Научная статья на тему 'С одеждой на будущее'

С одеждой на будущее Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
250
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наталья Югринова

Индустрия моды охотно примеряет на себя новейшие технологии. Наноматериалы и нательные компьютеры перекочевывают из функциональной одежды военных, спортсменов и спасателей в повседневный гардероб. Одежда умнеет на глазах: джинсы Levi’s заряжают iPod на ходу, кроссовки Nike отправляют в интернет информацию о том, сколько километров прошел их хозяин, а футболки ThinkGeek «сканируют» окружающее пространство на наличие бесплатного Wi-Fi. По прогнозам американской исследовательской компании Global Industry Analysts, мировой рынок «умной» ткани и интерактивного текстиля (то есть того, который определенным образом реагирует на внешнее воздействие) к 2015 году вырастет до двух миллиардов долларов. А если учитывать разнообразные нательные гаджеты, уточняет агентство IMS Research, то и до всех шести миллиардов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С одеждой на будущее»

к s

I

!s

s

lq

О $

ш

и

С одеждой

на

будущее

Наталья Югринова

когда марти макфлай, герой фильма «назад в будущее», попадает В МАШИНЕ времени из 1985-го В 2015-й, ПЕРВоЕ, С ЧЕМ он СТАЛКИВАЕТСя, — это «умная» одежда. кроссовки сами подтягивают болтающиеся шнурки, а куртка автоматически подгоняется по размеру и высушивает себя, если промокла. за тридцать лет, прошедших с выхода киноленты, швейная промышленность так и не воплотила в жизнь фантазии Голливуда. однако сегодня она близка к этому как никогда.

Индустрия моды охотно примеряет на себя новейшие технологии. Наноматериалы и нательные компьютеры перекочевывают из функциональной одежды военных, спортсменов и спасателей в повседневный гардероб. Одежда умнеет на глазах: джинсы Levi's заряжают iPod на ходу, кроссовки Nike отправляют в интернет информацию о том, сколько километров прошел их хозяин, а футболки ThinkGeek «сканируют» окружающее пространство на наличие бесплатного Wi-Fi. По прогнозам американской исследовательской компании Global Industry Analysts, мировой рынок «умной» ткани и интерактивного текстиля (то есть того, который определенным образом реагирует на внешнее воздействие) к 2015 году вырастет до двух миллиардов долларов. А если учитывать разнообразные нательные гаджеты, уточняет агентство IMS Research, то и до всех шести миллиардов.

СУРОВАЯ НИТКА

Львиная доля разработок в области «умной» одежды принадлежит Северной Америке и Европе. В погоне за новыми идеями ученые вживляют в ткани светодиоды и фотоэлементы, пропитывают их специальными жидкостями, соединяют с металлическими волокнами. Синтезировать

пряжу и нити научились из неожиданных источников вроде угольного порошка и лактозы. Один из самых любопытных проектов в сегменте нано-текстиля — полуэлектрическая ткань-хамелеон, которую придумала Джоанна Берзовска, профессор Университета Конкордия в Монреале. Электрические волокна в ней сплетены с хлопком таким образом, что ткань может накапливать тепловую энергию тела и превращать ее в электрическую. В зависимости от движений человека материя удивительным образом меняет окраску и даже форму, трансформируясь из облегающей рубашки в просторный плащ. Энергию можно расходовать и по-другому: например, подзаряжать небольшие устройства вроде смартфонов и плееров.

Российские модельеры тоже не лыком шиты. Дизайнер Людмила Норсоян, владелец одноименного бренда трикотажа (Ludmila Norsoyan) и биохимик по образованию, уже десять лет экспериментирует с инновационными материалами. Свои первые идеи она подсмотрела в одежде сотрудников спецслужб и полярников. Для пошива бронежилетов, например, часто используется прочнейшее кевларовое волокно; им, помимо прочего, армируют автомобильные шины и укрепляют детали космических кораблей. Норсоян добавила кевлар к мягкой шерсти и показала на подиуме

коллекцию сверхпрочных шапок, курток и маек — правда, скорее ради эпатажа, чем в качестве серьезной затеи. Зато углеродное волокно поликолон, которое используется для изготовления термобелья в условиях экстремальных температур, она полюбила настолько, что занимается им уже четыре года.

— В рамках маленькой лаборатории я пробую работать со всеми инновационными материалами, которые попадают ко мне в руки, — говорит Норсоян. — Не все они пока приспособлены к массовому производству. Но есть волокна, которые идеально подходят для создания модной одежды для повседневной носки. Например, мой любимый поликолон имеет комплекс жизненно полезных свойств: не горит, гигроскопичен, гипоаллергенен, уничтожает запахи, обладает термоэффектом и эффектом санитарной самоочистки. Чистая шерсть с инсталлированными частицами тефлона применяется для производства верхней одежды. Это чрезвычайно теплые и комфортные вещи, которые отталкивают снег и дождь, а также не поддаются воздействию огня.

Отсылки к специальной одежде неслучайны. Условия, в которых протекает жизнь современного горожанина, по агрессивности мало уступают тем, в которых работают спецслужбы, уверена Людмила Норсоян. Человек спускается в час пик в метро и попадает в душный, грязный вагон — скопление бактерий и микробов. Зимой, перебегая из транспорта в транспорт, он постоянно ощущает температурные перепады. Одежда из поликолона способна защитить его от пота, бактерий и грибков и согреть лучше шерсти. К тому же она не мнется, редко нуждается в стирке, не растягивается и долго носится.

«Умные» материалы, с которыми работает дизайнер, преимущественно иностранного происхождения: они закупаются в Швейцарии, Японии, Южной Корее. В России тоже есть несколько лабораторий, производящих нановолокна, но они ориентированы на заказы госсектора и закрыты для посторонних. Тем не менее Норсоян надеется на будущее сотрудничество с отечественными поставщиками: это помогло бы ликвидировать издержки, связанные с закупкой сырья за границей. В том, что рано или поздно российская швейная индустрия массово обратит взор на умные материалы, она не сомневается. Наноматериалы доступны в производстве, удобны в эксплуатации и легки в утилизации. К тому же они, как правило, позволяют организовать более экологичное производство. Но особенно важно, что они дешевле традиционных аналогов: на фоне значительного роста цен на хлопок это может оказаться самым значимым аргументом для покупателя, голосующего рублем.

ХРАБРЫЙ ПОРТНЯЖКА

Одежда, которая способна на большее, нежели просто укрывать, согревать и украшать, — далеко не новшество. Еще в 1823 году шотландский химик Чарльз Макинтош

придумал непромокаемый плащ, покрытый раствором каучука. Фирма DuPont в 1950-х произвела настоящий фурор с помощью лайкры — искусственного волокна, помогавшего сделать одежду эластичнее и сохранять ее форму. За последние двадцать лет человечество проделало путь от футболок Hypercolor, меняющих цвет в зависимости от температуры (и теряющих этот эффект после стирки в горячей воде или

к s

I

i s ш

О $

ш CL <J

глажки), до костюма Marks & Spencer, в карман которого вшит пульт управления плеером iPod.

Тенденция налицо: от опытов с тканями человечество переходит к внедрению в одежду и обувь готовых гаджетов. Новшества такой одежды виднее глазу обывателя — а значит, способны быстрее заинтересовать его и заставить с большей охотой купить товар. Причем в качестве товара может выступать не только сама одежда. Концерн Phillips в 2007 году продемонстрировал с помощью «умных» нарядов свои достижения в области светотехники. В рамках проекта SKIN он создал платье Bubelle, снабженное датчиками настроения. Они могут улавливать изменения температуры тела и уровня потоотделения, а затем на основе этих данных делать выводы о психофизическом и эмоциональном состоянии человека. Заметив перемены, датчики заставляют реагировать световые шары, которыми усыпано платье: те начинают светиться разным цветом и пульсировать. Платье можно запрограммировать так, чтобы оно становилось красным, когда его владелица рассержена или подавлена, зеленым — когда спокойна, черным — когда ей страшно. Еще одна модель из коллекции — комбинезон Frison — реагирует на порывы ветра или дыхание человека: в месте, где поверхность кожи начинает нагреваться или меньше потеть, загорается небольшое созвездие светодиодных огоньков.

Голландский дизайнер Анук Виппрехт пошла еще дальше. Она создает громоздкие платья-механизмы, которые могут взаимодействовать не только

с владельцем, но и с его окружением. Платье-бармен смешивает коктейли для незнакомцев, причем количество алкоголя регулируется тем, насколько близко стоит человек к хозяйке платья — и насколько охотно он играет с ней в «Правду или действие», классическую игру для вечеринок. Платье-паук на плечах оснащено заостренными манипуляторами, которые могут ощупать приближающегося незнакомца или (в случае слишком резкого приближения) вцепиться в него. Платье-откровение, сшитое из гибких полосок «умной» фольги, может темнеть или терять интенсивность цвета в зависимости от частоты сердцебиения. Если человек, который его носит, волнуется, боится или обманывает, платье может стать совершенно прозрачным.

Впрочем, проектов «от кутюр» в технологической моде не так много: утилитарность обычно побеждает. Большинство проектов по соединению одежды и гаджетов касается либо медицины (разнообразные измерители давления, сердечного ритма, определители потенциальных раковых опухолей), либо развлечений и социализации (одежда и обувь, с помощью которой можно читать Facebook, регистрироваться в Foursquare, слушать музыку). Женевьева Дион, профессор Дрексельского университета в Филадельфии, занимается и тем и другим: она руководит несколькими проектами «умной» одежды в технологической лаборатории вуза. Сейчас Дион работает над созданием специального пояса для беременных женщин с высокой угрозой выкидыша. Пояс, сотканный из проводящей пряжи и снабженный портативными антеннами, будет

«умные» ткани в ассортименте. На снимке слева — инновационный материал Coldblack, который пропускает солнечное тепло, но задерживает ультрафиолет. Справа — ткань 3XDRY, которая отталкивает воду и грязь, но впитывает пот.

поддерживать живот и при этом постоянно отслеживать рост плода. Он сможет передавать круглосуточные радиосигналы о состоянии организма женщины и младенца наблюдающему ее врачу — чтобы в случае опасности можно было быстро принять меры, препятствующие потере ребенка.

«Моя мечта — создать такую одежду, которой не нужны будут карманы, чтобы носить различные мобильные устройства, и батарейки, чтобы их заряжать, — говорит Дион. — Я очень надеюсь, что в один прекрасный день одежда сама станет таким устройством». Может ли эта мечта превратиться в реальность? Не исключено. Микрочип с искусственным интеллектом уже можно спрятать в подкладку или лацкан либо вплести в саму ткань. Впрочем, пока все попытки создать одежду-компьютер бьются лбом об одну и ту же стену: она выходит чересчур тяжелой, а батарейки питания слишком быстро разряжаются.

что зD-принтеры породят новые бизнес-модели в индустрии моды. Работа дизайнеров сведется к продаже лекал одежды, а пошивом ее будут заниматься надомные роботы. Фирменные магазины при таком раскладе вообще исчезнут или превратятся в выставочные залы для показа образцов коллекций.

Пока Запад с трепетом ждет очередной промышленной революции, обещанной трехмерными принтерами, отечественная швейная индустрия только-только начинает приходить в себя. «Умная» одежда могла бы придать ей нужный импульс для восстановления — однако в одиночку, без государственной поддержки отрасли попросту не справиться.

Швейная промышленность консервативна. Несмотря на то, что технологии

ЗАЛАТАТЬ ПРОРЕХИ

Несмотря на то что технологии развиваются семимильными шагами, «умные» ткани и одежда из них редко покидают пределы лабораторий — и еще реже протаптывают дорогу с подиумов в рядовые магазины. Как правило, исследования финансируются университетскими или правительственными грантами, а как только дело доходит до поиска коммерческих инвесторов, проекты начинают трещать по швам.

«Умная» одежда все еще вызывает массу вопросов о том, как ее примет потребитель — и как она встроится в повседневную жизнь. Можно ли отдавать ее в чистку? Придется ли раздеваться перед прохождением службы безопасности в аэропорту? Инновационным материалам лишь предстоит обрести форму, в которой покупатели захотят их носить. Пока что успеха на рынке добились лишь самые простые представители «умной» одежды — те, которые с виду не слишком отличаются от привычных элементов гардероба. их можно перечислить по пальцам: водоотталкивающие и ветронепродуваемые куртки, перчатки для работы с сенсорными экранами, бесшовное нижнее белье, сверхлегкие кроссовки. К одежде громоздкой, требующей привычки, пусть и способной изменить жизнь до неузнаваемости, покупатель еще не готов.

Проблему дизайна, впрочем, тоже можно решить с помощью инновационных технологий. Рано или поздно трехмерная печать превратит каждую квартиру в дизайнерское бюро — и в персональную пошивочную мастерскую. Пользователь сможет задать машине любой дизайн и любой доступный набор функций. Остается лишь загрузить в принтер волокно, краситель и фурнитуру: остальное дело техники. В готовом изделии не останется места человеческим ошибкам, так что можно будет навсегда забыть кривые строчки и торчащие нитки. Франческа Роселла, креативный директор лондонской компании СиеОгсик (она изобрела платье, транслирующее в прямом эфире сообщения из «Твиттер»-потока его хозяйки), считает,

в производстве текстиля стремительно развиваются, «умные» ткани и одежда из них редко покидают пределы лабораторий и еще реже протаптывают дорогу с подиумов в рядовые магазины

— В России сейчас нет никаких объективных условий для производства смарт-одежды в массовом масштабе, — считает Людмила Норсоян. — Мы не производим необходимого сырья, не владеем нужными технологиями, не имеем и не растим квалифицированных кадров. К тому же для этого нужно выстраивать принципиально новую систему онлайновой и офлайновой торговли, по-новому продвигать товар на рынке и, конечно же, растить потребителя. Необходима мощная кампания по пропаганде зарождающейся индустрии. Я полагаю, что наш потребитель еще только ходит в детский сад и в школу: это новое поколение детей, о которых говорят, что они родились с интернетом в голове. Именно эти дети, когда подрастут, предъявят высокие требования к интеллектуальной составляющей одежды.

Следуя этой логике, можно сделать вывод, что в запасе у страны есть еще десяток лет. Потратив время с умом, можно добиться очень многого — например, создать градообразующий кластер в сфере производства одежды. Такой сценарий, считает Норсоян, был бы оптимальным. Сконцентрировав в одном месте фабрики по производству сырья и готовой продукции, обучающие комбинаты, информационные центры, научно-исследовательские лаборатории, логистические узлы, можно быстро наладить связи между производственными и сбытовыми цепочками, разрушенные в постсоветскую эпоху. И, кто знает, может быть, однажды туристы будут покупать на память о России ушанки с геолокатором и антибактериальные валенки...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.