Научная статья на тему 'С. Кара-Мурза. О комиксах'

С. Кара-Мурза. О комиксах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
925
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С. Кара-Мурза. О комиксах»

С Кара-Мурза

О КОМИКСАХ*

Толпа мыслит только образами, и только образы могут сделаться двигателями ее поступков. Образы, как и слова, обладают суггестивным значением и порождают цепную реакцию воображения. Наряду с логосферой в культуре можно выделить особый мир графических и живописных форм, воспринимаемых с помощью зрения. Зрительные образы, как правило, употребляются в совокупности с текстом и числами, что дает многократный кооперативный эффект. Он связан с тем, что соединяются два типа восприятия, которые входят в резонанс. Самые эффективные средства информации всегда основаны на гармоничном многоголосии, они одновременно захватывают и мысль, и художественное чувство.

На этом основана сила воздействия театра и особенно оперы. Воздействуя через разные каналы восприятия, сообщение, «упакованное» в разные типы знаков, способно длительное время поддерживать интерес и внимание человека. Давно известно, что добавление к тексту хотя бы небольшой порции художественных зрительных знаков резко снижает порог усилий, необходимых для восприятия сообщения.

Гениальным изобретением для передачи сообщений людям, не привыкшим читать, были комиксы - короткие упрощенные тексты, каждый фрагмент которых снабжен иллюстрацией. Сначала это были юмористические тексты с рисунками, потом эта удачная форма рас-

* Кара-Мурза С. «О комиксах» // Полюс мира. - Режим доступа: http://foram.polismi.org/index.php?/topic/10976-феноменьI-современной-культурьI/

О комиксах

пространилась на другие типы сообщений, вплоть до сугубо педагогических, а название сохранилось.

Став важной частью массовой культуры США, комиксы в то же время были, пока не появилось телевидение, мощным инструментом идеологии. Можно сказать, что вся история современной американской идеологии неразрывно переплетена с историей комиксов.

Комиксы «вели» среднюю американскую семью из поколения в поколение, создавая стабильную «систему координат» и идеологических норм. Известной серии «Супермен» недавно исполнилось 60 лет непрерывного издания.

В середине 60-х годов в США ежедневно читали комиксы в газетах от 80 до 100 млн человек. Среди читателей газет 58% мужчин и 57% женщин читали в газете только комиксы. Даже во время Второй мировой войны средний читатель газеты сначала прочитывал комикс, а во вторую очередь - военную сводку. Наибольший интерес к комиксам проявляют люди в возрасте 30-39 лет. Однако все дети школьного возраста (99%) читают комиксы регулярно. Обсуждение прочитанных комиксов - главная тема бесед у школьников, что делает этот жанр культуры важнейшим механизмом социализации детей. Вымышленные персонажи и прототипы искусственно созданной «человекообразной расы», такие как Супермен или Бэтмен, стали неотъемлемой и необходимой частью духовного мира американца.

Такой необычайно эффективный «захват» массовой аудитории комиксы смогли обеспечить именно благодаря совмещению текста со зрительными образами.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.