Научная статья на тему 'С. М. АЛЯНСКИЙ ПОСЛЕ "АЛКОНОСТА":ПО МАТЕРИАЛАМ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ'

С. М. АЛЯНСКИЙ ПОСЛЕ "АЛКОНОСТА":ПО МАТЕРИАЛАМ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. М. АЛЯНСКИЙ / ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / ЧАСТНЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА / "АЛКОНОСТ" / "ИЗДАТЕЛЬСТВО ПИСАТЕЛЕЙ В ЛЕНИНГРАДЕ" / ДЕТГИЗ / S. M. ALIANSKY / PUBLISHING / PRIVATE PUBLISHING HOUSES / THE "ALKONOST" PUBLISHING HOUSE / "THE PUBLISHING HOUSE OF WRITERS IN LENINGRAD" / DETGIZ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Свиченская Мария Константиновна

Статья посвящена одному из видных представителей отечественного книгоиздания С. М. Алянскому (1891-1974), вошедшему в историю книги как владелец издательства «Алконост» (1918-1923). Внимание автора сосредоточено на личности этого человека и на его деятельности в «Издательстве писателей в Ленинграде», издательстве Ленинградского отделения Союза советских художников и Детгизе. Статья написана с привлечением новых архивных материалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S. M. Aliansky after "The Alkonost": (On the materials of the Manuscripts Department of the National Library of Russia)

The article is devoted to the prominent f gure of the national publishing S. M. Aliansky (1891-1974). It is based on not introduced earlier materials from the Manuscript Department of the National Library of Russia and focused on the personality of Aliansky and his activity in soviet publishing houses after the liquidation of his own «The Alkonost Publishing House» (1918-1923): «The Publishing House of Writers in Leningrad», Detgiz, etc.

Текст научной работы на тему «С. М. АЛЯНСКИЙ ПОСЛЕ "АЛКОНОСТА":ПО МАТЕРИАЛАМ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ»

УДК655-051(470.23-25"1891/1974"

М.К. Свиченская

С. М. Алянский после «Алконоста»: По материалам отдела рукописей Российской национальной библиотеки

Статья посвящена одному из видных представителей отечественного книгоиздания С. М. Алянскому (1891-1974), вошедшему в историю книги как владелец издательства «Алконост» (1918-1923). Внимание автора сосредоточено на личности этого человека и на его деятельности в «Издательстве писателей в Ленинграде», издательстве Ленинградского отделения Союза советских художников и Детгизе. Статья написана с привлечением новых архивных материалов.

Ключевые слова: С. М. Алянский, издательское дело, частные издательства, «Алконост», «Издательство писателей в Ленинграде», Детгиз

Maria К. Svichenskaya

S. M. Aliansky after «The Alkonost»: (On the materials of the Manuscripts Department of the National Library of Russia)

The article is devoted to the prominent figure of the national publishing S. M. Aliansky (1891-1974). It is based on not introduced earlier materials from the Manuscript Department of the National Library of Russia and focused on the personality of Aliansky and his activity in soviet publishing houses after the liquidation of his own «The Alkonost Publishing House» (1918-1923): «The Publishing House of Writers in Leningrad», Detgiz, etc.

Keywords: S. M. Aliansky, publishing, private publishing houses, The «Alkonost» Publishing House, «The Publishing House of Writers in Leningrad», Detgiz

Прошло более ста лет после возникновения издательства «Алконост»1, а личность его создателя С. М. Алянского (1891-1974) продолжает привлекать внимание литературоведов и историков книги. При этом исследовательский интерес сосредоточен почти исключительно на истории «Алконоста»2, хотя после ликвидации своего предприятия Алянский еще пятьдесят лет трудился в сфере отечественного книгоиздания. Более широко деятельность Алянского представлена только в небольшой монографии С. В. Белова «Мастер книги», вышедшей в 1979 г.3, и в биографическом очерке Е. Б. Ефимова, которым он предварил свою публикацию переписки К. И. Чуковского и С. М. Алянского4. Опубликованы также переписка Алянского с Андреем Белым5, В. И. Ивановым6 и В. М. Конашевичем7; отдельные письма Алянскому Б. Л. Пастернака8 и К. Г. Паустовского9, его собственные письма И. Г. Эрен-бургу10 и Ю. А. Васнецову11, а также воспоминания об Алянском его племянника, писателя Ю. Л. Алянского12 и сына его гимназического друга Г. Ф. Кнорре В. Г. Саби-нина-Кнорре13.

В 1967 г. С. М. Алянский писал Д. Е. Максимову о большом документальном материале, собранном в его архиве14. Наиболее ценные документы, связанные

Section 3. history of the book. History of censorship с деятельностью «Алконоста», Н. С. Алянская15 в 1974 г., вскоре после смерти отца, передала в РГАЛИ16. Туда, в частности, попали письма А. А. Ахматовой, А. Белого, А. А. Блока, М. О. Гершензона, Е. И. Замятина, В. И. Иванова, А. М. Ремизова, Ф. К. Сологуба, а также некоторые материалы из издательского портфеля. Другая часть документов, также весьма значительная по объему, много лет спустя была передана ею в Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник

A. А. Блока в Шахматове17. Среди них оказались два памятных альбома об «Алконосте», в том числе знаменитый альбом, посвященный девятимесячному юбилею издательства в 1919 г.; книги с инскриптами Блока, Белого, Ремизова и других авторов «Алконоста»; переписка Алянского с Чуковским18.

Множество материалов находится в частных коллекциях. По словам главы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и страстного библиофила М. В. Сеславинского, документы из архива Алянского периодически появляются на антикварно-букинистическом рынке19. Благодаря этому в его коллекции оказалось несколько десятков адресованных Алянскому писем и поздравительных телеграмм, подаренные ему книги и фотографии с дарственными надписями Е. И. Замятина, В. Ф. Ходасевича, К. Г. Паустовского, портрет Алянского работы О. Д. Форш и другие артефакты20. В 2016 г. саратовский коллекционер Р. А. Лизогу-бов передал в РГАЛИ более десяти писем Алянскому К. А. Федина и М. С. Шагинян за 1946-1970 гг.21. Большая часть документов до сих пор сохраняется в семейном архиве Алянских.

Настоящая работа не содержит в себе большого количества новых фактов о жизни и деятельности Алянского - их канва уже более или менее известна. Ее цель состоит в том, чтобы глубже и полнее раскрыть личность этого выдающегося деятеля книги, наполнить его образ «живыми» чертами. Материалом для этого послужат документы, хранящиеся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, которые до настоящего времени либо вовсе оставались вне поля зрения исследователей, либо привлекались ими в незначительной степени. К ним, в первую очередь, относятся документы из фондов художников Г. С. Верейского22 и

B. И. Курдова23, издательского работника, исследователя Сибири и Дальнего Востока М. А. Сергеева24, в меньшей степени - литературоведа Д. Е. Максимова25, а также фондов Ю. Л. Алянского26 и С. В. Белова27.

Последний с существования «Алконоста» 1923 г. был отмечен первым в истории НЭПа кризисом перепроизводства и сбыта книжной продукции, ставшим одной из причин гибели издательства. Кроме того, у Алянского в этот период осложнились отношения с Л. Д. Блок, которой по договору отходили все доходы от издания произведений Блока; и конфликт с Госиздатом, тянувшийся с 1919 г., окончился тем, что «Алконост» уступил ему право на издание всех сочинений Блока28. 18 июня 1923 г. заведующий издательством «Academia» А. А. Кроленко записал у себя в дневнике: «Алянский С. М. сообщает, что издательство „Алконост" свою деятельность прекратило и <...> удивляется нашему героизму - продолжение издательской деятельности в таких тяжелых условиях»29.

Закрытие издательства не обернулось для Алянского ни финансовым, ни психологическим крахом. Наряду с «Алконостом», начиная с 1918 г. и вплоть до закрытия петроградских отделений Наркомпроса, он руководил издательскими бюро

Раздел 3. История книги. История цензуры двух его отделов: изобразительных искусств и театрального. В 1922 гг. Алянский принял участие в создании русско-германского общества «Книга», которое годом позже было преобразовано в акционерное общество «Международная книга». С 1923 г. Алянский заведовал книжным магазином его Петроградского отделения30. В том же 1923 г. он окончил искусствоведческий факультет Института истории искусств.

В 1929 г. по предложению председателя правления «Издательства писателей в Ленинграде» (далее «ИПЛ») К. А. Федина Алянский принял на себя должность заведующего ИПЛ31. По отзыву писателя и переводчика А. Г. Островского, он «прекрасно знал полиграфию, и в этом отношении сделал много, чтобы упрочить хозяйственное и финансовое положение издательства»32. Алянский также принимал участие в формирование издательского портфеля. По его инициативе ИПЛ приступило к изданию 12-томного собрания сочинений А. А. Блока33 и четырехтомного -Б. Л. Пастернака34. Он же предложил выпуск «Художественной серии», в которой выходили авторские сборники произведений писателей, некогда составлявших костяк литературного объединения «Серапионовы братья»35.

Однако в 1931 г., после публикации «Охранной грамоты» Пастернака, лидеры РАППа развязали против ИПЛ широкую политическую кампанию. Целый ряд выпущенных издательством книг был объявлен апологетикой буржуазного искусства. Помимо «Охранной грамоты», в «черный список» попали «Сумасшедший корабль» О. Д. Форш и «Художник неизвестен» В. А. Каверина. Довольно скоро преследование издательства приобрело характер организованной травли36.

Невольной жертвой этой кампании стал Алянский, по предложению которого ИПЛ начало печатать произведения Пастернака. По мнению Ефимова, интриги некоторых членов правления вынудили его уйти из издательства. Так или иначе, в 1932 г. Алянский перешел на работу в издательство «Молодая гвардия», а еще через год - после преобразования его детского сектора в «Детиздат»37 - был назначен заведующим производственным отделом Ленинградского отделения нового издательства. Однако, по собственному признанию Алянского, он чувствовал себя там неуютно. «Лично у меня пропал аппетит к работе в Детиздате. - писал он Чуковскому в октябре 1933 г. - <...> Если не отпустят меня по-хорошему - уйду со скандалом»38.

В 1933 г. издательство «Aсadem¡а» пригласило Алянского на должность своего официального представителя в Ленинграде. Для переговоров с ним из Москвы приезжал заместитель заведующего издательством А. А. Сидоров. «Скажу по совести, - сообщал Алянский Чуковскому, - что предложение мне улыбнулось. Работа <...> интересная. И материально она меня лучше может обставить»39. Однако «Aсadem¡а» был навязан другой представитель.

Тогда же Алянскому поступило предложение организовать издательство в Ленинградском Союзе советских художников (далее - ЛССХ). Но он еще на пять лет вынужден был задержаться в Детиздате и только в 1938 г., после разгрома руководимой С. Я. Маршаком ленинградской редакции40, возглавил издательство ЛССХ.

Новая работа потребовала от Алянского значительных усилий. Он не раз жаловался М. А. Сергееву, что «в Союзе худ<ожников> - пубдом»41, и что там «из меня регулярно пьют кровь и за эту кровь платят как за трамвайный билет»42. Между тем,

Section 3. history of the book. History of censorship в конце 1930-х - начале1940-х гг. издательство ЛССХ называли не иначе, как «издательством Алянского». Там он сумел наладил выпуск и широкое распространение литографированного эстампа. С этой целью была оборудована новая экспериментальная мастерская; к работе в ней удалось привлечь группу художников, которые вскоре образовали творческое товарищество «Боевой карандаш»43. В годы Великой Отечественной войны их антивоенные сатирические плакаты пользовалась большой популярностью в частях действующей армии и играли значительную роль в укреплении морального духа жителей блокадного Ленинграда. По словам Курдо-ва, Алянский, «ставший <...> близким и дорогим нашему коллективу, был мудрым редактором и душой „Боевого карандаша"»44.

Зимой 1941-1942 гг., когда четверть членского состава этого объединения погибла или умерла от голода45, в семье Алянского произошли события, которые наложили трагический отпечаток на всю его последующую судьбу. Писатель Л. Пантелеев, который жил с ним в одном доме на улице Восстания, 22, вспоминал, что к исходу первой блокадной зимы «Самуил Миронович был страшен. Он и всегда был худощав, а тут от него ничего не осталось - кожа, кости и печать страшного, безысходного горя на всем облике»46. Сам Алянский, его жена, Надежда Львовна (1899-1942), и сын Лев, или - по-домашнему - Люлик (1924-1942), находились в последней стадии истощения.

В феврале 1942 г. правление Союза художников сумело вывезти Алянского с семьей из Ленинграда. Они направлялись в Ташкент, куда в августе 1941 г. в составе сотрудников Ленинградской консерватории эвакуировалась свояченица Алян-ского Е. Л. Гухман вместе с его дочерью Ниной. 11 февраля в поезде скончалась жена, и он вынужден был сделать остановку в Ярославле, чтобы похоронить ее. Лев, как позднее писал Алянский младшему брату Лазарю47, «по дороге <...> совсем раскис»48, и в Москве, прямо с вокзала, его отправили в Клинику Всесоюзного института питания Наркомздрава СССР. Туда же вскоре положили и самого Алянского. После переливания крови его сыну стало лучше, но организм был так истощен, что не выдержало сердце. 9 апреля 1942 г. его кремировали, а в мае Алянский добрался до Ташкента. Там, благодаря помощи Е. П. Пешковой и С. М. Михоэлса49, он получил должность директора Изоагиткомбината Союза художников Узбекистана, а через полгода семье была предоставлена комната в коммунальной квартире. Как сообщал Алянский брату, она находилась в центре города, в старом особняке на Советской улице, «с водой, ванной и даже уборной, и все это внутри квартиры»50.

В день своего переезда на новое место жительства Алянский получил телеграмму от директора Гослитиздата П. И. Чагина с вызовом на работу в Москву. Однако он оттягивал отъезд, чтобы хоть немного восстановить силы. Алянский стал быстро уставать, чувствовал себя инвалидом. В ноябре 1942 г. он был вызван повесткой в военкомат для мобилизации на «трудовой фронт», но получил отсрочку по болезни. «Если меня не заберут, - писал он Сергееву 1 января 1943 г., - к весне поеду в Москву. Думаю, надо там устраиваться на остаток дней»51.

По приезде в Москву в середине марта 1943 г. Алянский сразу же получил несколько интересных предложений о работе52. Первые два месяца он прожил у Пешковой, которая разместила его в столовой своей квартиры, а в мае 1943 г. снял комнату в Рещиковом переулке на Арбате53. «Начинаю возвращаться к жизни, - писал

Раздел 3. История книги. История цензуры он Курдову в Ленинград в мае 1943 г., - для этой цели я приехал в Москву и, оглядевшись кругом, начал работать в „Советском графике"54 <...> На первых порах ко мне прислушиваются <...>, буквально смотрят в рот, и всякое мое предложение принимается без возражений»55. Алянский задумал издать серию альбомов блокадной графики ленинградских художников. Он обратился к Ю. А. Васнецову, Г. С. Верейскому, Е. И. Чарушину, Н. И. Альтману, Е. А. Кибрику, А. Ф. Пахомову и ряду других с предложением прислать ему рисунки, выполненные с натуры или по свежим впечатлениям за первые два года войны. «Пора начать их издавать, т. к. нам неизвестна их дальнейшая судьба, - писал Алянский. - <...> Давайте собирать и <...> охранять то, что сделано в Лен[ингра]де или возле Л[енингра]да <...> Возможности у нас есть и бумажные, и по печати»56. Алянский придавал большое значение художественному осмыслению блокады Ленинграда и распространению достоверной информации о ней. В ноябре 1943 г. он сообщал жене Г. С. Верейского, что к новому году хочет организовать выставку ленинградских работ57. Однако этот проект остался нереализованным.

В 1943 г. в письмах ленинградских художников имя Алянского мелькало постоянно, у Муратова - едва ли не в каждом письме: «Видел Алянского. Очень были рады. Расцеловались и прослезились»58; «советовался с Самуилом Мир[оновичем] <...> Мы с С. М. ужо будем блюсти интересы»59; «Миронович сделает все, что необходимо»60. Художники ждали, что Алянский вернется в родной город, однако тот уже не мог этого сделать. «Серов61 спрашивает, включать ли меня в список на возврат, - писал он Р. М. Верейской. - Но мне трудно думать о Ленинграде. Для меня это кладбище»62. Письма художников, адресованные Курдову, были проникнуты искренним сочувствием Алянскому. Верейский сообщал, что тот-де «понемногу устраивается»63. «Самуил [Миронович]64 молодец, - писал Лебедев, -много работает»65.

С последним из них - выдающимся художником, основателем школы книжной графики В. В. Лебедевым - Алянского связывали многие годы тесного сотрудничества. Их отношения складывались непросто. В 1933 г. Алянский писал Чуковскому: «С Лебедевым сработаться не могу, нахожусь с ним на грани серьезного конфликта»66. Однако со временем эти отношения переросли в подлинную дружбу. В 1936 г., после публикации в газете «Правда» редакционной статьи «О художниках-пачку-нах»67, обвинявшей Лебедева в формализме, тот вынужден был уйти из «Детиздата». И вот теперь, в конце 1943 г., оба они возвращались в «Детгиз».

На протяжении последующих тридцати лет деятельность Алянского была связана с этим издательством68. До начала 1960-х гг. он работал художественным редактором, а с выходом на пенсию был переведен на должность консультанта в той же художественной редакции, хотя и тогда появлялся в издательстве почти еже-дневно69. «В Детгизе <...> [Алянский. - М. С.] был весьма авторитетен, как человек исключительной эрудиции, большого вкуса и высокой квалификации, - вспоминал впоследствии А. Г. Островский, - ему поручались наиболее ответственные издания <...> Последняя наша встреча произошла <...> [в 1961 г. - М. С.] в Комарово, куда С[амуил] М[иронович] приезжал для переговоров с А. И. Пантелеевым: все такой же подтянутый, деловитый, корректный, и в то же время на редкость внимательный к людям»70.

Среди материалов, переданных в ОР РНБ С. В. Беловым, имеются письма к нему ведущих художников «Детгиза» Т. А. Ереминой, Л. П. Зусмана, Ю. Д. Коровина, Ф. В. Лемкуля с воспоминаниями об Алянском. Из этих воспоминаний складывается образ строгого и требовательного человека71. Не случайно Паустовский как-то в шутку назвал его службистом и педантом72.

Ученица А. А. Дейнеки, одна из лучших отечественных иллюстраторов детской книги Т. А. Еремина проработала в «Детгизе» в непосредственном контакте с Алян-ским более 25 лет. В середине 1940-х гг. О. Г. Верейский, с семьей которого ее, как и Алянского, связывала тесная дружба, привел начинающую художницу в редакцию журнала «Мурзилка», где тот занимал должность художественного редактора и входил в состав редакционной коллегии73. По воспоминаниям Ереминой, Алянский встретил ее приветливо, доброжелательно, но по-ленинградски сдержанно. «Работать с ним было и легко, и трудно, - писала она. - Благодаря огромному опыту он очень точно определял все недостатки в <...> работе художника»74.

В «Детгизе» Алянский продолжал сотрудничать со многими из ленинградских книжных графиков: Ю. А. Васнецовым, В. М. Конашевичем, А. Ф. Пахомовым, Е. И. Чарушиным и др. Они составляли его «актив» и имели негласный статус «блатных». В то же время Алянский привлекал к работе в издательстве молодых художников, которые со временем также стали классиками жанра75.

В альбоме, посвященном 70-летию Алянского, Чуковский отметил одно из наиболее значимых качеств его личности: «Мало я знал в своей жизни людей, способных так горячо ненавидеть всякое лицемерие, ханжество, всякую пошлость, безвкусицу, фальшь»76. В переписке Алянского мы находим немало подтверждений справедливости подобной характеристики. Так, после похорон скульптора С. Д. Лебедевой77, с которой его связывали 50 лет дружбы, Алянский писал Р. М. Верейской: «Выступали там фальшивые люди с фальшивыми речами, которых больше всего не могла выносить Сара [так в тексте - М. С.] Дмитриевна. Здесь она лежала молча и, мне казалось, иронически улыбалась»78.

Алянского отличали чувство собственного достоинства, без тени высокомерия, и совершенно ясный ум, не терявший с возрастом своей остроты. Это ощущение неизменно возникает при чтении его писем, которые были полны трезвых и, как правило, ироничных оценок происходивших событий. Алянский выражался открыто и прямо. Так, в его письме Сергееву, написанном в марте 1963 г., содержится отклик на идеологическую кампанию, развернутую после посещения Н. С. Хрущевым художественной выставки «30 лет МОСХа» в московском Манеже в декабре 1962 г: «Уж больно противно все в столице нашей Родины, то кричат на писателей, то на музыкантов, то на художников. И всё-то эти крикуны знают, как правильно нужно работать творческим работникам. А вот как сделать, чтобы крыши не протекали, чтобы трубы не лопались и пр[очие] вещи, необходимые для нормальной жизни человека - этого они не знают <...> Несколько лет я потерял на борьбу с протечкой крыши. Комнату буквально заливало в самый небольшой дождик»79.

У Алянского в Москве никогда не было собственного жилья. Последние 30 лет своей жизни он снимал комнату у свояченицы в коммунальной квартире на седьмом этаже дома № 27 по Гоголевскому бульвару. Недаром Алянский так любил отдыхать на Рижском взморье, в Доме творчества писателей в Дубултах, куда ездил

Раздел 3. История книги. История цензуры едва ли не ежегодно с 1958 по 1973 год80. «Там меня соблазняет возможность пожить одному»81, - признавался он своим близким. Нескольких месяцев не дожил Алянский до получения отдельной квартиры в Медведково82.

«Жизнь сделала С[амуила] М[ироновича] человеком сдержанным и достаточно скептическим, - писал о нем В. Г. Сабинин-Кнорре, - хотя вспышки веселости нередко прорывали эту оболочку. Таким я помню С[амуила] М[ироновича] по общению с ним в послевоенные годы. На первый взгляд, мои воспоминания трудно вяжутся с юношескими воспоминаниями отца, в семье которого Алянского называли не иначе как „великий оптимист Муленька"»83.

По свидетельству мемуариста, Алянский любил одеваться с оттенком артистизма: повязывал шарф на особый манер, предпочитал модные кепи, нося их чуть набок84; в застольях не признавал другого «пития», кроме водки, настоянной на травах или лимоне85.

Алянский был глубоко привязан к друзьям своей молодости. Ранило его невнимание гимназического друга Ю. П. Анненкова. После своей поездки в Париж в 1968 г. он сообщил сестре художника Зинаиде: «Разговора у нас с ним не вышло!»86.

Очень любил Алянский К. А. Федина и высоко ценил его стилистический дар87. Был одним из немногих, кто жалел его в последние годы жизни, когда тот, по выражению Алянского, был уже «на самом Олимпе»88. «Холодно стало в этом доме, -писал он Сергееву в марте 1963 г., - совсем холодно»89.

Высоко оценил Алянский воспоминания Е. Г. Полонской о М. М. Зощенко, которых очень ждал. По его мнению, мемуаристке удалось создать живой образ этого сложного человека90.

Необычайно теплые, свойские отношения сложились у него с К. Г. Паустовским, несмотря на то, что познакомились они друг с другом только в начале 1950-х гг.91 В 1968 г., когда писателя не стало, Алянский признавался Верейской, что эта смерть ударила его, «как обухом по голове»92.

С большой симпатией относились к Алянскому выдающиеся современницы, его давние знакомые, Л. А. Андреева-Дельмас; Н. В. Кодрянская93 и Л. Н. Делектор-ская94. «Все тебя целуют, - писал ему Паустовский из Франции, - особенно Лидия Николаевна»95. В переписке с ними ощущалась его внутренняя свобода, как будто все происходило во времена их молодости, а не в условиях «железного занавеса».

С Андреевой-Дельмас Алянский встретился в 1960 г. после долгого перерыва. Известен его ироничный рассказ из письма Чуковскому об этой встрече. «Сначала я испугался, - шутил он, - что увижу развалину, которая прошамкает неизвестно что, но был приятно поражен. Она уже седа, но еще стройна и в глазах сверкает огонек»96. После этой встречи Алянский неоднократно бывал у Дельмас дома, они обсуждали дальнейшую судьбу ее архива97. В этой связи интересна выдержка из письма Алянского Сергееву, где он делится соображениями о будущем своего собственного архива: «Познакомившись с ЦГАЛИ (бывш[ий] Бонч-Бруевич)98, могу сказать, что не задумываясь передал бы [архив] Пушк[инскому] дому»99. Вероятно, в 1974 г. Н. С. Алянская была еще незнакома с содержанием этого письма100.

Большое место в жизни Алянского занимала семья. В его письмах запечатлена дружественная, шумная, веселая атмосфера «семейного гнезда» Алянских на улице Чайковского, 24101. Свою нереализованную любовь к сыну Алянский перенес

Section 3. history of the book. History of censorship на племянника Юрия и на семерых детей Г. Ф. Кнорре102. «Он проявлял почти надрывное внимание ко всем нам, - писал Вадим Сабинин-Кнорре, - был в курсе наших дел, нашей семейной жизни и того, кто чем занят»103.

В 1960-е гг. Юрий Алянский вел на телевидении цикл передач «Литературные вторники». После одной из программ, посвященной блокаде Ленинграда, С. М. Алянский с отрадой отметил, что в передаче большое внимание было уделено «Берггольц вместо казенного А. Прокофьева», и Конашевичу «вместо подонка В. Серова»104. О. Ф. Берггольц Алянский считал «самой светлой, самой чистой и, вероятно, самой талантливой писательницей Ленинграда»105.

В своем отклике на книгу Ю. Л. Алянского «Рассказы о Русском музее» он предостерегал его от увлечения публицистичностью и от вольного или невольного содействия пропаганде официальной идеологической доктрины. «Ты ведь не задаешься вопросом, - писал он, - почему нынешние „культурники" замусорили великолепные залы дворца Росси „картинами" Вл[адимира] Серова и прочим г..... [так в тексте - М. С.] <...> [в то время как] гниют в запасниках <...> лучшие вещи Петрова-Водкина, Вл[адимира] Лебедева, Татлина и др.»106.

Интересно суждение Алянского о Н. П. Акимове: «Как художник-рисовальщик, иллюстратор Акимов претенциозный и, на мой взгляд, неинтересный. Я хорошо помню эпоху издат[ельства] „Академия" [так в тексте - М. С.] и утверждаю, что ничего нового, оригинального в графике этот художник не оставил. Зато в театре он - орел. И декорации, и костюмы, и постановки его хороши»107. Из театральных работ Акимова он ценил больше всего его спектакль «Гамлет» в театре им. Е. Б. Вахтангова108.

Алянский был человеком своего времени, следил за событиями художественной и литературной жизни. Однажды его возмутило то, что критику Д. М. Молдавскому в книге Ю. Л. Алянского «Театральные легенды» не понравилось соседство очерков о Н. П. Акимове и о А. Н. Вертинском, артисте будто бы сниженного, легкого жанра. «Вертинский создал новый вид эстрадного искусства, - возражал Алянский, - и полстолетия прошел с ним по всему миру <...>, [снискав] такую же мировую славу, как Эдит Пиаф. Если с такой меркой подходить, то можно и Райкина вычеркнуть из „большого искусства"»109.

Последние десять лет своей жизни Алянский работал над воспоминаниями. Он всегда был недоволен написанным и постоянно перерабатывал текст. «Скажу тебе по совести, - жаловался он Сергееву после выхода из печати «Блоковского сборника» с первым фрагментом своих мемуаров110, - мне стало стыдно самого себя, я даже покраснел. До чего бездарно»111. Между тем, его книга «Встречи с Александром Блоком»112 была высоко оценена современниками. А. И. Райкин написал Алянскому, что «проглотил [ее. - М. С.] как тонкое изысканное вино, смакуя каждую фразу»113. В. А. Каверин отметил редкое для мемуариста качество, которое заключалось в том, что он «умудрился обойтись без самого себя»114.

В 1960-1970-е гг. Алянский все чаще жаловался на сердце115, на сильном морозе из-за эмфиземы легких начинал задыхаться116. В апреле 1974 г. у него случился тяжелый приступ стенокардии. «Чувствую себя паршиво, - написал он тогда Ю. Л. Алянскому, - но надежды не теряю»117. Однако 18 июля 1974 г. С. М. Алянского не стало. Прах его был погребен в могиле отца на иноверческом участке Казанского кладбища в Пушкине.

Раздел 3. История книги. История цензуры В заключение уместно привести строки из воспоминаний В. Г. Сабинина-Кнорре: «Самуил Миронович Алянский прожил полноценную жизнь, ему была дарована судьба и долголетие, которые позволили ему реализовать себя. Жизнь его, не изобиловавшая внешними событиями, может быть, и не могла бы стать предметом увлекательного романа, но прожитая так, как прожил ее С[амуил] М[иронович], доставила бы удовлетворение многим»118.

Примечания

1 Издательство «Алконост» (1918-1923) представляло собой одно из наиболее интересных и экономически эффективных частных издательств первых послереволюционных лет. В общей сложности оно выпустило 58 книг, в числе которых - почти все произведения, созданные в течение последних пяти лет жизни А. А. Блока, сочинения Андрея Белого,

B. И. Иванова, А. М. Ремизова, А. А. Ахматовой, Ф. Сологуба, Р. В. Иванова-Разумника, альманахи «Записки мечтателей», «Серапионовы братья» и др. Издания «Алконоста» отличала высокая полиграфическая культура, в их оформлении принимали участие Ю. П. Анненков, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, В. Д. Замирайло и другие выдающиеся художники; см.: Алянский С. М. Воспоминания о художниках книги / публ. С. В. Белова // Байкал. 1976. № 2. С. 141-145.

2 См.: Белов С. В. С. М. Алянский о Мейерхольде и Блоке // Блоковский сборник. Тарту, 1979. Вып. 3. С. 165-168. (Уч. зап. Тартус. ун-та; Вып. 459); Белов С. В. К проблеме: А. А. Блок и С. М. Алянский // Там же. Тарту, 1986. Вып. 7. С. 91-98. (Уч. зап. Тартус. ун-та; Вып. 735); Витязев Ф. И. Частные издательства в Советской России. Пг., 1921. С. 5, 20-21; Глейзер М. М. Издательство «Алконост», 1918-1923: Крат. ист.-книговед. очерк. Издат. библиогр. каталог. Л., 1990. 151 с.; То же. СПб., 2015. 157 с.; Колотило М. Н. Азбука «Алконоста» СПб., 2016. 127 с.; Чернов И. А. Блок и книгоиздательство «Алконост» // Блоковский сборник. Тарту, 1964. Вып. 1. С. 530-538 и др. В течение двух последних десятилетий был опубликован ряд работ, в которых деятельность издательства «Алконост» рассматривалась в контексте истории русского символизма. См.: Спивак М. Л. Издательство «Алконост»: К вопросу о семантике названия // Изв. Акад. наук. Сер. лит. и яз. 2008. Т. 67. № 5. С. 16-28; Спивак М. Л. Издательство «Алконост»: К вопросу о традициях символистского книгоиздания // Вестн. РГГУ. 2008. № 11. С. 132-137; Таран Е. Г. Культурная политика издательства «Алконост» // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Иваново, 2002. Вып. 5. С. 289-294; Таран Е. Г. Роль и место издательства «Алконост» и журнала «Записки мечтателей» в истории русского символизма: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / МГУ. М., 2007. 29 с.

3 См.: Белов С. В. Мастер книги: Очерк жизни и деятельности С. М. Алянского. Л., 1979. 112 с. Полный список публикаций Белова об Алянском, включая рецензии на эту книгу см.:

C. В. Белов Биобиблиографический указатель / сост. М. А. Мамонтов. 2-е изд. СПб., 2016. 104 с.

Драматическая предыстория издания книги стала предметом сообщения С. В. Белова на XI Смирдинских чтениях в 1999 г. См. об этом также: Алянский Ю. Л. Вылетаю крыльях любви: Заметки на полях одной жизни. СПб., 2000. С. 81-89; Алянский Ю. Л. Мой дядя и ЦК КПСС // Общая газ. 1998. 2/8 апр. № 13; Белов С. В. Марксизм и национальный вопрос: (Воспоминания) // Нева. 1999. № 7. С. 159-167; Белов С. В. Если герой твоей книги «француз». // Очарованный странник. Ярославль, 1993. Вып. 7. С. 12.

4 См.: Ефимов Е. Б. Вы всегда были истинным праздником // Наше наследие. 2010. № 96. С. 66-75; Из переписки К. И. Чуковского и С. М. Алянского, [1933-1967 гг.] / публ. и ком-мент. Е. Б. Ефимова // Наше наследие. 2010. № 96. С. 76-97.

Евгений Борисович Ефимов, редактор издательства «Московский рабочий», сын карикатуриста Б. Е. Ефимова, был дружен с Л. К. Чуковской.

5 См.: Андрей Белый и С. М. Алянский: Переписка / предисл. и публ. Д. Малмстада // Лица: Биогр. альманах. М., 2002. Вып. 9. С. 67-115.

6 См.: Переписка Вячеслава Иванова с С. М. Алянским (1918-1923) / Вступ. ст., подгот. текста и коммент. А. С. Александрова // Рус. лит. 2011. № 4. С. 92-106.

7 См.: В. М. Конашевич о себе и своем деле: Воспоминания, статьи, письма / сост., подгот. текста и примеч. Ю. А. Молока. М., 1968. С. 361-391.

8 См.: Пастернак Б. Л. Полн. собр. соч.: В 11 т. М., 2005. Т. 8. Письма, 1927-1934. С. 558559, 565, 566 и 591.

9 См.: Из переписки К. Г. Паустовского // Новый мир. 1982. № 7. С. 190-191; [Письма К. Г. Паустовского С. М. Алянскому, 1958-1965]. URL: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/ letters/index.htm (Дата обращения 01.08.2018).

10 См.: Почта Ильи Эренбурга: «Я слышу всё...», 1916-1967 / сост. Б. Я. Фрезинский. М., 2006. С. 306-307. См. также: Фрезинский Б. Я. Об Илье Эренбурге: Книги, люди, страны: Избр. ст. и публикации. М., 2013. С. 143.

11 См.: Шутливое письмо Ю. А. Васнецову 1959 г. см.: «...Настоящая совецкая Венера». URL: https://babs71.livejournal.com/642110.html (дата обращения 31.07.2018).

12 См.: Алянский Ю. Л. Легкое дыхание // Алянский Ю. Л. Вылетаю крыльях любви: Заметки на полях одной жизни. С. 49-89.

13 Сабинин-Кнорре В. Г. Узы и судьбы: (Воспоминания о С. М. Алянском) // Наше наследие. 2003. № 66. С. 150-161.

Георгий Федорович Кнорре (1891-1962) (литературный псевдоним - Алексей Кириллов), инженер-теплотехник, профессор Ленинградского технологического института, позднее - МВТУ. См. о нем: Г. Ф. Кнорре - инженер, ученый, человек. М., 1991; Кнорре Г. Ф. Дневник. Воспоминания. Проза. М, 2004; Лекманов О. А. Андрей Белый и Вячеслав Иванов в дневнике Георгия Кнорре, 1918-1919 гг. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/19/lekhmanov19. shtml (дата обращения 31.07.2018).

Вадим Георгиевич Сабинин-Кнорре (1929-1914), младший из сыновей Г. Ф. Кнорре, профессор МАДИ, поэт.

14 ОР РНБ. Ф. 1136 (Д. Е. Максимов). Оп. 1. № 5. Л. 4. Об архиве С. М. Алянского см. в частности: Белов С. В. Издателю и другу // В мире книг. 1976. № 5. С. 83.

15 Нина Самуиловна Алянская, биолог по специальности, работала в Главном ботаническом саду АН СССР (ныне РАН).

16 РГАЛИ. Ф. 20. 1917-1932 гг. 14 ед. хр.

17 См.: Арзамасцев В. П. Многогранность музейного предмета // Из фондов музея-заповедника А. А. Блока: каталог. Вып. 1. Солнечнегорск, 1996. С. 28. (Шахматовский вестник; № 6).

18 Белов С. В. Альбомы из архива С. М. Алянского // Шахматовский вестник. 1996. № 6. С. 44-71; Белов С. В. Книги с дарственными надписями: Из архива С. М. Алянского // Там же. С. 72-87.

19 См.: Хроника заседаний клуба «Библиофильский улей»:[О вечере, посвященном 125-летию со дня рождения С. М. Алянского] // Про книги. 2016. №3. С. 100-111.

20 См.: Сеславинский М. В. Искусство автографа: Инскрипты писателей и художников в частных собраниях российских библиофилов: в 2 т. М., 2015.

21 На портале Федерального архивного агентства «Архивы России» ошибочно указано, что в РГАЛИ были переданы письма самого Алянского. См.: URL. http://www. rusarchives.ru/novosti/novosti-federalnyh-arhivov/25-10-2016-novye-postupleniya-v-fondy-rossiyskogo-gosudarstvennogo-arhiva-literatury-i-iskusstv (дата обращения: 31.07.2018). См.: URL: http://rgali.ru/object/379220730#!page:1/o:379220730/p:1 (дата обращения: 31.07.2018).

22 См.: ОР РНБ. Ф. 1129 (Г. С. Верейский). № 558. Четыре письма С. М. Алянского Р. М. Верейской, 1943-1968 гг.

23 См.: там же. Ф. 1172 (В. И. Курдов). № 90, 101, 128, 137.

24 См.: там же. Ф. 1109 (М. А. Сергеев). № 603. 26 писем С. М. Алянского М. А. Сергееву, 1939-1965 гг. Алянского и Сергеева связывала близкая дружба со времени их совместной работы в «Издательстве писателей в Ленинграде». Подробнее о фондообразователе см. предисловие М. Д. Эльзона к статье «М. А. Сергеев о М. К. Азадовском» // Рус. лит. 2006. № 2. С. 102-117.

25 См.: ОР РНБ. Ф. 1136 (Д. Е. Максимов). Оп. 1. № 5. 12 писем С. М. Алянского Д. Е. Максимову, 1965-1971 гг.

26 См.: там же. Ф. 1449 (Ю. Л. Алянский). № 138, 388, 389.

27 См. там же. Ф. 1115 (С. В. Белов). Оп. 2. Письма и воспоминания об Алянском

B. Г. Лидина и Л. Пантелеева; письма С. В. Белову Е. Б. Гальпериной-Анненковой, первой жены Ю. П. Анненкова; корреспондентки К. Г. Паустовского Е. А. Лыжиной; переводчицы произведений Паустовского, секретаря А. Матисса Л. Н. Делекторской, и др. Фонд находится в обработке.

28 См.: ИРЛИ. Ф. 654. Оп. 8. Ед. хр. 88. Л. 1-2; Чернов И. А. Блок и книгоиздательство «Алконост». С. 533-536.

29 ОР РНБ. Ф. 1120 (А. А. Кроленко). № 265. Л. 79. См. об этом также: Маликова М. Э. Шум времени: История ленинградского кооперативного издательства «Время» (1922-1934) // Конец институций культуры двадцатых годов в Ленинграде. М., 2014. С. 153.

30 Магазин находился по адресу: Невский пр., д. 24.

31 Знакомство Алянского с Фединым состоялось летом 1920 г., в бытность последнего секретарем отдела печати Петроградского Совета. Подробнее об этом см. воспоминания Алянского «Первая встреча»: Творчество Константина Федина. М., 1966. С. 439-441; Воспоминания о Константине Федине. М., 1981. С. 30-40.

32 ОР РНБ. Ф. 1115, оп. 2. Фонд находится в обработке. Цит по: Белов С. В. Мастер книги.

C. 58.

33 В 1932-1935 гг. в ИПЛ вышли первые семь томов этого издания, а также 10-й и 11-й тома. Его выпуск был завершен в 1936 г. уже под маркой издательства «Советский писатель», с которым ИПЛ было объединено в директивном порядке в 1934 г.

34 ИПЛ успело напечатать только первый том из этого собрания, вышедший в виде отдельной книги. Подробнее о роли Алянского в издании сочинений Пастернака и Андрея Белого в ИПЛ см.: Из писем Пастернака. 2. Борис Пастернак и Самуил Алянский. URL: http:// literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1202991677&archive=&start_ from=&ucat=& (дата обращения: 01.08.2018); ИРЛИ, ф. 519 (Г. Э. Сорокин), ед. хр. 412. См. также: Пастернак Б. Л. Письма к Г. Э. Сорокину / публ. А. В. Лаврова, Е. В. и Е. Б. Пастернака // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1979 г. Л., 1981. С. 199-201; Андрей Белый и С. М. Алянский: Переписка. С. 108-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Сотрудничество Алянского с этой литературной группой началось еще в 1922 г., когда его усилиями был подготовлен и издан в «Алконосте» литературный сборник «Серапионовы братья», ставший их первым коллективным выступлением в печати.

36 См.: Алексов Г. О писателе и издателе // Книга и революция. 1930. № 29-30. C. 12-13; Свиченская М. К. Кооперативное книгоиздание 1917-1930 гг.: Основные этапы государственной политики // Книга: исслед. и материалы. М., 1997. Сб. 72. С. 101-128.

37 Издательство было создано путем объединения детского сектора «Молодой гвардии» и школьного сектора ГИХЛ.

38 Из переписки К. И. Чуковского и С. М. Алянского. С .76.

39 Там же.

40 Подробнее об этом см., напр.: Чуковская Л. К. Прочерк. М., 2009. С. 112-133, 214, 234-247; Ефимов Е. Б. Вы всегда были истинным праздником. С. 69-70; Из переписки К. И. Чуковского и С. М. Алянского. С. 77.

41 ОР РНБ. Ф. 1109. № 603. Л. 4.

42 Там же. Л. 2.

43 С. В. Белов упоминал об имевшейся в архиве Алянского рукописи его заметок «Об эстампах» (см.: Белов С. В. Мастер книги. С. 69). См. также: Курдов В. И. Наша славная литографическая мастерская. Будни мастерской // Курдов В. И. Памятные дни и годы: Записки художника. СПб., 1994. С. 163-166.

44 Курдов В. И. В Союзе художников // Художники города-фронта: Воспоминания и дневники ленинградских художников. Л., 1973. С. 252. См. также: Курдов В. И. Памятные дни и годы. С. 167-168.

45 Каталог выставки ленинградского плаката «Боевой карандаш». Рига, 1947.

46 Пантелеев Л. Об Алянском: [Воспоминания]. ОР РНБ. Ф. 1115. Оп. 2. Фонд находится в обработке.

47 Л. М. Алянский, инженер-изобретатель, преподаватель Ленинградского техникума швейной (с 1961 г. - легкой) промышленности. Он выехал из Ленинграда вместе с братом, и в марте 1942 г. воссоединился с семьей, которая с конца 1941 г. проживала в с. Кленовское (Кленовое) Свердловской области. Подробнее об этом см.: URL: http:// www.klenovskoe.ru/2011/03/%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0 %B8%D0%B9в-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4 %D1%80-%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения: 31.07.2018).

48 ОР РНБ. Ф. 1449. № 388. Л. 1. См. также письмо Алянского дочери от 18 марта 1942 г.: Белов С. В. Мастер книги. С. 76-77.

49 В архиве Алянского хранилась рукопись его записок «Михоэлс в Ташкенте». См. также письмо Н. С. Алянской своему дяде от 27 дек. 1942 г.: ОР РНБ. Ф. 1449. № 389. Л. 2 об.

50 ОР РНБ. Ф. 1449. № 389. Л. 1.

51 Там же. Ф. 1109. № 603. Л. 5.

52 Там же. Ф. 1449. № 389. Л. 4.

53 Ныне переулок Каменная Слобода.

54 «Советский график» (1939-1951) - кооперативное товарищество художников, издававшее открытки и плакаты.

55 ОР РНБ. Ф. 1172. № 90. Л. 1-1 об.

56 Там же. Л. 1 об. -2.

57 См.: ОР РНБ. Ф. 1129. № 558. Л. 1 об.

58 Там же. Л. 1 об.

59 Там же. Л. 6.

60 Там же. Л. 4.

61 В. А. Серов в 1941-1948 гг. занимал пост председателя Ленинградского Союза советских художников, в 1962-1968 гг. был президентом Академии художеств СССР.

62 Там же. Ф. 1129. № 558. Л. 1-1 об. Между тем, А. Г. Островский вспоминал, что Алянский «оставался в душе ленинградцем» (см. его письмо С. В. Белову от 20 апреля 1975 г.: ОР РНБ, ф. 1115, оп. 2. Фонд находится в обработке). В марте 1970 г. Алянский писал Л. Н. Делекторской о том, какое волнение вызывает у него каждый визит в Ленинград (см.: там же).

63 ОР РНБ. Ф. 1172. № 101. Л. 1.

64 В письме указано неверное отчество Яковлевич.

65 ОР РНБ. Ф. 1172. № 127. Л. 4 об.

66 Из переписки К. И. Чуковского и С. М. Алянского. С. 76.

67 Правда. 1936. 1 марта; То же // Против формализма и натурализма в искусстве: сб. ст. М., 1937. С. 11-15.

68 С 1963 г. издательство называлось «Детская литература».

69 См., напр.: Белов С. В. Консультант по художественному оформлению - С. Алянский // Дет. лит. 1976. № 5. С. 71-72.

70 Письмо А. Г. Островского С. В. Белову от 20 апреля 1975 г. См.: ОР РНБ. Ф. 1115. Оп. 2. Фонд находится в обработке.

71 См.: Художники детской книги о себе и своем искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления. М., 1987. С. 53, 56, 87-88, 95, 96, 161, 167.

72 См.: Письмо К. Г. Паустовского С. М. Алянскому от 8 дек. 1958 г. URL: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/letters/letter-308.htm (дата обращения 31.07.2018).

73 Подробнее о перипетиях, связанных с пребыванием Алянского в редколлегии «Мурзилки» и репрессивных мерах, принятых в отношении журнала после публикации на его страницах в 1946 г. книги К. И. Чуковского «Бибигон», см.: Ефимов Е. Б. Вы всегда были истинным праздником. С. 66-75; Из переписки К. И. Чуковского и С. М. Алянского, С. 76-97.

74 Письмо Т. А. Ереминой С. В. Белову от 5 декабря 1975 г.: ОР РНБ. Ф. 1115. Оп. 2. Фонд находится в обработке.

75 См. об этом, например: Шульгин А. А. О моем любимом художнике [Н. А. Устинове]. URL. https://www.agroxxi.ru/agroart/o-moem-lyubimom-hudozhnike.html (дата обращения 31.07.2018).

76 Цит. по: Ефимов Е. Б. Вы всегда были истинным праздником. С. 66.

77 С. Д. Лебедева (1892-1967), заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, первая жена В. В. Лебедева.

78 ОР РНБ. Ф. 1129. № 558. Л. 4. См. о ней также: Ф. 1109. № 603. Л. 27 об. 28.

79 Там же. Ф. 1109. № 603. Л. 24-24 об.

80 Прежде, пока не запретили врачи, Алянский проводил свои отпуска в Сухуми и его окрестностях (см., например, его письмо Сергееву: ОР РНБ. Ф. 1109. № 603. Л. 11 об.).

81 Там же. Ф. 1449. № 138. Л. 1.

82 Об этом см.: письмо Б. М. Алянской С. В. Белову от 30 июля 1975 г.: ОР РНБ. Ф. 1115. Оп. 2. Фонд находится в обработке.

83 Сабинин-Кнорре В. Г. Узы и судьбы. С. 152.

84 Там же. С. 159. Элегантность Алянского отмечала также Т. А. Еремина. См. примеч. 75.

85 Сабинин-Кнорре В. Г. Узы и судьбы. С. 154.

86 См. письмо З. П. Анненковой С. В. Белову от 2 ноября 1975 г.: ОР РНБ, ф. 1115, оп. 2. Фонд находится в обработке.

87 См., например, отзыв Алянского о повестях Федина «Трансвааль» и «Старик» и его романе «Санаторий Арктур» в письме к М. А. Сергееву от 9 августа 1940 г.: ОР РНБ. Ф. 1109. № 603. Л. 4 об.

88 Там же. Л. 28. В 1959-1971 гг. К. А. Федин занимал пост первого секретаря Союза писателей СССР.

89 ОР РНБ. Ф. 1109. № 603. Л. 25. Об отношении к Федину Паустовского см. его письмо Алянскому, 20 апреля 1959 г. URL: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/letters/letter-315.htm (дата обращения 31.07.2018).

90 См.: ОР РНБ. Ф. 1109. № 603. Л. 30.

91 См. о записях Паустовского и Федина в юбилейном альбоме 1961 г., посвященном 70-летию Алянского: Белов С. В. Мастер книги. С. 66-67, 105-106. Федин отказал Белову в содействии изданию его книги об Алянском.

92 ОР РНБ. Ф. 1129. № 558. Л. 7.

93 См. ее письмо Белову от 20 мая 1975 г.: ОР РНБ. Ф. 1115. Оп. 2. Фонд находится в обработке. См. также: там же. Ф. 1109. № 603. Л. 32.

94 В 1975 г. Л. Н. Делекторская передала Н. С. Алянской письма ее отца.

95 Письмо К. Г. Паустовского С. М. Алянскому от 12 октября 1965 г. URL: http://

paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/letters/letter-411.htm (дата обращения 31.07.2018 г.).

96 Из переписки К. И. Чуковского и С. М. Алянского. С. 88.

97 См.: ОР РНБ. Ф. 1109. № 603. Л. 37 об. 44.

98 В 1992 г. переименован в РГАЛИ.

99 ОР РНБ. Ф. 1109. № 603. Л. 38.

100 См. примеч. 17.

101 См.: ОР РНБ. Ф. 1449. № 138. Л. 1 об. 5. В квартире проживали совместно Лазарь Миронович с женой, внучкой Татьяной, сестрой Бертой Мироновной Алянской и фактически удочеренной ею племянницей Натальей, дочерью овдовевшего в 1935 г. старшего брата Алянских Ильи Мироновича. Б. М. Алянская (1899-2006), первый директор Ленинградского библиотечного техникума (1945-1951 гг.), была уволена под надуманным предлогом и работала библиотекарем в 232-й школе (ныне 2-я Санкт-Петербургская гимназия). О ней, в частности, см.: URL: https://botinok.co.il/berta/ (дата обращения: 31.07.2018).

102 См. письма К. Г. Кнорре С. В. Белову 1987 г. и 1998 г.: ОР РНБ. Ф. 1115. Оп. 2. Фонд находится в обработке.

103 Сабинин-Кнорре В. Г. Узы и судьбы. С. 154.

104 ОР РНБ, ф. 1449, № 138, л. 22.

105 Там же, ф. 1449, № 138, письмо от 26 января 1969 г. Именно О. Ф. Берггольц, вместе с Л. А. Кассилем, давали Ю. Л. Алянскому рекомендации для вступления в члены Союза писателей СССР.

106 ОР РНБ, ф. 1449, № 138, л. 14-15.

107 Там же, л. 41.

108 Там же, л. 41-41 об.

109 ОР РНБ. Ф. 1449. № 138. Л. 43-43 об. С А. И. Райкиным Алянский был знаком с конца 1960-х гг.; их переписка свидетельствовала об обоюдном дружеском расположении. См. об этом: Белов С. В. Мастер книги. С. 10-11.

110 См.: Алянский С. М. Об иллюстрациях к поэме А. Блока «Двенадцать»: Глава из воспоминаний // Блоковский сборник. Тарту, 1964. Сб. 1. С. 437-445. В период подготовки этой публикации у Алянского завязалась переписка с З. Г. Минц. Однажды, сетуя на отсутствие вестей из Тарту, он поинтересовался у М. А. Сергеева: «Здоровы ли Минцы?.. Они (Лотман и Минц. - М. С.) на даче или опять заболел ее муж?». Алянский относился Ю. М. Лотману безо всякого пиетета (см.: ОР РНБ. Ф. 1109. № 603. Л. 40 об.).

111 ОР РНБ. Ф. 1109. № 603. Л. 46.

112 Алянский С. М. Встречи с Александром Блоком. М., 1969. 159 с.; Он же. 2-е изд. М., 1972. 159 с. См. также: Алянский С. М. Встречи с Блоком: Из записок издателя // Новый мир. 1967. № 6. С. 195-206.

113 Цит. по: Белов С. В. Мастер книги. С. 10-11.

114 Цит. по: Алянский Ю. Л. Легкое дыхание. С. 64.

115 См.: ОР РНБ. Ф. 1129. № 558. Л. 9.

116 Там же. Ф. 1109. № 603. Л. 10, 27, 30 об.

117 Там же. Ф. 1449. № 138. Л. 45 об.

118 Сабинин-Кнорре В. Г. Узы и судьбы. С. 151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.