Научная статья на тему 'Сакские остроконечные головные уборы в Европе'

Сакские остроконечные головные уборы в Европе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2095
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Область наук
Ключевые слова
ОСТРОКОНЕЧНЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ / ЕВРОПА / АЗИЯ / САКИ-СКИФЫ / КОЧЕВНИКИ / POINTED HEADDRESSES / EUROPE / ASIA / SAKI-SCYTHIANS / NOMADS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рахимжанова Лейла Шаймерденовна

Данная статья раскрывает пути появления в Европе остроконечных головных уборов центрально-азиатских кочевников. Рассматриваются античные и средневековые периоды. В качестве доказательств используются цветные манускрипты. Отмечается символика конусной формы как модели Мировой Горы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сакские остроконечные головные уборы в Европе»

САКСКИЕ ОСТРОКОНЕЧНЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

В ЕВРОПЕ

Рахимжанова Лейла Шаймерденовна, кандидат архитектуры Научно-Исследовательский Институт «Алматыгенплан» lr-design@yandex. ru

This article reveals the ways of appearance of pointed headdresses of Central Asian nomads in Europe. Ancient and medieval periods are considered. As proofs the coloured manuscripts are widely used. The symbolism of the conical shape as a model of the World Mountain is noted.

Keywords: pointed headdresses, Europe, Asia, Saki-Scythians, nomads.

Данная статья раскрывает пути появления в Европе остроконечных головных уборов центрально-азиатских кочевников. Рассматриваются античные и средневековые периоды. В качестве доказательств используются цветные манускрипты. Отмечается символика конусной формы как модели Мировой Горы.

Ключевые слова: Остроконечные головные уборы, Европа, Азия, Саки-Скифы, кочевники.

В манускриптах итальянского историка, поэта и судьи XIII века Guido delle ^lonne «Historia destructionis Trojae» троянцы в конусных головных уборах (рис.1). Frederic Kaplan, анализируя эти манускрипты, отмечает в своей статье «Venise et Troie: même combat» следущее: «Остается загадка шляп. Почему троянцы носят свои странные стрельчатые головные уборы?» [1]. Подобные вопросы у европейских искусствоведов возникают нередко. Это связано с тем, что они не особенно интересуются азиатской культурой, а потому, можно сказать, что истинных корней происхождения собственной истории они могут и не знать. По этой же причине зачастую они дают неверную трактовку тем или иным терминам, событиям.

Рис.1. Троянцы в остроконечных головных уборах в манускрипте итальянского историка и поэта XIII века Guido delle colonne «Historia destructionis Trojae». Взято из Frederic Kaplan,

Если бы современные европейские искусствоведы обратили своё внимание на культуру центрально-азиатских кочевников, то увидели бы связь между троянцами и скифами (саками). Даже на манускриптах Guido delle Colonne показаны азиатские лица троянцев:

Рис.1. Фрагмент из мanuscriptа «Historia destructionis Troia», Dating1370. From Venice, Italy.

Holding Institution Fondation Martin Bodmer. Рис.2. Парадный доспех сакского «Золотого Воина» в остроконечном головном уборе (Иссыкский курган, Казакстан). Рис.3. Фрагмент из

манускрипта Гвидо де Колумна «Historia destructionis Trojae» из статьи Frederic Kaplan. 4. Сакский воин - вождь. Реконструкция Крыма Алтынбекова. Рисунки 2 и 4 взяты из журнала «Научно-реставрационная лаборатории «Остров Крым».

А ведь некогда ранние кочевники были известны в Европе под названием скифов благодаря древним источникам Геродота, Страбона, Птолемея, написанных на греческом и латинском языках. Так уроженец города Галикарнас в Малой Азии Геродот, описывая в Vв. до н.э «саков-тиграхауда в остроконечных шапках», называет и их локализацию - территорию Семиречья в предгорьях Тянь-Шаня: «саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны» [2]. А сегодня почему-то приходится это доказывать, несмотря на то, что довольно многие учёные указывают на сходство греческих и степных культур. Вот нескольких примеров. Исследователи Петухов Ю.Д. и Н.И.Васильева отмечают, что Греция «сформировалась вследствие серии миграций из Центрально-азиатских степей на Балканы и Малую Азию», и продолжают: «греческая цивилизация в момент своего рождения получила из Скифии импульс, дарующий новую жизнь» [3]. Всемирно известный учёный Клейн Л.С. в своей книге «Время кентавров. Степная прародина греков и ариев» пишет, что греческий антрополог Л.Ангел, исследовавший черепа микенцев, установил их принадлежность к древнему населению внутриконтинентальных степей [4]. Продвижение степных народов на запад Дж.Мэллори охарактеризовал так: «Археологические данные убедительно свидетельствую о притоке населения из степных областей на запад до реки Тисы и на Балканы» [5]. «Греческие племена спартанцы (дорийцы), афиняне (ионийцы), аргосы, мессенцы ахейцы и другие относятся к племенам предков эллинов, которые этнически родственны скифам. У них единые боги и родоначальники Зевс, Геракл, Атей, Геркулес и другие» - сообщает Томпиев К.К. [6]. Об этом же говорят казахстанские исследователи, посвятившие свои труды изучению Турана и зонам его влияния: Байжумин Ж. [7], Нарымбаева А.К.[8]. Основываясь на данных ДНК-генеалогии и к полному отрицанию «анатолийской теории» происхождения, т.н. «индоевропейцев» и заселения ими Европы пришёл и профессор Гарвардского университета А.Клесов [9].

Таким образом, вследствие миграций кочевников из Центрально-азиатских степей появилась в Европе и их одежда с островерхиими головными уборами. Это обстоятельство в данной статье объяснилось лишь на примере Греции, хотя известны и другие кочевые народы: кельты, киммерийцы, гунны, прибывшие из Азии и оставшиеся в других частях Европы свой стиль одежды, сходный со скифским.

Изображение киммерийских всадников на этрусской вазе VI век до н. э.

У скифов были жёсткие и мягкие головные уборы. Доктор исторических наук Яценко С. А. приводит таблицу костюмов скифских воинов-стрелков в Афинах на рубеже 6-5 вв. до н.э. по материалам вазовой живописи [10]. Эта же тема рассматривалась и в специальной книге М.Вос [1963] и серии работ других авторов. Такими же костюмами пользовались гунны в 5 в н.э. Их можно видеть, например, на росписях базилики времен Остготского королевства в Равенне под предводительством Теодорика Великого.

С.А. Яценко. Костюмы скифских воинов-стрелков в Афинах на рубеже 6-5 вв. до н.э. по материалам вазовой живописи. АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВАРВАРСКИЙ МИР. Краснодар (Материалы 7-го археологического семинара. Краснодар, S 11 июня 1999 г.)

Вышеупомянутый Frederic Kaplan, назвал свою статью: «Venise et Troie: même combat», потому что заметил в манускриптах Guido delle ^lonne «Historia destructionis Trojae» события античного времени происходят в окружении средневековой архитектуры. Надо отметить, такое явление в средневековой живописи является делом обычным: многие художники почему-то переносили события античного времени в знакомую им окружающую обстановку. Вот и на картине XY века европейского художника Бьяджо д'Антонио «Сцены из истории аргонавтов» мы видим древнегреческих героев в средневековой обстановке. Но, как бы там ни было, художники правы в одном: персонажи этих событий являются степными кочевниками, потому они и изображали их в азиатских одеждах и островерхих шапках. Посмотрите сами, головные уборы аргонавтов практически идентичны тем, которые носят мужчины Казахстана и сопредельных ему стран до сих пор. Да и сами персонажи весьма типичны для центрально-азиатских степей.

Картина Бьяджо д'Антонио - Сцены из истории аргонавтов. Италия, Флоренция. XYв. www.tumblr.com,

Фрагменты из картины Бьяджо д'Антонио - Сцены из истории аргонавтов.

Италия, Флоренция. ХТв. Аргонавты в одеждах центральноазиатских кочевников.

Такие шапки до сих пор носят казахи и киргизы:

Древний головной убор из пазырыкского кургана. Средневековые калпаки Казахов и Киргизов.

Теперь несколько слов о женских головных уборах. Ниже изображены женщины Трои в средневековых манускриптах (рис.1) и гобеленах (рис 4,5). Все они в остроконечных головных уборах. Ещё раз отметим, что это не ошибка художников, изображавших троянцев в готическом стиле - это была их традиция. Главное здесь то, что они знали историю, поэтому женщины древней Греции в их манускриптах носят высокие головные уборы.

Возможно, скифы и средневековые кочевники для них связаны настолько, что они изображают их одинаковыми. Возможно, в их времена не было ортодоксального европоцентризма, и мы можем видеть на ранних произведениях искусства много азиатских лиц, которые впоследствии уходят в тень и нить истории начинает теряться, ставя современных искусствоведов в затруднительное положение. В подтверждение этому размещаю археологический артефакт - античную статуэтку «Snake Goddess» с азиатским лицом и высоким конусным головным убором с острова Крит (рис.2). Рядом - сходный исторический головной убор казахской невесты, называемый «Саукеле». «Snake Goddess» имеет прототип в образе казахского божества «Камажай».

1. Фрагмент из манускрипта: HistoiresdeTroyes - L'enlevement d'Helene (Bruges)

From Wikimedia Commons. 2. Minoan 'Snake Goddess,' 1600 BC. black steatite. Walters Art Museum. Acquired by Henry Walters, 1929. 3. Казахский исторический головной убор невесты - Саукеле.

Рис.3,4. Фрагменты гобелен со сценами Троянской войны, 1475-1490.

Турнай, Бельгия. Cathedral Museum in Zamora.

Говоря о конусных головных уборах в средневековой Европе, прежде всего, следует назвать, королеву Франции Изабеллу Баварскую, внедрившую этот головной убор. Она была наследницей кипчакского (кунского) Хана Котяна (Котена, Котуна) и потому хорошо знавшая символизм остроконечных форм в одежде и архитектуре: « "Ее дедушкой и бабушкой по отцовской линии были Стефан II, герцог Баварский, и Елизаветы, принцесса Сицилийская, дочь Фредерика III Сицилийского и его супруги Элеоноры. Сама Элеонора была дочерью Карла II Неаполитанского и Марии Венгерской. Мария была дочерью Стефана V Венгерского и Елизаветы Куманской. Елизавета являлась дочкой Котени или Кутена, вождя племени, происходящей из кипчаков". То есть королева Франции Изабелла Баварская была прямым потомком ушедшего в Европу из района современной Астрахани кипчакского хана Котяна (Кутена) в седьмом колене. » [11].

В статье «Котян и Котяновичи со всего мира» Станислав Смагин приводит списки известных потомков Хана Котяна. Среди них упоминается королева Франции Изабелла Баварская. Кроме неё, это интересно, называется ряд других монархов и известных личностей Запада: Елизавета Вторая - королева Великобритании; Уинстон Черчилль - премьер-министр Великобритании; первый президент США - Джордж Вашингтон; Изабелла - королева Англии и жена Ричарда II; George I - потомок гуннов, ставший королем Великобритании; Святой Ласло Кун - внук Хана Котяна и многие другие [12]. Удивительно то, как разрослась ветвь монархических династий на Западе от человека, убитого вскоре по прибытии в Европу. В 1238 Хан Котян бежал со своим народом в Венгрию от преследований отрядов Хана Батыя, но венгерская аристократия, не доверявшая ему из-за его переменчивого нрава, убивает его с сыновьями.

Тем не менее, остаётся дочь Хана Котяна Елизавета Куманская, помолвленная с сыном короля Венгрии Бэллы IV (из степной династии кочевников Арпады) Стефаном (Иштваном) V, которая впоследствии выходит замуж за этого Стефана. Их брак оказывается настолько плодотворным, что от него разветвляется широкая монархическая династия по всей Европе.

Вход Изабеллы Французской в Бристоль. Циклы миниатюр рукописи "Хроники Жана Фруассара"

«Половцы же после смерти своего любимого хана уходят в подданство к болгарскому царю Коломану I. И потекла по августейшим европейским венам горячая степняцкая кровь» - пишет С. Смагин в той же статье. Потомки Хана Котяна носили остроконечные головные уборы, Таким образом, степная мода в очередной раз распространяется по Европе.

¡.Король Венгрии Святой Ласло Кун - внук Хана Котяна. 2. Regnault de Montauban, rédaction en prose. Regnault de Montauban, tome 1er Date d'édition ¡451-1500. 3. Ovide moralisé en prose II Source: gallica.bnf.fr Bibliothèque nationale de France,

Département des manuscrits.

Французская королева Изабелла Баварская являлась женой Карла VI. Годы ее жизни (пр 1370 — 1435) - это годы расцвета так называемой Бургундской моды — высшей фазы развития готики. С её именем связывают появление высокого конусообразного головного убора, который в одних источниках называется атур, а в других эннен. Для готики характерна подчиненность вертикальному ритму — остроконечные купола, стрельчатые арки, узкие вытянутые окна.... Вертикальные ритмы и общее стремление к форме вытянутого треугольника господствовали не только в архитектуре, но и в костюме — отвесные концы рукавов, остроносые ботинки, длинные шлейфы, развивающиеся покрывала и устремленные вверх головные уборы, которые по праву считаются одним из самых выразительных элементов бургундской моды [13]. Автор статьи «Высокая» мода с Изабеллой Баварской» Лариса Клепачева, признаётся, что её пост «родился, как попытка разобраться в головных уборах времен Бургундской моды, что оказалось очень и очень не просто. И хотя я завершаю свое исследование, чувство незавершенности не покидает меня. Вопросов больше, чем ответов» [14]. Это, как было уже отмечено выше, связано с тем, что нужно рассматривать историю культуры не изолировано в отдельно взятой европейской стране, а во взаимосвязи с культурами других стран.

Так почему же эти головные уборы имели коническую форму? Ответы даёт нам Центральная Азия и Сибирь, где они устойчиво сохранились до сих пор в одеждах и архитектурных формах. Ниже приведены ещё несколько примеров конусных форм. Вроде бы все они разные, но всех их объединяет одна общая идея - быть аналогом мировой горы, имеющей внутреннюю полость, в которой происходит акт творения, регенерация душ, сознания и проявление квантовых свойств пространства. Но обо всём этом и других свойствах конических форм читайте в последующих статьях автора.

1. Конусный головной убор «Золотого воина» связывает его с Космосом. 2. Форма энергетических потоков. З.Во дворе Ватикана памятник омфалу «Еловой шишке», которая произрастает на Алтае, в Сибире, являющейся шишковидной железой и всевидящим оком. 4. Готика в европейской архитектуре. 5. Казахский национальный костюм невесты, олицетворяющий Мировую гору Улы-Ана.

Использованная литература

1. Frederic Kaplan «Venise et Troie: même combat» 2013. https://fkaplan.wordpress.com.

2. Геродот. История. в девяти томах. Пер. и прим. Г.А. Стратановского. Л., 1972.

3. Петухов Ю.Д., Васильева Н.И. Евразийская империя Скифов. 2008.

4. Клейн Л.С. Время Кентавров. Степная прародина греков и ариев. Санкт-Петербург,

2010.

5. Мэллори Дж.П. Индоевропейская прародина//ВДИ.1997.№1

6. Томпиев К.К. О тюркских племенах и народах Азии и Европы. Алматы, 2010.

7. Байжумин Ж. Туран. Взгляд на историю человеческого общества. Алматы, 2012.

8. Нарымбаева А.К. Туран - колыбель древних цивилизаций. - Алматы, 2009

9. Клесов А.А., Тюняев А.А. Происхождение человечества по данным археологии, антропологии и ДНК - генеалогии. Бостон-Москва, 2009. 10. С.А. Яценко. Костюмы скифских воинов-стрелков в Афинах на рубеже 6-5 вв. до н.э. по материалам вазовой живописи. Античная цивилизация варварский мир. Краснодар (Материалы 7-го археологического семинара. Краснодар, 8 11 июня 1999 г.)

11. А.Тажутов: Изабелла Баварская - наследница династии кипчакского хана Котяна 27.02.2008 http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1204099680

12. С.Смагин. Котян и Котяновичи со всего мира http://pereformat.ru/2012/12/polovtsy/

13. А. Блейз «История в костюмах. От фараона до денди» М.: Олма-Пресс, 2002

14. Л. Клепачева «Высокая» мода с Изабеллой Баварской» 2010.

15. Лейла Рахимжанова . Казахские невесты - это готы. Мегаполис. Алматы. 2012.

Отрывок из романа Томского Г.В. «Друзья Аттилы»

Город Солнца

« ... Когда показались первые лучи солнца, шаман* поднял руки к небу, ударил три раза в бубен и прочитал торжественным речитативом молитву. К нему пошли семь девушек и девять парней, одетых в белые легкие одежды. Шаман с ними совершил еше несколько красивых обрядов, обрызгал землю кумысом шипучим напитком из кобыльего молока. Потом он направился к царскому шатру, благословил Кере-куо и его сыновей: принца Элляха, четырехлетнего Узун-Тура, двухлетнего Дезенгизиха и встал рядом с ними.Удаган продолжила церемонию для Кере-куо по обычаю ее племени сака. Все женщины сака были в праздничных высоких конусообразных шапках.

- Племя Кере-куо с древности известно под именем «сака в стреловидных шапках», - рассказал Сабир. - Раньше такие шапки носили и их мужчины. Их цари носили золотые доспехи ...

Онегез повел римлян к царскому шатру. Кере-куо и Айта в остроконечных шапках и гуннских нарядных платьях с ажурными жабо вокруг шеи встретили их с улыбкой. Возле них стояли двое германских принцесс в таких же шапках. «Как женщины поддаются моде!» подумал Салвьен. Удаган и епископ дружески беседовали о чем-то важном. Римляне и Онегез поклонились Кере-куо и дамам. Потом они подошли к епископу. Было удивительно видеть на груди епископа равносторонний крест на цепочке и на груди Удаган тоже равносторонний крест, образованный из четырех пар плавно закругляющихся во внешнюю сторону линий, выгравированный внутри большого серебряного круга.»

* Речь идет о белом шамане, являющимся служителем тенгрианской религии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.