Научная статья на тему 'Рынок ветеринарных услуг в региональной инфраструктуре агропромышленного комплекса Омской области'

Рынок ветеринарных услуг в региональной инфраструктуре агропромышленного комплекса Омской области Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1158
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ВЕТЕРИНАРНАЯ УСЛУГА / ИНФРАСТРУКТУРА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЕМКОСТЬ РЫНКА / СЕГМЕНТАЦИЯ / MARKET / VETERINARY SERVICE / INFRASTRUCTURE / AGRICULTURAL INDUSTRY COMPLEX / MARKET CAPACITY / SEGMENTATION

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Плешакова Елизавета Вячеславовна

Проведено комплексное исследование рынка ветеринарных услуг в девяти базовых районах Омской области, изучена его специфика. Рынок ветеринарных услуг находится в стадии активного формирования, имеет свои особенности и требует совершенствования деятельности институтов инфраструктуры, обеспечивающей ветеринарное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comprehensive research of the veterinary services market in 9 base districts of the Omsk Region has been carried out, and its specific features have been studied. The veterinary services market is at active development stage, and it reveals its specific features and requires the improvement of the infrastructure institutions which provide veterinary services to the farming industry.

Текст научной работы на тему «Рынок ветеринарных услуг в региональной инфраструктуре агропромышленного комплекса Омской области»

Таблица 3

Состав и структура вложений кредитных организаций в ценные бумаги

Вид вложений На 01.01.2010 г. На 01.01.2011 г.

млн руб. % млн руб. %

Вложения в акции банков и прочие акции, в том числе: 2,14 2,39 2,79 5,84

- самостоятельных кредитных организаций 2,14 2,79

- филиалов - -

Учтенные банками векселя в портфеле банка, в том числе: 62,16 69,31 2,27 4,74

- самостоятельными кредитными организациями 62,16 2,21 4,74

- филиалами - 0,06 0,13

Вложения в долговые обязательства, в том числе: 25,38 28,3 42,78 89,42

- самостоятельными кредитными организациями 25,38 42,78

Всего 89,68 100 47,84 100

Доля выпущенных акций, депозитных и сберегательных сертификатов сократилась на 1,33 и 6,24% и составила 15,27 и 12,22% соответственно.

Состав и структура вложений кредитных организаций в ценные бумаги представлены в таблице 3.

В целом объем инвестиционных вложений кредитных организаций на вторичном рынке ценных бумаг в течение 2010 г. сократился с 89,68 до 47,84 млн руб. (или на 47%).

Наибольший удельный вес в кредитном портфеле занимали долговые ценные бумаги — 89,42%. Объем вложений кредитных организаций в долговые обязательства увеличился на 17,4 млн руб. Причиной такого роста послужила возможность получения инвесторами приемлемого дохода от операций с ценными бумагами с учетом допустимого уровня риска. В целом, объем вложений в долговые обязательства увеличился на 61,12%. Доля вложений кредитных организаций в долевые ценные бумаги (акции банков, предприятий и организаций) выросла на 0,65 млн руб. (или на 3,45%) и в структуре кредитного портфеля составила 5,84%. Такое незначительное увеличение связано с тем, что акции относятся к активам повышенного риска, особенно в условиях нестабильного финансового рынка. Операции с учтенными векселями, которые

осуществляли самостоятельные кредитные организации и филиалы инорегиональных банков, сократились на 64,57%.

Финансовый результат самостоятельных банков от операций с приобретенными ценными бумагами в 2010 г. был положительным и составил 8853 тыс. руб. Доходы превысили расходы почти в 3 раза. Наибольшую долю доходов обеспечили вложения в долговые обязательства, операции с приобретенными ценными бумагами, процентные доходы по учтенным векселям.

Заключение

Таким образом, в 2010 г. рынок ценных бумаг Алтайского края постепенно начал восстанавливаться, преодолевая последствия финансово-экономического кризиса второй половины 2008 г. Дальнейшее развитие практики применения инструментов финансового и фондового рынков и повышение уровня финансовой грамотности населения будут способствовать росту инвестиций в экономику края.

Библиографический список

1. Финансы: учебник. — 3-е изд., пере-раб. и доп. / под ред. проф. В.Г. Князева, проф. В.А. Слепова. — М.: Магистр, 2010. — 654 с.

2. http://www.altairegion22.ru.

3. http://www.econom22.ru.

+ + +

УДК 619:338.43 Е.В. Плешакова

РЫНОК ВЕТЕРИНАРНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова: рынок, ветеринарная Особую актуальность в ходе преобразо-

услуга, инфраструктура, агропромышлен- ваний приобретает проблема формирования

ный комплекс, емкость рынка, сегментация. инфраструктуры реформируемого АПК.

Необходимо отметить, что в большинстве случаев отрасли и подотрасли, обязанные создавать условия для нормального функционирования и обеспечения непрерывного кругооборота товаров, услуг и денег между субъектами рынка, плохо приспособились к рыночным условиям или не развились вообще [1].

Переход к рыночным отношениям во всех сферах агропромышленного комплекса страны, в том числе и в ветеринарии, требует коренного изменения форм и методов организационно-экономических и структурных основ ветеринарного дела. Кроме того, настоятельно требуется совершенствование рыночных взаимоотношений ветеринарных учреждений и специалистов с животноводческими предприятиями, крестьянами, фермерами и другими субъектами агропродовольственного рынка. В связи с вышеуказанным ветеринарная служба в целом и ее сельские районные структуры в особенности остро нуждаются в совершенствовании и разработке научно обоснованных рекомендаций по оптимизации и модернизации рынка ветеринарных услуг [2-4].

Учитывая вышеизложенное, целью исследований явилось изучение рынка ветеринарных услуг в региональной инфраструктуре агропромышленного комплекса Омской области.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования явились экономические и организационные проблемы рынка ветеринарных услуг в АПК Омской области. Объекты наблюдения — учреждения государственной ветеринарной сети, производственные ветеринарные службы сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм. Нормативная база исследования — законодательные акты РФ, региональная нормативная и законодательная база.

При проведении исследовательской работы использовались следующие методы: статистико-экономический — обрабатывались данные государственных органов статистики, отчетность государственных учреждений ветеринарной службы Омской области; метод мониторингового обследования — в районах проводилось анкетирование среди руководящих работников ветеринарных учреждений АПК.

В работе также использованы общенаучные методы исследования: анализ и синтез, системный, логический, сравнительный.

В качестве базовых сельских районов для проведения исследования служили 9 районов Омской области, отнесенных по ланд-

шафтно-географическому расположению к 3 зонам: степная (Одесский, Полтавский, Щербакульский районы), северная лесостепь (Крутинский, Саргатский и Горьковский районы), северная (Тарский, Тевриз-ский и Знаменский районы). Данные районы в пределах своих ландшафтно-географических зон схожи по экономическому, социальному, демографическому и инфраструктурному развитию АПК.

Результаты исследования

Многочисленные исследования и практические наблюдения показали, что устойчивое функционирование рынка сельскохозяйственной продукции и сырья невозможно без формирования соответствующей инфраструктуры, которая представляет собой комплекс отраслей и организаций, обеспечивающих устойчивую связь между производителями и потребителями, содействующих осуществлению рыночного процесса, продвижению, сохранению и рациональному использованию аграрной продукции на всех этапах воспроизводственного цикла.

Необходимо отметить, что экономические результаты хозяйствования сельских товаропроизводителей и деструктивные процессы в агропромышленном комплексе России выдвигают на передний план проблему развития рынка производственных услуг.

Анализ показывает, что обслуживающая сельское хозяйство производственная инфраструктура определяет около половины всех издержек.

Производственные услуги в сельском хозяйстве — это услуги, которые направлены на сохранение и восстановление потребительских стоимостей, предметов и средств труда, необходимых для полноценного осуществления технологических операций в процессе воспроизводства сельскохозяйственной продукции.

Наиболее распространенный, типичный по своим масштабам, региональный рынок производственных услуг — это рынок, функционирующий в пределах района. На этом рынке центральное место среди производителей ветеринарных услуг занимают государственные ветеринарные учреждения, а среди потребителей услуг — сельскохозяйственные предприятия.

В настоящее время в сельском хозяйстве сложились две организационные формы производственного обслуживания: внутри-

хозяйственное формирование и специализированные производственные предприятия.

Производственные услуги, в том числе и ветеринарные, как товар, реализуемый на внутреннем рынке АПК, по-разному влияют на формирование объемов производства и

стоимостных характеристик конечной сельскохозяйственной продукции, которая реализуется на внешнем по отношению к АПК рынке.

Необходимо отметить, что спецификой рынка агросервисных услуг, в том числе и ветеринарного обслуживания, является то, что субъекты сервисного направления в подавляющем большинстве территорий располагаются в пределах своего административного района. В границах района, по нашим данным, производится и потребляется 98100% услуг предприятий по ветеринарному обслуживанию.

В настоящее время в агропромышленном комплексе РФ существует несколько субъектов рынка ветеринарных услуг: специализированная государственная ветеринарная служба, внутрихозяйственное ветеринарное формирование и структуры ветеринарного предпринимательства. Все указанные субъекты рынка ветеринарных услуг формируются и функционируют в соответствии с Законом «О ветеринарии» [5].

Каждый вид ветеринарной помощи с экономической точки зрения обладает всеми признаками товара и выступает в форме ветеринарной услуги. То есть ветеринарная услуга — это совокупность необходимых, добросовестных, целесообразных профессиональных действий ветеринарного специалиста (исполнителя, производителя услуг), направленных на удовлетворение потребностей заказчика (потребителя услуг). Ветеринарная услуга оказывается посредством реализации мероприятий, проводимых при болезнях животных или при непосредственной угрозе их развития, направленных на предупреждение болезней и восстановление здоровья животных и имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Кроме того, услуги, оказываемые ветеринарными учреждениями, имеют ряд специфических характеристик, а именно: неосязаемость, неотделимость от источника услуги, непостоянство качества. Кроме того, ветеринарная услуга, как и любой товар, обладает стоимостью, денежным выражением которой является цена.

Особенностью рынка ветеринарных услуг в АПК региона является то, что практически повсеместно он представлен учреждениями государственной ветеринарной службы, в незначительной степени — ведомственными ветеринарными структурами, и в виде исключения — ветеринарными специалистами-предпринимателями, ведущими индивидуальную деятельность. Омская область не является исключением в этом плане. Результаты проведенных нами исследований показали, что из 9 районов Омской области

только в одном ветеринарные услуги оказывают 2 ветеринарных врача-предпри-нимателя. Кроме того, необходимо указать, что в некоторых районах были попытки ведения трудовой деятельности ветеринарными врачами-предпринимателями, но в результате проблем с финансированием и документальным оформлением частной практики ветеринарный бизнес был прекращен. Такое положение свидетельствует о том, что на рынке ветеринарных услуг в сельской местности отсутствует конкуренция, и ведущее место в осуществлении ветеринарной работы на территории района занимают учреждения государственной ветеринарной сети.

В связи с вышеизложенным в качестве субъекта рынка ветеринарных услуг будут рассмотрены государственные ветеринарные учреждения.

Государственная ветеринарная сеть в Омской области реализует свои функции через Главное управление ветеринарии области и находящихся в его ведении Омской областной станции по борьбе с болезнями животных, Омской областной ветеринарной лаборатории, Омского областного центра по профилактике, экспертизе и лечению животных, а также ветстанций по борьбе с болезнями животных, расположенных в каждом муниципальном образовании Омской области.

Кроме вышеперечисленных организаций существуют объекты ветеринарного назначения, которые также участвуют в организации ветеринарного обслуживания населения области, а именно: ветеринарная лечебница, ветеринарный участок, ветеринарный пункт, ветеринарная аптека.

Комплексное исследование рынка ветеринарных услуг включает изучение рыночного спроса, определение рыночной структуры, анализ форм и методов оказания ветеринарных услуг.

В связи с отсутствием достоверных данных о параметрах рынка ветеринарных услуг в АПК региона нами было проведено исследование с применением расчетноконструктивного метода. При этом использовались данные по поголовью и видам животных, а также стоимости ветеринарных услуг.

Известно, что спрос на ветеринарные услуги определяется объемом рыночного спроса и емкостью рынка.

Расчет емкости рынка ветеринарных услуг для личных подсобных хозяйств указанных районов выполнен по формуле:

Е = М • Р • М ,

/т' 1 мо /т'о/

где М — число животных по видам и половозрастным группам, содержащимся в личных подсобных хозяйствах;

Рмо — расценки на ветеринарное обслуживание одного животного по видам и половозрастным группам, руб.;

Мо — минимальный размер оплаты труда.

Результаты проведенного нами исследования в базовых хозяйствах 9 районов Омской области показали, что общая емкость рынка ветеринарных услуг составила 68866 тыс. руб.

Наибольшая емкость рынка установлена в районах южной лесостепи — 23393 тыс. руб., наименьшая — в северной зоне (16179 тыс. руб.). При этом установлено, что по отраслям животноводства наибольшая емкость рынка ветеринарных услуг приходится на обслуживание крупного рогатого скота и наименьшая — на оказание ветеринарной помощи лошадям (табл. 1).

Установлено, что на рынке ветеринарных услуг исследованных районов региона основными потребителями являются предприятия и организации, зарегистрированные в качестве юридических лиц (государственные предприятия всех систем, СПК, ООО, ОАО, ЗАО, К(Ф)Х), а также личные подсобные хозяйства.

Известно, что анализ рынка услуг, и в частности ветеринарных, предполагает его

сегментацию. Исходя из основных положений маркетинга, внутри каждого сегмента рынка потребители должны быть как можно идентичнее, а между сегментами, наоборот, различаться.

В связи с вышесказанным мы предлагаем выделить крупные предприятия, которые в основном являются корпоративными структурами; средние предприятия — СПК, ТОО,

ООО, а также мелкие, к которым отнесены крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства населения.

Представленные группы товаропроизводителей различаются по платежеспособности и структуре потребляемых услуг.

В результате проведенного исследования нами установлен еще один важный признак сегментации — наличие инфраструктуры ветеринарных услуг в составе предприятия.

Необходимо отметить, что крупные и большинство средних сельскохозяйственных предприятий, как правило, имеют в своем составе внутрихозяйственную ветеринарную службу. С учетом приведенной нами сегментации наибольшая емкость рынка ветеринарных услуг наблюдается в крупных и средних сельскохозяйственных организациях.

Таблица 1

Емкость рынка ветеринарных услуг в различных ландшафтно-географических зонах региона (на 01.01.2011 г.)

Вид и половозрастная группа животных Природно-климатическая зона Расценки на вет. обслуживание одного животного (сред. показатель), руб. Емкость рынка, тыс. руб.

количество животных в с.-х. предприятиях различной организационно-правовой формы собственности, гол.

степная зона северная лесостепь северная зона

Крупный рогатый скот 38540 59718 31068 270,00 34918,00

Из них коровы 20829 19150 15834 420,00 23441,00

Свиньи всех возрастов 29862 10611 8099 60,00 2914,00

Из них свиноматки 2921 1113 617 400,00 1640,00

Овцы 11003 15146 3135 80,00 2342,00

Лошади 708 733 700 200,00 428,00

Птица всех видов 433400 62342 34774 0,60 3183,00

Всего 537363 168813 94227 - 68866,00

Таблица 2

Емкость рынка ветеринарных услуг в разных сегментах потребителей в районах Омской области (на 01.01.2011 г.)

Природно-климат. зона/форма собственности организации Поголовье животных по видам и половозрастным группам, гол. Емкость рынка вет. услуг, тыс. руб.

КРС из них коровы свиньи всех возрастов из них свиноматки овцы лошади птица всех видов

Степная зона 1. ЗАО, ООО, СПК 19146 9716 8255 1904 128 291000 12539,00

2. К(Ф)Х 293 36 7487 948 101 32 - 936,00

3. ЛПХ 19101 11077 19120 1069 10902 648 142400 11514,00

Северная лесостепь 1. ЗАО, ООО, СПК 39062 11241 4083 923 152 15910,00

2. К(Ф)Х 342 193 1421 229 145 244 - 430,00

3. ЛПХ 30314 7816 8107 1061 15001 637 62342 12995,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Северная зона 1. ЗАО, ООО, СПК 11133 8232 3746 1521 476 7389,00

2. К(Ф)Х 1311 710 1231 243 852 258 - 940,00

3. ЛПХ 9624 6123 6122 522 3083 166 34774 5321,00

Так, общая емкость рынка ветеринарных услуг по хозяйствам первой группы составляет 35838 тыс. руб. В то же время емкость рынка ветеринарных услуг личных подсобных хозяйств незначительно меньше по сравнению с первой группой (на 17,1%). Наименьший объем рынка наблюдается в группе крестьянско-фермерских хозяйств и составляет 6,4% по сравнению с крупными и средними хозяйствами и 7,7% по сравнению с ЛПХ (табл. 2).

Проведенным комплексным исследованием установлено, что в структуре рынка ветеринарных услуг в базовых сельских районах Омской области наибольший удельный вес занимает доля затрат на ветеринарное обслуживание животных (65,3%), на втором месте — затраты на лечение сельскохозяйственных животных при незаразных болезнях (13,6%), несколько меньший удельный вес приходится на противо-эпизоотические мероприятия (12,1%) и выдачу ветеринарных документов (4,9%). В то же время наименьшая доля в структуре рынка ветеринарных услуг приходится на ветеринарно-санитарный надзор на убойных пунктах (1,6%), исследования на стельность (1,3%) и ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов на рынках (1,2%).

Выводы

Таким образом, проведенные комплексные исследования деятельности институтов инфраструктуры, обеспечивающей ветеринарное обслуживание товаропроизводителей трех ландшафтно-географических зон Омской области, показали, что в настоящее время рынок ветеринарных услуг находится на стадии активного формирования.

Особенностью рынка ветеринарных услуг в АПК является слабая, иногда отсутствующая конкуренция среди производителей данной категории услуг. Последнее, по нашему мнению, связано, во-первых, с низ-

кой платежеспособностью потребителей услуг, а также с тем, что институт государственной ветеринарной сети является монопольным субъектом рынка ветеринарных услуг.

Кроме того, анализ рынка ветеринарных услуг в базовых хозяйствах различной хозяйственно-правовой формы собственности позволяет сделать вывод о том, что наибольшая емкость рынка ветеринарных услуг отмечается у крупных и средних товаропроизводителей, несколько меньшая — в личных подсобных хозяйствах граждан, минимальная емкость — в крестьянских фермерских хозяйствах.

Необходимо отметить, что в структуре рынка ветеринарных услуг в сельских районах региона наибольший удельный вес приходится на ветеринарное обслуживание животных, затраты на лечение сельскохозяйственных животных при незаразных болезнях, а наименьший — на ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов.

Библиографический список

1. Стукач В.Ф. Развитие регионального рынка производственных услуг в АПК: монография. — Омск: Сфера, 2004. — 180 с.

2. Об утверждении правил оказания платных ветеринарных услуг [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 06 августа 1998 г. № 898. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

3. Воскобойник В.Ф. Маркетинговый подход к разработке бизнес-плана ветеринарного предприятия // Ветеринария. — 1999. — № 6. — С. 16-18.

4. Никитин И.Н. Организация и экономика ветеринарного дела. — М.: КолосС,

2006. — 368 с.

5. Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1

«О ветеринарии» (с изменениями и дополнениями). — Режим доступа:

http://www.garant55.ru.

+ + +

УДК 631.115.1 (571.56)

О.Л. Ли

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ ПО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ЗОНАМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Ключевые слова: крестьянские (фер-

мерские) хозяйства, сельскохозяйственные зоны, Республика Саха (Якутия), районы республики, рейтинговая оценка, размещение, факторы.

Введение

Важным фактором, влияющим на результаты деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х), является его территориальное расположение. Рациональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.