РЫНОК ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
И.Ю. Пекер, магистрант
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Россия, г. Калининград)
Аннотация. В статье рассматриваются общие характеристики рынка высшего образования в России, его емкость, динамика развития, уровень спроса и степень конкурентного давления. Также был сделан вывод о привлекательности рынка для зарубежных научно-педагогических работников и развитии интернационализации образования и науки в российских университетах.
Ключевые слова: высшее образование в России, рынок высшего образования, университеты, интернационализация образования.
Емкость рынка
За основу изучения емкости рынка высшего образования в России было взято Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий, проведенное в 2016 году ведущими экспертными центрами по инициативе Не-тология групп [1].
Для того чтобы определить объем рынка высшего образования в России, необходимо определиться с его структурой.
У рынка высшего образования РФ двухчастная инфраструктура [2]:
■ Государственные вузы ■ Частные вузы
Рис. 1. Соотношение государственных и частных организаций на 2015-2016 учебный год [1]
• государственные и муниципальные вузы;
• частные вузы.
Согласно официальной статистике на 2015/2016 учебный год, всего в стране функционирует 896 организаций высшего образования [3]. Из них государственных и муниципальных — 530, а частных — 366.
В соответствии с данными Мониторинга ВПО Министерства образования и науки РФ, в 2017 году насчитывалось 769 вузов (рис.1,2) [4].
Рис. 2. Соотношение частных и государственных образовательных организаций в общей
совокупности вузов России, ед. [4].
Согласно источнику, начиная с 2009 г. устойчиво уменьшается количество учреждений высшего образования, снижается и численность обучающихся в них студентов. Эта тенденция характерна как для государственных и муниципальных вузов, так и для частных.
Общий объем рынка государственного высшего профессионального образования в 2016 году составил порядка 351,3 млрд руб. (в расчетах учитывались те деньги, которые выделяются государством согласно принципам нормативно-подушевого финансирования (НПФ) в образовании, а также те, которые получают организации за оказание платных образовательных услуг от населения).
В 2016 г. негосударственные вузы в виде платы от студентов получили около 33,9 млрд руб.
Динамика рынка
Объем подушевого финансирования государственных вузов в 2016 г. был равен 226,8 млрд руб. На программы бакалавриата и специалитета совокупно было выделено 212 млрд руб., на программы магистратуры - 14,8 млрд руб (рис. 2). Объем средств, который получили государственные вузы за счет платных мест, составил приблизительно 124,5 млрд руб. Сумма средств, которые получат государственные вузы за оказание платных образовательных услуг, по сравнению с 2016 г. вырастет незначительно в течение нескольких следующих лет [2].
Рис. 3. Динамика финансирования рынка высшего образования в России 2016-2021 гг.,
млрд руб. [2]
Уровень насыщения рынка
За последние годы произошло перенасыщение рынка ВПО в образовательном секторе - специальностями массовых направлений подготовки (экономисты, юристы, педагоги и пр.), однако насыщение рынка высококвалифицированными специалистами с международного образовательного рынка еще не произошло [5]. Напротив, российские вузы испытывают ощутимый недостаток иностранных научно-педагогических работников.
«В университетах-участниках проекта 5-100 за время реализации Проекта произошло значительное увеличение количества зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей: в сравнении с 2013 годом их доля в численности сотрудников университетов в среднем увеличилась в 4,5 раза» [6] заявила Л.М. Ого-родова накануне ежегодного форума NAFSA по вопросам международного образования.
По ее словам, начиная с 2013 года вузами-победителями привлечено в общей сложности более 3,5 тысяч молодых научно-педагогических работников, имеющих опыт работы в научно-исследовательской и образовательной сферах в ведущих зарубежных и российских университетах и научных организациях.
Наличие потенциального спроса
Потенциальный спрос академического российского рынка существует не только среди иностранных ученых, но и среде российских ученых, уехавших за рубеж.
«Утечка мозгов» из России в 2010-х начала замедляться благодаря вниманию государства и развитию некоторых отраслей. Вкладывать деньги в перспективные исследования начали и частные компании, в том числе крупные фармхолдинги. Молодые ученые, работавшие в лабораториях Германии, Швейцарии и США возвращаются в Россию [7].
В последние годы траты государства на развитие науки растут. Конечно, они не идут ни в какое сравнение с бюджетом научного сообщества США или КНР, но тем не менее прогресс есть, причем существенный. По данным НИУ Высшая школа
экономики, размер ассигнований из федерального бюджета на гражданскую науку с 2000 по 2016 год вырос с 17 миллиардов до почти 440 миллиардов рублей в действующих ценах. В докризисном 2013 году (до обвала рубля) на финансирование прикладной и фундаментальной науки расходовали до трех процентов бюджета (в 2000 году - 1,6%) [8].
Степень конкурентного давления
Университеты конкурируют за абитуриентов, финансы, лояльность властных структур, высококвалифицированных преподавателей и ученых. Конкуренция как линия поведения является атрибутом университетов, функционирующих на принципах академического капитализма [9].
С развитием процессов глобализации растет конкуренция за самых талантливых и способных студентов и выпускников не только внутри страны, но и между национальными системами образования. В данной ситуации особое значение приобретают глобальные (международные) рейтинги учебных заведений. Глобальные рейтинги помогают вузам привлекать зарубежных студентов и преподавателей, обеспечивать национальной системе образования приток как финансовых, так и человеческих ресурсов.
Глобальные рейтинги университетов помимо того, что являются мощным аналитическим инструментом ранжирования вузов, превращается в один из главных элементов конкурентной борьбы. Например, рейтинг QS World University Rankings [15], который ежегодно публикуется Quacquarelli Symond, британской компанией, специализирующейся на образовании и обучении за рубежом. Сейчас в общей части рейтинга список состоит из 959 лучших университетов мира, 24 из которых российские. Цель экспертов, которые составляют рейтинг QS - вывести сравнительную таблицу ведущих вузов мира. «С тех пор как российским университетам стал интересен международный рынок, когда им стало интересно, чтобы в нашу страну приезжали иностранные студенты и преподаватели с международной репутацией, чтобы в России проводились исследования
мирового уровня, они стали стремиться занять достойные позиции в международных рейтингах» [10]. В рейтинге учитывается количество иностранных студентов, уровень международных исследований, процент профессоров с международной репутацией, количество их публикаций крупных научных изданиях.
Увеличение спроса
Главным двигателем развития международного рекрутинга в России является Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров 5-100, который начался в мае 2013 года в соответствии с положениями Указа № 599 Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Рассчитанный на 7 лет проект призван способствовать наращиванию научно-исследовательского потенциала российских университетов, укреплению их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг.
Александр Повалко в своем интервью Российской газете говорит о том, что привлечение иностранных преподавателей, а также возвращение в Россию российских ученых, длительное время проработавших за рубежом, - одна из задач проекта [11]. Это показатель интернационализации российского образования.
В 2015 году зарубежные ученые трудились в более чем 40% государственных вузов [12]. Чаще всего иностранцев нанимают крупные, статусные организации, участники госпрограмм поддержки исследований, реже - отраслевые учебные заведения: медицинские, сельскохозяйственные, транспортные и т.п.
«Интернационализация - один из основных трендов высшего образования в мире, и с этим необходимо считаться», -поясняет Михаил Антонов, директор Проектного офиса «Проекта 5-100» [13]. Он напоминает, что среди задач, которые ставят перед собой участники Проекта 5-100 - значительное увеличение доли иностранных преподавателей. По его мнению,
работа в ведущем российском вузе для иностранного специалиста - «возможность принять участие в научном проекте мирового уровня», «подняться на новую ступень своей карьеры».
Ситуация на международном академическом рынке труда постоянно меняется и зависит от многих мало предсказуемых факторов. Например, НИУ ВШЭ за 20112013 гг. смогла нанять много специалистов по менеджменту, поскольку в то время в западных странах была рецессия и небольшому предложению соответствовал небольшой спрос [14]. А в 2014 году им не удалось нанять, несмотря на серьезные усилия, ни одного человека, поскольку новых специалистов со степенью PhD по менеджменту было мало, и многие университеты по всему миру были заинтересованы в их услугах. При этом для разных дисциплин на международном рынке труда также имеется разное соотношение спроса и предложения.
Вывод
Рынок высшего образования с точки зрения привлечения зарубежных научно-педагогических работников в данный момент является привлекательным, об этом свидетельствуют темпы роста доли приглашенных иностранцев и рост финансирования в программы конкурентоспособности. Существует несколько трендов развития интернационализации образования и науки, в частности, в сфере международного рекрутинга.
• Развитие технологии целевого поиска ученых с необходимыми компетенциями;
• Развитие стратегии «привлечения и удержания талантов»;
• Работа с брендом университетов.
Таким образом, в конкурентных условиях вузы вынуждены вести поиск новых конкурентных преимуществ. К таким преимуществам, в частности, следует относить сильную корпоративную культуры университета как совокупность ценностей и норм, разделяемых его сотрудниками, а также конкурентоспособный бренд.
Библиографический список
1. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. URL: http://edumarket.digital (дата обращения 12.04.2018).
2. Цифровое настоящее и будущее. Сборник трудов конференции // Университетская книга. 2017. №5. С. 36-44.
3. Министерство образования и науки Российской федерации. Статистическая информация 2016. URL: Ы^://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2016 (дата обращения: 12.04.2018).
4. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 03.05.2018).
5. Филатова Л.М. Тенденции изменения спроса на высшее образование: предпосылки, возможности, риски // Экономика образования. 2014. №5. С. 32-48.
6. Вузы-участники проекта 5-100 увеличили количество зарубежных профессоров. URL: https://ria.ru/society/20170527/1495229218.html (дата обращения: 24.05.2018).
7. Почему многие успешные ученые возвращаются в Россию. URL: https://lenta.ru/articles/2017/09/28/scientists/ (дата обращения: 24.05.2018).
8. Российская наука: деньги и статьи. URL: https://ria.ru/science/20131110/975810890.html (дата обращения: 12.04.2018).
9. Прохоров, А.В. Современный университет в условиях глобальной конкуренции / А.В. Прохоров // Вестник ТГУ. 2015. № 3. С.45 - 49.
10. Рейтинг лучших вузов QS. Как в него попасть? URL: http://nsn.fm/hots/reyting-luchshikh-vuzov-qs-kak-v-nego-popast.php (дата обращения: 03.05.2018).
11. Дотянуться до звезд. Россикйсие вузы растут в мировых рейтингах. URL: https://rg.ru/2016/04/13/rossijskie-vuzy-popadut-v-sotniu-luchshih-universitetov-mira.html (дата обращения: 24.05.2018).
12. Иностранцы в науке. Что мешает зарубежным ученым работать в России. URL: https://iq.hse.ru/news/213546793.html (дата обращения: 24.05.2018).
13. Малыхин М. За год российские вузы привлекли на работу 650 педагогов-иностранцев. URL:https://5top100.ru/about/mass-media/21121/ (дата обращения: 03.05.2018).
14. Международный академический рекрутинг в НИ ТГУ: текущее состояние и перспективы развития - аналитический отчет 2016 года. URL: innomap.tsu.ru/UploadFiles/13017.pdf (дата обращения: 24.05.2018).
15. QS World University Rankings. URL: https://www.topuniversities.com (дата обращения: 03.06.2018).
RUSSIAN HIGHER EDUCATION MARKET: ATTRACTIVENESS AND TRENDS
I.Yu. Peker, graduate student Immanuel Kant baltic federal university (Russia, Kaliningrad)
Abstract. The article examines the general characteristics of the higher education market in Russia, its capacity, dynamics of development, the level of demand and the degree of competitive pressure. The conclusion was also made about the attractiveness of the market for foreign scientific and pedagogical workers and the development of the internationalization of education and science in Russian universities.
Keywords: higher education in Russia, higher education market, universities, internationalization of education.