Научная статья на тему 'РЫНОК «WEARNET» НТИ КАК КЛЮЧ К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОГО ФЭШН-СЕГМЕНТА'

РЫНОК «WEARNET» НТИ КАК КЛЮЧ К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОГО ФЭШН-СЕГМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НТИ / рынок «WearNet» / цифровая экосистема / инновационные решения / модернизация / модный продукт / фэшн-индустрия / одежда / обувь / аксессуары / NTI / «WearNet» market / digital ecosystem / innovative solutions / modernization / fashion product / fashion industry / clothes / shoes / accessories

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.И. Парфенова, Е.В. Шавина

Национальная технологическая инициатива (далее – НТИ) – один из основополагающих факторов модернизации традиционных отраслей российской экономики. Так, в современных условиях цифрового развития российской хозяйственно-экономической сферы в экосистеме НТИ особую роль занимает развитие высокотехнологичных рынков, проекты и результаты деятельности которых ориентированы на широкий круг потребителей. Стоит отметить, что на сегодняшний день одной из ключевых областей массового потребления различных товаров и услуг является индустрия моды. Несмотря на то, что создание модного продукта, по сути, является предметом элитарной культуры, в наиболее широком смысле ее можно определить как некое «следование» определенным трендам, заданным конкретными крупными «игроками» и поддерживаемым в массовом сознании людей. Причем фэшн-сегмент так же, как и производство продуктов питания или создание объектов недвижимости предполагает развитие путем внедрения информационно-цифровых механизмов и модернизированных способов создания модного продукта, процесса его производства, а также инновационных схем взаимодействия с бизнес-партнерами, покупателями и иными субъектами. Так, в феврале 2021 года была утверждена «дорожная карта» развития рынка «WearNet», ориентированного на создание гибридного модного продукта путем соединения информационно-технологических ресурсов и вещественного продукта (одежды, обуви, аксессуаров) в специально созданной среде. Развитие рынка «WearNet» необходимо осуществлять в первую очередь с учетом региональной специализации и ресурсно-технологического потенциала отдельных субъектов России. Более того, ежедневный рост онлайн-продаж, новый «ритм жизни» современного общества, необходимость «сглаживания» территориального дисбаланса (с точки зрения доступа населения России к экономическим благам), а также значимость создания отечественной конкурентной продукции в текущих геополитических условиях и возможность перехода на новую ступень международного сотрудничества с дружественными странами – основные ориентиры для развития рынка «WearNet».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«WEARNET» NTI MARKET AS THE KEY TO INNOVATIVE DEVELOPMENT RUSSIAN FASHION SEGMENT

The National Technological Initiative (hereinafter – NTI) is one of the fundamental factors of modernization of traditional branches of the Russian economy. Thus, in the modern conditions of digital development of the Russian economic and economic sphere in the NTI ecosystem, a special role is played by the development of high-tech markets, whose projects and results of activities are focused on a wide range of consumers. It is worth noting that today one of the key areas of mass consumption of various goods and services is the fashion industry. Despite the fact that the creation of a fashionable product, in fact, is the subject of elite culture, in the broadest sense it can be defined as a kind of "following" certain trends set by specific major "players" and supported in the mass consciousness. Moreover, the fashion segment, as well as the production of food or the creation of real estate, involves development through the introduction of information and digital mechanisms and modernized ways of creating a fashionable product, its production process, as well as innovative schemes of interaction with business partners, buyers and other entities. So, in February 2021, the "roadmap" for the development of the "WearNet" market was approved, focused on creating a hybrid fashion product by combining information technology resources and a tangible product (clothing, shoes, accessories) in a specially created environment. The development of the "WearNet" market should be carried out primarily taking into account regional specialization and the resource and technological potential of individual subjects of Russia. Moreover, the daily growth of online sales, the new "rhythm of life" of modern society, the need to "smooth out" the territorial imbalance (in terms of access of the Russian population to economic benefits), as well as the importance of creating domestic competitive products in the current geopolitical conditions and the possibility of moving to a new stage of international cooperation with friendly countries are the main guidelines for the development of the "WearNet" market.

Текст научной работы на тему «РЫНОК «WEARNET» НТИ КАК КЛЮЧ К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОГО ФЭШН-СЕГМЕНТА»

DOI

«WEARNET» NTI MARKET AS THE KEY TO INNOVATIVE DEVELOPMENT RUSSIAN FASHION SEGMENT

V.I. Parfenova, E.V. Shavina

Plekhanov Russian University of Economics, 117997, Moscow, Russia

The National Technological Initiative (hereinafter - NTI) is one of the fundamental factors of modernization of traditional branches of the Russian economy. Thus, in the modern conditions of digital development of the Russian economic and economic sphere in the NTI ecosystem, a special role is played by the development of high-tech markets, whose projects and results of activities are focused on a wide range of consumers. It is worth noting that today one of the key areas of mass consumption of various goods and services is the fashion industry. Despite the fact that the creation of a fashionable product, in fact, is the subject of elite culture, in the broadest sense it can be defined as a kind of "following" certain trends set by specific major "players" and supported in the mass consciousness. Moreover, the fashion segment, as well as the production of food or the creation of real estate, involves development through the introduction of information and digital mechanisms and modernized ways of creating a fashionable product, its production process, as well as innovative schemes of interaction with business partners, buyers and other entities. So, in February 2021, the "roadmap" for the development of the "WearNet" market was approved, focused on creating a hybrid fashion product by combining information technology resources and a tangible product (clothing, shoes, accessories) in a specially created environment.

The development of the "WearNet" market should be carried out primarily taking into account regional specialization and the resource and technological potential of individual subjects of Russia. Moreover, the daily growth of online sales, the new "rhythm of life" of modern society, the need to "smooth out" the territorial imbalance (in terms of access of the Russian population to economic benefits), as well as the importance of creating domestic competitive products in the current geopolitical conditions and the possibility of moving to a new stage of international cooperation with friendly countries are the main guidelines for the development of the "WearNet" market.

Keywords: NTI, «WearNet» market, digital ecosystem, innovative solutions, modernization, fashion product, fashion industry, clothes, shoes, accessories.

УДК 685.34.012

РЫНОК «WEARNET» НТИ КАК КЛЮЧ К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОГО ФЭШН-СЕГМЕНТА

В.И. Парфенова, Е.В. Шавина

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 117997, Москва, Россия

Национальная технологическая инициатива (далее - НТИ) - один из основополагающих факторов модернизации традиционных отраслей российской экономики. Так, в современных условиях цифрового развития российской хозяйственно-экономической сферы в экосистеме НТИ особую роль занимает развитие высокотехнологичных рынков, проекты и результаты деятельности которых ориентированы на широкий круг потребителей. Стоит отметить, что на сегодняшний день одной из ключевых областей массового потребления различных товаров и услуг является индустрия моды. Несмотря на то, что создание модного продукта, по сути, является предметом элитарной культуры, в наиболее широком смысле ее можно определить как некое «следование» определенным трендам, заданным конкретными крупными «игроками» и поддерживаемым в массовом сознании людей. Причем фэшн-сегмент так же, как и производство продуктов питания или создание объектов недвижимости предполагает развитие путем внедрения информационно-цифровых механизмов и модернизированных способов создания модного продукта, процесса его производства, а также инновационных схем взаимодействия с бизнес-партнерами, покупателями и иными субъектами. Так, в феврале 2021 года была утверждена «дорожная карта» развития рынка «WearNet», ориентированного на создание гибридного модного продукта путем соединения информационно-технологических ресурсов и вещественного продукта (одежды, обуви, аксессуаров) в специально созданной среде. Развитие рынка «WearNet» необходимо осуществлять в первую очередь с учетом региональной специализации и ресурсно-технологического потенциала отдельных субъектов России. Более того, ежедневный рост онлайн-продаж, новый «ритм жизни» современного общества, необходимость «сглаживания» территориального дисбаланса (с точки зрения доступа населения России к экономическим благам), а также значимость создания отечественной конкурентной продукции в текущих геополитических условиях и возможность перехода на новую

ступень международного сотрудничества с дружественными странами - основные ориентиры для развития рынка «WearNet».

Ключевые слова: НТИ, рынок «WearNet», цифровая экосистема, инновационные решения, модернизация, модный продукт, фэшн-индустрия, одежда, обувь, аксессуары.

В настоящее время «цифровая повестка» в контексте развития отраслей народного хозяйства России является одним из приоритетных направлений модернизации промышленно-производственного кластера. Так, с 2016 г. (в срок до 2035 г.) данная тенденция выражается в реализации инновационных проектов Национальной технологической инициативы (далее - НТИ). Концепция НТИ представляет собой прогнозирование новых рынков, которые будут актуальны в ближайшие десятилетия. Она сочетает в себе более 15-ти высокотехнологичных рынков, проекты которых ориентированы на создание «продукта будущего»: инновационной индивидуализированной медицины и персонализированного питания, нейротехнологий, автономных беспилотных транспортных средств (наземных и водных) и систем навигации, новаторских подходов к созданию одежды и разработке новых видов спорта, летающих дронов-курьеров и др. [1]. НТИ как особая область инновационно-цифрового и технологического развития России ранее изучалась авторами исследованиях [2] - [4].

Изначально НТИ включала в себя 9 рынков, или «дорожных карт» (далее - ДК), а НТИ 2.0 (концепция «перестройки» НТИ) - более 15 рынков, включая те 9, которые были утверждены ранее. Так, одним из новых рынков НТИ 2.0 стал рынок «WearNet» [1]. Поскольку fashion-индустрия играет достаточно важную роль в экономике, необходимость разработки и внедрения результатов проектов «WearNet' а» обусловлена следующими факторами:

1) По оценкам компании РБК, за последние 5 лет онлайн-продажи одежды и обуви, а также аксессуаров увеличились почти в 3 раза: если в 2017 году доля в общей структуре интернет -торговли составляла всего 7,2%, то в 2019 оно возросло практически до 13,0% (12,7% в общей сложности), а на момент 2021 г. - более 1/5 (21,0%) [5]. Так, к наиболее крупным игрокам онлайн--трейда в России относят «WildBerries», «OZON», «Lamoda», «СберМаркет» и др.

2) Санкционное давление со стороны Запада, которое сопровождается уходом мировых компаний («H&M Group», «Inditex» и др.) с территории России.

3) Необходимость следования трендам цифровизации в целях «неотставания» от других стран мира, наращивание конкурентноспособности (рис.1.) + в той или иной степени сглаживание «региональной изоляции» и стимулирование сотрудничества между субъектами РФ в рамках как макроэкономического района, так и за его пределами.

Рис. 1. Соединение «цифровой среды» и реальности в примерке одежды [10]

Цель работы состоит в обзорно-теоретическом исследовании роли ДК <^еаг№Ъ> НТИ в инновационно-технологическом развитии России. Необходимо определение ключевых перспектив его внедрения в РФ с учетом текущей геополитической обстановки в мире и экономического развития страны (как на общенациональном уровне, так и в региональном и межрегиональном разрезе). С помощью количественных и качественных методов научного познания необходимо провести теоретический анализ и исследование статистических величин.

По оценкам компании РБК, за последние 5 лет онлайн-продажи одежды и обуви, а также аксессуаров увеличились почти в 3 раза: если в 2017 году доля в общей структуре интернет-торговли составляла всего 7,2%, то в 2019 она возросла практически до 13,0% (12,7% в общей сложности), а на момент 2021 г. -более 21,0% [5].

По оценкам экспертов Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), в 2021 году более десятой части (около 11-16%) расходов россиян приходилось на покупку одежды и обуви (в 2020 году, период пандемии СОУГО-19, это было не более 7%).

Основной «ареал распространения» рынка <^еаг№Ъ> изображен схематично ниже (рис.2).

О

О

Рис. 2. География распространения рынка <^ега№Ъ> НТИ [7]

Если рассматривать региональные компании, которые специализируются на производстве инновационных продуктов в сфере моды, то к ним относят ООО «РЫБИЙ МЕХ», ООО «ИНТЭК», ООО «ВЕЛДИНГ ГРУПП САМАРА» и ООО "ЭКЗОАТЛЕТ", которые расположены в крупных городах России (табл).

Таблица - Компании специализируюющиеся на производстве инновационных продуктов в сфере моды [8]

№ Название Регион Продукт Смежные рынки НТИ

1 ООО «РЫБИЙ МЕХ» Новосибирская область Изделия из рыбьей кожи «MariNet»

2 ООО «ИНТЭК» Томская область Виртуальная примерочная Fashioner «TechNet»

3 ООО «ВЕЛДИНГ ГРУПП САМАРА» Самарская область Растаривание палетт с сырьем —

4 ООО «ЭКЗОАТЛЕТ» г. Москва Разработка промышленного экзоскелета ExoAtlant «NeuroNet»

Стоит отметить, что создание инновационной одежно-обувной продукции и новаторской модной инфраструктуры через проекты рынка «^еаг№Ъ» зачастую требует совместных усилий представителей науки, бизнеса и медиа-сегмента из разных отраслевых специализаций НТИ. Необходимость смежных рынков может быть обусловлена тем, что ДК «^еаг№Ъ» берет инновационные материалы, техническое и некоторое инновационно-технологическое обеспечение и т.д. у тех рынков, которые, являясь более «устоявшимися игроками» на рынке, специализируются на создании проектов и внедрении новаторских идей и замыслов, которые смежны с концепцией «^еаг№Га».

Если рассматривать перспективы взаимодействия рынка «^еаг№Ъ», то «FashionNet» может быть интерпретирована как некая «надстройка», эстетическая составляющая, «Есо№Ъ» - стимулирование производства одежды из эко-ткани и различных инновационных материалов (использование кожуры фруктов и овощей, листьев для создания материала, разных бактерий для окрашивания ткани и т.д.) и

разработка механизмов переработки старой одежды и обуви, «AeroNet» - создание летающих дронов, помогающих подносить и (или) выбирать и примерять одежду и др.

Если рассматривать ключевые сферы деятельности лидеров рынка «WearNet», которые актуальны на данный момент, то наиболее успешными и массовыми проектами являются:

1) Институт Beinopen. В рамках данного объединения происходит синергия талантов

2) 3D-сканер Texel

3) Киберателье в экосистеме креативной индустрии и легкой промышленности Приморья

4) Магистратура в области «Fashion Tech» в СПбГУПТД, где обучающиеся осваивают основы цифровой моды (пример - рис.4.).

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

1) Рынок «WearNet» - одна из ключевых сфер развития российской экономики в постпандемийный период, поскольку цифровизация индустрии моды позволит оптимизировать процесс производства одежно-обувной продукции и ее продажи в Интернете;

2) Необходимо стимулировать «смежные проекты» «WearNet^» с другими высокотехнологичными рынками НТИ;

3) Важно внедрять образовательные и иные услуги в регионы России, которые будут ориентированы на проекты НТИ, в том числе и в контексте индустрии моды.

Список литературы

1. Национальная технологическая инициатива: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.nti.one/nti/ (дата обращения: 01.08.2022)

2. Амбивалентность субъективизма восприятия национальной технологической инициативы со стороны российского общества / В.И. Парфенова, Н.В. Макарова, П.Н. Чеснокова, А. И. Дубова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития : Сборник статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 18 ноября 2021 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 60-64. - EDN RXBBAG.

3. Парфенова, В. И. Проблемы реализации НТИ в современных условиях экономического развития России / В. И. Парфенова // Образ будущего в представлении молодежи, Москва, 26-27 апреля 2021 года / Под редакцией доктора экон. наук, проф. С. Д. Валентея. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. - С. 87-94. - EDN SJFPXJ.

4. Парфенова, В. И. Человек как субъект общественного прогресса: к вопросу о национальной технологической инициативе / В. И. Парфенова // Экология человека в зеркале «зеленой повестки» современного мира : Сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции с международным участием, Москва, 09 декабря 2021 года / Под редакцией Э.В. Барковой, О.М. Бузской. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. - С. 148-154. - EDN SVSHXM.

5. Новости дня в России и в мире - РБК: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 30.07.2022)

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.08.2022)

7. WearNet [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/pkrtk/WearNet.pdf (дата обращения: 31.07.2022)

8. 1000 компаний НТИ [Электронный ресурс]. URL: https://nti1000.leader-id.ru/companies/?market=2815&international_min=2005&international_max=2022&joining_year_min=2015&jo ining_year_max=2020&export_profit_min=0&export_profit_max=0&submit=Показать+1000+компаний (дата обращения: 31.07.2022)

9. Рынки НТИ [Электронный ресурс]. URL: https://nti2035.ru/markets/ (дата обращения: 05.08.2022)

10. В Санкт-Петербурге студентов научат развивать цифровую моду [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-podvedomstvennykh-uchrezhdeniy/48876/ (дата обращения: 01.08.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.