Научная статья на тему 'САММИТ G20 НА БАЛИ: РЕЗУЛЬТАТ ВОПРЕКИ ОЖИДАНИЯМ?'

САММИТ G20 НА БАЛИ: РЕЗУЛЬТАТ ВОПРЕКИ ОЖИДАНИЯМ? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Переговоры / США / КНР / РФ / дипломатия / изоляция / конфронтация / Байден / Си Цзиньпин / Лавров / Индонезия / Negotiations / USA / China / Russia / diplomacy / isolation / confrontation / Biden / Xi Jinping / Lavrov / Indonesia

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Филипп Трунов

Саммит G20 в Индонезии (2022) уникален моментом своего проведения – в условиях глубокой трансформации современного миропорядка. Этот фактор усилил и без того заметную политическую составляющую экономических процессов, что проявилось в ходе переговоров на Бали. Особое внимание отведено встрече президента США и председателя КНР 14 ноября 2022 г. и в этой связи перспективам отношений между двумя странами. Следующий ключевой сюжет – особенности участия России в саммите, детерминированность попыток по ее политической изоляции накануне и в ходе самого мероприятия. Делается вывод о значении саммита для современного этапа мирового развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Филипп Трунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САММИТ G20 НА БАЛИ: РЕЗУЛЬТАТ ВОПРЕКИ ОЖИДАНИЯМ?»

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

САММИТ G20 НА БАЛИ: РЕЗУЛЬТАТ ВОПРЕКИ ОЖИДАНИЯМ?

Филипп Трунов,

ведущий научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОНРАН

Аннотация. Саммит G20 в Индонезии (2022) уникален моментом своего проведения - в условиях глубокой трансформации современного миропорядка. Этот фактор усилил и без того заметную политическую составляющую экономических процессов, что проявилось в ходе переговоров на Бали. Особое внимание отведено встрече президента США и председателя КНР 14 ноября 2022 г. и в этой связи перспективам отношений между двумя странами. Следующий ключевой сюжет - особенности участия России в саммите, детерминированность попыток по ее политической изоляции накануне и в ходе самого мероприятия. Делается вывод о значении саммита для современного этапа мирового развития.

Ключевые слова: Переговоры, США, КНР, РФ, дипломатия, изоляция, конфронтация, Байден, Си Цзиньпин, Лавров, Индонезия.

Keywords: Negotiations, USA, China, Russia, diplomacy, isolation, confrontation, Biden, Xi Jinping, Lavrov, Indonesia.

2022 г. проходит под знаком динамичного и параллельного развития двух масштабных кон-фронтаций: между Евро-Атлантическим сообществом и РФ; США, группой их партнеров и КНР. Отличительной чертой стало наличие прокси-борьбы на территории и (или) в акваториях, расположенных между сторонами конфронтации.

В этой связи объективно возросла значимость форума 020, в составе которого были представлены ведущие как западные, так и незападные державы, а также те из наиболее влиятельных игроков, что находились на соизмеримом политическом расстоянии от каждой из двух первых групп. В рамках ротации председательства саммит 020 состоялся в Индонезии - государстве с наиболее многочисленным в мире мусульманским населением, притом расположенным в Ин-до-Тихоокеанском регионе (ИТР), куда происходит смещение центра тяжести торгово-хозяйст-венных связей в мировой экономике. Встреча 15-16 ноября 2022 г. на о. Бали имела особое символическое значение для понимания судеб человечества, как бы пафосно это ни звучало. Успех или неудача саммита - срыв принятия итоговой декларации, как минимум одного из

раундов многосторонних переговоров на высшем уровне - являлся катализатором степени остроты ситуации на международной арене. Речь шла о реальной степени болезненности перехода к новому миропорядку, способности на этом априори кризисном временном отрезке достигать хотя бы сугубо тактических «разрядок» для снижения риска неконтролируемой эскалации. В данной связи логично, что ключевое значение имели общие итоги саммита, а также круг вопросов, связанных с участием в нем КНР и РФ, на чем и будет сфокусировано внимание в данной публикации.

Профиль 020 - координация торгово-хозяй-ственных контактов на мировом уровне. Однако форум 15-16 ноября 2022 г. наглядно на практике продемонстрировал развитие тенденции политизации экономической проблематики. Наибольшее внимание было обращено не на вопросы глобального изменения климата и перспективы цифровизации в увязке с объективно назревшей реиндустриализацией, но на политико-военные вопросы. Иллюстрации тому: внимание к двусторонней встрече президента США и председателя КНР накануне самого саммита; вопрос реализуемости дипломатического бойкота РФ в ходе мероприятий 020; наконец, смещение всего графика 16 ноября, особенно посадки мангровых деревьев - символа борьбы с обезлесиванием («облысением» Земли) - из-за «ракетной тревоги» в связи с инцидентом в Пшеводуве.

Конфронтация США - КНР: институциализация холодной войны

14 ноября 2022 г. состоялись тщательно готовившиеся на всех уровнях и в различных отношениях (в частности, более примирительной риторикой в преддверии с обеих сторон) переговоры Дж. Байдена и Си Цзиньпина. Само время их проведения опосредованно указывало, что они подавались во многом как «краеугольный камень» всей цепочки встреч - в основном уже многосторонних - на полях саммита. В чем за-

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

ключалось значение этих двусторонних переговоров? Предварительно высказывалось мнение, что встреча Дж. Байдена и Си Цзиньпина может привести к качественному пересмотру отношений США и КНР в смысле отхода от конфронтации вплоть до начала практической реализации проекта 02 по глобальному лидерству.

Безусловно, любая двусторонняя встреча на высшем уровне априори является определенной нормализацией межгосударственного диалога. Вопрос заключается в ином: насколько масштабен и политически значим практический результат, чем это обусловлено? Автор считает переговоры 14 ноября 2022 г. элементом и одновременно символом институциализации конфронтации между США, возглавляемой ими группой партнеров и КНР. Прежде всего, это означает, что сам процесс противостояния отнюдь не был прекращен, но наметилось его отчетливое структурирование - вовне (между сторонами конфронтации) и внутри (внутри них).

Показательна первая из содержательных (непосредственно передающих направленность и ход переговоров) фраз в коммюнике по итогам встречи, представленном на сайте Белого дома1: «Президент Байден пояснил, что Соединенные Штаты будут продолжать активно конкурировать [курсив мой. - Ф. Т.] с КНР, в том числе путем инвестирования в источники силы внутри страны и объединения усилий с союзниками и партнерами по всему миру». Соответственно, никуда не уходит сама конфронтация, имеющая отчетливые черты холодной войны (ценностно-информационное, политико-дипломатическое, экономическое и военное измерения), хотя обе стороны стремятся избегать использования данного термина.

США четко заявили, что не планируют отказываться от дальнейшего наращивания собственных усилий по выстраиванию «полупериметра сдерживания» КНР, привлечения для этого ресурсов партнеров - как расположенных в ИТР, так и находящихся в отдалении от него. В первом случае речь шла о создании разветвленной системы военно-политических форматов: в добавление к малоэффективной ANZUS (Австралия, Новая Зеландия и США, с 1951 г.) 15 сентября 2021 г. добавилась структураAUKUS (Австралия,

Великобритания и США)2, 24 июня 2022 г. -Partners in the Blue Pacific (Blue Pacific Alliance) (четверка указанных выше англосаксонских стран и Япония)3. Кроме того, с рубежа 20102020-х годов наблюдался перезапуск формата QUAD. Эти шаги администрации Дж. Байдена, инициированные под влиянием официального Лондона, представляли собой стратегическую перегруппировку сил группы англосаксонских стран4 (де-факто также с участием Канады). Прежде всего, она была нацелена на усиление «сдерживания» КНР. От географически отдаленных от ИТР партнеров - прежде всего европейских стран - участниц НАТО - США ожидали самого факта полноценного подключения к конфронтации с Китаем. Это нашло отражение в закреплении фактора усиления КНР как одной из ключевых угроз (третьей по счету) в списке таковых в стратегической концепции Альянса, что была принята 28-30 июня 2022 г. на саммите в Мадриде5. Однако декларативная поддержка США не сопровождалась активной военно-практической готовностью участвовать в «сдерживании» КНР или как минимум оттягивании подобного решения - иллюстративен пример ФРГ6.

Развитие потенциала AUKUS, Partners in the Blue Pacific, открытая постановка вопроса о привлечении НАТО к противодействию КНР, наблюдались как до саммита G20, так и после его окончания и представляли собой одну составляющую институциализации конфронтации между Вашингтоном и Пекином. Другая составляющая - это выработка правил стратегического поведения, которые должны предупредить риск неконтролируемой эскалации, что несет с собой катастрофические последствия для всей человеческой цивилизации. Каковы же эти правила? Стороны констатиро-

1 Readout of President Joe Biden's Meeting with President Xi Jinping of the People's Republic of China // The White House. 14.11.2022. - https://www.whitehouse.gov/briefing-room/state-ments-releases/2022/11/14/readout-of-president-j oe-bidens-meeting-with-president-xi-jinping-of-the-peoples-republic-of-china/

2 Joint Leaders Statement on AUKUS // The White House. 15.09.2021. - https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/15/joint-leaders-statement-on-aukus/

3 Statement by Australia, Japan, New Zealand, the United Kingdom, and the United States on the Establishment of the Partners in the Blue Pacific (PBP) // The White House. 24.06.2022. -https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/ 2022/06/24/statement-by-australia-japan-new-zealand-the-united-kingdom-and-the-united-states-on-the-establishment-of-the-partners-in-the-blue-pacific-pbp/

4 Васильев В.С. Англосаксонские скрижали нарастающего глобального цивилизационного противостояния // Актуальные проблемы Европы. 2022. № 4. - С. 236-251.

5 NATO 2022 Strategic Concept. - Brussels: NATO, 2022. -P. 3-5.

6 Арзаманова Т.В. Отдельные аспекты стратегического планирования Германии в Индо-Тихоокеанском регионе в условиях возвращения соперничества великих держав // Актуальные проблемы Европы. 2022. № 4. - С. 260-280.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

вали недопустимость применения ядерного оружия, договорились о создании «всесезонных», т.е. должных функционировать даже при резкой и очень сильной деградации диалога, механизмов взаимодействия. Речь шла не только о рабочих группах по значимым вопросам, но и отлаживании постоянно действующих каналов связи (в физическом и политическом отношениях) между руководством США и КНР1. Как показывал опыт предшествующей холодной войны, этот механизм играл очень большую роль в сбросе чрезмерной напряженности. Для ускорения запуска всех вышеперечисленных мер особо был оговорен визит Э. Блин-кена в Китай в ближайшее время2.

Представляется, что этим шагом, как и фактом переговоров в целом, администрация Дж. Байдена стремилась вызвать ассоциации с визитом президента Р. Никсона в КНР 1972 г., который был тщательно подготовлен командой Г. Киссинджера3 - тем более что в 2022 г. исполнилось ровно 50 лет с момента данных событий. Фактор специальной военной операции (СВО) РФ Дж. Байден попытался использовать как элемент создания благоприятного фона в улучшении отношений с КНР, подобно негативной перцепции руководством последнего СССР в начале 1970-х годов. Однако нынешняя ситуация качественно отличается от той, что имела место полвека назад, прежде всего, в смысле уровня развития стратегического диалога РФ и КНР. Автор отнюдь не стремится к его идеализации, однако объективно Россия и Китай, каждый из которых вынужден вести свою конфронтацию с Западом, перекрестно обеспечивают стратегический тыл друг друга.

Одной из многих иллюстраций тому стали итоги беседы Дж. Байдена и Си Цзиньпина -единственный пункт, по которому они договорились по «украинскому вопросу», состоял в настаивании на недопустимости применения ЯО. Притом Китай сумел принять на себя выгодную и важную в политико-имиджевом плане роль инициатора стратегических правил (в данном случае принципиального отказа от использования ОМУ), что необходимы в условиях развития сразу двух масштабных конфронтаций - не только между США, группой их партнеров и КНР, но также Евро-Атлантическим сообществом и РФ.

В случае официального Пекина отчетливым признаком понимания неизбежности самого факта дальнейшей длительной конфронтации с США, ее жесткости явились итоги XX съезда

Коммунистической партии Китая (16-22 октября 2022 г.), который закончился менее чем за месяц до саммита 020. Вновь избранный состав ЦК КПК включал заметно возросшее число «ортодоксов», в целом критически относящихся к «коллективному» Западу. Это отражало резкое усиление позиций группы самого Си Цзиньпина и соразмерное ослабление позиций сторонников компромисса с «либеральными демократиями». Их представителями являлись экс-председатель КНР Ху Цзиньтао (2004-2013) и готовящийся уйти со своего поста весной 2023 г. Ли Кэцян4.

Это усилило переговорные позиции Си Цзинь-пина на встрече 14 декабря 2022 г. с Дж. Байденом, купируя возможность США использовать для давления на КНР относительную мягкость реакции Пекина на визит спикера Палаты представителей США Н. Пелоси на о. Тайвань. Автор расценивает тогдашнее поведение Китая не как проявление слабости, но стратегической взвешенности. Представляется, что не в меньшей мере данная характеристика применима к тактике российской дипломатии в ходе саммита 020 в Индонезии.

Особенности участия России в саммите С20

Явилось ли отсутствие президента В. Путина на форуме аномалией с точки зрения традиций отечественной дипломатии? Учитывая важность проведения специальной военной операции РФ, особенно ее настоящей (ноябрь 2022 г.) фазы, следует дать отрицательный ответ. Как ни парадоксально на первый взгляд, отказ от поездки российского лидера на саммит 020 оказался весьма удачным имиджевым шагом. Прежде всего, это привело к резкому снижению интенсивности выдвижения версий о том, что тактическое отступление из Херсона - пролог к готовности РФ пойти на компромисс по «украинскому вопросу», основанный на отказе от части вновь вошедших (30 сентября 2022 г.) в состав России территорий.

Возложение на главу МИД РФ С. Лаврова миссии руководства российской делегацией также оказалось выигрышным решением. Очевидно, что с учетом дипломатического бойкота, который ведущие «западные демократии» тщательно планировали и пытались организовать в отношении РФ, ей едва ли стоило готовить традиционно весьма интенсивный круг двусторон-

1 Readout of President Joe Biden's Meeting with President Xi Jinping... 14.11.2022...

2 Ibid.

3 Киссинджер Г. О Китае. - М.: Астрель, 2013. - С. 261-300.

Премьер Госсовета Китая Ли Кэцян не вошел в новый состав ЦК Компартии // РИА-новости. 22.10.2022. - https://ria.ru/ 20221022/кошрагйуа-1825848134.Ыш1

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

них переговоров на высшем уровне. В определенной мере и сама Россия была заинтересована в оптимизации числа контактов. На саммите G20 была реализована соответствовавшая текущему моменту схема рационализации контактов РФ на высшем / высоком уровне.

Логично проведение С. Лавровым встреч с министрами иностранных дел государств, с которыми Россия развивала активный политический диалог на всех уровнях на фоне СВО, - Турцией (М. Чавушоглу) и Китаем (Ван И)1. Особенно следует подчеркнуть факт переговоров с министром иностранных дел Турции, поскольку именно активность этой страны с целью нормализации диалога между РФ и Евро-Атлантическим сообществом означает принятие официальной Анкарой той роли, которую стремилась играть ФРГ в предшествующую холодную войну, начиная с «разрядки». Показательна в этой связи оценка Россией, особенно в первые дни специальной операции, низкой эффективности «Нормандского формата», т.е. прежде всего усилий дуумвирата Берлина и Парижа по урегулированию. Утрата позиций в данном вопросе весьма болезненна для Германии в имиджевом отношении. Вместе с тем официальный Берлин отнюдь не готов пересматривать основы своего курса на рост практической вовлеченности в «сдерживание» РФ, прежде всего в военном и политическом отношениях. Путем между этими Сциллой и Харибдой внешней политики ФРГ стало декларирование готовности к сохранению контактов с РФ в принципе как минимум на ближайшую перспективу без наполнения их существенным содержанием.

Особо следует выделить встречу С. Лаврова с генеральным секретарем ООН А. Гуттеришем2. Прежде всего, она отражала заинтересованность ООН как организации, многих стран-участниц, в том числе «западных демократий», в пролонгации зерновой сделки по Украине. Российская сторона пошла на этот шаг почти сразу после завершения многосторонней встречи на Бали.

В контексте решения В. Путина о личном неучастии на саммите G20 был создан ряд информационных поводов, должных создать картину недееспособности российской делегации, в том

1 О встрече министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова с министром иностранных дел Китайской Народной Республики Ван И // МИД РФ. 15.11.2022. -https://www.mid.ru/ru/press_service/vizity-ministra/1838705/

2 О встрече министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова с генеральным секретарем ООН А. Гутер-ришем // МИД РФ. 15.11.2022. - https://www.mid.ru/ru/press_ service/vizity-ministra/1838673/

числе «вброс» о «болезни» С. Лаврова . Ключевым же следует признать инцидент в связи с падением в районе польского селения Пшеводув, что вблизи границы РП и Украины, двух ракет ночью 15 ноября 2022 г. Эта тревога, ответственность за которую бездоказательно стала возлагаться на РФ, привела к сбою в работе саммита G20, а потому требует отдельного освещения. Российская делегация реагировала на обвинения оперативно, спокойно и убедительно показывая свою непричастность к инциденту. Притом представители РФ стремились разумно ограничить влияние данного негативного повода на работу G20. Эта тактика сыграла положительную роль в продолжении работы над итоговым коммюнике 16 ноября 2022 г.

Лишь один пункт (3) документа содержал открытую жесткую критику РФ за специальную военную операцию в отношении Украины4. Притом было зафиксировано, что данное осуждение поддерживалось большинством стран - участниц G20. Использование понятия, близкого к «преимуществу» для обозначения группы критиков РФ, было во многом нацелено на создание диссонанса с концепцией «мирового большинства» как синонима «не-Запада», предложенного одной из ведущих школ теории международных отношений в самой РФ5.

Однако, во-первых, налицо «размытость» данного большинства - образовавшие его страны-участницы и институты не перечислены. Притом существовал как минимум один прецедент, когда «западные демократии», не боясь разобщения G20, пошли на уточнение сторонников конкретного подхода. Это саммит «Двадцатки» в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 г., когда была создана «коалиция желающих» для нанесения ударов по Сирии в связи с обвинениями ее властей (что так и не было доказано) в применении химического оружия в пригороде Дамаска6. В итоге, однако, военные планы не были реализованы из-за выдвижения инициативы РФ по уничтожению ОМП, имевшегося в распоряжении правительства САР, под международным кон-

3 Отъезд Лаврова с саммита G20 из-за холодного приема других стран не подтвердился // Lenta.ru. 16.11.2022. - https://lenta.ru/news/2022/11/16/lavrov/

4 G20 Bali Leaders' Declaration. Bali, Indonesia, 15-16 November 2022. // The EU. 16.11.2022. - https://www.consilium. europa.eu/media/60201/2022-11-16-g20-declaration-data.pdf

5 Караганов С. А. От не-Запада к Мировому большинству // Россия в глобальной политике. 2022. № 5. - С. 6-18.

6 Joint Statement on Syria // The White House. 6.09.2013. -https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2013/09/06/joint-statement-syria

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

тролем1. На саммите 2022 г. подобного списка во главе с США с отдельным заявлением - параллельно итоговому коммюнике - создано не было. Примечательно в этой связи, что «точка бифуркации» для создания такого антироссийского формата - прибытие на форум в качестве специального гостя В. Зеленского - отсутствовала. Президент Украины отказался от очного участия в форуме 020, ограничившись видеообращением.

Во-вторых, сколь ни представительна площадка 020, она всё же отнюдь не эквивалентна международному сообществу. Признаком проявления данной тенденции стало подчеркивание в итоговом коммюнике 020 несогласия с жесткой критикой РФ со стороны ряда государств-членов, а также очевидного наличия воздерживающихся2. Представляется, что в случае саммита на Бали, как и состоявшегося за несколько дней до этого голосования на Генеральной Ассамблее ООН по этому же вопросу - осуждению СВО РФ, - фактическое большинство принадлежало воздержавшимся (в различных формах) и отказавшимся осуждать действия России. Из 193 стран - участниц ООН только 94 государства-члена, т.е. менее половины, пошли на фиксирование критики РФ в документе ГА ООН3. Тем самым еще одна попытка дипломатической изоляции России, предпринятая непосредственно в преддверии саммита 020, не увенчалась безусловным успехом.

Ракетная тревога в Пшеводуве и саммит «Большой двадцатки»

Факт попадания ракет на территорию Польши вызвал оперативную реакцию национального руководства, а также государств-партнеров по НАТО и последней как организации. Логично, что из числа данных игроков именно США, притом устами президента Дж. Байдена, первыми заявили о малой вероятности запуска ракет с территории России4. Тем самым Белый дом подчеркнул свои

1 Security Council Requires Scheduled Destruction of Syria's Chemical Weapons, Unanimously Adopting Resolution 2118 (2013) // The UN. 27.09.2013. - https://press.un.org/en/2013/ sc11135.doc.htm

2 G20 Bali Leaders' Declaration. Bali, Indonesia, 15-16 November 2022. // The EU. 16.11.2022. - https://www.consilium. europa.eu/media/60201/2022-11-16-g20-declaration-data.pdf

3 Генассамблея ООН одобрила резолюцию о возмещении Украине ущерба, нанесенного российским вторжением. 14.11.2022. // ООН. URL: https://news.un.org/ru/story/2022/11/1434732

4 Remarks by President Biden on the Explosion and Loss of Life

in Eastern Poland // The White House. 15.11.2022. - https://www.

whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/11/15/remarks-by-president-biden-on-the-explosion-and-loss-of-life-in-eastern-poland/

технико-технологические возможности по мониторингу ситуации (из космоса), а также заинтересованность в недопущении неконтролируемого разгона эскалации напряженности в ракетно-ядерной сфере. Последний сценарий мог привести только к одному - катастрофическим по разрушительности последствиям для всех без исключения сторон. Важным резюмированием этого стало уже отмеченное согласие глав СВР и ЦРУ, которые на следующий день после окончания саммита встретились в Турции, о недопустимости применения ЯО - на украинском направлении и в целом5. Тем самым это едва ли не важнейшее правило инсти-туциализации конфронтации было подтверждено не только для таковой между США, группой их партнеров с КНР, но Евро-Атлантическим сообществом и РФ.

Инцидент в Пшеводуве привел к экстренной встрече в формате «большой семерки», презентуемой как основа консультаций стран - участниц НАТО в целом6, что привело к нарушению графика работы «Двадцатки». В чем значение этого? В понимании автора была предпринята попытка обозначить большую значимость 07 в сравнении с 020. Это стремление, во-первых, вновь отражало тенденцию политизации экономической проблематики - учитывая поля предметной специализации каждого из двух форматов. Во-вторых, в единой увязке с этим показывалось преимущественное положение группы ведущих «западных демократий»: собравшись в узком кругу, они привели к деформации работы саммита на Бали. Разумеется, что соответствующий шаг декларировался как вынужденный, обусловленный риском роста «российской угрозы». В данном контексте экстренный саммит 07 должен был напомнить о важности украинской проблематики в контексте подготовки итогового коммюнике, представляя тем самым очередную попытку по дипломатической изоляции РФ.

Созыв 07 принес «западным демократиям» одновременно тактические успех и неудачу. С одной стороны, была продемонстрирована способность оперативно проявить солидарность с партнером по НАТО - прежде всего, со стороны США. С другой стороны, де-факто, хотя и не будучи готовы снять с РФ ответственность полностью, США согласились с ее более чем вероятной непричастностью к падению ракет в Пшеводуве. Это оказалось втройне чувствительным для администрации Дж. Байдена в политико-имиджевом плане на фоне неудачи по-

5 Россия и США договорились воздержаться от использо-

вания ЯО.

Remarks by President Biden on the Explosion and Loss of

Life in Eastern Poland.

6

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

пытки дипломатической изоляции РФ, особенно на заседании 15 ноября 2022 г., а также перехода к Республиканской партии контроля над Палатой представителей по итогам выборов в Конгресс 8 ноября 2022 г., что стало реальностью 16 ноября.

Безусловно положительным результатом стало принятие итогового коммюнике саммита G20 на Бали. Заметную роль в этом сыграла принимающая сторона и прежде всего персонально президент Индонезии Д. Видодо. Помимо единственного пункта, отведенного для представления двух подходов к восприятию СВО РФ, итоговый документ прежде всего был сфокусирован на:

- фиксировании важности ООН, ее Устава для функционирования миропорядка;

- содействии политико-дипломатическому урегулированию вооруженных конфликтов и кризисных ситуаций;

- расширении координации по решению проблем продовольственной безопасности (и в этой связи подчеркивании важности зерновой сделки от июля 2022 г.);

- предельном учете «зеленой повестки» в борьбе с энергетическим кризисом на международной арене, а также при осуществлении индустриализации и дигитализации;

- дальнейшем совершенствовании методик борьбы с пандемиями различного типа1.

Данные положения в основе отвечали интересам практически всех без исключения участников G20. Саммит на о. Бали продемонстрировал, что даже в условиях кризисной фазы международного развития, когда происходит формирование нового миропорядка, остается место для широкой многосторонней кооперации - прежде всего, по эколого-экономическим проблемам в их деидеологизированном состоянии.

Форум G20 с его экономической направленностью не смог стать площадкой для изоляции России - ни в плане проведения заседаний, ни сопровождавших мероприятие фоновых «шоков» различного характера, ни принятия итоговой резолюции. Каково же значение фактора России? Перефразируя приписываемую Галилео Галилею фразу «И все-таки она вертится», уместно отметить: «И все-таки без полноценного участия России нельзя обойтись».

G20 Bali Leaders' Declaration. Bali, Indonesia, 15-16 No-

vember 2022.

н= * *

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.