Научная статья на тему 'Рыцари свободы в творчестве Некрасова и в дагестанской поэзии ХХ века в сравнительно-типологическом аспекте'

Рыцари свободы в творчестве Некрасова и в дагестанской поэзии ХХ века в сравнительно-типологическом аспекте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
320
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЙ КОДЕКС / НАРОДНЫЙ ЗАСТУПНИК / ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ / МУЧЕНИК-БОРЕЦ / ПОКАЯНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гасанов И. А.

В статье исследуется проблема влияния образа борцов за свободу на дагестанскую поэзию. Обращено особое внимание на нравственный кодекс борцов за народное дело в лирике Некрасова и в дагестанской литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рыцари свободы в творчестве Некрасова и в дагестанской поэзии ХХ века в сравнительно-типологическом аспекте»

РЫЦАРИ СВОБОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НЕКРАСОВА И В ДАГЕСТАНСКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА В СРАВНИТЕЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Гасанов И.А.

Даггоспедуниверситет, г. Махачкала

В статье исследуется проблема влияния образа борцов за свободу на дагестанскую поэзию. Обращено особое внимание на нравственный кодекс борцов за народное дело в лирике Некрасова и в дагестанской литературе.

Ключевые слова: нравственный кодекс; народный заступник; духовный подвиг; мученик-борец; покаяние.

Безусловно веря в святые идеалы свободы, просвещения и социальной справедливости, во многом связывая их с революционной борьбой, Некрасов большое внимание уделял образам тех, чьими руками должна была совершиться справедливость.

Сакрализуя идею социальной свободы и любви к народу, поэт склонен видеть в вождях революционной демократии - Белинском, Добролюбове, Чернышевском - поистине святых и благородных людей, источник высшей нравственности.

Духовную атмосферу тех лет, жажду идеала, народное ожидание прихода того, кто поведет всех к свету, словно Мессия, передают стихи К. Хетагурова, горячего поклонника Некрасова:

Где же ты, вождь наш? Для радостей жизни Нас собери своим словом теперь. [9. С. 54]

Подобная же страстная жажда духовного подвига, которая связывается с именами подвижников, отражена и в поэзии З.Батырмурзаева, С.Габиева, Г.Саидова.

Изображение революционеров, борцов за народное дело в нашей литературе и науке страдает схематизмом, нормативной заданностью, преобладают рассудочные схемы и мифологемы. Сама эта тема остается до сих пор весьма востребованной, и в этом контексте объективный анализ образов борцов за свободу в лирике Некрасова и воздействие этих традиций на дагестанскую литературу весьма актуально.

В своих стихах и поэмах Некрасов прямо или косвенно стремится познать и описать моральный облик борца против зла, и этот обобщенный образ явно носит автобиографические черты.

Некрасовский образ борца за справедливость обладал большой жизненной и поэтической энергией, он как раз пришелся к месту, отвечал духовной и социальной жажде тех, кому не были безразличны интересы народа.

Именно этот некрасовский образ заступника народа, рыцаря, чье сердце наполнено большой любовью к народу, оказал влияние и на революционнонастроенных поэтов национальных окраин. Под воздействием некрасовской поэзии в лирике татарского поэта Тукая, чувашского Г. Иванова, осетинского поэта К. Хетагурова, дагестанских поэтов З. Батырмурзаева, С. Габиева и других создаются обобщенные образы защитников народа. Образ борца за свободу в лирике Некрасова далек от обкатанных стандартных образов революционеров, хотя в нем есть своя стальная закваска.

Отношение Некрасова к борцам за свободу амбивалентно. С одной стороны, поэт верит в их святое дело, с другой - сомневается в самой возможности реализации идеала, что отразилось в стихотворении «рыцарь на час». В осознании неосуществимости этого идеала - одна из причин духовной драмы поэта.

Смятение, тревоги, сомнения, светлые мечты борцов за народное дело, близкие Некрасову, отражены в поэзии С.Габиева, в частности, в стихотворениях «Возможно ли», «Реквием», «Не вините», «Друзьям» и т.д.

Некрасовский образ борца близок к образам религиозных подвижников, сознательно лишивших себя земных радостей, он лишен честолюбия, корыстолюбия, тщеславия. Образ подвижника у Некрасова сопрягается с образом Хри-

ста. Литературовед Ж.Н. Жданов пишет, что «призыв жертвовать собой был актуален накдъема общественного движения. И характерно, что призыв этот овеян у Некрасова духом христианской легенды ». [4. С.207].

Героя Некрасова ждет крестный путь мученика:

Немало Русь уж выслала Сынов своих, отмеченных Печатью дара божьего,

На честные пути... [7. С.229].

Напрашивается аналогия с судьбой героя Батырая:

Коротка героя жизнь -Лет, примерно двадцать пять:

Коль не сгубят чужаки,

Царь на каторгу сошлет. [3. С. 165].

Одиночество героев-заступников, их тяжелая доля, становится в поэзии Некрасова предметом героизации, их образы достигают большой символической силы и энергии. Таковы и лиро-эпические герои З.Батырмурзаева, С.Габиева, Г.Саидова, они лишены мелких страстей, у них одна страсть - свобода народа.

Однако их немного, они гибнут в борьбе:

Пока звездою падучею Проносятся они! [7. С. 229].

В действительности «звездою падучею» погибают борцы за народное дело: З. Батырмурзаев и Г.Саидов были расстреляны в «батыраевском возрасте» -в 25 лет.

Некрасовские представления о борцах раздираемы глубокими противоречиями: с одной стороны, поэт преклоняется перед жертвенной борьбой революционных борцов, с другой - сомневается в их готовности к суровой борьбе («В бездействии застала я дружины», стихотворение «Отрывок»). По Некрасову, разрыв слова и дела является роковой ошибкой целого поколения борцов-подвижников. Подобные мысли Некрасова отражены в стихотворении «Отрывок»:

Слова... слова... красивые рассказы О подвигах... но где же их дела? [7. С. 193].

Печально-скептические настроения Некрасова относительно народников-революционеров нашли отклик в северокавказской поэзии, в частности, в лирике С. Габиева, К. Хетагурова.

Литературоведы давно обратили внимание на изображение борца за народное дело в лирике Некрасова. Этой теме посвящена статья некраксоведа В.Е. Евгеньева-Максимова, в той или иной плоскости этого вопроса касались и Ф.Я. Прийма, Н.В. Осьмаков, Н.Н. Скатов, М.М. Гин, однако многие ученые, мало обращая внимание на сложность и противоречивость изображения Некрасовым борца за свободу, на важность этической стороны революционного дела, реализм поэта, его знание слабостей человеческой психологии, преподносили «как слабость», притом сомнения якобы касались только революционеров-народников.

«В 60-е годы Некрасов много внимания уделяет судьбе народного заступника, рыцаря революционной идеи, а также разоблачению подлых и жестоких действий революционных сил» - пишут М.Горячкина, И.Б. Павлова. [2. С. 338].

В неразрывной связи с темой рыцарей свободы находятся у Некрасова и образы угнетателей, жандармов. В стихотворении «Бунт» поэт создает образ жандарма, воплощающий в себе черты бездушной куклы, слепого орудия вла-

сти.

«Не обойдены вниманием» образы притеснителей и в лирике Габиева. В его стихотворениях («Не пора ли», «Друзьям», «Возможно ли» и т.д.) возникает образ жандарма - тупой злой силы, направленной против свободы. Ни у Некрасова, ни у Г абиева образ жандарма не наделен индивидуальными чертами, в некоторой степени он демонизирован.

В поэзии С. Габиева, как в лирике Некрасова, образ народного заступника окрашен в скорбно-печальные тона: он страдающий, распятый, как Иисус Христос, на кресте, стоически переносящий муки, предписанные ему. В такой тональности и написано стихотворение С. Габиева «Аьпалул макьан» («Реквием», 1905). В нем явно видны отголоски нескольких произведений Некрасова, в том числе стихотворения «Смолкли честные, доблестно павшие», поэм «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины». Стихотворение С. Габиева «Реквием» - это лирико-философские размышления о моральных и физических страданиях народных заступников, проходящих свой крестный путь по этапу. Увертюра стихотворения - настоящий реквием по погибшим борцам за народ в неравном бою, не пощадивших свои жизни за святое дело свободы:

Вы все пали в последнем бою За свое святое дело любви к народу,

Вы отдали все народу, все, что можно За свободу, за жизнь и честь. [1.С.126].

Начало обоих стихотворений созвучно по описанию трагической, полной страданий жизни и судьбы борцов за народное дело. Их духовный подвиг сравнивается С. Габиевым с подвигами мучеников за веру: «кьурван хьхьнну зу», т.е. пожертвовали собой. Оно имеет религиозный оттенок самопожертвования. Подобную же религиозную символику жертвенности мы наблюдаем и в стихотворении Некрасова «Чернышевский». В данном контексте духовный смысл выражения Габиева «пожертвовали собой» и строк Некрасова о сопоставлении распятого Иисуса Христа с Чернышевским («Но час придет он будет на кре-

сте») из стихотворения «Пророк» получает значение высокой сакральной жертвенности. В стихотворении описан весь мученический путь революционера - от беспощадного приговора суда до бесконечной дороги по этапу в кандалах в дождь, жару и холод. Сам образ дороги, преисполненный стона и мучений, типичен для некрасовской лирики. Подобный образ создается и в стихотворении Габиева «Реквием».

Реалистичны художественные детали стихотворения: кандалы, впивающиеся в тело, зной, пыльная дорога, стоны.

Образы заключенных, которых гонят по этапу в кандалах, не раз возникал в поэзии Некрасова (в поэме «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо», в других стихотворениях). Организующий центр стихотворения Габиева -образы борцов, которые идут с «высоко поднятой головой», однако поэт акцентирует внимание и на образе вельможи, нарисованном несколькими штрихами. Нет сомнений, что он возник под впечатлением стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Чтобы отменить главную тему произведения, Г абиев, как и Некрасов, использует прием антитезы (у Некрасова контрастны образы крестьян и вельможи, у Габиева - борцы за народное дело и вельможа).

Схожий образ был создан С. Габиевым, как отмечал уже литературовед Р.Ф. Юсуфов, в стихотворении «Нищий».

В «Реквиеме» нравственная оценка не изменилась, но вельможа уже чувствует страх перед народом: этого мотива не было раньше ни в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда», ни у Габиева самого в стихотворении «Нищий»:

А деспот пирует в роскошных палатах Хочет страх свой заглушить водкой горькой. [1.С.372].

В стихотворении С. Габиева «Реквием» воссоздан образ мученика-борца и путь закованных в кандалы заключенных напоминает скорбный путь на Голгофу. Лексика С. Г абиева при описании гонимых по этапу борцов тоже торже-

ственно высокопоэтическая, поэт называет их «братьями», что в данном контексте звучит как «братья по вере», «по общему делу», а в последней строчке стихотворения сказано: «Герои по-узденски прошедшие свой путь». Уздень же, т.е. свободный горский крестьянин считался человеком чести.

В стихотворении «Реквием», говоря «по-узденски» автор тем самым сравнивает поведение гонимых с рыцарским, ибо уздень - это рыцарь.

«Людей личным страданием доказавших свою преданность революционным убеждениям, Некрасов называет «братьями», им воздает он и честь и славу», но себя он не решается к ним причислить», - пишет В. Евгеньев-Максимов. [5. С. 169].

Некрасов чрезвычайно тонко и глубоко отразил в этом стихотворении трагический конфликт между благими порывами и настоящими делами, тем самым затронул самые больные, потаенные струны в душах передовой интеллигенции.

Подобные мотивы покаяния, одиночества характерны и для лирики Габиева. У него есть стихотворение «Одинокое сердце», написанное под впечатлением стихотворения Лермонтова «Листок». У Лермонтова речь шла о духовном одиночестве и возникло сравнение одинокого человека с оторванным листком, а Габиев, творчески переосмыслив лермонтовский мотив, перенацелил его на социальный контекст: женщина ждет и проливает слезы по любимому, угнанному в Сибирь. А образ борцов в кандалах, одиноких мучеников в борьбе «призыв жертвовать собой был актуален накануне и в годы подъема общественного движения. И характерно, что призыв этот овеян у Некрасова духом христианской легенды». [4. С. 207].

Некрасов видел как идут на жертвы Чернышевский, Добролюбов, Михайлов, Плещеев и др. также шли на распятие З. Батырмурзаев, Г. Саидов, С. Габи-ев сами и воплощали в своей поэзии дух свободы.

Поиск нравственного идеала, жажда ярких героев, способных на жертву, является сквозным мотивом и в творчестве С. Габиева, как и Некрасов, С. Габи-ев из-за отсутствия в жизни реальной силы, способной изменить социальные

обстоятельства, предается мечтаниям. Поэт вопрошает:

Чего вы ждете, пылкие герои,

Когда в тисках нас душит дикий сброд,

Когда в цепях томится наш народ. [1. С.148].

Стилистика и лексика стихотворений Некрасова и С. Габиева, посвященных проблеме народа, свободы, родины близки по звучанию, содержанию, поэтической структуре. Сквозными являются образы «народ в цепях», «кандалы», «жандармы», «несчастный народ», «герои», «борьба», «Сибирь» и т.д.

Поиск ярких героев в жизни приводят Некрасова и С. Габиева в глубокое уныние, сомнения, а зачастую и к настроению негодования за пассивность народа. Обыденное, серое существование ярких подвигов во имя человека обоими поэтами отвергается.

Традиционная модель защитника угнетенных отражена в стихотворении З. Батырмурзаева «Народному заступнику». Само название стихотворения кумыкского поэта навеяно некрасовскими строками о народном заступнике Грише Добросклонове. Стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» и «Народному заступнику» В. Батырмурзаева сближаются общей императивной направленностью, призывами к самопожертвованию, поэтической энергией самоотречения, максимализмом. В обоих стихотворениях народ изображен как инертная масса, которую должны привести к свету герои:

У Некрасова:

Ты проснешься ли, исполненный сил... [6. С. 49].

У З. Батырмурзаева:

Проснись народ! Спать на рассвете вредно,

Повсюду утро настает - проснись! [3. С. 276].

К народному герою-защитнику З. Батырмурзаев предъявляет жесткие требования: он должен быть бесстрашен, упорен, любить свой народ, знать путь к счастью.

Таким образом, некрасовские образы борцов за народное счастье оказали большое влияние на дагестанских поэтов С. Габиева, З. Батырмурзаева, Г. Саидова, которые под воздействием некрасовских образов создают реалистические типы борцов-подвижников.

Суровый нравственный кодекс некрасовских народных заступников находит отклик в стихотворениях З. Батырмурзаева «Народному заступнику», С. Габиева «Реквием», «Не вините», «Друзьям» и т.д.

Образы революционеров в лирике Некрасова и Габиева сближаются общей тональностью изображения, они окрашены в скорбно-печальные тона, жизнь рыцарей свободы полна противоречий, жертвенности, жаждой подвига.

В изображении народных заступников в творчестве Некрасова и дагестанской литературе смешаны романтические и реалистические принципы изображения, что отчасти объясняет максимализм поставленных высоких целей в борьбе за святое дело свободы.

Литература:

1. Габиев С.И. Стихи. // Антология лакской поэзии. В 5т. Т.2. Дореволюционная поэзия. Махачкала, 2006. - 455с.

2. Горячкина М.С., Павлова И.Б., Н.А. Некрасов и Салтыков -Щедрин: теоретические взгляды и художественное творчество // Революционные демократы и русская литература Х1Х века М.: Наука, 1986, - С. 317-355.

3. Дагестанские лирики. Л.: Совет. писатель. 1961. - 403с.

4. Жданов В.В. Жизнь Некрасова. М.: Худож. лит., 1981. - 239с.

5. Евгеньев-Максимов В.Е. Жизнь и деятельность Некрасова. М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1952- 447с.

6. Некрасов Н.А. Полн. сбор. соч. и писем. В 15т. -Т.1. Л.: Наука. Ленингр. отд-е., 1981.

- 720с.

7. Некрасов Н.А. Полн. сбор. соч. и писем. В 15т. -Т.2. Л.: Наука. Ленингр. отд-е., 1981.

- 447с.

8. Хетагуров К.Л Сбор. соч. В 3-х т. Т.1. Дзауджикау. Госуд. изд-во Северо-Осет. АССР. 1951-153с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.