Научная статья на тему 'С. В. Переверзева. Дуб как образ-символ в стихотворении А. И. Фета «Одинокий дуб» и в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»'

С. В. Переверзева. Дуб как образ-символ в стихотворении А. И. Фета «Одинокий дуб» и в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1470
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С. В. Переверзева. Дуб как образ-символ в стихотворении А. И. Фета «Одинокий дуб» и в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»»

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

С.В. Переверзева

ДУБ КАК ОБРАЗ-СИМВОЛ В СТИХОТВОРЕНИИ А.И. ФЕТА «ОДИНОКИЙ ДУБ» И В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»*

«Одинокий дуб» - это олицетворение мира природы и человека. Под «изрытою корою» он полон «силой молодою», как «не остывал душой и годами» его сверстник, старый витязь. «Внутренняя сила и молодость души роднят образы дуба и витязя» (с. 129). Дуб каждую весну напоминает о себе внукам своими «поблеклыми листами». А к корням дуба жмутся цветы «незабудки», ищущие у него защиты.

Считается издавна, что дуб связан с грозой и притягивает молнии. В славянской мифологии «Перунов дуб» - дерево Перуна, бога грозы. Характерной чертой ритуалов и мифов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами. «Дуб почитался не только у славян, но и у кельтов, евреев, греков, римлян (дерево Юпитера). Он воспринимался как небесные врата, через которые божество может появиться перед людьми» (с. 130).

У христиан дуб - эмблема Христа, ибо по некоторым версиям «крест распятия был сделан из дуба» (с. 131). Мифологический подтекст стихотворения А.И. Фета «Одинокий дуб» пронизывает все

* Переверзева С.В. Дуб как образ-символ в стихотворении А.И. Фета «Одинокий дуб» и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Образы-символы художественного текста: Практика лингвокультурол. анализа. - Ульяновск: УИПКПРО, 2009. -С. 129-134.

С.В. Переверзева

произведение и отражает «особый тип сознания, свойственный язычникам с их представлениями о мире» (с. 132). «Весенний ветер» несет «поблеклые листы» дуба, чтобы сообщить внукам, что «жив их пращур одинокий». Таким образом, одинокий дуб - не только представитель растительного мира, он и состарившийся родитель, и священное дерево, и родоначальник-«пращур», и символ страдания, и олицетворение «древа жизни» (с. 133-134).

Возникает ассоциация с образом дуба из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Там дуб стал символом судьбы князя Андрея Болконского, стал символом «его духовных исканий» (с. 134). «Писатель и поэт были друзьями, а роман "Война и мир" Л. Толстой называл письмами к Фету <...> Через самоотождествление князя Андрея с дубом мы познаем связь между людьми и природой, толстовское ощущение единства со всем миром» (с. 134). Это ощущение органично и для стихотворения А.И. Фета.

И.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.