Научная статья на тему 'САХАЛИНСКИЙ ХУДОЖНИК ЮРИЙ СТЕПАНОВ. ПРОЩАНИЕ ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ'

САХАЛИНСКИЙ ХУДОЖНИК ЮРИЙ СТЕПАНОВ. ПРОЩАНИЕ ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ю. В. СТЕПАНОВ / ОСТРОВ САХАЛИН / МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ / КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА / ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ / ТРАДИЦИЯ / КОМПОЗИЦИЯ / ПРИРОДА ОСТРОВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малькова Ирина Геннадьевна

Статья посвящена творчеству заслуженного художника Российской Федерации Юрия Степанова, ведущего пейзажиста Сахалина, работавшего в разных жанрах изобразительного искусства. В его творчестве тема островной ментальности получила новую интерпретацию, основанную на натурных впечатлениях художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAKHALIN ARTIST YURI STEPANOV. PAREWELL AFTER THE ANNIVERSARY

The article is dedicated to the work of the honored artist of the Russian Federation Yuri Stepanov, one of the leading landscape painters of Sakhalin, who worked in various genres of fine art. In his work the theme of the island mentality received a new interpretation, based on the artist's natural impressions.

Текст научной работы на тему «САХАЛИНСКИЙ ХУДОЖНИК ЮРИЙ СТЕПАНОВ. ПРОЩАНИЕ ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ»

УДК 7.036 И. Г. Малькова

Сахалинский областной художественный музей Южно-Сахалинск, Россия

САХАЛИНСКИМ ХУДОЖНИК

ЮРИЙ СТЕПАНОВ.

ПРОЩАНИЕ ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ

Статья посвящена творчеству заслуженного художника Российской Федерации Юрия Степанова, ведущего пейзажиста Сахалина, работавшего в разных жанрах изобразительного искусства. В его творчестве тема островной ментальности получила новую интерпретацию, основанную на натурных впечатлениях художника.

Ключевые слова: Ю. В. Степанов; остров Сахалин; морской пейзаж; Курильские острова; городской пейзаж; традиция; композиция; природа острова.

Ю. В. Степанов. Мыс Край света. Фрагмент.1964. Холст, масло. 131x90,5

Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)

В июле 2020 года в большом зале Сахалинского областного художественного музея состоялась юбилейная выставка одного из корифеев изобразительного искусства на Сахалине - заслуженного художника России Юрия Степанова. Выставка получилась очень яркой, насыщенной образами и эмоциями автора, который как настоящий творец и профессионал каждые пять лет демонстрировал свой художественный отчет зрителю. Были собраны лучшие работы автора за более чем 55 лет творческой деятельности. Они выглядели свежо и современно: как ранние картины 1960-х, так и стилистически выверенные художническим опытом работы 2000-2010-х годов. В декабре 2020 года художника не стало, что

побудило более пристально рассмотреть его творчество.

Юрий Викторович Степанов родился в 1935 году в селе Воскресеновка на севере Сахалина в семье военного летчика. Семья много раз переезжала. Первые уроки рисования получил от матери, а затем в художественной студии Дома пионеров Южно-Сахалинска, где занятия вел солдат, служивший в городском гарнизоне. Среднюю школу будущий художник окончил на острове Кунашир в п. Курильск.

Увлечение живописью не оставило шансов выбрать другую профессию, в 1955 году Ю. Степанов решает стать профессиональным художником. А в 1960 году после окончания художественно-графического факультета Московского государственного

педагогического института им. В.П. Потемкина вместе с женой-москвичкой, художницей Надеждой, учившейся с ним в институте у Б.М. Неменского, возвращается на Сахалин.

Сахалинец по происхождению, он обосновался в островной столице. В это время на Сахалине уже работали художники, приехавшие на остров из разных уголков страны: Борис Шахназаров, Гиви Манткава, Геннадий Смердов, Вениамин Ридель, Василий Кантур и другие. Здесь складывалась удивительная художественная среда, составленная из представителей разных художественных школ и традиций. В Южно-Сахалинске с 1963 года работали Художественно-производственные мастерские Хабаровского отделения Художественного фонда СССР.

Начало жизни на острове, работа в художественно-производственных мастерских Южно-Сахалинска, активное участие в выставках сахалинских художников в начале 1960-х совпали со сложными для художников, творивших в конце хрущёвской оттепели, условиями, когда каждое творческое высказывание, в том числе сатирическое, метафоричное, могло быть рассмотрено как недоброжелательное по отношению к партийным чиновникам.

Так, картина Степанова «Зеленые носороги» (1962) подверглась жесткой критике, удалению с областной отчетной выставки сахалинских художников. Между тем, художники во все времена интересовались процессами, происходящими в обществе, в культуре. Картина «Зеленые носороги» об опасной психологии обывателя совпала по образному и идейному строю с одноименной пьесой Э. Ионеско, которая ставилась тогда по всему миру. Этот эпизод оставил неизгладимый след в биографии Юрия Степанова.

После некоторого перерыва он возвращается к активной творческой и педагогической работе. В 1966 году Юрий и Надежда Степановы стали основателями Детской художественной школы в Южно-Сахалинске, художник отдал работе в ней 17 лет жизни.

Участие в художественных выставках Степанов возобновил в 1980 году.

Юрий Викторович работал в разных жанрах изобразительного искусства - портрете, натюрморте, но ведущим в его творчестве остался пейзаж. Ю.В. Степанов - один из ведущих сахалинских пейзажистов, мастеров реалистической пейзажной живописи, которая ориентируется, прежде всего, на традиции русского изобразительного искусства. Его картины - это серьезные произведения большого профессионала [2, с. 7].

Действительно, в творчестве сахалинского художника Юрия Степанова пейзаж занимает выдающееся место. Его по праву можно назвать художником, открывшим Курилы.

Его первый, получивший широкую известность на Сахалине пейзаж «Мыс Край света» (1964) представляет фантастическую картину Южных Курил на фоне полыхающего восхода солнца. Картине присущи особый яркий колорит и ритм: изображение скал выстроено в едва заметную диагональ, где они сначала сближаются, но далее размыкаются. А бесконечность океана за ними не ограничивается изображением солнца в центре: напротив, солнце смещено влево, и не оно уже центр композиции, а бесконечный простор океана. Вертикальная композиция подчеркивает высоту неба и скалистых берегов, освещенных ярким оранжевым цветом. Сине-зеленая морская вода в тени скал перекликается цветом с небом между облаками. Берега и острова-скалы, как паруса, напоминают не только об истории их открытия, но и о романтической повести об Ассоль. Они выглядят как прекрасный, но загадочный и недоступный мир, который кажется гармоничным, идеальным.

Тема островов осталась актуальной на протяжении всей творческой жизни художника. Курилы были для Степанова объектом его художнического исследования всю жизнь и предстают теперь в его картинах перед нами по-разному, отражая не только реальное состояние природы, но и, несомненно, настроение автора.

Ю. В. Степанов. Окрестности г. Южно-Сахалинска. 1983. Холст, темпера. 84,5x145,7

Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)

Ю. В. Степанов. Улица Лермонтова в Южно-Сахалинске. Яблони. 1984. Холст, темпера.

85x105

Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)

Ю. В. Степанов. Охотское море.

1987.

Холст, темпера.

70x100

Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)

| наследие|

Во второй половине 1960-х и далее до 1990-х в качестве живописного изобразительного средства художник выбирает темперу. В работе «Туманный берег Кунашира» (1976) звучит тема уже не восхищения, но слияния с природой, любви к ее спокойному состоянию, неброскому, на первый взгляд, виду, который между тем очень глубок по смыслу Он отображает не только серое небо, сливающееся на горизонте с водой, но и выброшенный на пустынный песчаный берег, почти разрушенный накатами волн, ветром и дождями всё еще огромный корабль. Это образ большой махины, стоящей на пути у человека, который, выбрав свой путь, просто ему следует.

В работе «Охотское море» (1987) свойства темперы, ее мягкие тональные переходы, матовость помогают передать художнику неяркий цвет непогожего дня, плотную влажность тумана. Пейзажи Степанова «относятся к типу изображений, ориентированных на наблюдение натуры» [1, с. 124].

Совсем другими предстают перед нами Курилы в целой серии картин, выполненных в 1990-е годы. В них художник подчеркивает величие скал и вулканов. Степанов вновь возвращается к живописи маслом, пластические свойства которой помогают создать яркие, фактурные изображения, так очевидно передающие восхищение автора творениями природы. Картина «Скалистый берег Итурупа» (1990) - это изображение Курил как форпоста страны, где грозные скалы олицетворяют защитников родной земли.

В картине «Богдан в облаках» (1994) образ вулкана Богдан Хмельницкий заключен в горизонтальную композицию, которая вместе с выбранной низкой точкой зрения дает возможность художнику передать его возвышенную неприступность.

В работе «На склоне вулкана Эбеко» (1995), композиция которой построена из нескольких четких пересекающихся диагоналей охристого, рассеченного светлыми проблесками неба, мягко переливающего зеленью плоского склона и бугристого конуса самого вулкана охристо-черного, с си-

ними тенями, художник показывает группу людей, стремящихся достичь далекой вершины. Но пока они еще находятся на пологом склоне.

Величие природы, четкое ощущение человека как ее небольшой частицы прослеживаются во многих пейзажах Степанова. Его творческие командировки были связаны не только с любимыми Курилами. Он побывал на Камчатке, объехал весь Сахалин, особенно юг острова, посвятив множество работ его морскому побережью. В изображениях приморских городков, поселков и

деревень автор подчеркивает прежде всего подчиненность жизни людей природе.

В композициях многих пейзажей морского побережья Сахалина большую часть полотна занимает небо. Именно оно задает состояние всего образа - спокойного, гармоничного, где тучи, а скорее облака, лежат далеко, у самого горизонта («Вечер в Охотском», 1987; «Летний день на рейде», 1990).

Освещены солнцем домики на побережье («Залив Терпения», 1988), горы обрамляют Сусунайскую долину («Пик Чехова», 1987). В этих пейзажах, как и в пейзажах Сезанна, ощущение глубины достигается не через градацию цветов, но через контрасты теплых, которые приближены к зрителю, и холодных, которые появляются рядом [4, р. 94].

Юрий Степанов - основоположник городского пейзажа Южно-Сахалинска в его советском, а затем и в современном облике, без налета романтики японского прошлого, чем так часто увлекались сахалинские художники его поколения.

Его работы, посвященные городу, показывают вписанность города в окружающую природу обширной Сусунайской долины. Поначалу художника редко привлекают отдельные уголки города. Ему интереснее наблюдать город издалека, как бы со стороны, каждый раз убеждая себя и зрителя в том, что на его острове природа, а не человек, остается главной. Таков город в работе «Окрестности г. Южно-Сахалинска» (1983), «Вид на Южно-Сахалинск» (1987).

Более поздний городской пейзаж Степанова становится более лиричным, интимным, когда в картине чувствуется непосредственное общение художника с окружающим миром. Таковы работы «Мостик на Емельянова. Южно-Сахалинск» (1999), «Пос. Большая Елань» (2008).

Природа в пейзажах Степанова подчиняет себе направление и протяженность главных улиц приморских городов и поселков, тянущихся вдоль побережья, согласно повторяя его контур, как, например, в картине «Город Чехов» (1983), ветрами формирует

Ю. В. Степанов. Скалистый берег Итурупа. 1990. Холст, масло. 107x137

Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)

Ю. В. Степанов. Летний день на рейде. 1990. ДВП, масло. 60x80

Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)

i наследие i

кроны яблонь, посаженных человеком, как в работе «Улица Лермонтова в г. Южно-Сахалинске. Яблони» (1984).

В своих работах Степанов использовал многие достижения своих великих предшественников: и эмоциональное воздействие света, как у Дж. Тёрнера, и трехцветную цветовую гамму венецианской школы, а натурные наблюдения и поиски собственного художественного стиля, новых образов привели к созданию замечательных произведений, которые хранятся и регулярно выставляются в Сахалинском областном художественном музее.

4. Engelmann, I.J. Impressionism. - Munich ; London; New-York: Prestel, 2011. - 134 p.

5. К 50-летию пьесы «Носорог» Эжена Ионеско. - URL: http://www.npar.ru/journal/2007/3/jonesko. htm (дата обращения 9.01.2021).

Об авторе

Малькова Ирина Геннадьевна - заместитель директора по научной деятельности Сахалинского областного художественного музея. E-mail: sakhartmuseuml983@mail.ru

SAKHALIN ARTIST YURI STEPANOV. FAREWELL AFTER THE ANNIVERSARY

Malkova Irina Gennadievna Deputy Director for Science at the Sakhalin Regional Art Museum

Литература

1. Алленов, М.М. Образ пространства в живописи «а 1а натура». К вопросу о природе венецианов-ского жанризма // Советское искусствознание'83. - Выпуск 1 (18). - Москва : Советский художник, 1984. - С. 123-146.

2. Барабашова, Л., Яковец, Л. Юрий Степанов. -Южно-Сахалинск : Сахалинская областная типография, 2015. - 136 с.

3. Бржезовская, H.A. Изобразительное искусство дальневосточных художников. - Калининград : Аксиос, 2013.- 480 с.

Abstract: The article is dedicated to the work of the honored artist of the Russian Federation Yuri Stepanov, one of the leading landscape painters of Sakhalin, who worked in various genres of fine art. In his work the theme of the island mentality received a new interpretation, based on the artist's natural impressions.

Keywords: Sakhalin Island; seascape; Kuril Islands; urban landscape; tradition; composition; nature of the island.

Ю. В. Степанов. Богдан в облаках. 1994. Холст, масло. 60,5x110,5

Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.