УДК 94(438).04 94(47)(091)
А. А. Шейхумеров
Рыцарские традиции в Диком поле: о взаимоотношениях крымских татар и поляков в ХУ1-ХУ11 вв.
При рассмотрении войн между крымскими татарами и их северными соседями в ХУ-ХУШ вв. историки традиционно уделяли основное внимание дипломатии и ходу военных действий. Межличностные отношения, складывающиеся между крымскими воинами, их врагами и союзниками, оставались, как правило, вне поля зрения. Однако крымско-польские, крымско-московские, крымско-молдавские и крымско-казацкие отношения должны изучаться сквозь призму не только государственных отношений, но и личных контактов, что будет способствовать более глубокому и комплексному изучению истории Восточной Европы позднего средневековья — раннего Нового времени
Особый характер в рассматриваемый период приобрели взаимоотношения крымских татар с польским «рыцарством». Свою роль в этом сыграла и схо- §
5—1
жесть менталитета военного сословия в Речи Посполитой и Крымском ханстве. § В понимании аристократии как крымской, так и польской война являлась наи- -а более почетным и важным занятием. «Татарские дворяне возносят войну на такую ступень почета, какую только можно представить», — писал французский .й консул в Крыму Ш. К. де Пейсонель1. Идеал польского шляхтича-сармата — £)0 рыцарь, удел которого — война с врагами и защита своих вольностей2. Крым- £ ские татары и их соседи высоко ценили благородные поступки и личную друж- си бу. Так, после сражения по Фастовом (1695 г.) калга Девлет Герай вызвал о! на переговоры Семена Палия и возвратил ему его лук, выбитый из рук Палия .д
Л
в битве3. Вождь Буджакской орды Кан-Темир в 1626 г. планировал нападение на Молдавию, однако, узнав, что прежний господарь Раду Михня умер и трон в Яссах теперь занимает друг Кан-Темира Мирон Барновский (знаменитый ногайский военачальник даже приезжал в гости к Барновскому в его имение), отменил набег4.
Общность рыцарских идеалов проявлялась в воинских традициях. Взятые в плен отпускались на свободу, давая слово рыцаря, что соберут за себя выкуп. Польские и крымские аристократы становились побратимами, а во время очередного перемирия между двумя армиями они ездили друг к другу в гости. Сражения открывались герцами5, происходившими преимущественно в виде поединков и длящимися порой несколько часов. Вот как описывает герцы в первый день битвы под Берестечком (28 июня 1651 г.) между польскими и татарскими всадниками польский историк Р. Романский: «Герцовников с обеих сторон было несколько сотен, перед фронтом обеих армий начался своего рода рыцарский турнир, в котором стремились не столько убить врага, вывести его из строя или взять в плен, сколько продемонстрировать свои бойцовские умения, смелость, ловкость, силу и навыки верховой езды. Обе стороны имели своих мастеров в этом виде боя, за действиями которых следили особенно внимательно»6. Иногда участие в герцах принимало всё большее и большее число воинов, что перерастало в целое сражение, как, например, в боях под Межиро-вым (1612 г.), когда командующий татарскими войсками Батыр-бей кинулся со своими нукерами в бой после того, как увидел среди польских герцовников достойных противников7. Известны случаи, когда поляки и татары вступали в разговоры между собой прямо во время боев, как это было в битве под Львовом в 1695 г.8 и в боях на Днестре в 1699 г.9 Секретарь французского посольства в Варшаве Пьер Шевалье писал: «В Польше часто можно видеть достойные удивления образцы верности пленных татар: они всегда возвращаются в назна-^ ченный день, если их отпущено10 под словом чести в их страну, чтобы попробовать там добыть себе волю обменом с польскими пленниками. Они исполняют ^ это аккуратно, или возвращаются в свой плен, не просрочив ни минуты»11. « В 1648 г., после Корсунской битвы, в крымский плен попали ряд высоко-
ей
поставленных польских военачальников — коронный великий гетман Николай
^ Потоцкий, коронный польный гетман Николай Калиновский, полковник Адам
5§ Иероним Сенявский. Вскоре после пленения Сенявский был представлен ор-
& бею12 Тугаю-бею. Сенявский спросил перекопского коменданта, ценит ли он
Ци рыцарское слово. Услышав в ответ, что «рыцарское слово дороже золота», Се-
£ нявский объявил, что дает слово собрать за себя выкуп, если он будет отпущен
® на свободу13. Сенявского не только отпустили, но и дали ему в качестве охра-
§ ны отряд крымских татар, который провожал его до границ Польши14. Однако
^ Сенявский так и не заплатил за себя выкуп и в 1650 г. умер. По другой версии Тугай-бей в молодости в каком-то сражении попал в плен к отцу Сенявского,
£ и тот не только отпустил его на волю, но и подарил коня15. Благодарный Тугай-С
бей предлагал Сенявскому-младшему побрататься, после чего отпустил бы его без выкупа16, но тот, видимо, отказался.
Николай Потоцкий в плену побратался с ханским визирем Сефером Гази-агой17. В 1650 г. сын Николая Потоцкого, Николай, приехал в Крым и поручился за своего отца, после чего коронный гетман был отпущен в Польшу для сбора выкупа, а его сын остался в качестве залога в Крыму. В целом после Корсуньской битвы большое количество польских шляхтичей было выпущено крымскими татарами под залог или честное слово18. В числе их оказался и Николай Калиновский, который также был выпущен под честное слово, однако выкуп в Крым он не отправил, что вызвало негодование у крымских татар19. Подобный случай произошел в 1692 г., когда взятый в плен буджакцами польский шляхтич был отпущен под обязательство собрать за себя выкуп, однако нарушил свое слово20. Несмотря на подобные прецеденты, они скорее были исключением из правил, так как иначе трудно понять, почему данная традиция продолжала существовать столь долгое время. Под поручительство и честное слово крымские татары выпускали русских воинов21 и украинских казаков22.
Небезынтересна история взаимоотношений двух польских шляхтичей, Би-лецкого и Корицинского. Билецкий был потурченцем (мусульманином), так как еще в возрасте 7 лет был уведен крымскими татарами в ясырь23. Позже он вернулся в Польшу, но не хотел переходить в лоно христианской церкви. На родине он подружился с Корицинским и, не сумев там обжиться, бежал в Крым и участвовал в крымско-татарских походах на Речь Посполитую24. Во время очередного набега в 1589 г. произошло сражение под Баворовым, где вновь встретились два старых друга. Поляки были разбиты, а «Корицинского, по старой дружбе, выпустил Билецкий (Ибрагим Билецкий?), шляхтич-потур-нак, из татарского лагеря»25.
Оставаясь в плену, аристократ мог рассчитывать на хорошие условия содержания. Султан Ислам Герай, попавший в плен к полякам в 1629 г. под Бурштином и проведший там 7 лет, был отправлен к коронному подскарбию Иерониму Лигезе. Коронный подканцлер Томаш Замойский обратился к ко- ^ ролю с просьбой передать высокородного пленного ему. Когда король поинте- С! ресовался, в чем причина данной просьбы, Замойский ответил, что подскарбий 21 не был на войне, не сталкивался с превратностью военной судьбы и не сможет понять того, кто испытал на себе горечь поражения. Замойский хорошо обра- | щался с Исламом Гераем, отводил ему место за столом рядом с собой и бесе- ^ довал на военные темы. Он даже выпросил у короля слугу своего пленника, -с также попавшего в плен и содержащегося в Варшаве, дабы тот продолжал служить своему господину26. Сам Ислам Герай позже рассказывал, что, пребывая ^ в польском плену, воевал бок о бок с поляками против других «неверных»27. ^ Факт этот подтверждается и польскими источниками, сообщающими, что § пленный султан отличился во время Смоленской войны 1632-1634 гг., после чего был отпущен на свободу Владиславом IV28. Взятый в плен поляками я
в 1653 г. Тохтамыш-ага содержался при королевской квартире29; хорошо был принят при королевском дворе и попавший в плен под Калушем в 1672 г. приближенный нуреддина Сафа Герая Алиш-ага30. Поразительно, но попавшему в плен под Батогом (1652) польскому шляхтичу Друшкевичу крымские татары разрешали в плену носить оружие31.
Рыцарское поведение во время военных конфликтов было характерно для обеих сторон. В 1674 г. крымское войско во главе с сыном хана калгой32 Дев-летом Гераем осадило Хотин, защищаемый небольшим польским гарнизоном. Комендант крепости вел переговоры с Девлетом Гераем о сдаче. Подошедший вскоре турецкий отряд показал полякам невозможность дальнейшей обороны, и они сдали крепость на условии свободного пропуска в Польшу. Турки нарушили эти условия и напали на поляков, убив 7 человек, однако вмешательство крымцев спасло остальных, и уцелевшие 84 человека с комендантом ушли в Польшу33. В следующем году Хаджи Герай был ранен на герцах под стенами Злочева. Узнав об этом, возглавлявший польское войско Станислав Ян Яблоновский отправил к крымскому султану своего цирюльника34. Апелляция к «рыцарству» и воинской чести являлась частой темой в переговорах между крымцами и их соседями. Когда в 1651 г. нуреддин35 Гази Герай требовал от польского коменданта Каменец-Подольского сдать крепость, тот ответил, что удивляется тому, что Гази Герай, будучи воином, присоединился к мятежнику Хмельницкому36.
После заключения мира вчерашние враги мирно съезжались и знакомились друг с другом. «Наши становились побратимами с татарами и несколько часов обменивались подарками», — писал польский участник Цецорской кампании (1595 г.)37. Под Жванцем в декабре 1653 г., после окончания боевых действий польские воины отправлялись в крымско-татарский лагерь для встреч со своими побратимами38. Во время новой войны с Крымским ханством Ян Собеский ^ в 1667 г. даже отдал приказ, запрещающий польским воинам покидать лагерь для встреч с побратимами39. Первые лица ханства также становились побрати-^ мами польских командиров. Хан Саадет I Герай в 1532 г., после осады Черкас, « пригласил к себе Евстафия Дашковича, побратался и пировал вместе с ним40.
Л
Ранее, в 1529 г., калга Ислам Герай побратался с командующим польским от-
^ рядом Язловецким, совершившим набег на Очаков41. Мехмед и Шахин Гераи
5§ в письме к коронному стражнику Хмелецкому называли его своим побрати-
& мом42. Калга Гази Герай, прибывший на помощь польскому войску в 1655 г.,
в братался с каждым членом делегации польского командования, прибывшей
£ к нему навстречу43.
® Интересны взаимоотношения, сложившиеся между польским магнатом
§ Адамом Николаем Сенявским (внуком пленника Тугая бея) и татарскими ари-
^ стократами. В 1694 г. Сенявский прислал султану Гази Гераю в Бахчисарай дорогие подарки, прося его во время очередного набега на Польшу не трогать
£ владений Сенявского, ибо он сам враг королю. Гази Герай, в свою очередь, ото-С
слал своему приятелю в подарок одежду, коня со сбруей и саадак44. В 1696 г. этот магнат выпустил на свободу бывших у него в плену братьев ногайского Карт-мурзы, после чего благодарный мурза45 отправил Сенявскому подарки46.
Упоминаемый нами обычай побратимства представлял собой обоюдную клятву двух воинов-аристократов помогать друг другу. Обе стороны серьезно относились к этой традиции. Набег Буджакской орды на Снятин в июне 1621 г. провалился по той причине, что «местных жителей предупредили про этот рейд их побратимы из числа татар», что позволило людям заблаговременно спастись бегством47. Попавший в плен после битвы под Батогом (1652 г.) полковник Кшиштоф Корицкий был отпущен на свободу своим побратимом Сефер Гази-агой48. Когда воины калги Ислама Герая напали на поляков под Очаковым (с командиром которых калга побратался), Ислам Герай даже стрелял по собственным воинам из лука. Традиции побратимства занимали важное место в обоюдном восприятии крымских татар и поляков. Ян III Собес-кий в инструкции к своему послу, отправленному к Селиму Гераю в 1684 г., писал, что желает, чтобы «польский и татарский народы не проливали между собой кровь, будучи с давних пор хорошими друзьями и побратимами»49. Когда во время похода крымских татар и казаков Дорошенко против поляков в 1667 г. запорожцы, пользуясь отсутствием в Крыму войска, опустошили его, крымцы восприняли это как наказание. «Бог нас покарал за то, что мы пошли воевать на своих прежних побратимов-поляков; за то Бог и наслал на наш край козаков», — передавал настроения в крымском лагере под Подгайцами посланный туда Яном Собеским разведчик50.
Стоило только начаться переговорам о мире, как пространство между двумя армиями заполнялось воинами, которые заводили знакомства друг с другом и торговались. Однако не стоит идеализировать крымско-польские связи. Сцены рыцарских поступков перемежались с грабежами, обманами и захватом людей. Под Зборовом в 1649 г. «вторник, среда, четверг прошли в согласии и переговорах, мы так сдружились с противником, что наши окопы окружила орда и, переговариваясь, вела с нами торг. Мы их даже из лагерных ворот с трудом ^ вытеснили. Пастбищем они, однако, не дали пользоваться, людей и лошадей С! хватали, только комиссаров не трогали»51. Торговля со вчерашними непри- 21 ятелями могла оказаться опасной. «Как-то уже под конец, особенно в пятницу, когда татары уже уходили, с конями на продажу приезжали под лагерь, больше | всего прося табак, водку, хлеб. Приехал было один, имел красивую сивую кобы- ^ лу на поводе, а сам сидел на хорошем валахе, добрался до королевской хоругви, -с торгуясь, просил за какого-то из коней полторы сотни талеров. Один подошел к нему сзади и схватил и сильно его держал, наверно и свалил бы его, но пан ^ королевский хорунжий [Якуб Михаловский] подскочил и не допустил, говоря, ^ что уже заключен мир»52. Не менее опасными были и попытки установить дру- § жеские отношения. «Товарищ пана калушского старосты [Яна Замойского], будучи знаком с двумя татарами, пригласил их на водку, пообещав безопасность. я
Когда он угощал их тогда в своей палатке недалеко от вала, то подговорил, как говорили, юношей, когда татары пойдут к своим коням, то вы пойдите к ним и убейте их. Так случилось, что когда те пошли к коням, им преградили путь, одного тут же с валов сбросили и кинули вниз, другого же схватили за одежду, так что и одежда, и рубашка остались у них в руках, а он убежал. Один, догоняя его, рубанул при этом по спине и нанес большую рану, а татарин перескочил через вал»53. «Они уже начали брататься с нашими, дружить, торговать, а кого можно, хватали и убегали», — писал польский участник Зборовской кампании, при этом он с сарказмом пишет о подобном «побратимстве»: грабя поляков, татары их, «побив нагайкой на побратимство, отпускали»54. В 1651 г. под Белой Церковью крымские татары, вместо того чтобы напасть на поляков, устроили с ними торги, длившиеся несколько часов, причем не обошлось и без стычек55.
Вышесказанное относится к польско-крымским военным конфликтам. Какими же были взаимоотношения крымских татар и поляков во время их союзных операций? В 1654-1666 гг. Крымское ханство и Речь Посполитая были союзниками в войне с Россией и пророссийскими казацкими гетманами, крымско-татарские воины проводили целые месяца рядом со своими польскими «коллегами». Следствием этого были новые знакомства и дружеские отношения, но вместе с тем и различные инциденты, не всегда завершающиеся благополучно. В 1656 г. крымский полководец Субхан Гази-ага прибыл со своим отрядом на помощь полякам и был торжественно встречен при польском дворе. Королева Мария Луиза писала своей подруге: «Если тебе когда-нибудь потребуются татары, пиши мне, их командир является моим другом и заявил, что кроме короля и п. Чарнецкого только меня одну уважает»56. Встречая в 1660 г. прибывшего к нему с визитом для обсуждения грядущей кампании великого коронного гетмана Потоцкого, командующий крымско-татарским войском ну-реддин Мурад Герай дружески принял его, показывал своих коней и устроил ^ ему достойное угощение 57. Соседство крымских и польских войск порождало конфликтные ситуации, требующие внимания командования. К примеру, ^ в 1655 г., во время кампании на Подолье, между поляком и татарином произо-« шла ссора, в результате чего поляк отрезал ему саблей ухо. Потерпевший пожаловался командующему крымско-татарскими войсками Менгли Гераю, а тот, ^ в свою очередь, обратился к польскому командованию, которое подвергло про-5§ винившегося наказанию палками58. Прямо во время экзекуции к поляку под-& бежал обиженный им татарин и откусил ухо, после чего потребовал прекратить в избиение.
£ Крымские татары весьма активно вступали в торговые отношения со свои® ми польскими союзниками, предлагая им различные товары, в первую очередь § коней и овец. По словам автора «Виршованной хроники», крымские татары ^ приезжали к полякам
<...> держа улья с пчелами, взамен за мед они брали £ Табак или люльку, или острый нож, так торговали59. С
Этот же хронист вспоминал ряд случаев, когда поляки грабили татар, приезжавших в польский лагерь для торговли. Впрочем, и крымцы вели себя ничуть не лучше. Помимо относительно безобидных случаев («тут яблоко или грушу даст брату60, а тут лишит шапки»61) доходило до захвата польской челяди и лошадей62. В результате нахождение среди союзников и для ханских, и для королевских воинов иной раз было не менее опасно, чем под неприятельским огнем. Вместе с тем во время войны 1654-1666 гг. многие поляки и крымские татары стали друзьями. Известный польский полководец Стефан Чарнецкий был уважаем крымскими татарами, чем весьма гордился63. Хан Селим I Герай говорил польскому послу Карвовскому в 1671 г.: «Имею много знакомых и приязнь со всеми вашими панами, а особенно с маршалком (Со-беским), с которым был долгое время в войне на Украине»64. Собеский, в свою очередь, также называл Селима Герая своим «с давних пор хорошим другом»65. «Король является ныне и быть хочет впредь, как и был издавна, хорошим другом хану и всему его дому; беев, мурз и весь татарский народ весьма уважает, и чтобы сабли двух народов, польского и татарского, объединены были, от всего сердца желает»,— эти слова король передал Селиму Гераю через выпущенного им из плена Алиша-агу66. Чигиринский комендант Жебровский в 1666 г. писал, что важные сведения о намерениях казаков он получал от «татар, среди которых имею много доброжелателей»67.
Есть примеры и вполне бескорыстной заботы союзников друг о друге. В 1655 г. крымские татары передали полякам (истощенным в зимней кампании 1654-1655 гг.) своих запасных коней, а также 2 тыс. кожухов68. В битве под Лю-баром в 1660 г. командовавший польской армией великий коронный гетман Потоцкий находился под огнем противника. «Офицеры его дивизии не пробовали склонить его к уходу в тыл. Зато это сделал татарский мурза, чье имя неизвестно, который подъехал к гетману и сказал на ломаном польском: "Твоя гетманка, твоя панка не должна быть тут"»69. Герцог Антуан Граммон упоминал курьезный случай, когда в 1663 г. поляки и крымские татары квартировали в одном городе, из-за чего «духовник короля, иезуит по своему званию, случайно вошел ^ в дом татарских офицеров, предполагая, что это дом одного из его друзей (ибо С! мы все перемешались), и увидел дюжину татар, которые один за другим зани- 21 мались ухаживанием, немного преувеличенно свободным, за очень красивою черкашенкой, которая находилась в их комнате. При этом грязном зрелище | иезуит чуть не упал навзничь и обратился к защите крестного знамения. Знав- ^ шие, что он королевский духовник, татары вообразили, что честь и обычаи их -с нации обязывают их задержать доброго отца и поделиться с ним своею общею любовницей (так как он, видимо, вошел в комнату для того, чтобы воспользо- ^ ваться ею). Каждый из них хватал его за руки и хотел ему в этом услужить»70. ^
Даже женщины из высших слов крымского и польского обществ могли всту- § пать в близкие отношения друг с другом. Так, Зейнеб, главная жена Мехме-да IV Герая, писала Марии Луизе, жене Яна II Казимира, что, так как их мужья я
находятся в хороших отношениях, то и она решила написать «милой сестре нашей», сообщая, что если Марии Луизе нужна какая-нибудь иностранная вещица, ханша подарит ее королеве 71.
Взаимное влияние двух народов выражалось и в моде. Ян Собеский в бытность свою великим коронным гетманом просил у польских резидентов в Бахчисарае узнать, какая ныне мода в Крыму и те присылали ему образцы модных в Крыму вещей, в том числе и оружия72. «Одеваются по-польски: красный верх шапки обложен каким-нибудь мехом, который они называют "бархи" (Barchi) или "бурк" (Burk). Богачи шьют их из черного лисьего меха и куницы. У князей они шьются из куниц, смотря по средствам каждого», — писал Жан де Люк о крымских татарах73. Абдулла Зинни Сойсал утверждал, что «для польской шляхты в XVII в. образцами элегантности были не портные Парижа, а татары Бахчисарая»74.
Крымские татары и поляки на протяжении XVI-XVII вв. не только воевали, но также становились побратимами и друзьями и помогали друг другу, будучи как союзниками, так и врагами. В истории Восточной Европы есть немало эпизодов, которые не разделяют населяющие ее народы, но напротив, служат наглядной демонстрацией того, как много общего имели их предки.
1 Пейссонель Ш. К. де. Записки о Малой Татарии. Днепропетровск, 2009. С. 30.
2 Лескинен М. В. Мифы и образы сарматизма. Истоки национальной идеологии Речи Пос-политой. М., 2002. С. 110-114.
3 Петровський М. Нариси ютори Украши XVII — початку XVIII ст. (Дослвди над Лиописом Самовидця). Харьюв, 1930. С. 371.
4 Со$йи М. Ьа1ор18 71еш1 МоЫа-№8к1е] 1 тпе ^-^гу histoгyczne. Poznan, 1998. Б. 153.
5 Герцы — форма боевых столкновений перед началом основного сражения, в которых принимали участие всадники-добровольцы. Герцовники сражались как поодиночке, так и группами. Герцы велись для захвата языков, разведывания расположения неприятель-
^ ских войск и демонстрации собственной удали и могли длиться несколько часов.
6 КошатЫ К. Beгesteczko 1651. Ша^а—а, 1994. Б. 155.
<3 7 ¿ыгЫотзЫ 5. Zywot Tomasza Zamojskyiego. Ь—о—, 1860. Б. 17.
8 Ма^втзЫ Najazd Tataг6w — 1^уш 1695 г. // 1 Mateгialy Histoгii Wojskowosci. % 1963. Т. 9, cz. 1. Б. 167.
£ 9 ОНта А. Бtгaty mateгia1ne ! demogгaficzne м teгenie ziemi pгzemyskiej po ostatnim napadzie ^ tataгskim — 1699 гоЫ // Pгace Histoгyczno-aгchiwa1ne. 2000. Т. 9. Б. 69.
^ 10 Так в тексте источника.
11 Шевалье П. 1стор!я вшни кoзaкiв пpoти ^льщ! Ки1в, 1993. С. 67. § 12 Ор-бей — титул ханского наместника Ферах-Кермана (Перекопа).
си 13 Бережанська Земля. 1сторично-мемуарний збiрник / Украшський архiв. Т. XIX. Нью-
8 Йорк, 1970. С. 36. ^ ,4 1 '
о 14 Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. М., 1994. С. 211.
^ 15 Джерела з ютори Нацюнально-визвольно'1 вiйни укра'1нського народу 1648-1658 рр. Т. 1 (1648-1649 рр.). Ки1в, 2012. С. 601-602. Николай Остророг в письме к Ежи Оссолинско-§ му писал, что Сенявский был отпущен из плена, так как его отец оказал некую услугу пленившему Сенявского-младшего татарину (МкЫотзЫ]. Ksi§ga paшi§tnicza. Kгak6w, ^ 1864. Б. 51). Есть и другая точка зрения, которая кажется нам весьма правдоподобной — ^ что Сенявского пленил простой татарин, а уже потом подъехал Тугай-бей и забрал себе Й пленного полковника (ЫетасЫ 26]^ Wody-Koгsun 1648. Waгszawa, 2008. Б. 173).
16 Джерела з ктори Нащонально-визвольно! вшни украшського народу 1648-1658 рр. Т. 2 (1650-1651 рр.). Ки!в, 2013. C. 611.
17 Nagielski M. Relacje wojenne z pierwszych lat walk polsko-kozackich powstania Bohdana Chmielnickiego okresu "Ogniem i Mieczem" (1648-1651). Warszawa, 1998. S. 214.
18 Kersten A. Stefan Czarniecki 1599-1665. Lublin, 2006. S. 154-155.
19 Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. C. 571.
20 Листи 1вана Мазепи. Т. 2: 1691-1700. Ки!в, 2010. C. 336.
21 Попавший в плен под Чудновым воевода Шереметев был весьма уважаем крымскими татарами и, доверяя его поручительству, крымцы отпускали русских пленных под честное слово (Барсуков А. Род Шереметевых. Кн. 6. СПб., 1892. C. 207-208).
22 Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 13: 1677-1678 гг. СПб., 1884. C. 534.
23 Polkowski I. Sprawy wojenne króla Stefana Batorego: dyjaryjusze, relacyje, listy i akta z lat 1576-1586. Kraków, 1887. S. 124.
24 Bielski J. Joachima Bielskiego dalszy ci^g Kroniki polskiej, zawieraj^cej dzieje od 1587 do 1598 r. Warszawa, 1851. S. 104-105.
25 Вирський Д. Рiчпосполитська iсторiографiя Украши (XVI — середина XVII ст.): У 2-х ч. Ч. 1. Ки!в, 2008. C. 307.
26 Zurkowski S. Zywot Tomasza Zamojskyiego. Lwów, 1860. S. 133.
27 Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII века. СПб., 1887. C. 530.
28 Nagielski M. Relacje wojenne z pierwszych lat... S. 94-95.
29 Ciesielski T. Od Batohu do Zwanca. Wojna na Ukrainie, Podolu i o Moldawi§ 1652-1653. Zabrze, 2007. S. 251.
30 Chowaniec С. Sobieski wobec Tatarszczyzny 1683-1685 // Kwartalnik Historyczny. 1928. N 42. S. 56.
31 Druszkiewicz S. Z. Pami^tniki 1648-1697. Siedlce, 2001. S. 90.
32 Калга (калга-султан) — первый наследник ханского престола. В отсутствие хана возглавлял крымское войско.
33 Oriowski D. Chocim 1673. Warszawa, 2008. S. 154-155.
34 Ibid. S. 181.
35 Нуреддин (нуреддин-султан) — второй наследник ханского престола. Во время войны командовал отдельными отрядами, а в отсутствие хана или калги — всем войском.
36 Джерела. Т. 2. C. 166.
37 JasnowskiJ. Dwie relacje z wyprawy Zamoyskiego pod Cecor§ w r. 1595 // Przegl^d Historyczno-Wojskowy. 1938. T. 10, N 2. S. 249.
38 Ciesielski T. Od Batohu do Zwanca. S. 264.
39 Korzon T. Dola i niedola Jana Sobieskiego 1629-1674. T. 2. Kraków, 1898. S. 43.
40 Гваныт О. Хрошка европейсько! Сармати. Кшв, 2007. C. 378. z;
41 Там же. C. 377.
42 Przyl§cki S. Ukrainne sprawy. Przyczynek do dziejów polskich, tatarskich i tureckich XVII wie-ku. Lwów, 1842. S. 46. Д
43 Jemioíowski M. Pami^tnik Mikolaja Jemiolowskiego. Lwów, 1850. S. 53.
44 Вiйськовi кампани доби гетьмана 1вана Мазепи в документах / Упорядник С. Павленко. -с Кшв, 2009. C. 231. %
45 Мелкая и средняя аристократия в Крымском ханстве и ногайских ордах. щ
46 Эварницкий Д. И. Источники для истории запорожских козаков. Т. I. Владимир, 1906. C. 597.
47 Сас П. Шлях арми султана Османа II до Хотина 1621 р. // Укра!на в Центрально-Схвднш бврош. Вип. 14. Ки!в, 2014. C. 62.
48 Dtugot?cki W. J. Batoh 1652. Warszawa, 2008. S. 186.
49 Kopia r^kopismów wlasnor^cznychJana III Króla Polskiego y Xi^cia Stanislawa Lubomirskiego straznika a potym Marszalka W. Koronnego. Lwów, 1833. S. 4-5.
d
d -Q
Oí
50 Костомаров Н. И. Руина. Мазепа. Мазепинцы. Исторические монографии и исследования. М., 1995. C. 105.
51 Документы об освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. К., 1954. C. 285.
52 Джерела... Т. 1. C. 384.
53 Там же. C. 384-385.
54 Там же. C. 379.
55 Там же. Т. 2. C. 326.
56 Kubala L. Wojna Brandenburska i najazd Rakoczego w roku 1656-1657. Lwów, 1910. S. 12.
57 Romanski R. Cudnów 1660. Warszawa: Bellona, 1996. S. 26.
58 Kochowski W. Historia panowania Jana Kazimierza. T. 1. Poznan, 1840. S. 202.
59 Мицик Ю. Вiршована хрошка про поди чаав Руши // Украша в Центрально-Схвднш бврош. Вип. 8. К., 2008. C. 313.
60 То есть поляку.
61 Мицик Ю. Вiршована хрошка про поди чаыв Руши. С. 313.
62 Jemioíowski M. Pami^tnik Mikolaja Jemiolowskiego. S. 159.
63 Kersten A. Stefan Czarniecki 1599-1665. S. 590.
64 Дорошенко Д. Гетьман Петро Дорошенко. Огляд його життя та полиично! дiяльностi. Нью-Йорк, 1985. C. 411.
65 Kopia r^kopismów wlasnor^cznych... S. 3.
66 Chowaniec С. Sobieski wobec Tatarszczyzny 1683-1685. S. 57.
67 Дорошенко Д. Гетьман Петро Дорошенко. C. 99.
68 Грушевский М. Iсторiя Украши-Руси. Т. IX. Кн. 2. 1654-1657. Кшв, 1997. C. 1049.
69 Romanski R. Cudnów 1660. S. 59.
70 Грамон А. Из истории московского похода Яна Казимира. Юрьев, 1929. C. 26.
71 Listy tatarskie. Wiymek z listu chana tatarskiego do krola j.m. (Jana Kazimierza r. 1660) // Pami^tnik Krakowski Nauk i Sztuk Pi^knych. Т. 1. Krakow, 1830. S. 87-88.
72 Kluczycki F. K. Pisma do wieku i spraw Jana Sobieskiego. T. 1, cz. 1. Kraków, 1880. S. 358.
73 Юрченко П. Описание Перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин Жана де Люка, монаха доминиканского ордена (1625) / Записки Одесского общества истории и древностей. Т. 11. Одесса, 1879. C. 481.
74 Soysal A. Z. Z dziejów Krymu. Polityka-Kultura-Emigracja. Warszawа: Wschód, 1938. S. 63.
o
T References
^ Akty, otnosjashhiesja k istorii Juzhnoj i Zapadnoj Rossii, sobrannye i izdannye Arheograficheskoj komissiej. g 1677-1678gg. [Statement, relating to the history of Southern and Western Russia, collected and published by the Archeographic Commission. In Russ.]. T. 13. Saint Petersburg, 1884.
BARSUKOV A. RodSheremetevyh. [Kin of Sheremetevs. In Russ.]. Kniga 6. Saint Petersburg, 1892. =S Berezhans'ka Zemlja. Istorichno-memuarnij zbirnik. [Berezhany land. Historical and memoirs collection. g In Ukranian] / Ukrains'kij arhiv. T. XIX. New York, 1970.
BIELSKI J. Joachima Bielskiego dalszy ciqgKronikipolskiej, zawierajqcej dzieje od 1587 do 1598 r. [Further continuation of Poland chronic by Ioahim Belsky, which containing a history from 1587 to 1598 years. In Pol° ish]. Warszawa, 1851.
g BIERNACKI W. Zolte Wody — Korsun 1648. [Zhovti Vody — Korsun 1648. In Polish]. Warszawa, 2008. sg CHOWANIEC C. Sobieski wobec Tatarszczyzny 1683-1685. [Sobiesky in his relations with the Tatars. § In Polish] // Kwartalnik Historyczny. 1928. Vol. 42.
^ CIESIELSKI T. Od Batohu do Zwanca. Wojna na Ukrainie, Podolu i o Moldawi§ 1652-1653. [From Batog J^ to Zhvanets. War in Ukraine, Podillia and Moldavia 1652-1653. In Polish]. Zabrze, 2007.
COSTIN M. Latopis Ziemi Moldawskiej i inne utwory historyczne. [Chronicle of Moldovan country and g other historical works. In Polish]. Poznan, 1998. C
DLUGOL^CKI W. J. Batoh 1652. [Batih 1652. In Polish]. Warszawa, 2008.
Dokumenty ob osvoboditel'noj vojne ukrainskogo naroda 1648-1654 gg. [Documents on the war of liberation Ukrainian people 1648-1654 years. In Russ.]. Kiev, 1954.
DOROSHENKO D. Get'man Petro Doroshenko. Ogljadjogo zhittja tapolitichnoidijal'nosti. [Hetman Petro Doroshenko. Review of his life and political activities. In Ukranian]. New York, 1985.
DRUSZKIEWICZ S. Z. Pamigtniki 1648-1697. [Memories 1648-1697. In Polish]. Siedlce, 2001.
Dzherela z istorii Nacional'no-vizvol'noi vijni ukrains'kogo narodu 1648-1658 rr. T. 1 (1648-1649 rr.). [Sourses from history of nation-liberation war of Ukrainian people 1648-1658 years. Vol. 1 (1648-1649 years). In Ukranian]. Kiev, 2013.
Dzherela z istorii Nacional'no-vizvol'noi vijni ukrains'kogo narodu 1648-1658 rr. T. 2 (1650-1651 rr.). [Sourses from history of nation-liberation war of Ukrainian people 1648-1658 years. Vol. 2 (1650-1651 years). In Ukranian]. Kiev, 2013.
GLIWA A. Straty materialne i demograficzne na terenie ziemi przemyskiej po ostatnim napadzie tatarskim w 1699 roku. [Material and demographic losses on Przemysl Lands territory after the latest Tatars attack in 1699 year. In Polish] // Prace Historyczno-archiwalne. 2000. T. 9.
GRAMON A. Iz istorii moskovskogo pohoda Jana Kazimira. [From the history of the Moscow campaign of Jan Casimir. In Russ.]. Jur'ev, 1929.
GRUSHEVSKIJ M. Istorija Ukraini-Rusi. [History of Ukraine-Rus'. In Russ.]. T. IX. Kn. 2. 1654-1657. Kiev, 1997.
GVAN'INI O. Hronika evropejs'koi Sarmatii. [Chronicle of European Sarmatia. In Russ.]. Kiev, 2007.
JASNOWSKI J. Dwie relacje z wyprawy Zamoyskiego pod Cecorg w r. 1595. [Two reports from Zamoysky's campaign to Cecora in 1595. In Polish] // Przegl^d Historyczno-Wojskowy. 1938. Vol. 10, N 2.
JEMIOLOWSKI M. Pamigtnik MikotajaJemiotowskiego. [Diary of Mikolay Emelovsky. In Polish]. Lwów, 1850.
JEVARNICKIJ D. I. Istochniki dlja istorii zaporozhskih kozakov. T. I. [Sources on the history of Zaporozhian Cossacks. Vol. I. In Russ.]. Vladimir, 1906.
JURCHENKO P. Opisanie Perekopskih i nogajskih tatar, cherkesov, mingrelov i gruzin Zhana de Ljuka, mo-naha dominikanskogo ordena (1625). [Description of the Perekop and Nogai Tatars, Circassians, Mingrelians and Georgians Jean de Luke, monk of the Dominican Order (1625). In Russ.] // Zapiski Odesskogo obsh-hestva istorii i drevnostej. Vol. 11. Odessa, 1879.
KERSTEN A. Stefan Czarniecki 1599-1665. [Stefan Czarniecki 1599-1665]. Lublin, 2006.
KLUCZYCKI F. K. Pisma do wieku i spraw Jana Sobieskiego. [Letters to the age and affairs of John So-bieski. In Polish]. T. 1, cz. 1. Kraków, 1880.
KOCHOWSKI W. HistoriapanowaniaJana Kazimierza. [History of the reign of John Casimir. In Polish]. Vol. 1. Poznan, 1840.
Kopia rgkopismów wtasnorgcznych Jana III Króla Polskiego y Xigcia Stanistawa Lubomirskiego straznika apotym Marszatka W. Koronnego. [An autographic manuscripts copy of the Polish king Jan III and the prince Stanislav Lubomirsky, guard, and then the great crown marshalka. In Polish]. Lwów, 1833.
KORZON T. Dola i niedola Jana Sobieskiego 1629-1674. [Success and suffering of Jan Sobieski 16291674. In Polish]. Vol. 2. Kraków, 1898.
KOSTOMAROV N. I. Bogdan Hmel'nickij. [Bohdan Khmelnytsky. In Russ.]. Moscow, 1994.
KOSTOMAROV N. I. Ruina. Mazepa. Mazepincy. Isroricheskie monografii i issledovanija. [Ruin. Mazepa. |Z Supporters of Mazepa. Historical monographs and studies. In Russ.]. Moscow, 1995.
KUBALA L. Wojna Brandenburska i najazd Rakoczego w roku 1656-1657. [The Brandenburg War and the Rakoczi Offensive in 1656-1657. In Polish]. Lwów, 1910. J5
LESKINEN M. V. Mify i obrazy sarmatizma. Istoki nacional'noj ideologii Rechi Pospolitoj. [Myths and forms of sarmatism. Sources of the nation ideology of Polish-Lithuanian Commonwealth. In Russ.]. Moscow, 2002.
Listi Ivana Mazepi. T. 2: 1691-1700. [Letters from Ivan Mazepa. T. 2: 1691-1700. In Ukranian]. Kiev, 2010.
Listy tatarskie. Wiymek z listu chana tatarskiego do krola j.m. (Jana Kazimierza r. 1660). [Tatar letters. An exception from Tatar Khans letter to the king (Jan Kazimir in 1660 year. In Polish] // Pami^tnik Krakowski d Nauk i Sztuk Pi^knych. Vol. 1. Krakow, 1830. jS
MAJEWSKI W Najazd Tatarów w lutym 1695 r. [The raid of the Tatars in February 1695. In Polish] // -g Studia i Materialy do Historii Wojskowosci. 1963. Vol. 9. N 1.
MICHALOWSKI J. Ksiggapamigtnicza. [Memorial book. In Polish]. Kraków, 1864. S
d
MICIK JU. Virshovana hronikapropodii chasiv Ruini [Poetic chronicle about the event Ruins] // Ukraina v Central'no-Shidnij Evropi. Vip. 8. Kiev, 2008.
NAGIELSKI M. Relacje wojenne z pierwszych lat walk polsko-kozackich powstania Bohdana Chmielnick-iego okresu "Ogniem i Mieczem" (1648-1651). [Military communiques from the early years of Cossacks-Polish battles of the Khmelnytsky Uprising in "With Fire and Ice". In Polish]. Warszawa, 1998. ORtOWSKI D. Chocim 1673. [Khotyn 1673. In Polish]. Warszawa, 2008.
Pejssonel' Sharl'Klod de. Zapiski o Maloj Tatarii. [A note about Lesser Tataria. In Russ.]. Dnepropetrovsk, 2009.
PETROVS'KIJ M. Narisi istorii UkrainiXVII — pochatku XVIII st. (Doslidi nad Litopisom Samovidcja). [Essays on the history of Ukraine. Experiments on the chronicle of the Samovid. In Ukranian]. Har'kiv, 1930.
POLKOWSKI I. Sprawy wojenne krola Stefana Batorego: dyjaryjusze, relacyje, listy i akta z lat 15761586. [Military affairs of King Stephen Bathory: diaries, reports, letters and acts from 1576-1586. In Polish]. Krakow, 1887.
PRZYt^CKI S. Ukrainne sprawy. Przyczynek do dziejowpolskich, tatarskich i tureckich XVIIwieku. [Ukrainian affairs. Contribution to the Polish, Tatar and Turkish history of the 17th century. In Polish]. Lwow, 1842. ROMANSKI R. Beresteczko 1651. [Berestechko 1651. In Polish]. Warszawa, 1994. ROMANSKI R. Cudnow 1660. [Chudniv 1660. In Polish]. Warszawa, 1996.
SAS P. Shljah armiisultana Osmana IIdo Hotina 1621 r. [The way the army of Sultan Osman II to Khotin in 1621. In Ukranian] // Ukraina v Central'no-Shidnij Evropi. Vip. 14. Kiev, 2014.
SHEVAL'E P. lstorija vijni kozakivprotiv Pol'shhi. [History of the Cossacks war against Poland. In Ukranian]. Kiev, 1992.
SMIRNOV V. D. Krymskoe hanstvo pod verhovenstvom Ottomanskoj Porty do nachala XVIII veka. [The Crimean Khanate under the Ottoman Ports headship before the beginning of the XVIII century. In Russ.]. Saint Petersburg, 1887; Moskow, 2002.
SMOLIJ V. A., STEPANKOV V. S. Ukrains'ka nacional'na revoljucija (1648-1676 rr.). [The Ukrainian National Revolution (1648-1676 years). In Ukranian]. Kiev, 1999.
SOYSAL A. Z. Zdziejow Krymu. Polityka-Kultura-Emigracja. [From the history of the Crimea. Politics-culture-emigration. In Polish]. Warszawa, 1938.
VIRS'KIJ D. Richpospolits'ka istoriografija Ukraini (XVI — seredinaXVIIst.). [Historiography of the Commonwealth of Ukraine (16th — middle 17th century). In Ukranian]: V 2 ch. Ch. 1. Kiev, 2008.
Vijs'kovi kampanii dobiget'mana Ivana Mazepi v dokumentah. Uporjadnik S. Pavlenko. [Military campaigns of the era of Hetman Mazepa in documents. Compiled by S. Pavlenko. In Ukranian]. Kiev, 2009.
ZURKOWSKI S. Zywot Tomasza Zamojskyiego. [Life of Tomasz Zamoyski. In Polish]. Lwow, 1860.
Список литературы и источников
Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 13: 1677-1678 гг. СПб., 1884. Барсуков А. Род Шереметевых. Кн. 6. СПб., 1892. Бережанська Земля. 1сторично-мемуарний збiрник / Укранський aрхiв. Т. XIX. Нью-Йорк, 1970. ^ Вiйськовi кампанп доби гетьмана 1вана Мазепи в документах / Упорядник С. Павленко. Кшв, 2009. S Вирський Д. Рiчпосполитськa iсторiогрaфiя Украши (XVI — середина XVII ст.): У 2 ч. Ч. 1. Кшв,
Л 2008.
^ Гваныт О. Хрошка европейсько'1' Сарматп. Кшв, 2007. sg Грамон А. Из истории московского похода Яна Казимира. Юрьев, 1929. § Грушевский М. Iсторiя Украши-Руси. Т. IX. Кн. 2. 1654-1657. Кшв, 1997.
Джерела з юторп' Нацюнально-визвольшо' вшни украшського народу 1648-1658 рр. Т. 1 (1648-1649
S рр.). Кшв, 2012.
с^ Джерела з юторп Нацюнально-визвольно1' вшни украшського народу 1648-1658 рр. Т. 2 (1650-1651
о рр.). Кшв, 2013.
О
Документы об освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. Кшв, 1954.
а «
Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. М., 1994.
^ Костомаров Н. И. Руина. Мазепа. Мазепинцы. Исторические монографии и исследования. М., 1995.
^ Лескинен М. В. Мифы и образы сарматизма. Истоки национальной идеологии Речи Посполитой. М.,
^ 2002.
£ Листи 1вана Мазепи. Т. 2: 1691-1700. Кш'в, 2010.
Мицик Ю. Вiршована хрошка про поди чаав Ру'ши / Укра1на в Центрально-Схiднiй бврош. Вип. 8. Ки'1в, 2008.
Пейссонель Ш. К. де. Записки о Малой Татарии. Днепропетровск, 2009.
Петровський М. Нариси юторп Укра1ни XVII — початку XVIII ст. (Дослвди над Лтописом Само-видця). Харьюв, 1930.
Сас П. Шлях армп султана Османа II до Хотина 1621 р. / Укра1на в Центрально-Схвднш ввропi. Вип. 14. Ки1в, 2014.
Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII века. СПб., 1887.
Смолгй В. А., Степанков В. С. Укра'шська нацюнальна револющя (1648-1676 рр.). Ки1в, 1999.
Шевалье П. 1стор1я вшни козаюв проти Польщ1. Ки1в, 199З.
Эварницкий Д. И. Источники для истории запорожских козаков. Т. I. Владимир, 1906.
Юрченко П. Описание Перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин Жана де Люка, монаха доминиканского ордена (1625) / Записки Одесского общества истории и древностей. Т. 11. Одесса, 1879.
Bielski J. Joachima Bielskiego dalszy ci^g Kroniki polskiej, zawieraj^cej dzieje od 1587 do 1598 r. Warszawa, 1851.
Biernacki W. Zolte Wody — Korsun 1648. Warszawa, 2008.
Ciesielski T. Od Batohu do Zwanca. Wojna na Ukrainie, Podolu i o Moldawi^ 1652-1653. Zabrze, 2007.
Chowaniec С. Sobieski wobec Tatarszczyzny 1683-1685 // Kwartalnik Historyczny. 1928. N 28. S. 59-66.
Costin M. Latopis Ziemi Moldawskiej i inne utwory historyczne. Poznan, 1998.
Gliwa A. Straty materialne i demograficzne na terenie ziemi przemyskiej po ostatnim napadzie tatarskim w 1699 roku // Prace Historyczno-archiwalne. 2000. T. 9.
Dlugolgcki W. J. Batoh 1652. Warszawa, 2008.
Druszkiewicz S. Z. Pami^tniki 1648-1697. Siedlce, 2001.
MichatowskiJ. Ksi^ga pami^tnicza. Krakow, 1864.
JasnowskiJ. Dwie relacje z wyprawy Zamoyskiego pod Cecor^ w r. 1595 // Przegl^d Historyczno-Wojskowy. 1938. T. 10, N 2. S. 150-159.
Jemiotowski M. Pami^tnik Mikolaja Jemiolowskiego towarzysza lekkiej chor^gwi, ziemianina wojewodztwa belzkiego, obejmuj^cy dzieje Polski od roku 1648 do 1679 spolczesnie, porz^dkiem lat opowiedziane. Lwow, 1850.
Kersten A. Stefan Czarniecki 1599-1665. Lublin, 2006.
Kluczycki F. K. Pisma do wieku i spraw Jana Sobieskiego. T. 1, cz. 1. Krakow, 1880.
Kochowski W. Historia panowania Jana Kazimierza. T. 1. Poznan, 1840.
Kopia r^kopismow wlasnor^cznych Jana III Krola Polskiego y Xi^cia Stanislawa Lubomirskiego straznika a potym Marszalka W. Koronnego. Lwow, 1833.
Korzon T. Dola i niedola Jana Sobieskiego 1629-1674. T. 2. Krakow, 1898.
Kubala L. Wojna Brandenburska i najazd Rakoczego w roku 1656-1657. Lwow, 1910.
Listy tatarskie. Wiymek z listu chana tatarskiego do krola j.m. (Jana Kazimierza r. 1660) // Pami^tnik f-1 Krakowski Nauk i Sztuk Pi^knych. Т. 1. Krakow, 1830. S. 85-90. °
Majewski W. Najazd Tatarow w lutym 1695 r. // Studia i Materialy do Historii Wojskowosci. 1963. Т. 9, ^ cz. 1. S. 125-178. Z;
Nagielski M. Relacje wojenne z pierwszych lat walk polsko-kozackich powstania Bohdana Chmielnickiego 13 okresu "Ogniem i Mieczem" (1648-1651). Warszawa, 1998. g
Ortowski D. Chocim 1673. Warszawa, 2008.
Polkowski I. Sprawy wojenne krola Stefana Batorego: dyjaryjusze, relacyje, listy i akta z lat 1576-1586. ^ Krakow, 1887.
Przyt^cki S. Ukrainne sprawy. Przyczynek do dziejow polskich, tatarskich i tureckich XVII wieku. Lwow, °
1842.
Romanski R. Beresteczko 1651. Warszawa, 1994. Romanski R. Cudnow 1660. Warszawa, 1996.
SoysalA. Z. Z dziejow Krymu. Polityka-Kultura-Emigracja. Warszawa 1938. Zurkowski S. Zywot Tomasza Zamojskyiego. Lwow, 1860.
Рч
я
CO
А. А. Шейхумеров. Рыцарские традиции в Диком поле: о взаимоотношениях крымских татар и поляков в ХУ1-ХУП вв.
Статья посвящена межличностным отношениям крымских татар и поляков в ХУ1-ХУ11 вв., традициям побратимства, герцования, отпусков из плена под честное слово. На многочисленных примерах показывается, что многие поляки и крымские татары знакомились и дружили между собой как во время военных конфликтов между Речью Посполитой и Крымским ханством, так и во времена крымско-польского союза 1654-1666 гг.
Ключевые слова: Крымское ханство, Речь Посполитая, шляхта, сарматизм, ясырь, восстание Хмельницкого, русско-польская война (1654-1667), Руина.
Amet-han Azizovich Shejhumerov. Knightly traditions in the Wild Field: the relationship between the Crimean Tatars and the Poles in the 16th-17th centuries
This article deals with interpersonal relationships of Crimean Tatars and Poles in 16th-17th centuries, traditions of fraternization, gertsovanie and breakouts on bare words. Meetings and friendships between Poles and Crimean Tatars during wars of Polish-Lithuanian Commonwealth and Crimean Khanate as well as during Crimean-Polish union in 1654-1666 years will be shown by the massive amount of examples.
Key words: Crimean Khanate, Polish-Lithuanian Commonwealth, szlachta, sarmatism, iasyr, Khmelnytsky Uprising, Russo-Polish War (1654-1667), The Ruin.
Шейхумеров, Амет-хан Азизович — аспирант Таврической академии Крымского федерального университета.
Shejhumerov, Amet-han Azizovich — aspirant of Taurian academy of the Crimean federal university. E-mail: [email protected]
cs
и rt К
«
s «
о
Sr1
S
¡^
О H о
S «
s «
о \o