ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ
УДК 821.161.1.0 DOI: 10.31249/ШУ2024.01.02
ЖУЛЬКОВА К.А.1 «С БЕЛЫМ БУКЕТОМ ИЗ ДЫМНЫХ РОЗ БЕЖИТ ПАРОВОЗ, ЛЕТИТ ПАРОВОЗ...» : ОБРАЗ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ. ЧАСТЬ П. ЛИТЕРАТУРА. (Обзорная статья)
Аннотация. В статье прослеживается эволюция образа железной дороги в литературе. Утверждается, что в поэзии, прозе, драме процесс осмысления этого образа так же, как в искусстве живописи и кино, был связан с двумя ведущими мотивными комплексами: технического прогресса, получившего развитие преимущественно в XIX - начале ХХ в. и играющего особую роль в искусстве ХХ и XXI вв. мотива пути / дороги, построенного на понимании скоротечности жизни, важности взаимодействия с другими людьми и миром, сопряженного со смежными мотивами попутчика (случайного знакомства, душевного общения, рокового столкновения), вокзала (радостных встреч, горьких расставаний), крушения (неминуемой катастрофы) и др.
Ключевые слова: железная дорога; паровоз; поезд; образ; литература; путь; технический прогресс; метафора; попутчик; вокзал; крушение.
Для цитирования: Жулькова К.А. «С белым букетом из дымных роз бежит паровоз, летит паровоз...» : образ железной дороги в искусстве и литературе. Часть 2. Литература // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. -2024. - № 1. - С. 25-47. - DOI: 10.31249/Ш/2024.01.02
1 Жулькова Карина Алеговна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела литературоведения ИНИОН РАН; karmazhulkova@ rambler.ru
ZHULKOVA K.A.1 "With a white bouquet of smoky roses the puffer is running, the puffer is flying..." : the railroad in Art and Literature, part II: Literature. (Review article)
Abstract. The article traces the evolution of image of the railway in literature. It argues that, just as in painting and cinema, in poetry, prose, drama, the understanding of this image is closely connected with two leading motive complexes: technical progress, which developed mainly in the nineteenth - early twentieth centuries; and the path/road motif, which plays a special role in the twentieth and twenty first centuries art and bases on understanding of the transience of life, the importance of interaction with other people and the world, in close correlation with the motifs of fellow traveler (casual acquaintance, emotional communication, fatal collision), railway station (joyful meetings, bitter partings), crash (imminent catastrophe) and etc.
Keywords: railroad; puffer; locomotive; image; path; technical progress; metaphor; companion; railway station; crash.
To cite this article: Zhulkova, Karina A. "'With a white bouquet of smoky roses the puffer is running, the puffer is flying.'" : the railroad in art and literature, part II: Literature", Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 7: Literary studies, no. 1, 2024, pp. 25-47. DOI: 10.31249/lit/2024.01.02 (In Russian)
Образ железной дороги уже с XIX в. становится неотъемлемой частью культуры. Характер функционирования этого образа определяется релевантностью его символического содержания потребностям соответствующей исторической эпохи.
Если в XIX - начале ХХ в., когда только появляется потребность вписать новый вид транспорта в неспешную «дожелезнодо-рожную» жизнь, ведущую роль играют мотивы силы и мощи, движения и скорости, символизирующие технический прогресс, то позднее, в ХХ-XXI вв., особое значение приобретают мотивы пути, судьбы человека и страны, а также смежные с ними: мотив попутчика, когда беседа со случайным знакомым перерастает в исповедь или роковое столкновение; мотив вокзала - места встреч и
1 Zhulkova Karina Alegovna - Candidate in Philology, Senior Researcher of the Department of Literary Studies, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences; karinazhulkova@rambler.ru
расставаний - который становится наиболее актуальным во время войны; мотив крушения, связанный с ощущением катастрофы в жизни отдельного человека или мира в целом.
О широкой репрезентации образа железной дороги в мировом искусстве (живопись, кинематограф) говорилось в первой части данной обзорной статьи1, материал, положенный в основу второй части, свидетельствует о том, что сходные процессы осмысления железной дороги как уникального явления наблюдаются и в литературе.
«Железнодорожная» тема обнаруживается в огромном корпусе художественных текстов. Русская и европейская поэзия XIX в. - объект исследования Г.Ю. Филипповского и Л.И. Зиминой [Филипповский, 2018; Филипповский, Зимина, 2019]. Рассматривая метафорическое поле концепта «железная дорога», исследователи обращаются к эпохе, когда такой вид транспорта еще представлялся «экзотикой», становясь «достоянием романтического сознания» и предметом философского осмысления. Анализ таких лирических произведений, как «Паровой конь» (Das Dampfroß) (1830) А. фон Шамиссо, «К Весне» (An den Frühling) Н. Ленау (1838), сонеты У. Вордсворта (1844), «Две дороги» (1836) Ф.Н. Глинки, «Проезд через Францию в 1851 г.» П.А. Вяземского, а также малая поэма «Железная дорога» (1864) Н.А Некрасова, приводит авторов статьи к выводам о том, что «романтический контекст железной дороги сопряжен <...> с размышлениями о будущем развитии человечества и его прогресса в технической сфере и сфере коммуникации» [Филипповский, Зимина, 2019, с. 8].
В стихотворении «К Весне» (1838) немецкого поэта-романтика Н. Ленау лирический герой задумывается об агрессивном вызове, который железная дорога бросает человеку и природе: «Сквозь всю зеленую рощу В стремительной гонке прогрызается железная дорога Твой незваный гость. / Деревья падают влево и вправо Тут, где она прорывается вперед, Твою цветущую природу Она, грубая, не щадит» [Филипповский, Зимина, 2019, с. 11]. Так, образ весны - излюбленный образ немецких поэтов-романтиков, популярный в фольклоре и средневековом миннезанге, встречается с образом железной дороги, новым и чуждым. Обостряя между
1 См.: [Жулькова, 2023].
ними противоречие, звучит вопрос: «Благословляешь ли ты этот поезд, Который проносится мимо? Или, Весна, ты качаешь Печально головой?» (цит. по: [Филипповский, Зимина, 2019, с. 12]). В лирическом послании, обращенном к Весне, чей солнечный свет и теплый поцелуй приносят радость существования, поэт-романтик выражает беспокойство за будущее человечества, выражает сомнение в том, что ворвавшиеся в природу инородные силы не нарушат этой радости бытия.
«Механическая поступь цивилизации, "наезжающей" на первообразную, "первобытную" чистоту, простоту, незамутнен-ность» представлена в образах железной дороги и П.А. Вяземским [Филипповский, Зимина, 2019, с. 9].
Рассматривая стихотворение Вяземского «Проезд через Францию в 1851 г.», исследователи при цитировании, к сожалению, искажают первую строфу, нарушая рифму: «Когда железные дороги Избороздили целый мир <...> И колымажные берлоги -Дела давно минувших дней» [Филипповский, Зимина, 2019, с. 10], -у Вяземского: «Когда железные дороги / Избороздили целый свет / И колымажные берлоги - / "Дела давно минувших лет"»1. Анализ этого четверостишия, по мнению Г.Ю. Филипповского и Л.И. Зиминой, помогает выявить знаковый и концептуальный характер контраста, выраженного в его первой-второй и третьей-четвертой строках, так как закрепленный за цитатой из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» позитивный контекст подчеркивает ироническую оппозицию «колымажных берлог» негативно раскрываемому образу железной дороги, посредством которого обнажается мысль о том, что русский человек, достигший «местечка Парижа»2, вызывает «подозрение и неприятие как пришелец из мира "дожелез-ной езды"» [Филипповский, Зимина, 2019, с. 10].
Авторы статьи не упоминают о другом поэтическом тексте Вяземского, на наш взгляд, более подходящем для подтверждения тезиса о романтическом понимании поэтом «свободы личности вне любой механистичности и заорганизованности» [Филиппов-
1 Вяземский П.А. Полн. собр. соч. : в 12 т. - Санкт-Петербург : типография М.М. Стасюлевича, 1880. - Т. 4 : Стихотворения. Часть вторая. 1828-1852. -С. 372.
2 Там же.
ский, Зимина, 2019, с. 9]. Это стихотворение - «Ночью на железной дороге между Прагой и Веной»1, оно было написано в 1853 г., а впервые опубликовано в 18672. Вяземский сравнивает поезд с несущимся к разверзлой могиле «полночным конем» из баллады В.А. Жуковского «Людмила». «Страшная сказка» у Вяземского вполне сопоставима с былью: «Сказку быль опередила / В наши опытные дни: / Огнедышащая сила, / Силам адовым сродни»3. Инфернальная сущность парового гиганта вызывает страх, поезд представляется чудовищем: «Змий - не змий и конь - не конь, / Зверь чудовищно огромный, / Весь он пар, и весь огонь!»4 Одержимый злым роком, он летит неукротимо, «как божья кара», то ныряя во «мраки ада», то всплывая. В развернутой метафоре, основанной на сравнении паровой машины с огненным змием, кометой и железным конем: «Род кометы быстротечной, / По про-странностям земным / Хвост его многоколечный / Длинно тянется за ним. / Бьют железные копыта / По чугунной мостовой. / Авангард его и свита - / Грохот, гул, и визг, и вой»5 - поэт показывает гибельность пути технического прогресса.
Остроумно и ярко воссоздается страх противников прогресса перед «огненным змием», которого «стали запрягать» «для-ради скорости», в диалоге Кабанихи и Феклуши в драме А.Н. Островского «Гроза» (1859):
«Феклуша. А я, матушка, так своими глазами видела; конечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат.
1 Вяземский П.А. Полн. собр. соч. : в 12 т. - Санкт-Петербург : типография М.М. Стасюлевича, 1887. - Т. 11. - С. 67-70.
2 Впервые опубл.: Русский. - 1867. - № 1/2, 13 марта. - С. 17.
3 Вяземский П.А. Полн. собр. соч. : в 12 т. - Санкт-Петербург : типография М.М. Стасюлевича, 1887. - Т. 11. - С. 67.
4 Там же.
5 Там же. - С. 68.
Кабанова. Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду»1.
Островскому важно показать не только отчаянное сопротивление действующих лиц пьесы надвигающейся на их старый мир цивилизации, но и ощущение ужаса перед техническими новинками века.
С.Г. Комагина, исследуя мифологические истоки образа железной дороги, отмечает, что «изображение поезда как змея» [Комагина, 2007, с. 76], а железной дороги «как враждебного, хтони-ческого пространства» [Комагина, 2011, с. 45] можно считать традиционным явлением в русской литературе XIX в.2
По мнению Е.А. Мальцевой, железная дорога представляется некой «потусторонней сферой», так как она действительно несет потенциальную угрозу жизни человека. Исследовательница замечает, что традиционно в связи с таким изображением рассматривают «Железную дорогу» НА Некрасова [Мальцева, 2022, с. 5], ввиду того что в этом произведении она «предстает инфернальным вторжением царства мертвецов в прежнюю реальность» [Марти-шина, 2020, с. 30].
Ю.Н. Сытина высказывает подобное мнение в статье «"Русь, куда ж несешься ты?": от "птицы-тройки" до железной дороги (Гоголь, Достоевский и другие)» [Сытина, 2018], в которой акцентирует внимание на том, что железная дорога выступает как некий инфернальный символ иногда даже у «прогрессистски» настроенных авторов: «Мистическим ужасом наполняет ее образ Некрасов в одноименном стихотворении» [Сытина, 2018, с. 128].
Иначе определяя жанр некрасовского произведения, Г.Ю. Филипповский и Л.И. Зимина также указывают на потусторонние видения строителей Николаевской железной дороги (между Москвой и Санкт-Петербургом, 1842-1852) в «известной рус-
1 Островский А.Н. Собр. соч. : в 10 т. - Москва : Художественная литература, 1959. - Т. 2 : Пьесы 1856-1861. - С. 252.
2 Эта традиция сохранилась и в литературе века XX. Исследовательница приводит в доказательство произведения разных родов и жанров, в которых трактовка поезда-змея нашла свое выражение (В. Хлебникова «Змей поезда» (1910), Б. Пастернака «Детство Люверс» (1918), С. Есенина «Сорокоуст» (1920), Б. Пильняка «Заволочье» (1925)). См.: [Комагина, 2011, с. 46].
ской малой поэме 1864 года» [Филипповский, Зимина, 2019, с. 11]. Авторы сопоставляют их с подобными видениями в сонетах английского поэта-романтика У. Вордсворта (1844) и в стихотворении П.А. Вяземского «Дорогою» (1858): «Ходят по погосту аббатства призраки-строители в молитве Вордсворта, бегут по сторонам идущего поезда и поют мертвецы - строители дороги в поэме Некрасова, и "виднеется вблизи. другая дорога. на погост" поэту-романтику Вяземскому» [Филипповский, Зимина, 2019, с. 11].
«Дорогою», написанное Вяземским на пять лет позднее, чем «Ночью на железной дороге между Прагой и Веной», дает основание Г.Ю. Филипповскому и Л.И. Зиминой утверждать, что поэт остается верен себе, так как заканчивает стихотворение мотивом путешествия «без колес и без паров», из-за чего вновь «образ-концепт паровой машины, паровоза, поезда наталкивается на отрицательную коннотацию» [Филипповский, Зимина, 2019, с. 11].
Однако авторы статьи обходят вниманием написанное значительно позже стихотворение «Когда, как будто вихрь попутный...» (1867), в котором образ железной дороги высвечен Вяземским иначе: «отрицательные коннотации» полностью отсутствуют и даже, напротив, «чугунка» благословляется. Лирический герой воспевает «пар» как «пятую стихию», считает, что «царь наш» Пётр, который «матушку Россию» гнал вперед на всех парусах, если бы поднялся из земли, непременно одобрил бы это «чудовище», лишь подосадовал бы, «что чорт сей не при нем рожден»1. Определения «чудовище» и «черт» здесь лишены устрашающего воздействия, а, наоборот, придают поэтической речи одобрительно ироническую тональность.
Восторженным настроением пропитано и лирическое высказывание С.П. Шевырёва «Железная дорога» (1842). Начало строительства пути между Санкт-Петербургом и Москвой вызывает у автора славянофильских убеждений чувство гордости, он тоже видит за «многоплодным подвигом» тень царя - реформатора и просветителя: «Две столицы - два ядра / Сплавит вместе путь железный: / Слышишь это, тень Петра?» Дважды, в первой и последней
1 Вяземский П.А. Полн. собр. соч. : в 12 т. - Санкт-Петербург : типография М.М. Стасюлевича, 1896. - Т. 12 : Стихотворения. Часть четвертая. 1863-1877. -С. 299.
строфе, рефреном звучат слова: «Лягте, горы, встаньте, бездны. / Покоряйся нам, земля. / И катися, путь железный, / От Невы и до Кремля»1, - как гимн человеку - покорителю природы.
В одном из самых известных музыкальных произведений из репертуара Ф.И. Шаляпина (а позднее и Д.А. Хворостовского) в «Попутной песне» («Веселится и ликует / Весь народ»), написанной по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом и вошедшей в цикл романсов М.И. Глинки «Прощание с Петербургом» (1840), слова Н.В. Кукольника о пароходе, как тогда называли паровоз, также явно восторженны: «Дым столбом - кипит, дымится пароход. И быстрее, шибче воли / Поезд мчится в чистом поле»2. Не ужас, а восхищение - основной эмоциональный посыл произведения.
Упованием на скорейшее воссоединение двух столиц заключает статью «Петербургская литература» (1845) В.Г. Белинский: «Великое дело - железная дорога: широкий путь для цивилизации, просвещения и образованности...»3
Анализируя стихотворение Е.А. Баратынского «Последний поэт» («Век шествует путем своим железным.»), впервые опубликованное в «Московском Наблюдателе» в 1835 г.4, В.Г. Белинский горячо возражает лирику: «Бедный век наш - сколько на него нападок, каким чудовищем считают его! И все это за железные дороги, за пароходы - эти великие победы его, уже не над матери-ею только, но над пространством и временем!»5 В споре со славянофилами западник Белинский также использует образ железной
1 Впервые опубл.: Москвитянин. - 1842. - Ч. 2, № 3. - С. 7-10.
2 См.: 45-я параллель: классическая и современная русская поэзия [электронный ресурс]. - URL: https://45parallel.net/nestor_kukolnik/poputnaya_pesnya. html (дата обращения: 5.10.2023).
3 Белинский В.Г. Петербургская литература // Белинский В.Г. Собр. соч. : в 9 т. - Москва : Художественная литература, 1981. - Т. 7 : Статьи, рецензии и заметки, декабрь 1843 - август 1845. См.: Lib .ru / Классика [электронный ресурс]. -URL: http://az.lib.rU/b/belinskij_w_g/text_3250.shtml (дата обращения: 5.10.2023).
4 Баратынский Е. Последний поэт // Московский Наблюдатель. - 1835. -Ч. 1, март, Кн. 1. - С. 30-32.
5 Белинский В.Г. Стихотворения Е. Баратынского // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. : в 13 т. - Москва : Изд-во АН СССР, 1955. - Т. 6. - С. 469.
дороги как символ желанных преобразований и прогресса1. «Иначе и быть не может: свет победит тьму, просвещение победит невежество, образованность победит дикость, а железными дорогами будут побеждены телеги и тройки»2, - пишет он, полемизируя с К.С. Аксаковым по поводу знаменитого лирического отступления в гоголевской поэме «Мертвые души» (1842).
Образы «живой тройки» и «механической железной дороги» остаются главными в продолжении полемики, когда в нее вступает Ф.И. Достоевский. По замечанию Ю.Н. Сытиной, «в его реализме "в высшем смысле" они разрастаются в символы уже не просто разных путей развития России, но двух начал бытия: органического и - при всем безудержье, стремящегося к святости, - и мертвого, инфернального» [Сытина, 2018, с. 115]. Утверждая, что в творчестве Достоевского образ железной дороги - один из наиболее значимых, Ю.Н. Сытина находит сходство в метафорическом восприятии его у Достоевского и других русских мыслителей (Гоголь, Тютчев). По мнению исследовательницы, «нечто зловещее образу железной дороги придает и Л.Н. Толстой в "Анне Карениной", а затем в "Крейцеровой сонате"» [Сытина, 2018, с. 115].
Целый ряд исследований о том, как в романе «Анна Каренина» происходящее с главной героиней в вагоне поезда находит символическое отражение в ее судьбе, приводит в своей статье Н.А. Непомнящих3.
«Анна Каренина» и «Крейцерова соната» Толстого исследуются или просто упоминаются во многих работах, посвященных образу железной дороги (например, см.: [Степаненко, 2005; Пере-верзева, 2008; Непомнящих, 2012; Сытина, 2018; Красовская, 2020;
1 См.: [Сытина, 2020, с. 166].
2 Белинский В.Г. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. : в 13 т. - Москва : Изд-во АН СССР, 1955. - Т. 6. - С. 410-433.
3 Эйхенбаум Б. Лев Толстой : семидесятые годы. - Ленинград : Сов. писатель, 1960. - 295 с.; Сато Ю., Сорокина В.В. Маленький мужик с взъерошенной бородой (Об одном символическом образе в «Анне Карениной») // РЫ1о^юа. -1998. - Т. 5, № 11/13. - С. 139-153; Амелин Г. Письма о русской поэзии. - Москва : Знак, 2009. - 424 с.; Фоменко Л.П. Мотив железной дороги в прозе Платонова // Творчество Андрея Платонова : исследования и материалы. - Кн. 3. - Санкт-Петербург : Наука, 2004. - С. 144-164.
Мартишина, 2020; Макаричев, Горбаренко, 2021])1. Утверждается, что в трактовке железной дороги как символа технического прогресса Толстой не оригинален. Однако несмотря на сходство его позиции с большинством писателей-современников, гораздо более существенным оказывается то, что он «углубляет и обогащает» образ железной дороги, связывает его «со всей нравственной проблематикой» [Степаненко, 2005, с. 39]. Если в романе «Анна Каренина» (1875-1877) железная магистраль - символ «разложения патриархальных устоев, наступления капитализма, несущего гибель отдельно взятой думающей и чувствующей личности, простым и ясным человеческим отношениям» [Переверзева, 2008, с. 25], то в «Крейцеровой сонате» (1889) художественная интерпретация этого явления расширяется, приобретает новое качество выразительности, сохраняя прежнее значение, дополняет его, что проявляется в обличительных монологах главного героя, «за которыми остро чувствуется страх перед бурно наступающей европейской цивилизацией» [Переверзева, 2008, с. 26].
Признание, сделанное Толстым в дневниках: «Железная дорога к путешествию, что бордель к любви. Так же удобно, но так же нечеловечески машинально и убийственно однообразно»2, -художественно реализуется в отношении к поездам его героя Позднышева, который когда «путешествует на тарантасе (спокоен, радушен)», а когда «едет по железной дороге (расстроен, озлоблен)» [Непомнящих, 2012, с. 94].
1 «Обязательным» для пишущих на «железнодорожную» тему становится и упоминание таких произведений, как «Железная дорога» Н.А. Некрасова, см., например: [Степаненко, 2005; Комагина, 2011; Иванов, Сорокина, 2011; Непомнящих, 2012; Сытина, 2018; Филипповский, Зимина, 2019; Красовская, 2020; Мартишина, 2020; Макаричев, Горбаренко, 2021]; «Идиот» Ф.М. Достоевского, см., например: [Степаненко, 2005; Непомнящих, 2012; Сытина, 2018]; «На железной дороге» А.А. Блока, см., например: [Степаненко, 2005; Непомнящих, 2012; Сытина, 2018; Мартишина, 2020; Макаричев, Горбаренко, 2021]; «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака, см., например: [Иванова, 1990; Непомнящих, 2012; Мальцева, 2022].
2 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. : в 90 т. (Юбилейное). - Москва : ГИХЛ, 1928-1958. - Т. 60. - С. 170.
Маркированные чувством страха: «Ох, боюсь я, боюсь я вагонов железной дороги, ужас находит на меня»1; «У!.. Страшная вещь эта соната. И вообще страшная вещь музыка»2, - доминантные образы железной дороги и музыки сливаются в «Крейце-ровой сонате» в единое целое.
Устойчивое символическое значение в художественном мире Толстого приобретают сопутствующие образу железной дороги понятия «поезд», «вагон», «пассажир»3, «попутчик». Драматизм повести раскрывается именно благодаря возможности «рассказать о своей жизни все до конца, ничего не утаивая, перед незнакомыми людьми, с которыми дороги разойдутся навсегда после остановки состава на станции» [Макаричев, Горбаренко, 2021, с. 215].
Неисчерпаемый потенциал для создания драматических или пародийных ситуаций несут в себе неожиданные встречи в вагоне или на перроне. Не случайно А.П. Чехов сталкивает на вокзале героев рассказа «Толстый и тонкий» (1883), в соответствии с этим означающим перемены в жизни местом они меняют отношение друг к другу. На одной из железнодорожных станций любой из огромного множества приезжающих может зайти в конторку и оставить свои замечания, обнаружив при этом собственную безграмотность и глупость, в рассказе «Жалобная книга» (1884). Благодаря вагонным разговорам раскрываются яркие и выразительные характеры персонажей рассказов «В вагоне» (1881), «Загадочная натура» (1883). Однако Чехов пересматривает характерное для своего времени прочтение железной дороги как символа цивилизации. В произведениях последних лет («Дуэль» (1891), «Жена» (1892), «Убийство» (1895), «Моя жизнь» (1896), «На подводе» (1897), «Дама с собачкой» (1899), «Невеста» (1903), «Вишневый сад» (1904)) он постепенно «отвязывает» топос железной дороги от «событийного ряда, смещая акцент от сюжетного движения к движению душевному, внутреннему, расширяя границы художественного впечатления» [Шелемеха, 2017, с. 514].
1 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. : в 90 т. (Юбилейное). - Москва : ГИХЛ, 1928-1958. - Т. 27. - С. 67.
2 Там же. - С. 61.
3 Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. - Ленинград : Наука, 1981. - С. 143.
«Вспомним знаменитые слова Толстого о свече жизни Анны Карениной, погасшей на железной дороге; вспомним мужика, стучащего по железу, из ее сновидений. Вспомним "Век шествует путем своим железным" Баратынского - строки, отразившие мучительные размышления поэта о трагической подоплеке цивилизации и движении прогресса. Стихи Некрасова и Блока, разговоры в поезде Рогожина с Мышкиным», - Н.А. Иванова так обозначает ряд «прародителей» романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (1957). Однако самым «сильным предшественником скрещения» мотивов «природы и железной дороги, т.е. жизни и смерти» у Пастернака Н.А. Иванова считает Толстого [Иванова, 1990, с. 194].
Не случайно, по мнению Н.А. Ивановой, главный герой носит фамилию Живаго, он является «воплощением "духа живаго" в жизни и творчестве», тонкие нити соединяют его «с миром природы, истории, христианства, искусства, русской культуры» [Иванова, 1990, с. 195]. Исследовательница приводит множественные доказательства того, что роман Пастернака построен на противопоставлении «живого (природы, истории, России, любви, Лары, творчества, поэзии, самого Живаго) и мертвого (мертвой буквы, указа, насилия, несущего смерть, братоубийственной войны, мертвящего духа нового мещанства, мертвой, неодушевленно-мертвящей, убивающей железной дороги и всего комплекса мотивов, с нею связанных)» [Иванова, 1990, с. 199].
Симфоническая тема (или лейтмотив, так как композиция романа строится в соответствии с музыкальными принципами) железной дороги впервые входит в повествование в момент самоубийства отца Юрия Живаго, бросившегося под поезд [Иванова, 1990, с. 201]. У железных рельсов, на трамвайной остановке находит свою смерть и сам главный герой [Иванова, 1990, с. 203]: «Именно в финале романа еще раз и окончательно пересекаются те ведущие мотивы, которые были заложены в самом начале: буря (гроза) и железная дорога (городская модель - трамвай). Юрий Андреевич Живаго умирает в конце августа 1929 года. В трамвае ему делается плохо - нечем дышать» [Иванова, 1990, с. 194].
Е.А. Мальцева также считает, что образ железной дороги в романе «Доктор Живаго» является «синтетическим символом, вобравшим в себя не одно значение» [Мальцева, 2022, с. 3]. Движение, в которое пришла вся страна в период революционных потря-
сений и Гражданской войны, сказывается на судьбе героя: «Он едет по железной дороге, идет по шпалам, умирает в трамвае (своего рода городском варианте железной дороги), т.е. данный образ пронизывает сюжетное полотно романа. И это не просто пространственный объект, это метафора жизненного пути героя, его духовных поисков» [Мальцева, 2022, с. 3].
В лирических текстах Пастернака Е.А. Мальцева находит подобную интерпретацию образа, жизнь человека уподобляется движущемуся поезду. Подтверждением становятся строчки из стихотворения «Дорога» (1957): «Вперед то под гору, то в гору / Бежит прямая магистраль, / Как разве только жизни в пору / Всё время рваться вверх и вдаль»1. С бешеной скоростью «Чрез тысячи фантасмагорий / И местности и времена» проносится человеческая жизнь.
Метафора «магистраль - судьба» лежит и в основе стихотворения М.И. Алигер «Железная дорога» (1939). Эта метафора имеет автобиографическую подоплеку, поэтесса, исколесившая полмира, от Японии до Чили, находит в движенье «сладость и тревогу», утверждая: «Жизнь моя - железная дорога, / вечное стремление вперед»2. Авангардистские «лесенки» Алигер наполнены энергией, в них скорость сочетается с пониманием важности того, что рядом бьются живые, теплые сердца. Преодолеть горести, невзгоды и разочарования в жизни, уподобленной «железнодорожному путешествию с многочисленными встречами и расставаниями, случайными попутчиками, внезапными поворотами, остановками и стремительным движением» [Мальцева, 2022, с. 3], по мысли Алигер, помогает скорость.
Так, к середине ХХ в. образ железной дороги, который в русской лирике 1920-х годов был еще тесно связан с мотивом технического прогресса (можно вспомнить, например, строки из есенинского «Сорокоуста» (1920) о красногривом тонконогом жеребенке, скачущем за чугунным поездом, не понимая, «что живых
1 Пастернак Б. Дорога // Культура. РФ [электронный ресурс]. - URL: https://www.culture.ru/poems/13938/doroga (дата обращения: 5.10.2023).
2 Алигер М. Железная дорога // Культура. РФ [электронный ресурс]. -URL: https://www.culture.ru/poems/33622/zheleznaya-doroga (дата обращения: 5.10.2023).
коней / Победила стальная конница»1 (иллюстрацией к этим строкам могла бы стать картина Алекса Колвилла «Лошадь и поезд» (1954))2, или «Пар» (1922) М. Волошина, где лирический герой сетует на то, что «Свист, грохот, лязг, движенье - заглушили / Живую человеческую речь»3), дополняется мотивами, сопряженными с архетипом пути / дороги, имеющими более сложное метафорическое развитие. Вопросы о смысле жизни, о ее скоротечности, о сложности взаимодействия с другими людьми и миром, о неминуемой смерти включаются в «железнодорожный» комплекс мотивами попутчика, вокзала, крушения и др.
Мотив крушенья актуализирует широкое концептуальное поле культурных смыслов.
Предчувствием крушения пропитано стихотворение Н.М. Рубцова «Поезд» (1966-1969): «Поезд мчался с полным напряженьем / Мощных сил, уму непостижимых, / Перед самым, может быть, крушеньем / Посреди миров несокрушимых»4. Л.А. Гончарова, выделяя ожидание катастрофы в качестве основного структурирующего элемента этого стихотворения, утверждает: размышления поэта связаны с человечеством в целом, а не с отдельным человеком. Последняя строфа «не оставляет сомнений в том, что поезд - это метафора планеты Земля, а катастрофическим может стать путь самого человечества: ".Но довольно! Быстрое движенье / Все смелее в мире год от году, / И какое может быть крушенье, / Если столько в поезде народу?"» [Гончарова, 2022, с. 43].
В литературе постмодернизма осмысление жизни, судьбы также метафорически связывается с образом железной дороги и мчащегося поезда. Символику жизненного пути, «причем не одно-
1 Есенин С. Сорокоуст. А. Мариенгофу // Сергей Есенин [электронный ресурс]. - URL: http://esenin-lit.ru/esenin/text/sorokoust.htm (дата обращения: 5.10.2023).
2 См.: [Жуков, Мухиев, 2016, с. 37].
3 Волошин М. Пар // 45-я параллель: классическая и современная русская поэзия [электронный ресурс]. - URL: https://45parallel.net/maksimilian_voloshin/ par.html (дата обращения: 5.10.2023).
4 Рубцов Н. Поезд // 45-я параллель: классическая и современная русская поэзия [электронный ресурс]. - URL: https://45parallel.net/nikolay_rubtsov/poezd. html (дата обращения: 5.10.2023).
го человека, а шире - всего человечества» [Мальцева, 2022, с. 4], вбирает в себя несущийся без остановок экспресс, который идет к разрушенному мосту в аллегорической повести В.О. Пелевина «Желтая стрела» (1993). Т.Н. Маркова, исследуя индивидуальный стиль писателя, его оригинальную творческую манеру, восходящую к западноевропейской трансцендентальной философии, буддизму и мистическому учению Карлоса Кастанеды, замечает: «Эзотерический (тайный) смысл повествования Пелевина обнаруживается через метафоризацию обыденных, тривиальных деталей: поезд (жизнь), мост (катастрофа, смерть), стук колес (ход времени), а также - коридор, стрела, окно, тамбур и т.п. Из них конструируется модель мира: "'Желтая стрела' - это поезд, который идет к разрушенному мосту. Поезд, в котором мы едем"» [Маркова, 2014, с. 60].
Универсальным, почти космическим, сквозным образом-символом и лейтмотивным хронотопом многих эпических и лирических произведений становится вокзал.
Как хтоническое чудовище, пожирающее людей, описал Петербургский вокзал Г.И. Успенский в повести «Наблюдения Михаила Ивановича» (1869), вошедшей в трилогию «Разоренье. Очерки провинциальной жизни»: «Поезд стал входить в темную арку дебаркадера, весьма похожую на разинутую страшную пасть, глотающую вагоны, словно куски, фаршированные людьми»1.
По мнению Е.А. Мальцевой, вокзал является точкой отсчета, местом, где проходит граница между своим и чужим мирами, местом столкновения прошлого с будущим. В связи с этим утверждением вспоминается написанная в «космогоническом экстазе» картина С. Дали «Железнодорожная станция в Перпиньяне», замысел которой связан с идеей художника о том, что вокзал - точная модель Вселенной2.
Не случайно вокзал сравнивается с собором в стихотворении В.В. Набокова «Экспресс» (1923): «На сумрачном вокзале по ночам / торжественно и пусто, как в соборе, - / но вот вдали вздох-
1 Успенский Г.И. Собр. соч. : в 9 т. - Москва : ГИХЛ, 1955. - Т. 2. См.: Lib.ru / Классика [электронный ресурс]. - URL: http://az.lib.ru/u/uspenskij_g_i/text_ 0350.shtml (дата обращения: 5.10.2023).
2 См.: [Жулькова, 2023].
нуло словно море, / скользнула дрожь по двум стальным лучам»1. Поэт передает ощущение торжественного ожидания, которое нарушается только гулом паровоза. Его антропоморфный образ вписывается в сакральное пространство, жарко бьется пар в железных жилах, он весь - блаженное напряжение и порыв. Особым, близким к религиозному, чувством проникнуты и строки другого набоковского стихотворения - «В поезде» (1921), в котором лирический герой видит во сне «дачные вокзалы» своего детства, станционную икону. Этот сон-воспоминанье переносит его с чужбины в «утраченный рай, в детство, в Россию» [Арутюнова, 2018, с. 169].
Наполненные щемящей тоской по потерянной родине строки Набокова, эмигрировавшего в 1919 г., контрастируют с написанным в том же году стихотворением М.А. Волошина, в котором на вокзале, «точно в загробном мире», собирается вся Россия, обездоленная, больная, напуганная, «искусанная войной»: «Так спят они по вокзалам, / Вагонам, платформам, залам. / .И социальный мессия, / И баба с кучей ребят, / Офицер, налетчик, солдат, / Спекулянт, мужики - / вся Россия»2.
Вокзал - не только место столкновения самых разных людей и судеб, но и место прощаний. Е.А Мальцева подчеркивает особую роль, которую с этой точки зрения играет вокзал в отечественной культуре, он становится «площадкой мистериального действа». Ритуальные проводы на подвиг трудовой или ратный были знакомы каждому жителю страны [Мальцева, 2022, с. 6]. Именно поэтому самым распространенным в лирике, по мнению исследовательницы, является мотив прощания.
Образ-символ вокзала часто используется в поэзии ХХ в. в этом ключе. М.И. Цветаева передает эмоциональную насыщенность последних минут перед отходом поезда: «Два звонка уже и скоро третий, / Скоро взмах прощального платка. / Кто поймет, но кто забудет эти / Пять минут до третьего звонка?»3. Лирический
1 Набоков В. Экспресс // Культура. РФ [электронный ресурс]. - URL: https://www.culture.ru/poems/21770/ekspress (дата обращения: 5.10.2023).
2 Волошин М. На вокзале // Культура. РФ [электронный ресурс]. - URL: https://www.culture.ru/poems/33316/na-vokzale (дата обращения: 5.10. 2023).
3 Цветаева М. На вокзале // Культура. РФ [электронный ресурс]. - URL: https://www.culture.ru/poems/34279/na-vokzale (дата обращения: 5.10.2023).
40
герой К.М. Симонова - солдат, отправляющийся на войну, тоже с трудом выдерживает напряжение «отчаянных минут»: «Понимаете вы, десять самых последних минут, / Те, в которые что ни скажи -недослышат, / Те, в которые жены перчатки отчаянно мнут, / Бестолковые буквы по стеклам навыворот пишут» («Транссибирский экспресс», 1939)1. Предлагая повесить объявление о запрете плакать на вокзале, лирический герой готов его снять, отменив штраф, как только дело касается не расставаний, а встреч. Это невыве-шенное объявление на Ярославском вокзале - предлог для разговора о самых трогательных минутах в жизни человека.
«Типология лирических ситуаций» - таков подзаголовок статьи А.В. Кулагина о лирике А.С. Кушнера [Кулагин, 2018]. Исследователь полагает, что широкая панорама ситуаций и мотивов, связанных в творчестве Кушнера с железной дорогой, позволяет назвать его лирику «своеобразной "энциклопедией железнодорожной жизни"» [Кулагин, 2018, с. 27], подчеркивая при этом: «Разумеется, все эти стихи - не только (а иногда даже и не столько) о железной дороге; они - о любви, о литературе, о России, о возрасте, о скоротечности жизни. Но железная дорога оказывается той тематической матрицей, которая позволяет обо всем этом сказать: слишком уж многое связано с ней в судьбе россиянина, жителя огромной, пересекаемой бесчисленными рельсами, страны» [там же].
Начиная с ученического, никогда потом не перепечатывав-шегося стихотворения «Вокзал»2 (1957) («Вокзал о странствиях наслышан.») и вплоть до стихов последних лет, одно из которых («1837-й», 2018) с разрешения поэта приводится автором статьи в Приложении3, тема железных дорог развивается в нескольких десятках стихотворений Кушнера. А.В. Кулагин систематизирует самые важные лирические ситуации, выделяет в «железнодорожных» стихах несколько линий, первая из которых - любовная. В ней наиболее значимы мотивы душевного смятения, разлуки, ожидания, смерти, Бога. Это стихотворения, написанные в 1960-е
1 Симонов К. Транссибирский экспресс // Стихотворения и поэмы. - Ленинград : Сов. писатель, 1982. - С. 104.
2 Кушнер А. Вокзал // Горняцкая правда. - 1957. - № 9, 13 марта.
3 См.: [Кулагин, 2018, с. 28].
годы (под влиянием книги И. Анненского «Кипарисовый ларец» с «Трилистником вагонным»): «Жить в городе другом - как бы не жить.» (1963), «Два голоса» (1965), «В поезде» (1966); стихотворение 2003 г. «Даль с тенями еловыми, милыми.», в котором преобладает мотив ожидания; а также стихотворение 2008 г. «В поезде», где ключевым становится «мотив присутствия героини как залога спасения от угрожающего герою и миру мрака и хаоса» [Кулагин, 2018, с. 19].
Вторая линия «железнодорожных лирических ситуаций» обусловлена параллелями с литературной классикой. К таковым автор статьи относит стихотворения «Кто едет в купе и глядит на метель.» (1978), «Бывает ли так не похожа сестра.» (1998), «Напрасно хоть что-нибудь близкое.» (2015), навеянные романом Толстого «Анна Каренина»1; проникнутые множеством литературных реминисценций стихотворения «Скучно, Гоголь, жить на этом свете!..» (1997), «Иван-чай» (1999), «Пастернак рассказал про границу.» (2008).
Третью группу образуют стихи, в которых железнодорожное путешествие «влечет за собой лирическое переживание просторов» [Кулагин, 2018, с. 22]. В нее входят «Мерно и мощно качая крылами.» (1969) про пассажира, наблюдающего из окна поезда сибирские таежные просторы; «Я не знаю, какие еще города.» (1978), в котором Кушнер создает собственную вариацию на тему двух российских столиц, и др.2
Отдельного внимания, по мнению А.В. Кулагина, заслуживают стихотворения, где герой рефлексирует по поводу увиденного в заоконном пространстве. Сострадание к желающему не отстать от электрички мотыльку в стихотворении «В электричке, с той стороны стекла. » (2008) передается поэтом благодаря «продуманной сбивчивости поэтической речи - восклицаниям и ан-жамбеманам» [Кулагин, 2018, с. 23]: «Отцепись, если можешь, покуда цел, / Нету смысла в твоей борьбе! / Мне казалось, что он на
1 См. об этом: Кулагин А. «А все-таки всех гениальней Толстой.» // Кулагин А. Кушнер и русские классики : сб. статей. - Коломна : Гос. социально-гуманитарный ун-т, 2017. - С. 46-48.
2 См. также: Кулагин А. «Я в этом городе провел всю жизнь свою.» : по-этич. Петербург Александра Кушнера. - Коломна : Моск. гос. обл. социально-гуманитарный ин-т, 2014. - С. 58-67.
меня смотрел, / И мне было не по себе. / Это Шиллер велел в ежедневный бой / Или Гёте, уж я забыл, / Кто из них, устремляться? Господь с тобой! / Повезло мне, что я бескрыл. / А не то мне пришлось бы, как ты, висеть / На стекле. Не смотри в глаза, / Отцепись! Каково мне тебя жалеть, / Мотылек, полтора часа!»1. За-оконный пейзаж фигурирует и в других произведениях поэта («Станция Свеча» (1965), «Оревуар, адье и до свиданья.» (2010) и др.).
Еще одной гранью «железнодорожной» темы становится обращение поэта к дорожным жанровым сценкам. Неожиданная поначалу малоприятная встреча с бывшей однокурсницей описана в стихотворении «Подсела в вагоне.» (2000), а в стихотворении «Глухонемые в дачной электричке.» (2017) - покупка дешевого слоника проявившей сочувствие к бедолагам-продавцам героиней. В обоих поэтических текстах поэтизируются и одновременно иронически обыгрываются, с одной стороны, незначительные, но с другой - заставляющие задуматься моменты.
Шестая из выделенных автором статьи линий связана с мотивом детства. К ней А.В. Кулагин относит стихотворение «Дети в поезде топают по коридору. » (2000).
Таким образом, «дорожные впечатления, всегда новые, зачастую неожиданные и спонтанные, отвечают самой природе лирики, эмоционально фиксирующей обычно мгновенный срез бытия» [Кулагин, 2018, с. 16].
Развитие мотива железной дороги, усложнение его метафо-ризации отмечается исследователями и в прозе ХХ-ХХ1 вв., причем как в русской, так и в зарубежной. Рассматривая такие произведения, как «На Западном фронте без перемен» (1929) Э.М. Ремарка, «Поезд прибыл по расписанию» (1949) Г. Бёлля, «Гамлет, или Долгая ночь подходит к концу» (1956) А. Дёблина, Н.А. Гришакова утверждает, что тема железнодорожной магистрали раскрывает психологическое состояние героев, а также помогает воссоздать и понять происходящее в стране во время Первой мировой войны, фашистской диктатуры, Второй мировой войны,
1 Кушнер А. Мелом и углем. - Москва : Астрель [и др.], 2010. -С. 105-106.
поражения нацизма, разъединения и объединения Германии [Гри-шакова, 2022, с. 52].
А.И. Иванов и Н.В. Сорокина особую роль в развитии образа железной дороги в русской литературе отводят романистике Л.М. Леонова, чье творчество «впитав достижения предшествующего века, отразило многомерное, далеко не мажорное восприятие технической цивилизации» [Иванов, Сорокина, 2011, с. 673], и подчеркивают, что железная дорога у писателя обрела философское звучание: в романе «Вор» (1925-1927) магистраль связывается и с «быстротечностью жизни», «бесконечностью и бесцельностью пути», «отсутствием собственного, не на колесах, дома» [Иванов, Сорокина, 2011, с. 674], становясь символом безысходности, а в романах «Дорога на Океан» (1933-1935), «Русский лес» (1950-1953), «Пирамида» (1940-1994) является пронизывающей на тематическом уровне нитью, мотивом, определяющим «структурное единство и стилистическую оригинальность». Детальный анализ этих произведений позволяет исследователям прийти к выводу - «пространственно-временная метафора дороги символизирует путь героев, страны в их развитии» [Иванов, Сорокина, 2011, с. 679].
В современной русской литературе метафора железной дороги становится еще более разноплановой: «.движение поезда соотносится с "рефлексией жизни сознания (В. Пелевин)", "процесса создания текста (С. Соколов)", позволяет усложнять "повествовательную структуру, мультиплицировать переходы от внешней к внутренней фокализации (Е. Водолазкин)"» [Муратова, Жиличева, 2022, с. 50].
Интересно, что в XXI в. вновь актуализируется антитеза традиции и прогресса. С помощью паратекстуальной отсылки к фильму братьев Люмьер в драме О.А Шишкина «Анна Каренина II» (2001) техногенная цивилизация снова представлена как абсолютное зло: «Это присвоение совершается как бы на новом витке технологического остранения: в фантазии автора Анна не гибнет под колесами паровоза, смерть героине несет экранное изображение поезда» [Муратова, Жиличева, 2022, с. 53].
Итак, образ железной дороги - знаковое явление в культуре в целом и в литературе в частности. Являясь символом технического прогресса, на протяжении двух веков он сохраняет художе-
ственный потенциал и высокую степень востребованности, не
утратив прежней символической семантики, вбирает в своем развитии сложное метафорическое значение, связанное с архетипом
пути (судьбы) человека и страны.
Список литературы
1. Арутюнова А.М. Железная дорога как вариант мотива пути в лирике
B.В. Набокова // Российская наука в современном мире : сборник статей XVIII международной научно-практической конференции. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Актуальность. РФ», 2018. - С. 168170.
2. Гончарова Л.А. Тема железной дороги в русской поэзии Х1Х-ХХ веков // Феноменология транспорта в литературе: прошлое, настоящее, будущее : материалы II Междунар. науч.-методолог. конф. (Гомель, 20 мая 2022 г.) / под общ. ред. Т.А. Власюк. - Гомель : БелГУТ, 2022. - С. 40-47.
3. Гришакова Н.А. Железнодорожные магистрали на страницах литературных произведений немецких писателей // Феноменология транспорта в литературе: прошлое, настоящее, будущее : материалы II Междунар. науч.-методолог. конф. (Гомель, 20 мая 2022 г.) / под общ. ред. Т.А. Власюк. - Гомель : БелГУТ, 2022. - С. 47-52.
4. ЖуковД.В., МухиевММ. Влияние железнодорожного строительства на произведения живописи и поэзии // Художественный Саратов: вчера, сегодня, завтра : материалы Областной открытой научно-практической конференции, посвященной 120-летию Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова (9 декабря 2016 г.). - Саратов : Саратовский источник, 2016. -
C. 35-37.
5. Жулькова К.А. «С белым букетом из дымных роз бежит паровоз, летит паровоз.» : образ железной дороги в искусстве и литературе. Часть 1. Искусство // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. - 2023. - № 4. - С. 62-76. DOI: 10.31249ЛЙ/2023.04.05
6. ИвановА.И., Сорокина Н.В. Железная дорога в русской художественной культуре ХГХ-ХХ вв. // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2011. - № 12(104). - С. 670-679.
7. Иванова Н. Искупление // С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Б. Пастернака. - Москва : Советский писатель, 1990. - С. 190-211.
8. Комагина С.Г. Образ змея-поезда в русской прозе 1920-30-х годов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - № 8(71). -С. 75-80.
9. Комагина С. Образ железной дороги в русской литературе: мифологические истоки // Rocznik !ш1у1и1д Polsko-Rosyjskiego. - 2011. - N 1(1). - С. 41-56.
10. Красовская К.А. Мифологема пути в стихотворении Я.П. Полонского «На железной дороге» и И.А. Бунина «В поезде» // Слово. Словесность. Словесник : материалы Межрегиональной с международным участием научно-практической конференции преподавателей и студентов / отв. редактор Ю.А. Южакова. - Рязань : Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович (Рязань), 2020. - Вып. 6. - С. 139-141.
11. Кулагин А.В. Железная дорога в лирике А. Кушнера: типология лирических ситуаций // Вестник ГСГУ. Гуманит. Науки. - Коломна, 2018. - № 1(29). -С. 16-29.
12. Макаричев Ф.В., Горбаренко Е.А. Образ железной дороги в русской культуре // Железнодорожные войска в истории России : материалы отраслевой научно-исторической конференции (15 июня 2021 г.) / под общей ред. А.Ю. Шенбер-гера. - Петергоф ; Санкт-Петербург : ВИ (ЖДВ и ВОСО), 2021. - С. 213-217.
13. Мальцева Е.А. Символика и смыслы образа железной дороги в художественной культуре России: концепты «путь», «дорога» // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2022. - № 1(13). - С. 1-11.
14. Маркова Т.Н. «Поезд идет к разрушенному мосту» (материалы к уроку по повести В. Пелевина «Желтая стрела») // Филологический класс. - 2014. -№ 3(37). - С. 58-63.
15. Мартишина Н.И. Аксиология дороги в российской культуре и ее философ-ско-художественная интерпретация // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2020. - № 2(27). -С. 28-33.
16. Муратова Н.А., Жиличева Г.А. Семиотика поезда в русской литературе: интермедиальный и метапоэтический аспекты // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2022. - Т. 24, № 1. - С. 50-59.
17. Непомнящих Н.А. Железная дорога как комплекс мотивов в русской лирике и эпике (обзор) // Сюжетно-мотивные комплексы русской литературы / отв. ред. Е.К. Ромодановская. - Новосибирск : Гео, 2012. - С. 92-105.
18. Переверзева Н.А. Из наблюдений над мотивной структурой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» (символическая функция звуковых образов) // Вестник Ленинградского государственного университета. Сер. Филология. - 2008. - № 2(12). - С. 22-33.
19. Степаненко А.К. Мотив железной дороги в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2005. - № 6. - С. 36-39.
20. Сытина Ю.Н. «Русь, куда ж несешься ты?»: от «птицы-тройки» до железной дороги (Гоголь, Достоевский и другие) // Проблемы исторической поэтики. -2018. - Т. 16, № 4. - С. 115-139.
21. Сытина Ю.Н. «Птица-тройка» Гоголя и «железные дороги» Белинского : к вопросу о парафрастической природе символов // Гоголь и русская духовная культура. Девятнадцатые Гоголевские чтения : сборник научных статей по материалам Международной научной конференции. - Москва ; Новосибирск : Новосибирский издательский дом, 2020. - С. 163-167.
22. Филипповский Г.Ю. Мотив железной дороги в английской и русской поэзии XIX в. // Верхневолжский филологический вестник. - 2018. - № 3(14). - С. 813.
23. Филипповский Г.Ю., Зимина Л.И. Метафорическое пространство концепта железная дорога в текстах русских и европейских романтиков XIX в. // Верхневолжский филологический вестник. - 2019. - № 2(17). - С. 8-15.
24. Шелемеха К.С. Топос железной дороги в творчестве А.П. Чехова 1890-1900-х годов // Культура и цивилизация. - 2017. - Т. 7, № 2 А. - С. 514-521.