Научная статья на тему 'С.Ч. АЛИЕВ - СОБИРАТЕЛЬ И ПУБЛИКАТОР КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИХ ЗАГАДОК'

С.Ч. АЛИЕВ - СОБИРАТЕЛЬ И ПУБЛИКАТОР КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИХ ЗАГАДОК Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

94
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ЖАНР / ЗАГАДКА / С.Ч. АЛИЕВ / СОБИРАТЕЛЬ / ПУБЛИКАТОР / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / СБОРНИК / ТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Берберов Б. А.

В рамках историографии фольклористики впервые дается оценка многогранной деятельности карачаево-балкарского собирателя, исследователя и публикатора произведений устного народного творчества - Солтана Чорнаевича Алиева (1925-2016). Им выпущены в свет два фундаментальных сборника «Карачаевские пословицы и поговорки» (Черкесск, 1963) и «Карачаевские народные загадки» (Черкесск, 1984). Автор статьи, опираясь на интервью Ф. Байрамуковой, очерк И. Шаманова, а также собственный архивно-полевой материал, воссоздает основные вехи биографии ученого, показывает первопричину его интереса к фольклору, приводит интересные факты, свидетельствующие о незаурядности его ума, таланта, о трудолюбии и любви к родному языку. Во второй части статьи автор крупным планом исследует композиционные и содержательные особенности алиевского сборника загадок. Отмечается жанровое богатство издания, состоящего из 1447 классических загадок, загадок-вопросов, загадок-рассказов, а также шуточных и математических загадок. Ценную и оригинальную часть сборника составляют два авторских предисловия о природе загадки вообще и специфических особенностях карачаево-балкарской загадки. Все архаичные слова и этнографизмы снабжены в конце сборника научными комментариями С.Ч. Алиева. На примере сборника загадок автор статьи отмечает высокую собирательскую, исследовательскую, редакторскую и издательскую культуру карачаевского ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S.CH. ALIEV - COLLECTOR AND PUBLICATOR OF THE KARACHAY-BALKARIAN RIDDLES

In this article, within the framework of the historiography of folklore studies, for the first time, an assessment is given of the multifaceted activities of the Karachay-Balkarian collector, researcher and publisher of works of oral folk art - Soltan Chornayevich Aliev (1925-2016). He published two fundamental collections «Karachay proverbs and sayings» (Cherkessk, 1963) and «Riddles of the Karachay people» (Cherkessk, 1984). The author of the article, relying on an interview with F. Bayramukova, an essay by I. Shamanov, as well as his own archival field material, recreates the main milestones of the scientist's biography, shows the root cause of his interest in folklore, provides interesting facts testifying to the uncommonness of his mind, talent, hard work and love for the native language. In the second part of the article, the author explores in closeup the compositional and substantive features of Aliyev's collection of riddles. The genre richness of the publication is noted, consisting of 1447 classic riddles, riddles-questions, riddlesfairy tales, as well as comic and mathematical riddles. A valuable and original part of the collection is made up of two author's prefaces about the nature of the riddle in general and the specific features of the Karachay-Balkarian riddle. All archaic words and ethnographicisms are provided at the end of the collection with scientific comments by S.U. Aliev. Using the example of a collection of riddles, the author of the article notes the high collecting, research, editorial and publishing culture of the Karachay scientist.

Текст научной работы на тему «С.Ч. АЛИЕВ - СОБИРАТЕЛЬ И ПУБЛИКАТОР КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИХ ЗАГАДОК»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 5 (103) 2021

-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 82-14; 398.61 Научная статья

В01: 10.35330/1991-6639-2021-5-103-93-99

С.Ч. АЛИЕВ - СОБИРАТЕЛЬ И ПУБЛИКАТОР КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИХ ЗАГАДОК

Б.А. БЕРБЕРОВ

Институт гуманитарных исследований -филиал Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук 360000, Россия, Нальчик, ул. Пушкина, 18

Аннотация. В рамках историографии фольклористики впервые дается оценка многогранной деятельности карачаево-балкарского собирателя, исследователя и публикатора произведений устного народного творчества - Солтана Чорнаевича Алиева (1925-2016). Им выпущены в свет два фундаментальных сборника «Карачаевские пословицы и поговорки» (Черкесск, 1963) и «Карачаевские народные загадки» (Черкесск, 1984). Автор статьи, опираясь на интервью Ф. Байрамуко-вой, очерк И. Шаманова, а также собственный архивно-полевой материал, воссоздает основные вехи биографии ученого, показывает первопричину его интереса к фольклору, приводит интересные факты, свидетельствующие о незаурядности его ума, таланта, о трудолюбии и любви к родному языку. Во второй части статьи автор крупным планом исследует композиционные и содержательные особенности алиевского сборника загадок. Отмечается жанровое богатство издания, состоящего из 1447 классических загадок, загадок-вопросов, загадок-рассказов, а также шуточных и математических загадок. Ценную и оригинальную часть сборника составляют два авторских предисловия о природе загадки вообще и специфических особенностях карачаево-балкарской загадки. Все архаичные слова и этнографизмы снабжены в конце сборника научными комментариями С.Ч. Алиева. На примере сборника загадок автор статьи отмечает высокую собирательскую, исследовательскую, редакторскую и издательскую культуру карачаевского ученого.

Ключевые слова: карачаево-балкарский фольклор, жанр, загадка, С.Ч. Алиев, собиратель, публикатор, исследователь, сборник, тематическая классификация, народная педагогика.

Статья поступила в редакцию 20.09.2021 Принята к публикации 12.10.2021

Для цитирования. Берберов Б.А. С.Ч. Алиев - собиратель и публикатор карачаево-балкарских загадок // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2021. № 5 (103). С. 93-99. Б01: 10.35330/1991-6639-2021-5-103-93-99

На сегодняшний день карачаево-балкарский фольклор, вбирающий в себя жанровое многообразие песен, преданий, легенд, сказаний, пословиц, поговорок, загадок, по праву может считаться тщательно собранной, атрибутированной и введенной в научный оборот оригинальной субкультурой. В этом большая заслуга не только официальных научно-исследовательских институтов, но и отдельных энтузиастов, самородков, тонких ценителей, знатоков и любителей народного слова. Одним из таких уникальных «энциклопедистов», всю свою сознательную жизнь посвятивших сбору и презентации миру произведений национального фольклора, является карачаево-балкарский ученый, фольклорист, публицист, заслуженный деятель искусств КЧР Солтан Чорнаевич Алиев.

При знакомстве с творчеством ученого бросается в глаза феноменальная популярность его фундаментальных трудов, обратно пропорциональная безвестности его имени. Многие молодые ученые, составители учебников, публицисты, журналисты, студенты, школьники

© Берберов Б.А., 2021

черпают из его сборников необходимый материал, мало задумываясь об их авторе-составителе и его титанической многоуровневой работе.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью хотя бы вкратце воссоздать научный портрет самоотверженного исследователя и дать объективную оценку масштабному вкладу С.Ч. Алиева в развитие карачаево-балкарской фольклористики. Собственно эти два взаимосвязанных фактора определяют целевую направленность настоящей статьи. Разные аспекты проблемы карачаево-балкарской загадки освещались в трудах Б.А. Берберова [1; 2], Ж.М. Локъяевой [3], Р. А.-К. Ортабаевой [4] и др.

Биографические сведения о С.Ч. Алиеве, имеющиеся в открытой печати, крайне скудны. В биографическом словаре «Известные люди Карачаево-Черкесии» [5, с. 52-53], составленном историком К.С.-Б. Урусовым, в краткой форме воспроизводятся основные вехи его жизни. Более подробная научная биография ученого дана в очерке директора Карачаевского НИИ кандидата исторических наук И.М. Шаманова под заголовком «В когорте славных сыновей» [6, с. 50].

Если из обоих биографических очерков вычленить наиболее ценную информацию, то она сводится к следующему. Солтан Чорнаевич Алиев родился 3 мая 1925 г., окончил Элькушскую среднюю школу с похвальным листом в 1940 г., после чего продолжил образование на Микоян-Шахарском (ныне - г. Карачаевск) педфаке. Дипломированному специалисту после возращения домой в условиях дефицита грамотных людей довелось работать в самых разных сферах: учетчик колхоза, налоговый агент, начальник отделения почтовой связи, секретарь райкома комсомола. Как свидетельствуют биографы, Солтану Алиеву было всего 16 лет, когда его назначили председателем Элькушского сельсовета. По этому факту можно судить о незаурядных человеческих и профессиональных качествах самого молодого «градоначальника» за всю историю Карачая, который уже в те годы мог решать достаточно глобальные организационные и управленческие проблемы своего края.

Просветительским термином «энциклопедисты» в широком смысле принято обозначать людей, которые в интенсивный период культурной революции берутся за решение любых созидательных задач, лишь бы помочь собственному народу «выйти из состояния несовершеннолетия» [7, с. 823]. Без всякого преувеличения «энциклопедистом» можно назвать С.Ч. Алиева, который с ранних лет свою трудовую, физическую деятельность гармонично сочетал с интеллектуально-творческой. Будучи еще школьником, он публикует заметки об особенностях сельской жизни в молодежной газете Орджоникидзевского (ныне Ставропольского) края под названием «Сталинские ребята».

В годы депортации он продолжает оттачивать свое журналистское перо, публикуя актуальные материалы в газетах «Хлопкороб», «Южно-Казахстанская правда», «Правда Казахстана», «Советское хлопководство».

После возвращения на историческую родину в 1957 году С.Ч. Алиев с огромным энтузиазмом взялся за решение культурно-просветительских задач и пропаганду научных знаний, работая в областном радиокомитете и газете «Красный Карачай». Как краевед, журналист, общественный деятель, подвижник он занимается вопросами организации областного литературного объединения, детских спортивных клубов, Совета по охране памятников истории и культуры.

Однако несмотря на колоссальный объем профессиональных и общественных работ, главным делом всей жизни С.Ч. Алиева являлся сбор произведений национального фольклора. Он ушел из жизни 16 сентября 2016 года. К счастью, народный поэт КЧР Ф. Байра-мукова успела взять у него небольшое интервью, где он рассказывает о первопричине своего интереса к устному народному творчеству: «В период депортации, особенно первые годы, мной двигала одна горькая мысль: если моему народу суждено погибнуть на чужбине, пусть останутся его пословицы. Собирая по крупицам у умирающих от голода, от тоски, от унижений и боли людей, я думал: "прочитав их, обязательно скажут, что народ карачаевский был мудрым!"» [8, с. 49].

Северокавказские репатрианты, возвращавшиеся в конце 1950-х гг. на родину из Средней Азии и Казахстана, имели при себе груз разного рода. Подавляющую же долю багажа С.Ч. Алиева составляли школьные тетради, куда он на протяжении 14 лет депортации записывал пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы, антропонимы, названия растений, песни и сказки своего народа.

Как отмечает Ф.И. Байрамукова, «умирающие старики и матери с благодарностью говорили ему: «Наши слова будут повторять живые», и как последний вздох, как завещание «отдавали» они «нартские слова» («нарт сёзле» - Б.Б.) молодому человеку» [8, с. 49]. По свидетельству современников С.Ч. Алиева, у него была привычка всегда держать в нагрудном кармане карандаш и тетрадные листы. Где бы он ни очутился - на народном собрании (ныгыш), на свадьбе, на похоронах, в гостях, в кошаре пастухов - чутким ухом фольклориста он подмечал, улавливал вербальные «жемчужинки», которые тут же записывал. Вся правда о неустанной собирательской работе карачаевского ученого-фольклориста нашла отражение в восторженных словах журналиста, писателя Ф.И. Бай-рамуковой, побывавшей у него дома и увидевшей его в рабочем кабинете: «Его архиву может позавидовать любой научно-исследовательский институт» [8, с. 49].

При этом Солтан Чорнаевич не был «кабинетным» ученым. Он нес свои знания в массы, часто встречался со студентами, школьниками, делился с ними своими откровениями, своим опытом в области карачаево-балкарского языкознания. Об одной из таких запомнившихся встреч с именитым златоустом, признанным знатоком родного языка рассказывает заслуженный учитель КЧР, краевед Халимат Ильясовна Акбаева (Салпагарова). «Как-то я обратилась к Солтану Чорнаевичу с предложением провести классный час с моими учениками 7-го класса в Терезинской средней школе Малокарачаевского района на тему «Почему важно знать родной язык?» Это был необычный урок. Гость явился с целой серией ребусов, загадок, головоломок, палиндромов, над которыми дети с увлечением «ломали головы». К примеру, он предложил юным лингвистам назвать популярное русское слово (существительное), которое чудесным образом «состоит» из трех карачаево-балкарских глаголов в повелительной форме. Задача оказалась не под силу ребятам. Каково же было их удивление, когда ученый назвал это «волшебное» слово - «баскетбол» (бас - наступай, кет - уходи, бол - будь)! Этот небольшой пример из области занимательной лингвистики послужил началом для серьезного разговора С.Ч. Алиева с подрастающим поколением о любви к родному языку, внимании к лексическим параллелям в других языках, вопросам этимологии. Также он аргументированно призывал школьников совершенствовать свои знания по русскому и иностранным языкам» .

При жизни С.Ч. Алиеву удалось выпустить в свет два фундаментальных издания -«Къарачай нарт сёзле» (Карачаевские пословицы и поговорки) [9] и «Къарачай халкъны эл берген джомакълары» (Карачаевские народные загадки) [10] (1447 единиц), которые пользуются повышенным спросом, как у филологов-профессионалов, так и любителей родной словесности. К сожалению, среди неизданных рукописей все еще числятся такие актуальные труды, как «Карачаевский фразеологический словарь», «Словарь карачаевских имен», «Энциклопедический словарь исторических личностей Карачая», «Карачаево-русский словарь названий растений». Согласно имеющимся у нас данным родной брат ученого Али-Мурат Чорнаевич Алиев в настоящее время прикладывает максимум усилий для того, чтобы названные рукописи были приведены в надлежащий вид и нашли путь к заинтересованному и вдумчивому читателю.

В ходе дальнейшего исследования на примере алиевского сборника загадок мы хотим показать, насколько скрупулезно и ответственно фольклорист решал задачи, связанные с классификацией материала, его презентацией, составлением научных комментариев.

*Со слов Х.И. Акбаевой (Салпагаровой)

Судя по высоким квалификационным характеристикам названного сборника, бесспорно, С.Ч. Алиев - больше, чем собиратель и публикатор фольклорных текстов. Начнем с того, что основной корпус книги предваряется двумя вступительными статьями.

Первая из них обращена к рядовым читателям. В ней автор со ссылками на А.М. Горького, А.Н. Дьячкова-Тарасова, В. Преле, В.И. Даля рассказывает о значимости фольклора в духовном развитии молодого поколения. Здесь он делится своим опытом сбора и классификации карачаево-балкарских загадок, приводит их «диалектные» варианты, рассуждает об «архети-пических» загадках, которые бытуют в разных национальных культурах.

Касается ученый и такой деликатной темы, как загадки эротического содержания с нестандартной, нецензурной лексикой. Выступая в этом вопросе за объективное отражение фольклорного материала без «пуританских» ограничений, он приводит слова В.И. Даля: «Кто дал тебе право выбирать и браковать? Ведь ты набираешь не цветник, а сборник» [10, с. 7].

Вторая вступительная статья по исследовательской глубине, композиционной стройности и логике изложения материала напоминает лаконичную диссертацию о специфике карачаево-балкарской загадки. Свое повествование автор начинает с античных времен, со ссылки на афористическое определение Аристотеля о том, что «загадка - это искусно составленная метафора». Интересны и важны теоретические рассуждения С.Ч. Алиева об истории возникновения жанра, связи загадки с табуированным языком древних людей, о ее внутрижанровых разновидностях, тематическом диапазоне, ее образно-символическом богатстве, воспитательно-просветительском значении, соотнесенности загадки с другими фольклорными жанрами. Все свои теоретические положения автор умело подкрепляет яркими примерами из карачаево-балкарского фольклора.

Основной корпус сборника состоит из 21 тематического блока: «Адам. Джашау. Ёлюм» («Человек. Жизнь. Смерть»), «Урунуу» («Трудовая деятельность»), «Ашарыкъ-ичерик» («Пища. Напитки»), «Юй рысхы» («Домашнее хозяйство»), «Кийимле бла джасаула» («Одежда и украшения»), «Мекямла бла мекям керекле» («Здания и постройки»), «От бла джарыкъ» («Огонь и свет»), «Окъуу-билим бла окъуу керекле» («Образование, просвещение и учебные принадлежности»), «Той-оюн бла той-оюн керекле» («Свадьба, игры и атрибутика»), «Сабий оюнла бла оюнчакъла» («Детские игры и игрушки»), «Ташыу бла джолоучулукъ» («Транспорт и путешествие»), «Техника бла иш керекле» («Техника и рабочие инструменты»), «Дуния» («Мироздание»), «Джер байлыкъ» («Полезные ископаемые»), «Битимле» («Злаковые культуры»), «Ёсюмле» («Флора»), «Кёгетле» («Фрукты, овощи»), «Хайыуанла» («Домашние животные»), «Джаныуарла» («Дикие животные»), «Къанатлыла» («Птицы»), «Эскилик» («Архаичный мир»).

Каждый из названных блоков в свою очередь подразделен на еще более мелкие, специализированные разделы. Вот, к примеру, внутреннее содержание блока «Урунуу» («Трудовая деятельность»): «Иш-къуллукъ» («Работа-служба»), «Малчылыкъ» («Животноводство»), «Джерчилик» («Земледелие»), «Балчылыкъ» («Пчеловодство»), «Уучулукъ» («Охота»), «Чабакъ тутуу» («Рыболовство»).

Анализируя свой собственноручно собранный фольклорный материал, С.Ч. Алиев обратил внимание на то, что, кроме классической загадки, существуют и другие, довольно оригинальные по форме «загадочные комплексы», стилизованные под смежные жанры. Все такого рода «диффузные» поджанры он собрал в единый блок, включив в него «загадки-вопросы», «шуточные загадки», «арифметические загадки» и «загадки-сказки».

По-настоящему увлеченный человек, занимающийся сбором родного фольклора, всегда стремится к созданию панорамной картины без пробелов во времени. С.Ч. Алиев не мог смириться с тем, что процесс создания загадок фактически прервался с наступлением новой ци-вилизационной эры. Получалось, что архаичные люди сумели под загадки метафоризировать предметы окружающего их мира, а современные - нет. Ввиду этого огромное количество артефактов, порожденных научно-технической революцией, осталось за бортом загадки.

Карачаевский ученый весьма оригинально решил эту проблему. Он с этим «соцзака-зом» обратился к ведущим поэтам и писателям КЧР, и они, движимые чувством ответственности за развитие родной культуры, создали 57 авторских загадок на темы «самолет», «бульдозер», «трактор», «телефон», «телевизор», «радио», «авторучка», «географическая карта», «календарь», «почтовый ящик», «газета» и др. Имея в виду именно это ценное качество разностадиальности фольклора, современные ученые пишут: «Фольклорный мир помещает в себя события и персонажи разных времен, позволяя им вести между собой активный диалог и обмен информацией и своим «населением» - действующими лицами. Таким образом возникает разностадиальное, равномерное, разнокачественное, но все же единое фольклорное время и пространство, в котором соседствуют прошлое и настоящее, отжившее и актуальное» [11, с. 3].

В конце книги С.Ч. Алиев с благодарностью перечисляет имена этих «писателей-благотворителей»: Хусея Джаубаева, Кулины Салпагаровой, Азамата Суюнчева, Османа Хубиева и др. В заключительной части с такой же тщательностью автор приводит полный список своих информантов и дает их паспортные данные.

Отечественный ученый А.А. Арзамазов, занимающийся актуальной проблемой сохранения и развития духовных ценностей миноритарных народов России, с тревогой отмечает, что «на сегодняшний день ощущается явный дефицит научных работ систематизирующего характера» [12, с. 5]. В этом контексте с особой отчетливостью осознается культурологическая значимость творческого наследия С.Ч. Алиева, всю свою жизнь посвятившего сбору и публикации произведений национального фольклора, в том числе народных загадок, в которых отразилось этноспецифическое мировидение карачаево-балкарского народа.

По информации, содержащейся в этих микротекстах, можно судить об особенностях географии, истории, мифологии, психологии, бытовой культуры горцев Северного Кавказа. Загадки имеют тесную, логически обусловленную связь и с народной педагогикой. Посредством элберов (карачаево-балкарское название загадки) дети могут совершенствовать свои интеллектуальные возможности, расширять кругозор, приближаться к разгадке многих тайн мироздания. По мнению ученых, «загадка - поэзия, соединенная с игрой ума» [13, с. 102]. Судя по данному справедливому афористическому выражению, еще одна важнейшая роль загадки заключается в пробуждении у ребенка интереса к красоте и богатству родного языка. Все эти факты прямо и косвенно указывают на огромный вклад С.Ч. Алиева не только в развитие национальной фольклористики, но и в целом в дело просвещения народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берберов Б.А. Функциональный потенциал антонимов в карачаево-балкарской загадке // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2021. № 3. С. 126-132.

2. Берберов Б.А. Этнокультурные особенности карачаево-балкарской загадки // Известия СОИГСИ, 2021. № 40. С. 130-139.

3. Локъяева Ж.М. Тематические и художественные особенности жанра загадки в карачаево-балкарском фольклоре // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2021. № 3. С. 133-139.

4. Ортабаева Р.А.-К. Къарачай-малкъар халкъны эл берген джомакълары (Карачаево-балкарские народные загадки). Оригиналы и переводы на русский язык // Загадки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: РГБУ КЧИГИ, 2011. С. 83-124.

5. Известные люди Карачаево-Черкесии. Краткий библиографический словарь. Том I. Черкесск, 1997. С. 52-53.

6. Шаманов И.М. В когорте славных сыновей // Журнал «Эльбрусоид». 2007. № 4. С. 50.

7. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. Москва: Интелвак, 2003. 799 с.

8. Байрамукова Ф.И. Кладезь народной мудрости // Журнал «Эльбрусоид». 2007. № 4. С. 49.

9. Алиев С.Ч. Къарачай нарт сёзле (Карачаевские пословицы и поговорки). Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1963. 482 с.

10. Алиев С.Ч. Къарачай халкъны эл берген джомакълары (Карачаевские народные загадки). Черкесск: Ставропольское книжное издательство (Карачаево-Черкесское отд.). 1984. 216 с.

11. Шаронова Е.А. Устное народное творчество: учеб. пособие. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2019. 96 с.

12. Арзамазов А.А. Литература народов России: литература народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Москва: Юрайт, 2021. 248 с.

13. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Ленинград: Просвещение, 1983. 416 с.

Информация об авторе

Берберов Бурхан Абуюсуфович, д-р филол. наук, вед. науч. сотр., зав. сектором карачаево-балкарского фольклора Института гуманитарных исследований - филиала Кабардино-Балкарского научного центра РАН;

360000, Россия, Нальчик, ул. Пушкина, 18;

burhan_berberov@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0001 -5417-8144

REFERENCES

1. Berberov B.A. The functional potential of antonyms in the Karachay-Balkarian riddle. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN [News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of RAS]. 2021. No. 3. Pp. 126-132. (in Russian)

2. Berberov B.A. Ethnocultural features of the Karachay-Balkarian riddle. Izvestiya SOIGSI [News of SOIGSI]. 2021. No. 40. Pp. 130-139. (in Russian)

3. Lokyaeva Zh.M. Thematic and artistic features of the genre of riddles in the Karachay-Balkarian folklore. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN [News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of RAS]. 2021. No. 3. Pp. 133-139. (in Russian)

4. Ortabaeva R.A.-K. K"arachay-malk"ar khalk"ny el bergen dzhomak"lary (Karachayevo-balkarskiye narodnyye zagadki). Originaly i perevody na russkiy yazyk [Qarachay-malkar khalkuny el bergen dzhomaklary (Karachay-Balkarian folk riddles). Originals and translations into Russian]. Zagadki narodov Karachayevo-Cherkesii [Riddles of the peoples of Karachay-Cherkessia]. Cherkessk: RSBU KCHIGI, 2011. Pp. 83-124.

5. Izvestnyye lyudi Karachayevo-Cherkesii. Kratkiy bibliograficheskiy slovar' [Famous people of Karachay-Cherkessia. Brief bibliographic dictionary]. Vol. 1. Cherkessk, 1997. Pp. 52-53. (in Russian)

6. Shamanov I.M. In the cohort of glorious sons. Zhurnal El'brusoid [Elbrusoid magazine]. No. 4. 2007. P. 50. (in Russian)

7. Literaturnaya entsiklopediya terminov i ponyatiy [Literary encyclopedia of terms and concepts] / Editorship of A.N. Nikolyukin. Institute of scientific information on social sciences RAS. Moscow: Intelvak, 2003. 799 pp. (in Russian)

8. Bayramukova F.I. A well of folk wisdom. ZhurnalEl'brusoid [Elbrusoid magazine]. No. 4. 2007. P. 49. (in Russian)

9. Aliev S.Ch. K"arachay nart sozle (Karachayevskiye poslovitsy i pogovorki) [Qarachay nart sozle (Karachay proverbs and sayings)]. Cherkessk: Karachaevo-Cherkesskoe knizhnoe izdatel'stvo. 1963. 482 p.

10. Aliev S.Ch. K"arachay khalk"ny el bergen dzhomak"lary (Karachayevskiye narodnyye zagadki) [Qarachay khalkuny el bergen jomak'lary (Karachay folk riddles)]. Cherkessk: Stavropol'skoye knizhnoye izdatel'stvo (Karachayevo-Cherkesskoye otdelenie). 1984. 216 p.

11. Sharonova E.A. Ustnoye narodnoye tvorchestvo: ucheb. posobiye [Oral folk art: textbook]. Saransk: Izdatel'stvo Mordovskogo universiteta, 2019. 96 p. (in Russian)

12. Arzamazov A.A. Literatura narodov Rossii: literatura narodov Kraynego Severa i Dal'nego Vostoka [Literature of the peoples of Russia: the literature of the peoples of the Far North and the Far East]. Moscow: Yurayt, 2021. 248 p. (in Russian)

13. Anikin V.P., Kruglov Yu.G. Russkoye narodnoye poeticheskoye tvorchestvo [Russian folk poetry]. Leningrad: Prosveshcheniye, 1983. 416 p. (in Russian)

Original article

S.CH. ALIEV - COLLECTOR AND PUBLICATOR OF THE KARACHAY-BALKARIAN RIDDLES

B.A. BERBEROV

Institute of Humanitarian Researches -branch of Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences 360000, Russia, Nalchik, 18 Pushkin street

Annotation. In this article, within the framework of the historiography of folklore studies, for the first time, an assessment is given of the multifaceted activities of the Karachay-Balkarian collector, researcher and publisher of works of oral folk art - Soltan Chornayevich Aliev (1925-2016). He published two fundamental collections «Karachay proverbs and sayings» (Cherkessk, 1963) and «Riddles of the Karachay people» (Cherkessk, 1984). The author of the article, relying on an interview with F. Bayramukova, an essay by I. Shamanov, as well as his own archival field material, recreates the main milestones of the scientist's biography, shows the root cause of his interest in folklore, provides interesting facts testifying to the uncommonness of his mind, talent, hard work and love for the native language. In the second part of the article, the author explores in close-up the compositional and substantive features of Aliyev's collection of riddles. The genre richness of the publication is noted, consisting of 1447 classic riddles, riddles-questions, riddles-fairy tales, as well as comic and mathematical riddles. A valuable and original part of the collection is made up of two author's prefaces about the nature of the riddle in general and the specific features of the Karachay-Balkarian riddle. All archaic words and ethnographicisms are provided at the end of the collection with scientific comments by S.U. Aliev. Using the example of a collection of riddles, the author of the article notes the high collecting, research, editorial and publishing culture of the Kara-chay scientist.

Keywords: Karachay-Balkarian folklore, genre, riddle, S.Ch. Aliev, collector, publisher, researcher, collection, thematic classification, folk pedagogy.

The article was submitted 20.09.2021 Acceptedforpublication 12.10.2021

For citation. Berberov B.A. S.Ch. Aliev - collector and publicator of the Karachay-Balkarian riddles. News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of RAS. 2021. No. 5 (103). Pp. 93-99. DOI: 10.35330/1991-6639-2021-5-103-93-99

Information about the author

Berberov Burkhan Abuyusufovich, Doctor of Philology, Leading Researcher, Head of the Kara-chay-Balkarian folklore sector of the Institute of Humanitarian Researches - branch of Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences; 360000, Russia, Nalchik, 18 Pushkin street.

burhan_berberov@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5417-8144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.