Научная статья на тему '«Рыцарский сюжет» в творчестве А. Блока: к проблеме генезиса и типологии'

«Рыцарский сюжет» в творчестве А. Блока: к проблеме генезиса и типологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
405
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «Chivalrous» Plot in A. Blok's Creative Work: to the Problem of Genesis and Typology

The so-called «tale of chivalry» of the Russian symbolism is fully embodied in the works by A. Blok. Its roots lie in V. Soloviev's poetry. And its completion is in D. Andreev's books.

Текст научной работы на тему ««Рыцарский сюжет» в творчестве А. Блока: к проблеме генезиса и типологии»

довека») [10, с. 142] и утрачивая в своей скорби всякую меру («имитируя человека»).

Метафорическим коррелятом угасшего сознания героя становится погруженный в безжизненную темноту пейзаж, где «луна не зашла, а погасла, как фонарь, в котором иссякло последнее масло». Слова старика возвращают герою ощущение присутствия в мире правды, не совместимой с агрессивным саморазрушением человека. Голос старика вызывает у героя не только желание «безумствовать» - присоединиться к зверю в его проклятии, но и поклониться в ноги «старому рабу» и «измученной собаке». Проклятие имеет теперь точный адрес - это не человечество как таковое, а город, где человечество превращается в толпу.

Толпа двояко причастна движению истории: она провоцирует революционное разрушение, где проявляет себя как досознательная стихия, но та

же самая толпа является основой восстановления унифицирующего, обездушивающего порядка, символом которого у Андреева выступает город. В той и другой своей функции массы подчиняются некоему внсрациональному закону, который отчетливо репрессивен по отношению к личности, пытающейся самоопределиться в границах идеала справедливости, добра и красоты. Такое самоопределение возможно лишь в том случае, когда человек сохраняет свою индивидуальность (самостоятельно выбирает «правду»).

Разум сам по себе не может гарантировать успешного становления живой человеческой индивидуальности, поскольку всегда стремится к самодостаточности - отсюда и его деструктивность, так сильно волновавшая Андреева на протяжении всего его творчества. Необходимым условием трудного созидания индивидуальности становится триединство разума, труда и любви9.

Литература

1. Москоеичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1998.

2. Горький М. Полн. собр. соч. Художественные произведения: В 25 т. Т. 16. М., 1973,

3. Горький М. и Андреев Л. Неизданная переписка: Литературное наследство. Т. 72. М., 1965. 4 Андреев Л. Собр. соч. Т. 2. М., 1990.

5. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс /'/' Ортега-и-Гассет, Дегуманизация искусства и другие работы. М,, 1991.

6. Беззубое В.И. Концепция народа и революции в творчестве Л. Андреева 1905-1911 гг. // Труды по русской и славянской филологии. Вып. 28. Тарту, 1977.

7. ФрейДенберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М,, 1997.

8. Канетти Э. Масса и власть // Канетти. Человек нашего столетия: Художественная публицистика. М,, 1990.

9. Кранихфельд В.П. Журнальные отголоски // Мир божий. 1906. № 4. Отд. II.

10. Андреев Л. Поли. собр. соч.: В 8 т. Т. 8. 1913.

О. А. Даше векш

«РЫЦАРСКИЙ СЮЖЕТ» В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА: К ПРОБЛЕМЕ ГЕНЕЗИСА И ТИПОЛОГИИ

Томский государственный университет

Исследователи творчества Блока неоднократно отмечали, что поэт-рыцарь - одна из ипостасей лирического героя поэта [1]. На наш взгляд, «рыцарский сюжет» в поэтическом, поэмном и драматическом творчестве Блока обширен, разветвлен, стабилен и сохраняется на протяжении всего творчества.

Объем понятия «рыцарский сюжет» определяет система мотивов, среди которых выделим основные: мотив служения идеальному женскому началу, мотив жениха и невесты, и соответственно мотивы верности и отступничества, «вечного боя» и ратного подвига. Его устойчивыми компонентами будут образы рыцаря-всадника (зем-

ного или заоблачного воина), атрибутами которого являются латы, щит, меч, образ пленной, или спящей царевны, ждущей освобождения, преграды в виде недоступного замка, рва, пруда или злых сил - чародея, колдуна, коршуна.

Очевидно, корни интересующего нас сюжета многообразны, например их можно обнаружить в рыцарском романе и национальном фольклоре. Самый ближний и безусловный источник этого комплекса идей - поэзия В. Соловьева. На него Блок указывает сам в статье «Рыцарь-монах», написанной к десятилетию со дня смерти философа. В ней разворачивается блоковский миф о Владимире Соловьеве как миф о Рыцаре.

! Эта формула складывается у Андреева в ходе несомненной эволюции творчества. Смотрите, например, уточнение позиций героев рассказа «Мысль» (1902) в процессе переработки рассказа в драму (1913), а также проблематику незаконченного «Дневника сатаны».

O.A. Дашевская. «Рыцарский сюжет» в творчестве А: Блока: к проблеме генезиса и типологии

Поэт описывает свою единственную встречу с философом, подчеркивая его «двоящийся» облик. «Здешний» Соловьев «разил врага (страшное время. - О.Д.) его же оружием» - смехом. «Этот был лишь умным слугою другого. Другой - «нездешний - не презирал и не усмирял... был «честный воин Христов», занесший «золотой меч над временем» [2, с. 220-221]. Уже в земной жизни Соловьев для поэта XX в. - «чистый дух», «символ», «чертеж». Смысл его земной жизни - рыцарское служение внеземным ценностям, освобождению «пленной Царевны, Мировой Души, страстно тоскующей в объятиях хаоса» и пребывающей в тайном союзе с «космическим умом» [2, с. 222]. «Земная жизнь Соловьева - средство для достижения этой цели: для рыцаря - бороться с драконом, для монаха - с хаосом, для философа - с безумием и изменчивостью мира» [2, с. 222]. Завершая статью, поэт призывает быть верными делу Соловьева, указывая на его безусловную правоту в том, что «сущность мира - от века вневременна и внепро-странственна; что можно родиться второй раз и сбросить с себя цепи и пыль» [2, с. 224]. При этом Блок отсылает нас к мифу о Персее и Андромеде, образам поэзии Соловьева.

Статья Блока позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, в поэзии Соловьева поэт XX в. «вычитывает» рыцарский комплекс как реализацию этической и мировоззренческой «программы»; во-вторых, в ней постулируются собственные эстетические установки, и с этой точки зрения «рыцарский сюжет», всеобъемлющий в поэзии Соловьева, Блок сознательно развивает, о чем свидетельствует характер включения и, соответственно, истолкования Блоком поэтических произведений Соловьева. Поэзию Соловьева обрамляют ранний текст «Три подвига» (1882) и один из последних - «Дракон» (1900). Именно с ними соотнесена статья «Рыцарь-монах».

В первом из них использованы три мифологических сюжета как три варианта спасения героини. Первый подвиг совершен Пигмалионом, это «подвиг» воплощения земной красоты. Второй сюжет связан с освобождением Андромеды Персеем, который на крылатом коне с зеркальным щитом низвергает в бездну дракона. Но главный подвиг для Соловьева третий. Первые два преодолевают хаос материального мира, и зло в нем не окончательно, они вновь и вновь возрождаются. Умирает Звридика, любовь Орфея не спасает ее от смерти. Требуется новый подвиг. Орфей песней всепобедной» освобождает ее, бросая вызов самой смерти.

В статье Блока контаминируются два последних мифа, сам текст «вмонтирован» в художественно-эстетическое целое, выступая его фраг-

ментом, что воплощено в цитации других стихов, передающих общий смысл поэзии Соловьева: Смерть и время царят на земле,

Все кружась исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви

[2, с. 221).

В логику рассуждений Блока включено и стихотворение «Дракон». Оно имеет подзаголовок - обращено к герою древнегерманского рыцарского эцоса Зигфриду. Понятие «дракон» у философа обозначает все формы зла. В данном тексте это, во-первых, метафизическое начало (природ-но-космическое): «Из-за кругов небес незримых / Дракон явил свое чело, - / И мглою бед неотразимых / Грядущий день заволокло» [3, с. 136]. Во-вторых, это зло, присутствующее в истории; в-третьих, оно связано с эмпирической жизнью человека, с его удовлетворенностью малым и посредственным, ограниченным, т.е. земным и временным на языке метафизики Соловьева. Обобщенно-символическое «дракон» представляет угрозу для человечества и для каждого конкретного человека. Противостояние ему - верность рыцарству и кресту. Стихотворение завершается следующим образом:

Полно любовью божье лоно,

Но перед пастию дракона Ты понял: крест и меч - одно

[3, с. 137].

Соединение меча, символа рыцарства, и креста - христианства сопряжено с концепцией Христа у Соловьева. В его философских трудах Христос напрямую соотнесен с проблемой противоборства в природе жизни и смерти и возможностью преодоления последней. Воскресение Христа - есть «первая решительная победа жизни над смертью». В статье «Христос вдскрес!» философ поясняет: «Непрерывная Ъо'йна между ними -между живым духом и мертбым веществом - образует, в сущности, всю историю мироздания. Хотя и много насчитывалось побед у духа до Воскресения Христова, но все эти победы были неполные и нерешительные, только половинные» [4, с. 103].

Стихотворение «Дракон» Блок воспринимает как своеобразное завещание философа.

В статье «Рыцарь-монах», написанной в 1910 г.. поэт XX в. размышляет и о своем и о со-ловьевском творчестве, комментирует и обобщает собственное поэтическое творчество конца 90-х - 1900 гг., которое по-новому' высвечивается в аспекте рыцарского мифа. Можно сказать, что статья - это его обоснование.

«Рыцарский сюжет» в поэзии Блока «фабулен», имеет внутреннюю эволюцию, в отличие от

его некоторой статичности в поэзии Соловьева. «Экспозицией» «рыцарского сюжета» можно считать цикл «Молитвы» 1-го тома, где разворачивается «аргонавтический миф». «Она» здесь -«вечная весна» (это ключевой мотив поэзии Соловьева, сопровождающий «софийные» стихи), в то же время она Мировая Душа, Вечная Жена и Невеста одновременно, находится во внеземных сферах, плетет нити человеческих жизней: «Бисер нижет, в нити вяжет - / Вечная Весна» [5, с. 139]. Через нее лирическому герою дано откровение о прошлых и будущих временах, она приподнимает «небесных арок / Все опускающийся свод» [5, с. 140]. Братья-аргонавты охраняют ее сон - «отдыхающий плен». Лирический герой уподоблен всем служащим ей рыцарям: «Я грущу, как заоблачный воин, уронивший панцирь на землю» [5, с. 140].

Развитием рыцарского мотива следует считать «Дали слепы, дни безгневны» (1904), где появляется метафизический «всадник в тучах», «несущий на острие копья весну». Он напоминает обликом Соловьева в статье «Рыцарь-монах»: «...бледным светом мерцает панцирь... круг щита и лезвие меча над складками черной рясы... стальные волосы...» [2, с. 221 222]. «Рыцарь в голубом» (голубой цвет - символ софийности у В. Соловьева) в поэтическом произведении - один из первовсадников, пытающийся пробудить Царевну. Его путь будет продолжен другими, т.е. «земными» рыцарями, здесь подразумеваются братья-аргонавты, так как текст имеет временную отсылку к «Молитвам»: было время, когда «нежно белыми словами кликал брата брат» [2. с. 141]. Но дате написания оно следует за «Молитвами». В «Далях...» миф о Соловьеве и аргонавтический миф переплетаются, образуя единый смысловой концепт.

В стихотворении в «свернутом» виде присутствует не только прощлое, т.е. счастливые времена духовного братства аргонавтов, но и будущий возможный путь рыцарей, посвятивших себя «делу освобождения Царевны», среди которых находится и лирический герой. «Сонный пруд», окружающий замок, может завлечь их страстями, тяжесть рыцарского долга не только в опасности гибели, но и в возможности измены.

Мотив измены становится основным в «рыцарских» текстах второго тома. В цикле «Пузыри земли» метаморфозу претерпевает не только рыцарь, но и она. Мотивы заколдованного сна. обморока, образы «старикашки-колдуна» корреспондируют к пушкинским сказкам «Руслан и Людмила» и «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», которые к о нта минируются, переплавляясь в единый сюжет. Она одурманена, обманута чародеем, но. в отличие от сказок Пушкина, Царевна сама выбирает колдуна, «мертвого жениха», и «тоскуют они об одном» [2, с. 154].

Присутствует в цикле и мотив измены самого рыцаря как неизбежной «пред Вечностью». Если в первом томе ее сон - отдых, то во втором их разделяют препятствия - демонические силы.

В стихах этого ряда присутствуют два рыцаря: «ослепительный Всадник», аналогичный «рыцарю в голубом» в «Далях...» и запутавшийся в земном лабиринте лирический герой («Моей матери»), Его усталость и «обессиливание», а также изменение Ее облика сопровождаются усилением борьбы света и тьмы на ином уровне, в метафизическом плане, что передано как видения лирического героя («Когда я создавал героя», «Поединок»), Лирический сюжет «Поединка» -сражение Георгия Победоносца («Ангел, Мученик. Посланец, / Кем возвысилась Москва») с Драконом: «Светлый Муж ударил Деда! / Белый - Черного коня» [5, с. 238]. Результат поединка неизвестен, вернее, о нем можно судить по характеру лирического героя второго и особенно третьего тома, окруженного демоническими силами и стихиями. Он утрачивает копье, исчезают блеск и сияние доспехов, сменяемые неверным мерцанием. Она превращается в «ночную дочь иных времен», пришедшую из дикой дали. Сам «рыцарский сюжет» в конце второго - третьем томе присутствует латентно, редуцированно.

Его кульминацией можно считать осознание лирическим героем своего падения и измены -стихотворение из книги «Страшный мир» третьего тома «Идут часы, и дни, и годы» [6, с. 300 301]. Текст «перечитывает» все предыдущие, восстанавливая обозначенную нами цепочку: служение силам света, обман, утрата меча, смена пейзажа с весеннего на зимний («В мой дух врываются снега», «больная жалобная стужа»), появление женщины в маске, т.е. скрывающей свой истинный лик. Длительный плен, «дни и годы» у нее в неволе, забвение прошлого рождают протест и метафорическую гибель рыцаря - «Так падай, перевязь цветная, хлынь, кровь, и обагри снега» [5, с. 356]. Можно сказать, что это поражение рыцаря.

Но самая рыцарская тема не исчезает, а переводится в иные «регистры».

Это последние стихи из цикла «Родина» и драма «Роза и крест», в них она развивается в разных жанрах и на разном материале.

Прежде всего обратимся к стихотворению «Сны» (1912). В нем история «конника в латах» и царевны - детская сказка, которая представлена как сон во сне. В ее сюжете уже не один, а множество рыцарей бьются за освобождение царевны:

Под парчами, под лучами Слышно ей сквозь сны. Как звенят и бьют мечами О хрусталь стены...

[5, с. 508].

O.A. Дашевская. «Рыцарский сюжет» в творчестве А. Блока: к проблеме генезиса и типологии

Образный ряд текста отсылает прежде всего к стихотворениям «Дали слепы, дни безгневны» и «Так окрылен но, так напевно», где есть парчевый кафтан всадника, луч, меч и копье, сон Царевны, неприступный хрустальный замок. Но здесь, в отличие от ранних стихов, царевна освобождена.

Это стихотворение должно восприниматься в контексте с рядом расположенными текстами, такими, например, как «Посещение». Диалог двух голосов - ее и его - вводит мотив ее напоминания о себе, «унесенной белой метелью в глубину, в бездыханность», страдающей от «разорванности» нитей связи с земным; она нуждается в его верности и памяти. Он же, душа которого для «видений ослепла» и опустошена, не смеет взглянуть ей в глаза. Связь земного и метафизического в поэзии Блока двусторонняя: в «рыцарском сюжете» не только лирический герой обращен к ней, но и обратно - она «устремлена» к нему, часто являясь субъектом речи.

Указанный контекст проясняет отказ лирического героя от сна в первой строфе анализируемого стихотворения: сон - погружение в мечту, возвращение к идеалам юности, которые забыл, на которые он не имеет права и которых боится. В лирическом обобщении сон желателен. С одной стороны, остается только сон о прошлом, сладкая греза о рыцарстве. С другой же, сон включается в ряд контекстуальных синонимов - дремать, внимать, что указывает на открытость к усвоению внеземного (например в «Молитвах»: «Спи. Да будет твой сон спокоен. / Я молюсь. Я дыханью внемлю»). Близка к этому трактовка сказки у позднего Блока: язык сказок помогает «постигать в обрывках слов / туманный ход иных миров» («Было то в темных Карпатах»), Это чтение неведомого («темный времени полет») не доступно никому, кроме лирического героя и его «друга» --■ собеседника. Поэтому «рассказ няни» в «Снах» можно воспринимать не только как «сказку» о прошлом, но в равной степени как «угадывание» будущего, освобождения пленной царевны -«о тюремные засовы звякают ключи» [5, с. 508].

Сам текст «Снов» окружен стихами о судьбе Родины, размышлениями о ее будущем. Это «Новая Америка» и «Коршун». Переходность этого стихотворения очевидна и в его сопоставлении с «Новой Америкой». В нем «невеста-Россия» ожидает «Мессию-жениха», что в конкретном тексте ассоциируется с ее «машинным» преображением [1, с. 326- 328]. Мотив невесты-России, особенно ее сна, присутствует и во многих других стихах, что позволяет более расширительно трактовать проблему ее «освобождения». Думается, что тема России в каких-то своих аспектах существует в рамках рыцарского мифа.

Последние стихотворения третьего тома «Дикий ветер» и «Коршун» напрямую указывают на

допустимость такой трактовки. Они корреспондируют к пушкинским мотивам рыцарского сюжета, в частности к «Сказке о царе Салтане»

(«Коршун»), и древнерусским коннотациям цикла «На поле Куликовом», развивают тему жениха и невесты, которой угрожает «чужой», «проклятой», коршун-колдун-чародей:

Как мне скинуть злую дрему, Как мне гостя отогнать, Как мне милую - чужому, Проклятому не отдать?

[5, с. 516].

Темы индивидуального существования и судьбы России сопрягаются с общими процессами мировой жизни, с неблагополучием космического бытия.

Рыцарская тема выходит за границы поэтического творчества Блока, обретает иной масштаб в драме «Роза и крест» (1913). В ней находит свое завершение миф о В. Соловьеве - рыцаре-мона-хе. В пьесе это Гаэтан, значение героя было подчеркнуто в первоначальном замысле; драма называлась «Рыцарь-Грядущее» [6],

Гаэтан - странник, бард, сочинивший непонятную песню, непостижную земному сознанию Изоре (земной розе, т.е. красоте) и Бертрану, ее рыцарю. С Гаэтаном в пьесу входят три проблемы: во-первых, проблема «нечеловеческого зова»; во-вторых, судьбы рыцаря; в-третьих, проблема разрыва его идей и реальности. Рассмотрим их последовательно.

Содержание песни Гаэтана восходит к основным идеям метафизики В. Соловьева. Песня Гаэтана о будущем, о конце времен, о «блаженном бреге» и «обетованной весне», сам он - их предвестник.

Сдайся мечте невозможной.

Сбудется, что суждено...

Кружится снег...

Мчится мгновенный век...

Снится блаженный брег...

[5, с. 637].

По смыслу они связаны со стихами Соловьева, которые Блок цитирует в статье «Рыцарь-монах» - «Смерть и время царят на земле» и с идеей необходимости «расковать цепи земного бытия»,

победить смерть.

В песне Гаэтана, данной через восприятие Изо-ры и Бертрана, страдающими от неразделенной любви, самыми пленительными и непонятными становятся слова о единстве «Радости-Страданья»: «Сердцу закон непреложный - Радость-Страданье одно» [5, с. 686]. В свете философии Соловьева они реализуют идею синтеза, примирения противоположного и разного. В поэзии философа она более всего воплощена в программном тексте «К Прометею», утверждающем разрушение преград и «блаженство примиренья»

В 1921 г.

третью статью о Соло-в

ЭТОГО 1

«Утро

которое будет . - это [3, с. 59].

ном» странничестве, о парусе, море и корабле

героя. Он , т.е. рыцарь-мо-

[плену»(озерном чертоге) среди роз и лилий. Она сплела ему венок из роз, тем самым привязав его к себе, вло-

Ею вышиты на его груди роза и крест, тика Гаэтана, символизирующая служение ей, посвященность высшей цели. Его миссия, им победа над злой колдуньей Мор-Его сны - о внеземном подвиге. Все ос-не существует для него. С ним соотнесен миф о Ланцелоте как вечном рыцаре. Газтан в . голос и обречен на земную

Его сит в мир,

происходит в начале XIII столетия, в этом смысле он

ния. Во-вторых, его зов к

отклик он находит только у Изорьь рождая в ней тревогу, нечто смутно осознаваемое.

Гаэтан обречен на одиночество и ние. В структуре действия драмы «Роза и крест»

Изора - Бертран - Га-

Изора

ним своего верного земного рыцаря Бертра-

хочет видеть его на очередном турнире. Но, его, старика, или «старого

Она отдает на, который стихах, по сути,

на и духовная высота его двойника Бертрана побеждены низкой мужской красотой.

Но и «святости» Гаэтана не нужна земная красота (Изора), он соглашается участвовать на празднике из жалости к уродливому и обездоленному Бертрану, он просто не видит ее, она существует помимо его интересов.

В аспекте рыцарского сюжета пьеса ставит проблему сверхчеловеческого пути Гаэтана, в аспекте мифа о Соловьеве - еще раз рует судьбу

творчества

Сама:

. восходит к его статье

«Драма» античного

в разрыве земного и ального, в противоречии между его полной ком-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преодоление этого противоречия и в соловьевской идее синтеза, которую тот утверждает в философии и поэзии. Синтез был уже

разец), рассуждает Блок, развивая Соловьева, но

идти многие», посвятившие себя какому-либо делу [7, с. 222]. Для Блока это путь любого поэта.

В свете высказанного творчество Блока обретает удивительную целостность и стройность; на-

* [ поэма «Двенадцать» с образом Христа в

1 и реальности) подразумевают верность ческому п

Понятие «рыцарский сюжет» - достаточно условная модель, которую мы рассмотрели как конструкт творчества Блока. Но она

писке символистов и в их критических отзывах друг о друге. Все эти факторы определяют объем понятия и его типологическую устойчивость.

Д. Андреева, где «рыцарский сюжет» русского|

и завершен» определяясь в

культуре, Андреев опредс ой метод как

Его дискурс Мира») и

: боги»). В «Розе в частях,

Анд-

присутствует в

поле. Он мифами католической метакультуры, богатыми

конструкции «Розы мира» и поэтичес- тории образование Древней Руси начинается со

кого ансамбля «Русские боги». Д. Андреев «пере- «спуска» Ыавны в

» В. Соловьева и А. Блока в свете своей са», в дикую, «лютую», языческую Русь, в кото-

гановится комментатором их рыцарских рой была «страшна власть Афродиты

Он напрямую называет своим предше- [9, с. 190]. Ее «добро, тепло и жалость»

В. Соловьева, а в творчестве Блока внятной для варварской Руси духовность христи-

[9, с. 193].

сюжет» русского символизма, включенный в но- собственной плотью»

вый контекст, обретает устойчивость, проясняют- сти, стихиали у Андреева, которые

Более того, Андреев «встраивает» их рыцарскую своей и милостью» [9, с. 191]. тему в русскую культуру в целом. «Рыцарский Навна как Соборная Душа сверхнарода <

мотивов А. Блока -В. Соловьева и русской литературы.

'Развивает и детализирует. Поэтому это и тот же и другой «рыцарский текст».

которому устремлено сознание всех трех поэтов. Сама же потусторонняя реальность меняется и усложняется. Она способствует оформлению трансмифа

У В. Соловьева присутствует два варианта сверхнарода, т.е. закреплению национального женской образности: Вечная Женственность (Das сознания в культурных источниках (поверьях,

Ewigweibliche), внеземное идеальное начало, и песнях, сказках, древнерусской литературе, зод-Афродита народная, зем* Блока представлены три

сущность демонического плана и циональных проявлений Л и лит

раз- сения русского государства (Киевской Руси) от внешних врагов. В период Московского царства

тью. Андреев выстриавает иерархию женских и Петербургской империи, когда в полной мере сущностей светлой направленности (Навна - выявляется демоническая сущность государства,

У Андреева сохраняется внешняя схема «ры- В сюжете поэмы важное место обретают мо-

царского сюжета», его общая логика: обязатель- тивы ее мольбы о спасении, поисков защитни-

ков. Замок, окруженный водой в поэзии Блока, заменяется у Д. Андреева цитаделью демонических сил.

Освобождение Навны на метафизическом уровне (демиург «разрушает» замурованную стену из «эфирных камней») отражается в искусстве XIX в. (в музыке, живописи и литературе) художниками-вестниками, у которых развито космическое сознание, и они «улавливают» ее «духовные энергии»: «И демиург ударил в ярости / жезлом по камню цитадели. / Эфирный камень дрогнул... В щели / прорвался плещущий родник [9, с. 196]. Родник - источник творчества народа (нации): «И стала звонкая струя расти, / Рыдая тысячью мелодий, / И чуткий слух внизу, в народе, / К его журчащей влаге ник. /...Ив театральных залах -звонами / Гармоний, миру незнакомых, / В лицо пахнул, как цвет черемух, / Сам потаенный Русский сад» [9, с. 196-197]. Под ее влиянием создается единый национальный образ мира в литературе (русская природа и женские образы), в котором едва угадываемы ее очертания. Но сущность «плена» Навны, сказочной красавицы, смутно осознается русской литературой XIX в., он открывается лишь на рубеже XX в. Д. Андреев почти цитирует А. Блока:

Друг мой! Жених мой! Ветер геенны Треплет одежду мою, разрывая, Клочья уносит - слоями Вселенной С края до края...

Или: Друг мой! Жених мой! Знаю: в бою ты С темным хранителем, с лютым титаном...

[9, с. 198].

«Лютый титан» у Д. Андреева - Планетарный Демон и его многообразные воплощения и порождения. У Соловьева - это Дракон; у Блока - кор-

шун, чародей, колдун. Как у последних двух поэтов «она» несет «вечную весну», так у Д. Андреева с Навной связывается «всечеловеческих братств полнота». Царевна Д. Адреева открывает вход «в светлицу» творцам и безвестным героям, которые слышат отзвуки ее голоса и доносят их людям, клянутся в верности, т.е. она обретает в них гонцов и последователей.

В концепции Андреева освобождение Навны безусловно в метаисторической перспективе, а лирический герой поэмы выступает рыцарем Вечной Женственности.

Размышляя о типологии рыцарского сюжета, нельзя не отметить, что в творчестве всех трех поэтов он имеет своим постоянным атрибутом образ розы: «розы и лилии» В. Соловьева, «роза и крест» А. Блока, «Роза Мира» Д. Андреева. У Соловьева розы украшают сад Царицы («У Царицы моей есть высокий дворец»), символизируют вечную весну и саму «молодую весну Царевну»; с ней связывается природно-космическое преображение Вселенной, а благоухание роз - знак Ее приближения («Три свидания»). В творчестве Блока розы включены в иной контекст: сопряжены с христианством, путем рыцарского служения высоким идеалам, и одновременно знаменуют трагический (крестный) путь для всех, идущих по этой дороге. Это роза и крест на груди Гаэтана, «белый венчик из роз» на голове Христа в «Двенадцати». «Роза Мира» Д.Андреева - «геометрическое» воплощение преображенного Планетарного космоса. Лепестки розы соединяют в целое разные религии светлой направленности.

Во всех трех случаях это понятие духовно-религиозное, содержащее идею гармонии и совершенства, «истины, добра и красоты» (В. Соловьев).

Литература

1. См.: Минц З.Г. Поэтика А. Блока. Избранные труды: В 3 кн. СПб.,1999.

2. Блок А. Рыцарь-монах // Блок А, Избранное. М.,1996.

3. Соловьев В. Стихотворения и шуточные пьесы. Л.,1974.

4. Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.

5. Блок А. Стихотворения. Поэмы. Театр. М.,1968.

6. Пьесу рассматривают в основном как стилизацию на историческую тему. См., напр.: Жирмунский В. Драма А, Блока «Роза и крест». Л.,1977.

7. Пайман А. История русского символизма. М., 1998.

8. Андреев Д. Роза Мира. М.,1999,

9/ Андреев Д. Русские боги. Стихотворения и поэмы. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.