Научная статья на тему 'Сахалинский авангард XXI века'

Сахалинский авангард XXI века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
изобразительное искусство XXI века / изобразительное искусство Сахалина / региональное искусство / авангардизм / живопись / скульптура / декоративно-прикладное искусство / fine art of the 21st century / fine art of Sakhalin / regional art / avant-garde / painting / sculpture / decorative and applied art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сулейманова Альвина Парвизовна, Завадская Нина Сергеевна

В статье представлен аналитический обзор становления авангардизма на территории Сахалинской области в XXI веке — начиная с ранних работ постсоветских художников и заканчивая современными тенденциями. Это дает возможность проследить эволюцию современного сахалинского изобразительного искусства, увидеть, как оно изменялось на протяжении десятилетий, познакомиться с персоналиями и оценить вклад каждого из художников. Новизна проведенного исследования заключается в комплексном анализе и освещении авангардного искусства на Сахалине в XXI веке. Цель — проследить эволюцию сахалинского авангарда с постсоветского периода до наших дней, а также выявить ряд тенденций в развитии искусства на Сахалине. Исследование проведено с применением иконографического метода и формально-стилистического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sakhalin avant-garde of the 21st century

The article presents an analytical overview of the formation of avant-garde art in Sakhalin Oblast in the 21st century, commencing with the early works of post-Soviet artists and concluding with an examination of contemporary trends. This allows tracing the evolution of Sakhalin art after the USSR, seeing how it has changed over the decades, getting acquainted with the personalities and to appreciate the contribution of each artist. The novelty of this research lies in the comprehensive analysis and illumination of the distinctive phenomenon of avant-garde art in Sakhalin in the 21st century. The objective is to trace the evolution of the Sakhalin avant-garde from the post-Soviet period to the present day, as well as identify a number of trends in the development of art on Sakhalin. The research was conducted using the iconographic method and formal and stylistic analysis.

Текст научной работы на тему «Сахалинский авангард XXI века»

Искусство Евразии. 2024. № 3 (34). С. 142–165. ISSN 2518-7767 (online)

Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2024, (3), pp. 142–165. ISSN 2518-7767 (online)

Научная статья

УДК 7.036/038(571.64)“20”

DOI 10.46748/ARTEURAS.2024.03.009

Сахалинский авангард XXI века

Сулейманова Альвина Парвизовна a

Завадская Нина Сергеевна b

a, b Литературно-художественный музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин», Южно-Сахалинск, Российская Федерация

a girls-rock@inbox.ru

b gingermolly777@gmail.com

Аннотация. В статье представлен аналитический обзор становления авангардизма на территории Сахалинской области в XXI веке — начиная с ранних работ постсоветских художников и заканчивая современными тенденциями. Это дает возможность проследить эволюцию современного сахалинского изобразительного искусства, увидеть, как оно изменялось на протяжении десятилетий, познакомиться с персоналиями и оценить вклад каждого из художников. Новизна проведенного исследования заключается в комплексном анализе и освещении авангардного искусства на Сахалине в XXI веке. Цель — проследить эволюцию сахалинского авангарда с постсоветского периода до наших дней, а также выявить ряд тенденций в развитии искусства на Сахалине. Исследование проведено с применением иконографического метода и формально-стилистического анализа.

Ключевые слова: изобразительное искусство XXI века, изобразительное искусство Сахалина, региональное искусство, авангардизм, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство

Для цитирования: Сулейманова А.П., Завадская Н.С. Сахалинский авангард XXI века // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 3 (34). С. 142–165. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.03.009. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1116.

Original article

Sakhalin avant-garde of the 21st century

Alvina P. Suleimanova a

Nina S. Zavadskaya b

a, b The Literary and Art Museum of Anton Chekhov's the Sakhalin Island Book, Yuzhno-Sakhalinsk, Russian Federation

a girls-rock@inbox.ru

b gingermolly777@gmail.com

Abstract. The article presents an analytical overview of the formation of avant-garde art in Sakhalin Oblast in the 21st century, commencing with the early works of post-Soviet artists and concluding with an examination of contemporary trends. This allows tracing the evolution of Sakhalin art after the USSR, seeing how it has changed over the decades, getting acquainted with the personalities and to appreciate the contribution of each artist. The novelty of this research lies in the comprehensive analysis and illumination of the distinctive phenomenon of avant-garde art in Sakhalin in the 21st century. The objective is to trace the evolution of the Sakhalin avant-garde from the post-Soviet period to the present day, as well as identify a number of trends in the development of art on Sakhalin. The research was conducted using the iconographic method and formal and stylistic analysis.

Keywords: fine art of the 21st century, fine art of Sakhalin, regional art, avant-garde, painting, sculpture, decorative and applied art

For citation: Suleimanova, A.P. and Zavadskaya, N.S. (2024) ‘Sakhalin avant-garde of the 21st century’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (3), pp. 142–165. doi:10.46748/ARTEURAS.2024.03.009. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1116. (In Russ.)

© Сулейманова А.П., Завадская Н.С., 2024

Введение

Началом истории современного сахалинского изобразительного искусства принято считать 1947 год, когда было создано «Товарищество художников» на острове и проведена первая областная художественная выставка. Местные мастера умело воплощают на холстах красоты природы Сахалина, самобытность людей и их традиции, отражают значимые события истории острова, создавая реалистичные, иногда модернистские образы героев и тружеников, которые стали символами региона.

Среди исследований изобразительного искусства Сахалинской области в первую очередь стоит отметить труд Н.А. Бржезовской [1], полностью посвященный искусству Дальнего Востока. Искусствовед аргументированно показала, что творчество художников Сахалина требует детального исследования не только в рамках развития дальневосточного искусства, но и как самостоятельное культурное явление. Кроме того, она одна из первых, кто подробно описывает в этой книге творчество мастеров острова и проводит детальный анализ каждого произведения. Многие выводы и наблюдения актуальны и сегодня.

К сахалинскому искусству в целом и творчеству отдельных художников неоднократно обращались и такие исследователи, как Раиса Горохова, Владимир Канторович, Марина Щербинина и другие [1; 2; 3]. Ряд работ, посвященных островному искусству, охватывает узкие аспекты его рассмотрения [4; 5; 6].

В этом контексте важно отметить труд Марины Щербининой [2], где автор подробно изучает развитие изобразительного искусства региона, впервые систематизирует творчество местных художников, анализирует их пути и достижения, а также вклад в культурное наследие Дальнего Востока.

Тем не менее сахалинский авангард XXI века остается малоизученным. Отсутствие достаточного количества научных публикаций и комплексных исследований по данной теме определяет новизну настоящей работы. В статье предлагается формально-стилистический анализ произведений сахалинских художников, творчество которых можно отнести к авангарду, что способствует более глубокому пониманию и оценке культурно-исторического развития региона в рассматриваемый период. Цель исследования — проследить эволюцию сахалинского авангарда с постсоветского периода до XXI века, определить предпосылки его появления и особенности, выявить некоторые тенденции в развитии искусства на Сахалине.

Материалом послужили, с одной стороны, искусствоведческие труды о сахалинском искусстве, а с другой — «золотой фонд» сахалинской живописи — коллекции художественных музеев области, современные художественные и культурные проекты Сахалина. В рамках данного исследования мы сосредоточились на тех художниках-авангардистах Сахалинской области, работы которых стали необычным явлением для регионального искусства в свое время. Помимо этого рассмотрено современное искусство Сахалинской области сквозь призму авангарда, а также появление новых выставочных площадей в контексте формирования новой художественной среды.

Культурно-исторический контекст становления современного сахалинского изобразительного искусства

Процесс реорганизации Сахалинской области после возвращения южной части острова в состав СССР в 1945 году сопровождался значительной миграцией населения с материковой части страны. Он вызвал временное ослабление производственных сил на острове, так как прибывшие граждане переживали адаптацию к новым условиям. Экономический подъем конца 1940-х годов позволил государству обратить внимание на культурное освоение Сахалина. Начались радикальные исторические преобразования, в которых островное изобразительное искусство играло важную роль.

Как мы уже отметили, история современного сахалинского искусства берет свое начало с 1947 года, когда при комбинате «Сахалинуголь» было организовано товарищество художников, включавшее 12 человек. Профессиональный уровень участников был невысок, и Сахалин стал для них местом максимального приложения усилий для накопления художественного потенциала.

В первой половине 1950-х годов к товариществу присоединились такие мастера, как Альфредо Скариолли, Степан Арефин и Борис Шахназаров. Их творчество способствовало развитию и укреплению художественной жизни региона. В этот период происходило активное формирование художественных техник и стилей, которые впоследствии стали характерными для сахалинского авангарда.

Годы творческой жизни таких художников, как Гиви Манткава, Михаил Шалдин и Николай Бочаров-Федореев, совпали с непростыми условиями начала 1960-х. Период конца хрущевской оттепели был отмечен усилением контроля над творческими высказываниями, и произведения, содержащие сатирические или метафорические элементы, могли быть восприняты как недоброжелательные по отношению к партийным чиновникам [7, с. 14].

Художники, работавшие вне направления социального реализма, сталкивались с серьезными трудностями в своем творческом развитии. В условиях цензуры и давления со стороны властей многие из них были вынуждены перейти к подпольному искусству, чтобы иметь возможность полностью отдаться авангардизму. Этот переход позволил им сохранить творческую свободу и продолжать экспериментировать с новыми формами и стилями.

Деятельность Гиви Манткавы, Михаила Шалдина и Николая Бочарова-Федореева в этот период характеризовалась поиском новых выразительных средств и техник, что способствовало развитию авангардного искусства на Сахалине. Их работы отличались смелыми экспериментами с формой и содержанием, это были уникальные произведения, отражающие дух времени и сложные социально-политические реалии.

В отличие от периода хрущевской оттепели, в 1990-х годах на Сахалине начали развиваться разнообразные художественные направления, среди которых были и академизм и авангард. Картины социальной проблематики, характерные для советской эпохи, уступили место прогрессивным течениям и направлениям в искусстве, авангарду.

Островных мастеров стала объединять дальневосточная образовательная база, что способствовало формированию уникальной художественной среды региона. Яркими представителями этого периода являются Татьяна Антошкина, Владимир Старовойтов, Надежда Троегубова, Олег Папузин, Дё Сон Ен и многие другие художники, вошедшие в состав сахалинского отделения Союза художников России (СХР).

В художественной среде Сахалинской области происходили значительные изменения, что позволило членам СХР, таким как Дю Мен Су, Владимир Старовойтов, Сергей Слепов и многим другим, отказываться от традиций и устоявшихся канонов, переходить от строгих рамок социалистического реализма к более разнообразным и экспериментальным формам искусства [4, с. 5, 10].

Сахалинский авангард в 2000-е годы

На рубеже веков Сахалинская область вступила в новую эпоху, отмеченную поиском собственной культурной идентичности. В изменениях важную роль сыграло авангардное искусство, которое отразило как влияние новых идей и тенденций континентального искусства, так и уникальные особенности островного региона [1, с. 173].

В это время продолжается диалог с традициями конца XX века, однако искусство отличается стремлением к переосмыслению устоявшихся эстетических принципов и поиску новых форм выражения. Актуальным становится вопрос о влиянии архаических мифопоэтических мотивов на современное искусство, которое стремится к восстановлению утраченной духовной связи с истоками человеческого бытия. Важно отметить, что именно в творчестве Владимира Старовойтова прослеживается подобная яркая тенденция к переосмыслению мифопоэтических образов в контексте современности. Художник, пользуясь своим специфическим живописным «языком», демонстрирует глубокую культурно-историческую интуицию, стремясь к универсальным эстетическим формам, способным отразить вечные ценности человеческой цивилизации.

Одним из ярких примеров этому служит графическая композиция «Перед рассветом» (2000, рис. 1). В ней художник использует пронзительно-синий фон и призрачно-светлые линии, чтобы передать символический сюжет, подобный внутреннему видению. Работа представляет собой символическую картину Рождества, отражающую важнейшие духовные ценности человечества.

Рис. 1. В.Н. Старовойтов. Перед рассветом. 2000. Бумага, акрил. 131 × 161. Сахалинский областной художественный музей, КП-6652, Ж-905/дв

Использование символических мотивов в творчестве Старовойтова не является простым копированием традиций. Художник переосмысливает их в контексте современности, придавая им новое звучание и глубину. Его работы отражают поиск духовных ориентиров в изменчивом мире, стремление к восстановлению утраченных связей с истоками человеческого бытия [5].

В работах «Жертвоприношение I» (1998) и «Жертвоприношение II» (2000), основанных на библейском сюжете, прослеживается модернистское переосмысление традиционных образов (рис. 2–3). В первой из них художник применяет виртуозную живописную и композиционную технику, отсылающую к образцам европейского романтизма. В то время как во второй прослеживается влияние восточной традиции. Живописец использует остроэмоциональную линию, чтобы не только передать иллюзию объема и пространства, но и выразить суть изображаемого, следуя восточной традиции контурного письма [1, с. 180].

Рис. 2. В.Н. Старовойтов. Жертвоприношение I. 1998. Холст, масло. 147 × 117. Сахалинский областной художественный музей, КП-6653, Ж-906/дв

Рис. 3. В.Н. Старовойтов. Жертвоприношение II. 2000. Холст, акрил. 147 × 117. Сахалинский областной художественный музей, КП-6654, Ж-907/дв

В полотнах Старовойтова проявляется синкретизм западных и восточных традиций. Энергия его мазка, следуя за дальневосточным правилом создания линейного образа, невольно выдает художественный опыт западноевропейской трактовки линии, отражает актуальное слияние культурно-исторических традиций Запада и Востока в современном искусстве.

Что касается образно-тематического плана, то в творчестве художника религиозная мифология используется не как догматическая система, а как источник вдохновения для поиска новых художественных форм и духовного диалога с традицией. В.Н. Старовойтов демонстрирует глубокий интерес к мифу как к инструменту познания мира, объединяющему реальное и запредельное, высокое и низкое. Художник использует мифологические мотивы как основу для концептуальных исследований, стремясь к пониманию универсальных истин человеческого бытия [1, с. 197].

С другой стороны, в работе «Купание Дианы» (2000, рис. 4) проявляются редкая природная одаренность мастера, его органическая связь с окружающим миром, характерная для дальневосточной культуры, где творческая сущность художника неразрывно связана с природой. В сочетании с поэтико-фантастическим даром, любовью к мифу и способностью его порождать это приводит к уникальному видению мира и формирует самобытность творчества Владимира Старовойтова. В картине проявляется стремление художника к глубокому пониманию мифа изнутри, через его пластическую и архаическую сущность. В.Н. Старовойтов использует «первозданную» силу мифа, чтобы передать его глубокие архетипические значения.

Рис. 4. В.Н. Старовойтов. Купание Дианы. 2000. Холст, акрил. 102 × 124,5. Сахалинский областной художественный музей, КП-6657, Ж-910/дв

В 2000-е годы творчество художников демонстрирует остро-субъективный характер мировосприятия и поиск средств и способов отразить сложность и многогранность современной реальности. Это стало откликом на общественные настроения и глубокие политические и культурные перемены. Подчеркнем, субъективность в искусстве не является проявлением эгоцентризма — она отражает глубокую заинтересованность художника в понимании мира и желании поделиться своим видением со зрителем.

Одной из ключевых фигур сахалинского изобразительного искусства с начала 1970-х годов являлся Василий Кантур (1939–2009). Творчество Василия Лаврентьевича отличается чувствительностью к проблемным вопросам современного искусства: в его работах прослеживаются душевное смятение, озабоченность и беспокойство, характерные для многих выдающихся художников наших дней. Кантур демонстрирует глубокую внутреннюю духовную сосредоточенность, сочетающуюся с некоторой отстраненностью от внешнего мира, что отражает сложность и противоречивость сегодняшней реальности [8, с. 65].

Декоративные композиции стали важным элементом его художественного языка, в них прослеживается гармоничное взаимодействие рационального и иррационального начал. Так, в работе «Коралловые кружева» (2000, рис. 5) прослеживается уникальный стиль мастера — подобные композиции не стремятся к полной абстракции, как в кубизме, но сохраняют связь с реальным миром, трансформируя его в декоративную плоскость. При этом внимание к фактуре и детализации не является лишь поверхностным декоративным приемом. Оно служит для глубокого осмысления окружающего мира, выявления его скрытых структур и отражения внутреннего мира художника. Декоративность в творчестве Кантура становится средством для выражения индивидуального видения реальности, где рациональное и иррациональное гармонично переплетаются.

Рис. 5. В.Л. Кантур. Коралловые кружева. Из серии «Морская фантазия». 2000. Оргалит, смешанная техника. 99 × 59,5. Сахалинский областной художественный музей, КП-6826, Ж-938/дв

В творчестве Кантура 2000-х годов (рис. 6–7) видно стремление мастера к исследованию бесконечности природной материи. Оно вызвано конкретными человеческими проблемами и потребностью в понимании основ и смысла человеческого бытия в контексте природной гармонии [3, с. 21].

Рис. 6. В.Л. Кантур. Солнечный дождь. 2002. Бумага, смешанная техника. 62,5 × 43,5. Сахалинский областной художественный музей, КП-6825, Г-2962/дв

Рис. 7. В.Л. Кантур. Пейзаж. 2000-е. Бумага на оргалите, смешанная техника. 63,2 × 43,3. Сахалинский областной художественный музей, КП-9053, Г-3747/дв

Биография другого художника, связавшего свою жизнь и творчество с Сахалином, Виктора Иосифовича Кузьменко, отличается неординарностью и многогранностью. Его творческий путь характеризуется широким кругом интересов, что свидетельствует об открытости мастера к жизни и постоянном стремлении к творческому поиску.

Так, в работах Кузьменко отсутствуют заданные темы и сюжеты — они рождаются на грани непосредственности и вдохновения, отражая обостренный контакт художника с миром. Неординарное восприятие реальности превращается в непрерывное творческое переживание, что задает постоянную работу его воображению [3, с. 22]. Впечатления превращаются в смелые импровизации и незаурядные сюжетные композиции, что подчеркивает эмоционально-артистический характер творчества Кузьменко. Художника одинаково вдохновляют и камерный мир вещей, обретающий неожиданные эстетические свойства, и большой мир природы, в котором прослеживается некое недоверие к ее тайному замыслу.

Ярко выраженная декоративность в работах В.И. Кузьменко не противоречит тонкому чувству природы, а утверждает интуитивное следование законам гармонии (например, в работах «Фантазия», 2006, рис. 8; «Натюрморт», 2008, рис. 9; «Натюрморт с лампой», 2008).

Рис. 8. В.И. Кузьменко. Фантазия. 2006. Бумага, акварель, пастель. 51,0 × 31,5. Сахалинский областной художественный музей, КП-8751, Г-3642/дв

Рис. 9. В.И. Кузьменко. Натюрморт. 2008. Бумага, акварель. 56 × 36,5. Сахалинский областной художественный музей, КП-8752, Г-3643/дв

В то же время декоративно-красочная импульсивная одномоментность в натюрмортах сочетается с глубинной драматургией пейзажа. Сложные композиционные ракурсы, глубина и контрастность колорита в пейзажных работах художника говорят о его чуткости к жизни, стремлении понять ее сложность и многогранность средствами собственного художественного видения. В ряде пейзажей мы видим отражение культурной и исторической памяти живописца. Так, работа «Арково зимой» (2006, рис. 10) рождена особым отношением художника к «чеховским» местам и отличается сдержанностью и глубиной. Кузьменко выбрал это место именно из-за его исторической значимости: Арково, которое, по свидетельствам современников А.П. Чехова, было бедным и часто голодающим селением, стало для писателя доказательством несостоятельности планов по организации сельскохозяйственной колонии на Сахалине. Однако в своей книге «Остров Сахалин» Чехов отмечает и особую живописную красоту арковской долины. Он рекомендует ее вниманию художника-пейзажиста, «которому случится быть на Сахалине»: «Это место, помимо красоты положения, чрезвычайно богато красками…» (i)

Рис. 10. В.И. Кузьменко. Арково зимой. 2006. Бумага, акварель. 50 × 60. Сахалинский областной художественный музей, КП-8858, Ж/дв-1273

К чеховским мотивам обращается и Ю.Е. Хомченко — скульптурная композиция «Дама с собачкой» (2009, рис. 11) представляет собой модернистскую интерпретацию образа известного рассказа. Эта работа, отличающаяся неординарным творческим подходом и технической реализацией, демонстрирует мистическое взаимодействие живой и неживой материи, подчеркивая рациональную урбанистическую природу их совместного существования в современном искусстве. Художник использует незаурядную инженерную изобретательность, чтобы выразить глубокие философские идеи о взаимоотношении человека и природы в техногенном мире [9, c. 33].

Рис. 11. Ю.Е. Хомченко. Композиция «Дама с собачкой». 2009. Б/у пластик, металл, анилиновый краситель; резьба, монтаж, тонировка. Дама: 190 × 94 × 63. Собачка: 100 × 135 × 8. Сахалинский областной художественный музей, КП-8953, С-98/дв; КП-8846, С-96/дв

В контексте идеи синтеза, актуальной в период переходных эпох, особый интерес представляет декоративное искусство. Художник-декоративист становится синонимом «крупного художника», а декоративная живопись отличается широтой концепции и глубиной содержания, характеризуясь «большим стилем» [10, с. 25].

Н.А. Бржезовская в аналитическом обзоре персональной выставки Нины Николаевны Наумовой (2004) отмечает: «Декоративность, как форма выражения красоты синтезированного предметно-пространственного мира, дает возможность Нине Наумовой развернуть свое лирическое, символико-романтическое повествование в большой станковой форме — в живописно-декоративной композиции. Одним из образцовых примеров этой категории творчества является наумовский батик. Техника росписи ткани (холодного батика) в работах Наумовой, предполагая систему определенных художественно-исполнительских приемов, определяет в итоге эмоционально-психологический характер художественного образа, что, в свою очередь, может влиять и на выбор самой темы. В творчестве Нины Наумовой батик можно рассматривать как разновидность жанра живописно-декоративной композиции (как, впрочем, и коллаж), объединяющей образно-изобразительные западноевропейские законы графики и живописи и имеющей пример в известной гогеновской методологии синтетизма (получившего название “живописного символизма”), не лишенного известного влияния искусства Востока (в том числе и восточной специфики росписи по ткани). Так, в рамках условно-изобразительной системы росписи по ткани, Наумова создает свои многочисленные композиции на тему природных мотивов (включая элементы натюрморта и пейзажа). В жанре батика она реализуется как сахалинский художник, ведущий не социальную, но природную тему. В нем Нина Наумова очень органична и красноречива — открыто и искренно обращена к природной красоте и гармонии, что дает повод думать об определенных оптимистичных результатах ее творчества. Лежащий в основе художественной концепции композиции батика принцип живописно-пластического символизма апеллирует к пластике линии и насыщенности цвета на основе преображенных изощренно-эстетической фантазией художницы природных мотивов. Такое творческое мышление укладывается в рамки стиля модерн, давшего образно-художественное обоснование символизму. Здесь “живописный символизм” смыкается с “абстрактным орнаментализмом” Кандинского, заимствованного им, в свою очередь, от немецкого югендстиля (что значит модерн) в период своего активного ученичества в 1901–1902 годах у профессора Королевской Академии художеств в Мюнхене Ф. Штука» (ii) («Мир воды», «Мир леса», обе 2009 г., рис. 12–13).

Рис. 12. Н.Н. Наумова. Мир воды. 2009. Шелк, холодный батик. 90 × 109,5. Сахалинский областной художественный музей, КП-8603, Ж-1249/дв

Рис. 13. Н.Н. Наумова. Мир леса. 2009. Шелк, холодный батик. 90,3 × 109. Сахалинский областной художественный музей, КП-8604, Ж-1250/дв

По наблюдению Н.А. Бржезовской, в 2000-х годах Наумова создает декоративные композиции-коллажи, в которых отражено влияние кубистской идеологии и стремление к отрицанию старого и утверждению нового. Отказ от изобразительной условности в ее работе 2003 года «Творчество» приводит к использованию реальных форм, что является примером желанного и неизбежного синтеза искусств в авангардном искусстве (искусстве переходной эпохи) [6, c. 5–10].

В творчестве Нины Наумовой прослеживается стремление к гармонии мира, что сближает ее с модернистами рубежа XIX–XX веков, которые изучали философию сосуществования материи и духа, «низких» и «высоких» истин.

Ее работа «Натура в мастерской» (2003, рис. 14) представляет собой противоречивый образец, культурно и исторически связанный с механистически-кубистической эстетикой модернизма периода Второй мировой войны.

Рис. 14. Н.Н. Наумова. Натура в мастерской. 2003. Холст, масло. 80 × 100. Сахалинский областной художественный музей, КП-7436, Ж-1019/дв

Важно отметить, что Наумова не просто копирует модернистские приемы, а переосмысливает их в контексте современных проблем и вызовов, создавая уникальный и глубокий художественный язык [6, c. 46].

Авангардное искусство, отражая сложную культурно-историческую реальность, в творчестве художников предстает как актуальная эстетика, порожденная драматическим опытом модернизма прошлых веков. Художники, стремясь к будущему, одновременно испытывают тревогу перед его приближением, что приводит к созданию новой противоречивой образности [1, c. 219].

Характерные новомодернистские проявления можем наблюдать в творчестве Дю Мен Су. Его живописно-графические пейзажные композиции отличаются ярко выраженной образно-живописной экспрессивностью, что стало узнаваемой чертой постсоветского искусства. В них отражается дух противоречивого времени, преодолевающего устоявшиеся нормы и законы.

Революционная выразительность формального языка, характерная для модернизма рубежа XIX–XX веков, сохраняет свою актуальность и в XXI веке, представляя собой независимую форму самовыражения сахалинского художника, констатирует Н.А. Бржезовская [11, c. 9]. Однако в искусстве нового столетия это связано не столько с авангардным протестом против правил, сколько с желанием выйти за их пределы, чтобы ощутить все преимущества нерегламентированного творчества. Дю Мен Су использует модернистские приемы не для шокирования зрителя, а для глубокого исследования реальности и выражения собственного видения мира.

При этом, стоит отметить, в творчестве Дю Мен Су прослеживается особое восточное отношение к окружающей действительности: природное пространство становится основой для его сюжетно-ассоциативных композиций, что характерно для мировосприятия дальневосточного художника, мыслящего категориями пейзажа. Важнейшей чертой его творчества является гармоническая целостность, лежащая в основе художественного сознания мастера [11, c. 15].

Даже самая новаторская живописно-декоративная композиция Дю Мен Су не теряет своей линейно-конструктивной основы, представляющей своеобразную пространственно-графическую модель, семантически связанную с природным началом. Его работы, отличающиеся рациональными, «классическими» («сезанновскими») кубистскими свойствами, служащими средством конструктивного упрощения картины мира, вписываются в единую, на первый взгляд стилистически разнонаправленную, концепцию («Сахалинские сопки», 1997; «Сахалинский берег», 2000; «Над горизонтом», 2002; «Буксир», 2001, рис. 15) [1, c. 256].

Рис. 15. Дю Мен Су. Буксир. 2001. Бумага, темпера. 58 × 82,8. Сахалинский областной художественный музей, КП-8763, Г-3653/дв

В серии «Нью-Йорк. Центральный парк» (2001, рис. 16) художник выражает творческую приверженность духовным традициям классического русского авангарда. Это приближает мастера к грани бессознательно-интуитивного и воплощает экзистенциальный дух современного отечественного искусства.

Рис. 16. Дю Мен Су. Лист 2. Из серии «Нью-Йорк. Центральный парк». 2001. Бумага, темпера. 63,5 × 45. Сахалинский областной художественный музей, КП-8868, Г-3678/дв

Композиции Дю Мен Су отражают осознанный творческий эксперимент, характерный для поколения российских художников постсоветского времени. Преодоление психологического барьера на пути из советского в принципиально иное культурно-историческое пространство в отечественной художественной практике нового столетия позволило утвердить нетрадиционный поиск как норму художественной действительности [1, c. 267].

В XXI веке на художественной сцене Сахалина появилось новое поколение художников, в числе которых выделились Константин Колупаев, Александр Дегтярёв, Анна Баранова, Антипова-Кирина Надежда, Владимир Бейбулатов и другие, активно принимающие участие в культурных событиях Дальнего Востока.

Молодые художники Сахалина вновь обращаются к литературному и культурному наследию страны, к анализу глубинных особенностей русской души, ключевым событиям XX века. Так, в работе А.В. Дегтярёва «Денис Григорьев и судебный следователь после допроса» (2009, рис. 17), созданной по мотивам произведения А.П. Чехова «Злоумышленник», герои предстают в иронически-игровой форме повествования о психологических парадоксах российской жизни XIX века, которые актуальны и сегодня.

Рис. 17. А.В. Дегтярёв. Денис Григорьев и судебный следователь после допроса. По произведению А.П. Чехова «Злоумышленник». 2009. Холст, масло. 90 × 90. Сахалинский областной художественный музей, КП-8848, Ж-1271/дв

Тема космоса и как ретроспективный взгляд на достижения отечества, и как знак интереса к крупномасштабным вопросам воплотилась в стилистически очень разнообразных произведениях молодых художников. Приведем в пример картину из этого ряда — «Идут герои» (2011, рис. 18) К.В. Колупаева, получившую первую премию в номинации «Живопись» в областном творческом конкурсе, посвященном 50-летию первого полета человека в космос.

Рис. 18. К.В. Колупаев. Идут герои. 2011. Холст, масло. 150 × 180. Сахалинский областной художественный музей, КП-9243, Ж-1314/дв

Трехчастная композиция Н.И. Антиповой-Кириной «Детские мечты» (2011, рис. 19–21) [12, c. 45] отличается сложной космопоэтической ассоциативностью, в которой доминирует лирическое начало, дополняющее размышления о тайнах космического замысла индивидуальным переживанием.

Рис. 19. Н.И. Антипова-Кирина. Триптих «Детские мечты». Левая часть. 2011. Бумага, тушь. 55 × 75. Сахалинский областной художественный музей, КП-9227, Г-3831/дв

Рис. 20. Н.И. Антипова-Кирина. Центральная часть. Триптих. «Детские мечты». 2011. Бумага, тушь. 75 × 55. Сахалинский областной художественный музей, КП-9228, Г-3832/дв

Рис. 21. Н.И. Антипова-Кирина. Триптих «Детские мечты». Правая часть. 2011. Бумага, тушь. 55 × 75. Сахалинский областной художественный музей, КП-9229, Г-3833/дв

В работе Барановой «Гагарин. Будущее Вселенной за детьми планеты Земля» (2011, рис. 22) [12, c. 53] возвращает нас к плакатной форме, однако концептуально дополненной коллажным приемом, усиливающим масштаб и значимость заявленной в названии идеи: образ космонавта при помощи компьютерной графики составлен из мелких квадратов с изображением детских портретов.

Рис. 22. А.В. Баранова. Гагарин. Будущее Вселенной за детьми планеты Земля. 2011. Бумага, компьютерная графика, компьютерная печать. 200 × 200. Сахалинский областной художественный музей, КП-9234, Г-3834/дв

Рис. 23. А.В. Баранова. Гагарин. Будущее Вселенной за детьми планеты Земля. (Фрагмент) 2011. Бумага, компьютерная графика, компьютерная печать. Сахалинский областной художественный музей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Сахалинское авангардное искусство — это локальное явление, становление которого пришлось на 2000-е годы, эпоху нового времени. Стоит отметить, что и историческое, и культурное развитие островного региона в связи с удаленностью территории — процесс, который скорее подвержен внутренним факторам, нежели внешним. Присущие художникам того времени средства самовыражения обретали причудливые и экзотические формы благодаря историческому, географическому и социальному положению Сахалина. К признакам сахалинского авангарда относятся:

а) нетрадиционные формы, особый колорит, намеренный уход от устоявшихся традиций островной живописи;

б) всплеск типичных для авангарда направлений — абстракционизма, экспрессионизма — в работах сахалинских художников;

в) появление новых сюжетов полотен, как связанных с культурным кодом Сахалина, так и далеких от него.

Заключение

Современное сахалинское искусство претерпело значительные изменения, которые можно связать и с глобальными процессами в искусстве. Всё больше островных художников в своем творчестве уходят от классических, академических форм, обнаруживая уникальность своего видения, воплощая в жизнь самые смелые идеи.

Сахалинский авангард получает развитие в виде новых выставочных проектов. Так, в 2019 году состоялась одна из первых выставок современного искусства, которая вызвала резонанс в культурной жизни острова. «Цветасис, или как Краб Василий из ракушки вылез» — проект художника Максима Свищёва из Санкт-Петербурга, который был реализован на территории Сахалинского областного художественного музея. Пространство выставки представляло собой тотальную инсталляцию, погружающую зрителя в мир душевных переживаний главного героя, краба Василия (безусловно, краб как обитатель Охотского моря становится метафорической отсылкой к культурному коду Сахалина). Такой проект проводился впервые и был принят сахалинским зрителем неоднозначно. (iii)

Выставочный проект «Сила энергий», реализованный в 2023 году, объединил 27 островных художников. В экспозицию вошли инсталляции, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, графика и работы цифрового изобразительного искусства, посвященные теме энергии. (iv).

Художественное пространство Сахалина активно развивается, включая в себя ставшие популярными практики уличного художественного искусства, открытых арт-лабораторий и т. п. В 2019 году в Южно-Сахалинске при поддержке регионального Правительства и Министерства культуры и архивного дела Сахалинской области организован фестиваль уличного искусства, участники которого — художники из разных уголков России и мира — украсили монументальными живописными произведениями, муралами, различные объекты инфраструктуры города. (v) В 2024 году фестиваль вновь повторился, и уличные художники со всей страны снова собрались в Южно-Сахалинске. (vi)

В 2023 году по инициативе губернатора Сахалинской области создан стратегический проект «Художники Сахалинской области», который дал старт большому культурному процессу, объединив всех действующих художников области. Участникам проекта безвозмездно предоставляются мастерские и дополнительные выставочные площади с возможностью продажи картин. В этом же году открылись три новые картинные галереи, где проводятся как персональные выставки, так и тематические, объединенные какой-либо концепцией. Так, галерея «Город художников» специализируется на персональных выставках художников и на экспозициях, посвященных региональной тематике.

Арт-пространство «РОСТ» стало экспериментальной лабораторией для художников. Выставочные проекты, реализованные в арт-пространстве, созданы в соавторстве с художниками: например, выставка «Здравствуйте, все, МЫ — новые дети!» — совместно с творческим объединением «МЫ», в состав которого входят Константин Колупаев, Алиса Колупаева, Катерина Флоринская, Татьяна Гурнова, Сергей Сосновцев. Выбрав направлениями своей работы примитивизм и абстракционизм, эти художники смогли воплотить ощущение детского восприятия мира. Все авторы непосредственно участвовали в монтаже. Еще один необычный для сахалинцев выставочный проект «Взаимосвязи» также состоялся на площадке «РОСТа» в апреле – мае 2024 года. Открытый монтаж выставки позволил зрителю проникнуться идеей еще до открытия.

Арт-галерея «Художественная фабрика» отличается от других выставочных пространств воплощенной идеей об открытых мастерских. Кроме этого, на этой площадке экспонируется постоянная коллекция — «Золотой фонд сахалинской живописи» (vii).

Частым явлением в культурно-массовых программах этих площадок на сегодняшний день становятся перформансы от художников, где произведение изобразительного искусства создается на глазах зрителей. (viii)

Примечания

(i) Чехов А.П. «Остров Сахалин» (из путевых записок) / комм. М.С. Высокова. Владивосток, Южно-Сахалинск: Рубеж, 2010. С. 88.

(ii) Бржезовская Н.А. Персональная выставка Нины Николаевны Наумовой (2004) // Сахалинский областной художественный музей [сайт]. 25.03.2024. URL: https://sakhartmuseum.ru/news/post/168/ (дата обращения: 10.06.2024).

(iii) Максим Свищёв. Цветасис, или как Краб Василий из ракушки вылез // ASTV.RU [сайт]. 23.10.2019. URL: https://astv.ru/afisha/vistavki/tsvetasis-ili-kak-krab-vasiliy-iz-rakushki-vilez (дата обращения 18.08.2024).

(iv) В Сахалинском областном художественном музее открылась выставка «Сила энергий» // AK&M информационное агентство [сайт]. 20.02.2023. https://www.akm.ru/press/v_sakhalinskom_oblastnom_khudozhestvennom_muzee_otkrylas_vystavka_sila_energiy/ (дата обращения 18.08.2024).

(v) Первый фестиваль уличного искусства прошел в Южно-Сахалинске // SakhalinMedia [Электронный ресурс]. 11.08.2019. URL: https://sakhalinmedia.ru/news/841782/?ysclid=lzzcadeyxi577302628 (дата обращения 02.08.2024).

(vi) Стрит-арт в Южно-Сахалинске // Острова культуры [Культурно-туристический портал Сахалинской области]. URL: https://cultsakhalin.ru/touristroutes/24/strit-art-v-yuzhno-sakhalinske?ysclid=lzzcgyoxan789442097 (дата обращения 02.08.2024).

(vii) От идеи до выставки: в новом пространстве «Арт-галерея. Художественная фабрика» покажут путь картины // Музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» [Электронный ресурс]. 07.08.2024. URL: https://chekhov-book-museum.ru/news/post/2200/?ysclid=lzzcmzps63134847300 (дата обращения 05.08.2024).

(viii) Климт, Колупаев, Усманов. АРТ объект в «Маяке» // Сахалинский областной художественный музей [сайт]. 20.05.2023. URL: https://sakhartmuseum.ru/playbills/playbill/148/ (дата обращения 18.08.2024).

Список источников

1. Изобразительное искусство дальневосточных художников в собрании Сахалинского областного художественного музея : каталог коллекции / авт.-сост. Н.А. Бржезовская. Калининград: Аксиос, 2013. 480 с.

2. Художники Сахалина : к 55-летию Сахалинской области / сост. М.В. Щербинина; ред. Г.М. Нефёдова. Южно-Сахалинск: [б. и.], 2001. 28 с., ил.

3. Бржезовская Н.А. Юбилейная выставка 1989–2009. К 20-летию Сахалинской организации Союза художников. Южно-Сахалинск: ООО Арт-Студио «Джемини», 2009. 365 с.

4. Волгина Ю. Академизм — искусство «золотой середины» // Декоративное искусство. 2002. № 2. С. 81–94.

5. Клымюк Е.В. Три основные темы в творчестве дальневосточного художника Владимира Старовойтова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 2 (22). С. 30–34.

6. Бржезовская Н.А. Нина Наумова. Живопись, графика, батик, коллаж : каталог. Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2004. 138 с.

7. Гиви Манткава: живопись, графика в коллекции Сахалинского областного художественного музея : каталог музейной коллекции / отв. Н.А. Бржезовская. Южно-Сахалинск: Сахалинский областной художественный музей, 2005. 200 с., цв. ил.

8. Степанова Н.И. Советский Дальний Восток : буклет VII зональной художественной выставки. Художники Сахалина. Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1990. 197 с.

9. Чехов. Возвращение на Сахалин : каталог выставки-конкурса / авт. ст. Н.А. Бржезовская. Южно-Сахалинск: Эйкон, 2010. 45 с.

10. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века. М.: Искусство, 1991. 396 с.

11. Дю Мен Су. Живопись, графика, фотография : каталог / авт. текста Н.А. Бржезовская. Южно-Сахалинск: Лукоморье, 2009. 95 с.

12. Бржезовская Н.А. Космос! : каталог конкурсных работ / авт. ст. Н. Бржезовская; ред. И. Малькова. Южно-Сахалинск: Сахалинская областная типография, 2011. 36 с.

References

1. Brzhezovskaya, N.A. (comp.) (2013) Fine art of Far Eastern artists in the collection of the Sakhalin Regional Art Museum. Kaliningrad: Axios. (In Russ.)

2. Scherbinina, M.V. (comp.) (2001) Artists of Sakhalin: to the 55th anniversary of the Sakhalin Oblast. Yuzhno-Sakhalinsk: s. n. (In Russ.)

3. Brzhezovskaya, N.A. (2009) Anniversary exhibition 1989–2009. To the 20th Anniversary of the Sakhalin Organisation of the Union of Artists. Yuzhno-Sakhalinsk: Art-Studio Gemini. (In Russ.)

4. Volgina, Yu. (2002) ‘Academism — the art of golden mean’, Dekorativnoye iskusstvo = Decorative Art, (2), pp. 81–94. (In Russ.)

5. Klymyuk, E. (2013) ‘Three main topics of the art works of the Far Eastern artist Vladimir Starovoytov’, Gumanitarnyye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dal'nem Vostoke = Humanitarian research in Eastern Siberia and the Far East, (2), pp. 30–34.

6. Brzhezovskaya, N.A. (2004) Nina Naumova. Painting, graphics, batik, collage [Catalogue]. Yuzhno-Sakhalinsk: Sakhalinskoye knizhnoye izdatelstvo. (In Russ.)

7. Brzhezovskaya, N.A. (2005) Givi Mantkava. Painting. Graphics [Catalogue]. Vladivostok: Polygraph-Service-Plus Pobl. (In Russ.)

8. Stepanova, N.I. (1990) Soviet Far East [Booklet of the 7th zonal art exhibition]. Vladivostok: Dalnevostochnoye knizhnoye izdatelstvo. (In Russ.)

9. Anon. (2010) Return to Sakhalin [Catalogue of the exhibition-competition]. Yuzhno-Sakhalinsk: Eikon. (In Russ.)

10. Neklyudova, M.G. (1991) Tradition and innovation in Russian art of the late 19th – early 20th century. Moscow: Iskusstvo. (In Russ.)

11. Brzhezovskaya, N.A. (2009) Dyu Men Su. Painting, graphics, photography [Catalogue]. Yuzhno-Sakhalinsk: Lukomorye. (In Russ.)

12. Malkova, I. (ed.) (2011) Space! [Catalogue of competition works]. Yuzhno-Sakhalinsk: Sakhalinskaya oblastnaya tipografiya. (In Russ.)

Информация об авторах:

Сулейманова Альвина Парвизовна, заведующая отделом функционирования выставочных центров, ГБУК «Литературно-художественный музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин», Южно-Сахалинск, Российская Федерация, girls-rock@inbox.ru.

Завадская Нина Сергеевна, заведующая культурно-просветительным отделом, ГБУК «Литературно-художественный музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин», Южно-Сахалинск, Российская Федерация, Южно-Сахалинск, Российская Федерация, gingermolly777@gmail.com.

Information about the authors:

Alvina Parvizovna Suleimanova, Head of the Exhibition Centres Functioning Department, the Literary and Art Museum of Anton Chekhov's the Sakhalin Island Book, Yuzhno-Sakhalinsk, Russian Federation, girls-rock@inbox.ru.

Nina Sergeevna Zavadskaya, Head of Cultural and Educational Department, the Literary and Art Museum of Anton Chekhov's the Sakhalin Island Book, Yuzhno-Sakhalinsk, Russian Federation, gingermolly777@gmail.com.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 19.08.2024; одобрена после рецензирования 28.08.2024; принята к публикации 30.08.2024.

The article was received by the editorial board on 19 August 2024; approved after reviewing on 28 August 2024; accepted for publication on 30 August 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.