Научная статья на тему 'С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТРЕТ СЕРГЕЯ ГОРШУНОВА'

С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТРЕТ СЕРГЕЯ ГОРШУНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
151
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
любовь к пению / музыкальная школа / вокально-инструментальный ансамбль / музыкальное училище / вокальная подготовка в вузе / признание таланта / love of singing / music school / vocal and instrumental ensemble / music school / vocal training at the university / recognition of talent

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чванов Александр Алексеевич

Статья посвящена творческому и жизненному пути заслуженного артиста России, лауреата международных и национальных конкурсов, профессора кафедры искусства Московского гуманитарного университета Сергея Анатольевича Горшунова. Он прошел классическую школу музыкального образования: детская музыкальная школа, музыкальное училище, Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Это три уровня профессионального образования, которые сложились в нашей стране. За плечами работа в известных творческих коллективах, исполнение многочисленных концертных программ в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WITH A SONG ABOUT LIFE. CREATIVE PORTRAIT OF SERGEY GORSHUNOV

The article is devoted to the creative and life path of Sergey Gorshunov, Honored Artist of Russia, laureate of International and National Competitions, Professor of the Department of Art. He passed the classical school of music education: children’s music school, music school, Gnessin State Music and Pedagogical Institute. These three levels of professional education have developed in our country. He has worked in well-known creative groups, performed numerous concert programs in Russia and abroad. Recognition of talent and creative activity.

Текст научной работы на тему «С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТРЕТ СЕРГЕЯ ГОРШУНОВА»

DOI: 10.17805/trudy.2021.3.3 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТРЕТ СЕРГЕЯ ГОРШУНОВА

А.А. Чванов Московский гуманитарный университет

Аннотация: Статья посвящена творческому и жизненному пути заслуженного артиста России, лауреата международных и национальных конкурсов, профессора кафедры искусства Московского гуманитарного университета Сергея Анатольевича Горшунова. Он прошел классическую школу музыкального образования: детская музыкальная школа, музыкальное училище, Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Это три уровня профессионального образования, которые сложились в нашей стране. За плечами работа в известных творческих коллективах, исполнение многочисленных концертных программ в России и за рубежом.

Ключевые слова: любовь к пению, музыкальная школа, вокально-инструментальный ансамбль, музыкальное училище, вокальная подготовка в вузе, признание таланта

WITH A SONG ABOUT LIFE.

CREATIVE PORTRAIT OF SERGEY GORSHUNOV

А.А. Chvanov Moscow University for the Humanities

Abstract: The article is devoted to the creative and life path of Sergey Gorshunov, Honored Artist of Russia, laureate of International and National Competitions, Professor of the Department of Art. He passed the classical school of music education: children's music school, music school, Gnessin State Music and Pedagogical Institute. These three levels of professional education have developed in our country. He has worked in well-known creative groups, performed numerous concert programs in Russia and abroad. Recognition of talent and creative activity.

Keywords: love of singing, music school, vocal and instrumental ensemble, music school, vocal training at the university, recognition of talent

Петь на сцене, передавать зрителю и слушателю характер музыкальных произведений могут только счастливые люди. Заслуженный артист России Сергей Анатольевич Горшунов - один из них. В жизни он часто возвращается к словам великого В.И. Немировича-Данченко, который говорил: «Исключительное счастье человека - быть постоянно при любимом деле».

Вся жизнь, особенно три последние десятилетия, промелькнули для него как один миг. По большому счету, не было времени остановиться и задуматься о пережитом. Сергей Горшунов иногда размышляет: «Сегодня за плечами прожитые годы, а впереди - грандиозные планы, о линии жизни можно говорить только тогда, когда ты в ней самоутвердился, когда можешь себе сказать: «Да, я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом. Это счастье, когда ты себя находишь в этом мире».

Творческий путь любого артиста начинается с детства. Именно первые детские эмоции, ощущения, открытия, опыт оставляют неизгладимый след в душе человека на всю жизнь, являясь мощным толчком к будущей жизни и становлению человека.

Сергей Анатольевич Горшунов родился 24 октября 1960 г. в городе Кольчу-гино Владимирской области. Петь начал еще в детском саду. Первое выступление состоялось на одном из утренников. Первой в концерте была песня Д. Кабалевского на стихи А. Пришельца «То берёзка, то рябина...» Однажды его мама вспомнила об этом эпизоде, и сказала, что петь вызвался сам, никто не заставлял принимать участие в концерте.

В 70-е гг. прошлого века в стране была иная, чем ныне, творческая обстановка: очень высоко была развита художественная самодеятельность. Кольчугин-ская земля была буквально пропитана музыкой малой Родины. Вся творческая и духовная жизнь городка крутилась вокруг Дворца культуры. Пожалуй, это был один из самых лучших, если не лучший, дом культуры области. Кстати, ДК скоро исполняется 120 лет со дня открытия.

Старожилы рассказывают, что в нём когда-то был установлен орган, во Дворце проходили концерты органной музыки. Там занимались прекрасные музыкальные коллективы, которые уже тогда выступали на высоком художественном уровне и могли соперничать с профессиональными коллективами. Среди них -эстрадно-джазовый оркестр, духовой оркестр, хор, театр, эстрадно-вокальный ансамбль. Здесь работали творческие кружки и каждый мог выбрать занятие по своему вкусу. Многие дети, в том числе, и Сережа Горшунов, свободное время проводили в этом «храме культуры», посещая всевозможные студии и кружки. Дом культуры манил как магнит и, именно там познавались азы музыкальной грамоты.

Сергей Горшунов вспоминал, как с друзьями наблюдали за репетициями оркестров. Это была редкая возможность попасть в мир искусства. Духовой оркестр был большим, около 50 человек. Его собрал и организовал Руф Фёдорович Дёмин, вернувшийся с фронта в 1942 г. без обеих ног - «Кольчугинский Маресьев». На всех городских праздниках и демонстрациях оркестр шел впереди колонны горожан, играя марши, а руководитель шел впереди своих оркестрантов на протезах, играя на трубе. Походка была настолько уверенной и быстрой, что мало кто догадывался, как трудно дается ему этот, почти марш-бросок.

Родился и вырос Сергей Горшунов в семье металлургов. Семья была музыкальной. Отец играл на музыкальных инструментах, обладал приятным баритоном, мама тоже очень любила петь. А еще, она всю жизнь мечтала научиться играть на аккордеоне, но не смогла этого сделать сама, и решила воплотить свою мечту, настояв на музыкальном образовании сына.

Путь Сергея Горшунова в профессиональное искусство начался в 1969 г. с Кольчугинской музыкальной школы. Он отмечает, что поступление в музыкальную школу не было его страстным желанием, скорее это было желанием

родителей. Оглядываясь назад, Сергей говорит, что его творческие достижения в большей мере - заслуга родителей. Они проторили для него тропинку в мир искусства. Сергей поступил в музыкальную школу по классу аккордеона. Инструмент, который ему купили, казался очень большим. Со временем размера аккордеона в 3/4 стало не хватать. Родители приобрели новый инструмент, тем более, что появились первые успехи в обучении. (Детская школа искусств, 2021: Электр. ресурс)

Первым учителем Сергея в музыкальной школе была Галина Борисовна Андрианова, которая спустя много лет, в 2010 г., в газете «Голос Кольчугина» написала следующие строки: «Видно, так уготовано было судьбой, что мы с Сережей встретились именно в эти благотворные времена. Я была молодой учительницей игры на аккордеоне, он - один из первых моих учеников. Для Сергея это было началом профессионального музыкального образования и, как выяснилось позже, музыкальной карьеры. Но всего этого могло бы не быть, если бы не мудрость его родителей - Валентины Никифоровны и Анатолия Ивановича. Они услышали меня - преподавателя, распознали его талант и помогли ему не только выбрать будущую профессию, но и осилить нелегкую дорогу в искусство. Я считаю, что именно родители заложили в сына костяк труда, творчества. Я совершенно уверена, что какую бы профессию Сергей ни выбрал, он все равно достиг бы больших высот в своем деле. Но он выбрал музыку и стал талантливым профессионалом. В характере Сергея удачно сочетаются упорство в достижении намеченной цели с удивительной работоспособностью. Именно эти качества помогли ему победить в огромном конкурсе при поступлении в музыкальное училище. Я часто слушаю его записи, это яркий, русский до мозга костей, певец и актер. Его вокально-сценическая интерпретация, та музыкальная правда, та красота, ради которой стоило вложить столько сил, труда, энергии тогда еще молодого парня. «Дорогу осилит идущий» - говорят в народе. Дорога, начавшаяся в провинциальном городке, привела его на сцены Москвы и многих городов не только нашей страны, но и зарубежья. Так держать, мой дорогой и любимый ученик!» (Горшу-нов, 2021: Звукозапись)

Преподавателем сольфеджио была Тамара Фоминична Диденко, она же вела и хор школы. Педагог часто хвалила Сергея за успехи в занятиях. Но в хоровой класс музыкальной школы не приняла, сказав, что у него слишком громкий голос. Пять лет в музыкальной школе для Сергея пролетели незаметно. За это время он выступал на всевозможных конкурсах инструменталистов между музыкальными школами области, неоднократно был победителем. Окончил музыкальную школу по классу аккордеона достаточно успешно. На выпускном экзамене играл произведения по программе 3-го курса музыкального училища.

Но оставались еще два года до окончания общеобразовательной школы, и Сергей Горшунов, набравшись смелости, пошел к директору Дворца культуры Валерию Фёдоровичу Орлову с предложением создать новый вокально-инструментальный ансамбль.

Валерий Фёдорович Орлов - это был очень деятельный и творческий директор, который истинно любил культуру, кино, людей. Это был один из самых уважаемых людей города. Когда он трагически погиб в автомобильной катастрофе, провожали его всем городом. Было остановлено движение автотранспорта, заводской гудок подавал сигнал на протяжении всей церемонии прощания.

В то время во Дворце культуры один вокально-инструментальный ансамбль уже был. Назывался он «Лира», в нем были ребята постарше, им был приобретён шикарный, по тем временам, комплект аппаратуры BEAG венгерского производства, и они уже играли на танцах в городском саду.

Новому ансамблю выделили довольно просторное помещение, но без аппаратуры и инструментов. Выдали со склада старый, практически не рабочий хлам. Очень пожилой завхоз, который был далёк от музыки, выдавая всё по накладной со склада произнёс: «Здесь еще какой-то бубень». С ударением на последний слог. Бубен самодеятельные музыканты взяли, решив, что и он может пригодиться.

Сами мастерили акустические колонки, паяли усилители. Назвали ансамбль «Ваганты». К тому времени уже вышел альбом Д. Тухманова «По волне моей памяти» и там была песня «Из вагантов», навеянная воспоминанием о средневековых музыкантах. Ансамбль начал своё существование. Ребятам доверили играть на городской танцевальной площадке. Так прошло два года. За это время успели стать победителями областного конкурса.

После окончания общеобразовательной школы Сергей Горшунов решил поступать в Московский автомеханический институт, но на вступительных экзаменах не осилил физику. Оказалось, знаний по этой дисциплине, полученных в школе было недостаточно, хотя физику он очень любил. Поступил в политехнический институт. Посетив несколько занятий, понял, что высшая математика, начертательная геометрия и теоретическая механика ему не по душе. Из института отчислился. Поступать куда-либо еще не было возможности, т.к. везде закончились приемные экзамены. Тогда он решил пойти работать на завод, в цех № 4, рабочим по специальности «шабровщик». Этот цех отправлял заготовки из цветного металла в Центральный салон Художественного фонда СССР.

Жизнь Сергея Горшунова шла своим чередом, но музыка не давала ему покоя. Тем более, что, работая на заводе, он продолжал выступать в вокально-инструментальном ансамбле. Сергей принял решение готовиться к поступлению во Владимирское музыкальное училище. Надо было вспоминать все предметы из программы музыкальной школы. Подготовкой в музыкальное училище занимался во Дворце культуры, имея в распоряжении большой зал и комнаты для репетиций.

Занимался с определённой долей фанатизма. По его мнению, техники игры не хватало. Начал самостоятельно осваивать фортепиано, благо, что на сцене был отличный рояль «Steinway». Одновременно готовил программу на аккордеоне. Слушал много инструментальной, особенно джазовой музыки. Для поступления в училище требовалось еще исполнение песни и дирижирование. Пел в пустом

зале русскую народную песню «Эх, дубинушка, ухнем.», одновременно дирижируя.

Приближалось лето 1978 г., а с ним и время вступительных экзаменов. В то время в училище был большой конкурс. Поступающих было очень много. Желающие учиться приезжали из всех близлежащих областей. Сергей решил поступать сразу на два отделения: народных инструментов и дирижерско-хоровое. По итогам вступительных экзаменов Сергея Горшунова брали на любое из двух. Но он, в итоге, выбрал дирижерско-хоровое.

Спустя много лет Сергей Горшунов вспоминал о том, что его замечательный педагог музыкальной школы, Галина Борисовна Андрианова доверила свой аккордеон для выступления на вступительных экзаменах. Это был «полный» аккордеон с выборной системой, изготовленный на заказ, очень дорогой. Просто огромный и тяжелый, около 25 кг. И поехал он с ним в город Владимир. Поселился у родственников. Репетировать нужно было каждый день, но в квартире было неудобно, хозяева - пожилые люди. Каждый день отправлялся в училище на репетицию и обратно с аккордеоном. До училища нужно было ехать пять остановок. После нескольких поездок у Сергея пропало желание носить с собой инструмент. Так вес инструмента повлиял на выбор дирижерско-хорового отделения.

Сергей Горшунов оказался в числе студентов Владимирского музыкального училища, которое успешно окончил в 1982 г. Уровень образования в училище был достаточно высоким. Со студентами работали замечательные преподаватели: Наталья Николаевна Алёхина, Ольга Анатольевна Подымова, Николай Николаевич Грунский, Сергей Петрович Емельянов. Все они были выпускниками ГМПИ имени Гнесиных, Московской консерватории имени Чайковского, Нижегородской консерватории имени Глинки. По мнению Сергея, это стало залогом его высокой подготовки и успешной музыкальной карьеры. Именно здесь для него открылись врата в мир искусства. Исполнялись лучшие произведения классической и народной музыки, как хоровые, так и сольные, начались занятия вокалом, гармонией, дирижированием. Было изучено огромное количество музыкальных произведений в рамках предмета «Музыкальная литература».

В старом здании музыкального училища была фонотека, и по тем временам она считалась одной из лучших в центральной России. Это было совсем маленькое помещение на первом этаже близлежащего жилого дома. Внутри, помимо самой фонотеки, были крохотные кабинки, рассчитанные на одного человека. В них был стул, столик с проигрывателем и фанерные перегородки между ними с пустотой вверху. Музыку из крайней кабинки, где слушали, например, «Хованщину» М.П. Мусоргского, слышали во всех кабинках и соответственно, наоборот, слушатель «Хованщины» слушал и всех своих «соседей». В воздухе «висела» какофония звуков.

Но студенты во все времена всё делали в последнюю очередь. И в кабинки набивалось по 5-6 человек, особенно перед экзаменом. Пластинки были настолько заезженными, что порой было трудно что-либо расслышать. А найти ту или

иную часть произведения было мучением. Но, тем не менее, всё учили и экзамены сдавали.

Обучаясь в училище, Сергей много времени отдавал игре на фортепиано. К концу 2-го курса играл до-диез минорную и соль минорную прелюдии С.В. Рахманинова, произведения Дж. Гершвина и многое другое. Слушал много эстрадной, джазовой музыки. С джазовыми нотами была вообще большая проблема. Их просто не продавали в магазинах. Был дефицит. Приходилось переписывать их вручную или (если повезет) делать копию на промышленном копировально-множительном аппарате (по знакомству). В то время, привычного ксерокса еще не было, а делать копии на электрографическом станке строго запрещалось. Иногда удавалось просто сделать фотографии нот. Музыку тоже переписывали друг у друга, а потом долгими вечерами «снимали» музыку, прокручивая её туда-сюда. (История, 2021: Электр. ресурс)

В период учебы в музыкальном училище у студентов была большая концертная программа. Они много ездили на фестивали и конкурсы со своими педагогами. Запомнилась поездка в Литву, в педагогический институт города Шяуляй. Это был своеобразный обмен опытом. Было много поездок по городам и весям Владимирской и близлежащих областей.

Город Владимир - областной центр со своими славными культурными традициями. Концерты прославленных музыкальных коллективов и исполнителей со всего СССР постоянно проходили на разных концертных площадках города: Владимирская филармония, Областной драматический театр, Дворцы культуры Химзавода, Тракторного завода, Точмаш. Студенты музыкального училища были завсегдатаями на этих концертах.

В учебной группе, где обучался Сергей Горшунов, было двое очень подготовленных музыкальных ребят. Они владели игрой на гитаре и увлекались джазом и роком. Удивили многих тем, что были самоучками, музыкальных школ не заканчивали, но все теоретические и практические дисциплины сдали при поступлении на отлично. (История, 2021: Электр. ресурс)

Уже к окончанию 1-го курса был создан вокально-инструментальный ансамбль «Лабиринт». Репетиционной базой стал Дом культуры Владимирского химического завода. Тогда все ДК были ведомственными и финансировались из бюджета предприятия. Все молодые музыканты были в штате и даже получали зарплату. Это было то, что нужно студентам.

Первоначально группа состояла из: двух гитар соло и бас, синтезатора, барабанов и саксофона. Позднее добавились труба и скрипка. Все вечера играли на танцах в Доме культуры Химзавода. Репертуар состоял в основном из роковых композиций. Переиграли и перепели практически все модные тогда хиты Queen, Scorpions, Black Sabbath, Led Zeppelin, Pink Floyd, Emerson, Lake & Palmer, Rainbow. Особенно любили группу Deep Purple и её альбом Machine Head с песней Highway Star («Звезда автострады»).

К лету 1979 г. география музыкальной деятельности расширилась, и группа

начала выступления на танцевальной площадке Парка 850-летия города Владимира. Это главный парк города, находится в самом центре и, выступать на его сцене было престижно. Играли популярную музыку. Каждый вечер в парке собиралась владимирская молодежь, примерно по 2000 человек.

Город Владимир насчитывал немногим более 350 тыс. жителей. И как в большой деревне, где все друг друга знают, были знакомы и все музыканты. Всё крутилось вокруг музыкального училища. Часто устраивали джем-сейшн, играя разную музыку. Однажды в город с концертом приехал оркестр Олега Лундстре-ма. В составе оркестра было несколько афроамериканцев, а у них, как говорится, джаз в крови. Конечно же, все наши музыканты были на концерте и после него был устроен очередной джем-сейшн с участием музыкантов оркестра. Играли, в основном, джаз.

К осени танцевальный сезон закончился, а Дворец культуры Химзавода закрыли на ремонт. «Лабиринт» остался без работы. Музыканты города работали в основном в ресторанах, и самым престижным был ресторан «Клязьма», который располагался в одноименном туристическом комплексе в загородном парке города. Живописное место близ реки. Город Владимир уже тогда являлся одной из жемчужин знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо», и все иностранные группы размещались здесь и в Государственном туристическом комплексе в Суздале.

Поскольку места в ресторанах города были заняты другими музыкантами, то было решено попытать счастья в «Клязьме». Сергей Горшунов пошел к директору комплекса Валентину Александровичу Карташову с предложением музыкальных услуг. Как в таком случае говорится, оказался в нужное время и в нужном месте. Предложение было принято. Через день ансамбль уже работал в «Интуристе». Для студентов это было очень удобно. Днём - занятия в училище, вечером - работа. И самое главное, появилась возможность самостоятельно зарабатывать, не сидеть у родителей на шее.

Многие музыканты не афишируют своего прошлого, но, тем не менее, практически многие из них начинали с работы в ресторанах, а многие работают и по сей день. Здесь обширное исполнительское поле. Можно играть и петь любую музыку от популярной до джазовой. Всё игралось на слух и по памяти, никаких нот. Иногда записывали цифровые функции. Это был хороший опыт и надежный творческий багаж.

В 1983 г. Сергей Горшунов поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных на дирижерско-хоровой факультет, отделение сольного пения. В то время поступить было очень непросто. Все равно, что пролезть в игольное ушко. Очень большой был конкурс. Но все сложилось удачно. Состоялось зачисление в один из самых престижных вузов страны.

Прекрасные преподаватели института, профессора: Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии имени М.И. Глинки Нина Константиновна Мешко, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель искусств РФ

Людмила Васильевна Шамина, Наталья Сергеевна Сванидзе и многие другие. Особую роль сыграла преподаватель, с которой Горшунов занимался несколько лет, бывшая солистка Татарского оперного театра имени Мусы Джалиля, Заслуженная артистка РСФСР Ольга Андреевна Логинова. Она, к сожалению, не была преподавателем Гнесинки. Занятия были факультативными.

Вместе с Сергеем Горшуновым на курсе учились будущие знаменитости -Ирина Отиева, Валентина Легкоступова. Здесь Сергей познакомился с профессором, Народным артистом СССР Иосифом Давыдовичем Кобзоном, профессором, Народным артистом РСФСР Львом Валерьяновичем Лещенко.

После первого курса, в 1984 г., Сергей Горшунов был призван на действительную военную службу в Советскую Армию. Обучение пришлось прервать. Военная служба проходила в городе Гомеле. Там было первое место службы и первая войсковая часть. Спустя пять месяцев, после «учебки» Сергея направляют служить в город Минск, в роту обеспечения штаба Минской бригады. Сергей отмечает, что в армии он получил важный жизненный опыт.

Спустя три месяца пришла телефонограмма из Главного управления железнодорожных войск о переводе Сергея Горшунова в Московский батальон железнодорожных войск. Располагался он в Москве, возле метро Свиблово. Приехав в часть и доложив о своём прибытии, Сергей понял, для чего его перевели в Москву. Ему поставили задачу создать оркестр при воинской части. Распределили в минно-подрывной взвод, который потом и стал оркестром. Сергей получил свободный пропуск, командование разослало телефонограммы по всем полкам и соединениям войск, где были штатные оркестры с приказом отправлять по выбору Сергея Горшунова музыкантов для оркестра. (Горшунов, 2021: Звукозапись)

В конечном итоге десять музыкантов были набраны, начались репетиции. Ранее Сергей не занимался духовыми инструментами. Пришлось освоить es-ную тубу, благо дело, что в училище проходил педпрактику на тромбоне. Но в результате оркестр заиграл, и все ежедневные разводы на плацу, строевые смотры проходили с участием оркестра под управлением Сергея Горшунова.

В январе 1988 г. Сергей Горшунов демобилизовался. Восстановиться в институте ему удалось еще в 1986 г., во время прохождения службы в армии. Одновременно учился, служил и работал.

В ГМПИ имени Гнесиных Сергей Горшунов познакомился с Народной артисткой России, профессором, дирижером-хормейстером Академического хора русской песни Гостелерадио СССР Галиной Дмитриевной Рождественской. Она и пригласила его работать на радио. Пройдя конкурс, был принят на работу в Государственный комитет по телевидению и радиовещанию СССР. Это было в апреле 1988 г.

Руководителем коллектива был Народный артист СССР, композитор, лауреат Государственной премии России имени М. Глинки, заведующий кафедрой хорового дирижирования ГМПИ имени Гнесиных, председатель правления Всероссийского музыкального общества, профессор Николай Васильевич Кутузов.

Это был неординарный человек, великолепный музыкант и дирижер, прекрасный композитор. Личность незаурядная и во многом загадочная, со своей особой харизмой, прекрасный педагог, и только сильно ленивый человек мог пройти через его руки и ничему не научиться. Сергей Горшунов считает Николая Васильевича Кутузова главным преподавателем в жизни.

В то время на Гостелерадио СССР был установлен определенный порядок. В Государственном Доме радиовещания и звукозаписи постоянно проходили записи и прямые эфиры всех коллективов радио. Располагался он на улице Качалова (ныне - Малая Никитская). В нем было: 60 речевых студий, 40 монтажных аппаратных, большая концертная студия, две музыкальные студии, студия для записи литературных передач, студия для записи музыкальных передач, студия для записи детских передач и малые речевые студии. Здесь располагались многочисленные редакции: эстрадная, народная, литературная, детская и т.д. А также - редакции радиостанций «Маяк», «Юность», «Орфей», «Радио-1», «Открытое радио», «Радио Радонеж» и т.д.

Здесь были репетиционные базы прославленных оркестров Юрия Башме-та, Владимира Федосеева, Юрия Силантьева и т.д. Здесь, в своё время, выступал Юрий Левитан, Иван Козловский. Все коллективы, а их было более десяти, ежеквартально сдавали новые программы, записывали их на радио, выпускали в прямой эфир, затем проходили концерты на «родной» концертной площадке - в Колонном зале Дома Союзов. Концерты каждый раз сопровождались записью или прямым эфиром Центрального телевидения.

Для Сергея Горшунова это были интересные и счастливые годы. Почти 15 лет проработал он на радио. За это время было записано около 100 произведений в «Золотой фонд радио», как сольных, так и с оркестрами и хорами, проведено огромное количество концертов. С гастролями посетил ряд городов страны: Новосибирск, Надым, Нижневартовск, Стрижевой, Свердловск (ныне - Екатеринбург), Североморск, Череповец, Вильнюс, Шяуляй, Тирасполь, Бендеры, Новый Уренгой, Кемеровская область, Ярославская область, Владимирская область, Кировская область, Белгородская область, Свердловская область, Ленинградская область, Мурманская область, Горьковская (ныне - Нижегородская) область, Московская область, Краснодарский край, Ставропольский край, во многих краях бывал по несколько раз. С концертами побывал в ряде стран: Варшава (Польша), Будапешт (Венгрия), Прага (Чехословакия), Амстердам (Голландия), Инголь-штадт (Германия) 10 раз, Хорб-ам-Неккар (Германия), Стамбул (Турция), Франк-фурт-на-Майне (Германия), Хайдельберг (Германия), Берлин (Германия), Париж (Франция), Хайфа (Израиль), Иерусалим (Израиль), Тель-Авив (Израиль), Александрия (Египет), Пирей (Греция), Милан (Италия), Болонья (Италия) Сан-Марино. (Запись, 2021: Электр. ресурс)

Сергей Горшунов участвовал в концерте на Баварском телевидении, куда были приглашены разножанровые исполнители и коллективы со всего мира. Немцы, как всегда, проявили рачительность и расчетливость. В начале была про-

сто репетиция. «Пристрел» камер. Потом - репетиция со зрителями, а это около 2000 человек. А потом - прямая трансляция, и тоже - со зрителями. Так вот, как оказалось, билеты они продавали и на репетицию, и на прямой эфир. Очень разумно. Зрители думают, что они уже на прямом эфире, а для телевизионщиков это была просто генеральная репетиция.

Сергей Горшунов выступал в сопровождении многих оркестров страны: Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова под управлением Народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии РФ Николая Николаевича Калинина, Оркестр Государственного академического ансамбля «Россия» (дирижеры: Народный артист РСФСР Виктор Фёдорович Гридин, Заслуженный артист России Николай Николаевич Степанов, Народный артист России Анатолий Николаевич Соболев. Художественным руководителем ансамбля до последних дней была Герой Социалистического Труда, Народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки Людмила Георгиевна Зыкина), Оркестр «Финист-балалайка» под руководством Народного артиста России Игоря Фёдоровича Обликина, Академический оркестр русских народных инструментов Гостелерадио СССР под руководством Народного артиста СССР Николая Николаевича Некрасова, Государственный концертный оркестр «Виртуозы Кубани» под управлением Народного артиста России Анатолия Яковлевича Винокура, Оркестр Новосибирской филармонии, Оркестр филармонии Кузбасса, Оркестр Владимирской филармонии, оркестр «Колокола России», оркестр МВД и др. Сотрудничал с Кубанским казачьим хором и лично с его руководителем Народным артистом РСФСР Виктором Гавриловичем Захарченко. Сотрудничал со многими военными ансамблями песни и пляски.

За это время было много телевизионных съемок в концертной студии Останкино, не говоря уже о регулярных съёмках в Колонном Зале Дома Союзов. Записал несколько телевизионных программ, одна из них - «Васильками сердце светится». Записал сольный альбом «Дорогой длинною». Много радиопередач по «первой кнопке» (ведь тогда радио было на каждой кухне). Участвовал в программах «В рабочий полдень», «Радио Подмосковья», «Радио Маяк», «Радио Орфей» и др. (Горшунов, 2021: Звукозапись)

На радио состоялось знакомство и сотрудничество со многими известными поэтами: Виктором Боковым, Вадимом Семерниным, Сергеем Овсянниковым, Сергеем Красиковым, Анатолием Поперечным и др. С композиторами: Серафимом Туликовым, Виктором Темновым, Александром Аверкиным, Олегом Ивановым, Георгием Мовсесяном, Людмилой Лядовой, Владимиром Пипекиным, Александром Морозовым, Юрием Зацарным, Владимиром Шаинским, Вячеславом Добрыниным, Григорием Пономаренко и др. Долгая дружба связывала с радиожурналистом Владимиром Васильевичем Дёминым, постоянным ведущим «Радио Подмосковья». Он же, в свое время, познакомил с Народной артисткой РСФСР Ольгой Борисовной Воронец. (Народный коллектив, 2010: Электр. ресурс)

Состоялось знакомство со многими актерами театра и кино, ведущими артистами российской эстрады.

В декабре 1990 г. Государственным комитетом СССР по телевидению и радиовещанию был проведен I-й Всероссийский телерадиоконкурс «Голоса России» в Смоленске. В нем принимали участие профессиональные солисты-вокалисты, ансамбли, студенты музыкальных и театральных вузов. На этом конкурсе Сергей стал Лауреатом I-й премии и обладателем Гран-при - специального приза Академии культуры России под руководством Людмилы Зыкиной. Заключительный тур конкурса транслировался по Первому каналу Центрального телевидения. Прямой эфир. Это был настоящий конкурс! Сегодня многочисленные конкурсы проводятся в основном с коммерческой целью и практически ничего не дают участникам и победителям. Первый Всероссийский конкурс «Голоса России» был очень серьезным и значимым. На нём, действительно, собрались участники из всех уголков России. В состав жюри конкурса вошли видные деятели культуры, искусства и телевидения страны. Николай Васильевич Кутузов, Людмила Георгиевна Зыкина, Ольга Борисовна Воронец, Нина Константиновна Мешко, Александр Петрович Аверкин, Александр Семёнович Широков, Владимир Маркович Григоренко, Кира Вениаминовна Аненкова, Светлана Ильина и др. Участие в конкурсе было бесплатным, более того, всем участникам Гостеле-радио СССР оплатил проезд, проживание и суточные расходы. (Голоса России, 2009: Электр. ресурс).

В октябре 1991 г. Сергей Горшунов открывал концерт, посвященный 100 дням президентства Б.Н. Ельцина в Кремлёвском Дворце. В 1992 г. принимал участие в театрализованном действии во Франции, это было грандиозное театрализованное шоу NOËL DE RUSSIE (Русское рождество). Всё происходило на острове (SAINT-GERMAIN) Сен-Жермен. Здесь был установлен огромный village (виляж - русская деревня), где располагались церкви, дома и прочая атрибутика, а также - концертный зал на 3000 мест. С Петропавловской крепости были сняты колокола, привезены в Париж и размещены на звоннице Виляжа, и каждый спектакль открывался колокольным звоном. Артисты давали по 7-9 спектаклей каждый день! Труппа была около 100 человек. Братья Акишины, театр зверей «Артемон», актеры московских театров, артисты московской эстрады, балетная труппа. Постановку на главной сцене делал Заслуженный деятель искусств РФ, режиссер, балетмейстер-постановщик Виктор Михайлович Ширяев. Работа, что называется на износ. Практически без выходных. Но это окупалось сторицей. (Горшунов, 2021: Звукозапись)

Однажды Галина Дмитриевна Рождественская пригласила Сергея Горшуно-ва в гости, в квартиру на Тверской улице, по случаю своего дня рождения. Он охотно принял приглашение. На этом домашнем празднике было немного гостей, но среди них - Людмила Георгиевна Зыкина. Так состоялось знакомство с этой великой певицей. До этого они неоднократно пересекались с Людмилой Георгиевной в звукозаписывающих студиях Государственного Дома звукозаписи. (Горшунов, 2021: Звукозапись)

После этой встречи они довольно часто встречались. Сергей неоднократно бывал в Ансамбле «Россия» и в гостях у певицы в сталинской высотке на Котельнической набережной, она была очень гостеприимным и хлебосольным человеком. Посчастливилось неоднократно выступать с ней на одной сцене - в Колонном зале Дома Союзов, Кремлёвском Дворце. Людмила Георгиевна приглашала на совместные гастроли. Запомнилась совместная поездка с концертами в Германию на вывод советских войск. Празднование события состоялось в Вюнсдорфе, в штаб-квартире Западной группы войск. Неоднократно встречались Сергей и Людмила Георгиевна в Газпроме на концертах.

Однажды Сергей Горшунов был пригашен в ОАО «Газпром» на улицу Намёткина. Состоялось выступление на концерте в конгресс-зале Газпрома. После этого концерта началось сотрудничество с Газпромом. Концерты проходили в Домах приёмов «Богородское» и «Морозовка», во всех подведомственных организациях. Позже в Газпроме создали управление культуры, а руководителем назначили Народного артиста РСФСР Рената Ибрагимова. Поскольку Сергей был давно знаком с Ренатом, то сотрудничество продолжилось в традиционном формате. Неоднократно приходилось режиссировать концерты в конгресс-зале и в дочерних предприятиях Газпрома. Сергей участвовал в составе жюри на ежегодном фестивале «Факел» по линии профсоюза Газпрома. (Горшунов, 2021: Звукозапись)

Практически это были правительственные концерты. Здесь С. Горшунов познакомился с премьер-министром Виктором Степановичем Черномырдиным, с Председателем Правления РАО Газпром Ремом Ивановичем Вяхиревым, со многими членами Правительства РФ и членами Правления РАО Газпром. Выступления там были регулярными.

27 ноября 1995 г., по инициативе художественного совета Всероссийской Государственной телерадиовещательной компании «Останкино» и Народного артиста СССР, композитора, лауреата Государственной премии России имени М. Глинки, председателя правления Всероссийского музыкального общества, профессора Николая Васильевича Кутузова, Указом Президента Российской Федерации Сергею Горшунову присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

В августе 2002 г. Сергей Горшунов уволился из Гостелерадио и занялся концертной деятельностью с многочисленными гастрольными поездками. В 1990-е гг. активно сотрудничал с Заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, академиком Международной академии психологических наук, профессором, одним из наиболее авторитетных режиссеров массовых представлений и праздников Германом Петровичем Черным. Он в то время был Генеральным директором творческого объединения «Ювента».

В 1994 г. состоялась поездка в Белгородскую область на 55-летие города Губкина. Поездку к морякам в Североморск на большой противолодочный крейсер «Адмирал Чабаненко», в город Мурманск и многие другие.

В 1997 г. творческое объединение «Ювента» под руководством Г.П. Черного принимало самое активное участие в праздновании 850-летия Москвы. Было много различных концертных программ. Самое грандиозное действие получило название «Парад народов и земель российских». Оно проходило на территории Всероссийского выставочного центра. (Парад, 1997: 128)

Традиционно «Ювента» проводила народные праздники, такие как «Масленица», «Яблочный спас», День Военно-Морского флота и другие. Они проходили на территории музея «Коломенское». Рождественские встречи для детей инвалидов и сирот проходили в Государственном Кремлевском Дворце. (Горшунов, 2021: Звукозапись)

За несколько десятилетий творческой деятельности Заслуженный артист России Сергей Горшунов исполнил огромное количество песен. В его творческой судьбе были сольные концерты, участие в правительственных мероприятиях, многочисленные записи на радио, выступления на народных праздниках. Мы назовем только часть репертуара, чтобы представить тематику и характер произведений. Многие из них вошли список песенных шедевров ХХ века. На концертах звучали следующие песни: А. Бабаджанян на стихи Е. Евтушенко «Твои следы», «Чертово колесо», «Позови меня», «Благодарю тебя» на стихи А. Вознесенского «Верни мне музыку», Л. Дербенёва «Ноктюрн». Э. Колмановского на стихи К. Ваншенкина «Я люблю тебя, жизнь». Ария «Тост князя Орловского» из оперетты «Летучая мышь», Ария «Мистера ИКС» из оперетты «Принцесса цирка».

A. Островский на стихи С. Острового «Песня остаётся с человеком». А. Шму-льян, В. Сидоров «Дружба» и др.

Русские песни и романсы: «Из-за острова на стрежень» на слова Д. Садов-никова, «Ехал на ярмарку ухарь-купец», «Хаз-Булат удалой», «Очи черные», «Запрягу я тройку борзых», «Бывали дни весёлые», «День и ночь роняет сердце ласку», «Вдоль по Питерской», «Комаринская», «Ой, мороз, мороз», «По диким степям Забайкалья», «Глухой неведомой тайгою», «Славное море-священный Байкал» и др.

«Утро туманное» (И. Тургенев, Э. Абаза), «Гори, гори, моя звезда» (В. Чу-евский, П. Булахов), «Ах ты, ноченька» (А. Дельвиг, М. Глинка), «Улица, улица» (В. Сиротин, А. Дюбюк), «Было 12 разбойников» (Н. Маныкин-Невструев, Н. Некрасов), «Меж высоких хлебов затерялося» (Н Александров, Н. Некрасов), «Вечерний звон» (И. Козлов, А. Алябьев), «Дорогой длинною» (Б. Фомин, К. Подревский), «Живёт моя отрада» (С. Рыскин), «Однозвучно гремит колокольчик» (К. Сидорович, И. Макаров), «Прощай, мой табор!» (Б. Прозоровский,

B. Маковский), «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру» (А. Юрьев, Б. Андржиевский), «Ямщик, не гони лошадей» (Н. Риттер, Я. Фельдман) и др. (Горшунов, 2021: Звукозапись)

В 2007 г. С.А. Горшунов принял участие в создании Продюсерского центра «Юные таланты - 21 век». С тех пор Продюсерский центр организовал и провел огромное количество концертов, посвященных всем календарным праздникам и

историческим датам. Как в районах Москвы и Подмосковья, так и на многих ведущих концертных площадках Москвы и регионов страны.

В 2012 г. в Московском гуманитарном университете открыли новый факультет - культуры и искусства. С.А. Горшунова пригласили преподавать на кафедре культуры и искусства. Практически все выпускники профессора С.А. Горшунова стали лауреатами Международного фестиваля «Стань звездой» и многих других конкурсов. Многие нашли себя в мире искусства и культуры. Среди них: Вадим Безменов - закончил магистратуру, уже преподаёт на кафедре искусства, ведёт активную концертную деятельность. Вадим является участником международного ТВ-шоу «Голос», лауреатом и обладателем гран-при многочисленных международных фестивалей и конкурсов, таких как: «Música Classica», неделя Русской культуры в Испании и многих других. Олег Непряхин - солист Показательного оркестра МЧС России, победитель международных и всероссийских фестивалей и конкурсов, участник многих телевизионных передач. Ирина Бендерина - ведет активную концертную и преподавательскую деятельность. Ирина Серкина - ведет преподавательскую деятельность. Елена Костырко - занимается с детьми, ведет преподавательскую деятельность. Арина Каляева - победитель многих фестивалей и конкурсов, преподаёт на кафедре искусства, ведёт активную концертную деятельность.

Сергей Анатольевич Горшунов за творческую деятельность награжден медалью «В память 850-летия Москвы» (1997), медалью Алии Молдагуловой (2005), нагрудным знаком МВД «За отличие в службе» I и II степеней (2007, 2009), Памятной медалью «50 лет космонавтике» ЦК КПРФ (2010), Орденом «За заслуги» II степени (2012), Орденом «Служение и честь» II степени (2015), Орденом «Служение и честь» I степени (2020), медалью Ветеран труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Голоса России» звучат в Смоленске (2009) [Электронный ресурс] URL: https:// www.gosnews.ru/ press_releases/ nauka/23 (дата обращения: 13.03.2021)

Горшунов С.А. (2021) [Звукозапись], МосГУ 25.03.2021.

Детская школа искусств Кольчугинского района Владимирской области (2021) [Электронный ресурс] URL: https:// koldshi.vld.muzkult.ru/istoriya (дата обращения: 25.03.2021)

История музыкального колледжа [Электронный ресурс] URL: http://vomk. info/ index.php/home/ svedeniya /istoriya-muzykalnogo-kolledzha (дата обращения: 25.03.2021)

Народный коллектив «Хор русской песни «Подмосковье» (2010) [Электронный ресурс] URL: http://www. nashasreda.ru (дата обращения: 11.03. 2021)

Парад народов и земель российских. Документы и материалы об участии художественно-творческих делегаций субъектов Российской Федерации в праздновании 850-летия Москвы (1997) Москва, 3-8 сентября 1997 г. /Составитель Бородай А.Д. М.: Ювента/ВИНИТИ, 280 с.

Чванов Александр Алексеевич, заведующий кафедрой искусства Московского гуманитарного университета, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник культуры РФ. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5; Тел.: +7(916)138-60-53 Эл. адрес: 3740014@mail.ru

Chvanov Alexander Alekseevich, Head of the Department of Art of the Moscow University for the Humanities, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Honored Worker of Culture of the Russian Federation. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia; Tel.: +7(916)138-60-53 E-mail: 3740014@mail.ru

Для цитирования:

Чванов А.А. С песней по жизни. Творческий потрет Сергея Горшунова // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. №3. С. 20-34. DOI: https://www.doi. org/10.17805/trudy.2021.3.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.