Научная статья на тему 'Сакральная архитектура Кавказа'

Сакральная архитектура Кавказа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
450
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КАВКАЗ / СИРИЙСКИЕ ОТЦЫ / ХРАМ / МОНАХИ / СТРОИТЕЛЬСТВО / АРХИТЕКТУРА / САКРАЛЬНЫЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петросян Самвел Гагикович, Лепшоков Муратбии Нюритдинович.

В данной статье рассматривается история сакральной архитектуры Кавказа: где, когда и кем создавались древнейшие храмы и монастыри, и как смена эпох в разные исторические события повлияло на их дальнейшее существование? Все это, а также проблема исчезновения сакральных сооружений на Кавказе посредством разрушений и отсутствий реставрационных работ, подробно описано в тексте статьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сакральная архитектура Кавказа»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

АРХИТЕКТУРА

УДК 72

Петросян Самвел Гагикович

Студент 3 курса ,инженерного факультета СКФУ (филиал) Российская Федерация, г. Пятигорск petrosian.samwel2012@yandex.ru Лепшоков Муратбии Нюритдинович.

Студент 3 курса, инженерного факультета СКФУ (филиал) Российская Федерация, г. Пятигорск www.skainet1998@mail.ru

САКРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА КАВКАЗА Аннотация

В данной статье рассматривается история сакральной архитектуры Кавказа: где, когда и кем создавались древнейшие храмы и монастыри, и как смена эпох в разные исторические события повлияло на их дальнейшее существование? Все это, а также проблема исчезновения сакральных сооружений на Кавказе посредством разрушений и отсутствий реставрационных работ, подробно описано в тексте статьи.

Ключевые слова

Кавказ, сирийские отцы, храм, монахи, строительство, архитектура, сакральный.

Зарождение христианства и его распространение начинается с Палестины. Именно из этих мест начинает своё движение новая религия, распространившись на север, малую Азию и Кавказ. Изначально в средних веках в Сирии возникает большое количество монастырей. Стоит отметить, что самые первые монастыри возникли случайным образом в Египте и являлись своего рода пристанищем для изгоев. Здесь люди объединялись в общины и укрывались в спонтанных не монастырях не пещерах, и точно первобытный человек, питались разного рода дикими плодами и кореньями. Однако не уместно будет сравнивать монастыри Сирии и Египта, поскольку они из разных эпох, и совершенно непохожих культур. Тогда монах сирийского монастыря - образованный, среднего достатка человек. В подобных монастырях монахи из Грузии и Армении своеобразно стажировались. Здесь по необходимости создают армянскую и грузинскую письменность (в основу легли арамейские, т. е. древнесемитские буквы). Возвратившись в VI веке домой, монахи вписали себя в историю под именем "сирийских отцов". Именно они являются основателями самых ранних армянских и грузинских монастырей. Наиболее узнаваемый — монастырь в Мцхете с первым в Грузии купольным храмом Джвари.

Начало было положено Византией: первым византийским императором Константином (285-337гг.) христианство было объявлено государственной религией. С огромной скоростью в стране появляются монастыри, которым даётся полная свобода с точки зрения экономики. Автоматически данное предприятие привлекает творчески одаренных и инициативных людей. Со временем они обретают реальную, независимую силу. Следует выделить среди монахов группу строителей. Принимая во внимание то неисчислимое количество храмов которое было в византийской империи, эта группа, вероятно, была весьма многочисленной. Монахи, однако не ограничивались стройкой. Являясь образованными и уверенными в цели, они не только строили, но также работали над проблемами конструирования, решений в технологическом аспекте. Разрабатывали приёмы против сейсмики, основного недруга строений и строителей на Кавказе.

Архитектурный историк Огюст Шуази следующим образом толкует о формировании и зарождении архитектуры христианства: «Слияние римских, греческих и иранских элементов происходит на почве Малой Азии, куда караванная торговля заносит товары и идеи из глубины Азии, в Сирии — другом

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х торговом центре Азии, в Армении, где непосредственно осуществляется влияние сасанидского искусства»

Из данного примера можно сделать неоднозначное заключение: настоящий историк мирового масштаба предпочитает библейскому проповеднику новой веры - купца. И далее: Кавказ оказывается центром архитектуры христианства. Таким образом, древнейшие храмы раннего средневековья (VI-XIII века) возникли на Кавказе отнюдь не случайно.

Некоторые из христианских храмов в районе Закавказья стали появляться ориентировочно в VI веке в Армении, а затем в Грузии. Отдельные христианские храмы в Закавказье стали появляться примерно с VI века — сначала в Армении, позже в Грузии. В это же время строят храмы в Азербайджане и южном Дагестане (тогда Албании), в Абхазии и на севере от неё, в сопредельной Алании. Только в XII-XIII веках храмы возводят в Ингушетии, Осетии, Дагестане. В Чечне и Балкарии нет и очень вероятно никогда не было христианских храмов.

Как было отмечено христианство на Кавказе берет своё начало после возведённых в 6 веке монастырей. Важно отметить, что эта работа совершенно не имеет отношения к христианизации населения. Монастырь и народ — отличные друг от друга явления, разная культура. Историк П. Закарая считает, что самые ранние христианские храмы на территории Грузии возвели в Кахетии. Он писал: «Именно здесь в середине VI века построил церковь Иосиф — один из тринадцати "сирийских отцов"».

Активнее всего строительство разворачивалось в X-XII веках. Ориентировочно в этот период наступает пик развития Византии и становление централизованных государств: Армении и Грузии. И на этот же отрезок времени выпадает расцвет торговли на Великом шелковом пути сквозь Кавказ.

В XII веке возникла Грузинская Империя. Золотые годы Экономики и Политики этого государства повлияло на создание таких храмов, как кутаисский храм Баграта, мцхетский Светицховели и кахетинский Алаверди. Эти храмы относят к царским и епархиальным, и были они построены примерно в одно время, а именно в конце X — начале XI века. На одном из окон северной части храма сохранилась надпись, которая гласит: храм заложен в 1003 году. В свое время эти храмы считались неким символом государственности и государственной религии в Грузинском царстве. Великолепный Кутаисский собор строился по заказу Баграта III, мастерами из Византии.

К концу 1600-ых годов сооружение было разрушено турками.

Храм Светицховели построенный в Мцхете в 1010—1029 годах мастером Константином Арсукидзе, по праву считается самым высоким (60 метров высоты). Это кафедральный собор грузинской епархии, построенный по заказу патриарха Мелхиседека. Примерно в это же время был построен царский собор в Гелати, где находился самый крупный монастырь XII века.

В период с Х—XII века грузинские храмы подобно армянским, дополнялись интересной деталью взятой из архитектуры Ирана, а именно высоким шатром. Первые горные монастыри появились в Грузии. Они представляли собой небольшой храмы в комплексе с домом-крепостью в виде боевой (сигнально-сторожевой) башни — по типу европейского донжона. Рядом — караван-сарай и монастырь, огороженные каменной стеной. Возможно, первые донжоны на Кавказе строились не без участия европейских архитекторов.

В ходе исследований мы пришли к мысли, что боевые башни в Ингушетии, отмеченные крестом на «голгофе» (в верхней части) означают их принадлежность к христианской архитектуре. В Ингушетии мы можем наблюдать порядка двадцати храмов и часовен, которые были построены еще в средние века. Довольно необычным мы можем предположить тот факт, что Ингушетия, являясь самой маленькой республикой содержит в себе самое большое количество часовен чем в других республиках Северного Кавказа. Вне всякого сомнения, это настоящая загадка истории архитектуры. Нам стоит предположить, что храмы следует связывать не с этносом, а с географией, поскольку все ингушские храмы расположены к западу от реки Асса, вдоль Скалистого хребта, и тяготеют к перевалочным тропам в Грузию. Существование в Ингушских храмах бойниц для стрельбы из лука наталкивает на мысль о том, что их строили во враждебной социальной среде.

После того как Турки разорили Закавказье монахи ушли и храмы опустели.

Исходя из всего этого, мы можем смело утверждать, что храмы и монастыри строили для

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х обслуживания караванных путей сначала византийские греки (в период с VI по Х века), а позже — грузины (в Х—ХШ веках).

Подводя итоги архитектуры храмов Кавказа, мы можем сказать следующее: в Х—ХШ веках на Кавказе сложились западный и восточный архитектурные районы. Западный, ведет свое родословное из Византии, включая в себя территорию Карачаево-Черкессии, Абхазии и Сочинского района. Здесь господствует «городской» тип храма, то есть большие крестово-купольные храмы с росписями в интерьере. В восточном же — это Грузия и сопредельные республики Северного Кавказа: Осетия, Ингушетия, Дагестан. Здесь сложился «сельский» тип храма в виде небольшой однонефной базилики без росписей. Такой тип храма характерен для раннего этапа развития христианства в Палестине и Сирии, а позже — в Армении и Грузии. В основе этого типа лежит римская базилика с коробковым сводом и черепичным покрытием. Утраченные названия христианских храмов в Карачаево-Черкессии, Ингушетии и Дагестане говорит нам о том, что произошел некий разрыв преемственности в развитии культуры и религии. Такой разрыв нам объясняется сменой этносов, который происходил в результатах военных конфликтов.

На сегодняшний день мы можем наблюдать как большинство древних храмов находятся в довольно удручающем положении по причине того, что никто не занимается их охраной и реставрацией. Бесконечные войны и частые природные катаклизмы нанесли огромный урон этим сооружениям. В Сочинском районе и в районе Красной поляны есть храмы, которые также находятся аварийном состоянии и требуют срочного ремонта. Несмотря на то, что все эти храмы обладают статусом памятников археологии, на них даже нет табличек с указанием. Не назрела ли необходимость разработать международный проект «Великая сакральная архитектура на Кавказе», сыгравшая решающую роль в формировании ее Истории? Ведь в истории остаётся только культура, всё остальное сгорает. Список использованной литературы:

1. «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья.» Пищулина В.В. 2006

2. «Башни в горах.» Гольдштейн А.Ф. 1977

3. «Тбилиси. Мцхета.» Джанберидзе Н., Мачабели К. 1981

4. «Каменная летопись страны вайнахов. Памятники архитектуры и искусства Чечни и Ингушетии.» Марковин В.И. 1994

5. «Средневековое зодчество Чечено-Ингушетии и Северной Осетии.» Гольдштейн А.Ф. 1975

6. «Архитектура Армении IV-XVI вв.» Токарский Н.М. 1961

© Петросян С.Г., Лепшоков М.Н., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.