Алеся Следина
с низкого
■¡армви
Низкобюджетные франшизы на российском рынке
Франшизы мировых гигантов вроде McDonald's, Burger King и «Баскин Роб-бинс» у всех на слуху, однако самые популярные в индустрии франчайзинга концепции — это все-таки экономфраншизы, требующие небольшого стартового капитала. В России к последним можно отнести франшизы, требующие инвестиций до 800 тыс. рублей (для сравнения: в США — до $100 тыс.).
Экономфраншизы присутствуют в самых разных отраслях и сферах деятельности: фитнес, путешествия, сектор услуг — например, нанесение гравировки, из-
и т. д. «Эконом» можно обнаружить даже в сфере производства — например, франшизы по изготовлению гибких бордюров или пошиву кресел-мешков.
Характерная черта всех эконом-франшиз — это то, что для организации предприятия не требуется обширных помещений, дорогостоящего оборудования и большого штата сотрудников. Однако среди предложений в этом формате не встретишь по-настоящему сильных брендов. Причины понятны: если бренд раскручен и потребитель на него идет, франчайзеру глупо отдавать франшизу за бесценок.
В ассортименте экономфран-шиз, представленных на россий-
kk
I Экономфраншизы обычно не требуют обширных помещений, дорогого оборудования и большого штата сотрудников. Однако среди них почти не встретишь по-настоящему сильных брендов щщ
готовление развлекательных видеоклипов, плетение кос и даже аренда шоколадных фонтанов. Розничная торговля может похвастаться целым созвездием недорогих франшиз, приспособленных для работы на «островках» в галереях торговых центров: бижутерия, косметика, подарки, игрушки. Не отстает общепит, предлагающий франшизы мини-пекарен, лотков с мороженым
ском рынке, почти не встретишь иностранных концепций: все-таки приход к нам зарубежной марки сопряжен с немалыми вложениями в рекламу и открытием на первом этапе определенного количества собственных точек. Так что эко-номсегмент — в основном царство российского франчайзера. Более того, большинство низкобюджетных франчайзинговых предло-
жений — родом из регионов. Все вполне логично: покупательная способность населения в регионах намного ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому предприниматели там уделяют больше внимания работе с форматами бизнеса, имеющими низкий входной порог. Так что «кузница» недорогих франшиз находится именно за пределами обеих столиц.
В последнее время российские владельцы франчайзинговых концепций все чаще сегментируют свое предложение по ценовому принципу, выводя на рынок сразу несколько форматов: «лайт», «стандарт» и «макси» — что называется, на любой кошелек. Необходимость в этом они почувствовали с началом кризиса в 2008 году, когда минимальные затраты на организацию и ведение бизнеса стали для потенциальных франчайзи решающим критерием при выборе франшизы. В рознице в рамках одной концепции могут предлагаться форматы shop-in-shop («магазин в магазине»), «остров» и «магазин»; в общественном питании — стрит-фуд, фуд-корт, отдельно стоящий ресторан; в сфере услуг — организация праздников, студия детского творчества, центр детского развития и т. д. Таким образом, сегодня франчайзи может выбрать себе любой формат в зависимости от финансовых возможностей или от требований к помещению.
Часто франчайзеры разрабатывают недорогие форматы франшиз
10
бизнес-журнал июль #7 2012
около12%
франчайзинговых концепций, представленных на российском рынке, можно отнести к разряду низкобюджетных. Порог входа в такой бизнес — менее 800 тыс. рублей
специально для выхода в регионы с низким уровнем дохода или в небольшие города. Так, компания по производству и продаже одежды с провокационными принтами «Провокация» специально для маленьких городов разработала новый формат, а к нему и новый бренд — магазин футболок и аксессуаров «Йамайка». Франшиза «Йамайки» дешевле, чем магазина «Провокация», да и продукция там продается по более низкой цене.
Экономфраншизы — это самый эмоциональный сегмент индустрии франчайзинга. Очень часто, подбирая себе что-то в этой ценовой нише, франчайзи ищут себе скорее «занятие по душе», чем источник сверхприбылей. Покупатели таких франшиз, как правило, не имеют опыта предпринимательской деятельности и нуждаются в качественной и своевременной помощи на этапе запуска бизнеса и в процессе функционирования предприятия. Франчайзерам, предлагающим франшизы экономформата, важно понимать профиль и потребность этой категории инвесторов, потому что борьбу за умы и кошельки покупателей экономфран-шиз выиграет франчайзер, который сможет расположить к себе таких предпринимателей, обеспечить им полноценную поддержку и внимание. А это непременно скажется на скорости развития сети. В качестве положительного примера можно привести сеть магазинов подарков и товаров-антистресс «Экспетро!», которая за неполных два года успела обзавестись 58 франчайзинговыми точками.
Многие франчайзеры сознательно наделяют свои низкобюджетные
предложения эмоциональной окраской для привлечения франчай-зи-единомышленников, ищущих не столько заработок, сколько хобби. Помимо «Экспетро!», большой эмоциональностью также отличаются франшиза центра профориентации школьников «АРТ Личность», магазины товаров для детского творчества «Оранжевый Слон», мастерские уникальных подарков «Твой След» и многие другие.
Совершенно уникальное предложение для предпринимателей действующих фитнес-клубов недавно вывела на российский рынок сеть X-fit: компания предлагает бесплатную франшизу! Ничего не нужно платить за присоединение к известному бренду, нет регулярных платежей за обучение, маркетинговую поддержку и профессиональные консультации по организации бизнеса, не нужно менять имидж клуба и инвестировать средства в переоборудование и переоформление зала.
Покупателей экономфраншиз можно разделить на три группы. Во-первых, это студенты и выпускники вузов, желающие организовать собственный бизнес, но не располагающие большими финансовыми накоплениями и опытом. Во-вторых, люди, потерявшие работу и решившие с помощью франчайзинга «трудоустроить» себя сами. На запуск своего дела они пускают собственные небольшие накопления — ино-
Экономфраншиза нередко предполагает максимально гибкие для франчайзи условия ведения бизнеса — дома или по свободному графику (с сохранением основной работы). Многие франчайзеры предоставляют своим партнерам весьма большую автономию и не навязывают им жестких сетевых стандартов. Так, франчайзи сети мини-пекарен «Панетти» имеют право по договору самостоятельно расширять ассортимент своих предприятий, предлагать покупателям не только разнообразную выпечку, но и сэндвичи, напитки и другую сопутствующую продукцию, тем самым увеличивая средний чек и свой доход.
Впрочем, не стоит забывать о рисках, которые связаны с покупкой экономфраншизы. Часть из них — внутренние, обусловленные подходом франчайзи к своему бизнесу, часть — внешние, лежащие в плоскости взаимоотношений с франчайзером. Так, предприниматель может попасть в плен иллюзии, что в силу простоты и понятности бизнес-модели его франчайзинго-вого предприятия с его стороны не требуется постоянного контроля и приложения значительных усилий. Особенно часто это случается с теми, кто не особенно вовлечен в свой бизнес эмоционально. В итоге некоторые пытаются совмещать бизнес с другой работой, что не всегда способствует развитию и ста-
££ При невысоком пороге входа в бизнес залогом успеха покупателя экономфраншизы часто становится его увлеченность. Не случайно многие франчайзеры наделяют свое предложение эмоциональной окраской ■■
гда в сочетании с государственной субсидией, полученной на открытие малого предприятия. В-третьих, бывшие наемные работники, которым надоело работать на босса. Для всех групп франчайзинг — возможность попробовать себя в предпринимательстве, воспользовавшись готовой, проверенной бизнес-моделью, что само по себе минимизирует риски.
новлению предприятия по франшизе. Вредят также завышенные ожидания по поводу доходности: они в конце концов могут привести к разочарованию и разрыву договора по инициативе франчайзи.
Франчайзер, предлагающий франшизу экономформата, часто заинтересован в привлечении как можно большего числа инвесторов, поэтому у него всегда есть соблазн
бизнес-журнал июль #7 2012
11
Об авторе
Алеся Следина
специалист по франчайзингу консалтинговой компании «ФРАНКОН»
занизить суммы, которые требуются франчайзи для запуска и нормального развития бизнеса, чтобы предложение смотрелось более привлекательно. Кроме того, бывает так, что декларируемая франчайзером на словах система поддержки и обучения франчайзи на деле отсутствует. Существует также риск нарваться на «псевдофраншизу», которую предлагает недобросовестный франчайзи. Это «голая» бизнес-идея, не имеющая воплощения и не прошедшая апробации на собственных предприятиях франчайзера, хотя внешне все мо-
жет выглядеть очень привлекательно — красивый брендбук, стильный дизайн-проект оформления торговой точки и т. д. Предприниматель, берущийся за реализацию такой франшизы, будет на своем опыте проживать все ошибки становления бизнеса, рисковать своими деньгами и воплощать в жизнь чью-то фантазию, которая далеко не обязательно приведет к успеху и прибыли. Существует также опасность купить франшизу у мошенников, которые сознательно привлекают внимание потенциальных покупателей низкой стоимостью своего
предложения, чтобы заработать на паушальном взносе и раствориться в небытии.
«Техника безопасности» для потенциального покупателя франшизы вполне понятна: перед покупкой нужно обязательно познакомиться и пообщаться с действующими операторами франшизы, посмотреть концепцию в деле — на примере работы уже открытых точек. И тогда при разумном подходе даже недорогая франшиза поможет организовать вполне успешный, доходный и устойчивый маленький собственный бизнес. ■
Примеры экономфраншиз, которые присутствуют на российском рынке
Франшиза Специализация Минимальные инвестиции, тыс. руб. Паушальный взнос, тыс. руб. Роялти, тыс. руб. Заявленный срок окупаемости, мес.
Розничная торговля
«Йамайка» футболки и аксессуары 100 нет нет 1-3
«Провокация» футболки и аксессуары 150 нет нет 1-3
JerryJoy детская одежда 500 нет нет 6-12
Newform одежда и белье для беременных 539 нет нет 6-24
«Экспетро!» подарки и товары-антистресс 350 нет нет от 6
«Календарь подарков» сувениры и предметы интерьера 500 20 нет 16-18
Gift Idea оригинальные подарки и сувениры 579 70 нет от 6
«Вундеркинд» развивающие игрушки 120 30 нет от 3
«БЕГЕМОТИК» магазин игрушек 500 15 10 (со второго года сотрудничества) от 6
«Хорошие новости» периодика, книги 400 30 3-4% от выручки в месяц 12-18
Blanche et Brillante косметическое отбеливание зубов 580 нет нет от 6
«Фотогравируй!» нанесение гравировки и продажа подарочной продукции 625 150 5 12
Производство
Argutus производство бескаркасной мебели — пошив кресел-мешков 15 Закупка материала на 100 кресел нет 3-4
Mr. Stekolli изготовление витражей 29 нет нет 1-2
«МастерБордюр» фактурные бетонные бордюры 708 нет 2-12 3-6
Общепит
«Панетти» мини-пекарни 600 нет нет 5-12
«33 пингвина» розничная продажа мороженого 800 (на открытие 3 торговых точек) 350 нет от 4
Услуги
Chocolate Dream аренда шоколадных фонтанов 300 нет 3 (со второго месяца работы) 2-6
MTM shirt пошив и продажа рубашек 550 нет нет до 12
«АРТ Личность» центры профориентации школьников 600 400 10 (со второго полугодия) 6-9
Источник: ФРАНКОН
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ИЮЛЬ #7 2012
12