Научная статья на тему 'Саммит АТЭС во Владивостоке: некоторые итоги и оценки'

Саммит АТЭС во Владивостоке: некоторые итоги и оценки Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
795
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САММИТ АТЭС / СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / МЕХАНИЗМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / ПРОЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АТР / APEC SUMMIT / CREATING AN ENABLING BUSINESS ENVIRONMENT / A COMPREHENSIVE PLAN FOR THE DEVELOPMENT OF THE REGION / REGIONAL COOPERATION MECHANISMS / INTERNATIONAL COOPERATION PROJECTS OF ATR

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Севастьянов Сергей Витальевич

Автор, анализируя итоги саммита АТЭС 2012 г., утверждает, что по итогам форума стало ясно: для преодоления действия негативных факторов требуется оперативная разработка и утверждение Правительством Российской Федерации целого комплекса долговременных организационных, финансовых, социальных и прочих мер, направленных на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, инвестирования и проживания в этой части страны. Другими словами международный саммит стал катализатором для неотложного решения внутрироссийских проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APEC Summit in Vladivostok: some results and evaluations

In this article, the author, analyzing the results of the 2012 APEC Summit, argues that the Forum was clear: to overcome the negative factors to the rapid negotiation and adoption by the Government of the Russian Federation of the whole complex of longterm institutional, financial, social and other measures aimed at creating favourable conditions for doing business, investing and living in this part of the country. The International Summit has become a catalyst for internal Russian problem to be urgently addressed.

Текст научной работы на тему «Саммит АТЭС во Владивостоке: некоторые итоги и оценки»

УДК 332.144

Севастьянов Сергей Витальевич

Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия

Саммит АТЭС во Владивостоке: некоторые итоги и оценки

Автор, анализируя итоги саммита АТЭС 2012 г., утверждает, что по итогам форума стало ясно: для преодоления действия негативных факторов требуется оперативная разработка и утверждение Правительством Российской Федерации целого комплекса долговременных организационных, финансовых, социальных и прочих мер, направленных на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, инвестирования и проживания в этой части страны. Другими словами международный саммит стал катализатором для неотложного решения внутрироссийских проблем.

Ключевые слова и словосочетания: саммит АТЭС, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, комплексный план развития региона, механизмы регионального сотрудничества, проекты международного сотрудничества АТР.

В период председательства в АТЭС в 2012 г. Россия сумела, сохранив традиционную повестку дня этого Форума, основанную на либерализации торговли и инвестиций, перенести акцент на повестку экономического и технического сотрудничества, обратив особое внимание на запуск крупных инфраструктурных проектов. Такой подход согласуется с намерениями России развивать потенциал Транссибирской магистрали и Северного морского пути с ее расчетами на то, что в перспективе экспорт пространства станет не менее значимым направлением ее экономических взаимодействий со странами АТР, чем энергетическое или военно-техническое сотрудничество. С интересами и потенциальными возможностями России хорошо стыкуются и другие приоритеты саммита во Владивостоке, одобренные внешними партнерами, в частности укрепление продовольственной безопасности и интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста.

В то же время скромные (с точки зрения привлечения иностранных инвестиций) результаты саммита АТЭС во Владивостоке показали, что в нынешнем состоянии РДВ (слаборазвитая инфраструктура, незначительное население, отсутствие налоговых и других преференций и т.п.) мало интересен для инвесторов, за исключением тех, кто нацелен на вы-

воз необработанных натуральных ресурсов. Руководству страны стало очевидно, что для преодоления действия негативных факторов требуются оперативная разработка и утверждение Правительством РФ целого комплекса долговременных организационных, финансовых, социальных и прочих мер, направленных на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, инвестирования и проживания в этой части страны. Другими словами, международный саммит стал катализатором для неотложного решения внутрироссийских проблем, чему и было посвящено заседание Президиума Госсовета 29 ноября 2012 г. Президент России В. Путин в выступлении на этом заседании признал, что «Подъём таких масштабных территорий требует долгосрочной стратегии и последовательности действий. Все эти подходы должны быть отражены в госпрограмме социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». Он также признал созданную систему управления регионом неэффективной и предъявил серьезные претензии к работе недавно созданного Министерства по развитию Дальнего Востока. При этом он предложил вернуться к обсуждению проекта создания государственной корпорации по развитию региона, и это ключевое предложение получило поддержку участников заседания. Например, была предложена управленческая схема, при которой два института будут иметь четкую сферу ответственности: Госкорпорация - реализовывать конкретные проекты, а Министерство - осуществлять контрольные функции и разработку комплексных планов развития региона.

В долгосрочной перспективе России целесообразно развивать взаимодействие с партнерами на всех уровнях регионализма АТР. Ведущим многосторонним форматом сотрудничества для нее останется АТЭС, при этом важно продемонстрировать, что работа по четырем основным приоритетам развития, которые Россия представила на саммите АТЭС, а также в сфере энергетики, не останется декларацией о намерениях. Для чего необходимо сформировать конкретные планы действий и наращивать сотрудничество в рамках АТЭС по этим приоритетным направлениям. Важнейшее из них - расширение поставок углеводородов в страны Восточной Азии с целью укрепления энергобезопасности и обеспечения экономического роста в регионе. При этом в наиболее перспективном для РФ газовом секторе необходимо признать новые реалии (превышение предложения над спросом на рынке газа, усиление фактора конкуренции на мировом рынке, в том числе за счёт глубокой технологической революции в области сланцевого газа). В этой связи Газпрому надо оперативно заключить соглашение с японскими партнерами и начать строительство в Приморском крае завода по производству СПГ.

В условиях ухудшающейся мировой экономической конъюнктуры важнейшим направлением интеграции России в АТР становится увеличе-

ние вклада нашей страны в продовольственную безопасность региона. Правительству России необходимо сформировать концепцию создания в Сибири и на Дальнем Востоке комплексных агропромышленных зон и сделать эту информацию доступной для российских и иностранных инвесторов. Важным первым шагом должен стать запуск пилотных проектов по выращиванию пшеницы, сои и других сельскохозяйственных культур в различных субъектах Дальнего Востока и Забайкалья с участием иностранного капитала и передового производственного менеджмента.

Еще одно важное направление - подключение российских университетов к идущим в АТР процессам интеграции в науке и образовании. С формированием Дальневосточного федерального университета, где развернуто преподавание целого ряда курсов магистратуры на английском языке, появились реальные возможности для наращивания экспорта российских образовательных услуг в страны АТР. Для решения этих задач Правительство РФ выделило ДВФУ специальный фонд развития, на основе которого создана Программа развития университета, включающая целый комплекс методов повышения качества образования и научных исследований.

Возвращаясь к теме многосторонних механизмов регионального сотрудничества, следует отметить, что в свете недвусмысленно высказанных США претензий на лидерство в интеграционных процессах АТР Москве необходимо и дальше придерживаться декларированной Министром иностранных дел С. Лавровым позиции, согласно которой системообразующую роль в дискуссиях по региональной проблематике должны продолжать играть страны АСЕАН. Иначе говоря, России следует активно участвовать в таких интеграционных форумах, как АТЭС и Восточно-азиатский саммит (ВАС), где страны АСЕАН играют роль балансера.

В свете стоящей перед РФ задачи структурной перестройки экономики развитие партнерских отношений с государствами АСЕАН представляется особенно ценным, так как они рассматривают Россию в качестве партнера по реализации высокотехнологичных проектов (космос, телекоммуникации, нефтедобыча на шельфе и др.). И в этом их принципиальное отличие от ведущих стран СВА, которые воспринимают нашу страну, в первую очередь, как источник дешевых природных ресурсов.

Что касается необходимости участия России в Транс-Тихоокеанском партнерстве (ТТП), то она пока не очевидна. Во-первых, ТТП изначально во многом рассматривалось как проект, направленный на сдерживание нашего стратегического партнера в АТР - Китая. Во-вторых, России надо сначала оценить первые последствия от вступления в ВТО и выработать меры по смягчению того или иного негативного эффекта. Только после этого можно рассматривать целесообразность вступления в ТТП, где тре-

бования к участникам с точки зрения открытости экономик выше, чем в ВТО.

В отдельную стратегическую задачу необходимо выделить формирование перспективной программы развития Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР, признанного в этом качестве нашими партнерами по региону. Подобная идея высказывалась еще в конце 80-х Президентом СССР М. Горбачевым. Решение руководства России провести саммит АТЭС 2012 г. во Владивостоке и выделить на его развитие значительные финансовые средства позволило городу существенно изменить свой облик. При всех задержках со сдачей ряда объектов Владивосток сегодня - это качественно другой город. В 2013 г. необходимо завершить строительство и запустить в эксплуатацию объекты, которые не были сданы до саммита АТЭС, в том числе кампус ДВФУ на острове Русский, две гостиницы, спортивно-развлекательный комплекс, оперный театр и др. Реализация указанных выше мер позволит Владивостоку достичь ряда параметров, позволяющих ему стать одним из центров международного сотрудничества в АТР.

Дальнейшее движение Владивостока к этой цели требует усилий по нескольким направлениям. Во-первых, необходима выработка перспективного плана развития города, которому необходимы новые территории, поскольку здесь почти не осталось удобных площадей для комплексной жилой и промышленной застройки. В связи с этим целесообразно присоединить к Владивостоку Артемовский городской округ и Надеждин-ский район. На новых территориях необходимо спроектировать комплексную малоэтажную жилую застройку, технологические и промышленные площадки для размещения предприятий и производств с учетом мирового градостроительного опыта. В непосредственной близости к потенциальным районам новой застройки находятся уже построенные государством важные объекты инфраструктуры: новый аэропорт, новые автомобильные трассы, планируется строительство скоростной железной дороги из Владивостока до Уссурийска. При этом крупный бизнес уже осуществил перевод своих мощностей в Южное Приморье, где формируется мощный кластер по глубокой переработке нефти и газа. Так, Газпром объявил о планах строительства в Хасанском районе Приморья завода по производству СПГ, а «Роснефть» приступила к строительству в районе Находки нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса.

На новых территориях целесообразно разместить логистический технопарк, производственный кластер, например специализирующиеся на переработке продукции сельского хозяйства, включая продукцию рыбной отрасли, марикультуры и др. Целесообразность создания в Приморье подобного кластера связана как с необходимостью обслуживать потребности местного производителя (например, переработки сои, мяса птицы

и др.), так и с обещаниями руководства страны увеличить российский вклад в обеспечение продовольственной безопасности АТР.

Второе направление развития города касается необходимости интернационализации Владивостока. В этом контексте полезно изучить опыт качественного прорыва в этой сфере ряда городов наших стран-соседей: японских (Саппоро, Ниигата), корейских (Пусан, Инчон), китайских (Далянь - побратим Владивостока и Тяньцзинь). Последний предлагается китайской стороной в качестве своего рода столицы СВА. Этот неофициальный статус планируется укрепить путем размещения в нем головного офиса Банка экономического развития СВА. При этом основное сравнительное преимущество (город-порт, в котором начинается трансконтинентальная железнодорожная магистраль) Тяньцзиня и Владивостока совпадает.

Инчон и Далянь недавно также «запустили» знаковые проекты международного сотрудничества. В Инчоне разместился Секретариат субрегионального офиса Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), зоной ответственности которого стали Восточная и Северо-Восточная Азия. Далянь же в 2012 г. по согласованию с авторитетной НПО в области безопасности СВА (Диалогом по сотрудничеству в СВА), которая базируется в Университете Калифорнии в Сан-Диего (США), договорился о том, что последняя передала этому городу на постоянной основе важную часть своей повестки - морскую безопасность в регионе. Начиная с 2013 г., ежегодный форум второй дорожки по данной тематике будет проходить в Даляни.

Выше приведенный опыт из жизни крупных (но не столичных) городов стран СВА свидетельствует о том, что помимо развития региональных связей в области торговли, инвестиций, образования, науки, культуры, спорта одним из важных условий для решения задачи выхода Владивостока на уровень «глобального» города являются обоснование целесообразности, условий финансирования и последующее приглашение во Владивосток на постоянной основе значимых для СВА организаций международного сотрудничества (в идеале - на государственном уровне, хотя для начала будет успехом и приглашение значимых неправительственных форумов).

В заключение следует отметить, что в актив саммита следует занести реализацию крупномасштабной программы развития инфраструктуры Владивостока, что позволит ему в перспективе стать одним из центров международного сотрудничества и «окном России» в АТР. Владивостокский саммит позволил руководству и деловой элите России обсудить взаимовыгодные направления и проекты экономического сотрудничества со странами АТР, а также привлечь внимание к этой части страны в самой России и за рубежом.

Одновременно это международное мероприятие стало катализатором для решения назревших внутрироссийских проблем. Содержание дискуссий и слабые инвестиционные результаты саммита продемонстрировали неотложность формулирования руководством страны основанной на новых организационных и экономических подходах комплексной стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья, чему и было посвящено заседание президиума Госсовета в ноябре 2012. В случае её успешной реализация эти российские регионы смогут существенно продвинуться в социально-экономическом развитии.

Непринятие же действенных мер в этой сфере приведёт к консервации их отставания от экономически более развитых частей центральной части России и стран-соседей по СВА, что, в свою очередь, чревато недополученной выгодой для всей российской экономики от неучастия в интеграционных проектах АТР, продолжающимся оттоком российского населения и, в конечном счете, нарастанием геополитических рисков экономического отторжения этих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.