Научная статья на тему 'Сакральное пространство горнозаводского Урала: визуальные образы [1]'

Сакральное пространство горнозаводского Урала: визуальные образы [1] Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
275
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОРНОЗАВОДСКОЙ УРАЛ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ / ХРАМЫ / МОНАСТЫРИ / МЕСТА ПАЛОМНИЧЕСТВА / КРЕСТЫ / SACRAL SPACE / MINING AREA OF URAL / VISUAL IMAGES / TEMPLES / CLOISTERS / PILGRIMAGE SITES / CROSSES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна, Мурзин Александр Андреевич

В статье раскрывается специфика визуальных образов горнозаводского Урала: почитаемых мест, храмов, монастырей как репрезентаций сакрального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SACRAL SPACE OF THE MINING AREA OF URAL: VISUAL IMAGES

The article regards the specific character of visual images of the mining area of Ural: revered places, temples, cloisters as the representation of the sacral.

Текст научной работы на тему «Сакральное пространство горнозаводского Урала: визуальные образы [1]»

УДК 394 Мурзина Ирина Яковлевна

доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой культурологии Уральского государственного педагогического университета тел.: (902) 879-53-09

Мурзин Александр Андреевич

научный сотрудник кафедры культурологии Уральского государственного педагогического университета ekb-ural@yandex.ru

САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРНОЗАВОДСКОГО УРАЛА: ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ [1]

Murzina Irina Yakovlevna

D.Phil. in Cultural Studies, Professor, Head of the Cultural Studies Subdepartment, Ural State Teachers’ Training University tel.: (902) 879-53-09

Murzin Alexandr Andreevich

Research Associate of the Cultural Studies Subdepartment, Ural State Teachers’ Training University ekb-ural@yandex.ru

SACRAL SPACE OF THE MINING AREA OF URAL: VISUAL IMAGES [1]

Аннотация:

В статье раскрывается специфика визуальных образов горнозаводского Урала: почитаемых мест, храмов, монастырей как репрезентаций сакрального.

Ключевые слова:

сакральное пространство, горнозаводской Урал, визуальные образы, храмы, монастыри, места паломничества, кресты.

Summary:

The article regards the specific character of visual images of the mining area of Ural: revered places, temples, cloisters as the representation of the sacral.

Keywords:

sacral space, mining area of Ural, visual images, temples, cloisters, pilgrimage sites, crosses.

Изучение региональной культуры обусловлено особенностями исторического развития России. С конца XVI в. это было связано с расширением территории страны на восток: от Уральского хребта до Тихого океана. Русская культура сталкивалась с новыми для себя условиями существования (природно-географическими, производственно-экономическими, этнокультурными). Осваивая пространство, человек в зримых образах закреплял свое представление о мире, создавая «рукотворный космос», наделенный знаками и значениями.

Важнейшую роль в процессе освоения территории играет система верований, нашедшая свое выражение в характере религиозности. Религиозность можно рассматривать как интенцию сознания, направленную на выявление связи с трансцендентным, получающую предметную определенность в повседневной жизни людей. Одним из результатов этого процесса становится сакрализация места, выделения его в качестве почитаемого и оказывающего благотворное воздействие на человека и его жизнь. Религиозность нуждается в чувственно-наглядных образах, которые выступают как знаки-символы эмоционально окрашенного отношения к Высшему. Расширение кругов сакральных объектов, включая природные, появление почитаемых мест (поклонные кресты, храмы и монастыри с почитаемыми иконами и мощами, места паломничества, святые источники и пр.) постепенно образуют единую систему пространственных координат, становясь ее визуальной репрезентаций. Система сакральных мест воспринимается как «ментальная карта» Православия в конкретном регионе.

В очеловеченном природном мире появляются сакральные центры, притягивающие людей, консолидирующие социум и выступающие так называемыми местами силы. Среди таких сакральных мест выделяют религиозные центры (храмы, монастыри), почитаемые места, к которым отправляются паломники, памятники, напоминающие о событиях Священной истории.

В настоящее время интерес к сакральным пространствам - это попытка обнаружить закрепленные в пространстве смыслы культуры, выявить, какое значение для истории культуры имеет «географический фактор». Среди них выделяют как собственно природные объекты (ландшафтные объекты по терминологии А.А. Панченко [2]), так и храмы, символизирующие «воплощение царства Христова» (А.В. Карташев) [3, с. 373].

Для изучения культуры Урала изучение сакральных пространств имеет особое значение, поскольку показывает, как происходит процесс освоения и окультуривания пространства, превращения «чужой» земли в «свою».

Сакральные пространства горнозаводского Урала маркируются деревянными крестами и столбами, установленными на месте сгоревших храмов, в память об исторических событиях или обретении чудесным образом почитаемых икон. Деревянные кресты и столбы ставились на дорогах или на возвышенностях, чтобы прохожие могли поклониться и помолиться Богу, к ним совершались крестные ходы, эти места воспринимались жителями как освященные.

Известны факты, когда в церковный праздник после богослужения в храме крестный ход направлялся к такому поклонному кресту или столбу с находящейся на нем иконой (так, в Ниж-не-Баранчинском заводе на праздник Вознесения крестный ход направлялся на возвышенность возле завода, где стоял каменный столб с образом Вознесения Господня [4, с. 253]).

Устанавливались такие кресты/столбы в местах, связанных с историческими событиями (в XVIII в. И.Г. Гмелин сообщал о поклонном кресте, который был установлен около кунгурской пещеры, в которой, по преданию, спасались русские во время набегов башкир [5, с. 23]); известны кресты, которые ставились в честь «счастливого избавления» членов царствующего дома от покушений [6, с. 27-29]. Были кресты, которые можно условно назвать «поминальными», поставленные в воспоминание о каком-либо заводском или поселковом событии (например, об избавлении заводчан от холеры [7, с. 253]), или событии личной истории (избавлении от болезни [8, с. 509]).

Особое значение имели кресты, установленные в местах, где чудесным образом были обретены почитаемые на Урале иконы или явление святого (известен поклонный крест на месте, где явился крестьянину св. Евстафий [9, с. 11-12]).

Важным визуальным образом сакрального пространства горнозаводского Урала выступали места, в которые отправлялись на богомолье или с паломническими целями. Прежде всего речь идет о старообрядческой традиции почитания могил старцев и стариц (например, Веселые горы или почитаемые могилы о. Георгия в Черноисточинском заводе, о. Иова в Нижнетагильском заводе, о. Тарасия в с. Шарташ [10, с. 463], могилы «матушки Платониды» и «лже-инока Аввакума» в Ревдинском заводе [11, с. 54-55]). Существовала религиозная практика - взять горсть земли с могилы почитаемого святого, которая, как считалось, наделена чудесной силой. Можно сказать, что здесь нашли свое отражение как традиционные представления о целебной силе земли, так и попытки установить связь с сакральным пространством.

Первые опыты застройки открытых уральских земель тесно связаны с традиционными для Средней России сооружениями: крепостями-острогами, огороженными и охраняемыми территориями новых поселенцев, архитектурным центром которых становится кремль, доминантой которого выступал православный храм (примером может служить Чердынь или более поздний по времени Тобольск).

Показательной является история города Верхотурья, основанного в XVI в. Возникший как «ворота в Сибирь», город недолго сохранял статус «крупнейшего торгово-распределительного и административного центра». С XVIII в., утратив свое торгово-хозяйственное назначение, он становится «духовной столицей края». Сам город воспринимался как сакральное место, освященное жизнью и последующим обретением мощей одного из самых почитаемых на Урале и в Сибири святых, Симеона Верхотурского. Величественные архитектурные ансамбли храмов и монастырей в зримых образах выражали значение Верхотурья. Духовные ценности православной культуры, воплощенные в архитектурных сооружениях, создавали необходимую «духовную вертикаль», связывая обыденную повседневность с сакральным миром.

Другим примером является Далматов монастырь, основанный в 1644 г. на пересечении путей ведущих с запада на восток (из Поволжья и Прикамья в Тобольск) и с юга на север (из казахских степей на Урал) и выполнявший наряду с сакральной важную военно-стратегическую роль. Первоначально постройки монастыря были деревянными. В начале XVIII в. возводится каменный Успенский собор - первый на Урале двухэтажный храм. На его возведении работали соликамцы, ярославцы, выходцы из других мест. Многие приемы и формы оформления собора Далматовского монастыря восходили к архитектуре Верхотурья и Соликамска.

С 40-х гг. XVIII в. основные архитектурные элементы Успенского собора Далматовского монастыря (крестообразное, сориентированное по частям света пятиглавие, фигурные фронтоны, трехъярусная композиция фасада с порталом и открытой галереей) и особенности декоративного убранства (наличники с колонками, несущими двухъярусные карнизы с завершением из спиралей или кокошников, угловые колонны с капителями, фигурные кронштейны, зубчики и гирьки) стали широко использоваться в храмовом строительстве Урала и Сибири, создавая визуальное единство святых мест [12].

С утверждением в архитектуре Урала стиля классицизм с его гармонической цельностью, четкостью плана и архитектурных форм, происходят изменения во внешнем облике культовой архитектуры - появляются строгие и величественные храмы, украшенные портиками, колонна-

ми с изящными капителями (храмы Перми, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Невьянска и др.). Сочетание храмовых комплексов, построенных в классицистическом стиле, с гражданскими сооружениями (заводоуправлениями, усадьбами) создавало целостность облика края, обеспечивало единство его сакрального и профанного бытия.

Визуальные образы сакрального пространства горнозаводского Урала демонстрируют процесс ментального освоения территории через ее символизацию - своеобразное смысло-творчество в географических координатах региона.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Статья написана в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 г. Государственный контракт № 14.740.11.1117.

2. Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998.

3. Карташев А.В. Русское христианство // Православие: pro et contra. / сост. и вступ. ст., коммент. словарь понятий и терминов, указатель имен

B.Ф. Федорова. СПБ., 2001. С. 364-376.

4. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902.

5. Иоганн Георг Гмелин и его путешествие по Уралу в 1733-1734 годах (отрывок из путевого дневника). Пермь, 1999.

6. Белая Гора. Белогорский Свято-Николаевский монастырь // Приложение к Памятной книжке Пермской губернии на 1895 г.: сб. материалов для ознакомления с Пермской губернией. Вып. VI. С. 25-36.

7. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии.

8. Опыт описания некоторых церквей Соликамского уезда // ПЕВ. 1875. № 45. Неофициальный отдел.

C. 505-510.

9. Очерки из истории губернского города Перми с основания поселения до 1845 года с приложением летописи города Перми с 1845 до 1890 года / сост. Александр Дмитриев. Пермь, 1889.

10. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии.

11. Состояние в Епархии раскола и сектантства // ЕЕВ. 1897. № 14. Неофициальный отдел. С. 463-478.

12. Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Очерки истории культуры Урала. Екатеринбург, 2008.

1. The paper was prepared as a part of the federal special-purpose program “Scientific, academic and teaching personnel of innovative Russia” for 2009-2013. Public contract № 14.740.11.1117.

2. Panchenko A.A. Issledovaniya v oblasti narodnogo pravoslaviya. Derevenskie svyatyni Severo-Zapada Rossii. SPb., 1998.

3. Kartashev A.V. Russkoe khristianstvo // Pravoslavie: pro et contra. / comp. and intro, comments, vocabulary of concepts and terms, index of names by V.F. Fedorova. SPB., 2001. P. 364-376.

4. Prikhody i tserkvi Ekaterinburgskoy eparkhii. Ekaterinburg, 1902.

5. Iogann Georg Gmelin i ego puteshestvie po Uralu v 1733-1734 godakh (otryvok iz putevogo dnevnika). Perm', 1999.

6. Belaya Gora. Belogorskiy Svyato-Nikolaevskiy mo-nastyr' // Prilozhenie k Pamyatnoy knizhke Permskoy gubernii na 1895 g.: sb. materialov dlya oznakomleni-ya s Permskoy guberniey. Issue VI. P. 25-36.

7. Prikhody i tserkvi Ekaterinburgskoy eparkhii.

8. Opyt opisaniya nekotorykh tserkvey Solikamskogo

uezda // PEV. 1875. № 45. Neofitsial'niy otdel.

P. 505-510.

9. Ocherki iz istorii gubernskogo goroda Permi s osno-

vaniya poseleniya do 1845 goda s prilozheniem letop-isi goroda Permi s 1845 do 1890 goda / comp. by Aleksandr Dmitriev. Perm', 1889.

10. Prikhody i tserkvi Ekaterinburgskoy eparkhii.

11. Sostoyanie v Eparkhii raskola i sektantstva // EEV. 1897. № 14. Neofitsial'niy otdel. P. 463-478.

12. Murzina I.Y., Murzin A.E. Ocherki istorii kul'tury Urala. Ekaterinburg, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.