Научная статья на тему 'Сакральное пространство и архитектура Летнего берега Белого моря'

Сакральное пространство и архитектура Летнего берега Белого моря Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сакральный ландшафт / Русский Север / храм / часовня / святой источник / архитектурно-конструктивные особенности / sacral landscape / Russian North / temple / chapel / holy spring / architectural and constructional features

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Алёна Игоревна Герасимова

В статье на основе архивных документов и полевых материалов рассматривается сакральное пространство и архитектура урочища Куртяево, расположенного на Летнем берегу Белого моря. Урочищем называли участок, отличный от окружающей местности. Это всякий природный знак, мера, естественный межевой признак, как: речка, гора, овраг, гривка, лес (В.И. Даль). В сакрализации территории и заветного места лежит встреча человека с божественным, чем-то необъяснимым, что становится побудительным мотивом для создания им религиозного пространства. Так по одной из легенд, в местности Куртяево на пне появился образ Святого Алексия, человека Божьего. В последствии поставили на этом месте часовню. Православное пространство историко-культурного ландшафта урочища Куртяево включало в себя церковь Святого Алексия, человека Божьего; две часовни и несколько источников минеральной воды, среди которых выделяется ручей Талец со святой водой. В сакральном пространстве урочища отразилась крестьянская традиция устроения православного пространства. В исследовании на основе комплексного подхода описывается урочище Куртяево как сакральное пространство, созданное и обожествленное русскими крестьянами-поморами, находящееся на Летнем берегу Белого моря, и выделяются главные маркеры формирования этого сакрального ландшафта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sacral space and architecture of the Summer Coast of the White Sea

In the article on the basis of archival documents and field materials the sacral space and architecture of the tract Kurtiaevo, located on the Letnij coast of the White Sea, are considered. A tract of land was called an area different from the surrounding area. It is any natural sign, measure, natural boundary marker, such as: a river, a mountain, a ravine, a mane, a forest (V.I. Dahl). In the sacralisation of the territory and cherished place lies the meeting of man with the divine, something inexplicable, which becomes an incentive motive for creating a religious space. Thus, according to one of the legends, an image of St Alexis, the Man of God, appeared on a tree stump in Kurtiaevo. Later a chapel was built on this place. The Orthodox space of the historical and cultural landscape of the Kurtiajevo tract included the church of St Alexis, the Man of God; two chapels and several mineral water springs, among which the Talez brook with holy water stands out. The sacral space of the tract reflected the peasant tradition of organising Orthodox space. The study, based on a comprehensive approach, describes the Kurtiaevo tract as a sacral space created and deified by Russian peasants-pomors, located on the Letnij coast of the White Sea and identifies the main markers of the formation of this sacral landscape.

Текст научной работы на тему «Сакральное пространство и архитектура Летнего берега Белого моря»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ/ NATIONAL HISTORY

УДК 39+72.03(470.1/.2)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-6-82-85

Дата поступления (Submitted) 31.05.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 12.06.2024

Сакральное пространство и архитектура Летнего берега Белого моря

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-20036, https://rscf.ru/project/24-28-20036/

АЛЁНА ИГОРЕВНА ГЕРАСИМОВА

младший научный сотрудник научного центра традиционной культуры и музейных практик Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики

имени академика Н.П. Лаверова УрО РАН.

Россия, 163020, Архангельск, пр-кт Никольский, д. 20.

e-mail: gerasimova.a@fciarctic.ru

Аннотация. В статье на основе архивных документов и полевых материалов рассматривается сакральное пространство и архитектура урочища Куртяево, расположенного на Летнем берегу Белого моря. Урочищем называли участок, отличный от окружающей местности. Это всякий природный знак, мера, естественный межевой признак, как: речка, гора, овраг, гривка, лес (В.И. Даль). В сакрализации территории и заветного места лежит встреча человека с божественным, чем-то необъяснимым, что становится побудительным мотивом для создания им религиозного пространства. Так по одной из легенд, в местности Куртяево на пне появился образ Святого Алексия, человека Божьего. В последствии поставили на этом месте часовню. Православное пространство историко-культурного ландшафта урочища Куртяево включало в себя церковь Святого Алексия, человека Божьего; две часовни и несколько источников минеральной воды, среди которых выделяется ручей Талец со святой водой. В сакральном пространстве урочища отразилась крестьянская традиция устроения православного пространства. В исследовании на основе комплексного подхода описывается урочище Куртяево как сакральное пространство, созданное и обожествленное русскими крестьянами-поморами, находящееся на Летнем берегу Белого моря, и выделяются главные маркеры формирования этого сакрального ландшафта.

Ключевые слова: сакральный ландшафт, Русский Север, храм, часовня, святой источник, архитектурно-конструктивные особенности

Sacral space and architecture of the Summer Coast of the White Sea

The study was supported by the Russian Science Foundation grant No. 24-28-20036, https://rscf.ru/project/24-28-20036/

ALYONA IGOREVNA GERASIMOVA

Associate Researcher

of the Scientific Center of Traditional Culture and Museum Preservation N.

Laverov Federal Center for Integrated Arctic Research of the Ural Branch

of the Russian Academy of Sciences 163020, Russia, Arkhangelsk, Nikolsky Ave., 20 e-mail: gerasimova.a@fciarctic.ru

Abstract. In the article on the basis of archival documents and field materials the sacral space and architecture of the tract Kurtiaevo, located on the Letnij coast of the White Sea, are considered. A tract of land was called an area different from the surrounding area. It is any natural sign, measure, natural boundary marker, such as: a river, a mountain, a ravine, a mane, a forest (V.I. Dahl). In the sacralisation of the territory and cherished place lies the meeting of man with the divine, something inexplicable, which becomes an incentive motive for creating a religious space. Thus, according to one of the legends, an image of St Alexis, the Man of God, appeared on a tree stump in Kurtiaevo. Later a chapel was built on this place. The Orthodox space of

the historical and cultural landscape of the Kurtiajevo tract included the church of St Alexis, the Man of God; two chapels and several mineral water springs, among which the Talez brook with holy water stands out. The sacral space of the tract reflected the peasant tradition of organising Orthodox space. The study, based on a comprehensive approach, describes the Kurtiaevo tract as a sacral space created and deified by Russian peasants-pomors, located on the Letnij coast of the White Sea and identifies the main markers of the formation of this sacral landscape.

Keywords: sacral landscape, Russian North, temple, chapel, holy spring, architectural and constructional features

Памятник природы регионального значения урочище Куртяево является уникальным местом, где помимо сотворенных природой источников минеральных вод, находится и человеческое творение - деревянная церковь во имя Алексия, человека Божия. Урочище расположено на реке Верховке в 80 км от г. Архангельска и в 35 км от г. Северодвинска. В приложении к «Положению о памятнике природы регионального значения «Урочище «Куртяево» дана краткая характеристика памятника природы: «...образован решением Архангельского облисполкома от 26 января 1989 года N 30 в целях сохранения природно-исторического памятника. Главные достопримечательности памятника природы, сохранившиеся до наших дней - Алексеевская церковь, часовня и минеральные источники, вода в которых богата микроэлементами. Особенностью памятника природы является наличие на компактной территории более 80 ключей слабоминерализованных вод» [7].

Происхождение этого топонима достоверно неизвестно. «Куртяево», «Куртява», «Куртяев-ка» предположительно восходят к чудским топонимам. Самое раннее упоминание Куртяево встречается в сотной грамоте Николо-Корель-ского монастыря 1587-1588 гг., среди владений которого указывается «поженка на Куртяеве Михаиловская Кологривоя...» [8]. Позже земля в Куртяеве стала принадлежать Кирилло-Бело-зерскому монастырю, однако с какого времени - неизвестно. Всего в посаде Ненокса [3, Л. 58], через который исторически проходила дорога на Куртяево, находились дворы и усолья 5 крупных северных монастырей: Антониево-Сийско-го, Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Нико-ло-Корельского и Михаило-Архангельского. До постройки часовни и церкви, в Куртяево никаких постоянных строений, кроме сенокосных и промысловых изб, характерных для Беломорья, не было. Нет точных данных и о возможном использовании до 1721 г. куртяевских источников [8].

Историю культовых построек в Куртяево можно разделить на несколько периодов. Первый начинается со строительства часовни на месте явления образа Алексия, человека Бо-жия. Впоследствии, часовня была перестроена в церковь. В 1721 г. поставили алтарь и «... по благословению Преосвященнаго Варнавы Архиепископа Холмогорскаго и Важскаго освящена в

том же году., стенами, крышею и фундаментом прочная» [2, Л. 3]. В памятной книге упоминается о колокольне, которая была пристроена над папертью в 1814 г. и имела четыре небольших колокола. В 1821 г. по клировым ведомостям колокола было уже три. Церковь имела ограду из частокола, за ней имелись два деревянных «низменных» дома, в которых «устроено по два покоя для приезжающих богомольцев, в коих один покой занимает сторож для наивсегдашнего надзора церкви» [3, Л. 38]. В 1843 г. церковь описывается так: «. зданием деревянная теплая, с таковою же в одной связи колокольнею, сего года исправлена фундаментом, перекрыта и ошивается» [4, Л. 2]. Годом ранее потребовался лес на производство ремонтных работ в церкви, поэтому ненокские церковнослужители объявили торги и несколько мещан откликнулись на это. Для ремонта удалось собрать 156 руб. 57 коп., однако, как следует из контракта ненокских церковнослужителей с мещанами того же посада, было потрачено 183 руб. 78 У коп. серебром. Для поправки церкви потребовалось «... 100 деревьев сосноваго леса и 700 досок картенных...». Сосновый лес шел для поправки ограды, для ризницы и пономарни «на сумму 52 руб. сер.». Тес же был предназначен для обшивки и перекрытия церкви «на сумму 140 р. серебром» [4, Л. 4].

В 1890 г. церковь в клировых ведомостях была описана так: «.в 13 верстах от посада (Не-ноксы - прим. автора), на реке Куртяевке, в лесу, во имя Преподоб. Алексия, человека Божия, построена в 1721 году усердием прихожан, по случаю явления там иконы того самого Угодника, как гласит о том народное предание, зданием она деревянная, теплая, с деревянною же одной с нею связи колокольнею. В 1844 г. поставлена на новый фундамент и окрашена была снаружи приличными масляными красками - равно как и находящаяся при ней отдельно небольшая деревянная часовня. В 1887 г. церковь и часовня перекрыты и снова окрашены приличными масляными красками; вокруг церкви и часовни находится весьма ветхая ограда. Зданий деревянных для приюта богомольцев при сей церкви два., одно построено в 1883 г., в коем постоянно проживает церковный сторож - при этом здании устроены небольшой сеновал и скотный двор. Сверх этого при Куртяевской церкви есть казенный овин, баня и холодные здания на таль-це (колодец) с двумя отделениями - мужеским и женским, куда богомольцы имеют обычай хо-

84

Отечественная история

Клио № 06(210) 2024

дить для омовения» [6, Л. 23].

Второй период из истории культовых построек начинается в 1915 г., когда священнослужители и местные прихожане решают просить разрешения у Архангельской Духовной Консистории нас постройку новой церкви во имя Алексия, человека Божия. Основания для постройки новой церкви указывались следующие: существующая церковь «малопоместительна», поэтому некоторые приезжающие богомольцы стоят на улице, не имея возможности зайти внутрь из-за нехватки места; у ненокских мещан нет достаточных средств, чтобы приобрести необходимое количество леса. Священник А. Теремицкий в своем рапорте писал, что «... постройка новой церкви весьма желательна и, пожалуй, необходима. Существующая церковь, построенная в 1721 году, обветшала и малопоместительна. Туда собирается много богомольцев почти из всего Архангельского у. к храмовому празднику пр. Алексия Человека Божия, исповедуются и причищаются. Подобное же стечение бывает и на 26е Июня - в день празднования Тихвинской Божией Матери» [5, Л. 2]. По проекту новой церкви планировалось поставить два престола: один во имя Алексия, человека Божия, второй - во имя Тихвинской Божией Матери. Делалось это для того, чтобы можно было совершать две литургии. Помимо местного ненокского священника, приезжают священники из Сюзьмы и Солзы.

Новую церковь решено было строить на этой же большой поляне между старой церковью и гостиницей для приезжих богомольцев «с разстоя-нии от церкви в 24 саж. и от гостиницы в 18ти» [5, Л. 2]. Священник Федор Тамицкий составил рапорт в Архангельскую Духовную Консисторию, в котором указывает на то, что причт Ненокского прихода предполагает постройку новой церкви «в деревне. можно произвести на площади, отстоящей от старой церкви в 85 саженях, а от Лебоковской гостиницы в 55 саженях. Место хорошее и удобное для постройки церкви» [5, Л. 19]. Из архивных документов следует, что на бумагах несколько раз менялось расположение новой постройки относительно старого храма и домов для богомольцев. Окончательное место постройки представляло собой запущенные поля, изначально использовавшиеся церковным сторожем и называвшиеся «Кириловския поля» [5, Л. 22].

Для постройки новой церкви потребовалось 826 бревен, церковнослужители рассчитывали на суммы, пожертвованные прихожанами Куртя-евской церкви: прихожанин Хохлов отдал 4000 рублей; другие - 478 руб. 68 коп.; возможность взять из свободных сумм Никольской церкви Ненокского посада. Помимо всего этого были составлены «воззвания», которые ненокский причт хотел распространить известным ему благотворителям и поместить в периодические издания: «Архангельск», «Северное Утро», «Коло-

кол» и «Русский Поломник». В воззвании говорилось, что храм во имя Алексия, человека Божия обветшал и нужны средства на возведение нового: «.вынуждены обратиться к Вам, благочи-стивые христиане, будьте благодетелями, окажите посильную помощь к постройке нового храма...» [5, Л. 6].

В начале XX в. паломничество было многолюдным, но в советское время эта традиция прервалась. Паломничество в Куртяево на день Тихвинской иконы Богоматери возобновились в 1990-е гг. На день памяти Св. Алексия, человека Божьего из Неноксы местные жители ходили в Куртяево, в купальни на ручей «Талец». В ручье купались, а из колодца обливались.

По архитектурно-конструктивному устройству деревянная церковь во имя Алексия, человека Божия в урочище Куртяево относится к кубоватым церквям. Кубоватые церкви, расположенные за пределами Поонежья, в XVIII в. отличаются от тех, что возводились по берегам Онеги [1, С. 9]. Поэтому церковь Алексия, человека Божьего в урочище Куртяево отличается от остальных кубоватых церквей своим одно-главием. Куртяево находится не в Поонежье, но тяготеет к западному берегу Двинской губы. Церковь небольшая, в плане - четверик с пятистенным алтарем, средней частью, трапезной и притвором. К алтарю с двух сторон примыкают, вероятно, ризницы. С севера расположено крытое крыльцо. С паперти есть подъем на звонницу. Она располагается с западной стороны храма и в плане представляет собой одноярусную восьмигранную постройку с открытым ярусом звона, завершенную главкой с крестом. Звонница лишена ярких декоративных элементов. Над средней частью храма возвышается главка, как и над звонницей, обе покрыты резным лемехом. Конструкция кубоватого завершения рубленная. Основанием главы служит осевой столб и четыре столба в конструкции шеи. Над алтарем находится большая бочка, врубленная в часть четверика с остатком. Сама церковь покрыта тесом и имела яркое цветовое решение: стены были окрашены охрой с белыми обрамлениями окон и карнизами. Крыша была покрашена с соблюдением древних традиций: сочетанием красного и зеленого цветов, главы были выкрашены в зеленый цвет. Декоративные элементы почти отсутствуют, сохранились резные причелины со стороны паперти. Окна второго этажа четверика нарисованы на фасаде.

В настоящее время у церкви с северной стороны отсутствует ризница, половина обшивки снята, крыша покрыта современным шифером, желтая краска потускнела и в некоторых местах стерлась. Ограда вокруг церкви не сохранилась.

Рядом стоит небольшая часовня, деревянная с двухскатной крышей и одной главкой на ней. Главка покрыта лемехом. Внутренне убранство часовни аскетично: на восточной стене висят

несколько икон с изображением Богоматери и водой. Рядом с источниками живой и мертвой сцен из Библии. Первоначально часовня постро- воды находится дерево с лентами. «Завязыва-

ена в память о первой часовне на месте явления ние ленты на древо» и загадывание желания

иконы Святого Алексия. 19 сентября 1992 г. была является отголоском языческих верований,

отреставрирована. что является характерных для таких мест. Са-

В том же году была построена надкладезная кральный ландшафт урочища Куртяево включа-

часовня над источником Талец. В день памяти ет пространство, исторически сложившееся и Святого Алексия служба проходит у данной ча- имевшее сакральное значение для паломников. совни, а на Тихвинскую - молебен у церкви. Вна- Архитектурно-конструктивное устройство церк-

чале паломники посещают церковь, так как она ви Святого Алексия, человека Божьего и двух стоит первая на пути из Неноксы, следом источ- часовен соответствует плотницким традициям

ник. северных мастеров. Памятники органично впи-Сакральным пространством урочище Куртя- сываются в окружающий природный ландшафт

ево делает вера людей в то, что место святое. Русского Севера, гармонируя со священным Предания, передававшиеся из поколения в по- источником и неся в себе ценности духовного

коление, храмы, святой источник с целебной христианского мира.

Литература и источники

1. Бодэ А.Б. Северорусские деревянные церкви с кубоватыми покрытиями. Архитектура, ареалы, происхождение // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2011. № 2. С. 7-15.

2. Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф. 29. Оп. 40. Д. 25.

3. ГААО. Ф. 29. Оп. 35. Д. 12.

4. ГААО. Ф. 29. Оп. 37. Д. 86.

5. ГААО. Ф. 29. Оп. 4.т.2. Д. 2715.

6. ГААО. Ф. 448. Оп. 1. Д. 16.

7. Постановление от 1 декабря 2021 года № 680-пп «Об утверждении положения о памятнике природы регионального значения «Урочище Куртяево» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/ document/578005366, (дата обращения: 20.03.2024)

8. Почитание Куртяевской иконы святого Алексия, человека Божия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sedmitza.ru/text/407846.html (дата обращения: 20.03.2024)

References

1. Bodje A.B. Severorusskie derevjannye cerkvi s kubovatymi pokrytijami. Arhitektura, arealy, proishozhdenie [North Russian wooden churches with cuboidal coverings. Architecture, areas, origin]. Izvestija Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. 2011. № 2. S. 7-15.

2. Gosudarstvennyj arhiv Arhangel'skoj oblasti (GAAO) [State Archive of the Arkhangelsk Region] F. 29. Op. 40. D. 25.

3. GAAO. F. 29. Op. 35. D. 12.

4. GAAO. F. 29. Op. 37. D. 86.

5. GAAO. F. 29. Op. 4. t.2. D. 2715.

6. GAAO. F. 448. Op. 1. D. 16.

7. Postanovlenie ot 1 dekabrja 2021 goda № 680-pp «Ob utverzhdenii polozhenija o pamjatnike prirody regional'nogo znachenija «Urochishhe Kurtjaevo» [Resolution No. 680-pp of 1 December 2021 "On Approval of the Regulations on the Nature Monument of Regional Significance "Kurtyaevo tract"]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/578005366 (accessed: 20.03.2024)

8. Pochitanie Kurtjaevskoj ikony svjatogo Aleksija, cheloveka Bozhija [Veneration of the Kurtiaev Icon of St Alexis, Man of God]. Available at: https://sedmitza.ru/text/407846.html (accessed: 20.03.2024)

© «Клио», 2024 © Герасимова А.И., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.