УДК 002.5:004
рынок услуг по восстановлению данных С поврежденных носителей: обзор формирования и развития
Добрынин В.В.,
доктор философских наук, профессор,
Павлиенко А.В.,
кандидат технических наук, заведующий кафедрой,
Институт сервиса (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университета туризма и сервиса», г. Москва
The authors describe the development and market prospects for data security and recovery, analyze price formation in the sector of high technological services and tentatively evaluate its turn-over. The article also examines the major technical factors that lead to the rapid growth in demand for these services.
В статье рассказывается о формировании, развитии и перспективах рынка услуг по спасению данных, дается попытка анализа ценообразования в этом секторе высокотехнологичного сервиса, а также предпринимается попытка оценки его оборота. Авторы рассматривают основные технические проблемы, приведшие к бурному росту спроса на эти услуги.
Ключевые слова: восстановление данных, винчестер, носитель.
За те 20 с небольшим лет, которые прошли с момента массового внедрения персональной компьютерной техники на производстве и в быту, наше общество изменилось радикально. Способность компьютерной техники к сохранению и мгновенной обработке огромных массивов информации произвела поис-тине революционные перемены буквально во всех сферах человеческой деятельности — в производстве, сфере услуг, науке, образовании или сфере досуга. Автоматизированные рабочие места упростили бухгалтерский учет и деятельность конструктора, труд редактора и творчество ученого. Скорость, надежность, готовность к поиску нужных данных среди громадного количества располагаемых данных, возможности сохранения и обработки не только текстовой и табличной информации, но и изображений и звуковых файлов — все это было с энтузиазмом встречено многими и многими тысячами пользователей. Компьютер — вначале единичный персональный, а затем и подключенный к локальной и/или глобальной сети — из диковинного и непонятного устройства превратился в необходи-
мый рабочий инструмент. Этому в немалой степени способствовало и резкое снижение цены ПК на рубеже 80-х и 90-х гг. При этом, поскольку технический прогресс на месте не стоит, новые и более дешевые ПК обладали большей производительностью, чем машины, предложенные на рынке годом—другим ранее. Это объясняется, в частности, и начавшимся в те же годы массовым вытеснением «брэндо-вых» машин (т.е. ПК производства известных фирм) машинами так называемой «красной», т.е. отечественной отверточной сборки. Действительно, идеология «открытой архитектуры», заложенная в так называемые ИБМ-совместимые машины, сработала в этом случае на все 100% — при всех широко известных преимуществах «брэндовых» машин (таких, к примеру, как надежность и стабильность в работе) — они были ощутимо дороже компьютеров, собранных умельцами «на коленке» (пусть даже из комплектующих неизвестного происхождения), практически не поддавались апгрейду и при этом не так уж сильно превосходили машины самостоятельной сборки по производительности. Рынок требовал потока
дешевых персональных компьютеров, — и он эти машины получил. В 90-е годы только ленивый не собирал на продажу и «под заказ» разного рода «пентиумы», и эти компьютеры находили своих покупателей в корпоративном секторе и среди отдельных граждан. Проблема надежности базовых комплектующих, из которых были собраны указанные компьютеры, покупателя не слишком интересовала, ибо продавец обычно давал и поддерживал довольно длительную, как правило, годовую, гарантию на проданное им изделие. Не особенно волновала эта проблема и сборщика, ибо оптовый поставщик комплектующих, стремясь к тому, чтобы оборот не сокращался, охотно менял вышедший из строя «девайс», в свою очередь, возвращая его производителю на Тайване или в Китае. Другое дело, что эксплуатационные сроки ПК вовсе не составляют один год со дня сборки...
В эти годы многократно поднимался вопрос о надежности сохранения информации на электронных носителях — как на отдельном ПК, так и в рамках локальной сети. Способы повышения подобной надежности, строго говоря, хорошо известны, и нет нужды здесь их подробно описывать. Главнейшими из них были многократное дублирование критически важной информации на внешних носителях (флоппи-диски в случае индивидуальных пользователей, стриммеры и магнитооптические носители — в случае корпоративных клиентов), а также применение RAID —массивов класса «mirror» на серверах локальных сетей. Нельзя сказать, даже что этих двух (последовательно и неуклонно примененных) методов было бы недостаточно для решения указанной задачи, однако, потребности клиентов в увеличении располагаемых объемов дискового пространства росли с завидной быстротой, причем производители винчестеров с готовностью шли навстречу пожеланиям потребителей. Как следствие, копирование всей критической информации на столь ограниченные в объемах носители, как флоппи-диски, стало попросту невозможным, а в случае со стримером и/или магнитооптикой ограничивающим фактором стало время (из-за их невысокой скорости записи/чтения). Что касается свойств локальных серверов, то начиная с середины 90-х годов, а в особенности после дефолта 98 года, малый (а нередко и средний) бизнес, стремясь всячески сократить издерж-
ки на IT, начинает тяготеть к серверам самостоятельной сборки, на основе тех комплектующих, которые: а) наличествуют на рынке и б) доступны по цене. Именно тогда появляются массы малых серверов самостоятельной сборки с RAID-массивами на винчестерах с IDE-интерфейсом, намного более дешевыми, и простыми в отладке, чем их аналоги с интерфейсом SCSI.
Проблемы начались, когда производители резко увеличили объемы предлагаемых рынку IDE-винчестеров и одновременно снизили цены — к сожалению, в т.ч. за счет надежности новых устройств. Винчестеры ничтожно малого по современным меркам объема (20...и менее 540 МБ) были надежны настолько, что и сегодня можно встретить вполне исправное изделие этого типа, вот уже 10—20 лет подряд обслуживающее какой-нибудь промышленный или медицинский ПК. С устройствами же больших объемов дело обстоит, к сожалению, совсем не так, и их время наработки на отказ значительно меньше, да к тому же резко различается от марки к марке и от серии к серии. Но, еще раз повторим, в середине и конце 90-х годов об этом мало кто думал. Винчестеры были дороги, но надежны — настолько надежны, что спросом пользовались даже восстановленные винчестеры, и настолько дороги, что их ремонт был выгодным бизнесом как для фирм-производителей (к примеру, фирма Quantum в эти годы выбросила на рынок многие тысячи ремонтных винчестеров), так и для отдельных сервисных мастерских.
Именно в эти мастерские по восстановлению носителей информации потянулись на рубеже веков пользователи, столкнувшиеся с тем, что их винчестер вышел из строя, а вся содержавшаяся на нем информация безвозвратно утрачена. Нельзя сказать, что такого никогда не случалось ранее, но, во-первых, прежде малые располагаемые дисковые объемы делали возможным страховочное копирование, и тогда потеря одного винчестера ничего не значила. Во-вторых, надежность винчестеров резко снизилась с ростом их объемов и скорости работы. А в-третьих, персональный компьютер к этому времени стал по-настоящему массовым устройством. Все эти три фактора, действуя совокупно, обусловили массовый характер спроса на услуги по восстановлению информации с поврежденных носителей. А раз есть спрос, значит, будет и предложение.
Платежеспособность этого спроса обеспечивалась, на наш взгляд, двояко. Существует объективно ценная информация, т.е такая информация, на добывание, сбор, обработку и распределение которой затрачены значительные ресурсы отдельных людей и целых коллективов. Одновременно существует и такая информация, утеря которой делает невозможной адекватную деятельность целых организаций — и ценность такой информации не вызывает сомнений. К примеру, потеря складской базы данных вызовет приостановку деятельности любой фирмы вплоть до окончания немедленной инвентаризации склада, а утеря клиентской базы может сделать работу любого коммерческого предприятия попросту невозможной до ее восстановления. Рукописи ненапечатанных книг и диссертаций, материалы исследований, конструкторские материалы, — все это примеры информации, представляющей объективную ценность.
Могут быть приведены примеры информации другого рода, информации, представляющей исчезающе малый интерес для всех, кроме ее владельца. Семейный фотоархив, личные письма, дневники, музыкальные коллекции и т.д. — все это примеры информации, имеющей исключительно субъективную ценность. Именно этот тип заказов был наиболее массовым на первых этапах деятельности сервисных предприятий по спасению данных, поскольку первыми начали выходить из строя компьютеры индивидуальных пользователей — и именно индивидуальные пользователи ПК были первыми клиентами вновь рождающейся сферы услуг.
Это было обусловлено как широким распространением машин, собранных неизвестными умельцами «на коленке» из комплектующих непонятного качества, так и отсутствием достаточной технической культуры у индивидуальных пользователей. В частности, более двух третей клиентов, обращавшихся за помощью в конце апреля — начале мая 1999—2005 годов, имели проблемы с разрушением логических разделов жесткого диска, вызванным вирусом класса «Чернобыль», сработавшим в годовщину известной катастрофы, хотя данный вирус поддавался опознанию и удалению практически всеми антивирусными программами того времени. В иные годы число обращавшихся за помощью в это время исчислялось десятками — при обычном клиент-
ском потоке в 2—5, от силы 10 человек в день на фирму. Но и в другие месяцы практическим работникам сервиса приходилось сталкиваться с логическими повреждениями винчестеров, вызванными неумелыми действиями владельца. Попытка переформатирования жестких дисков, перераспределение объемов между его разделами, неграмотная борьба с вирусами — все эти «телодвижения» увеличивали число обращавшихся за помощью в спасении данных. Таких случаев никогда не было меньше 10% от общего числа обращений. Надо отметить, что при грамотном подходе подобные случаи имеют весьма благоприятный прогноз, обычно может быть восстановлена вся утерянная информация, в крайнем случае — без дерева директорий. Разумеется, каждое успешное восстановление означало как увеличение доходов сервисного предприятия, так и рост его авторитета среди клиентов. Таким образом, что одним из факторов, обеспечивших бурный рост этого сектора рынка услуг, была именно низкая техническая культура их потребителей.
Число предприятий, предоставляющих услуги по спасению данных в начале 2000-х годов росло экспоненциально. Так, например, на Савеловском компьютерном торгововыставочном центре в 2000 году работала одна фирма, принимающая заказы на спасение данных, в 2001 году — две, а уже в 2003 году — до 12! Это и не удивительно: трудоемкость работ по спасению данных была низка, а спрос на них весьма велик, поэтому обычная цена спасения данных быстро приблизилась к отметке 3 тыс. руб. за исполненный заказ, а в ряде более сложных случаев значительно превышала ее. Фактически цена работы определялась лишь платежеспособностью клиента, его собственной (субъективной) оценкой степени важности спасаемой информации и способностью работников сервиса угадать эту платежеспособность.
Стартовые затраты на открытие этого сервиса были весьма невелики. Аппаратно-програмный комплекс ремонта HDD (плата РС—3000) обходился не дороже $1000, программное обеспечение (программы восстановления данных класса и анало-
гичные) обычно использовалось пиратское. Да, разумеется, для спасения данных требовался достаточно производительный ПК, но, как правило, на первых порах для этих целей
выделяли один из уже имеющихся. Лицензирования не требовалось, достаточно было иметь право на выполнение ремонтных работ, прописанное в свидетельстве МРП. Оставалось подобрать рабочее место (практика показывает, что успешная работа возможно уже на площади в 6.10 кв. м.), исполнителя и организовать хоть какую-то рекламу.
Почему же при росте числа фирм, занятых в этом секторе рынка услуг цена спасения данных не снижалась, а наоборот, имела тенденцию к пусть медленному, но росту? Дело в том, что примерно в 2001—2002 годах отмечается массовый выход из строя винчестеров трех ведущих мировых производителей: Fujitsu, Quantum и (несколько позднее) IBM. В наши задачи не входит подробное описание технических проблем, возникших перед этими производителями, однако, оценить их влияние на интересующий нас рынок услуг представляется необходимым.
Винчестеры Fujitsu пользовались славой высоконадежных, малошумных и скоростных устройств хранения данных. К сожалению, винчестеры двух последних серий (MPF и MPG) имели конструктивные дефекты, приведшие в тому, что фирма-производитель отозвала с рынка многие тысячи готовых изделий и, в конце концов, вообще свернула производство HDD размером 3,5”, посчитав чрезмерными как финансовые потери, так и урон, нанесенный имиджу брэнда. Контроллеры винчестеров этих двух серий были пропаяны с применением флюса новой рецептуры, что в массовом порядке приводило (спустя год—два после начала эксплуатации) к образованию пленки окислов на контактах микросхем, препятствующих нормальной работе контроллера, а иногда даже к утере служебной записи. И в том, и в другом случае винчестер переставал опознаваться в системе как физическое устройство, а хранимая информация утрачивалась. Восстановление данных было вполне возможным, и, более того, достаточно простым делом. Иногда необходимая работа сводилась к сильному прогреву контроллера с помощью строительного фена — и это было одной из наиболее строго хранимых тайн практических работников сервиса! Но случаев таких, повторим еще раз, наблюдалось многие и многие тысячи.
Винчестеры Quantum были популярны как среди конечных пользователей, так и в среде
производителей ПК благодаря удачному сочетанию цена/качество. Однако, начиная с серий ЕХ и СХ, а также для всех более поздних, фирма выбрала весьма неудачную конструкцию контроллера, а точнее, его моторной микросхемы. Эти микросхемы горели сотнями и тысячами, причем попытки их замены на аналогичные, поступавшие в продажу как запасные, не приводили к успеху — свежеприпа-янные микросхемы, как правило, сгорали при первом же запуске. Разумеется, винчестер после выхода микросхемы из строя был полностью неработоспособен, а информация терялась. Для ее восстановления достаточно было заменить контроллер, тем более что у фирмы Quantum он был един для всех винчестеров внутри одной серии. Другое дело, что найти такой исправный контроллер самостоятельно мог далеко не каждый пользователь, что, само собой, увеличивало клиентский поток у сервисных фирм.
Винчестеры же производства «Голубого гиганта» (IBM), начиная с серии DTLA, страдали повышенным износом блока головок чтения записи. Как правило, выходила из строя только одна из них, но этого было вполне достаточно для полной потери информации — ведь процессы чтения/записи осуществляются параллельно всеми головками устройства сразу. Для сервисных служб это означало не только очередное увеличение числа клиентов, но и заметный рост цен на предоставляемые услуги. Работы по замене блока головок требуют действительно высокой квалификации исполнителя, а также связаны с необратимым разрушением как клиентского винчестера, так и (в принципе) винчестера-донора. И действительно, уже в 2003—2004 годах стоимость подобных работ перевалила за отметку 6 тыс. руб., и иногда достигала 10 и даже 12—15 тыс. руб. Аналогичная цена установилась и для работ, связанных с ликвидацией клина подшипников шпинделя двигателя, или его оси, к чему в равной степени были склонны винчестеры как фирмы Quantum, так и IBM.
Высокая доходность этого вида сервиса, в конце концов, заинтересовала крупных игроков компьютерного рынка. Практически все крупные дилеры компьютерных комплектующих, оргтехники и (особенно) ноутбуков к 2004 году создают свои службы по спасению данных. Как правило, они формируются как структурное подразделение службы техниче-
ской поддержки или же гарантийной службы. Вместе с тем, можно отметить также и создание формально независимых специализированных фирм, опирающихся на внешние финансовые и административно-юридические ресурсы. При этом, если фирмы, созданные компьютерными дилерами (которые в силу специфики рынка работают с весьма незначительной маржой), стремились к созданию более-менее вменяемых прейскурантов на свои услуги, то крупные независимые сервисы, не боясь возможных конфликтов с клиентами, часто работали по принципу «все или ничего». Сказанное нуждается в пояснении. При спасении данных, как правило, используется известный ллойдовский принцип: «Без спасения нет вознаграждения». Клиент не оплачивает диагностику своего изделия, а также работу сервисного предприятия, если она не привела к спасению необходимой клиенту информации. Однако это предполагает достаточно высокий уровень доверия между клиентом и сервисным предприятием. С одной стороны, клиент не в состоянии проверить достоверность и точность диагностики, произведенной сервисом, — а от этого напрямую зависит предполагаемая цена спасения данных. С другой, сервис всегда может столкнуться с клиентом, который объявит, что критически важная информация спасена не была, и на этом основании потребует возврата уплаченной им суммы или ее части. Малое сервисное предприятие обычно старается купировать возможные конфликты еще до их возникновения, и именно поэтому зачастую отказывается от слишком сложных и чреватых проблемами случаев. Крупный (и недобросовестный!) сервисный центр, располагающий отлаженной практикой решения спорных случаев, способен иногда провоцировать конфликты с клиентом в погоне за прибылью, многократно завышая стоимость своих услуг. Авторам известны примеры такой деятельности ряда специализированных сервисных фирм, когда после оценки значимости спасаемой (уже спасенной фактически!) информации стоимость заказа увеличивалась буквально в несколько раз, а исходный носитель вместе с информацией, все еще сохраняющейся на нем, приводился в заведомо неремонтопригодное состояние. Особенно часто такие случаи происходили, да и сейчас происходят, с корпоративными клиентами, ежедневные
убытки которых от потери данных могут во много раз превышать любые издержки на спасение информации. Так, «рассыпавшийся» RAID -массив локального сервера одного из московских универсамов вызвал его полный паралич на все время, которое продолжалось восстановление торговой базы. Была остановлена работа всех 23 касс, склада, были невозможны расчеты с поставщиками. Ситуация усугублялась тем, что КАГО-массив клиента был сформирован из винчестеров редкой серии, давно снятой с производства. Работа по спасению данных в малой (и добросовестной) сервисной фирме была оценена в 15 тыс. руб., включая издержки и накладные расходы, и продолжалась восемь дней — это очень большой срок для предприятия, занятого сбытом скоропортящейся продукции. Все это время работники фирмы лихорадочно подбирали необходимые для восстановления отдельных дисков КАГО-массива комплектующие, рыская в их поисках по всему городу. Аналогичная работа в крупном сервисном центре стоила бы, вероятно, раз в 10 дороже, но была бы завершена в два, максимум — три дня ...
Все вышесказанное подводит нас напрямую не только к вопросу о корпоративной этике, присущей тем или иным конкретным сервисным предприятиям, но и к весьма тонкому и деликатному вопросу о конфиденциальности, которая в случае сервиса восстановления утерянных данных означает, в первую очередь, отсутствие каких бы то ни было утечек клиентской информации на предприятии сервиса. Разумеется, сервис должен хранить клиентские тайны, иначе он лишится клиентов, да и вообще может быть разорен теми или иными действиями разъяренных утечкой информации клиентов. Вопрос, однако, заключается лишь в том, как именно работнику сервиса доказать этот тезис потенциальному клиенту? Спектр возможных решений широк — от доверительных бесед с клиентами в случае малых предприятий и до специальных договоров о нераспространении клиентской информации, которые предлагаются к подписанию рядом крупных фирм. Нередко клиенты желают присутствовать при спасении данных, и это условие повышает конкурентоспособность мелких фирм, охотно позволяющих клиенту это, причем часто сервисные организации берут при этом с клиента двойной тариф за срочность. Другой вариант, связанный с выездом
сотрудника сервиса на рабочее место клиента, пользуется меньшей популярностью у сервисных предприятий, т.к. теряется много времени на разъезды и переустановку нужного «софта», а предугадать заранее, с чем столкнется практический работник на месте, не всегда возможно. Тем не менее, такая практика существует, и пользуется устойчивым спросом. Чаще всего к ней прибегают крупные фирмы, обсуживающие постоянных клиентов на основании долговременного договора. Так или иначе, вопрос о пресечении малейшей возможности несанкционированного распространения клиентской информации является в деятельности любого сервисного предприятия ключевым.
Каково же сегодняшнее состояние рынка услуг по восстановлению утерянных данных в Москве? С одной стороны, рынок кажется процветающим. Количество фирм, представленных сегодня на нем, достаточно велико и вряд ли поддается точному подсчету. Попытка организации поиска в Интернете по запросу типа «восстановление данных» дает на различных поисковых машинах от 80 до 500 тыс. различных ссылок! Специализированные рекламные издания (например, журнал «Компьютеры и оргтехника» и аналогичные) публикуют многие десятки рекламных объявлений, обещающих спасение данных с любых поврежденных носителей. Даже в газете частных объявлений (сайт www.irr.ru) можно без труда найти пару десятков объявлений аналогичного содержания. Баннеры сайтов фирм, специализирующихся на работах данного профиля, в последние полгода—год всегда можно найти на самых популярных сайтах Рунета — от новостных до почтовых и развлекательных. Но именно такая, повышенная по сравнению с прошлыми временами, рекламная активность, заставляет нас предположить, что описываемый нами рынок испытывает определенные трудности. Современная реклама, в т.ч. реклама в Сети — вещь достаточно дорогая, и стремление сервисных предприятий к рекламе своих услуг, по нашему мнению, есть свидетельство усилившейся конкуренции между ними.
И действительно, рост числа предприятий совпал со стремительным удалением из оборота винчестеров низкой (по современным меркам) надежности. Пользователи избавлялись от них как из-за опасения потерять свои
данные, так и просто потому, что рынку были предложены новые накопители — отличающиеся очень низкой стоимостью единицы объема и имеющие гарантии производителя сроком до 36 месяцев. Кроме того, материнские платы потребительского сектора стали в массовом порядке оснащаться КАГО-контроллерами, что в сочетании с удешевлением самих винчестеров сделало организацию «зеркала» на домашнем компьютере задачей вполне тривиальной. Появились внешние винчестеры, по самой своей природе предназначенные для страховочного копирования. И, наконец, широкое распространение пишущих DVD — приводов завершает картину аппаратного обеспечения борьбы за сохранение данных. Все это не могло не сказаться на количестве клиентов сервисных фирм, и действительно, поток клиентов снизился бы весьма значительно — если бы не широкое распространение флэш-карточек, связанное с цифровой фотографией и сотовой телефонией.
Именно проблемы с флэш-карточками сегодня составляют более половины случаев восстановления данных с поврежденных носителей. В этом есть своеобразная ирония, ведь сама по себе флэшка куда более надежна чем винчестер — уже хотя бы в силу отсутствия движущихся частей. Тем не менее, флэшки, особенно ^В реп^ггуе’ы подвержены механическим поломкам, часто поражаются статическим электричеством (из-за неправильных условий транспортировки), а также случайно форматируются неопытными пользователями. Так или иначе, флэшка суть носитель информации — и если информация с флэшки потеряна, ее надо восстанавливать.
Но с точки зрения сервисного предприятия флэшка — это далеко не винчестер. Дело даже не в том, что флэшки малы по размерам располагаемого пространства современные флэшки достигают 32 Гб и более, т.е. превосходят многие винчестеры недавнего прошлого. Просто флэшка — носитель по определению переносной, а очень часто — еще и специализированный, предназначенный для работы в фотоаппарате, телефоне, музыкальном плеере, и т.д. А это, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на общий тип информации, хранящейся на этом виде носителей. Крайне редко на флэшках хранится уникальная информация, обладающая объективной ценностью, но, даже если это и так, то,
как правило, существует еще одна копия данной информации — и это как минимум. Таким образом, выход флэш-носителя из строя не означает для владельца безвозвратной потери жизненно важных данных — а, следовательно, этого потенциального клиента для сервиса просто не существует. В случае же, если речь идет о специализированном носителе (фотоаппарат, плеер, телефон), то, как правило, он используется в тандеме с персональным компьютером, и флэшка тогда выступает в роли временного хранилища данных, периодически синхронизируемого с ПК. И только в том случае, если владелец не успел, забыл или не смог скопировать те или иные данные вовремя (т.е. до повреждения флэш-карточки), он пополняет собой число клиентов сервисного предприятия.
Данные на поврежденной флэшке, по сути своей, обладают лишь субъективной ценностью, часто определяемой лишь количеством времени, потребным клиенту для того, чтобы восстановить их из других источников. Коллекция музыки, скачанная в Интернете; телефонная книга, которую придется повторно набирать с клавиатуры; результаты фотосессии, не скопированные вовремя на ПК — вот основные виды информации, подлежащие спасению в подобных случаях. Ценность подобной информации для заказчика, как правило, невысока, поэтому стоимость работ по спасению данных с флэш-карточек в несколько раз ниже стоимости спасения данных с винчестера сравнимого размера.
Еще одним современным носителем информации является внешний жесткий диск, как правило, размером 2,5”. Заключенный во внешний бокс, снабженный интерфейсом ^В, этот носитель завоевал всеобщее признание благодаря компактности, сопряженной со значительным располагаемым дисковым пространством. С точки зрения описываемого нами сервиса, внешний винчестер представляет собой достаточно своеобразное устройство. Действительно, будучи винчестером он имеет такие же слабые места как и изделия размера 3,5” — он чувствителен к ударам, броскам напряжения и т.д. Но, с другой стороны, практика эксплуатации этих устройств роднит их с флэш-картами, поскольку внешние HDD чаще всего используются как переносные и страховочно-дублирующие устройства. Таким образом, как правило, информация, содержа-
щаяся на них, либо продублирована на других носителях, либо представляет для владельца не слишком значительную ценность. Однако есть небольшой сегмент рынка, который поставляет сервисным предприятиям по спасению данных небольшой, но постоянный и стабильно платежеспособный ручеек клиентов. Речь идет о слое профессиональных звуко- и телеоператоров, звуко- и телережиссеров, продюсеров концертов и студий звукозаписи и т.д.: люди, чья работа связана с разъездами, весьма активно эксплуатируют внешние HDD, именно потому, что его малые габариты и большой объем полностью отвечают их требованиям — и действительно, поскольку компьютер и/или ноутбук сегодня можно найти практически везде, отпадает необходимость иметь под рукой собственный ноутбук, достаточно не забыть легкую и компактную коробочку внешнего HDD, содержащую всю необходимую для работы информацию.
С технической точки зрения практических работников сервиса, внешние винчестеры мало чем отличаются от своих стационарных собратьев — за одним, но весьма существенным, исключением. Довольно часто проблема с чтением внешнего HDD обусловлена проблемой не с ним, а с его боксом, а то и внешним устройством, к которому его подключает владелец. Получая питание по ^В-кабелю от материнского устройства, внешний винчестер со временем становится чувствителен к напряжению питания, и дает сбой при малейшем его падении. Как следствие, довольно часто проблема восстановления данных сводится к корректному подключению исследуемого устройства.
Иные носители информации, существующие сегодня (CD, DVD, всякого рода устройства со встроенной памятью — от «Айфона» до МР3-плеера) либо составляют исчезающе малый процент клиентских случаев (CD, DVD), либо поддаются анализу как жесткий диск или же флэш-карта, а потому вряд ли заслуживают отдельного рассмотрения.
Таким образом, можно сказать, что число предприятий сервиса сегодня значительно увеличилось, число клиентских случаев же если и не уменьшилось, то их содержание (и, соответственно, платежеспособный спрос) изменились в меньшую сторону. И именно этим определяется изменение ситуации на рынке услуг по спасению данных с поврежденных
носителей. На рубеже веков клиенты оспаривали друг у друга право воспользоваться услугами немногочисленных фирм по восстановлению данных. Сегодня специализированные сервисные предприятия жестко конкурируют между собой за каждого клиента — как, собственно, и должно быть.
В целом, в формировании и развитии рынка услуг по восстановлению данных с поврежденных носителей можно выделить следующие временные этапы.
1. Зарождение рынка охватывает период до 1999 г. Массовый спрос на услуги отсутствует, отдельные случаи спасения данных могут быть предметом деятельности системных администраторов конкретных компаний.
2. Развитие рынка (1999—2000 гг.). Появляется заметный спрос на услуги, вызванный массовым распространением домашних и офисных ПК. Возникают первые специализированные сервисные предприятия.
3. Бурный рост рынка (2001—2004 гг.) Формируется массовый спрос на услугу восстановления данных, определяемый массовыми техническими проблемами с широко распространенными носителями данных. Сервисные фирмы укрепляются, растет их число. Для начала этого периода характерен бурный рост цен, ближе к его концу цены стабилизируются.
4. Структурные изменения операторов рынка произошли в 2004—2008 гг. На рынке появляются новые игроки, представляющие крупных ретейлеров и сервисные компании. С рынка частично вытесняются мелкие фирмы, предложение начинает доминировать над спросом. Рынок становится более предсказуемым и цивилизованным.
Совокупный оборот московских предприятий по спасению данных с поврежденных носителей подсчитать достаточно сложно. Во-первых, их точное количество неизвестно, можно лишь грубо оценить его по количеству рекламных объявлений. Во-вторых, деятельность многих предприятий диверсифицирована, и далеко не весь их оборот составляет именно исследуемый вид услуг. В-третьих, существенный сегмент рынка представляют собой частные мастера, работающие без каких бы то ни было касс и лицензий. Тем не менее, кое-какие подсчеты, пусть даже весьма и весьма грубые, провести все-таки возможно.
Количество рекламных объявлений о спасении данных в журнале «Компьютеры и орг-
техника» в течение 2007 г. колебалось в разные месяцы от 30 до более чем 80. Предположим, что в городе стабильно работают 40—50 сервисных фирм. Оборот средней фирмы можно определить, исходя из стоимости аренды рабочего места на специализированной торговой площадке (Савеловский компьютерный ВТК, Буденовский компьютерный рынок, «Электроника на Пресне»). Средняя цена аренды здесь составляет сумму в 125 тыс. руб. в месяц. Ни одно предприятие, даже самое малое, не может обойтись без наемных сотрудников, и предприятия сервиса по спасению данных — не исключение. При этом квалификация сотрудников достаточно высока, и столь же высок их уровень притязаний. Практика показывает, что при недостаточном заработке квалифицированные сотрудники просто начинают работать, что говорится, «от себя», размещая рекламу с предложением собственных услуг в Интернете и принимая частные заказы. Пусть минимально достаточный уровень дохода сотрудника составляет 30 тыс. руб. в месяц. Тогда, если предположить, что в предприятии сервиса заняты всего два человека со средней зарплатой 30 тыс. руб. в месяц, и его накладные расходы составляют такую же сумму, то при условии 100% нормы прибыли (вполне обычной для этого вида деятельности) мы получим ежемесячный оборот в 250— 300 тыс. руб. Эти данные хорошо коррелируют с бухгалтерской отчетностью фирмы ИП ВД за 2006—2007 гг., находящейся в распоряжении авторов. В эти годы указанная фирма специализировалась именно на восстановлении данных с поврежденных носителей.
Аналогичные цифры можно получить и по-другому. Как правило, сотрудники сервисных фирм не получают твердого оклада, или же он ничтожно мал (так называемая «гарантийка», составляющая от 500 до 1000 руб. за смену). Основные доходы сотрудник получает от выполнения практических заказов по спасению клиентских данных, и его доля в цене заказа составляет от 20—25 до 33,3% (в чрезвычайно редких случаях). Если предположить, что минимальное число сотрудников — 2 чел. (что необходимо при продолжительности рабочей смены в 12 часов), а минимальнодостаточная заработная плата составляет 30 тыс. руб. в месяц, то на выходе мы получим сумму ежемесячного оборота в 200—300 тыс. руб. в месяц для отдельной специализированной фирмы.
Таким образом, совокупный ежемесячный оборот московских специализированных сервисных фирм в описываемом сегменте рынка может быть оценен в размере 10—15 млн руб.,
и рынок услуг по восстановлению данных заслуженно можно считать важным и финансово заметным сектором современного высокотехнологичного сервиса.
Литература
1. Глушаков С.В. ТесленкоН.С. СурядныйА.С. Антихакер. М.: АСТ, 2008. С. 136—149.
2. Васильков А.А., Васильков А.В., Васильков И.А. Информационные системы и их безопасность: Учебное пособие. М.: Форум. 2008. С. 325-329.
3. ГергеновА.С. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005.
С. 34-35.
4. ТашковП.А. Восстановление данных. СПб.: Питер, 2009. С. 34-39.
Шелухин О.И., Осин А.В., Смольский С.М.
Самоподобие и фракталы. Телекоммуникационные приложения. / Под ред. О. И. Шелухина. М.: Физматлит, 2008. 368 с.
В книге рассматриваются теоретические и практические аспекты самоподобных (фрактальных и мультифрактальных) случайных процессов и разработанные на их основе фрактальные и мультифрактальные модели самоподобного телекоммуникационного трафика. Приводится всесторонний анализ их эффективности. Авторы ориентируются на широкую аудиторию: студентов, инженеров и исследователей, связистов и разработчиков оборудования сетей связи, самый широкий круг читателей, интересующихся телекоммуникациями и компьютерными технологиями. Все модели, задачи и решения показаны на множестве реальных примеров.
Шелухин О. И.
Радиоэлектронные средства бытового назначения: Учебник для вузов / О.И. Шелухин, К.Е. Румянцев. Под ред. К.Е. Румянцева. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 480 с.
Рассмотрены классификация, назначение, принципы построения и основные характеристики радиоэлектронных средств бытового назначения, в т.ч. системы подвижной радиосвязи, включая сотовые сети связи, спутниковые системы связи и Интернет, системы персонального радиовызова и беспроводной телефонии, волоконно-оптические системы передачи информации, средства документальной электросвязи и спутниковые радионавигационные системы. Освещены основные положения теории сжатия информации, кодирования речевых сообщений, алгоритмы и стандарты кодирования видеоизображений, принципы многоканальной связи и разделения информации, радиодоступа к информационным системам и тенденции развития систем подвижной радиосвязи. Для студентов вузов.
0. И. Шелухин, А. В. Осин, С. М. Смольский
САМОПОДОБИЕ
и ФРАКТАЛЫ