САЛАФИТЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЕГИПТА
Сабери Фахиме
Кафедра сравнительной политологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
В современном мире салафизм, превратившийся из довольно незначительного и аполитичного движения во влиятельное исламское явление, стал темой активной дискуссии. И это вызывает обеспокоенность в обществе. В данной статье рассматривается и анализируются исторические предпосылки, условия формирования и распространения движения салафитов в Египте. Также раскрывается роль и место этого движения в современной политической жизни Египта.
Ключевые слова: салафизм, Египет, политические движения, «арабская весна», «Братья-мусульмане», «Законная лига», АССМ, «Салафитский призыв», «ан-Нур».
Приступая к рассмотрению вопроса о роли и месте салафистов в политической жизни Египта, необходимо заметить, что взрыв волнений в ходе арабской весны 2011 г. привлек особое внимание к организациям исламистов, стремящихся к созданию исламских государств в тех странах, где когда-то правили светские диктаторы. В фокусе оказались уже зарекомендовавшие себя политические группы — такие, как египетские «Братья-мусульмане», Партия свободы и справедливости которых получила большинство в египетском парламенте и даже победила на президентских выборах [8].
Между тем несколько остались в тени главные исламистские соперники «Братьев-мусульман» — члены ультраконсервативного салафитского движения, хотя они на парламентских выборах в Египте пришли вторыми. Ситуация в конце сентября изменилась, когда некоторые салафиты сыграли ключевую роль в беспорядках в ответ на размещенное в Интернете антиисламское видео. Тем более вызывает обеспокоенность та стремительность, с которой салафизм из довольно незначительного и аполитичного движения превращается во влиятельное исламистское явление. С этого времени салафизм стал темой активной дискуссии в обществе [1].
Надо заметить, что концу первого десятилетия XXI в. салафизм распространился по всему арабскому миру, в первую очередь — в Египте и Тунисе. Увеличилось как число его приверженцев, так и институциональный размах. Теперь это движение включало в свой состав общественные организации, занятые благотворительностью, оказанием помощи и работой на местах. Подобно «Братьям-мусульманам», они были не готовы к народному возмущению, во главе которого встали, главным образом, молодежные группировки, и к тому, что его волны начали разрушать существовавшие десятилетиями светские автократические режимы.
Со временем салафиты сумели затмить собой неисламистские силы, которые сыграли ключевую роль в свержении Президента Хосни Мубарака. Но у них
не было тех политических механизмов, какие сумели создать за 80 лет «Братья-мусульмане». В результате возникли различные салафитские силы, которые начали хаотично пытаться самоутвердиться в Египте после свержения авторитарного режима [8].
Исследования салафитского движения и его всевозможные оценки неоднократно предпринималась как зарубежными исследователями (S. Lacroix, S. Sheha-ta), так и отечественными (Р. Мейер, Э. Миришли, М. Ражбадинов, С. Шмидт и др.) [3; 4; 7]. Кроме того, различная информация о сторонниках этого движения, их взглядах и предпринимаемых действиях широко представлена в современной аналитике, как в зарубежной [14], так и в российской [12], а также в сети Интернет [16; 18].
Цель данной статьи — представить основные данные о роли движения са-лафитов в современной политической жизни Египта и дать оценку роли и места в конфликтной ситуации в стране сторонников этого движения. Об актуальности данного вопроса говорит уже тот факт, что в настоящее время движение салафитов является одним из ее ведущих игроков в арабском мире. При изучении проблемы работы за ее основу брались российские аналитические материалы И.А. Царего-родцевой, а в качестве методологии автор использует ряд положений концепции Ю.М. Почты о необходимости учета цивилизационной идентичности мусульманских обществ при анализе фундаментализма и политического ислама в странах Арабского Востока [5; 6].
Прежде всего обратимся к истории движения салафизма в Египте.
История современного салафитского движения в Египте началась за несколько лет до появления «Братьев-мусульман». Еще в 1912 г. в стране возникла и действует до сих пор организация «Законная лига» (полное название организации «Законная лига сотрудничества рабочих с опорой на Коран и сунну Мухаммада»). В начале своего существования организация декларировала отказ от участия в публичных политических действиях и основными задачами провозгласила религиозную пропаганду и социальную работу.
Основатель и духовный наставник организации Махмуд Мухаммад Хаттаб ас-Субки (1858—1933) — улем ал-Азхара и автор большого количества трудов на богословские темы — считал, что интерес к политике вовсе не предполагает участие в ней, и поэтому постоянно подчеркивал, что организация «Законная лига» придерживалась аполитической направленности и в основном занималась социальной работой. Это дало ей возможность остаться в стороне от политических репрессий, которым в Египте на протяжении ХХ в. неоднократно подвергались «Братья-мусульмане».
Еще одно салафитское движение в Египте — Ассоциация сторонников сунны Мухаммада (АССМ). Оно возникло в 1926 г. Его основатель — выпускник ал-Азхара, богослов Мухаммад Хамид ал-Фики (1892—1959).
У идеологов организации было свое видение принципов жизни мусульманского общества. В частности, они считали, что мусульмане должны строго придерживаться единобожия, обращаться к Корану и сунне Мухаммада, следовать
образу жизни первых мусульман. Также сторонники организации призывали к устранению нововведений в мусульманском обществе и отказу от суеверий. Приверженцы идеологии АССМ считали, что регуляция жизни «верующего мусульманского общества» должна происходить в соответствии с Кораном и Сунной. Это движение сегодня считается одним из самых влиятельных салафитских движений на политической арене Египта [12. С. 14].
Изучение деятельности этой организации дает возможность увидеть, что их усилия также направлены на социальную и образовательную работу и уход от политики. Статистика свидетельствует о чрезвычайной популярности организации — в ее составе около 200 филиалов, 11 региональных отделений в странах Африки и Азии, а в самом Египте АССМ контролирует более 1750 мечетей [12. С 15].
Однако, в отличие от «Законной лиги», открыто не участвовавшей в политическом дискурсе относительно арабской весны 2011 г., богословы АССМ не смогли устраниться от вмешательства в политическую жизнь страны, публично осудив демонстрантов в феврале 2011 г. Но и после ухода Мубарака с политической арены Ассоциация продолжала придерживаться политики неучастия в открытых политических дискуссиях.
По этой причине АССМ не создала политическую партию после отставки Президента. Однако уже на президентских выборах в Египте в 2012 г., когда на политическую арену страны новая политическая ситуация выдвинула двух претендентов — бывшего члена «Братьев-мусульман» Мухаммада Мурси и Ахмада Шафика, который в свое время был премьер-министром в правительстве Муба-рака, АССМ призвала мусульман поддержать кандидата от исламистов. Причиной тому были надежды членов движения, что Мурси будет «править согласно Божественному закону» [11].
На первый взгляд кажется, что салафиты поддержали исламистского кандидата, поскольку у них были общие взгляды и цели. Однако это не совсем верно, АБМ и АССМ были недовольны друг другом и не смогли прийти к соглашению, что выяснилось во время встречи Х. ал-Банна и М. ал-Фики. Противоречия вызвали как религиозные вопросы единения мусульман (ал-Банна считал, что они должны объединиться в рамках мусульманской уммы, а ал-Фики на первое место выдвигал вопросы единобожия и лишь затем для тех, кто внемлет этому призыву, разъяснять основы веры), так и вопросы политические (АССМ открыто обвиняла ал-Банну в подстрекательстве народа к демонстрациям против власти и организации переворотов) [9].
Кроме того, эти две организации не смогли найти взаимопонимания и в вопросах трактовки демократии. В частности, идеологи «Братьев-мусульман» считали, что демократия должна базироваться на принципах совещательности (традиционного принципа ислама), именно по этой причине западная демократия вполне может быть совместима с исламом. Представители АССМ, напротив, считают, что демократия как идеология и политическое устройство является чуждым элементом для ислама. Они заявляли, что «целью демократии является... равенство каждого перед законом и обеспечение свобод. Но если ситуация, когда каж-
дый может говорить то, что хочет — это основа демократии, то разве демократия и исламский порядок схожи в этом друг с другом? Эти две формы правления совершенно разные. Пусть некоторые и говорят, что в них есть определенное сходство, но мы с этим категорически не согласны» [2].
Поскольку расхождения по этому вопросу были довольно принципиальными, то тот факт, что АССМ поддержала на выборах 2012 г. «Братьев-мусульман», воспринимается как вынужденная мера. Выборы Президента Мурси на некоторое время сблизили представителей организаций, однако это сближение касалось лишь совместных молитв. Показателем оставшихся прежних разногласий между организациями стало полное отсутствие комментариев со стороны АССМ во время отставки Мурси и запрете «Братьев-мусульман» в 2013 г. Таким образом, АССМ продолжает занимать позицию невмешательства в политику.
Современный салафизм основывается на строгом толковании ислама и призывает мусульман вернуться к изначальным учениям, которые изложены в Коране, а также к пониманию религии в том виде, в котором ее понимали самые ранние поколения мусульман, то есть сподвижники пророка. С точки зрения салафитов неисламские учения на протяжении многих веков отравляли суть «истинного» ислама, и эти примеси необходимо выбросить из исламского образа жизни.
Но на политической арене Египта салафитское движение представлено не только организациями, стремившимися к невмешательству в политическую жизнь страны. Поэтому, с целью объективного исследования роли и места сала-фитов в политической жизни Египта представляется целесообразным рассмотреть позицию более политически активных направлений этого движения.
В 1970 г. в стране образовалась организация «ан-Нур», которая является политическим крылом «Салафитского призыва» (партия имеет и другое название «Салафиты Александрии»). Основа организации — молодежные исламские организации. Время создания организации — это время, когда власти Египта пытались противостоять коммунистическому влиянию и с этой целью санкционировали деятельность студенческий кружков, в которых обсуждались вопросы веры и религии, оказывалась благотворительная помощь «братьям по вере».
Но с середины 70-х гг. это исламское молодежное движение стало политизироваться, поддерживать призывы недовольства политикой «открытых дверей», провозглашенной в стране и приведшей к глубокой социальной дифференциации среди ее жителей. Соответственно, власти попытались ограничить деятельность молодежи, поскольку боялись распространения оппозиционных настроений. Тогда деятельность молодежных организаций перешла в новое русло — в русло открытой политической борьбы, и с этой целью часть организаций вошли в состав АБМ, а другие основали «Салафитский призыв» [7. С. 64—65].
Вопросы салафизма рассматривались в египетской прессе в журнале «Голос призыва». Важным этапом стало открытие в Александрии Института различения добра и зла (религиозное училище), который готовил проповедников. Обучение в этом заведении велось с акцентом на идеи салафизма и его выпускники были не только носителями, но и апологетами «салафиййи». Такая пропагандистская
работа способствовала тому, что к началу 1990-х гг. СП имела широкую поддержку у населения. Деятельность «Салафитского призыва», поддержанная широкими слоями населения, несмотря на свою провозглашенную аполитичность, все же вызвала опасения у властей, и в 1994 г. правительством был предпринят ряд мер, направленных на ограничение возможности его распространения. В частности, был закрыт журнал «Голос призыва», а Институт различения добра и зла передали под управление министерства по делам вакфов.
Работа организации без контроля со стороны сил безопасности смогла продолжаться лишь в университетах, в частности в Александрийском.
Но в 2011 г. «Салафитский режим», как и все внесистемные организации, опять находится под подозрением в связи с обострением в мире антитеррости-ческой борьбы.
Таким образом, в период с 2001 по 2011 г. деятельность организации «Сала-фитский призыв» была ограничена лишь Александрией, проводить работу за пределами города и даже покидать его активистам СП было запрещено. Отметим, что появление другого названия организации «Салафиты Александрии» связано именно с этим периодом действия организации [12. С 20].
«Салафитский призыв» стал своеобразной реакцией на движение «Братьев-мусульман» и его влияние на молодежные организации. Это проявилось в выступлениях идеологов «СП», призывавших к возвращению к принципам «сала-фиййи» и уходу от открытой политической борьбы. Также выносятся вопросы о возвращении к «чистому исламу», которого придерживались первые адепты веры. Этот процесс возвращения видится в очистке веры от нововведений и суеверий, поскольку именно они являются результатом возрастающего влияния суфизма и забвения методов рационального суждения в современном мусульманском праве. Однако идеологи «СП» полностью не отвергают прогресс, но имеют на него собственную точку зрения и видят его в четырех стадиях.
1. Стадия фильтрации, которая состоит в очищении доктрины мусульманской веры от всего несоответствующего ей и убеждении мусульман в правильности салафитского учения.
2. Стадия воспитания, которая будет способствовать появлению поколения «правильных салафитов», не совершающих ошибок, ведущих к искажению истинного ислама.
3. Стадия отчуждения, суть которой в том, чтобы не ассоциировать себя с правительством, которое в своей политике отходит от законов Корана и Сунны. Цель истинных мусульман — убедить политиков в их ложной позиции.
4. Стадия борьбы, которая возникает в том случае, если не удалось переубедить правительство в ложности его позиции. Задача «людей истины» в таком случае — организовать восстание и свергнуть правителя [10].
Как можно заметить, четвертая стадия салафитского прогресса не просто предполагает вмешательство своих членов в политику, но даже оправдывает политический радикализм.
Что касается отношения лидеров СП к революционным событиям начала 2011 г., то оно варьировалось от полного осуждения демонстраций в начале событий до поддержки власти и выдвижения политических требований к ней после того, как стало ясно, что Х. Мубарак должен покинуть свой пост.
Активисты СП не только приобщились к событиям «арабской весны», но и выдвинули собственную программу стабилизации положения в стране. Суть этой программы заключалась в том, что были выдвинуты требования об отмене чрезвычайного положения, о назначении всех «способных людей, боящихся Бога» на министерские должности. Провозглашалась борьба с коррупцией, выдвигались призывы к реформе в образовании и СМИ, а также звучали призывы к амнистии всех «жертв полицейского насилия» [11].
Активная политическая позиция активистов «Салафитского призыва» привела к тому, что в июне 2011 г. была создана салафитская партия «ан-Нур» («Свет»). Партию зарегистрировали в Египте для того, чтобы получить возможность участвовать в парламентских выборах. Во главе ее стал один из ведущих активистов «Салафитского призыва» Имад ад-Дин Абд ал-Гафур.
Лидеры партии считали, что режим, необходимый стране — это среднее положение между теократиией и «режимом безбожия». Они считали, что предпосылки создания подобного типа правления уже были заложены в Конституции 1971 г., которая провозглашала «принципы исламского шариата основным источником законодательства».
Эта статья Конституции должна была стать отправной точкой всех реформ. Результатом же реформ, по мнению партии, должно стать торжество и господство шариатского закона во всех сферах жизни государства и общества.
В партийной программе поддерживалась идея разделения ветвей власти и независимости судов. Экономические реформы в стране также должны быть подчинены исламу, так предполагался перевод всей банковской системы на принципы исламской экономики.
Важная роль во внешнеэкономической политике отводилась кооперации с мусульманскими странами Азии и Африки, и лишь потом со всеми остальными. Такая программа партии вызвала интерес в стране, поскольку ее умеренный тон на этот раз отличался от прежних более радикальных высказываний по этим же вопросам [12. С. 21—22].
Накануне выборов в Народное собрание был организован Исламский блок, членами которого стали партии «ан-Нур», Партия самобытности и Партия строительства развития. Именно в таком составе блок шел на выборы и по итогам голосования получил 24% голосов избирателей и 123 места в собрании. В количественном отношении партии «ан-Нур» принадлежало 108 депутатских мест и в правительстве, которое пришло на смену Мубараку, «ан-Нур» стала второй по численности [12. С. 22].
Такое положение дел вызвало усиленный интерес со стороны экспертов и аналитиков, ведь партия была малоизвестной, ее создали всего за несколько месяцев до выборов и у нее практически не было опыта в ведении политической
борьбы. Поэтому исследователи пришли к выводу, что ее успех зависел от следующих факторов.
1. Партия «ан-Нур» создавалась на базе «Салафитского призыва», а у него в свое время была широкая поддержка среди египтян, вызванная образовательным и благотворительным проектам.
2. Причина популярности салафитов также была вызвана тем, что в стране после падения режима Мубарака острое неприятие вызывало все, что было с ним связано. А салафитская партия была новым политическим игроком и представляла «антисистемную оппозицию» даже по отношению к «Братьям-мусульманам» [15].
3. Третьим фактором, который отметили аналитики, была отлично продуманная и реализованная предвыборная капания партии, основанная на гибкости и прагматизме, ведь ее лидеры сумели вовремя оценить создавшуюся ситуацию и смягчить тон своих религиозных и политических воззваний.
4. Не остался в стороне и «женский вопрос». Лидерами партии была организована конференция, посвященная проблемам современного положения женщин, предотвращению насилия против женщин в семье. Но самым главным было заявление о том, что женщины, идущие в парламент от их партии, смогут размещать свои фотографии на предвыборных плакатах.
5. Назначение главным спикером партии Надира Баккара, 27-летнего молодого и обаятельного выпускника Александрийского университета, стало удачным PR-ходом и покорило электорат Египта. Кроме того, молодой человек умел доступно и четко объяснить идеологию своего направления [12. С 23].
Хорошие результаты на выборах в парламент дали «ан-Нур» повод к выдвижению своего кандидата на президентских выборах. Однако в конце концов са-лафиты выступили в поддержку М. Мурси и вошли в коалицию с АБМ. Таким образом, салафиты, войдя в коалицию, полностью включались в политическую борьбу и становились серьезным орудием поддержки радикальных исламистов. Более того, впоследствии салафиты, отбросив поддержку опального Президента, переключились на сотрудничество с военными.
В целом, подводя итог работы, мы должны отметить, что салафизм является довольно неоднородным течением и включает в себя как умеренное религиозно-нравственное крыло, так и радикальное политическое крыло, соприкасающееся с направлениями экстремизма и фундаментализма. Салафизм — отнюдь не однородное явление. Так в Египте часть его сторонников поддержала события «арабской весны», часть — военный переворот. Организацию салафитов следует рассматривать в контексте современного многополярного политического движения в странах, столкнувшихся с последствиями необходимости экономической и политической модернизации. В результате противодействия этому процессу среди населения сформировалась влиятельная оппозиция модернизации с опорой на традиционные культурно-религиозные ценности.
Таким образом, с одной стороны, салафиты хотят быть частью нового демократического порядка и политическим игроком основного состава. Но, с другой стороны, они подписываются под радикальной повесткой, которая требует от них
навязывания всему арабскому и мусульманскому миру жесткой салафитской трактовки исламских законов. Вместе с тем необходимость радикальных преобразований в Египте приводит к поддержке населением именно радикальных религиозно-политических движений и партий. А религиозно-политический радикализм представляет наибольшую угрозу мирному существованию, как внутри самого Египта, так и во всем регионе.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Агентство по делам религии РК: кто такие салафиты и как с ними бороться? URL: http://www.zakon.kz/4577601-agentstvo-po-delam-religii-rk-kto-takie.html.
[2] Ад-димукратиййа ва-н-низам ас-сийаси ал-ислами // Ал-маукал ар-расми ли джами'ат ансар ас-сунна ал-мухаммадиййа. URL: http://www.ansaralsonna.com/web/play-1775.html.
[3] Мейер Р. Глобальный салафизм: новое религиозное движение в исламе. Global Salafism: Islam's New Religious Movement. Columbia University Press, 2011.
[4] Миришли Э.А. Салафизм как идеология авторитаризма. Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 18—19 октября 2012 года. URL: http://nac.gov.ru/content/4268.html.
[5] Почта Ю.М. Мусульманский мир: роль института гражданского общества в процессе принудительной демократизации // Вестник РУДН. Серия «Политология». 2012. № 3.
[6] Почта Ю.М., Оберемко Т.В. Политическое значение исламского фундаментализма в эпоху постмодерна // Вестник РУДН. Серия «Политология». 2014. № 1.
[7] Ражбадинов М.З. Анатомия египетской революции — 2011. Египет накануне и после политического кризиса в январе — феврале 2011 года. М.: ИВ РАН, 2013.
[8] Салафизм и демократизация в арабском мире URL: http://inosmi.ru/asia/20121003/ 200276943.html.
[9] Фатава ахл ал-лилм фи джама'ат ал-ихван ал-муслимин ва хукм ан-интима' лаха // Ансар ас-сунна. URL: http://www.ansarsunna.com/vb/showthread.php?t=42609.
[10] Хасан Салах ад-Дин. URL: http://www.onislam.net/arabic/islamyoon/salafists/113039-2010-03-09%2014-32-04.html.
[11] Хакикат маукаф ас-салафиййа ал-мисриййа мин сайрат 25 йанаир // Ал-марказ ал'араби ли-д-дирасат ал-инсаниййа. URL: http://www.arabcenter.org/index.php?option= com_content&view=article&id=167:25janrevolution&catid=41:analysis-articles&Itemid=79.
[12] Царегородцева И.А. Мусульманские группы Египта и их политические партии накануне и после «революции 25 января». М., 2014.
[13] Шмидт C. Большая игра салафитов ("The National Interest", США). URL: http://inosmi.ru/ world/20121114/202147860.html.
[14] Jebnoun N., Kia M., Kirk M. Modern Middle East Authoritarianism: Roots, Ramifi cations, and Crisis. N.Y.: Routledge, 2014.
[15] Lacroix S. Policy Briefi ng. Sheikhs and Politicians: Inside the ne Egyptian Salafi sm. June 2012 // Brookings Doha Center. URL: http://www.brookings.edu/~/media/research/files/papers/ 2012/6/07%20egyptian%20salafism%20lacroix/stephane%20lacroix%20policy%20briefing% 20english.pdf.
[16] Salafi Groups in Egypt // ISLAMopedia Online. URL: http://www.islamopediaonline.org/ country-profile/egypt/salafists/salafi-groups-egypt.
[17] Shehata S. Profi les of Egypt's political parties // BBC News Middle East. URL: http://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-15899539.
[18] Sufi s say Islamists in Egypt could squeeze out their traditions // Al Arabiya News. 17 June 2011.
BecmHK Py^H, cepua Поnитоnогин, 2015, № 3
SALAFIS IN POLITICAL LIFE OF EGYPT
Saberi Fahime
The Department of Comparative Politics Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198
In today's world Salafism, which has evolved from insignificant and apolitical to the very influential movement is the subject of active discussion. This article discusses and analyzes the historical background, the conditions of formation and propagation of Salafi movement in Egypt. In addition, the author disclosed the role and the place of this movement in modern political life of Egypt.
Key words: Salafism, Egypt, political movements, Arab spring, Muslim Brotherhood, «Law league», ASSM, «Salafi call», «an-Nur».
REFERENCES
[1] Agentstvo po delam religii RK: kto takie salafity i kak s nimi borot'sja? URL: http://www.zakon.kz/4577601-agentstvo-po-delam-religii-rk-kto-takie.html.
[2] Ad-dimukratiyya wa-n-Nizam al-al-Islami siyasi. Al-mauka" Rasmi al-Ansar dzhamfat whether al-Sunnah al-muhammadiyya. URL: http://www.ansaralsonna.com/web/play-1775.html.
[3] Mejer R. Global'nyj salafizm: novoe religioznoe dvizhenie v islame. Global Salafism: Islam's New Religious Movement. Columbia University Press, 2011.
[4] Mirishli Je.A. Salafizm kak ideologija avtoritarizma. Vystuplenie na III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 18—19 oktjabrja 2012 goda. URL: http://nac.gov.ru/ content/4268.html.
[5] Pochta Ju.M. Musul'manskij mir: rol' instituta grazhdanskogo obshhestva v processe prinudi-tel'noj demokratizacii. VestnikRUDN, serija «Politologija». 2012. № 3.
[6] Pochta Ju.M., Oberemko T.V. Politicheskoe znachenie islamskogo fundamentalizma v jepohu postmoderna. Vestnik RUDN. Serija «Politologija». 2014. № 1.
[7] Razhbadinov M.Z. Anatomija egipetskoj revoljucii — 2011. Egipet nakanune i posle politi-cheskogo krizisa v janvare — fevrale 2011 goda. M.: IV RAN, 2013.
[8] Salafism and democratization in the Arab world URL: http://inosmi.ru/asia/20121003/ 200276943.html.
[9] hl al-Fataawa "ilm fi dzhama'at Ikhwan al-Muslimin wa al-hukm en-sex 'Laja. Ansar al-Sunna. URL: http://www.ansarsunna.com/vb/showthread.php?t=42609.
[10] Hasan Salah ad-Din. URL: http://www.onislam.net/arabic/islamyoon/salafists/113039-2010-03-09%2014-32-04.html.
[11] Hakikat maukaf al-al-salafiyya misriyya sayrat 25 minutes yanair. Al-Markaz aVarabi whether d'dirasat al-insaniyya. URL: http://www.arabcenter.org/index.php?option=com_ content&view=article&id= 167:25j anrevolution&catid=41: analysis-articles&Itemid=79.
[12] Tsaregorodtseva I. A. Egypt's Muslim groups and their political parties before and after the "January 25 Revolution", Moscow, 2014.
[13] Shmidt C. Bol'shaja igra salafitov ("The National Interest", SShA). URL: http://inosmi.ru/ world/20121114/202147860.html.
[14] Jebnoun N., Kia M., Kirk M. Modern Middle East Authoritarianism: Roots, Ramifi cations, and Crisis. N.Y.: Routledge, 2014.
[15] Lacroix S. Policy Briefi ng. Sheikhs and Politicians: Inside the ne Egyptian Salafi sm. June 2012. Brookings Doha Center. URL: http://www.brookings.edU/~/media/research/files/papers/ 2012/6/07%20egyptian%20salafism%20lacroix/stephane%20lacroix%20policy%20briefing% 20english.pdf.
[16] Salafi Groups in Egypt. ISLAMopedia Online. URL: http://www.islamopediaonline.org/ country-profile/egypt/salafists/salafi-groups-egypt.
[17] Shehata S. Profi les of Egypt's political parties. BBC News Middle East. URL: http://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-15899539.
[18] Sufi s say Islamists in Egypt could squeeze out their traditions. Al Arabiya News. 17 June 2011.