Научная статья на тему 'С. Халилов. Наука о науке (на азерб. языке). Баку: Изд-во Университета «Азербайджан», 2011. 752 с.'

С. Халилов. Наука о науке (на азерб. языке). Баку: Изд-во Университета «Азербайджан», 2011. 752 с. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С. Халилов. Наука о науке (на азерб. языке). Баку: Изд-во Университета «Азербайджан», 2011. 752 с.»

РЕЦЕНЗИИ

С. Халилов. Наука о науке (на азерб. языке).

Баку: Изд-во Университета «Азербайджан», 2011. 752 с.

В современную эпоху удельный вес науки в общественной жизни продолжает расти. Наука как сложная социальная система и логико-эпистемологическая структура является объектом пристального внимания ученых. Это означает, что науковедение остается важной и востребованной областью знания. В целях оптимальной организации науки, определения ее приоритетных областей требуется дальнейшее развитие науковедения как самостоятельного направления исследования.

С этой точки зрения высокой оценки заслуживает книга профессора Салахадди-на Халилова «Наука о науке». Это первый фундаментальный труд по науковедению не только в Азербайджане, но и на всем исламском Востоке. Автор анализирует региональные и общечеловеческие проблемы, исходя из единой методологической позиции, выдвигает ряд практических рекомендаций по реорганизации науки в стране. Взгляды С. Халилова отличаются от решений, данных традиционным науковедением, что объясняется стремлением автора привести восточный и западный образы мыслей к общему знаменателю.

К этой теме профессор С. Халилов обращается не впервые. К системному изучению науки он приступил в 70-е годы прошлого столетия, когда науковедение еще только зарождалось и начинало кристаллизовываться в качестве самостоятельной дисциплины. С. Халилов, один из известных ученых-науковедов СССР, принимал активное участие в разработке альтернативных моделей развития в масштабах страны. Неслучайно его книга по актуальным проблемам научно-технического прогресса в 1987 году была удостоена награды Всесоюзного общества «Знание», а представленный им проект был обсужден в Президиуме АН СССР. Ряд развиваемых в рецензируемой книге идей обсуждались в работе «Основания научно-технического прогресса (логико-методологический анализ)», опубликованной в 1997 году московским издательством «Экономика и информатика». Вместе с тем некоторые из проанализированных в книге вопросов подняты впервые. Рассмотрение проблем науковедения не сквозь призму европоцентризма, а с позиций общечеловеческих ценностей, с учетом специфики науки в постсоветском пространстве является знаменательным событием для всех стран СНГ.

Как известно, ценность научного труда определяется теоретической значимостью рассуждений автора и генерацией новых идей. Содержание книги С. Халилова соответствует этим требованиям. Она, с одной стороны, отличается энцикло-педичностью, полнотой охвата темы, опорой на новейшие мировые достижения в области науковедения, систематичностью и фундаментальностью, с другой — предлагает читателю новый концептуальный подход, содержит много ценных идей и предложений.

Книга построена так, что ее структура фактически воспроизводит структуру исследовательского поля современной науки, естественно, с соответствующими уровнями приближения и обобщения, выражающими авторскую позицию. Позиция же автора состоит в том, что в современную эпоху наука, с одной стороны, представляет собой явление культуры, с другой — выступает в качестве составной части экономики. Так, систематические исследования с целью получения новых научных знаний и использования полученных результатов для удовлетворения практических потребностей страны могут послужить толчком к дальнейшему росту экономики. (Это возможно лишь в том случае, если использование достижений науки будет носить не случайный, а целенаправленный и планомерный характер.) Вместе с тем усвоение людьми правил пользования новой техникой, все большее оснащение окружающей нас природно-социальной среды продуктами научно-технической деятельности способствует росту относительной доли науки в структуре культуры, «онаучиванию» природы и общества. Анализ социальной структуры науки и оптимальных форм ее организации дополняется в книге исследованием науки в логикоэпистемологическом аспекте. Книга профессора С. Халилова дает возможность оценить роль науки как в том, так и в другом ключе. Два этих направления исследования рассматриваются в книге в качестве взаимодополнительных элементов анализа сложной системы «наука».

Наука о науке обязана пользоваться огромным исследовательским багажом, наработанным в различных подсистемах такого сложного феномена, каким является наука. Автор не просто дает обзор исследований в этой области, а выдвигает собственную системную концепцию. Спектр освещаемых в книге проблем простирается от исходного осмысления феномена науки до современного его понимания — прежде всего, через обращение к общесистемным свойствам и характеристикам, что дает возможность моделирования науки как одной из сложных систем, а следовательно, позволяет разобраться в сути и характере данного феномена, а также проанализировать специфику реального функционирования как науки в целом, так и отдельных ее подсистем.

Первая глава книги открывается развернутым введением в проблематику, дается классификация знаний по уровням, устанавливается их связь с качественными переходами в историческом развитии знаний, определяется роль когнитивных знаний в процессе перехода от чувственного созерцания к научной теории и роль технологических знаний в процессе перехода от неосознанных действий к автоматизированному производству. Особое внимание уделяется вопросу о единстве познания и практики. В то же время они рассматриваются в качестве относительно самостоятельных явлений. Если в абстракции и можно провести грань между гносеологией и технологией, научной и практической деятельностью, то при рассмотрении их сквозь социальную призму они, по мнению автора, предстают как внутренние стороны единого сложного процесса.

Особый интерес представляет раздел книги об особенностях научного знания на Востоке и на Западе. Известно, сколь сложна и многогранна проблема диалога культур, диалога культур Востока и Запада. С. Халилов обращает внимание на то, что именно Восток хранит живой дух традиции, а Запад воплощает динамическое начало современной техногенной цивилизации. Идеалом Востока является духовное совершенствование человека, идеалом Запада — господство человека над природой. В соответствии с этим, отмечает автор, естественные науки развивались преимущественно на Западе, на Востоке же доминировал идеал духовного совершенствования.

Один из наиболее ярких сюжетов книги посвящен изучению научно-технического прогресса, определению его границ, анализу его генезиса, сущности и содержания. Философский анализ научно-технического прогресса имеет большое политическое, экономическое и социальное значение. Учитывая это, автор исследует данную проблему, опираясь на анализ реальных исторических процессов. Отслеживая естественноисторический путь научно-технического прогресса, автор определяет круг понятий, необходимых для создания объективной его картины. Анализ исторически складывающихся связей между наукой и техникой позволил констатировать, что эти новые связи до сих пор не были объектом специального исследования. Определив систему «наука-техника», автор отмечает, что это новое явление целесообразно характеризовать именно как «научно-технический прогресс», и исследует его не в традиционном понимании, а как процесс, существующий параллельно с научным и техническим прогрессом и обеспечивающий переход первого во второе. Такое истолкование составляет основу авторской концепции научно-технического прогресса. По мнению исследователя, оценить революционные изменения в области науки и техники можно лишь после определения новой сферы деятельности (научнотехнической деятельности) и нового уровня знания (научно-технического знания), прослеживая собственную историю этой новой деятельности. Другой, не менее значимой идеей данного раздела книги является тезис о необходимости обеспечения соответствия организационной структуры цепи «наука-техника-производство» объективному содержанию и тенденциям развития этого явления. В связи с этим предлагается создать центральную структуру — научно-технический центр — призванную обеспечить оперативное управление научно-технической деятельностью, подобно тому, как Академия наук, являясь единой оперативной структурой, обеспечивает управление системой фундаментальной науки.

В разделе, посвященном анализу связей науки и образования, выдвигается идея о необходимости ускорения интеграционных процессов между наукой и образованием, формирования в высших учебных заведениях атмосферы научного творчества, укрепления всех звеньев в цепи «образование-наука-производство», даются конкретные рекомендации по более полному использованию кадрового потенциала Академии наук в системе образования, а также ориентации научного потенциала вузов на научно-технический прогресс. В связи с этим автор выдвигает предложение о формировании на ступени высшего образования научной среды, поиске новых форм сотрудничества между Академией наук и университетами.

Фундаментальный труд С. Халилова, вынесенный на суд читателей, не ограничивается местными, локальными проблемами и потому представляет интерес и в плане развития науковедения на всем постсоветском пространстве. Так, в книге проанализированы проблемы, характерные для переходного периода. Поскольку модели

науки в больших и малых государствах различаются, то, по мнению автора, доставшиеся нам от гигантского Советского Союза модели организации науки в Азербайджане неоптимальны, что обусловливает необходимость поиска новых организационных форм. Однако этот процесс не может быть стихийным, и любая реформа в этой области должна вестись с учетом мирового опыта, рекомендаций науковедения. Нынешние реформы в Азербайджане нацелены на разработку новой социальноэкономической стратегии развития в целях превращения нефтяного капитала в капитал интеллектуальный. Для реализации этого политико-экономического курса необходимо провести в жизнь комплексные реформы, охватывающие все аспекты развития общества. В свою очередь разработка программы реформ возможна лишь благодаря широким и всесторонним научным исследованиям. По этой причине профессор С. Халилов уделяет особое внимание вопросу об оптимизации роли науки в структуре общества. В книге содержатся ценные предложения, направленные на усиление эффективности научных исследований, создание новых механизмов, призванных служить оперативному использованию полученных научных результатов на практике.

По мнению исследователя, проведение научно-технических реформ без учета общих тенденций развития общества, особенностей современной эпохи, без принятия специальных мер, направленных на гармонизацию общества по завершению любого из интенсивных экономических и техногенных этапов, вряд ли приведет к ожидаемым результатам. Экономические реформы в стране должны быть проведены с учетом человеческого фактора, лежащего в основе всех достижений, без ущерба духовным ценностям. О чем же свидетельствует анализ наличной ситуации? Экономические достижения весомы и значительны, но темпы развития гуманитарных и общественных наук недостаточно высоки. Для обеспечения гармоничного развития нашего общества необходимо умножить значимость гуманитарного мышления.

В небольшой рецензии трудно проанализировать все существенные детали достаточно специального исследования целостной системы науки. Но нельзя не отметить, что в результате проведенного исследования был получен ряд принципиально новых положений. Остановимся на некоторых из них. Во-первых, создана целостная логико-гносеологическая модель человеческой деятельности, от созерцания до искусственных систем, прослежены исторические изменения в логической структуре этого цикла, определено качественное своеобразие современных тенденций в этом процессе. Во-вторых, смоделирована целостная картина научнотехнического прогресса, позволяющая привести к общему знаменателю его логикогносеологические, социальные и экономические аспекты, создать универсальную модель науки. В-третьих, научно-технический прогресс рассмотрен как часть более объемного процесса «наука-техника-производство», определены специфические границы собственно НТП, связи его с другими относительно самостоятельными частями указанного цикла. В-четвертых, научно-технический прогресс рассмотрен как частное в его отношении к всеобщему, что позволило выявить его подлинную сущность. Под «всеобщим» понимается научно-практический прогресс, то есть использование научных знаний не только в области техники, но и в любой другой сфере общественной практики. В-пятых, показано, что использование научных достижений не ограничивается процессом их «применения». «Применение» есть всего лишь конечная ступень в переходе от науки к производству, не имеющая непосредственного отношения к научно-техническому прогрессу, а потому зависящая

от оперативности хозяйственной системы. В-шестых, автором предпринята попытка устранить произвольность в оперировании понятиями «прикладные исследования», «прикладные науки», «технические науки», «технологические дисциплины», «разработки», «проектирование», «изобретательство», «инженерная деятельность».

Думается, проведенный анализ, учет предложенных автором рекомендаций будут способствовать более эффективному управлению наукой.

В целом книга профессора С. Халилова «Наука о науке» является важным вкладом в науковедение на постсоветском пространстве, и мы надеемся, что она послужит восстановлению целостности научного сообщества в странах СНГ.

Рецензент: доктор философских наук, академик НАН Азербайджана Рамиз Мехтиев

А. В. Юревич, И. П. Цапенко. Наука в современном российском обществе /

Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Институт психологии РАН. М.: Институт психологии РАН, 2010

Состояние российской науки в последние двадцать лет многократно обсуждалось в популярных статьях в СМИ, за круглым столом, в докладах и выступлениях с разнообразных трибун. Оценки, хотя и были разнообразны и разнородны, как правило, сводились к словам «кризис», «недофинансирование», «гибель фундаментальной науки» и т. п., мало и редко кто системно анализировал реальные тенденции, включая в проводимый анализ изучение положительных явлений в российской науке.

Книга А. В. Юревича, И. П. Цапенко, известных, не первый год пишущих о науке, авторов, должна быть охарактеризована, прежде всего, как системное исследование феномена. Пять разделов монографии — это экспликация и анализ важнейших аспектов взаимоотношения науки в современном ее состоянии и современного российского общества. Предваряя последующее развитие событий, авторы определяют характер тяжелого положения отечественной науки в 1990-е годы как «функциональный кризис», отмечая его суть: «старые» функции (работа на военно-промышленный комплекс, идеологию) российской науки советского периода остались в прошлом, а новые, «которые характерны для развитых стран», — еще не сформировались. Вместе с тем исследователям представляются важными и некоторые аспекты взаимоотношения науки с разного рода социальными системами в современной России, такими, например, как СМИ, политика, а также с рядом околонаучных явлений.

С первых страниц работы дает о себе знать такой положительный факт, как обращение к многочисленным и разнообразным российским и зарубежным статистическим источникам — OECD Science, Technology and Industry Outlook; OECD Science&Technology Indicators; Science&Engineering Indicators; Eurostat of European

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.