициативы ежегодно будет собрано 20 млн долл. США. Правительство Южной Кореи также создало партнерства с ключевыми развивающимися странами, таким как Ирак, Перу и Камбоджа, для того чтобы помочь им подготовить медицинские кадры и отправлять на работу медиков из Кореи [2]. Также Корея является страной - донором Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией2, регулярным донором Продовольственной программы ООН [1] и активным членом Всемирной организации здравоохранения.

Но, возможно, обязательства Южной Кореи в области содействия международному развитию, здравоохранения и безопасности человека нигде так не очевидны, как в ее отношениях со своим воинственным соседом -Северной Кореей. В течение последних десятилетий, несмотря на северокорейские угрозы, провокации и даже военные действия, Южная Корея оставалась либо самым крупным, либо вторым по величине (после Китая) донором продовольственной помощи своему северному соседу [3]. В период с 1998 по 2008 г. на двусторонней основе и через Всемирную продо-

2 The Global Funds Donor Governments // Global Fund to Fight AIDS, Tuberculosis, and Malaria, 2010. URL: http://www.theglobalfund.org/en/donors/list/ (date of access: 07.09.2011).

вольственную программу Сеул в среднем выделял Пхеньяну 300 тыс. тонн продовольствия в год [3]. После краткой приостановки помощи в 2008 г. правительство Ли с 2010 г. возобновило поставки продовольствия и оказание медицинской помощи по просьбе Северной Кореи.

Недавнее наводнение в Северной Корее обострило внутреннюю ситуацию в стране, что в результате привело к еще большим пожертвованиям со стороны Сеула. Помощь включала продовольствие, медикаменты и строительные материалы [4].

В Торонто «Группа двадцати» согласилась принять многоуровневый план развития для предстоящего саммита в Сеуле. Южная Корея как сопредседатель встреч Рабочих групп «двадцатки» высказала намерение рассмотреть как постоянные, так и вновь возникшие проблемы развития в рамках плана «Группы двадцати», в составлении проекта которого она принимала участие. А ее уникальный опыт развития может служить примером для этого плана. В 1988 г. Сеул принимал летние Олимпийские игры, это была историческая возможность продемонстрировать миру свою состоя-

тельность как вновь возникшего развитого государства. Саммит «Группы двадцати» также дает Сеулу шанс продемонстрировать свое глобальное развитие, успехи в области здравоохранения и укрепить лидерскую позицию в международной экономической системе.

Литература

1. Contributions to WFP 2010 // World Food Program. URL: http://www.wfp.org/about/donors/wfp-donors/ 2010 (date of access: 07.09.2011).

2. Health Overview // Korea International Cooperation Agency. 2008. URL: http://www.koica.go.kr/english/ aid/health/index.html (date of access: 07.09.2011).

3. Manyin M., Chanlett-Avery E. Assistance to North Korea // Congressional Research Service Report to Congress R40095. March 2010. P. 20-21. URL: http:// www.fas.org/sgp/crs/row/R40095.pdf (date of access: 07.09.2011).

4. Sang-hun C. South Korea to Send Flood Aid to the North // New York Times. 13 September 2010. URL: http://www.nytimes.com/2010/09/14/world/asia/ 14korea.html (date of access: 07.09.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.