Научная статья на тему 'Сакрализация власти в римской империи и культ Солнца'

Сакрализация власти в римской империи и культ Солнца Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
751
185
Поделиться
Ключевые слова
КУЛЬТ ИМПЕРАТОРА / НЕПОБЕДИМОЕ СОЛНЦЕ / МИСТЕРИИ МИТРЫ / СОЛЯРНЫЙ МОНОТЕИЗМ / СОЛЯРНЫЕ КУЛЬТЫ / ТЕУРГИЯ / МЕТАФИЗИКА СВЕТА

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Мостовщикова Евгения Анатольевна

В статье рассмотрены вопросы сакрализации власти в Римской империи I-III вв., а также формирование новой религии культа поклонения Солнцу (Sol Invictus). Тесный союз философских теорий греков и восточных солярных культов трансформировал римское язычество, последним прибежищем которого стал солярный монотеизм.

The State Power Sacralization in the Roman Empire and the Cult of the Sun

The article deals with the analysis of a new cult involving the worship of the Sun Sol Invictus which appeared within Roman Empire during the I-III centuries. The synthesis of the philosophical theories of the Greeks and eastern solar cults transformed Roman paganism which became the last refuge of solar monotheism. By the beginning of the IVth century a new religion was formed, where the main deity was the Sun.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Сакрализация власти в римской империи и культ Солнца»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 1(37) (091):321.15 ББК 87.3 (0)323

Е. А. Мостовщикова Сакрализация власти в Римской империи и культ Солнца1

В статье рассмотрены вопросы сакрализации власти в Римской империи I-III вв., а также формирование новой религии - культа поклонения Солнцу (Sol Invictus). Тесный союз философских теорий греков и восточных солярных культов трансформировал римское язычество, последним прибежищем которого стал солярный монотеизм.

Ключевые слова: Культ императора. Непобедимое Солнце. Мистерии Митры. Солярный монотеизм. Солярные культы. Теургия. Метафизика света.

Поклонение Солнцу восходит к глубокой древности. Исследователи обнаруживают элементы солярного культа практически повсюду. Но фактически только в Египте, Азии и первобытной Европе поклонение Солнцу стало настолько распространенным, что со временем возвысилось до господствующего положения [12, с. 240]. Со времен египетских царей культ Солнца неизменно сопровождает культ власти. От персидских правителей вместе с мистическими идеями, выражением которых культ являлся, он перешел по наследству к диадохам, а затем и к римлянам. Императоры избрали для себя титул Sol Invictus (Непобедимое Солнце) с тем, чтобы приблизиться к небесному божеству. Поклонение Солнцу в период империи стало сопровождать культ императора. Солнце считалось спутником императора и его личным охранителем.

В поздней античности представления о роли Солнца и солнечного света формируются в систему теологических, естественно-научных и философских представлений и определяются как «метафизика света». Тесный союз философских теорий греков и восточных солярных культов трансформировал римское язычество, последним прибежищем которого стал солярный монотеизм. Под сенью императорской власти культурное объединение римского Запада с греческим и негреческим Востоком, соединив в радикальном синтезе все древние божества язычества, породило новый культ поклонения Солнцу. «Прежде чем религия пришла заявить о том, что Бог должен быть возвышен до идеи абсолюта, то есть в

1 Статья написана при поддержке гранта 2009 г. - для студентов, аспирантов вузов и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

нечто надмирное, существовал только единственный рациональный и научный культ - культ Солнца» [5, с. 141].

Со времен Платона и Аристотеля греческая философия рассматривала небесные тела в качестве одушевленных и божественных существ. Платоновское описание Солнца как образа Блага (Государство 509 а - Ь) имело глубокое влияние на неоплатонизм, понимавший физическое Солнце как то, что являет ипостась Ума. Неоплатоники еще в большей степени настаивали на священном характере света космических тел, воплощающегося в образе явленного нам умопостигаемого бога. Разрабатывая учение об эманации Единого, они говорили о том, что видимый свет есть проявление во тьме материи света умопостигаемого. Они первые утвердили представление о бытии как световой иерархии и развили учение о теургии (обожении).

Однако почитание небесного светила в качестве главного бога язычества было вдохновлено не только философскими теориями; оно основывалось на особой догматике, первыми авторами которой являлись жрецы-астрономы с Востока - халдеи2. Согласно их воззрениям, Солнце, находящееся на четвертой ступени в ряду планет и занимающее между ними серединное положение, подобно царю, окруженному своими подчиненными, управляет движением этих планет и даже вращением самого себя. Оно является «сердцем космоса», оживляющим своим теплом весь его огромный организм. Эта механистическая теория неизбежно вела к признанию Солнца верховным Богом вселенной. Для астрологов, полагавших, что сочетания звезд в их круговращении определяют ход всех физических и психических явлений, светило, управляющее сложной игрой взаимовлияний небесных тел, должно было стать вершителем судеб и господином всей природы.

Но это Все, столь строго упорядоченное, не могло быть руководимо слепой силой. Солнце, умственный свет сознавалось в качестве управляемого миром разума. Этот вселенский разум был создателем человеческого разума - искры, выделившейся из космического огня. Считалось, что пылающее светило посылает души для рождения их в телах, которые они оживляют, и после смерти заставляет их вернуться в его недра. Таким образом, халдеи вывели целое религиозное учение, скомбинировав астрономические теории с древними семитскими верованиями. Этот астрологический пантеизм, безусловно, сделался доктриной восточных культов.

(непобедимый) - это обычные наименования звездных божеств Востока, а прежде всего Солнца, которое каждое утро приходит восторжествовать над ночью. После упразднения азиатских царств то поклонение, которое предназначалось их правителям, было перенесено на римских императоров. Верования в то, что царская корона подается и

2 Халдеи - греческая форма названия жителей вавилонской области между Ефратом и Тигром, по всей вероятности, вышедшей из горных стран Армении. От них имя «халдеи» получила каста жрецов в Вавилоне, отличавшаяся знанием астрономии. После того, как начали отличать астрономию от астрологии, в Риме стали называть халдеями всех владевших искусством определять будущее по положению звезд [7, с. 1190-1191].

о

отнимается предопределением свыше, появляется уже у Ахеменидов3. Великие Цари Персии особо почитали Митру4 и считали его своим личным покровителем. С Митрой отождествлялось Непобедимое Солнце, которое во времена Александра Великого всеобще почиталось в качестве подателя Хварно - мистического света, который обеспечивает победу, освящает их власть и служит залогом успеха. Монарх, на которого снизошел Хварно, почитался подданными наравне с бессмертными богами. Образ бога, покровительствующего войскам, который начинает преобладать в Митре с эпохи Ахеменидов, сложился, скорее всего, в те смутные времена, когда иранские племена еще воевали между собой. Этот бог занимал в иранском пантеоне очень высокое положение. К нему часто взывают на равне с Ахурой в одном и том же молении: оба бога образуют пару, поскольку небесный свет и светлое небо неразделимы по своей природе. Ахура-Мазда5 создал Митру столь же великим, каким был сам, и поставил его хранить весь движимый мир и неусыпно его оберегать. Именно с помощью этого всегда победоносного воина Высшая Сущность уничтожает зло.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Италия познакомилась с мистериями Митры еще во времена Помпея (106 г. до н. э. - 48 г. до н. э.). По свидетельству Плутарха, римляне были посвящены в его мистерии киликийскими пиратами [10, с. 300], над которыми Помпей одержал победу в 67 г. до н. э.

Нерон (37-68) в момент своего правления принял посвящение в маздеистский ритуал от магов, которых привез к нему армянский царь Тиридат (62-80) [3, с. 277-278]. Начиная с Нерона в подражание Селевкидам и Птолемеям голову императора стала венчать в качестве знака господства окруженная лучами корона. Являясь символом сияния Солнца и испускаемых им лучей, она объединяла образ монарха с образом бога. В официальные портреты Нерона были внесены атрибуты двух богов - эгида Юпитера и солнечный венец Гелиоса. В 64 г. после пожара Рима Нерон начал строительство «Золотого дома». Он задумывался императором не только как его главная резиденция, но и как своего рода «дворец Солнца» - обиталище космического божества.

Мистерии Митры довольно быстро стали популярными среди народа. Главным источником распространения митраизма в римской империи была армия. Римский солдат обычно был набожен и даже суеверен. Опасности, с которыми всегда была связана его профессия, побуждали его бесконечно взывать к защите небес. Митра был великим непобедимым воином, он боролся со злом и был настоящим героем в лице солдат. Чтобы стать адептом культа, необходимо было пройти серию тайных инициаций и посвящений. Женщины никогда не принимали участие в ритуалах, митраизм был чисто мужской религией. К тому же эта религия была

3 г

Ахемениды - династия царей Древней Персии (558-330 г. до н. э.).

4 Митра - иранское божество, первоначально обозначавшее яркий день и светлый эфир, а потом Солнце. Его призывали в полдень и при восходе и закате солнца. Митра считался символом силы и мужества и пользовался особой популярностью у римских легионеров [7, с. 690-691].

5 Ахура-Мазда, Ормузд реже Ормазд - употребительное в европейской литературе имя высшего божества древних иранцев.

направлена на низшие слои общества и обещала каждому прозелиту вечную жизнь после смерти.

В конце второго века осторожная снисходительность, которую проявляли цезари к иранскому культу, внезапно сменилась активной поддержкой. Коммод (161-192) возжелал быть принятым в число его адептов и участвовал в их тайных обрядах. Лампридий сообщает, что Коммод принял посвящение и участвовал в кровавых обрядах богослужения [1, с. 62-71]. Со времени правления Комода можно говорить о триумфе восточных культов, в частности, митраистких мистерий в Риме. С того момента, как последний из Антонинов порвал, таким образом, со старыми предрассудками, новой религии было уже твердо обеспечено покровительство его преемников. С первых лет III века во дворце Августов имелся ее представитель, и ее приверженцы своими подношениями и благими пожеланиями славили Северов, а позднее Филиппа (204-249). Небесный огонь, вечно сияющий в светилах, неизменно побеждающих тьму, символически изображался неугасающим огнем, который горел во дворцах цезарей и который несли перед ними во время официальных церемоний.

Императоры официально принимают титулы «благочестивый, счастливый, непобедимый», которые с III века уже составляют обычную часть протокола. Монарх «благочестив», поскольку лишь его набожность может сохранить для него оказанное ему покровительство небес; он является счастливым или, скорее, благополучным именно потому, что отмечен божественным Благом, наконец, он непобедим, ибо поражение врагов империи служит самым неопровержимым знаком того, что это охраняющее его Благо все еще сопутствует ему. Законная власть дается не правом наследования или по избранию сената, но богами, и она проявляется в победах.

Наряду с Митрой и Сераписом в Италии получили распространение и другие солярные культы, в частности, сирийский Элагабал (Гелиогабал). Элагабал, как и Митра, именовался «Солнце Непобедимое». Несмотря на солярный характер, митраизм не выступал в роли государственного культа. Культ же Непобедимого Солнца Элагабала сразу же насаждался в качестве имперской идеологии. В 218 г. цезарем стал Марк Аврелий Антонин Август (204-222). Он вошел в историю под именем Гелиогабала. В Эмессе, еще будучи юношей, Марк был посвящен в жрецы финикийского бога Солнца Элагабала. Во время своего правления в Риме он занимался главным образом введением культа поклонения Солнцу и постройкой храмов в честь этого божества [7, с. 255].

У Лампридия находим: «...он освятил Гелиогабала на Палатинском холме, возле императорского дворца, и построил ему храм. Он стремился перенести в этот храм и лепное изображение Матери богов, и огонь Весты, и Палладий, и священные щиты, словом - все, что глубоко чтят римляне. Он добивался того, чтобы в Риме почитался только один бог -Гелиогабал»6.

Культ Элагабала просуществовал недолго. В III веке империя была охвачена религиозным кризисом. По словам Лукомского Л. Ю., «проблема

6 Цит. по работе «Властелины мира. Биографии.» [1, с. 135].

состояла в том, что с падением значения Рима в управлении империи, в особенности после знаменитого эдикта Каракаллы 212 г. о даровании гражданских прав всем жителям империи, традиционная римская религия, по сути своей глубоко чуждая подавляющему большинству населения империи, с утратой италиками своих привилегий стала открыто отвергаться новыми гражданами. В связи с этим возникла проблема проведения религиозных реформ» [8, с. 16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Император Аврелиан (214-214) окончательно оформил языческую религиозную реформу. Он ввел повсеместно культ поклонения Непобедимому Солнцу. «Этот бог был совершенно особенным, у него был собственный понтифик...» [9, с. 389-390]. Предание говорит, что бог Гелиогабал явился к нему во сне и подсказал хороший план сражения. В благодарность Аврелиан построил великолепный храм на Квиринале в Риме, в котором служили понтифики, приравненные к древнеримским верховным жрецам. В год официального провозглашения солнечного культа (214) был воздвигнут храм на Кампус Агриппа, учреждены игры и создана коллегия понтификов Sol Invictus, состоящая из членов аристократических фамилий. Днем праздника солнечного бога (как и Митры) был назначен день зимнего солнцестояния - 25 декабря. Культ Sol Invictus был весьма синкретичным и включал в себя элементы большинства различных религий Римской империи того времени, включая христианство. По замыслу Аврелиана, Sol Invictus должен был вобрать все функции и атрибуты солярных богов того времени и одновременно быть выражением идеи «римского национализма».

Аврелиан первым из римских императоров стал официально именоваться господином и богом (Dominus et Deus) и носить диадему [1, с. 12]. Обожествление человека, противоречащее как здравому смыслу, так и римской традиции, тем не менее снискало в итоге почти всеобщее признание. Императора Диоклетиана (245-313) почитали как бога. Целым рядом поступков и мероприятий он добился того, что признавался богом и государем. «Когда он диктовал от имени своих прокураторов формуляры, он начинал со слов: Государь и бог наш приказывает то-то. Результатом было, что его не называли иначе ни письменно, ни устно. Он не разрешал также ставить ему статуи на Капитолии, если они не были из золота или серебра и определенного веса (т. е. он применял к своим статуям те же правила, что и к статуям божеств)» [2, с. 148]. Слово «господин» (dominus), первоначально обозначавшее рабовладельца, теперь стало служить для обозначения императора, а также бога.

Современники говорили о Диоклетиане как о значительном таланте. Его упрекали в любви к роскоши за смену военного мундира на шитую золотом тогу и украшенную драгоценными камнями обувь. Однако для императора это было не просто стремление к роскоши, а скорее желание еще больше возвеличить императорскую власть [9, с. 460-462]. Он был глубоко религиозен и исповедовал религию своих солдат. «Его богом был бог Солнце, его культом был культ Митры» [9, с. 458]. Восточные теории отвечали претензиям цезарей. Они являлись властителями по праву рождения (рожденный богом и господином - dues et dominus natus)1, поскольку носили в себе некоторые частицы Солнца и были, таким

1 Этот титул вначале появился на монетах Аврелиана.

образом, его преходящим воплощением. Спустившиеся из небесных звездных сфер, они вновь взойдут к ним после своей смерти для вечного пребывания там, среди равных богов.

Юлиан Отступник (331-363) был последним императором, который попытался сделать гелиолатрию в Римской империи единой религией. «Стоило ему взойти на трон, он поспешил ввести культ Митры в Константинополе, и даже во дворце устроил храм, в котором «постепенно посвящаемый и посвящавший сам», участвовал со своим ближайшим окружением в оккультных церемониях» [5, с. 263]. Получив прекрасное образование в 354 г. от философа Максима Эфесского (ум. 378), он принимает митраисткое посвящение. В 355 г. Юлиан в Афинах принимает элевсинское посвящение и становится другом элевсинского жреца, который позднее будет повсюду ему сопутствовать. В 361 г. он проходит несколько ступеней митраистских посвящений, заняв в результате вторую ступень в митраисткой иерархии и становится Гелиодором - посланцем Солнца.

Ритор и философ, император Юлиан был одним из известных учеников неоплатоника Ямвлиха (280-330)8. Триада Юлиана отличается от других неоплатонических триад - это иерархия трех солнц в трех мирах. В гимне Юлиана «К Царю Солнцу» Гелиос выступает связующим звеном для всех трех членов в триаде миров, он есть во всех возможных смыслах посредник и объединитель. Император верил, что божество наделило его священной миссией, и рассматривал себя в качестве его служителя или, точнее, его духовного сына.

Обожение - одна из важнейших для Юлиана тем. Он не признавал христианского пути обожения, основанного на воплощении Бога Сына, и критиковал его с позиции солярного монотеизма. Юлиан развивает тему нисхождения и восхождения душ в божественную сферу, к Царю Солнцу посредством солнечного луча. Космос «сохраняется ничем иным, как пятым телом, суть которого есть солнечный луч» (К Царю Солнцу, 132 с) [4]. Юлиан следует ямвлиховскому отождевствлению пятого тела с эфиром; солнечный луч он определяет как сущий в действительности бестелесный эйдос прозрачности, прозрачность же соподлежащее стихий. Переходя в действительность, прозрачность становится светом. Источником же действительности никоим образом не может выступать никакое тело, но действие чистого Ума (К Царю Солнцу, 133 ф [4]. Солнечные лучи возводят души верных в божественную сферу, ибо природа лучей родственна божеству и тем, кто стремится обожиться (К Матери Богов, 172 Ь - ф [4]. Эти лучи, с одной стороны, освобождают человека от тела и возносят его, а с другой - представляют «как бы колесницу для безопасного нисхождения душ в рождение» (К Царю Солнцу, 152 Ь) [4].

Итак, к началу IV в. сформировалась новая религия, где главным Богом было Солнце. На протяжении трех веков цезари неизменно заявляли о тесном союзе с Солнцем и стремились быть отождествленными с ним. Они верили в то, что, поклоняясь светилу, обретут вечную жизнь и будут равны богам. В помпезных праздниках, воздаваемых почестях Солнцу, а также ритуалах двора и архитектурных постройках проявлялась лишь верхушка

8 О философии Ямвлиха подробнее см. в работе А.Ф. Лосева [6, с. 131-276].

айсберга всей световой метафизики: солнце было источником света, жизни и всякого разума; небесная иерархия была четким отражением иерархии земной; свет представал как посредник между мирами богов и людей; умопостигаемый свет выступал как свет духовный, свет разумения, просвещающий интеллекты людей вечными истинами.

Однако последнему прибежищу римского язычества - солярному монотеизму суждено было угаснуть с гибелью Юлиана Отступника. В империи восторжествовало окончательно победившее христианство. Уже не отдельный правитель становился богом, а обожествлялась именно сама императорская власть (а позднее и королевская), сакральность которой стала освящаться христианской церковью. С утверждением христианства как официальной религии государства в Римской империи началась новая эпоха. Однако на протяжении всего Средневековья световая метафизика продолжает вызывать интерес и разрабатываться ведущими мыслителями.

Список литературы

1. Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. - СПб., 2001.

2. Гримм Э. Исследования по истории развития императорской власти: в 2 т. Т. 2. - СПб., 1900.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дуров. В. С. Нерон или актер на троне. - СПб., 1994.

4. Император Юлиан. Сочинения. - СПб., 2007.

5. Кюмон Ф. Мистерии Митры. - СПб., 2000.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Последние века. Ч. 2. - М., 1988.

7. Любкер Ф. Иллюстрированный словарь античности. - М., 2005.

8. Марцеллин А. Римская история. - СПб., 2000.

9. Моммзен Т. История римских императоров. - СПб., 2002.

10. Плутарх Избранные жизнеописания: в 2 т. Т. 2. - М., 1990.

11. Светоний Жизнь двенадцати цезарей. - М., 2001.

12. Элиаде М. Трактат по истории религии. Т.1. - СПб., 2000.