Научная статья на тему 'С твердой верой в будущность России'

С твердой верой в будущность России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
595
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР II / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИИ / М. Х. РЕЙТЕРН / ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ / МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ / ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ / КОМИТЕТ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / IMPERATOR ALEXANDER II / MINISTRY OF FINANCE OF RUSSIA / M. KH. REITERN / TSARSKOSELSKY LICEUM / MINISTER OF JUSTICE / GRAND DUKE KONSTANTIN NIKOLAEVICH / RAILWAY COMMITTEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голичев Владимир Дмитрович, Голичева Наталья Дмитриевна, Попова Вера Владимировна

Поражение в Крымской войне показало необходимость осуществления реформ в России. И в 1860-1870 годах такие реформы были осуществлены: крестьянская (1861), университетская (1863), судебная (1864), печати (1865), введено самоуправление в земствах (1864) и городах (1870), военная реформа (1874). В проведении всех этих реформ заметную роль сыграл М. Х. Рейтерн, занимавший пост Министра финансов. В данной статье прослеживается служебное восхождение выпускника Царскосельского лицея Михаила Христофоровича Рейтерна от должностей в министерствах финансов и юстиции, морском ведомстве, комитете железных дорог, до должности Министра финансов России. Также анализируются адекватные меры, предпринятые им, когда дефицитный бюджет, постоянно возрастающий долг по государственным обязательствам, увеличение расходов на проведение тех же самых реформ, могли завести в тупик. Министр начал с упорядочения того, чем располагала на тот момент экономика России. Обобщив основные причины расстройства государственной экономики, он изложил их в своей записке Александру II. Среди прочих главными он назвал: бюджетные дефициты, расстройство денежного обращения, слишком медленные темпы казенного железнодорожного строительства, нехватку капиталов, вызванную ростом непроизводительных государственных расходов и утечкой народных сбережений за границу. В основу долгосрочной правительственной программы экономического развития страны были положены его рекомендации. Рейтерн добился гласности бюджетных росписей доходов и расходов, что никогда прежде не делалось. При нём был введен новый порядок планирования, учёта, рассмотрения и утверждения сметных ассигнований, установлен контроль, за исполнением бюджетов министерств и ведомств. Для поддержки расширяющегося частного предпринимательства был введен рынок ценных бумаг, созданы первые частные коммерческие банки, ссудно-сберегательные товарищества, выстраивались правила, регулирующие кредитно-денежные отношения. Пребывание Михаила Христофоровича Рейтерна на министерском посту стало большим и важным этапом в экономической жизни России второй половины XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WITH FIRM FAITH IN THE FUTURE OF RUSSIA

The defeat in the Crimean War demonstrated the necessity of performing reforms in Russia. In the period of 1860-1870 such reforms were implemented, among them were: peasant reform (1861), university reform (1863), judicial reform (1864), press reform (1865), self-governing in district councils (1864) and towns (1870), military reform (1874). M. Kh. Reitern who was the Minister of Finance played a notable role in implementing all these reforms. This article depicts the employment promotion of Mikhail Khristoforovich Reitern, a graduate of Tsarskoselsky Liceum, from posts in ministries of fnance and justice, admiralty, railway committee to the post of the Minister of Finance of Russia. The article analyses the adequate measures taken by him when the budget defcit, constantly increasing debt in government obligations, increasing expenses for implementing the same reforms could bring the country to a deadlock. The Minister started with putting everything that Russian economy could offer in order. Having summed up the main reasons of the economy falling, he stated them in his note to Alexander II. Among the main reasons he mentioned the following ones: budget defcit, falling monetary circulation, extremely slow state railway construction, lack of assets, caused by the growth of dead spending and outfow of the public savings abroad. His recommendations were taken as the basis for the long-term government program of the country economic growth. Reitern achieved the publicity of the budget fnancing targets of profts and expenditures that had never been achieved before. A new order of planning, accounting, reviewing and approving budget allocations was accepted during his period of working as well as the control for using budgets of ministries and departments. To support the expanding entre-preneurship a security market was founded, frst new commercial banks and loan and savings associations were opened, the rules for regulating monetary relations were created. Mikhail Khristoforovich Reitern’s being Minister of Finance was an important stage in the development of the economy of Russia in the second half of the 19th century.

Текст научной работы на тему «С твердой верой в будущность России»

Серия «Социально-гуманитарные науки». 4/2016

ИСТОРИЯ

УДК 929

В. Д. Голичев, Н. Д. Голичева, В. В. Попова С ТВЕРДОЙ ВЕРОЙ В БУДУЩНОСТЬ РОССИИ

Поражение в Крымской войне показало необходимость осуществления реформ в России. И в 1860—1870 годах такие реформы были осуществлены: крестьянская (1861), университетская (1863), судебная (1864), печати (1865), введено самоуправление в земствах (1864) и городах (1870), военная реформа (1874). В проведении всех этих реформ заметную роль сыграл М. Х. Рейтерн, занимавший пост Министра финансов.

В данной статье прослеживается служебное восхождение выпускника Царскосельского лицея Михаила Христофоровича Рейтерна от должностей в министерствах финансов и юстиции, морском ведомстве, комитете железных дорог, до должности Министра финансов России. Также анализируются адекватные меры, предпринятые им, когда дефицитный бюджет, постоянно возрастающий долг по государственным обязательствам, увеличение расходов на проведение тех же самых реформ, могли завести в тупик. Министр начал с упорядочения того, чем располагала на тот момент экономика России. Обобщив основные причины расстройства государственной экономики, он изложил их в своей записке Александру II. Среди прочих главными он назвал: бюджетные дефициты, расстройство денежного обращения, слишком медленные темпы казенного железнодорожного строительства, нехватку капиталов, вызванную ростом непроизводительных государственных расходов и утечкой народных сбережений за границу. В основу долгосрочной правительственной программы экономического развития страны были положены его рекомендации.

Рейтерн добился гласности бюджетных росписей доходов и расходов, что никогда прежде не делалось. При нём был введен новый порядок планирования, учёта, рассмотрения и утверждения сметных ассигнований, установлен контроль, за исполнением бюджетов министерств и ведомств. Для поддержки расширяющегося частного предпринимательства был введен рынок ценных бумаг, созданы первые частные коммерческие банки, ссудно-сберегательные товарищества, выстраивались правила, регулирующие кредитно-денежные отношения.

Пребывание Михаила Христофоровича Рейтерна на министерском посту стало большим и важным этапом в экономической жизни России второй половины XIX века.

Ключевые слова: Император Александр II, Министерство финансов России, М. Х. Рейтерн, Царскосельский лицей, Министерство юстиции, Великий князь Константин Николаевич, Комитет железных дорог.

В нынешней весьма сложной экономической ситуации в России, связанной с кризисом, экономическими санкциями, введенными некоторыми государствами против нее, было бы целесообразно обратиться к богатому опыту прошлого. Ведь в отечественной истории имеются примеры, когда страна, находясь в тяжелейшем экономическом состоянии, все же выходила из такого состояния, подтверждая свой статус великой державы. В этом отношении особый интерес для исследователей представ-

3

ляет период деятельности графа М. Х. Рейтерна на посту Министра финансов.

Начало второй половины XIX в. для России ознаменовалось не только сложными внешнеполитическими обстоятельствами и событиями, но и внутренним довольно тяжелым финансовым положением. Нужен был настоящий прорыв, и такой прорыв осуществил Михаил Христофорович Рейтерн.

Здесь необходимо подчеркнуть, что у историков-экономистов данный период вызывает большой интерес. Опубликованы результаты исследований о деятельности министров-предшественникв Рейтерна: А. И. Васильеве [6]; Ф. А. Голубцове [14]; Е. Ф. Канкрине [4]; Ф. П. Вронченко [3].

Вместе с тем, в курсе истории экономики данный период проанализирован недостаточно. Поэтому цель настоящей статьи заключена в изучении жизни и деятельности Министра финансов Е. Ф. Канкрина, анализе его мер по оздоровлению финансовой системы России.

Михаил Христофорович Рейтерн, сменивший на министерском посту А. М. Кня-жевича, родился 12 сентября 1820 г. в городе Поречье (ныне Демидов) Смоленской губернии. При крещении имя Михаил, получил в честь крестного отца фельдмаршала Михаила Барклай-де-Толли.

Если говорить о родословном начале фон-Рейтернов1, то надо вспомнить Иоанна Рейтерна, который в XVII в. переселился из Любека2 в Ригу. Там же он получил от шведского короля Карла XI3 дворянское достоинство. Потомки Иоанна фон-Рейтерна занимали почетные должности в Риге, а некоторые из них находились на службе в германских государствах. Так, дед Михаила Христофоровича был саксонским ка-мергером4. Отец же, Христофор Романович, отличный офицер кавалерист, служил в русской армии. Принимал активное участие в различных военных кампаниях того периода и в Отечественной войне с французами. Его жена — эстляндская5 дворянка, фрейлина6 Екатерина Ивановна, урожденная фон-Гельфрейх, была женщиной образованной, глубокой религиозности и замечательной доброты [7]. Своих двоих сыновей и трех дочерей родители воспитали честными и порядочными людьми.

1 Частица «фон» перед немецкой фамилией указывает на дворянское происхождение.

2 Любек — город на севере Германии, порт на Балтийском море вблизи устья реки Траве. В настоящее время население составляет немногим более 200 тысяч человек.

3 Дело в том, что в 1622 г. Рига шведским королём Густавом II Адольфом была присоединена к Шведскому королевству. Рига считалась вторым городом после Стокгольма. В ходе русско-шведской войны 1656—1658 гг. Рига была подвергнута осаде, но до начала XVIП в. так и оставалась в сфере влияния Швеции. В 1721 г. Рига стала частью Российской империи и центром Рижской губернии, в 1783—1796 гг. была центром Рижского наместничества, в 1796—1918 гг. — Лифляндской губернии. В 1881 г. более 30 % населения назвали себя прибалтийскими немцами, около 33 % — латышами, 19 % — русскими, 8,5 % — евреями.

4 Камергер — придворное звание в монархических государствах. Впервые было введено в средневековой Испании, в XVI в. — в Германии. В России это звание было введено в XVIII в. Екатериной II. С 1836 г. к этому званию представлялись только дворяне, состоявшие на государственной службе и имевшие чин не ниже действительного статского советника.

5 Эстляндия — историческое название северной части Эстонии.

6 Фрейлина — младшее придворное женское звание в послепетровской России. Давалось представительницам знатных дворянских фамилий. Фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь. Начало присваиваться с 1744 г. Звание давалось незамужним женщинам. При назначении во фрейлины девушка получала «шифр», то есть украшенный бриллиантами вензель царственной особы, в свиту которой она поступала. При выходе замуж это звание с них снималось, но они сохраняли право быть представленными императрице и получать приглашения на придворные церемонии и балы в Большом зале Зимнего дворца вместе с мужьями, независимо от их чина.

Детские годы Михаила прошли в имении Рестгоф Лифляндской губернии7. В связи с переводом отца в действующую армию на юг России, пятилетним мальчиком вместе с семьей Михаил вынужден был выехать вслед за отцом. Жить приходилось попеременно то в Вознесенске, то в Черновицах, то в Кишиневе, затем обосновались в Новомиргороде8. Дослужившись до чина генерал-лейтенанта, в 1833 г. умер отец, и семья сразу же стала испытывать нужду. Имение пришлось продать и переселиться в город Дерпт9, где Михаил обучался в частном пансионе. По его окончании поступил в Царскосельский лицей10, который закончил с серебряной медалью и присвоением чина IX класса11.

Лицей дал Рейтерну не только глубокие разносторонние знания, но и привил ему умение государственно мыслить, стремление трудиться на благо России. В нем укрепились такие важные личностные качества, как честность и откровенность, человечность в отношениях с людьми.

Здесь нельзя умолчать о В. А. Жуковском, русском поэте, одном из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчике, критике, действительном члене Императорской Российской академии, который был женат на Елизавете

7 Лифляндская губерния — средняя из трех Прибалтийских (остзейских) губерний Российской империи, располагалась на берегу Рижского залива Балтийского моря. Образована в 1721 г. на территории бывшей Шведской Ливонии. В настоящее время территория разделена между Латвией, в составе которой находится большая ее часть, включая бывший губернский город, и Эстонией.

8 Новомиргород — город районного значения в Кировоградской области Украины, административный центр Новомиргородского района. Расположен в семидесяти двух километрах от Кировограда. Население в 2011 г. составляло 11,6 тысяч жителей.

9 Дерпт — один из древнейших городов Прибалтики, расположен в 30 километрах от Чудского озера. После 1919 г. переименован в Тарту.

10 Императорский Царскосельский лицей (с 1843 по 1917 гг. — Александровский лицей) — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 г. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея». Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 г. был подчинен военному ведомству.

Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет (два трехгодичных курса, с 1836 г. — 4 класса по полтора года). Лицеисты изучали следующие дисциплины:

— нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);

— словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);

— исторические (российская и всеобщая история, физическая география);

— физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);

— изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Учебный план лицея неоднократно менялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины Х1У—1Х классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение. Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.

11 Чин IX класса соответствует чину Титулярного советника. Утвержден Табелью о рангах Императором Петром I, просуществовал с многочисленными изменениями вплоть до отмены в 1917 г. Соответствовал армейскому чину капитана пехоты до 1884 г., штабс-капитана пехоты с 1884 г., штабс-ротмистра кавалерии, казачьего подъесаула и лейтенанту военного флота России. С 1845 г. давал личное дворянство. К ГХ—Х1У классам принадлежало 49,5 % чиновников. Лишь в провинциальных учреждениях они могли занимать должности, имевшие сколько-нибудь самостоятельный характер. Жалование титулярного советника в 1842 г. Составляло 75 рублей серебром или 262 с половиной рубля ассигнациями. Обращение «Ваше благородие».

Алексеевне фон-Рейтерн, двоюродной сестре Михаила Христофоровича. Тесное общение с ним не только благотворно сказалось на формировании личности будущего министра, но и на его карьерном росте. Поскольку Жуковский был близок к Императорской семье, то его протекции были влиятельны.

По окончанию в 1839 г. лицея Михаил Христофорович поступил на службу в Особенную канцелярию по кредитной части финансового ведомства. Прослужив здесь в должностях младшего и старшего помощников столоначальника12, М. X. Рей-терн в 1843 г. перешел в Департамент Министерства юстиции чиновником особых поручений с чином VIII класса. Пользуясь доверием министра в 1845 г., был направлен им в остзейские губернии13 с особой миссией — собирать сведения о практике судопроизводства в этих губерниях. Поручение было исполнено менее чем в двухмесячный срок. На следующий год — еще не менее важное поручение: создание судебных учреждений в Таврической и Херсонской губерниях. В 1847 г. временно исполнял обязанности товарища (заместителя) герольдмейстера14 Сената с заведыванием первой Экспедицией Герольдии. За этот период ему был пожалован чин статского советника15.

Михаил Христофорович интересовался и общественной жизнью. В том же году он был избран членом Русского географического общества (РГО). В то время это был один из крупных культурных и научных центров страны. Председателем общества являлся генерал-адмирал российского флота сам Великий князь Константин Николаевич. Когда в 1848 г. М. Х. Рейтерн стал секретарем РГО, то, естественно, оказался в непосредственном поле зрения Великого князя [17]. А этот факт для дальнейшего карьерного продвижения значил очень много.

Но прошло шесть лет, пока Рейтерн получил назначение, открывшее перед ним новые возможности для проявления своих блестящих способностей и дарований. Дело в том, что поражение в Крымской войне продемонстрировало слабую боеспособность отечественного флота, потребовало его безотлагательное реформирование. В январе 1853 г. Константин Николаевич принял управление Морским министерством, и оно первым приступило к подготовке преобразований. Реализация новых задач была сопряжена с привлечением к этой работе грамотных, с государственным мышлением специалистов. С этой целью Великий князь собирал вокруг себя энергичных и преданных делу людей, полагаясь при этом на советы А. В. Головнина, видного государственного деятеля, своего соратника. Именно по совету Головнина, Рейтерн в

12 Столоначальник (дословно чиновник стола) — в 1811—1917 гг. должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол — низшую структурную часть центральных и местных государственных учреждений. Они были чиновниками VII класса. Официальное обращение: «Ваше высокоблагородие».

13 Остзейские или прибалтийские губернии — административно-территориальные единицы Российской империи, созданные, начиная с 1713 г., в Прибалтике в результате победы над Швецией в Северной войне.

До середины XIX в. губернии обладали значительной автономией и до конца своего существования сохраняли часть отдельной от общеимперской правовой системы. В 1915—1918 гг. губернии были заняты немецкими войсками. На их территории возникли независимые латвийское и эстонское государства, а небольшая часть Курляндской губернии (крайний юго-запад ее территории с городом Паланга) отошла к Литве.

14 Герольдмейстер — старшее должностное лицо, ведающее толкованием и составлением гербов, составлением родословных и тому подобное. Должен был вести списки дворян, по именам и чинам, и вносить в эти списки их детей.

15 Статский (гражданский) советник занимал в Табеле о рангах V место и соответствовал военным чинам бригадира, капитан-командора, и придворным чинам церемониймейстера и камер-юнкера. Статские советники обычно занимали должности вице-губернаторов, вице-директоров департамента, председателей казённой палаты. Обращением к этому чину было «Ваше высокородие».

начале 1854 г. опубликовал в ведомственном журнале «Морской сборник»16 статью, в которой анализировал морские бюджеты европейских стран. На эту статью обратил внимание морской министр, через месяц Рейтерн был принят в морское ведомство на должность чиновника особых поручений.

Конечно же, свою роль здесь сыграли и те отношения, которые возникли между Константином Николаевичем и Михаилом Христофоровичем еще в период работы в географическом обществе. Характеризуя последнего, А. А. Половцев, государственный и общественный деятель Российской империи, писал: «...он вообще умел нравиться людям сильным, быть может, именно потому, что молчаливость, наружная скромность составляли отличительную черту его характера.» [13].

Перейдя в Морское министерство, и не обладая специальной военно-морской подготовкой, Михаил Христофорович фактически стал консультантом Великого князя по экономическим вопросам. Константин Николаевич высоко ценил специальные знания и редкую исполнительность нового подчиненного. В том же году Михаил Христофорович был произведен, за отличие по службе, в действительные статские советники17, а в феврале следующего года переименован в чиновники особых поручений Морского министерства. При этом ему поручались важные и ответственные дела. Михаил Христофорович вошел в комиссию по разработке свода морских постановлений и хозяйственного устава, в комитет о сметах Судостроительного департамента, участвовал в ревизиях разных структур министерства. Как знатоку финансов ему было поручено составление проекта устройства пенсионной кассы морского ведомства [12, с. 391].

В мае 1855 г. его командируют в Архангельск, а затем в Астрахань, для осмотра казенных зданий и ревизии строительного и госпитального управлений в этих портах. Пробыв в командировке почти полгода и возвратившись в Петербург, через несколько дней опять отправляется в командировку, но уже теперь заграничную. Ее цель — «... собрание сведений, к усовершенствованию счетоводства относящихся» [12, с. 391]. За границей Рейтерн находился три года. За это время посетил Пруссию, Соединенные Штаты Северной Америки, Францию и Англию. По возвращению в сентябре 1858 г., он предоставил Александру II содержательный отчет о результатах командировки. Также он опубликовал в «Морском Сборнике» две специально подготовленные статьи: «Счетоводство прусского морского ведомства» и «Материальное счетоводство французского морского ведомства». Результаты его миссии были признаны положительными. За это он был пожалован званием Статс-секретаря18. В

16 Морской сборник — старейший в мире ежемесячный журнал по военно-морской тематике. Официальный орган военно-морского ведомства России, издающийся и по сей день, с марта 1848 г. без перерыва и смены названия.

17 Действительный статский советник — гражданский чин занимал в Табеле о рангах IV место.

Соответствовал чинам генерал-майора в армии и контр-адмирала на флоте, а также придворному чину камергера. Давал право на потомственное дворянство. Лица, имевшие этот чин, занимали должности директоров департамента, губернаторов, градоначальников. Титуловался «Ваше превосходительство».

18 Статс-секретарь (Статс-секретарь Его Величества) — первоначально личный секретарь (докладчик) императора в XVIII — начале XIX вв. С XIX в. — почетное звание высших гражданских сановников, которое жаловалось только «по высочайшему усмотрению».

По закону 1842 г. статс-секретари «занимали места» выше всех гражданских чинов одного с ними класса. Звание статс-секретаря давалось доверенным министрам, выделяя их сразу из числа всех прочих. Значительно реже это звание получали товарищи министров, директора департаментов и только в исключительных случаях лица, занимавшие менее крупные посты.

Петербургском обществе это расценили как знак начала предстоящей блестящей карьеры, и заговорили, как о возможном претенденте на пост Министра финансов.

Став лично известным Государю, в декабре того же года М. X. Рейтерн был назначен на пост управляющего делами Комитета железных дорог. А в следующем году при поддержке Великого князя Константина Николаевича был назначен членом Совета Министра финансов. При этом он оставался в Морском министерстве заведующим эмеритальной кассой19.

Вспомним, что в этот период во главе Министерства финансов стоял А. М. Кня-жевич. На него была возложена непростая задача преобразования российских финансов. В тот период Россия находилась на грани государственного банкротства. В 1854—1856 гг. бюджетные дефициты приблизились к 600 миллионам рублей. Опять же для их покрытия правительством широко применялся печатный станок. В то время, как размен кредитных билетов на золото и серебро прекратился, а курс рубля неудержимо падал, разразился промышленный кризис. Банкротились акционерные общества, сохранившиеся сокращали объемы производства. Непростая ситуация осложнялась оттоком из России иностранных капиталов и отрицательным платежным балансом.

Великий князь привлек Рейтерна к обсуждению экономических реформ, который, проанализировав финансовую ситуацию в стране и обобщив зарубежный опыт, изложил свое виденье программы действий по оздоровлению финансов страны в записке на имя Константина Николаевича «О положении наших финансов». Он обращал внимание Великого князя: «Положение наших финансов заслуживает полного внимания нашего Правительства. Недостаточно сказать, что оно затруднительно. Мы находимся в настоящее время на поворотном пункте. Теперь еще зависит от Правительства выбрать дорогу, по которой оно намерено идти. Через несколько лет будет невозможно оставаться на прежней дороге и слишком поздно, чтобы перейти на другую» [15].

Являясь членом Совета Министра финансов, М. Х. Рейтерн активно работал в комиссии о земских банках, о реформе Государственного коммерческого банка, о преобразовании Заёмного банка в особый банк для казённых вкладов и об улучшении системы податей и сборов. Он также трудился в комиссии, разработавшей проекты законодательных основ преобразования откупной системы взимания питейного налога, и учреждения акцизной системы. Следует отметить, что это был плодотворный труд, отмеченный в 1859 г. присвоением Михаилу Христофоровичу чина тайного советника20. Убедившись в его компетенции в финансовых делах, Высочайшим указом в январе 1860 г. Государь назначает его управляющим делами Комитета финансов21,

19 Эмеритура — эмеритальная касса, капитал, образуемый путем обязательных вычетов из жалованья служащих некоторых ведомств (министерствах юстиции, военно-сухопутном, морском и других) для выдачи впоследствии пенсий, дополнительных к тем, которые причитались по закону.

20 Тайный советник — гражданский чин III класса в Табеле о рангах, соответствовал чинам генерал-лейтенанта и вице-адмирала. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности, например, министр или товарищ министра, руководитель крупного департамента, сенатор, академик Императорской Академии Наук. Изредка в III классе были и некоторые губернаторы, долго управляющие своей губернией и произведённые в тайные советники в знак признания особых заслуг и перед переводом с повышением в столицу. Титуловался «Ваше превосходительство».

21 Комитет финансов — высшее совещательное учреждение, образованное 13 октября 1806 г. по докладу министра финансов графа А. И. Васильева, для рассмотрения важнейших финансовых вопросов, носивших в то время в большинстве секретный характер.

а затем — в финансовую по крестьянскому делу комиссию. В том же году он был награжден орденом Святого Станислава I степени22 и сделан членом Ученого комитета Министерства финансов23.

В январе 1862 г. последовало его назначение председателем комиссии по пересмотру системы податей и сборов. Одновременно с увольнением А. М. Княжевича с поста Министра финансов, М. X. Рейтерн 23 января был назначен Управляющим Министерством финансов, с оставлением в звании Статс-секретаря. Вступив в управление министерством, он вошел в число членов высшей Контрольной Комиссии для рассмотрения коренных начал нового устройства касс и ревизий, а также в состав Западного Комитета24. В апреле был награждён орденом Святой Анны I степени25 с Императорской короной. В том же году, 6 декабря, Высочайшим указом, данным Правительствующему Сенату, назначен Министром финансов [12, с. 392].

Следует отметить, что это назначение обществом было встречено одобрительно. Михаил Христофорович пользовался уважением за разносторонние знания, высокую степень трудолюбия, личную сдержанность и человечность в отношениях с людьми. Ему была присуща ясность суждений, которые оказывали своё воздействие на собеседника.

Деятельность М. X. Рейтерна на посту министра продлилась свыше шестнадцати лет, и была ознаменована целым рядом мер, ориентированных на повышение народного благосостояния и улучшение государственного хозяйства. Но началась его министерская деятельность в весьма критический момент. Вспомним, что это был самый разгар экономического кризиса. Промышленность и торговля из-за нехватки капиталов находились в застое, поскольку дефицит бюджета нарастал с каждым годом. За 1858—1861 гг. металлический (золотой и серебряный) запас казначейства уменьшился в полтора раза. Но набиравшие темп реформы требовали средств, Рей-терн вынужден был совмещать экономию казенных средств с расширением «дотаций» отдельным министерствам. В такой ситуации огромное значение для Михаила Христофоровича сыграло покровительство и доверие Александра II. Он часто расспрашивал Рейтерна о планах на будущее и, если требовалось, защищал от нападок со стороны других министров. При этом все ходатайства по экономическим вопросам, поступавшие на высочайшее имя, обязательно передавались на заключение Министра финансов [2]. В свою очередь он опирался на своих ближайших помощников: Государственного контролера В. А. Татаринова и председателя Департамента государственной экономии Госсовета К. В. Чевкина.

22 Императорский и Царский Орден Святого Станислава — орден Российской империи с 1831 до 1917 г. Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников.

23 При министерствах были созданы Учёные комитеты, в задачу которых входила аккумуляция и распространение научных сведений в отраслях, опекаемых ими.

24 16 сентября 1831 г. был создан специальный «Западный комитет», задачей которого являлось «уравнять Западный край (белорусские земли) во всех отношениях с внутренними великорусскими губерниями».

25 Императорский орден Святой Анны — орден, учрежден в 1735 г. В 1797 г. императором Павлом I введен в наградную систему Российской империи для отличия государственных чиновников и военных. Статут ордена утверждён в 1829 г. Имел IV степени, низшая 4-я степень предназначалась для награждения только за боевые заслуги (самый младший офицерский орден). По старшинству орден стоял на ступень ниже ордена Святого Владимира и был самым младшим в иерархии орденов Российской империи до 1831 г. С 1831 г. в иерархию государственных наград был введен орден Святого Станислава, ставший на ступень ниже по старшинству ордена Святой Анны.

Следует отметить, что начал Михаил Христофорович с мер, осуществивших настоящий переворот в бюджетно-сметном деле. В 1862 г. были впервые опубликованы росписи доходов и расходов. Эта мера подняла престиж российских финансов за границей и укрепила кредит страны на мировом рынке. А с 1866 г. в газетах стали печататься и отчеты Государственного контролера.

В мае 1862 г. Император утвердил подготовленные комиссией Татаринова новые бюджетные правила. Эти правила предусматривали принципы бюджетного и кассового единства. Таким образом, вводилась система бюджетного учета и отчетности. Отныне каждое министерство работало в рамках утвержденных смет, и обязано было строго соблюдать номенклатуру расходов. Существовавшие до этого ведомственные кассы были упразднены, а иные доходы передавались Министерству финансов, где аккумулировались в казначействе. Государственный контроль был наделён правом документальной проверки всех государственных учреждений. Началась борьба с расточительством казённых средств, которая имела определённые положительные результаты, но, которая одновременно вызвала и недовольство, и даже противодействие некоторых кругов. Так, Министерство путей сообщения и крупные владельцы частных железнодорожных дорог смогли повлиять на Императора Александра II и, практически, сорвали попытку Рейтерна установления контроля финансов казенных и субсидируемых государством частных железных дорог.

Как мы знаем, еще при министре А. М. Княжевиче начался переход с откупной системы винных сборов на акцизную. С введением акциза, но уже при М. Х. Рейтер-не, связано разделение Департамента разных податей и сборов на два департамента: неокладных и окладных сборов.

В сферу Департамента неокладных сборов входил контроль питейных, табачных, свёклосахаричных, спичечных и керосиновых акцизов. Контролировал он также и пошлины: гербовые, канцелярские, судебные и другие. В семидесятые-восьми-десятые годы XIX в. акцизы, особенно питейный, составляли более 35—40 % всех доходов царской России.

Департамент окладных сборов заведовал системой прямого обложения, руководил осуществлением натуральных повинностей, сохранившихся в пореформенное время (постойной, дорожной и прочими) [8, с. 212]. Борясь за бездефицитный бюджет, министр всячески выступал против сверхсметных ассигнований. Отдавая должное одному из своих предшественников, Е. Ф. Канкрину, он возвел бережливость в высший принцип политики министерства, что вызывало недовольство других министров. Особенно недовольно было военное ведомство, возглавляемое генерал-фельдмаршалом Д. А. Милютиным. Этот деятельный военачальник проводил необходимые, важные реформы в армии, на что бесконечно требовались дополнительные субсидии. На одном из таких прошений о их выделении Рейтерн дал заключение «... ни в одной из европейских государств в мирное время финансы не отягощались в такой степени военными расходами, как у нас.» и дальше приписал «.благоразумие указывает на необходимость особенно бережного обращения с источниками государственных доходов» [11]. Императору в споре министров приходилось выступать арбитром, а в результате, хотя военное министерство и уменьшало свои запросы, но всё же его расходы в 1865—1875 гг. были равны почти трети государственного бюджета.

Но в деятельности Михаила Христофоровича не всё складывалось благополучно и гладко. В начале шестидесятых годов иссякли частные инвестиции в строительство железных дорог, что побудило его взять курс на возобновление их государствен-

ного строительства. Но оно оказалось малоэффективным и нерентабельным. Россия «забуксовала» в развитии железнодорожной сети, так необходимой для её индустриализации и укрепления обороноспособности.

К указанному выше следует добавить, что особым провалом, граничащим с отставкой, послужила неудавшаяся денежная реформа. Помня в недалёком прошлом меры Е. Ф. Канкрина по оздоровлению финансов, общество считало, что в способности министра восстановить размен кредитных билетов на золото и серебро заключён его талант. И Михаил Христофорович пошёл на поводу общественного мнения. От лондонских и парижских банков был получен заём в 15 миллионов фунтов стерлингов. Конечно, этой суммы было недостаточно для проведения такой крупномасштабной операции. Да и сам момент был выбран неудачно. В январе 1863 г. вспыхнуло польское восстание26, на борьбу с которым были направлены огромные средства.

С объявлением обмена в массовом порядке стали предъявляться кредитные билеты к размену на звонкую монету. Её востребование резко возросло, и запасы таяли на глазах. Планы рухнули, и Рейтерн прекратил размен. При этом казна потеряла десятки миллионов рублей. Выход был один: включить печатный станок, чтобы выпускать необеспеченные золотым и серебряным содержанием кредитные билеты. Конечно, такая неудача нанесла удар по репутации министра. В обществе пошли разговоры, что после подобного просчета ему вряд ли удобно оставаться на таком ответственном посту [18, с. 62]. Но еще более реальная угроза отставки нависла над Михаилом Христофоровичем в 1866 г. Как известно, 4 апреля произошло покушение на Александра II, и это повлекло за собой усиление консервативных взглядов и должностные перемещения. Начальником III Отделения и шефом жандармов был назначен оппонент Великого князя Константина Николаевича граф П. А. Шувалов. Он претендовал на роль первого министра и старался заменить в правительстве выдвиженцев Константина Николаевича, в том числе и Рейтерна, на своих людей.

Оказавшись в центре критики, с обидными упрёками «в незнании дела», министр вынужден был просить Александра II об отставке. Тот не возражал, но хотел услышать из уст Михаила Христофоровича имя его преемника. Он предложил нескольких, среди которых и С. А. Грейга, давнего приятеля Шувалова. Грейг — бывший конногвардейский офицер, о финансах имел весьма смутное представление. Но Император почему-то свой выбор остановил именно на нём. Чтобы дать Грейгу возможность освоить новую область государственного управления, Александр II назначил его товарищем (заместителем) Министра финансов.

Казалось бы, исход был предрешён. Но случилось так, что Император поручил Рейтерну подготовить программу мероприятий по преодолению кризиса. Передав управление министерством своему товарищу, он все лето проработал над обширной программной запиской.

В ней он обозначил главные «недуги» российской экономики: бюджетные дефициты, расстройство денежного обращения, слишком медленные темпы казенного железнодорожного строительства, нехватку капиталов, вызванную ростом непроизводительных государственных расходов и утечкой народных сбережений за границу. Министр выделил главные направления будущей политики финансового ведомства:

26 Восстание 1863 года, или Январское восстание — шляхетское восстание на территории Царства Польского, Северо-Западного края и Волыни с целью восстановления Речи Посполитой в

границах на востоке 1772 г. Началось в январе 1863 г. и продолжалось до осени 1864 г., окончившись поражением повстанцев.

1) прекратить отток капиталов за границу, укрепив доверие к правительству посредством «привития к гражданской жизни главных начатых реформ» и невмешательства в конфликты между другими державами;

2) строго соблюдать режим экономии казенных сумм, заключать займы исключительно на производственные затраты, субсидировать только прибыльные отрасли экономики;

3) повысить налоги, поскольку введение подоходного обложения в России в ближайшие годы не представляется возможным;

4) приступить к мероприятиям по активизации платежного баланса — сокращению заграничных платежей, увеличению вызова и привлечению иностранных капиталов;

5) сделать железнодорожное строительство привилегированным объектом государственного инвестирования, развеять сомнения отечественных и западных предпринимателей в доходности российских дорог, создать выгодные условия для сооружения линий силами частных компаний.

Прочитав и одобрив записку, император приказал разослать ее всем высшим сановникам. Документ обсуждался в Комитете финансов и Совете министров. Итоги заседаний означали триумф Михаила Христофоровича. Его рекомендации были признаны долгосрочной правительственной программой экономического развития. Несмотря на обстановку секретности, записка получила широкую известность не только в России, но и за рубежом. Программа продемонстрировала незаурядные способности Рейтерна как финансиста. Разговоры об его отставке смолкли [17, с. 42—43].

Здесь следует осветить факт, который у исследователей не находит единой оценки. В декабре 1866 г. в присутствии царя состоялось совещание, на котором присутствовали: Великий князь Константин Николаевич, министр иностранных дел А. М. Горчаков, М. Х. Рейтерн, морской министр Н. К. Краббе, посол России в США Э. А. Стекль. Обсуждался вопрос российских владений в Америке. Собравшиеся высказались за продажу Аляски США. «Обоснованием такого решения послужили аргументы:

1) убыточность российской американской компании (РАК) и невозможность правительственной поддержки ввиду тяжелого финансового положения страны;

2) невозможность обеспечения защиты колоний в случае войны от неприятельского флота, а в мирное время — от мародеров и иностранных судов, ведущих хищнический рыболовный промысел;

3) ослабление значения колоний в Америке в связи с утверждением России в Приамурье и Приморье;

4) стремление избежать столкновений с США из-за колоний и продажей их укрепить дружественные отношения между Россией и США» [10, с. 289—290].

Министр финансов, как и все остальные участники совещания, проголосовал за продажу Аляски за 7,2 миллиона долларов27.

27 Продажа Аляски — сделка между правительствами Российской империи и Северо-Американских Соединённых Штатов, в результате которой в 1867 г. Россией за 7,2 миллиона долларов были проданы её владения в Северной Америке (общей площадью 1 518 800 квадратных километров). Впервые с предложением о продаже Аляски выступил генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский в 1853 г.

В российской публицистике распространено мнение о том, что Аляска в действительности была не продана, а сдана в аренду на 99 лет, но СССР по определенным политическим причинам не потребовал ее обратно. Однако, по мнению подавляющего большинства историков, никакой почвы под этой версией

Предпринимаемые Рейтерном меры по оздоровлению экономики дали свои результаты. Следует отметить, что с 1867 г. в России стало наблюдаться оживление частного предпринимательства. Опыт бесперспективности казенного строительства железнодорожных линий заставил правительство переориентироваться на привлечение к их сооружению частных компаний, но при содействии государства. По инициативе Министра финансов был создан так называемый железнодорожный фонд, в который, кстати, были зачислены и средства, вырученные от продажи Аляски. Постоянными же источниками фонда были займы и взносы обществ. Предпринимателям, получившим от правительства разрешение на строительство и эксплуатацию дорог, предоставлялась твердая страховая гарантия дохода. Заводы по производству рельсов, паровозов и подвижного состава пользовались государственной поддержкой. Ярким примером железнодорожного бума того периода может служить факт, за период с 1865 г. по 1875 г. протяженность железнодорожных путей увеличилась с 3,8 тысяч до 19 тысяч верст [9, с. 216].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бурное акционерное учредительство протекало не только в сфере железнодорожного транспорта, но и в сфере кредита, промышленности и торговли. За 1870— 1873 гг. было основано 259 компаний с капиталом более полумиллиарда рублей, из них — 53 акционерных банка. Однако развитие учредительства сдерживалось устаревшей концессионной системой, при которой каждый устав нового акционерного общества утверждался Государственным советом как сепаратный законодательный акт. Европейские страны в 1860-х гг. перешли к явочной системе, когда для создания компании требовалось только формальная регистрация ее устава в судебных или административных инстанциях. В 1870 г. в Министерстве финансов приступила к работе комиссия по подготовке акционерной реформы [16, с. 5].

Экономический подъем и рост налогообложения позволили значительно увеличить поступления в казну. В первой половине семидесятых годов обыкновенный бюджет28 уже сводился с превышением доходов, хотя дефициты по общему бюджету из-за непредвиденных военных и железнодорожных расходов по-прежнему сохранялись. И все же по обыкновенному бюджету к 1 января 1876 г. в казначействе скопилась свободная наличность в размере 40,5 миллиона рублей. При этом министерство активно скупало драгоценные металлы для пополнения истощенного разменного фонда. Благодаря относительному упорядочению бюджета и накоплению золотого запаса произошло заметное повышение курса рубля.

Эти результаты были достигнуты финансовым ведомством, несмотря на пассивный торговый и платежный баланс. Рейтерн проводил политику поощрения вывоза отечественной продукции, главным образом хлеба. Но его меры по снижению таможенных пошлин в 1868 г., предусматривающие понижение таможенных пошлин на импорт многих материалов для нужд российской промышленности. А это, естественно, привело к преобладанию ввоза над вывозом.

нет, потому что, согласно договору 1867 г., Аляска однозначно, окончательно и бесповоротно переходит в полную собственность США.

28 В России второй половины XIX в. различали обыкновенный бюджет, который служил для выражения постоянных, нормальных потребностей государства и постоянных, нормальных средств их удовлетворения. И чрезвычайный бюджет, обычно державшийся в секрете, фактически являющийся бесконтрольным. Его расходные статьи предусматривали ассигнования на военные нужды, железнодорожное строительство и ликвидацию последствий стихийных бедствий (неурожаи, голод, эпидемии и тому подобное).

Осуществляя, шаг за шагом, пункты своей программы, Рейтерн к середине семидесятых годов добился ощутимого прогресса в народном хозяйстве. Возрос и его авторитет. Но сгущалась международная обстановка. После подавления турками восстания в Болгарии и разгрома сербской армии летом 1876 г. возникла реальная угроза новой войны с Турцией. В октябре 1876 г. Михаил Христофорович прибыл в Ливадию, где находился Александр II. Министр получил указание изыскать средства для предстоящих военных расходов. Он был категорически против каких-либо военных действий, поскольку адекватно оценивал их пагубность для только что стабилизировавшейся экономики. Собственно, на его глазах гибли плоды его же многолетних усилий. Все попытки переубедить Александра II не увенчались успехом, и в апреле 1877 г. разразилась война29.

Покрытие военных издержек привело в итоге к тому, что за период с 1877 по

1880 гг. государственный долг возрос на 1,5 миллиарда рублей. Обращение кредитных билетов возросло на 300 миллионов рублей. Золотой и серебряный фонд за 1876—

1881 гг. сократился на 60 миллионов рублей. Металлическое обеспечение массы бумажных денег уменьшилось более чем в два раза. Курс рубля упал. Все это министр болезненно переживал. К тому же давало о себе знать пошатнувшееся здоровье. Ко многим недугам добавился ещё один. Михаил Христофорович катастрофически терял зрение. В июле 1878 г., сразу после подписания протоколов Берлинского конгресса, он подал прошение об отставке, которое было незамедлительно удовлетворено. При увольнении с поста министра он был оставлен членом Государственного совета30 в звании Статс-секретаря, а также пожалован орденом Апостола Андрея Первозванного31. При этом он получил высочайшую грамоту, в которой с высоты

29 Русско-турецкая война 1877—1878 гг. — война между Российской империей и союзными ей балканскими государствами с одной стороны, и Османской империей — с другой. Была вызвана подъёмом национального самосознания на Балканах. Жестокость, с которой было подавлено Апрельское восстание в Болгарии, вызвала сочувствие к положению христиан Османской империи в Европе, и особенно в России. Попытки мирными средствами улучшить положение христиан были сорваны упорным нежеланием турок идти на уступки Европе, и в апреле 1877 г. Россия объявила Турции войну. В ходе боевых действий русская армия разбила турецкие части, что привело к выходу Османской империи из войны. На состоявшемся, летом 1878 года, Берлинском конгрессе был подписан Берлинский трактат, зафиксировавший возврат России южной части Бессарабии и присоединение Карса, Ардагана и Батума. Восстанавливалась государственность Болгарии (завоевана Османской империей в 1396 г.) как вассальное Княжество Болгария; увеличивались территории Сербии, Черногории и Румынии, а турецкая Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией.

30 О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 г. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 г., который неофициально также именовался Государственным советом. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».

Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались Императором.

31 Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного — первый по времени учреждения российский орден, высшая награда Российской империи до 1917 г. В 1998 г. орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации. Первым кавалером восстановленного ордена Святого Андрея Первозванного стал академик Д. С. Лихачев.

престола была дана оценка его трудам в следующих выражениях: «С искренним сожалением снизойдя на просьбу вашу об увольнении вас, по расстроенному трудами здоровью, от должности Министра финансов, Мы вменяем Себе в сердечный долг — почтить благодарным воспоминанием доблестную деятельность вашу и особенно те важные услуги, которые вы оказали государству в течение шестнадцатилетнего управления Министерством финансов. Вы были призваны на пост министра в трудное время, когда, в следствие недавно оконченной пред тем войны и обширных внутренних преобразований, требовались чрезвычайные усилия, дабы вывести финансы империи на путь правильного развития. К выполнению возложенной на вас задачи вы приступили с твердою верой в будущность России, с явно осознанной мыслью, что благосостояние государственного хозяйства зиждется на богатстве народа и обусловливается увеличение производительных сил его. Рядом мер, по указаниям Нашим, вами непосредственно, или при ближайшем содействии вашем, настойчиво и неуклонно приведенных в исполнение, достигнуты были замечательные результаты: в несколько лет построена обширная сеть железных дорог; промышленное и торговое движение приняло небывалые дотоле размеры; государственные доходы стали быстро возрастать, и ежегодный избыток их над расходами сменил прежние хронические дефициты наших бюджетов; наконец, кредит государства, несмотря на увеличившуюся сумму обязательств казны, значительно возвысился и упрочился. Благодаря сим успехам, страна могла вынести и огромные тягости последней войны с непоколебленным и внутри и извне доверием к её силам. Признавая справедливыми ознаменовать столь плодотворное, по своим последствиям, достославное служение ваше изъявлением особенного Нашего благоволения, Мы пожаловали вас кавалером Императорского ордена Нашего Святого. Апостола Андрея Первозванного, знаки коего, при сем препровождаемые, повелеваем вам возложить на себя и носить по установлению. Знаки сии, свидетельствуя пред лицом России о государственных заслугах ваших, да будут для вас выражением и Нашей душевной признательности за неутомимо-ревностные просвещенные, блестящими успехами отмеченные труды ваши на пользу Престола и отечества» [12, с. 400].

Как свидетельствуют факты, добросовестный труд М. Х. Рейтерна на министерском посту неоднократно отмечался различными поощрениями. За короткий период ему были вручены: в 1864 г. орден Святого Владимира II степени32, в 1865 г. орден Белого Орла33, а в 1868 г. орден Святого Александра Невского34. В 1870 г. он был удостоен чина действительного тайного советника35, в 1872 г. — ордена Святого Владимира I

32 Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира — орден Российской империи в четырех степенях за военные отличия и гражданские заслуги. Учрежден Екатериной II в 1782 г. и являлся до 1917 г. наградой для широкого круга военных в чине от подполковника и чиновников среднего ранга.

33 Орден Белого Орла — орден Российской империи. Причислен к российским орденам в 1831 г. как Императорский и Царский орден.

34 Императорский Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского (орден Святого Александра Невского) — государственная награда Российской империи с 1725 до 1917 г. Учрежден Екатериной I и стал третьим российским орденом после ордена Святого Андрея Первозванного и женского ордена Святой Великомученицы Екатерины. 29 июля 1942 г. в СССР был учрежден новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации. Однако до 2010 г. российский орден не имел статута и официального описания, награждение орденом не производилось.

35 Действительный тайный советник — гражданский чин II класса в Табеле о рангах. Соответствовал чинам генерал-аншефа (полного генерала) и адмирала. Лица, имевшие этот чин, занимали вы-

15

степени, в 1875 г. — алмазных знаков ордена Святого Александра Невского.

I марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким. На следующий день на престол вступил Александр III, который всячески выказывал своё расположение к соратнику отца. В октябре 1881 г. по просьбе императора он принял пост председателя Комитета министров. Михаил Христофорович со своим богатым опытом и знаниями как нельзя лучше соответствовал этой должности.

Но зрение неумолимо ослабевало, что подвигло его в конце 1886 г. уйти с занимаемого поста. В январе 1890 г., в день пятидесятилетия служебной деятельности, император даровал бывшему министру графский титул.

Будучи высокопоставленным чиновником, Михаил Христофорович был весьма скромным человеком. Жил он в квартире на Мойке, в здании самого министерства. Всю жизнь прожил холостяком, но в его доме жили племянники и постоянно гостили многочисленные родственники. В быту, как и на службе, он отличался аккуратностью и пунктуальностью. Каждый день его был расписан по минутам, и гости должны были придерживаться этого порядка.

Его день начинался в 8 часов утра, с 9 до 10 часов он гулял по Невскому проспекту или набережной Невы. А с 10 до 12 часов принимал посетителей. После этого завтракал и до 17 часов принимал доклады и проводил совещания. С 17 часов до 18 отводил время для чтения своих любимых авторов: Гете, Гейне, Ауэрбаха, Бальзака, Тургенева, Толстого и новинок литературы. В 18 часов ужинал с домочадцами, а затем в их окружении в кабинете пил кофе и курил сигары. С 20 часов подписывал принесенные ему секретарём бумаги, а потом принимал доклады до 22—23 часов. Спать ложился в полночь.

Рейтерн в свет не выезжал. Имея абонированную ложу в Итальянской опере, в театре появлялся весьма редко. Но охотно посещал музыкальные вечера Великой княгини Елены Павловны, где слушали игру Рубинштейна, пение госпожи Штуббе и других знаменитых артистов того времени [1, с. 278].

Он был избран Почётным членом Императорской Академии наук, Казань, Череповец и город Демидов Смоленской области избрали его своим Почётным гражданином.

II августа 1890 г. после продолжительной болезни граф Михаил Христофоро-вич скончался.

Он осуществил реформу финансовой системы России в свое время, но идеи его экономической программы в той или иной степени использовали все правительства России вплоть до октября 1917 г. А вообще, Михаил Христофорович Рейтерн по признанию многих исследователей считается одним из лучших министров России XIX в. [19].

сочайшие государственные должности. Нужно отметить, что не каждый министр, особенно в начале своего пребывания в должности, имел этот чин. Большинство действительных тайных советников жило в Санкт-Петербурге, они служили в главных государственных учреждениях — Государственном Совете и важнейших министерствах.

Серия «Социально-гуманитарные науки». 4/2016 Литература

1. Будович Ю. И. Михаил Христофорович Рейтерн. История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. М., 2007.

2. Валуев П. А. Дневник министра внутренних дел // Александр II. Воспоминания. Дневники. Государственные деятели России глазами современников. Пушкинский фонд. СПб., 1995. С. 140—223.

3. Голичев В. Д., Голичева Н. Д., Попова В. В. Вронченко Фёдор Павлович // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Социально-экономическое развитие региона: теория и практика. 2-е изд., испр. и доп. Тула: Издательство ТулГУ, 2015. С. 249—254.

4. Голичев В. Д., Голичева Н. Д., Попова В. В. Министр финансов Е.Ф. Канкрин и его меры по обеспечению финансовой безопасности России первой половины XIX века. // Проблемы безопасности российского общества. 2015. № 4. С. 59—72.

5. Голичев В. Д., Голичева Н. Д., Попова В. В. У истоков оздоровления финансовой системы России второй половины XIX века // Проблемы безопасности российского общества. 2016. № 2.

6. Голичев В. Д., Попова В. В. А. И. Васильев — первый Министр финансов России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. № 1 (17). С. 29—37.

7. Государственные деятели России XIX — начала XX в. Биографический справочник. М.: МГУ, 1995.

8. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. 489 с.

9. История России XIX — начала XX вв. / Под ред. В. А. Федорова. М., 2006. 517 с.

10. Лопатников В. А. Горчаков: Время и служение. Серия биографий. Жизнь замечательных людей. М., Молодая гвардия. 2011. 487 с.

11. Милютин Д. А. Дневник: В 4 т. Т. 2. М., 1947-1950.

12. Министерство финансов 1802-1902. Часть I. СПб. Экспедиция изготовления государственных бумаг. 1902. 640 с.

13. Половцев А. А. Дневник // Александр II. Воспоминания. Дневники. Государственные деятели России глазами современников. СПб., Пушкинский фонд, 1995. С. 299-306.

14. Попова В. В., Алфимов И. Е., Мосийчук А. В. Ф. А. Голубцов и его деятельность на посту Министра финансов // Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации. Монографический сборник материалов научно-практической конференции (Выпуск II). Смоленск, изд-во «Смоленская городская типография», 2015. С. 44-51.

15. Рейтерн М. Х. Докладные записки о финансовой политике России, представленные великому князю Константину Николаевичу // Река времен: Книга истории и культуры. Кн. 5. М., 1999.

16. Семенова Т. Г. Роль министров финансов в проведении экономических реформ в России XIX в. // Бухгалтерский учет. 2002. № 13. С. 3-6.

17. Степанов В. Л. Михаил Христофорович Рейтерн // Отечественная история. 1994. № 6.

18. Татаринов С. В. Злато на серебро // Деньги и кредит. 2011. № 8. С. 58-65.

19. Управленческая элита Российской империи (1802-1917). СПб.: Лики России, 2008. 392 с.

Об авторах

Голичев Владимир Дмитрович — кандидат педагогических наук, профессор, директор Смоленского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

E-mail: VDGolichev@fa.ru

Голичева Наталья Дмитриевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Математика и информатика» Смоленского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

E-mail: NDGolicheva@fa.ru

Попова Вера Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Философия, история и право» Смоленского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

E-mail: VVPopova@fa.ru

V. D. Golichev, N. D. Golicheva, V. V. Popova

WITH FIRM FAITH IN THE FUTURE OF RUSSIA

The defeat in the Crimean War demonstrated the necessity of performing reforms in Russia. In the period of 1860—1870 such reforms were implemented, among them were: peasant reform (1861), university reform (1863), judicial reform (1864), press reform (1865), self-governing in district councils (1864) and towns (1870), military reform (1874). M. Kh. Reitern who was the Minister of Finance played a notable role in implementing all these reforms.

This article depicts the employment promotion of Mikhail Khristoforovich Reitern, a graduate of Tsarskoselsky Liceum, from posts in ministries of fnance and justice, admiralty, railway committee to the post of the Minister of Finance of Russia. The article analyses the adequate measures taken by him when the budget defcit, constantly increasing debt in government obligations, increasing expenses for implementing the same reforms could bring the country to a deadlock. The Minister started with putting everything that Russian economy could offer in order. Having summed up the main reasons of the economy falling, he stated them in his note to Alexander II. Among the main reasons he mentioned the following ones: budget defcit, falling monetary circulation, extremely slow state railway construction, lack of assets, caused by the growth of dead spending and outfow of the public savings abroad. His recommendations were taken as the basis for the long-term government program of the country economic growth.

Reitern achieved the publicity of the budget fnancing targets of profts and expenditures that had never been achieved before. A new order of planning, accounting, reviewing and approving budget allocations was accepted during his period of working as well as the control for using budgets of ministries and departments. To support the expanding entre-preneurship a security market was founded, frst new commercial banks and loan and savings associations were opened, the rules for regulating monetary relations were created.

Mikhail Khristoforovich Reitern's being Minister of Finance was an important stage in the development of the economy of Russia in the second half of the 19h century.

Key words: Imperator Alexander II, Ministry of Finance of Russia, M. Kh. Reitern, Tsarskoselsky Liceum, Minister of Justice, Grand Duke Konstantin Nikolaevich, Railway Committee.

About the Authors

Vladimir Golichev — Candidate of Pedagogical Sciences, professor, the director of Smolensk branch of Financial University under the Government of the Russian Federation.

E-mail: VD Golichev@fa.ru

Natalya Golicheva — Candidate of Economic Sciences, Mathematics and Informatics Department associate professor at Smolensk branch of Financial University under the Government of the Russian Federation.

E-mail: NDGolicheva@fa.ru

Vera Popova — Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, head of Philosophy, History and Law Department of Smolensk branch of Financial University under the Government of the Russian Federation.

E-mail: VVPopova@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.