Научная статья на тему 'Рынок услуг: основные тенденции развития инноваций'

Рынок услуг: основные тенденции развития инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
716
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ / ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / SERVICES MARKET / INNOVATION / DIGITALIZATION / DIVERSIFICATION / CUSTOMER FOCUS / INTERNET MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карвицкая Галина Владиславовна, Перекатиева Татьяна Александровна

В статье показывается специфика инновационных процессов на рынке услуг, дается обзор современного состояния инноваций в сфере услуг, анализируются инновационные процессы, происходящие на рынке услуг страны и г.Рязани, рассматриваются нововведения, реализуемые компаниями разных отраслей сервисной деятельности, выявляются основные тенденции развития инноваций в сфере услуг, показываются возникающие в связи с инновационными процессами управленческие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service market: the main tendencies of innovation development

The article shows the specifics of innovation processes in the services market, gives an overview of the current state of innovations in the services sector, analyzes the innovation processes occurring in the services market of the country and Ryazan, discusses innovations implemented by companies of different service industries, identifies the main trends in innovation development management services, problems arising from innovation processes are shown.

Текст научной работы на тему «Рынок услуг: основные тенденции развития инноваций»

ализации намеченных планов, что привело к тому, что запланированные результаты (инвестиций в основной капитал средств размещения, создание дополнительных рабочих мести др.) функционирования ОЭЗ не были достигнуты ни в одном из проверенных Счётной палатой регионов. [7] Кроме того, следствием отсутствия контроля стало то, что получаемые из бюджета средства длительное время не используются, а просто лежат на депозитах.

Б -третьих, правила оценки эффективности функционирования ОЭЗ несовершенны и не позволяют объективно и своевременно оце-ниватьэкономические результаты ОЭЗ, Прежде всего, при оценке экономических результатов не учитывались такие важнейшие показатели, как рентабельность проектов и срок окупаемости 1, кроме того, оценка экономической эффективности осуществлялась на последнем этапе функционирования ОЭЗ без промежуточных результатов, что не позволяло вносить своевременные коррективы, [7]

В-четвёртых, недостаточен объем льгот и преференций для стимулирования резидентов ОЭЗ РТР. Более того, не всегда предусмотренная ФЦП поддержка участников ГЧП реализуется на практике. Например, "возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным инвесторами в российских кредитных организациях для финансирования инвестиционных проектов при реализации мероприятий Программы {а общем объеме 59,7 млн руб.) на период 2014-2016 гг, Ростуризмом не осуществлялось" [7]

В зарубежных странах, успешно развивающих туризм с использованием механизма ОЭЗ, иностранные инвесторы пользуются многочисленными таможенными и налоговыми льготами, им предоставляются большие права и полномочия.

Ярким примером успешного развития ОЭЗ является Китай. Так, Шанхайская ОЭР "Пудун" предоставляет участникам следующие налоговые льготы: отмена уплаты НДС, потребитель-

ских налогов, налогов на доход иностранного персонала, подоходного налога на 5 лет и уплата 50% подоходного налога в течение следующих 3-х лет. [8]

В ОЭЗ "Пусан" действует полное освобождение от подоходного и транспортного налогов, налога на прибыль корпораций и их 50% снижение на следующие 2 года; полное освобождение от местных налогов {имущественного и НДС) и их 50% снижение на следующие 2 года. [8].

Устранение указанных недостатков позволит повысить эффективность функционирования ОЭЗ ТРТ.

Литература:

1. Федеральная служба государственной статиста к и [Электронный ресурс]. Режим доступ а: http;/ /www.gks.iu/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main.

2.ФЦП "Развитие внутреннего и въездного турит ; мэ" на 2011 - 2018 годы

3.06 утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы (с изменениями на 12 ноября 2018 года) [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: https://programs.gov.ru/Portaf/ programs/passport/11

А. Финансирование ФЦП (Сводная бюджетная роспись) [Электронный ресурс].-. Режим доступа. - info.minfin.ru/passpottfcp.php

5. Заседание Координационного совета ФЦП по развитию въездного и внутреннего туризма & России [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: https://www.tourprom.rU/pressrelease/11392/

6. Дехтярь Галина Максовна Об итогах реализации ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации {2011-2018 годы)" в 2018 году [Электронный ресурс] Режимдосту-иа. URL: htrps://cyberjeninka.ru/.../ob-itogah-reahzatsM-ftsp-razvrtie-vnutrennego-i-vezdnogo-t.

7. Официальный сайт Счетной палаты Российс кой Федерации: Деятельность СП [Электронный ресурс]- Режим доступа.-URL: http://audit.gov.ru/ Icttvlties/bullateг}/(дата обращения 13.02.2019)

8. Зарубежный опыт функционирования особых (свободных) экономических зон. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: newinspire.ru/lektsii point rovoy.

ОУ

т—I

0

СИ _р

X

1

CU

ел 2

s

323

SERVICE MARKET: THE MAIN TENDENCIES OF INNOVATION DEVELOPMENT Karvitskaya Galina Vladlslavovna, PhD of Economics, Associate Professor Perekatieva Tatyana Aleksandrovna, PhD of Economics

Department of National Economy and Regional Development, Ryazan State University named after S.A, Yesenin, Ryazan

г Только, начиная с 3018 года, правительство просчитывает рентабельность проектов и срок окупаемости.

S

LU

S

о

LU 3-

s X

О X

о

л

#

* *

324

The article shows the specifics of innovation processes in the services market, gives an overview of the current state of innovations in the services sector, analyzes the innovation processes occurring in the services market of the country and Ryazan, discusses innovations implemented by companies of different service industries, identifies the main trends in innovation development management services, problems arising from innovation processes are shown.

Keywords: services market; innovation; digita/ization; diversification; customer focus; internet marketing.

УДК 33:392 ВАК РФ 08,00,05

0 Карвицкая Г.В., 2019 Û Перекатева ТА., 2019

КАРВИЦКАЯ Галина Владиславовна, кандидат экономических наук, доцент

ПЕРЕКАТИЕВА Татьяна Александровна, кандидат экономических наук

кафедра Национальной ЭКОНОМИКИ

и регионального развития, Рязанский государственный университет имени СЛ. Есенина, Рязань

РЫНОК УСЛУГ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ

в статье показывается специфика инновационных процессов на рынке услуг, дается обзор современного состояния инноваций в сфере услуг, анализируются инновационные процессы, происходящие на рынке услуг страны и г.Рязани, рассматриваются нововведения, реализуемые компаниями разных отраслей сервисной деятельности, выявляются основные тенденции развития инноваций в сфере услуг, показываются возникающие в связи с инновационными процессами управленческие проблемы.

Ключевые слова; рынок услуг; инновации; цифровизация; диверсификация; клиентоориентированность; ин терне т-марке тин г.

Последние десятилетия характеризуются бурным развитие« рынка услуг в экономике страны и мира, усилением его роли и значения во многих социально-экономических процессах, лидирующим положением по таким параметрам, как темпы роста, доля в ВВП, в совокупной занятости, появление новых участников и пр. Целью данной статьи является анализ инновационных процессов в сфере услуг, выявление наиболее значимых тенденций их развития, а также спектра возникающих в связи с ними управленческих проблем.

Состояние сферы услуг существенно влияет на качество жизни населения. В то же время именно она оказалась наиболее уязвимой в условиях падения реальных доходов населения, снижения спроса на многие виды услуг, обострения конкуренции. Одним из факторов выживания компании на рынке, обеспечения устойчивой конкурентоспособности является, на наш взгляд, активное вовлечение инноваций.

Это положение поддерживают многие авторы, отмечая, что "...конкурентоспособность выпускаемых предприятиями товаров и оказываемых услуг сегодня напрямую зависит от степени эффективности применяемых в их отношении инновационных разработок и методов лродвижения".[6,108]

Перспективное и динамичное развитие отрасли во многом объясняется тем, что в сферу ее деятельности вовлечено не только фактически все население страны, но и хозяйствующие субъекты всех форм собственности и масштабов. Это предопределяет необходимость выработки специфических приемов и подходов, в том числе инновационных, к оперированию на рынках В2В, В2С, В2Си др.

Начиная обзор современного состояния инноваций в сфере услуг, необходимо обратиться к общепринятой классификации инноваций, сосредоточив внимание на трех критериях: масштабах, объектах и степени новизны. [5]

Оценивая степень новизны услуг, следует иметь в виду, что в чистом виде они предоставляются относительно редко {консультационные, страховые, экскурсионные и т.п.). Чаще встречаются различные комбинации: товар, сопровождающийся одной или несколькими услугами {автосалон}, либо услуга, включающая предло-

жение товара (ресторан, салон красоты, фит-нес и пр.}. Поэтому определить степень новизны услуг зачастую можно только в тесной взаимосвязи с товарами. Очевидно, что новые услуги, особенно в большей мере обособленные от товаров, реже бывают радикальными, чаще - улучшающими либо модификационны-ми. Это объясняется несравненно большим сроком жизненного цикла среднестатистической услуги по сравнению с материально осязаемым товаром.

Таблица 1 - Классификация инноваций

Критерий Содержание

1 Степень новизны ■ радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии; ■ улучшающие инновации, реализующие средние изобретения; • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений продуктов, техники и технологии, организации производств

2 Объест применения • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих; • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; • организационно-управленческие инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

3 Масштабы • отраслевые; • межотраслевые; • региональные; • в рамках предприятия (фирмы).

Рисунок 1 - Различия в кривых жизненного цикла товара и услуги

Спецификой новой или обновленной услуги в аспекте объекта применения является сочетание в ней нескольких инновационных компонентов: собственно продуктовой, технологической, а иногда и организационно-управ-ленческой составляющих. Так, компания Мак-доналдс в России, наряду с добавлением в меню разнообразных блюд в рамках МакЗавтрака,

вводит такие дополнительные услуги, как электронное меню, бесплатный сервис "Закажите - принесем" с использованием специального локатора и экрана киоска самообслуживания, опцию "Оптимизация удаленного заказа", Мак-Доставку; причем эти нововведения сопровождаются учреждением новой должности "Лидер гостеприимства".[3]

Особый интерес для анализа представляет критерий масштаба инноваций. Все большее распространение получают инновации, имеющие межотраслевое применение, главным образом цифровые технологии, используемые в таких разных организациях, как банки, телекоммуникационные компании, энергоснаб-жающие организации, ри-тейлеры, учреждения образовании, здравоохранении] и многие другие. Цифровизация сферы услуг обеспечивает повышение их качества и расширение ассортимента, большие удобства и экономию времени для клиентов, а для самих компаний -оптимизацию всех бизнес-процессов, рост производительности труда сотрудников, новые источники доходов.

В рамках этого направления можно особо выделить систему электронных очередей, удобную для клиентов и все более широко распространяющуюся, используемую в отделениях Сбербанка, Пенсионного фонда, налоговых службах, многофункциональных центрах, телекоммуникационных компаниях и пр. Такие организации, как гостиницы, авиакомпании, железнодорожные кассы, медицинские учреждения и пр, все чаще культивируют систему предварительных заказов или записи через систему Интернет.

Рассматривая отдельные подотрасли сферы услуг, следует отметить, что соответствующие компании все активнее осваивают различные инновационные приемы и подходы, стремясь завоевать определенные конкурентные преимущества, удовлетворить разнооб

Годы

ОУ

т—I

О

СИ _р

X |

си

ел 2

к^ Г

Ё 325

ш S

О ш

X

О X

о ^

й

■X

■X *

326

разные потребности, привлечь большее количество клиентов. В авангарде этого процесса выступают, естественно, коммерческие компании, т.е. хозяйствующие субъекты, деятельность которых требует достижения таких фи-нансово-коммерческих результатов, как рост выручки, объема продаж,среднего чека, обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности. Так, телекоммуникационная компания Ростелеком, помимо базовых услуг связи, включая мобильную связь, доступ к Интернету, предлагает также широкую линейку сервисов для семьи, включая цифровые решения для "Умного дома", онлайн-образования, геймеров и пр.

Нововведения салонов красоты ориентированы на такие инновации, как персонали-зацию косметических продуктов, развитие биотехнологий, а также активную разработку всевозможных косметологических аппаратов. Клиентам предлагаются такие новинки, как маникюр посредством мобильного принтера, фотоэпиляция, смарт-зеркало для экспресс-анализа кожи с последующими рекомендациями; биоцеллюлозные маски, анализатор состояния волос, 1РС-массаж, биорепарации и многое другое,[2] В сфере непрерывного поиска инновационных решений находятся также такие разные организации, как банки, кадровые агентств, почтовая служба, медицинские центры, туристические фирмы и пр.

Приметой сегодняшнего дня стало существенное усиление инновационной активности не только бизнес-структур, но и некоммерческих организаций, в том числе государственных (в частности, комплекс услуг МФЦ "Мои документы"). Для этих организаций инновационная деятельность может привести не столько к росту доходов, сколько к повышению узнаваемости и популярности, улучшению общественного мнения, бюджетной поддержке либо привлечению внимания потенциальных инвесторов/ спонсоров.

Весомый потенциал инноваций проявился у таких традиционных заведений, как библиотеки, музеи, организации концертно-гастрольной деятельности страны. Так, последние с недавнего времени стали практиковать так называемые виртуальные концертные залы как особое сценическое пространство, созданное с помощью современных технологий. Онлайн-транс-ляции позволяют зрителям Новосибирска, Ека-

теринбурга, Рязани и даже отдаленных уголках России смотреть и слушать в режиме реального времени концерты лучших отечественных творческих коллективов. Интересный опыт нововведений накоплен и у региональных концертных организаций. Так, областная филармония в г.Рязани практикует заказ и продажу билетов через Интернет; уже несколько лет успешно реализует такие необычные социокультурные проекты, как "Ночь в филармонии", фестиваль "Кремлевские вечера" на открытом воздухе у Рязанского Кремля, концертные программы Таудеамус" (для студентов рязанских вузов), "8 ожидании чуда" (для будущих мам и пап); кроме того в филармонии работает Музей традиций "Рязанские Хоромы", а в фойе постоянно проводятся фото- и художественные выставки, всегда привлекающие внимание посетителей.

Весьма интересные и оригинальные инновационные решения можно наблюдать также в таких социально ориентированных сферах, как библиотеки, музеи и выставочные залы страны, организации детского дополнительного образования, туристические центры регионов и пр.

Анализ происходящих на рынке услуг перемен и реализуемых нововведений, изучение многочисленных публикаций по данной проблематике, а также личные наблюдения авторов позволяют, несмотря на неоднородность, многообразие и специфику конкретных услуг, сделать некоторые обобщения и выделить ряд проявившихся тенденций и существующих здесь проблем (см.рис.2).

Цифревизация

Диверсификация

Кпиенто о риентированность Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерактивность взаимодействия с потребителем

Растущая унификация инноваций по регионам

Рисунок 2 - Основные тенденции развития инноваций в сфере услуг

бесспорно, что доминирующей тенденцией инновационной деятельности предприятий сферы услуг являются цифровые технологии, пронизывающие основные управленческие решения, трансформирующие бизнес-процессы

и втягивающие в свою орбиту все новых участников. Цифровизация сферы услуг открывает перед компаниями все новые возможности, учитывающие перемещение коммуникативной и деловой активности субъектов рынка в пространство мировой Сети, увеличивает скорость предоставления услуг, оптимизирует процесс сбора, обработки и хранения данных.

Другой устойчивой тенденцией в развитии инноваций становится диверсификация услуг, проявляющаяся в существенном расширении спектра услуг, включая освоение новых, порой не связанных с основным профилем компании, проникновение на "чужое поле". Так, почтовая служба помимо основных услуг вводит в свою программу услуги копирования, печати и отправки факсов, страховые продукты, покупку авиа и железнодорожных билетов, сервисы "Посылка онлайн" и "Курьер онлайн", которые должны упростить взаимодействие интернет-магазинов с почтовым оператором. Еще пример: операторы сотовой связи помимо базовых услуг (голосовая связь, передача ЗМБ-сообщений, мобильный интернет}, предлагают своим абонентам многочисленные нововведения. К ним можно отнести такие, как домашнее ТВ, мобильные приложения, просмотр НТМЬ-страницы, перекачка файлов, работа с электронной почтой и любыми другими ресурсами Интернета, вызов такси, финансовый сервис (банковские карты с кэшбэком), страхование, удаленные консультации с врачами и пр.

Осмысление подобной практики на этих и аналогичных примерах показывает, что расширение спектра инноваций за счет выхода за пределы своего профиля деятельности, являясь средством выживания, минимизации рисков, повышения конкурентоспособности, приводит к дальнейшему обострению конкуренции за счет размывания традиционных отраслевых границ.

Обе описанные тенденции свидетельствуют о еще одном векторе развития инноваций в сфере услуг: клиентоориентированно-сти. Как отмечают некоторые авторы, ее усиление становится одним из глобальных трендов в мире; воздействие потребителей на производство и сферу услуг постоянно возрастает, а власть покупателя как никогда ранее стала более влиятельной, |1;47]

Потребители становятся определяющей конкурентной силой компании, а для удержания постоянных клиентов и привлечения новых, наращивания клиентской базы, увеличения объемов продаж и среднего чека

требуется постоянный поиск новых способов решений их проблем. Вместе с тем получение таких результатов предполагает полное обновление системы работы с клиентами. Обязательными элементами этой системы должно стать более полное понимание предпочтений клиента посредством использования специальных компьютерных программ, дополнительных каналов коммуникаций, построения надежных каналов обратной связи. Очевидно, что основным критерием выбора инновационных решений в сфере услуг должна стать именно удовлетворенность потребителя: информированностью, скоростью, удобством, качеством работы персонала и т.п.

Еще одной тенденцией в развитии инновационных процессов в сфере услуг является необходимость интерактивного взаимодействия компании-поставщика услуг и потребителя, [7; 240) Во многом она связана с резким увеличе- ; нием информационных каналов за счет рас-' ширения спектра традиционных СМИ, сопровождающегося появлением разновидностей Интернет-маркетинга, таких как официальные сайты, социальные сети, блоги, чаты, интернет-коммерция, интернет-сообщества и пр. Огромную роль в усилении этого взаимодействия сыграло появление мобильного Интернета и электронных гаджетов. Потребители всех типов и категорий активно обмениваются мнениями не только относительно качества услуг, предлагаемых различными организациями, но и с интересом обсуждают появившиеся новинки, тестируют креативные идеи, критически оценивают их. Инновации всегда привлекают внимание, способствуют "вирусному" распространению как внутри Сети, так и за ее пределами.

ОУ

т—I

о

СИ _р

X 2

си

ел 2

к^ Г

Ё

327

Рисунок 3 - Типы потребителей по характеру распространения информации

В этом смысле исключительную важность приобретает постоянный мониторинг мнений и отзывов клиентов, налаживание диалога с ними, определение степени потребительской удовлетворенности. Весьма продуктивной представляется идея классификации клиентов,

UJ

S ^

О UJ

Z

О X

о sc rt

■X

■X *

328

исходя из их роли в распространении информации о компании и специфики работы с каждой из выделенных групп. [5, с.59|

Так, негативный отзыв - повод к корректи-рующимдействиям, изменениям, положительный - к дополнительному контакту и укреплению связи. Задача компании: увеличить количество удовлетворенных, лояльных к фирме клиентов, сделать их распространителями нужной для бизнеса информации.

В завершение следует отметить такую тенденцию в развитии инноваций, как сокращение разрывов в инновационных решениях в сфере услуг различных регионов страны. Такой феномен можно объяснить различными факторами. Прежде всего, это закономерности функционирования единого социально-культурного и экономического пространства страны, повсеместное и всепроникающее распространение глобальной Сети и информационно-цифровых технологий, широкое и оперативное использование опыта наиболее продвинутых в инновационном отношении регионов. Кроме того в отдельных регионах страны все больше представлены такие локомотивы инноваций, как крупные компании федерального значения: Сбербанк, Ростелеком, Большая четверка мобильных операторов, федеральные и иностранные сети розничной торговли и общественного питания и пр.

Не вызывает сомнения, что выявленные нами тенденции приводят к радикальным преобразованиям процесса управления компаниями сферы услуг, его постоянным корректировкам в связи с высокой динамичностью среды. Скорость сбора и обработки информации обеспечивает оперативность и качество принимаемых управленческих решений; экономию времени и затрат на составление различного рода отчетов: финансовых, налоговых, статистических. Существенно меняются требования к системе управления персоналом: поиску и отбору кадров с учетом профессиональных и социально-психологичес-

ких компетенций, профессиональному обучению, деловой оценке и мотивации кадров. Серьезные изменения должны вноситься в брен-динговую политику компании, включая внешнюю символику (вербально-визуальные объекты), выбор форм и методов коммуникаций с потребителями и местным сообществом, которые бы с большей степенью вероятности выходили на целевые аудитории, привлекали их внимание, учитывали своеобразие отрасли, создавали положительный имидж. И, конечно, с учетом высокого риска, сопровождающего инновационные процессы, особое внимание должно уделяться мерам по его предупреждению и минимизации.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить ряд существенных тенденций,характеризующих инновационную деятельность на рынке услуг, а также очертить круг порождаемых ею управленческих проблем, требующих своего эффективного реше-

ния.

Литература:

1. Басен ко 8.П., Андрейко М.Н. Особенности управления региональными инновациями // Вестник Академии знаний. - 2018. - №2 (25). - С 41-47,

2. Индустрия красоты: новинки рынка и главные инновации Источник: https://cosmeloiogy-info.ru/ 7037/news-2017-v-iгtdustг!i-kraso^y-novitl!<i-rynka-'|-д1аупуе-тпоуа(5П-до<^а/

3. Информационный портал для сотрудников Макдоналдс в России [электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.mcfamily.FU/web/ оиНоипде-ги/Ьоте Дата обращения: 24,11.2018

4. Казанджян О. Формирование концепции лояльности бренду//Маркетинг. - 2017. - №2. - С. 58-/8.

5. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] - https://www.monographies.ru/ru/ Ьоо к/->ес1юп?]с1-3767

6. Тультаев Т.А., Тультаееа И.8. Роль инноваций в обеспечении маркетинговой деятельности на Предприятиях сферы услуг // Экономика, статистика и информатика. Вестник У МО, - 2013. - №5. -С. 108-111.

/. Фоменко Е.8. Актуальные тенденции сферы услуг и сервисных инноваций // Вестник Академии знаний.- 2018. - № 27 (4). - С. 239-245.

FEATURES OF THE REGIONAL ECONOMY AS A FACTOR INFLUENCING THE MECHANISM FORTHE DEVELOPMENT OF THE I/OCA TIONAL EDUCA TIONSYSTEM

Kirpanev Vadim Petrovkh, PhD of Economics, Associate Professor Uvatov Igor Petrovich, PhD of Sociological sciences, Associate Professor Khalllov Temirkhan Magomedovich, Postgraduate student Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk

The article examines the trends of vocational education, in the context of the regional economy, assesses the factors influencing the mechanism of functioning of the vocational education process, with attention focused on the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.