Среднее профессиональное образование: опыт, проблемы
несшего соответствующий з з данном случае может Сселении всей подготовки в-: ч на создание вариатив-.¿зования на протяжении чгния. Студент мог бы профессию, профес-гня и пойти на производ-ЕГЭ. поступить в высшее
гу следует добавить, что ния ЕГЭ диплом об ума и колледжа пере-■нтом, дающим право на ЗУЗ. Содержание, объемы «¿^ня теперь необходимо ;е\ курсах и ступеня ло образования, в том межпредметных и обще-знаний. отметим, что пись-экзаменов внешне возможностью точной татов. но он глубоко так как здесь за схемати-правильного и ошибоч-процентов и выведе-личность испытуе-живому контакту между экзаменатором. К то-м объема тестирова-критика в адрес тес-поводу влияния тести-процесс. Примене-ванных тестов значи-возможности учебного превращая его в натас-Свидетельством этого :ся в западном мире ситуация вокруг пробле-
тому, можно добавить . тщательное изучение и его рациональное российскую почву, а не копирование, может дать 1 о его пригодности и
Г
Литература:
I. Nuttall, D.L. (). 'The implications of National Curriculum assessments'. Educational Psychology, 1988, S. 4. 229-236.
2. Standardized Testing in America. SRA/PERGAMON 2000, 5-18.
3. Hecht L.W., Swinefor D.F. Item analysis at Educational Testing Service. ETS, Princeton, N.J., 1981.
C.A. АЛЫШУЛЕР - СОЗДАТЕЛЬ КАЗАНСКОЙ ШКОЛЫ ФИЗИКОВ В ОБЛАСТИ МАГНИТНОЙ РАДИОСПЕКТРОСКОПИИ
B.C. Бухмин, кандидат технических наук, доцент КГУ
Евгений Константинович Завойский и Семён Александрович Альтшулер -символы первой научной школы физиков Казанского государственного университета. Е.К. Завойский является основателем научного направления и научной школы физиков, а С.А. Альтшулер её создателем в Казанском университете, которая была широко известна в период его творчества и продолжает развиваться усилиями учеников и сподвижников в настоящее время. Как заметил один из нынешних физиков КГУ, перефразируя известное выражение, «все мы вышли из школы С.А. Альтшулера». Рассмотрим подробнее научно-педагогическую и научно-организационную деятельность
С.А. Альтшулера.
Заметим, что о жизни и научной деятельности ученого существуют достаточно солидные исследования, среди которых работы его коллег, учеников, друзей, родственников и др. [2, С. 18]. И в этой связи перед нами встал вопрос: есть ли смысл еще раз переписывать то, что уже многими сказано? Если не переписывать, то как подойти к изложению материала, чтобы он отвечал задачам нашего исследования и был в определенной мере оригинален? Выход из этой ситуации обнаружился после предварительного изучения литературы о С.А. Альтшулере. Оказалось, что представленный в литературе материал раскрывал его научную, педагогическую и общественную деятельность. В то же
время мы обратили внимание на сугубо исторический, биографический характер имеющихся материалов. И это неудивительно, ибо авторы публикаций о С.А. Альтшулере и не ставили перед собой строгой научной исследовательской задачи по раскрытию вопроса об особенностях становления и развития его научно-педагогической школы физиков. Кроме того, в имеющихся материалах практически остался незатронутым такой аспект, как влияние физической школы С.А. Альтшулера на развитие содержания физического образования в КГУ. Между тем, в историко-педагогическом исследовании (каковой и является наша работа) этот аспект весьма важен.
С учетом сказанного, обратимся к раскрытию основного вопроса о становлении и развитии Казанской школы физиков в области магнитной радиоспектроскопии, автором которой является С.А. Альтшулер. Логика исследования побуждает вначале рассмотреть основные жизненные вехи С.А. Альтшулера.
5 марта 1936 года С.А. Альтшулер защитил кандидатскую диссертацию, а 17 февраля 1937 года ему была присуждена ученая степень кандидата физико-математических наук.
В феврале 1938 года С. Альтшулер назначается временно исполняющим обязанности заведующего кафедрой теоретической физики, 1 сентября 1939 года он по собственному желанию оставляет
эту должность, и кафедру возглавляет доцент Шапошников А.Г.
В 1955 году С.А. Альтшулер успешно защитил в ФИАН СССР в Москве докторскую диссертацию на тему «Теория некоторых явлений парамагнитного резонанса». С 1942 по 1983 гг. Семен Александрович был бессменным научным руководителем городского магнитного семинара при КГУ [18].
Вскоре после защиты докторской диссертации, а именно 10 марта 1957 г., С.А. Альтшулер стал научным руководителем проблемной лаборатории магнитной радиоспектроскопии (MPC), созданной по его инициативе. Одними из первых сотрудников этой лаборатории, работающих на постоянной основе, были лаборант В.П. Гузов, младший научный сотрудник В.М. Фадеев, который стал первым заведующим лабораторией, и другие.
Создание проблемной лаборатории MPC, которая усилиями
С.А. Альтшулера в течение нескольких лет была оснащена необходимой аппаратурой (современные спектрометры для исследований парамагнитного резонанса в широком диапазоне частот; мощные электромагниты, способные обеспечить сильные магнитные поля в значительном объеме; азотный и гелиевый ожижители и др.), явилось мощным фактором развития исследований. 24 мая 1962 г., в период развития квантовой электроники, была создана проблемная лаборатория №6 (квантовой электроники), неразрывно связанная с проблемной лабораторией MPC.
Несколько позже, 1 февраля 1963 г., на базе лаборатории магнитной радиоспектроскопии была создана кафедра квантовой электроники и радиоспектроскопии, которой стал заведовать ученик С.А. Альтшулера - известный теоретик ЭПР М.М. Зарипов. Сам же С.А. Альтшулер с 1954г. заведовал кафедрой экспериментальной и теоретической физики, которая в 1960 году была переименована в кафедру теоретической физики. Таким образом, с 1963г. у С.А. Альтшулера имелась солидная на-учно-организационная структура (лабо-
ратории MPC и КЭ), включая криогенную лабораторию и учебно-научные структуры (кафедра теоретической физики и кафедра квантовой электроники и радиоспектроскопии), что позволило, во-первых, привлечь молодых людей к занятиям наукой и, во-вторых, создать коллектив преподавателей-иссле-
дователей.
В 1963 году на этих кафедрах работали следующие преподаватели: кафедра теоретической физики: зав. кафедрой проф. С.А. Альтшулер, доц. Ш.Ш. Баш-киров, доц. Б.И. Кочелаев, доц. Л.Я. Шекун, асс. Л.К. Аминов, асс. Н.Г. Колоскова, асс. Г.Д. Курбатов, асс. Л.Д. Ливанова, асс. Б.З. Малкин; кафедра квантовой электроники и радиоспектроскопии: зав. кафедрой доц. М.М. Зарипов, доц. П.В. Мейкляр (0,5 ставки - совместитель), асс. P.M. Валишев, асс. В.Д. Корепанов, асс. A.A. Кудряшов, асс. В.Г. Степанов, асс. Б.Г. Тарасов.
За 25 лет работы лаборатории под руководством С.А. Альтшулера ее сотрудниками было изучено более 400 различных кристаллов, опубликовано около 500 статей, сделано около 150 докладов на всесоюзных и международных конференциях [2, С. 22].
В октябре 1972 г. Семен Александрович оставил кафедру теоретической физики своему ученику - проф. Б.И. Кочелаеву, а сам возглавил кафедру квантовой электроники и радиоспектроскопии и до последних дней своей жизни продолжал оставаться научным руководителем объединенного научно-педагогического коллектива численностью около 100 человек.
Каковы основные результаты научной деятельности, полученные С.А. Альтшулером и его научной школой? Анализ публикаций Семена Александровича и работ исследователей его творчества (Н.С. Альтшулер,
A.Л. Ларионов, Б.И. Кочелаев,
B.В. Аристов, A.C. Боровик-Романов и др.) позволил выделить следующие основные направления исследований, которые в большинстве своем выполнялись в области исследования парамагнитного резонанса.
История образования
КЭ). включая криоген-и учебно-научные теоретической фиговой электроники и м). что позволило, во-
молодых людей к за-; во-вторых, создать эеподавателей-иссле-
ш этих кафедрах рабо-гподаватели: кафедра зики: зав. кафедрой ■улер. доц. Ш.Ш. Баш-Б И. Кочелаев, доц. ; Л.К. Аминов, асс.
Курбатов, асс. ас. Б.З. Малкин; кафед-эники и радиоспек-кафедрой доц. : П.В. Мейкляр (0,5 зместитель), асс. В.Д. Корепанов, асс. : В.Г. Степанов, асс.
лаборатории под ьтшулера ее со-. jho более 400 раз-опубликовано около около 150 докладов международных кон-.22].
г. Семен Александ-едру теоретической ученику - проф. 1сам возглавил кафедру и радиоспектро-. дней своей жизни ся научным руково-с^иненного научно-коллектива численно-звек
je результаты науч-полученные и его научной шко-каций Семена Алек-нсследователей его (Н.С. Альтшулер, Б.И. Кочелаев, lC. Боровик-Романов и :лить следующие ос-исследований, ко-своем выполня-всследования парамаг-
Первая группа работ была направлена на изучение влияния локальных магнитных полей, ядерного спина на спектр парамагнитного резонанса.
В 1947 г. совместно с Е.К. Завойским и Б.М. Козыревым были опубликованы результаты изучения влияния локальных магнитных полей на спектр парамагнитного резонанса [8]. Затем по инициативе С.А. Альтшулера было проведено исследование влияния ядерного спина на спектр парамагнитного резонанса. В результате этого вместе с соавторами (Б.М. Козырев и С.Г. Салихов) в спектрах растворов солей меди было замечено несколько максимумов поглощения, то есть по существу имело место первое наблюдение сверхтонкой структуры спектра электронного парамагнитного резонанса [3].
Вторая важнейшая группа исследований была связана с развитием теории спин-решеточного взаимодействия и релаксации в парамагнитных кристаллах. На основании этих исследований в 1952 г. С.А. Альтшулер предсказал новое физическое явление - акустический парамагнитный резонанс (АПР), заключающийся «в передаче энергии звука (фонона) системе магнитных частиц, происходящей тогда, когда квант энергии упругих колебаний равен разности энергий магнитных уровней» [2, С.20]. Открытие АПР было зарегистрировано в 1974 г. в Государственном реестре открытий СССР за № 153 с приоритетом от 9 июня 1952 г. По существу С.А. Альтшулер стал основоположником нового крупного научного направления - квантовой акустики. Вместе со своими учениками в 50-60-е гг. XX в. С.А. Альтшулер изучал явления резонансного поглощения звуковых колебаний парамагнетиками различных типов, в частности были рассмотрены возможности наблюдения АПР в диэлектрических кристаллах, активизированных ионами группы железа и редкоземельных элементов. В кандидатских диссертациях учеников С.А. Альтшулера в рассматриваемый период были исследованы различные проявления спин-решеточных взаимодействий в кристаллах. В 1956 г. состоялись защиты дис-
сертаций В.И. Авакумова по проблеме спин-решеточной релаксации (СРР) в соединениях ионов группы железа с четным числом электронов [1], и Л.Я. Шекун по проблеме СРР в соединениях редкоземельных элементов [20]. Двумя годами позже была защищена диссертация Ш.Ш. Башкирова, посвященная исследованию СРР в соединениях группы железа с нечетным числом электронов [6]. В начале 1960-х гг. успешно защитились еще два ученика С.А. Альтшулера - Б.И. Кочелаев (в 1961 г.) - по проблемам спин-решеточного взаимодействия [13], связанного с оптическим колебанием решетки, и Л.К. Аминов (в 1962 г.) - по резонансной флюоресценции фононов [5]. Кроме экспериментальных исследований, С.А. Альтшулер со своими аспирантами и сотрудниками проводил глубокие теоретические исследования. Так, его научной школой в эти годы был решен ряд актуальных задач теории парамагнитного резонанса, в числе которых: формы линий спектров ЭПР (Копвиллем У.Х., 1958 г.) [12], развитие теории ядерного акустического резонанса (Кес-сель А.Р., 1960 г.) [10], спектров веществ, содержащих ковалентные парамагнитные комплексы (Овчинников И.В., 1963 г.) [17], спектров и релаксации в соединениях с ионами, обладающими наполовину заполненными d-и f-оболочками (Леушин A.M., 1963 г.) [14], формы линий спектров АПР (Ко-лоскова Н.Г., 1963 г.) [11], динамических характеристик и оптических спектров парамагнитных кристаллов (Малкин Б.З.) [15].
Важным событием стала опубликованная С.А. Альтшулером и Б.М. Козыревым монография «Электронный парамагнитный резонанс» в 1961 году [4]. В книге был впервые дан подробнейший и глубокий анализ накопленных в мировой и отечественной науке знаний о парамагнитном резонансе. Она была переведена на немецкий, польский и английский языки, а в 1972 г. с существенными дополнениями переиздана. Выход этой книги был знаменателен и тем, что таким образом признавалась роль научной школы по ЭПР, созданной и работавшей
под руководством С.А. Альтшулера. Его аспирантами и сотрудниками было проведено 100 экспериментальных работ по ЭПР (что составляло третью часть всех отечественных исследований в данной области).
Третья группа работ связана с исследованиями ван-флековских парамагнетиков. Семен Александрович впервые заинтересовался магнитным резонансом в ван-флековских парамагнетиках в середине 50-х гг. По его предложению За-рипов М.М. выполнил расчеты спектров электронно-ядерного резонанса в ван-флексовских парамагнетиках [9]. Несколько позднее теоретическое рассмотрение формы линий и спин-решеточной релаксации было проведено его аспирантами P.M. Минеевой [16] и М.П. Вайсфельдом [7]. Экспериментально резонанс такого типа впервые наблюдался на примесных ионах группы железа в кристалле Ab035'V3* (Ястребов В.Н., 1966) [21] и на ионах редкоземельных элементов - в кристаллах сульфата празеодима (Теплов М.А., 1969 г.) [19].
В 1966 г. С.А. Альтшулером был предложен метод получения сверхнизких температур, основанный на адиабатическом размагничивании ядерных спинов ван-фленовских парамагнетиков. Этот метод позже был реализован Ан-дерсом и Бухером и американской фирмой «Белл», специалисты которой нашли соответствующий парамагнетик и в настоящее время с его помощью получают температуру порядка 0,0001 К.
В конце 1960-х гг. С.А. Альтшулером совместно с Б.И. Кочелаевым, А.Х. Хасановым и P.M. Валишевым были начаты исследования кинетических явлений в спин-фононной системе парамагнетика под действием лазерного излучения. В результате было открыто явление лавинообразного нарастания числа резонансных фононов, излученных парамагнитными ионами. Эффективная температура неравновесных фононов достигала при этом нескольких миллионов градусов, при том, что температура кристалла (образца) оставалась около двух градусов по абсолютной шкале. Исследования спиновых систем и кине-
тики фононной лавины посредством метода мандельштамм-бриллюэновского рассеяния света продолжались под руководством С.А. Альтшулера и в дальнейшем. Изложению результатов этих исследований была посвящена статья Семена Александровича (с Б.И. Кочелаевым и А.Х. Хасановым), опубликованная уже после его смерти в международной коллективной монографии [22].
Таковы основные результаты (далеко не все) исследований С.А. Альтшулера и его научной школы, которая активно действовала в КГУ с начала 40-х по начало 80-х гг., т.е. свыше 40 лет. За эти годы Семен Александрович подготовил 47 кандидатов наук, из которых 13 стали докторами наук. Среди его учеников есть академик РАН (К.А. Валиев), члены-корреспонденты АН РТ (J1.K. Аминов, Ш.Ш. Башкиров). Многие из них возглавляли и возглавляют кафедры, лаборатории, научные институты в Казани, других городах нашей страны.
Ценность научной школы прежде всего в том, что её участники развивают заложенные в научной школе идеи в той же структуре, в которой зародилась и развивалась школа.
Семен Александрович создал именно такую научную школу. В самом деле, изучение ситуации на физическом факультете (прежде всего) и в других структурах показывает, что большинство кафедр и лабораторий, так или иначе связанных с идеями научной школы (магнитная радиоспектроскопия и др.), возглавляются преемниками
С.А. Альтшулера и преемниками его учеников.
До мая 2005 года кафедру теоретической физики возглавлял ученик Семена Александровича - проф. Малкин Б.З., кафедру квантовой электроники и радиоспектроскопии возглавляет ученик С.А. Альтшулера и М.А. Теплова -проф. М.С. Тагиров, кафедру радиоэлектроники долгое время возглавлял проф. H.H. Непримеров.
Для развития современных научных школ важно установить, в силу каких факторов Семену Александровичу удалось сформировать ставшую всемирно
История образова!
.е.: нной лавины посредством ме-жандельштамм-бриллюэновского :вета продолжались под руко-Г А. Альтшулера и в дальней-- ;нию результатов этих ис-"ыла посвящена статья Се-андровича (с Б.И. Ко-X. Хасановым), опублико-сле его смерти в междуна-с.ллективной монографии [22]. "новные результаты (дале-исследований С.А. Альт-научной школы, которая ковала в КГУ с начала 40-х гг., т.е. свыше 40 лет. За Александрович подгото-латов наук, из которых 13 горами наук. Среди его учени-"»адемик РАН (К.А. Валиев), спонденты АН РТ в. Ш.Ш. Башкиров). Многие вляли и возглавляют ка-атории, научные институты ^.других городах нашей страны, научной школы прежде . что её участники развивают
• в научной школе идеи в той в которой зародилась и . школа.
I Александрович создал имен-'-?--чную школу. В самом деле, ^ации на физическом фале всего) и в других ывает, что большинство аторий, так или иначе леями научной школы ¿спектроскопия и др.), преемниками и преемниками его
~ года кафедру теорети-зглавлял ученик Семе-ча - проф. Малкин Б.З., ж электроники и ра-! возглавляет ученик и М.А. Теплова -в, кафедру радиоэлек-пемя возглавлял проф.
:ия современных научных :тановить, в силу каких ..чу Александровичу уда-вать ставшую всемирно
2005
известной научную школу в области магнитной радиоспектроскопии. Наше исследование не претендует на полное раскрытие этого вопроса, но следует остановиться на нескольких наиболее важных факторах.
Первый связан с тем, что сам Семен Александрович прошел солидную научную школу у академика, известнейшего физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии И.Е. Тамма. Хотя непосредственная работа под руководством И.Е. Тамма продолжалась всего 2 года (февраль 1933 - осень 1934 гг.), но общение, переросшее в дружбу, продолжалось все годы [3, С. 26 - 27]. Существенную роль в подготовке Семена Александровича как научного работника сыграло его участие в теоретических семинарах, проводимых в МГУ такими крупнейшими физиками, как И.Е. Тамм (семинар по квантовой механике), М.А. Леонтович (по статистической физике), Л.И. Мандельштам (по теории относительности). На этих семинарах рассматривались самые актуальные и новые проблемы теоретической и экспериментальной физики. Глубина рассмотрения проблем, широта их охвата, свободный характер поведения, демократичность и одновременно острота и критичность дискуссий оказали сильное влияние на становление
С.А. Альтшулера как ученого и преподавателя. А главное заключалось в том, что Семен Александрович и в КГУ создал аналогичный механизм (или условия) обсуждения научных проблем: с 1947 по 1983 гг. он был научным руководителем городского магнитного семинара при КГУ; а с 1959 по 1983 гг. - руководителем философского семинара физиков г. Казани. Это были еженедельные семинары, на которых выступали не только физики КГУ и других высших учебных заведений г. Казани, но и ученые из других регионов страны и даже зарубежные исследователи [2, С. 27].
Вторым фактором является наличие высокого научного потенциала, связанного с генерированием новых крупных идей, научной интуицией, постоянной нацеленностью на глубокое и всестороннее рассмотрение физических явле-
ний и процессов, поиск возможностей реализации в практике и т.д. Сел Александрович отличался как раз Т1 что обладал глубокой интуицией физи В работе он ценил, прежде всего, фи ческую идею, быстро замечал нов плодотворные научные направления предлагал их для теоретического и Э1 периментального исследования сво: ученикам.
Третий фактор, вытекающий анализа научной шко;
С.А. Альтшулера, - это связь теоретич ских работ с экспериментом. Буду физиком-теоретиком, С.А. Альтшул« сумел создать научную школу, состо щую из теоретиков и экспериментам ров. И это не случайно, ибо он, с одне стороны, черпал теоретические идеи \ анализа физических экспериментов, а другой - проверял с помощью ученике свои теоретические выводы в физич< ском эксперименте. Можно заключит! что научная школа тем эффективнее, че1 лучше осуществляется связь теории ] эксперимента.
Четвертый фактор (по порядку, ш не по значимости) состоит в умении на учного руководителя школы создавал атмосферу доброжелательных человеческих взаимоотношений и творческогс поиска. Умение распознавать будущих ученых-физиков, создавать каждому своему преемнику возможность для проявления индивидуальных способностей и интересов, внимательное отношение к личности и жизненным проблемам каждого ученика, демократичный характер общения, создающий условия для свободной дискуссии между учителем и учеником, для отстаивания последним своего мнения.
Пятый фактор - это высокие нравственные качества руководителя научной школы, в числе которых порядочность, деликатность, бескорыстная преданность науке [2, с.29].
Следующий, шестой фактор успешного развития научной школы - активная научно-организационная работа, включающая, во-первых, публикации по проблеме школы в центральных общественных и международных научных периодических изданиях; подготовка кол-
лективных и авторских монографий. Достаточно сказать, что 33-35% отечественных публикаций в области парамагнитного резонанса принадлежали ученым Казанской научной школы С.А. Альтшулера. Во-вторых, к научно-организационному фактору относится систематическое проведение семинаров, крупных научных конференций целевого характера. Мы уже отмечали, что Семен Александрович почти 40 лет вел Казанский городской магнитный семинар физиков и философский семинар физиков. Но кроме этого, проводились научные конференции по проблемам парамагнитного резонанса, казанские ученые выступали с докладами на всесоюзных и международных конференциях
Важную роль в укреплении авторитета Казанской школы парамагнетизма и в налаживании научных контактов сыграла Международная юбилейная конференция по парамагнитному резонансу, организованная С.А. Альтшулером в Казани в 1969 г. В работе этой конференции приняло участие около 600 ученых, в том числе крупные зарубежные специалисты в этой области: академики А. Абрагам, К.Я. Гортер, лауреат Нобелевской премии А. Кастлер, будущий лауреат Нобелевской премии К.А. Мюллер, К.Д. Джеффрис,
М.В. Стрендберг, А. Леше и др. [2, С. 25].
Критериями эффективности научной школы, формирующейся в вузе, является не только количество и качество публикаций, число подготовленных кандидатов и докторов наук, но и то, как влияет научная школа на содержание, процесс и результат подготовки специалистов. В этом контексте анализ работы научной школы С.А. Альтшулера показал, что ее влияние на систему физического образования в КГУ выразилось в нескольких направлениях:
а) создание спецкурсов,
б) открытие новых специализаций,
в) создание новых кафедр,
г) открытие новых научных лабораторий,
д) создание научно образовательных комплексов, объединяющих исследовательскую лабораторию и кафедру (или ряд кафедр).
Литература:
1. Авакумов В.И. Теория спин-решеточной релаксации в парамагнитных солях элементов группы железа с четным числом электронов: Дис. на соискание уч. ст. к.ф,-м.н. /В.И. Авакумов; Казан, гос. ун-т. - Казань, 1956. - 105 с.
2. Альтшулер Н.С. Семен Александрович Альтшулер, 191 1-1983 / Н.С. Альтшулер, Б.И. Кочелаев, А.Л. Ларионов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. - 44 с.
3 . Альтшулер С.А. Влияние ядерного спина на резонансное парамагнитное поглощение в растворах солей марганца и меди / С.А. Альтшулер, Б.М. Козырев, С.Г. Салихов // Доклад АН СССР. - 1950. - Т.71. - № 5. -С. 855-857.
4. Альтшулер С.А. Электронный парамагнитный резонанс / С.А. Альтшулер, Б.М. Козырев. - М.: Физматгиз, 1961. - 368 с.
5. Аминов Л.К. Некоторые вопросы теории спин-фонового взаимодействия: Дис. на соискание уч. ст. к.ф.-м.н. / Л.К. Аминов; Казан, гос. ун-т. - Казань, 1962. - 100 с.
6. Башкиров Ш.Ш. К теории парамагнитной спин-решеточной релаксации: Дис. на соискание уч.ст. к.ф.-м.н. / Ш.Ш. Башкиров; Казан, гос. ун-т. - Казань, 1958. - 105 с.
7. Вайсфельд М.П. К теории спин-решеточной релаксации ядер парамагнитных ионов: Дис. на соискание уч. ст. к.ф.-м.н. / М.П.Вайсфельд; Казан, гос. ун-т. - Казань, 1973,- 128 с.
8. Завойский Е.К. К теории парамагнитной релаксации в перпендикулярных полях / Е.К. Завойский, С.А. Альтшулер, Б.М. Козырев // Письма в Журнал экспериментальной и теоретической физики. - 1947. -Т.17.-Вып.12.-С.1122-1123.
9. Зарипов М.М. К теории тонкой и сверхтонкой структуры спектров парамагнитное резонанса: Дис. на соискание уч. ст. к.ф.-м.н. / М.М. Зарипов; Казан, гос. ун-т. -Казань, 1955,- 124 с.
10. Кессель А.Р. Вопросы теории ядерного акустического резонанса: Дис. на соискание уч. ст. к.ф.-м.н. / А.Р. Кессель; Казан, гос. ун-т. - Казань, 1960.- 139 с.
11. Колоскова Н.Г. К теории формы линии парамагнитного резонанса в ионных кристаллах: Дис. на соискание уч. ст. к.ф.-м.н. / Н.Г. Колоскова; Казан, гос. ун-т. - Казань, 1963 - 100 с.
История образования
Ура:
Теория спин-реше-^рамагнитных солях с четным числом
екание уч. сг. к.ф,-и. гос. ун-т. - Ka-
IC Семен Александро-Н.С. Альтшулер, ~-?ионов. - Казань: : -44 с.
• Влияние ядерного -¿Немагнитное погло-; марганца и меди / ырев, С.Г. Салихов -50. - Т.71. - № 5. -
Электронный па-С.А. Альтшулер, матгиз, 1961.-368 с. Некоторые вопросы »взаимодействия: Дис. fr.-м.н. / Л.К. Аминов; г.-,. 1962,- 100 с.
К теории парамаг-еей релаксации: Дис. -м.н. / Ш.Ш. Башки-ГКазань. 1958,- 105 с. К теории спин-| «дер парамагнитных ■е уч. ст. к.ф.-м.н. / «. гос. ун-т. - Казань,
К. К теории парамаг-■ерпендикулярных по-L С.А. Альтшулер, в Журнал экспери-лсой физики. - ] 947 (122-1123.
К теории тонкой и и спектров парамаг-- на соискание уч. ст. в: Казан, гос. ун-т. -
Вопросы теории ядер-гжчанса: Дис. на соис-А.Р. Кессель; Казан. - 139 с. X К теории формы ли-эезонанса в ионных соискание уч. ст. к.ф,-; Казан. гос. ун-т. - Ка-
12. Копвиллем У.Х. О влиянии внутренних взаимодействий на форму линии парамагнитного поглощения: Дис. на соискание уч. ст. к.ф.-м.н. / У.Х. Копвиллем; Казан, гос. ун-т.
-Казань, 1958,- 191 с.
13. Кочелаев Б.И. Некоторые вопросы теории спин-решеточного взаимодействия: Автореф. дис. на соискание уч. ст. к.ф.-м.н. / Б.И Кочелаев; Казан, гос. ун-т. - Харьков, 1961.-7с.
14. Леушин A.M. Некоторые вопросы теории ЭПР ионов в S - состоянии в кристаллах: Дис. на соискание уч. ст. к.ф.-м.н. / A.M. Леушин; Казан, гос. ун-т. - Казань, 1963. - 123 с.
15. Малкин Б.З. Теоретическое исследование влияния электронно-колебательного взаимодействия на оптические спектры парамагнитных кристаллов: Дис. на соискание уч. ст. к.ф.-м.н. / Б.З. Малкин; Казан, гос. ун-т.
- Казань, 1965,- 152 с.
16. Минеева P.M. К теории магнитного резонанса на ядрах парамагнитных атомов: Автореф. дис. на соискание уч. ст. к.ф.-м.н. /' P.M. Минеева; Казан, гос. ун-т. - Казань, 1966.-6 с.
17. Овчинников И.В. Некоторые вопросы теории магнитных явлений в веществах, содержащих ковалентные парамагнитные
.IL.ll СД! ое мом
комплексы: Дис. на соискание уч. ст. к.ф.-м.н. / И.В.Овчинников; Казан, гос. ун-т. -Казань, 1963,- 116 с.
18. Семен Александрович Альтшулер, 1911-1983 / Сост. Н.С. Альтшулер, A.M. Леушин. - М.: Наука, 1991. - 62 с.
19. Теплов М.А. ЯМР и спин-решеточная релаксация в кристаллах, содержащих редкоземельные ионы с простым электронным уровнем: Дис. на соискание уч. ст. к.ф.-м.н. / М.А. Теплов; Казан, гос. ун-т. - Казань. 1969. - 125 с.
20. Шекун Л .Я. Спин-решеточное взаимодействие в солях редкоземельных элементов: Дис. на соискание уч. ст. к.ф.-м.н. Л.Я. Шекун; Казан, гос. ун-т. - Казань, 1956. -99 с.
21. Ястребов В.Н. Исследование ядерного магнитного резонанса на простых электронных уровнях ионов в корунде: Дис. на соискание уч. ст. к.ф.-м.н. / В.Н. Ястребов: Казан, гос. ун-т. - Казань, 1966. - 137 с.
22. Studies of spin-system by means of light scatteriny in paramagnetic crystal // Spectroscopy of crystals containiny rore corthions: Modern problems in condensed matter science series / Ed. A.A.Kaplyanski and R.M.Mcferlaine. - Amsterdamm, 1987. -P.607-639.
v
(
t-rAtaiu> x-H •К.щм! wn .1 .П fr
Г