УДК 069(1-21)(282.247.326.6):908
Е. А. Рядченко
САМАРСКИЙ ПУБЛИЧНЫЙ МУЗЕЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ
Во второй половине XIX в. начинается новый этап в истории музейного дела России. Культурная жизнь русской провинции, которая только начала пробуждаться, в своей основе уже несла просветительскую идею. Искусствам отводилась прикладная роль «служить наглядными школами для развития и эстетического вкуса, и гуманности в подрастающих поколениях»1, что было особенно актуально для Самары, которая, была «бедна культурными силами»2. Именно этой благородной цели отвечала идея создания Публичного музея в Самаре3. Музей должен был стать средством изучения Самарского края «в отношении естественном, сельскохозяйственном, промышленном, техническом и историческом»4.
Коммерциализация российской экономики в пореформенный период вела к тому, что предприниматели и, в частности, купечество, превращались во влиятельный слой российского общества со своими специфическими интересами, образом жизни, духовными и эстетическими запросами. Вторая половина XIX - начало ХХ вв. в России являлись, по терминологии М. Вебера, временем формирования «буржуазного этоса», который оказывал все возраставшее влияние, и на материальную, и на духовную сферы жизни общества5. Самарский Публичный музей, основанный в 1886 г., оказался в ряду первых музеев Поволжья, которое в целом занимало третье место по количеству организованных в последней четверти XIX в. музеев, уступая лишь Сибири (и Дальнему Востоку) и Украине6. Так, в Нижнем Новгороде и Саратове музеи были основаны в 1887 г., в Астрахани - в 1890 г., в Казани - в 1895 г., в Пензе - в 1905 г., в Волгограде - в 1914 г., в Симбирске - в 1918 г.7 Эти данные указывают на тесную связь экономического состояния страны с развитием музейного дела.
1 Алабин П. В. Зал императора Александра II в городе Самаре. Самара, 1889. С. 1.
2 Архангельский Н. А. Город Самара. Исторический очерк. Самара, 1923. С. 30.
3 Центральный государственный архив Самарской области (далее - ЦГАСО). Ф. 153. Оп. 36. Д. 642. Л. 51-56.
4 Архангельский Н. А. Зал императора ... С. 31; Журнал Самарской городской думы. № 3. 29 января 1880 года // Журналы Самарской городской думы за 1880 год. Самара, 1880. С. 61. В прил.: Проект Устройства здания для публичной библиотеки и музея, устройства и хранения музея.
5 Скубневский В. А., Старцев А. В., Гончаров Ю. М. Купечество Алтая. Барнаул, 2001. С. 147.
6 Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX - XX века (1861 - 1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып. II. С. 170.
7 Там же. С. 168-169.
Музейная сеть в провинции, как, впрочем, и в целом в России, складывалась стихийно, во многом зависела от экономической, общественной, научной и политической жизни как страны в целом, так и региона в отдельности. Характерно, что именно Самарский музей, единственный в Поволжье, в отличие от других провинциальных музеев, имел четко разработанную программу и научную концепцию8. Самарский музей возник по инициативе местной власти, признавшей необходимость широкого распространения науки и культуры в народных массах. Зачастую местные власти не осознавали всю важность этого явления и практически не принимали участие в музейном строительстве, если сами не являлись его инициаторами, как это было в Самаре. Поэтому в купеческой Самаре музейное строительство шло по другому пути, чем в целом в Среднем Поволжье. Историки неоднократно отмечали, что российское купечество, в лице отдельных своих представителей, сыграло немаловажную роль в экономической, культурной и общественной жизни страны. Самарское купечество активно работало в органах городского самоуправления, так как интенсивная торговая жизнь делала неизбежным широкое присутствие купцов в составе городской власти. В свою очередь, сословный состав органов городской власти напрямую зависел от вектора социально-экономического и социокультурного развития города. Купцы являлись инициаторами многих идей и проектов, направленных на улучшение городской жизни, совершенствование социальной инфраструктуры.
Мысль о создании музея зародилась во время подготовки к празднованию 25летнего юбилея царствования императора Александра II. 19 ноября 1879 г. проходило заседание Самарской городской думы, на котором было решено избрать комиссию по выработке предложений9. Уже 27 ноября была образована Подготовительная комиссия, состоявшая из десяти гласных Самарской городской думы под председательством городского головы, купца М. И. Назарова10. 29 января 1880 г. на заседании Самарской городской думы П. В. Алабин зачитал доклад Комиссии, которая признала необходимость сооружения памятника, «вполне достойного величия торжествуемого события»11. Таковым памятником, по мнению Самарской городской думы, явилось бы каждое учреждение, которое бы образовывалось «с целью умственного и нравственного развития отечественного общества», следовательно, Комиссии предстояло только наметить такое учреждение означенного характера, которое, в данном случае, отвечало бы потребностям городского общества в возможно большей степени12. Далее в докладе говорилось, что именно музеи «по всей Европе признаны чрезвычайно действенным средством народного образования, что в Европе издавна, а в последнее время и у нас в России, правильно устроенный и вполне доступный публике музей, признается одним из лучших способов проведения необходимых сведений в народную
8 Буркова О. С. Самарский городской Публичный Музей. 1880 - 1917 гг. Самара, 2006. С. 9.
9 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 642. Л. 5.
10 Там же. Л. 5-6.
11 Журнал Самарской городской думы. N° 3. 29 января 1880 года. С. 58.
12 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 3. Д. 642. Л. 10.
массу»13. В заключение доклада был сделан вывод, что лучшим памятником к 25-летнему юбилею царствования Александра II является «сооружение вполне приличного здания для существующей уже в Самаре Публичной библиотеки и в том же здании - устройство Публичного музея». Этот музей должен иметь общеобразовательный характер и служить средством для изучения края14, «удовлетворять любознательности без напряжения и труда, побуждать к знанию»15, особо отмечалось, что «в наше время благоустроенный город без Публичного музея как бы немыслим»16. В проектируемом здании предполагалось устроить особый Зал Императора Александра II, который по замыслу должен был служить «собственно ученым работам, а также для публичных актов, публичных лекций, литературных чтений, концертов»17. В будущем на строительство здания библиотеки и музея предполагалось выделить достаточно крупную сумму - 35 000 рублей18, а пока, при наемном здании, было решено выделять 800 рублей ежегодно19.
5 февраля 1880 г. городская дума приняла решение о сооружении здания для библиотеки и открытии в Самаре Публичного музея. Проект был опубликован 7 марта 1880 г. 20 В августе того же года был дан ответ Самарской городской думы на доклад Подготовительной комиссии о необходимости открытия в Самаре музея. 17 августа Самарский городской голова М. И. Назаров получил от Самарского губернатора А. Д. Свербеева уведомление о «воспоследовавшем Высочайшем соизволении Александра II на приведение в исполнение предложений думы» об устройстве в городе Самаре Публичного музея21. Данное учреждение получило свое официальное название - Зал Императора Александра II при Александровской в городе Самаре Публичной библиотеке и Публичный музей. С 1880 г. деятельность музея находилась в ведении Попечительского комитета при Самарской Александровской Публичной библиотеке. Городской голова, купец М. И. Назаров стал Председателем Попечительского комитета. 15 апреля 1882 г. он просил члена Комитета П. В. Алабина специально заняться формированием коллекции, сбором экспонатов и «хранить в своем ведении до времени доступного обозрения и пользования публикой, а также завести книгу для записей экспонатов и пожертвований для музея»22. 18 июля 1886 г. Самарская городская управа доложила в думу о представлении нового проекта устройства при Александровской библиотеке Публичного музея23. Этот проект стал основой научной концепции создания музея в Самаре. 2 августа 1886 г. проект был вынесен на рассмотрение Самарской город-
13 Там же.
14 Там же.
15 Журнал Самарской городской думы. № 3. 29 января 1880 года. С. 61.
16 Алабин П. В. Трехвековая годовщина города Самары. Самара, 1887. С. 162.
17 ЦГАСО. Ф. 674. Оп. 1. Д. 2. Л. 30.
18 Приложение к Журналу Самарской городской думы. № 3. 29 января 1880 года. С. 76.
19 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 642. Л. 14.
20 Журнал Самарской городской думы. № 3. 29 января 1880 года. С. 55-78.
21 ФедоровН. М. Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее. Самара, 1898. С. 1.
22 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 642. Л. 205-206.
23 Там же. Л. 58 об.
ской думы. Устраиваемое учреждение официально именовалось «Самарский Публичный музей»24. В «Проекте Публичного музея в г. Самаре» 1886 г. были четко определены цели, задачи, направления деятельности музея, его устройство и система административного ру-ководства25. Однако, проект Самарского городского Публичного музея был утвержден более чем через три месяца - 13 ноября 1886 г. Наряду с этим, несколько комнат в доме купца Христензена, которые арендовала библиотека, Зал императора и музей с 1882 до 1896 гг. не позволяли осуществить публичный показ собранных предметов и обеспечить их сохранность. В одном из отчетов говорилось, что «открыть музей для посещений публики невозможно за неимением соответствующего помещения»26.
Летом 1895 г. в Самарскую городскую управу поступило предложение вдовы П. С. Ушаковой о покупке у нее дома по Дворянской улице за 43 000 рублей. Городская управа доложила думе о результатах осмотра дома Ушаковой: он был признан годным для библиотеки и музея, на его содержание предполагался ежегодный расход в 3 800 рублей, в том числе на ежегодный ремонт - 500 рублей и страховку - 150 рублей. 5 сентября 1895 г. Самарская городская дума постановила - приобрести дом г. Ушаковой27. В 1896 г. музей и библиотека переехали в собственный дом. С этого времени в залах музея стали проводиться все художественные выставки. Так как музейные коллекции еще не были готовы к экспонированию, было получено разрешение провести выставку самарских художников, по окончании которой в музее был создан художественный отдел, а 25 апреля 1897 г. считается официальной датой основания Самарского художественного музея28. В 1897 г. здесь состоялась очередная периодическая выставка самарских художников29 (первая ежегодная выставка самарских художников прошла 24 апреля 1891 г., на ней семь художников (Н. П. Александров, П. К. Лунд, В. А. Михайлов, К. П. Головкин, Н. П. Осипов, А. И. Ржанов, Н. П. Ткаченко) представили 73 картины 30 С 1891 по 1916 гг. состоялись 23 периодические выставки самарских художников, из них 9 организовал непосредственно сам К. П. Головкин31.
Первоначально финансирование деятельности музея осуществлялось в основном за счет ассигнований городской думы. Однако с 1892 г. сумма ассигнований резко сократилась и составила 200 рублей в год, а уже в 1894 г. было ассигновано и израсходовано всего 82
24 Научный архив Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина (далее - НА СОИКМ). Ф. 9. Оп. 2. Д. 33. Л. 42-63.
25 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 642. Л. 54-58 об.
26 Отчет Александровской публичной библиотеки, Зала императора Александра II и Самарского публичного музея за 1894 год // Самарские губернские ведомости. 1895. № 32. 3 мая.
27 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 9. Д. 697. Л. 2-11.
28 Алексушина Т. Ф. Коллекционеры старой Самары. Самара, 2005. С. 96.
29 Самара. Культура провинции. Иллюстрированные очерки о городе и крае / Под ред. проф. д.ф.н. В. П. Скобелева. Самара, 1995. С. 41.
30 Самарская газета. 1891. 12 мая; ЦГАСО. Ф. 815. Оп. 2. Д. 7. Л. 21.
31 Алексушина Т. Ф. Коллекционеры старой Самары. С. 95.
рубля 72 копейки32. В целом за первые 16 лет работы музея городскими властями на его устройство было выделено свыше 7 000 рублей33. Таким образом, создание музея в Самаре - это заслуга городской власти, в состав которой входило значительное число купцов. По мнению представителей власти, музей был единственной возможностью пропагандировать
34
нужные знания в народной среде34.
Формирование коллекции стало главной заботой музея. Заметный вклад в это внесли пожертвования от частных лиц, которые начинаются примерно с 1885 г.35 Среди «добротных жертвователей» были местные промышленники, купцы. Например, самарский купец Н. Г. Неклютин передал музею рог древнего оленя, найденный на берегу р. Самары36. Владелец пивоваренного завода А. Ф. фон Вакано, сам много путешествовавший, занимавшийся коллекционированием и считавшийся одним из крупнейших коллекционеров не только Самары, но и всего Поволжья37, уже с 1889 г. начал активно опекать Самарский Публичный музей, регулярно передавая ему «приношения» (дары), в числе которых «окаменелый, распиленный пополам и отполированный аммонит», поступивший в музей в 1893 г.; серебряная и бронзовая тунисские монеты (1894 г.)38. Уникальная коллекция фон Вакано состояла из предметов, привезенных им из Европы, Америки, Китая, Японии, Индии, Ирана, Средней Азии, Египта39. Часть этих предметов легла в основу формирования коллекции Самарского Публичного музея. Например, в 1902 г. А. Ф. фон Вакано передал музею бронзовую медаль в память 50-летия Императорского Петербургского университета, а в 1906 г. - альбом Жигулевского пивоваренного завода, посвященный 25 годам деятельности предприятия40. Самарский купец, в будущем - художник, антиквар, собиратель картин К. П. Головкин в 1897 г. подарил, еще только формирующемуся художественному отделу свои картины «Подножие Жигулей», «Последний снег. Осокори», «Серый день в лу-гах»41. В результате его «живейшего участия»42 в музее была создана богатая художественная коллекция, включавшая работы самарских художников и знаменитых русских живописцев. В художественный отдел поступала не только живопись. Ежегодно от самарских купцов и коллекционеров - П. Шихобалова, А. Елшина, С. Пермякова, К. Головкина,
32 См.: Отчет Александровской публичной библиотеки, Зала императора Александра II и Самарского публичного музея за 1894 год.
33 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 642-643.
34 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 9. Д. 642. Л. 10.
35 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 643. Л. 73-74.
36 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 642. Л. 29.
37 Алексушина Т.Ф. Коллекционеры старой Самары. С. 54.
38 Отчет Александровской публичной библиотеки, Зала императора Александра II и Самарского публичного музея за 1893 год. Самара, 1894. С. 27; Отчет Александровской публичной библиотеки, Зала императора Александра II и Самарского публичного музея за 1894 год. С. 30.
39 Подробнее: Алексушина Т. Ф. Коллекционеры старой Самары. С. 51-82.
40 Самарский городской публичный музей. Отчеты за 1902 - 1903 годы. Самара, 1904. С. 42.
41 Крайнова Т. В. Художественное наследие К. П. Головкина: поиски и находки // Материалы научно-практических конференций Самарского художественного музея. Самара, 1997. С. 16.
42 Самарский городской публичный музей и Зал императора Александра II. Отчет за 1898 г. Самара, 1899. С. 32.
В. Арапова, А. фон Вакано, А. Клафтона, Ф. Яковлева, - принимались в дар иконы и медное литье, керамика, графика и предметы прикладного искусства Востока. В 1903 г. К. П. Головкин подарил музею 12 бухарских монет и 2 статуэтки с изображением египетских мумий, это стало основой будущей восточной коллекции музея. В 1907 г. он передает художественному отделу картину неизвестного художника, а в 1908 г. и свою картину -«На Волге»43. Наибольшее количество предметов он подарил Самарскому музею в 1917 г.: 79 наименований - старинные монеты, вещи, альбомы, фотографии, книги, рисунки44. Таким образом, при активном содействии К. П. Головкина Самарскому городскому Публичному музею удалось создать богатую художественную коллекцию. Он относился к тому уникальному типу коллекционеров и меценатов, которые формировали муниципальный музей как свою собственную коллекцию45. В 1914 г. «Объединение любителей старины», куда входил и К. П. Головкин, начало частным путем создавать в музее отдел, посвященный Первой мировой войне. В музее отдел «Война 1914 - 1916 годов» был оборудован на средства К. П. Головкина, который также составил и список собранных для него предметов. В 1908 г. К. П. Головкин, В. Михайлов и В. Гундобин создают общество по поддержке сооружения «Дома науки и искусств», в котором предполагал разместить Александровскую библиотеку, читальный зал, городской музей, художественную галерею, зал для выставок, собраний и концертов. В сентябре 1916 г. К. П. Головкин написал обращение в городскую думу, где сообщил о подготовленных им чертежах фасадов и планах «Дома науки и искусств» и предложил построить это здание на свои средства46. В целом на нужды культурного развития Самары он выделил около 600 000 рублей. Но попытка получить помощь и поддержку городских властей в создании «Дома науки и искусств» не дала результатов. В дальнейшем купец-меценат не оставил «свою мечту», продолжая работать над рукописью «Постройка, устройство и организация провинциального музея», посвященной Самарскому
47
городскому музею47.
Таким образом, вступление России в фазу капиталистических отношений способствовало оживлению общественной жизни. Появление в 80-е годы XIX в. в провинциальном купеческом городе музея стало не только одним из свидетельств бурного экономического и культурного развития края, но и значимым явлением в культурной жизни Самары, ярким примером провинциального социокультурного института.
43 ЦГАСО. Ф. 815. Оп. 2. Д. 3. Л. 12.
44 НА СОИКМ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 81. Л. 114-116.
45 Алексушина Т. Ф. Коллекционеры старой Самары. С. 124.
46 Самара. Культура провинции. Иллюстрированные очерки о городе и крае. С. 41.
47 Крайнова Т. В. Художественное наследие К. П. Головкина ... С. 22.
Информация о статье
Автор: Рядченко Елена Александровна, - доцент, Россия, филиал Российского государственного гуманитарного университета в г. Тольятти. [email protected]
Заглавие: Самарский Публичный музей в социокультурном развитии региона: история создания и формирование коллекции.
Абстракт: Во второй половине XIX в. начинается новый этап в истории музейного дела в России. Самара относится к числу городов, где первые публичные музеи возникают по инициативе передовой общественности. Развитие капиталистических отношений способствовало оживлению общественной жизни, купечество превращается во влиятельный слой российского общества со своими специфическими интересами, образом жизни, духовными и эстетическими запросами. Самарский музей возник по инициативе местной власти, признавшей необходимость широкого распространения науки и культуры в народных массах. Поэтому появление в 80-е годы XIX в. в провинциальном купеческом городе музея - не только одно из свидетельств бурного экономического и культурного развития края, но и яркое явление в культурной жизни Самары.
Ключевые слова: коллекция, купцы, музей, пожертвование, Самара.
On article
Author: Ryadchenko Elena Aleksandrovna - Associate Professor, Russia, Branch of Russian State University for the Humanities in Togliatti. [email protected]
Title: Samara Public Museum in Social and Cultural Development of the Region: History of Creation and Formation of the Collection.
Abstract: The second half of the XIX century is a new phase in the history of museums in Russia. Samara is one of the cities, where the first public museums appear on the initiative of the public good. The development of capitalist relations contributed to the recovery of public life, the merchant turns into a powerful layer of Russian society with its own specific interests, lifestyle, spiritual and aesthetic needs; they have sponsored many of the ideas and projects aimed at improving urban life, improvement of infrastructure. Samara museum created on the initiative of local authorities, recognizing the need for wide dissemination of science and culture among the masses. Therefore, the appearance in the 1880th in a provincial merchant town museum is not only one indication of rapid economic and cultural development of this region, but also a significant event in cultural life of Samara.
Key words: collection, donations, merchant, museum, Samara.